ФАС России намерена перевести большинство торгов в электронную форму

понедельник, 21 марта, 2016

Об этом рассказал руководитель ФАС России Игорь Артемьев после правительственного совещания по вопросу совершенствования системы государственных и регламентированных закупок. По его словам, Правительство РФ одобряет инициативу о переходе к проведению госзакупок преимущественно в электронной форме. Такой законопроект1 был внесен в Госдуму группой депутатов еще в октябре 2014 года, но к настоящему времени прошел лишь первое чтение.

Документ предполагает, что наряду с обычными конкурсами появятся электронные, а аукционы как и сегодня, будут проводиться исключительно в электронном виде (ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"). Такое же правило появится для организации запроса котировок и запроса предложений. Организаторы электронных площадок не смогут при этом взимать плату за аккредитацию на электронной площадке, а также за проведение электронной процедуры определения поставщиков и участие в такой процедуре. Предполагается, что в результате только два этапа закупочных процедур, которые невозможно автоматизировать, – экспертная оценка предложений по качеству и оценка квалификации участников – будут осуществляться членами закупочных комиссий.

"В XXI веке немножко уже стыдно видеть вот эти конверты, которые приносят в комиссии по рассмотрению соответствующих заявок по госзакупкам. Что с этими конвертами происходит, где они там, под каким чайником, под каким паром открываются, закрываются и что там, кто там какие откаты получает – это дело правоохранительных органов. Но тем не менее в наш XXI век все-таки нужно использовать современные технологии", – пояснил Игорь Артемьев. По его словам, одобрение инициативы позволит значительно уменьшить коррупцию в сфере госзакупок.

Авторы законопроекта полагают, что переход на электронную форму организаций торгов позволит также минимизировать затраты бюджетов. По их оценкам, ежегодная экономия от введения новшества могла бы составить почти 73 млрд руб.

Игорь Артемьев принял участие в совещании по вопросам совершенствования системы закупок

