Медведев поручил усилить ответственность за хищения при госзакупках

четверг, 10 марта, 2016

Министерству юстиции РФ и ряду других ведомств поручено к середине сентября подготовить предложения по усилению уголовной ответственности за хищения при госзакупках.

Такое поручение премьер-министр РФ Дмитрий Медведев дал во исполнение перечня поручений президента России от 16 февраля 2016 года, сообщает сайт правительства.

Минюсту России, Минэкономразвития, Минфину и ФАС России "представить в установленном порядке предложения по внесению в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих усиление уголовной ответственности и повышение эффективности других механизмов предотвращения хищений при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", говорится в тексте поручений Медведева, размещенном на сайте.

О результатах поручено доложить в правительство с проектами докладов президенту РФ, при необходимости с проектами законодательных и иных нормативных правовых актов.

Правительство собирается увеличить квоты на закупки госкомпаний у малого бизнеса

среда, 9 марта, 2016

Доля заказа, который госкомпании должны отдавать малому и среднему бизнесу, будет увеличиваться, заявил первый вице-премьер Игорь Шувалов на совещании в Корпорации развития малого и среднего предпринимательства (МСП). Планируется повысить ее с 10 до 15%, пояснил представитель его секретариата. Поправки в постановление правительства готовятся, подтверждает представитель Минэкономразвития.

10% своего заказа госкомпании обязаны сейчас отдавать малому и среднему бизнесу на специальных торгах (заказы до 200 млн руб.), а всего – 18%. Правило действует с 1 июля 2015 г. (для компаний с оборотом выше 10 млрд руб., с 2016 г. – 2 млрд), поэтому во втором полугодии была квота 5 и 9% соответственно. Эти закупки составили 1,6 трлн руб., если верить ежемесячной отчетности самих компаний, но эта информация может быть неточной, признает Минэкономразвития в мониторинге по итогам 2015 г. На значительную часть крупных закупок квоты не распространяются – например, на услуги естественных монополий, нефть, трубы. Гораздо меньшие цифры у Корпорации МСП: у 35 крупнейших заказчиков доля закупок у малого и среднего бизнеса составила даже 36,2%, но потратили они на них всего 196 млрд руб., а по прямым торгам – 11,8% и 62,7 млрд соответственно. В 2016 г. 35 госкомпаний планируют закупить у малого и среднего бизнеса на 170 млрд руб., говорится в сообщении Корпорации МСП.

Данные о закупках у малого и среднего бизнеса «существенно завышены», говорил руководитель ФАС Игорь Артемьев на встрече с премьером Дмитрием Медведевым в начале марта. Часто субподрядчики только формально относятся к малому бизнесу, а на самом деле это фирмы, аффилированные с крупным бизнесом, «помойки» для отмывания денег, «однодневки», доказывал он. Многие госкомпании окружили себя родственным малым и средним бизнесом и нет никакой возможности потеснить их, сказал Шувалов: «Мы это знаем и с корпорациями такими работаем». У аффилированных структур цены бывают в несколько раз выше рыночных, что позволяет выполнить план по закупкам у малого бизнеса, говорит гендиректор Центра размещения государственного заказа Александр Строганов. Менее 5% закупок госкомпаний совершаются на конкурсе: 40% в 2015 г. достались единственному поставщику, еще более 55% совершались иными способами (см. график). А это маскировка неконкурентных способов, говорил осенью Артемьев.

