Государство готово отменить обеспечение для исполнителей госконтрактов

среда, 2 марта, 2016

Если к поставщику три года не было претензий

Компании, которые успешно, без нареканий в течение трех лет работали по госконтрактам, могли бы участвовать в тендерах, не внося обеспечение, предложил президент Владимир Путин на съезде Торгово-промышленной палаты. Он попросил правительство поправить закон о контрактной системе. Пока поручения не было, но Минэкономразвития готово разработать необходимые поправки, говорит директор департамента министерства Максим Чемерисов. Федеральная антимонопольная служба тоже пока не получала поручения, сообщил ее представитель.

Прежде чем подписать контракт, поставщики должны перечислить на счета казначейства от 5 до 30% его стоимости (см. врез) или предоставить банковскую гарантию на эту сумму, рассказывает обратившаяся к президенту председатель комитета Торгово-промышленной палаты по развитию предпринимательства, малого и среднего бизнеса Елена Дыбова.

Банковские гарантии стоят 6–18% от суммы обеспечения, уточняет она. После этого предприниматели ищут деньги на выполнение госзаказа, ждут, когда расплатится заказчик, и только затем могут вернуть обеспечение, говорит Дыбова. Но возврат средств обычно растягивается, а это живые деньги, которые вынужден замораживать бизнес, жалуется она.

Расходы на обеспечение составляют примерно 1–1,2 трлн руб. в год, говорит руководитель комитета по развитию закупок Торгово-промышленной палаты Антон Емельянов. Примерно 80% – гарантии, 20% – деньги, перечисленные на казначейские счета. Обеспечение составило примерно 20% от госзаказа в прошлом году.

Если у компании есть опыт работы по госконтрактам, ее можно освобождать от обязанности предоставлять обеспечение, считает представитель Минэкономразвития. На некоторых тендерах – строительных, по закупке продуктов питания, работ и услуг в области атомной энергии – уже нужно подтверждать добросовестное исполнение контрактов, напоминает он, это один из критериев определения квалификации. Речь, видимо, будет идти только о госзаказчиках, говорит Чемерисов, госкомпании вправе сами решать, когда нужно обеспечение. Москва уже в качестве антикризисной меры снизила максимальное обеспечение с 30 до 10% от стоимости контракта, говорит руководитель департамента по конкурентной политике Москвы Геннадий Дегтев.

Это возвращение к идее реестра добросовестных поставщиков, в 2013 г. она не вошла в закон о контрактной системе: опасались возможных злоупотреблений, связанных с ведением реестра, напоминает Чемерисов. Теперь данные единой информационной системы позволяют объективно оценивать добросовестность участников закупок, говорит он.

Чтобы избежать коррупции, нужны четкие и прозрачные критерии, считает Емельянов. К добросовестному поставщику не должно быть претензий ни по качеству, ни по срокам выполнения госзаказа, тогда риски для заказчика будут минимальны, говорит Дегтев. Нужно учитывать количество торгов, в которых участвовал поставщик: сколько он выиграл, сколько исполнил контрактов, на какую сумму, учитывая специфику рынка, отмечает Емельянов.

По федеральным контрактам на 2 трлн руб. в прошлом году неустойка составила 3,4 млрд (см. график). Взыскать с поставщика, нарушившего контракт, штрафы и неустойку при любом способе обеспечения очень сложно, жалуется один из госзаказчиков. Для небольших контрактов стоит отменить обеспечение, но для крупных – и особенно строек – его надо сохранить, призывает он. Отменив обеспечение, государство может потерять последний шанс получить что-то от обанкротившегося поставщика, согласен заместитель председателя комитета финансового контроля Санкт-Петербурга Виталий Бахвалов, например, строители обычно работают в кредит и арендуют технику – взять с них нечего. Добросовестный заказчик в любой момент может стать недобросовестным, так уже случилось со многими компаниями, к которым не было претензий и пять, и десять лет, предупреждает Бахвалов.

Кассация поддержала решение ФАС по аукциону Пограничного управления ФСБ России по восточному арктическому району

среда, 2 марта, 2016

Арбитражный суд Московского округа признал законным решение и предписание Федеральной антимонопольной службы (ФАС России), выданное ФГКУ «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по восточному арктическому району».
В 2015 году в антимонопольную службу поступило обращение ООО «Славянский продукт» на действия Пограничного управления при проведении электронного аукциона на поставку пшеничной муки высшего и первого сорта в рамках государственного оборонного заказа.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия ФАС России выявила в действиях заказчика нарушение Закона о контрактной системе (ч. 7 ст. 69) и выдала Пограничному управлению предписание об устранении нарушений законодательства.
Пограничное управление отказалось принимать заявку ООО «Славянский продукт», ссылаясь на то, что Общество не предоставило документы и информацию, предусмотренную ч. 5 ст. 66 Федерального закона «О контрактной системе». При этом аукционная документация не содержала указаний на конкретные документы, подлежащие предоставлению, а представляемые Обществом документы не принимались.
Пограничное управление не согласилось с доводами ФАС России и обратилось в суды. Суды трех инстанций подтвердили правильность выводов антимонопольного ведомства.

