Нарушений на госзакупках больше, а поставщиков меньше. Счетная палата предлагает ужесточить закон о закупках госкомпаний

пятница, 1 апреля, 2016

В федеральном госзаказе нашлось 500 нарушений на 125 млрд руб. после 276 нарушений на 39,6 млрд в 2014 г., говорится в обзоре закупок государства и госкомпаний Счетной палаты (СП) по итогам 2015 г. (копия есть у «Ведомостей»). В региональных и муниципальных госзаказах нарушений 18 000 на 17,5 млрд руб. (в 2014 г. было 2000 на 7,4 млрд руб.). Закупки госкомпаний прошли с нарушениями на 620 млн руб., пишет СП, а региональные палаты выявили нарушений еще на 3,8 млрд руб. СП впервые включила в мониторинг корпоративные закупки, «мы готовы сделать вывод о высоких коррупционных рисках данного закона [о закупках госкомпаний]», передала через пресс-службу председатель СП Татьяна Голикова.

Больше всего нарушений при отборе участников – например, заказчики устанавливают требования под «своего» поставщика, говорится в докладе. Госкомпании часто не соблюдают требования собственных положений о закупках, а сами положения не соответствуют закону. Есть проблемы с составлением и размещением планов-графиков, с заключением дополнительных соглашений при изменении цены контрактов.

Увеличиваются закупки у единственного поставщика (см. график), «что не лучшим образом влияет на экономию бюджетных средств», говорилось в докладе аудитора СП Максима Рохмистрова. В федеральном госзаказе единственный поставщик получил 35,2% (на 2,9 п. п. больше, чем в 2014 г.), на региональном – 6,4% (на 1,6 п. п. больше), на муниципальном – 14,3% (в 2 раза больше). Единственные поставщики лидируют и в заказе госкомпаний – 40,4%, хотя их доля снижается (в 2014 г. было 48,2%), но часто единственный поставщик маскируется в «прочих» способах закупки, разрешенных госкомпаниям («прочие» составили 55,3%).

Некоторые предприятия, являющиеся единственными поставщиками, находятся уже в процедуре банкротства или близки к этому, рассказала Голикова на коллегии, «мы в ряде случаев отдаем деньги предприятиям, которым мы вообще не должны их направлять по всем другим нормам законодательства».

Закон о закупках госкомпаний позволяет устанавливать неограниченное количество случаев закупок у единственного поставщика, обращает внимание СП. Аудиторы посмотрели положение о закупках 10 крупных заказчиков, у четырех заказчиков не оказалось ограничений: у «Роснефти», «Роснано», «Почты России» и «Уралвагонзавода».

Совет директоров оставил право за генеральным директором принимать решение о закупке у единственного поставщика, но пользуются им в исключительных случаях, говорит начальник управления по организации закупочной деятельности «Уралвагонзавода» Дмитрий Ельник. У ФГУП «Почта России» закрытый перечень оснований для заключения договоров с единственным поставщиком, исключение только для министерства – по аналогии с законом о госзакупках, говорит замминистра связи Михаил Евраев. «Роснефть» заключает много внутригрупповых сделок, которые не могут быть конкурентны, сказал представитель компании. Получить комментарии «Роснано» вчера вечером не удалось.

СП предлагает изменить закон о закупках госкомпаний, сообщила Голикова. Предложения в Минэкономразвития поступали, говорит его представитель. Но если ограничить закупки у единственного поставщика, компании не смогут эффективно работать, опасается он. Минэкономразвития предлагает вернуться к обсуждению вопроса о единственном поставщике после того, как будут приняты поправки, исключающие «прочие» способы закупки госкомпаний.

Высокая доля закупок у единственного поставщика еще не проблема, иногда они необходимы и проходят по самой низкой цене, считает первый проректор ВШЭ Александр Шамрин, беда в том, что госкомпании не видят необходимости отчитываться, единая информационная система не дает данных о сопоставимых сделках, нет каталога товаров, поэтому трудно оценить, когда закупки у единственного поставщика оправданны, а когда нет.

Одобрен закон об использовании стандартов в сфере закупок

пятница, 1 апреля, 2016

30 марта Совет Федерации Ф одобрил закон – «спутник» Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации». Закон касается, в том числе, и процедур закупок.
Напомним, его второе и третье чтения прошли в Государственной Думе 25 марта 2016 г. и в случае подписания Президентом России закон вступит в силу с 1 июля 2016 года (одновременно с Федеральным законом от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации»).