Госкомпании, опрошенные «Ведомостями», считают, что увеличивать квоты преждевременно. Квоты были введены только в июле, отмечает представитель РЖД. Нужно дать механизму проработать хотя бы год, рекомендует директор департамента закупок «Россетей» Юрий Зафесов. Сами «Россети» могут выполнить и новые квоты, говорит он. В 2015 г. квота по группе была соблюдена, а вот у отдельных «дочек» возникли сложности, рассказывает Зафесов: распределительным комплексам легче найти поставщиков среди малых и средних предпринимателей, стройки у них небольшие, а магистральным комплексам с их масштабными стройками и крупными закупками сложно. Поддерживать малый бизнес нужно, но нельзя делать это только административными мерами, отмечает вице-президент «Алросы» Александр Паршков. Каждый второй заказ «Алросы» в 2015 г. достался малому и среднему бизнесу, у которого закупается технологическое оборудование, автотранспорт, запчасти к технике, химическая продукция, услуги по строительству и монтажу оборудования. Но в некоторых случаях крупные производители способны предложить более низкие цены на оборудование, кроме того, среди малых предприятий много посредников, замечает Паршков. Представитель «Газпрома» отказался от комментариев, представитель «Роснефти» не ответил на запрос «Ведомостей».

Можно повышать формальные квоты, но без анализа закупок и диалога между заказчиками и поставщиками реальные закупки у малых предприятий расти не будут, считает председатель комитета ТПП по закупкам Антон Емельянов. Компании продолжат создавать малые предприятия из собственных структур и завышать цены, говорит Строганов. Дополнительная цель – поддержка малого бизнеса – может помешать основной – повышению эффективности закупок, резюмирует Строганов.

Иностранное телеком-оборудование хотят запретить при госзакупках

среда, 9 марта, 2016

Минпромторг предлагает запретить покупать телекомуникационное оборудование, произведенное иностранными компаниями, если есть аналогичное российское. Об этом говорится в проекте постановления правительства: “Об установлении запрета на допуск телекоммуникационного оборудования, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”, подготовленном Минпромторгом (копия документа есть у редакции).

В проекте постановления правительства, подготовленном в Минпромторге, четко оговариваются случаи, когда покупка иностранного оборудования допускатеся: «Установить запрет на допуск телекоммуникационного оборудования, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, за исключением следующих случаев: а) в реестре Минпромторга отсутствуют сведения об оборудовании, обладающем статусом «телекоммуникационное оборудование российского происхождения», соответствующем тому же классу что и оборудование, планируемое к закупке; б) телекоммуникационное оборудование, сведения о котором включены в реестр «телекоммуникационного оборудования российского происхождения», по своим функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке телекоммуникационному оборудованию».

Под «отдельными видами юридических лиц» в данном случае понимаются государственные компании и компании с госучастием, пояснила «Известиям» Светлана Апполонова, председатель совета Ассоциации производителей электронной аппаратуры и приборов.

Для производителей из стран Евразийского экономического союза авторы документа предлагают ввести тот же режим допуска на российский рынок, что и для отечественных производителей. Но сделано это будет не сразу: после выхода постановления МИДу, Минпромторгу и Минэкономразвития предлагается в шестимесячный срок подготовить и представить в правительство предложения по данному вопросу.

В России уже пять лет существует реестр “телекоммуникационного оборудования российского происхождения”, ведением которого занимается Минпромторог. Чтобы в него попасть, производители оборудования должны соответствовать ряду критериев, разработанных Минпромторгом и Минэкономразивтия. Решение о включении в реестр принимает межведомственный экспертный совет, куда вошли более 20 представителей Минпромторга, Минэкономразивтия, Минкомсвязи, ФСБ, Россвязи и других структур. Они присваивают производителю статус российского, изучив конструкторскую документацию, уровень локализации производства и ряд других параметров.

Пока что статус российского производителя мало что дает поставщику оборудования. При выборе "железа" оператор не всегда принимает во внимание фактор страны-производителя. Более того, некоторые компании боятся покупать российское телекомоборудование, сомневаясь в качестве и догловечности изделия. В то время как иностранные производители стимулируют приобретение своего "железа" довольно эффективно, предлагая выгодные кредиты на его закупку. Например, "Ростелеком" не так давно закупал оборудование у Huawei на $600 млн от China Development Bank.