Добросовестные компании освободят от обеспечительных мер при госзакупках

вторник, 1 марта, 2016

Президент России Владимир Путин поддержал идею освободить компании, добросовестно работающие на рынке в течение трех лет, от обеспечительных мер при участии в госзакупках.

"Компании, которые работают успешно, без всяких нареканий в течение трех лет, вполне могут быть избавлены от этих обеспечительных мер. Я прошу правительство иметь не только это в виду, а соответствующим образом отрегулировать это в действующем законодательстве", - заявил он в ходе дискуссии на съезде Торгово-промышленной палаты в Москве.

Путин также поддержал идею, высказанную участницей дискуссии Галиной Дыбовой, о том, чтобы оплачивать соответствующее обеспечение контракта, исходя не из начальной его стоимости, а из окончательной цены.

"Обеспечение должно рассчитываться не по максимальной заявочной цене, а по реальной, которая получается в результате соответствующего тендера", - сказал президент.

Путин также высказал мнение, что исполнение госкомпаниями требований закона о закупках у предприятий малого и среднего бизнеса нуждается в независимом мониторинге, однако строить работу с МСБ только через директивные указания крупным участникам рынка тоже неверно.

Согласно действующему законодательству, доля участия МСБ в госзакупках закреплена в размере 15% от общего годового объема закупок заказчика. Для госкомпаний минимальный объем закупок у МСБ - 18%.

"Рассчитываю, что вы (Торгово-промышленная палата - ИФ) выстроите работу с корпорацией развития МСП. Одно из важнейших направлений ее работы - формирование спроса на продукцию малого и среднего предпринимательства со стороны естественных монополий и компаний с госучастием. Просил бы корпорацию совместно с торгово-промышленными палатами проводить постоянный мониторинг того, как естественные монополии и компании с госучастием на практике реализуют программу закупок у малого и среднего бизнеса", - сказал Путин.

Вместе с тем, по его словам, вмешательство государства в реальную экономическую жизнь должно быть минимальным. "Командовать и указывать - опасный путь, здесь нужно быть очень аккуратным", - подчеркнул президент. Даже естественная монополия будет заинтересована в долгосрочном сотрудничестве с небольшой компанией, если она зарекомендует себя эффективным поставщиком, отметил Путин.

ФАС поделит интеллектуальную собственность

вторник, 1 марта, 2016

«Пока мы строили социализм, люди занимались патентованием и созданием инновационных продуктов, поэтому сегодня эти патенты принадлежат не нам», — объяснял руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев на встрече с РСПП в конце 2015 г. Теперь ФАС готова вернуть завоевания социализма.

Российские компании могут получить право использовать разработки и изобретения без согласия обладателя патента — обсуждение таких поправок в закон о конкуренции и Гражданский кодекс начала ФАС (уведомление опубликовано на портале раскрытия официальной информации).

Распространить антимонопольное регулирование на объекты интеллектуальной собственности ФАС хотела еще в так называемом четвертом пакете поправок в законодательство о конкуренции, который вступил в силу в этом году. После протеста бизнеса ФАС отказалась от этих мер, но Артемьев предупреждал, что служба может предложить такие поправки в разрабатываемом сейчас пятом пакете.

Сегодня речь идет в первую очередь о патентах на лекарства и медицинские изделия, чьи правообладатели часто злоупотребляют своим доминирующим положением и отказываются производить или поставлять лекарства в Россию, говорится в уведомлении о поправках

Не существует эффективных механизмов решения проблем, которые возникают при отказе поставлять лекарства, пишет ФАС. Хотя международные нормы допускают возможность использовать объект патента без разрешения правообладателя, если это предусмотрено национальным законодательством члена ВТО, сказано в уведомлении.

Гражданский кодекс уже позволяет правительству в интересах обороны и безопасности разрешить использовать объект интеллектуальной собственности без согласия патентообладателя, выплатив ему компенсацию. ФАС также предлагает добавить еще один повод — угроза личности и правам граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь. Правительству нужно дать право определить порядок выдачи таких разрешений, поясняет представитель ФАС. А в законе об обращении лекарств нужно описать процедуру регистрации препарата, созданного на основании такого разрешения правительства, добавляет он.

