Когда в ЕАЭС заработает единый рынок госзакупок?

понедельник, 3 октября, 2016

Объем госзакупок стран Евразийского союза сопоставим с общим объемом экспорта из стран ЕАЭС в Европейский союз (около $270 млрд. и $300 млрд. соответственно). Поэтому создание единого рынка госзакупок ЕАЭС, устранение барьеров, открывает большие возможности. Больше всего выигрывает экспортно-ориентированная экономика Беларуси. Однако на пути к объединению рынков есть ряд препятствий – не только политического, но и технического характера. Что мешает созданию единого рынка госзакупок, и когда препятствия будут преодолены?

Несмотря на первоначальные планы по введению единой системы госзакупок Евразийского экономического союза уже в этом году, ее создание, похоже, переносится на более поздний срок. В этой сфере перед союзными государствами стоит немало проблем, от решения которых и будут зависеть окончательные сроки формирования общего рынка госзакупок.

Вопрос о том, что барьеры между странами ЕАЭС в области закупок товаров для государственных и муниципальных нужд должны быть устранены, начал обсуждаться почти сразу после вступления в силу договора о создании союза.

И главным инициатором его обсуждения выступила Беларусь, для которой доступ к огромному по размерам российскому рынку госзакупок ($250 млрд. по данным за 2013 г.) сулит немалые выгоды.

В феврале 2015 г. белорусский премьер-министр Андрей Кобяков заявил о необходимости срочно определиться с понятием «товар Евразийского экономического союза». Наличие у товаров такого статуса позволило бы не только наращивать экспорт, но и распространить на белорусских производителей преференции, введенные Россией для собственных компаний. В условиях экономического кризиса, вызвавшего заметный спад взаимной торговли в ЕАЭС, это позволило бы Беларуси частично компенсировать экономические потери.

В марте 2015 г. в Минске министр по конкуренции и антимонопольному регулированию Евразийской экономической комиссии Нурлан Алдабергенов заявил, что в 2016 г. предприниматели стран ЕАЭС получат возможность участвовать в единой системе госзакупок с помощью электронных торгов.

По словам министра, эта система призвана обеспечить условия, чтобы «живя, например, в Минске или Витебске, предприниматель мог участвовать в электронных торгах в России или Казахстане, имел возможность, не выезжая, участвовать в торгах и заключать контракты».

Для создания такой системы в рамках ЕАЭС необходимо решить ряд организационно-технических моментов, включая получение электронной цифровой подписи (ЭЦП). В результате и государственные структуры, и бизнес смогут воспользоваться всеми преимуществами электронных торгов, включая возможность удаленного доступа к их проведению, сокращение материальных затрат, сокращение почвы для коррупции и возможность честной ценовой конкуренции.

К решению этого вопроса, напрямую связанного с самым крупным в ЕАЭС российским рынком госзакупок, решено было подключить Федеральную антимонопольную службу РФ.

В ноябре прошлого года глава ФАС Игорь Артемьев и министр по конкуренции ЕАЭС Нурлан Алдабергенов на совещании руководителей антимонопольных органов стран Евразийского союза заявили, что антимонопольные службы союза планируют интегрировать рынки госзакупок.

В 2016 г. должен был заработать «ограниченный вариант» интеграции, требующий объединения электронных площадок. Причем в качестве базы интеграции планировалось использовать российские электронные торговые площадки как наиболее развитые. Кроме того, для запуска единого рынка госзакупок необходимо решить вопрос с взаимным признанием электронных цифровых подписей. Положение об этом было включено в договор о создании ЕАЭС, но действует пока только между Россией и Беларусью.

Любопытно, что трехстороннее соглашение о государственных (муниципальных) закупках было заключено Россией, Казахстаном и Беларусью еще в декабре 2010 г. в ходе формирования Таможенного союза. Однако на практике оно не применялось.

Положение о взаимном признании электронных цифровых подписей и беспрепятственном доступе к госзакупкам было включено и в договор о создании ЕАЭС, подписанный в мае 2014 г. В ноябре прошлого года Минэкономики РФ разослало в экономические ведомства других государств ЕАЭС ноту о том, что фактически эти положения исполняются не в полном объеме. Однако вопрос окончательно не решен до сих пор.

На ноябрьском совещании 2015 г. глав антимонопольных ведомств ЕАЭС директор департамента развития контрактной системы Минэкономики РФ Максим Чемерисов предложил

создать на союзном уровне каталог товаров и услуг, который можно было бы использовать при госзакупках, а также единый реестр поставщиков, куда будут включать компании, получившие единую квалифицированную электронную подпись.