- Очень распространены лизинг и хорошие скидки, - говорит замгендиректора по технологиям РБК Александр Кононенко. - Рынок от этого выигрывает. Никто не мешает российским производителям идти тем же путем, кооперируясь с российскими банками.

Александр Кононенко отметил, что чаще всего то оборудование, которое имеет статус “российского”, является таковым не на все 100%, поскольку в его основе лежит зарубежная элементная база, чаще всего китайская.

- К зарубежной базе добавляются российские компоненты, чтобы получить статус отечественной разработки. Из опыта и отзывов коллег могу сказать, что подобное оборудование - «русско-китайский самосбор» - работает не всегда стабильно и со множеством эксплуатационных проблем, - рассказал он. - Поэтому, когда есть возможность купить брендовое зарубежное оборудование, которое проверено временем, при одинаковой его стоимости с российским, многие делают выбор именно в пользу зарубежного. Никому не хочется, чтобы его инфраструктура "падала".

Президент группы компаний Cognitive Technologies Ольга Ускова считает, что инициатива Минпромторга по поддержке отечественных разработчиков телекомоборудования правильная.

- Сегодня закон обязывает указывать планы закупок, - говорит Ускова. - Было бы неплохо обязать указывать в этом плане еще и параметры оборудования. Тогда это помогло бы производственникам заранее подготовиться к выпуску нужных моделей.

Интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев уверен, что преференции российским компаниям - это не лучший путь.

- Простой запрет покупать оборудование, произведенное иностранными компаниями, это простое ограничение конкуренции, приводящее к экономической закрытости рынка, - говорит Мариничев. - Это несомненно сделает Россию ещё более изолированной от остального мира и создаст дополнительную угрозу хронического отставания. Вместо этого нам нужно стимулировать инвестиции в базовые технологии производства оборудования. Допустим в телекоме - это чипсеты модулей коммутации и программное обеспечение, управляющее алгоритмами коммутации. Нужно вкладываться в производство этих базисных компонентов и именно их воспринимать как отечественную продукцию. Это позволит создать значительную добавленную стоимость внутри страны. А дальше уже неважно, кто и где будет осуществлять сборочный цикл.

Поставщики свалили Андерссона

воскресенье, 6 марта, 2016

Глава Ростеха Сергей Чемезов объявил о предстоящей отставке президента «АвтоВАЗа» Бу Андерссона. Она уже согласована с другими акционерами франко-японского альянса Renault-Nissan. Предстоящий совет директоров в «свечке» — так вазовцы называют административную высотку, ставшую символом завода — лишь закрепит все формальности. Андерссон, возможно, произнесет прощальную речь и сдаст полномочия.

«Главная причина увольнения Андерссона — убыток в 74 млрд руб. по итогу 2015 года. Большая часть долга сформировалась после решения закупить иностранные комплектующие для Vesta, лишь бы отказаться от российских поставщиков. Поскольку закупки осуществлялись за валюту, а после определенного момента произошел обвал рубля, в результате сгенерировались огромные убытки. Сейчас себестоимость Vesta слишком высока, машина фактически продаётся заводу в убыток», - так объясняют уход Бу некоторые близкие к руководству специалисты.

Но не единственная. Не меньше на его уход повлияла война Андерссона с поставщиками.

Компании, по привычке отгружавшие на «АвтоВАЗ» некондиционный товар, стали головной болью Андерссона с самого начала работы. К примеру, перчатки для рабочим конвейера поставляла некая тольяттинская контора, работа которой заключалась только в том, чтобы перепаковать китайские перчатки в свои фирменные коробки. Такого наследия на «АвтоВАЗе» было много. Один поставщик заказывал комплектующие у контрагентов из Италии, те продавали ему китайские детали под своим брендом, и всё это в итоге выдавалось за стопроцентный российский продукт.