понедельник, 21 марта, 2016

Стенограмма брифинга руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) Игоря Артемьева по завершении Совещания по вопросам совершенствования системы закупок.
И.Артемьев: Уважаемые журналисты, сегодня Председатель Правительства Дмитрий Анатольевич Медведев проводил очень важное совещание по поводу совершенствования законодательства о государственных закупках.
Вы знаете, что последние 10 лет это законодательство в России существенным образом менялось. Российской Федерации, пожалуй, первой стране в мире удалось внедрить самые совершенные системы телекоммуникации в закупочный процесс.
Вы знаете о том, что, например, сайт zakupki.gov.ru сегодня работает по всем закупкам, начиная от самого маленького муниципалитета, скажем, в Амурской области и до самых больших «федералов», да ещё и до самых больших наших корпораций. Такого единого электронного пространства госзакупок с поисковой системой не удалось создать ни одной стране в мире. Это факт.
Первоначально действовал 94-й закон, потом пришёл ему на смену 44-й закон, но каждый раз всегда находятся люди, которые ищут различные пробелы в законодательстве, чтобы зарабатывать на этом деньги, что в общем допустить нельзя. И один из вопросов, который сегодня обсуждался, – это тема, связанная с различными мошенническими схемами, которые используются: как они используются в налогах или, скажем, в других схемах и каким образом законодательные предложения можно написать и принять соответствующие законы, чтобы постараться оградить государственные деньги, бюджет, деньги налогоплательщиков от действий мошеннических структур.
Вторая тема, которая обсуждалась тоже очень подробно, – как повысить эффективность самих закупок. Ведь сейчас ситуация сложная, нужно беречь каждый рубль. И если раньше где-то мы могли мириться с определённой расточительностью либо недостаточной эффективностью управления в этой сфере, то сейчас, конечно, этого допустить нельзя. Необходимо совершенствовать и сами процедуры, и надзор за процедурами, чем, как вы знаете, занимается Федеральная антимонопольная служба. Это второй большой раздел, который мы сегодня обсуждали.
В целом можно констатировать, что два доклада, которые были представлены – Министерства экономического развития (они отвечают за законодательство в сфере государственных закупок) и ФАС России (мы отвечаем за надзор в этой сфере), фактически не имеют на сегодняшний день расхождений.
Может, многие из вас помнят, что мы спорили достаточно активно и открыто, на разных площадках это было, ещё, скажем, 5–7 лет назад. Сейчас у нас фактически одинаковые позиции по всем вопросам. И если говорить о каком-то ближайшем будущем, то первое, что необходимо сделать, и Председатель Правительства принял сегодня все необходимые решения для дальнейшего продвижения, – это принять три федеральных закона, которые находятся уже сейчас в Государственной Думе и приняты в первом чтении.
Что это за законодательство? Во-первых, перевести все торги в электронный вид. В XXI веке немножко уже стыдно видеть вот эти конверты, которые приносят в комиссии по рассмотрению соответствующих заявок по госзакупкам. Что с этими конвертами происходит, где они там, под каким чайником, под каким паром открываются, закрываются и что там, кто там какие откаты получает – это дело правоохранительных органов. Но тем не менее в наш XXI век всё-таки нужно использовать современные технологии.
Как вы знаете, если перевести те же конкурсы в электронный вид, то любое несанкционированное вмешательство всегда будет обнаружено. А значит, вот эта тёмная, серая непонятная часть, где осуществляется воровство, коррупция и так далее, другие отрицательные вещи, уйдёт в прошлое. Это нужно сделать, и для этого нужно принять законодательство. А с точки зрения технологий у нас с вами всё есть, нам ничего не нужно создавать. Я уже сказал, что мы имеем и единый сайт, и единое электронное пространство, электронные площадки, которые работают по современным технологиям, и так далее.
Эти законы также существенным образом ограничат произвол, который сегодня существует в достаточно большой мере и степени при государственных закупках больших государственных корпораций. Мы насчитали, что сегодня большие государственные корпорации (иногда это рациональное решение, а часто это просто откровенная имитация) используют больше чем 2,5 тыс. разных видов торгов. На самом деле хорошие практики, которые есть в мире, говорят, что обычно таких торгов всего семь. Наиболее известные из них: аукцион, открытый конкурс, запрос котировок, запрос предложений, двухэтапный конкурс и так далее. Их обычно не больше семи, но их точно не две тысячи.
И когда хотят замаскировать покупку фактически у единственного источника какими-либо дополнительными процедурами, то это тоже какая-то манипуляция, точно не прозрачная, а часто просто коррупция. И поэтому об этом тоже говорилось, что необходимо все эти законы принять. Они все готовы, как я уже сказал, они готовы и для принятия во втором чтении в том числе.
Те небольшие разногласия, которые сегодня сохраняются… Скажем Главное государственно-правовое управление Администрации Президента указывает на ряд технически важных деталей, и, безусловно, Правительство это учтёт. И мы надеемся, что в самое ближайшее время Государственная Дума ещё до ухода на каникулы и на выборы сможет принять эти три фундаментальных закона. А именно: о всеобщей электронизации всех торгов, поправки в 44-й, поправки в 223-й федеральные законы. И после этого мы абсолютно точно будем иметь либо одно из самых совершенных законодательств в мире, либо, я так думаю, самое совершенное законодательство в мире в этой части.
Но это то, что должно произойти сейчас. Мы обсуждали ещё и стратегию ближайших двух-трёх лет, имея в виду, что ряд фундаментальных вопросов, связанных с государственными закупками, их ещё более подробной регламентацией, переводом на аукционы, в том числе, например, объектов типового строительства, нужно решать обязательно. Потому что на самом деле самая лучшая форма, по которой нужно работать, и сегодня весь мир к этому пришёл, – это вначале проведение жёсткой предквалификации в отношении опыта компании. Это первый этап, что нужно сделать. То есть нужно, чтобы это были такие компании, которые заведомо не просто чего-то там хотят, а уже построили такие объекты на территории России или за рубежом, у них есть доказательства – можно потрогать эти объекты и посмотреть, они умеют строить такого рода объекты.
Второй этап после всего этого (когда отсеяны те, кто не умеет, и ясно, что только квалифицированные компании пришли) – проведение аукциона по цене, и не просто аукциона, а электронного аукциона. Мы знаем по примерам ещё нашей пятилетней практики, что в этом случае цена может упасть и на 20, и на 30%. Это экономия бюджетных средств, причём огромная, это сотни миллиардов рублей и даже триллионы рублей экономии в нашей ситуации.
Если мы сможем, как распорядился сегодня Председатель Правительства, сделать эту работу, а она фактически тоже сделана, то мы подготовим ещё один новый закон о внесении изменений и в 223-й, и в 44-й законы, который решит уже эту проблему.
Если эти два этапа будут реализованы, я вам без всякого преувеличения могу сказать, что сегодня Председатель Правительства практически открыл дорогу для экономии в ближайшие два года как минимум 1,5 трлн бюджетных рублей. Это немало.
Вопрос: Скажите, Игорь Юрьевич, а обсуждались ли проекты о закупках крупных частных компаний у малого бизнеса?
И.Артемьев: Нет, у Председателя Правительства этот вопрос не обсуждался, потому что находится в стадии проектирования. Ещё неизвестно, в каком виде это вообще будет и будет ли вообще, поэтому рано пока выносить этот вопрос на такой высокий уровень.
Вопрос: По электронным торгам когда будет принято решение?
И.Артемьев: Мы считаем, что законодательство об электронизации всех торгов, включая создание электронных конкурсов, должно быть принято в ближайшие два месяца, то есть до ухода депутатов на весенние каникулы.