Среди целей Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам стандартизации» - разделение сфер регулирования Федеральных законов «О техническом регулировании» (от 27 декабря 2002 г. №184-ФЗ) и «О стандартизации в Российской Федерации» (от 29 июня 2015 г. №162-ФЗ).

Также «спутником» приводятся в соответствие со 162-ФЗ нормы ряда федеральных законов в части деятельности по стандартизации.

Среди важных новаций – изменения в законодательство о закупках. Вносятся поправки в Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и в Федеральный закон от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

При осуществлении закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ заказчики будут обязаны при описании объекта закупки использовать документы национальной системы стандартизации. В противном случае должно содержаться обоснование их неиспользования.

Алексей Абрамов, Руководитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт):

- Изменения законодательства о закупках дадут возможность качественного улучшения регулирования в сфере закупок, повышения прозрачности конкурсных процедур и эффективности расходования бюджетных средств. У заказчика появится возможность определять надежность будущих поставок и затрат на их осуществление, и что немаловажно, минимизировать возможные коррупционные проявления в этой сфере.

В первую очередь, мы ожидаем позитивных изменений в сфере закупок продукции для социально-значимых объектов, таких как детские сады, школы, детские дома, больницы.

Вместе с тем, законом не исключается возможность описания объекта закупки через иные, нестандартизированные правила - к примеру, в случае необходимости закупок инновационной продукции. Но в этом случае заказчику необходимо будет доказать, что поставляемый товар необходим, соответствует его реальным потребностям и имеет нестандартные качественные и количественные характеристики. По нашим оценкам, это позволит существенно сократить случаи закупок товаров по завышенным ценам в связи с его так называемыми «уникальными характеристиками».

Эти нормы мы неоднократно и широко обсуждали на самых разных публичных площадках с экспертным сообществом, с бизнесом. Итоги обсуждения показали давно назревшую необходимость закрепления таких изменений в сфере закупок.

По материалам Росстандарта

«Баран» сменил «таран»

пятница, 1 апреля, 2016

В сотню самых успешных российских бизнесменов в этом году впервые вошел Абрам Иванович Мацуед, председатель правления группы компаний «Росэкспортпромгаз». Во многом этому способствовал портфель государственных контрактов, который в 2015 году превысил 10 млрд. руб. Ключ к успеху – инновационные подходы к участию в торгах, утверждает предприниматель. Наш корреспондент встретился с одним из королей госзаказа на беговой дорожке элитного спортивного комплекса.

- Абрам Иванович, расскажите, что подразумевается под «инновационным подходом», ведь всем известно что госконтракты разыгрываются аукционами, где побеждают предлагающие лучшую цену, либо распределяются «между своими» единственными поставщиками?
- Наверное, секрет в моем прошлом опыте. Я семь лет проработал доцентом на кафедре психологии Няганского государственного университета машиностроительных технологий. А потом пришли «лихие девяностые». Кто-то подался в челноки, открыл ларьки. Появились первые торговые сети. Пошли так называемые «распродажи». Когда вместо молока за сто рублей предлагали его за 99 рублей 99 копеек. «Меньше ста» - и народ покупался. Даже не требуя копейки сдачи. Однако именно тогда, работая над очередной диссертацией и собирая опросные листы покупателей, я увидел, что на «обманку» ведутся далеко не все. Многие по-прежнему воспринимали ценник сторублевым, да еще и отказывались посещать магазин-обманщик.

- Да, это общеизвестный прием, хотя… разве 99, ведь чаще мы видим…

- Точно. 97. Не 99.99, а 97,99 или 99,97. Это и было сутью моего открытия. Именно договор с местной сетью бытовой химии принес мне первый миллион за это «ноу-хау». К сожалению, я был еще не искушен в бизнесе, о патентах даже не слышал, и идею украли. Но первый шаг в своем становлении я сделал. И получил стартовый капитал на выкуп доли в коммерческом банке.