Андерссон занял жёсткую позицию по отношению к партнерам: при малейшей проблеме качества вся партия возвращалась обратно. Главный конвейер не раз в прошлом году останавливался из-за нехватки компонентов. Разумеется, это не могло понравиться Ростеху, который помимо того что имеет блокпакет акций в ОАО «АвтоВАЗ», вдобавок через собственную дочку — Объединённые автомобильные технологии (ОАТ) — является основным поставщиком для «АвтоВАЗа» ключевых узлов и агрегатов.

Формально Андерссон ценой больших усилий, в том числе со стороны Renault-Nissan, установил контроль над ОАТ. Сделка по покупке этого актива должна была совершиться еще в прошлом году. Но теперь вряд ли она произойдёт.

Глава «АвтоВАЗа» поставил перед поставщиками жёсткое условие: снижайте цену и давайте отсрочку платежа либо ищите нового покупателя. Весь прошлый год лихорадило и поставщиков, и «АвтоВАЗ», который не дособрал значительную часть автомобилей из-за этих войн. Доходило до того, что Андерссон возил комплектующие самолетом из Владивостока лишь бы продавить несогласных. В результате многие прогнулись, кто-то тихо разорился, а кто-то громко, как «АвтоВАЗагрегат».

Мне приходилось беседовать с одним из обиженных поставщиков. В ходе разговора выяснилось, что его заводик, акционированный в далеких 1990-х, представляет из себя музей станков Fiat 1970-х годов. Была у Андерссона возможность договориться с вот такими поставщиками (наверняка они не все такие), это уже не мне судить. Закупая иностранные комплектующие (летом 2015 года), Андерссон, вероятно, надеялся, что падения рубля больше не будет. Тогда ведь курсовые скачки прекратились и национальная валюта укреплялась. Но ошибся.

На посту руководителя Волжского автозавода топ-менеджер шведского происхождения продержался чуть более двух лет. И эти два года еще долго будут вспоминать в Тольятти. Он пробовал опровергнуть всем известный анекдот, заканчивающийся словами «не в нас дело, это место проклятое».

Интересно, что до подведения последней финансовой отчётности фигура Андерсона выглядела непоколебимой. В конце года он встречался с президентом Владимиром Путиным (в Сочи его похвалили за Vesta), регулярно появлялся в объективах телекамер вместе с губернатором Самарской области, президентом Татарстана, главой Удмуртии, федеральными министрами. Все говорило о том, что он в фаворе, даже глава альянса Карлос Гон старался медийно поддержать своего подчиненного, давая понять, что он оказался в непростой ситуации на штормовом российском рынке.

Премьеры от «АвтоВАЗа» сыпались одна за одной: Lada Priora c роботизированной трансмиссией, Granta в кузове лифтбэк, Kalina и Largus Cross, рестайлинг 4х4 (она же «Нива»), Vesta и Xray. В этом году обещали показать универсал повышенной проходимости на базе Vesta. Андерссону удалось то, что ни смог бы сделать ни один президент от Каданникова до Комарова — довести свод НИОКРов до конвейера в кратчайший срок. А главное — заставить работать руководящее звено по мировым стандартам.
Такой плодовитости на ВАЗе не было со временен первого директора Виктора Полякова. Казалось, что информационная повестка от «АвтоВАЗа» по объему ничуть не уступает иным горячим новостям. Российский продукт с добавленной стоимостью – наш ответ кризису. Не нефть по $35 за баррель, а автомобиль с дизайном от европейца Стива Маттина и перспективой экспорта.

Первый звоночек прозвенел в октябре прошлого года, когда Чемезов впервые раскритиковал Андерссона, но тогда предметом недовольства главы Ростеха стала кадровая политика. Могли ли стать реальной причиной увольнения иностранного менеджера серьезные сокращения (за 2014-2015 годы было уволено порядка 25-27 тыс. человек), которые были начаты еще Игорем Комаровым? Увеличение безработицы в проблемном Тольятти? Вряд ли. Рабочие уходили без протестов. Лидер независимого профсоюза «АвтоВАЗа» Пётр Золотарёв не раз жаловался, что не может поднять их на митинг.