Закупка услуг обязательного аудита: в порядок оценки заявок внесены изменения

воскресенье, 20 марта, 2016

На сайте Правительства Российской Федерации http://government.ru размещено

Электронным торгам придают ускорение

суббота, 19 марта, 2016

19.03.2016
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев обсудил вчера с членами правительства способы противодействия мошенничеству в закупках. Среди них — переход к электронным торгам и перевод закупок унитарных предприятий на бюджетные деньги под действие закона о госконтрактах; законопроекты об этом уже практически готовы. Глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев вчера анонсировал новый механизм проведения закупок — двухэтапные аукционы, которые, по его ожиданиям, дадут бюджету экономию в 1,5 трлн руб. Эта идея, впрочем, по данным "Ъ", уже встретила сопротивление Минэкономики.

В ходе вчерашнего совещания с представителями президентской администрации, ФАС, Минэкономики, Госдумы и Минстроя Дмитрий Медведев хвалил систему госзакупок. По его словам, она позволила обеспечить переток государственных финансов в реальный сектор экономики. Как сообщил Игорь Артемьев, на совещании обсуждали противодействие мошенничеству в закупках и повышение их эффективности. Напомним, объем госзакупок (по 44-ФЗ) в 2015 году составил более 4 трлн руб., а госкомпании распределили в 2015 году контрактов (по 223-ФЗ) приблизительно на 17 трлн руб.

На совещании вновь говорили о необходимости большей прозрачности системы госконтрактов. "В XXI веке немножко уже стыдно видеть конверты, которые приносят в комиссии",— намекнул журналистам на злоупотребления в этой сфере господин Артемьев. Прозрачность, считают в правительстве, может обеспечить перевод на электронные торги закупок госкомпаний и государственных органов (см. "Ъ" от 21 декабря). Соответствующие поправки от Минэкономики правительство готовится внести в Госдуму — вчерашнее совещание должно ускорить этот процесс. По словам руководителя ФАС, законодательство об "электронизации" всех торгов должно быть принято до конца весенней сессии Госдумы.