- Банке? Неожиданный поворот…

- Очень четко просчитанный. Туда я пришел не только с деньгами, но и с очередной психологической инновацией. Когда рассчитываются проценты по вкладам, обычно округляют до копейки. Например, реальный процент 97,4550532…, а клиент получит 97,45. Полкопейки. Всего половина копейки. Но с 2 клиентов – это уже копейка. А со 100 тысяч – чистых 50 тысяч копеек, что в свою очередь не много ни мало – а полтысячи рублей. В день. Неплохо, да? Не говорю о валютных счетах.

- Но при чем тут госзаказ?

- Логичное развитие. Все предыдущие этапы моего профессионального пути строились на понимании психологии клиента. Настала пора выходить на высший уровень – управлять соперниками. Под моим руководством всего за полгода ведущими научным центром транцгендерной психологии была разработала схема воздействия, которую мы шутливо называем «Баран».

- Баран? А какое отношение он имеет к госзакупкам?

- Все просто. В электронных тендерах применяется схема «таран», когда подставные компании выдавливают конкурентов из аукциона. Мы поступаем иначе. Дело в том, что на аукционе нужно сделать предложение о снижении цены не более чем в течении 5-10 минут. Если это время упущено – аукцион компания проигрывает.
На первом этапе наши специалисты, используя различные источники информации определяют, кто именно конкурирует с нами в тендере. Устанавливается ответственное лицо соперника, исследуются его связи биография, определяются проблемные зоны. Кто-то пьет, кто-то ходит «на сторону», кто-то сидит «игле» компьютерных игр. У каждого всегда найдется хоть парочка точке.

- А зачем? Шантажируете?!

- Упаси господь. Вы еще предложите вирусы им на компьютеры запускать или провода электрические перерезать. Мы законопослушные абсолютно! Все проще. Представьте на секундочку. Сидит тендерист за копмьютером, участвует в аукционе. И вдруг звонок ему – «Дорогой, я беременна» или «Серега, срочно, на танчики скидка в течение трех минут надо покупать». И ему уже не до тендеров. Пока он, обо всем забыв, на телефоне – тендер уже завершился. Без него!

- Вот баран…

- Именно. И таких «баранов» только за прошлом году у нас набралось не на один миллиард полновесных рублей.

- Впечатляет! Иван Абрамович, позвольте пожелать Вам дальнейшего процветания. И, может быть, еще пару слов о планах на будущее?

- Планов – громадье! Мы собираемся выходить с нашими технологиями на ведущие рынки госзаказа. Кроме того, сейчас готовим пакет поправок в ряд федеральных законов о приоритете инноваций. В том числе, планируем предоставлять преимущество тем бизнесменам, которые используют в тендерах инновационные технологии. В ближайшее время мы открываем центр их сертификации, грант на это уже выделен.

Надеемся, что государство нас поддержит и дальше. Желаю всем удачи. Но, разумеется, не на тендерах, в которых участвуем мы.

Сергей Фахретдинов об ужесточении 223-ФЗ

четверг, 31 марта, 2016

По результатам проведенного мониторинга Счетная палата выступила за ужесточение закона о закупках товаров и работ для нужд госкомпаний (223-ФЗ). В обзоре закупок государства и госкомпаний по итогам 2015 г. указывается, что в федеральном госзаказе выявлено 500 нарушений на 125 млрд. руб, в сравнении с 2014 г. – 276 нарушений на 39,6 млрд. Закупки госкомпаний также прошли с нарушениями. Аудиторы предлагают ограничить перечень случаев, когда закупка возможна у единственного поставщика.

Сергей Фахретдинов, член Президиума Генерального совета "Деловой России", руководитель рабочей группы Экспертного совета при Правительстве РФ по развитию системы закупок:

– Сегодня в закупочной деятельности по 223-ФЗ практически отсутствует конкуренция. По данным Минэкономразвития 95% закупок осуществляется на неконкурентной основе! Что касается закупок у МСП, то в 2015 году среднее количество подаваемых заявок для участия в процедуре составило 1,2 участника. Многие госкомпании создают лишь видимость конкуренции, так формируя заказ, чтобы соответствовать всем его требованиям мог только один поставщик. Минэкономразвития также говорит о том, что отсутствие четких требований к способам закупки привело к тому, что заказчики используют свыше 3500 способов определения поставщика, в большинстве случаев маскируя ими закупки у единственного поставщика.
Регулировать закупочные процедуры, проводимые госкомпаниями, нужно законодательно. Первое – утвердить поправки в закон о закупках госкомпаний. Изменения в 223-ФЗ уже прошли первое чтение в Госдуме. Дополнения в закон как раз касаются ужесточения требований к проведению закупок на электронных площадках, сокращения количества закупочных процедур, применяемых госкомпаниями, увеличения доли закупок в электронной форме.
После принятых изменений в закон мы увидим истинную картину работы госкомпаний. Сможем выделить все закупки у единственного поставщика, оценить целесообразность их количества. «Свободный» и «рамочный» 223-ФЗ зачастую позволяет госкомпаниям не экономить средства, а наоборот, использовать дополнительные финансовые затраты, возникшие как следствие отсутствия конкуренции.
Конечно, закупки у единственного поставщика нельзя полностью исключать. Они могут присутствовать в закупках госкомпаний, но они должны быть чётко регламентированы и обоснованы. Именно разработка и утверждение регламента осуществления закупок у единственного поставщика

Путин: госкомпаниям надо переходить на российское ПО, сначала в порядке рекомендации

среда, 30 марта, 2016

Президент России Владимир Путин потребовал от госкомпаний начать переход на российское программное обеспечение (ПО) в ближайшее время, причем сначала - в качестве рекомендации.

"Может быть, в первом полугодии текущего года (предлагать госкомпаниям переходить на российское ПО) как рекомендацию, а во втором пускай уже переходят", - заявил Путин на совещании с членами правительства.

Путин попросил кабмин сориентировать на такие рекомендации представителей государства в компаниях с госучастием. Он заметил, что при этом необходимо учитывать возможности российских производителей ПО. Однако президент уверен, что отечественные производители смогут обеспечить почти все потребности компаний.

Глава государства подчеркнул, что ограничения на закупку иностранного ПО для органов власти должны так или иначе распространиться на компании с госучастием. Никифоров предложил делать это постепенно и принимать соответствующие поправки уже в следующем году. Министр заметил, что объем закупок госкомпаний намного больше, чем у органов власти
Закупки иностранного ПО

Органы госвласти закупают иностранное ПО на 20 млрд рублей в год, с необоснованными закупками будут бороться, сообщил глава Минкомсвязи Николай Никифоров.

"По нашим данным, только органы госвласти осуществляют закупку иностранного ПО примерно на 20 млрд рублей в год. При этом качественное решение у наших разработчиков есть, заявил министр на встрече президента РФ Владимира Путина с членами правительства. - Теперь вместе с ФАС России будем ловить за руку тех госзаказчиков, кто все равно по-старинке предпочитает закупать иностранное ПО, несмотря на то, что появились российские решения".
Поддержка отечественного производителя

В мае-июне 2016 года российские производители ПО получат средства господдержки, всего на эти цели заложено 5 млрд рублей, подчеркнул Никифоров.

"Планируем все решения принять быстро. Тогда мы уже в мае-июне сможем эту господдержку довести", - заявил Никифоров на совещании президента РФ Владимира Путина с членами правительства.

Никифоров добавил, что в отношении специализированного программного обеспечения, например, для оборонной отрасли предлагается ввести институт главных технологов и научных руководителей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458 459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 476 477 478 479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 493 494 495 496 497 498 499 500 501 502 503 504 505 506 507 508 509 510 511 512 513 514 515 516 517 518 519 520 521 522 523 524 525 526 527 528 529 530 531 532 533 534 535 536 537 538 539 540 541 542 543 544 545 546 547 548 549 550 551 552 553 554 555 556 557 558 559 560 561 562 563 564 565 566 567 568 569 570 571 572 573 574 575 576 577 578 579 580 581 582 583 584 585 586 587 588 589 590 591 592 593 594 595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 629 630 631 632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 650 651 652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662 663 664 665 666 667 668 669 670 671 672 673 674 675 676 677 678 679 680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691 692 693 694 695 696 697 698 699 700 701 702 703 704 705 706 707 708 709 710 711 712 713 714 715 716 717 718 719 720 721 722 723 724 725 726 727 728 729 730 731 732 733 734 735 736 737 738 739 740 741 742 743 744 745 746 747 748 749 750 751 752 753 754 755 756 757 758 759 760 761 762 763 764 765 766 767 768 769 770 771 772 773 774 775 776 777 778 779 780 781 782 783 784 785 786 787 788 789 790 791 792 793 794 795 796 797 798 799 800 801 802 803 804 805 806