Нормы закона о конкуренции могут создать ложное впечатление о полной неприкасаемости компаний, обладающих интеллектуальными правами, объясняет советник «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Денис Гаврилов.

Такая же проблема была с Google, компания настаивала, что разработанные ею мобильные приложения — объект интеллектуальной собственности, а значит, к ней не может быть претензий. Но ФАС признала, что мобильные приложения, в том числе магазины, являются товарами, а их разработчик занимает доминирующее положение и злоупотребляет им, напоминает Гаврилов.
Чтобы избежать разночтений в толковании закона, его и предлагается уточнить, говорит Гаврилов.

Норма в определенных ситуациях полезна и для государства, и для пациентов, признает заместитель генерального директора фармацевтической компании Stada Иван Глушков. Но есть риски, что в перечень жизненно важных препаратов будет включаться любое лекарство, которое государство захочет «отобрать», говорит Глушков. Потенциально государство заинтересовано отобрать лицензии у всех зарубежных производителей и выдать разрешение производить лекарства российским компаниям — это большая экономия на госзаказе и большое искушение в условиях сокращения бюджетных средств, отмечает один из производителей фармрынка. Из-за таких рисков в стране просто перестанут регистрироваться новые иностранные лекарства и пациенты останутся без инновационных препаратов, полагает Глушков.

В Костромской области будет работать новый сервис «Витрина закупок региона»

понедельник, 29 февраля, 2016

С конца марта 2016 года в Костромской области будет работать новый сервис «Витрина закупок региона», который позволит отслеживать все госзакупки, производимые на территории региона, а также основные аналитические показатели в одном приложении. Сегодня об этом сообщил директор регионального департамента финансов Илья Баланин на еженедельном оперативном совещании.

В настоящее время по поручению губернатора Костромской области Сергея Ситникова в регионе проводится работа по повышению уровня соблюдения требований законодательства о закупках заказчиками, предотвращению неэффективных расходов, повышению прозрачности закупочной деятельности.
В 2015 году по итогам процедур, проводимых Агентством государственных закупок Костромской области, получена экономия 220,3 млн. рублей (4,8%), что больше чем в 2014 году (138,5 млн. рублей - 3,6%). Сэкономленные средства направлены заказчиками на приобретение дополнительных объемов товаров, работ, услуг для обеспечения деятельности.
Как отметил директор департамента финансов Илья Баланин, увеличению экономии способствовало широкое использование совместных контрактов между несколькими органами исполнительной власти региона.
При проведении 391 процедуры начальная максимальная цена контракта была снижена на величину более 25%. Общая сумма контрактов, заключенных по итогам таких процедур составила 188,1 млн. рублей, а полученная экономия – 151,4 млн. рублей (44,6%). Информация о данных процедурах ежемесячно направляется в департамент финансового контроля Костромской области. Заключенные по данным процедурам контракты выполнены.
Сегодня глава региона Сергей Ситников поставил задачу использовать возможности федерального законодательства для организации предквалификации участников государственных закупок, особенно в сфере строительства, куда наиболее часто приходят организации, специально созданные под госконтракт: не имеющие необходимого опыта работы, специалистов и специализированного оборудования.
«Мы прекрасно знаем, какие возникают риски, когда в регион на реализацию заказа приходят организации, о которых нам ничего не известно. Поэтому чтобы избежать всех рисков прошу этот вопрос проработать очень серьезно», - подчеркнул Сергей Ситников.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458 459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 476 477 478 479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 493 494 495 496 497 498 499 500 501 502 503 504 505 506 507 508 509 510 511 512 513 514 515 516 517 518 519 520 521 522 523 524 525 526 527 528 529 530 531 532 533 534 535 536 537 538 539 540 541 542 543 544 545 546 547 548 549 550 551 552 553 554 555 556 557 558 559 560 561 562 563 564 565 566 567 568 569 570 571 572 573 574 575 576 577 578 579 580 581 582 583 584 585 586 587 588 589 590 591 592 593 594 595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 629 630 631 632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 650 651 652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662 663 664 665 666 667 668 669 670 671 672 673 674 675 676 677 678 679 680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691 692 693 694 695 696 697 698 699 700 701 702 703 704 705 706 707 708 709 710 711 712 713 714 715 716 717 718 719 720 721 722 723 724 725 726 727 728 729 730 731 732 733 734 735 736 737 738 739 740 741 742 743 744 745 746 747 748 749 750 751 752 753 754 755 756 757 758 759 760 761 762 763 764 765 766 767 768 769 770 771 772 773 774 775 776 777 778 779 780 781 782 783 784 785 786 787 788 789 790 791 792 793 794 795 796 797 798 799 800 801 802 803 804 805 806