На совещании говорили и о готовности решить проблему с выдачей бюджетных субсидий на закупки товаров подведомственным унитарным предприятиям (ГУП, МУП). Ранее Минэкономики отмечало, что таким образом крупные закупки, в основном в строительстве, переводят из-под действия 44-ФЗ в сферу более мягкого 223-ФЗ: в 2014 году ГУПы и МУПы заключили контрактов на 3,1 трлн руб. по 223-ФЗ и на 23 млрд руб.— по 44-ФЗ. Проект, обязывающий ГУПы проводить закупки на бюджетные деньги по 44-ФЗ, Минэкономики подготовило еще летом. Сейчас он внесен в правительство, но еще не рассмотрен на комиссии по законопроектной работе, сообщили в ФАС.

Еще одна болезненная проблема — рост числа корпоративных закупок у единственного поставщика (в 2015 году на их долю пришлось 90% закупок, по расчетам ФАС и Минэкономики). Участники совещания согласились, что эту практику надо минимизировать, но конкретных решений не прозвучало, сообщил "Ъ" глава комитета Госдумы по экономической политике Анатолий Аксаков.

Глава ФАС Игорь Артемьев вчера сообщил, что премьер одобрил предложение ведомства внедрить в систему закупок механизм двухэтапных аукционов, в результате применения которых ФАС прогнозирует экономию бюджета в 1,5 трлн руб. за два-три года. На первом этапе проводится "жесткая предквалификация" участников по накопленному опыту, на втором — электронный аукцион среди тех, кто ее прошел, пояснил он. В Минэкономики эту идею не поддерживают: источник "Ъ" подчеркнул, что двухэтапное проведение закупок сводит на нет усилия по "зашифровке" участников, препятствующей их сговору. Напомним, необходимость обеспечить анонимность участников была одной из основных причин перехода всех закупочных аукционов в рамках закона о контрактной системе 44-ФЗ в электронный вид. Сейчас по 44-ФЗ предквалификационный отбор применяется только для узкого сегмента закупок, включая инновационные и опасные работы, создание произведений искусства и т. д., на конкурсах с ограниченным участием (заявки оцениваются после подтверждения квалификации) и двухэтапных конкурсах (на первом этапе заявка подается без указания цены). По данным Минэкономики, конкурсы с ограниченным участием проводились в 2015 году в 0,3% cлучаев, а на двухэтапные приходилось всего 0,002% всех процедур.

Софья Окунь; Анна Пушкарская, Санкт-Петербург
Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/2942814
Перейти на форум для добавления комментария

Изменен порядок нормирования товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд

пятница, 18 марта, 2016

На сайте Правительства Российской Федерации размещено

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458 459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 476 477 478 479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 493 494 495 496 497 498 499 500 501 502 503 504 505 506 507 508 509 510 511 512 513 514 515 516 517 518 519 520 521 522 523 524 525 526 527 528 529 530 531 532 533 534 535 536 537 538 539 540 541 542 543 544 545 546 547 548 549 550 551 552 553 554 555 556 557 558 559 560 561 562 563 564 565 566 567 568 569 570 571 572 573 574 575 576 577 578 579 580 581 582 583 584 585 586 587 588 589 590 591 592 593 594 595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 629 630 631 632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 650 651 652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662 663 664 665 666 667 668 669 670 671 672 673 674 675 676 677 678 679 680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691 692 693 694 695 696 697 698 699 700 701 702 703 704 705 706 707 708 709 710 711 712 713 714 715 716 717 718 719 720 721 722 723 724 725 726 727 728 729 730 731 732 733 734 735 736 737 738 739 740 741 742 743 744 745 746 747 748 749 750 751 752 753 754 755 756 757 758 759 760 761 762 763 764 765 766 767 768 769 770 771 772 773 774 775 776 777 778 779 780 781 782 783 784 785 786 787 788 789 790 791 792 793 794 795 796 797 798 799 800 801 802 803 804 805 806