Очевидно у рабочих в целом к Андерссону было намного меньше претензий, чем к белым воротничкам времен Комарова, разъезжавших по заводу на корпоративных Infiniti. Андерссон пересадил руководящий состав на Lada, общался на «ты» с рядовыми сборщиками, которые раньше руководство в цехах в глаза не видели, а их начальников прилюдно отчитывал на планерках. Да, доходило и до унижения и до серьезных обид подчинённых. Многие стоящие люди в том числе инженеры ушли с завода только потому что не смогли приседать в реверансе. За год сменилось три вице-президента.
Многие на «АвтоВАЗе» ставят в вину Андерссону большое число иностранных советников и консалтинговых фирм, которые особенно в последнее время чуть ли не дублировали основные функции управления. Они внесли свою лепту в убыточность компании.

Я далек от идеализирования Андерссона. По факту он снижал объем производства Lada, увеличивая тираж партнёров из Renault-Nissan. Его жёсткие методы не всегда были оправданы. Но он начал прививать корпоративную культуру не только «АвтоВАЗу» но и партнёрам — дилерам и поставщикам, то, чего до него не делал никто.

ФАС Украины : перенесут ли дату рассмотрения жалобы

суббота, 5 марта, 2016

Поезда на Украине могут остановиться через пять дней

Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) приостановил закупку дизтоплива для нужд железнодорожной отрасли, текущих запасов топлива хватит только на пять дней работы, сообщает в четверг ПАО "Укрзализныця" ("Украинские железные дороги").

"Антимонопольный комитет Украины приостановил закупку дизтоплива для нужд железнодорожной отрасли. Назначение АМКУ на 28 марта рассмотрение жалоб двух участников конкурса может привести к остановке поездов", — говорится в сообщении компании.

По данным "Укрзализныця", нынешнего топлива отрасли хватит на пять суток. Компания отмечает, что к 28 марта запасы топлива уже будут исчерпаны.

"Чтобы не допустить перебоев в курсировании поездов и обойти угрозу полного исчерпания запасов дизтоплива филиал "Центр обеспечения производства" ПАО "Укрзализныця" в своем письме просит АМКУ рассмотреть жалобы участников торгов уже 4 марта. Промедление с вынесением решения по закупке дизтоплива может нанести сокрушительный удар не только железнодорожной отрасли, но и в целом экономике страны, ведь по железной дороге перевозится около 80% грузов в государстве. Сейчас отрасль вынуждена работать в режиме ожидания решения АМКУ", — говорится в сообщении.

http://ria.ru/world/20160303/1383813205.html
Перейти на форум для добавления комментария

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458 459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 476 477 478 479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 493 494 495 496 497 498 499 500 501 502 503 504 505 506 507 508 509 510 511 512 513 514 515 516 517 518 519 520 521 522 523 524 525 526 527 528 529 530 531 532 533 534 535 536 537 538 539 540 541 542 543 544 545 546 547 548 549 550 551 552 553 554 555 556 557 558 559 560 561 562 563 564 565 566 567 568 569 570 571 572 573 574 575 576 577 578 579 580 581 582 583 584 585 586 587 588 589 590 591 592 593 594 595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 629 630 631 632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 650 651 652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662 663 664 665 666 667 668 669 670 671 672 673 674 675 676 677 678 679 680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691 692 693 694 695 696 697 698 699 700 701 702 703 704 705 706 707 708 709 710 711 712 713 714 715 716 717 718 719 720 721 722 723 724 725 726 727 728 729 730 731 732 733 734 735 736 737 738 739 740 741 742 743 744 745 746 747 748 749 750 751 752 753 754 755 756 757 758 759 760 761 762 763 764 765 766 767 768 769 770 771 772 773 774 775 776 777 778 779 780 781 782 783 784 785 786 787 788 789 790 791 792 793 794 795 796 797 798 799 800 801 802 803 804 805 806