Однако, создание каталога возможно не ранее 2018-2019 гг. Реестр поставщиков в России должен заработать с 2017 г., а в других странах ЕАЭС – с 2018 г.

При этом создание единого рынка госзакупок отнюдь не проходит гладко. В апреле этого года «Коммерсант» сообщил о введенных Казахстаном ограничениях на госзакупки продукции двойного назначения, а также «открытой» части оборонного заказа. В декабре 2015 г. в республике был принят новый закон «О госзакупках», который ограничил приобретение товаров и услуг военного и двойного назначения у иностранных поставщиков, в число которых попали и страны Евразийского союза.

По мнению Минэкономики РФ, эти нормы не соответствуют положениям договора о создании ЕАЭС, позволяющего вводить подобные изъятия на срок не более двух лет при наличии соответствующего обоснования.

Ограничения же, введенные новым казахстанским законом, носят бессрочный характер. Причем введены они были как для закрытой, секретной, так и для открытой части гособоронзаказа, к которой относятся, например, снабжение войск продуктами, обмундированием и т.п.

В России же ограничения действуют только для закрытой части оборонзаказа, а поставки продукции двойного назначения и открытая часть для компаний из ЕАЭС доступны.

Одним из способов решения проблемы создания общего рынка госзакупок могло бы стать создание единого портала ЕАЭС, предназначенного для проведения электронных торгов.

Такой вариант в апреле этого года предложил первый вице-премьер Кыргызстана Аалы Карашев. Но единый портал потребует полного или частичного отказа от уже действующих торговых площадок, которых в России насчитывается 5, в Беларуси – 2, а в Казахстане – 1. К тому же он не избавит от проблем с унификацией электронных цифровых подписей, а также формирования реестров поставщиков и товаров, которые могли бы участвовать в госзакупках.

Поэтому странам ЕАЭС придется пойти по пути взаимного признания ЭЦП и формирования соответствующих реестров, который выглядит более долгим, но при этом и гораздо более реалистичным.

Правительство отрегулирует систему госзакупок для справедливого ценообразования на лекарства

суббота, 1 октября, 2016

Премьер-министр России Дмитрий Медведев в ходе выступления на Международном инвестиционном форуме сообщил о планах правительства отрегулировать систему госзакупок для обеспечения справедливых и обоснованных цен на лекарства. «Врачам также необходимы эффективные средства лечения, прежде всего это современные лекарства. Они должны быть доступны по цене и естественно безупречны по качеству. Мы собираемся отрегулировать систему государственных закупок, чтобы обеспечить здесь справедливые и обоснованные цены, поддержим мы и разработку, и производство самых эффективных лекарств, а также выстроим систему маркировки, которая не должна пропускать на прилавки контрафактные и поддельные лекарства»,— цитирует «РИА Новости» главу кабмина.

Господин Медведев также добавил, что в ближайшее время будут достроены 26 перинатальных центров. «В этот проект планируется вложить более 80 млрд руб.»,— отметил премьер.

Как сообщал «Ъ», потери бюджета от завышения цен при госзакупках только в открытой части составляют не менее 1,5-2 трлн руб. в год.
Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/3104971
Перейти на форум для добавления комментария

Верховным Судом РФ обобщена практика рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с конфликтом интересов между участником закупки и заказчиком

пятница, 30 сентября, 2016

"Обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о применении пункта 9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.09.2016)

Отмечается, что анализ материалов судебной практики в целом свидетельствует о сложившемся единообразии в рассмотрении дел, связанных с применением пункта 9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", однако судам необходимо обратить внимание, в частности, на следующее:

декларация о соответствии участника закупки требованиям, установленным пунктом 9 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ (об отсутствии между ним и заказчиком конфликта интересов), является обязательной;

декларация об отсутствии между участником закупки и заказчиком конфликта интересов должна быть совершена в письменной форме применительно к положениям пункта 2 статьи 434 ГК РФ;

если руководитель заказчика одновременно является представителем учредителя некоммерческой организации (участника закупки), это свидетельствует о наличии между заказчиком и участником закупки конфликта интересов;

участник закупки должен соответствовать требованиям, предусмотренным Законом N 44-ФЗ, с момента подачи им заявки на участие в электронном аукционе и до момента выявления победителя;

если после рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе и подписания протокола обнаружен конфликт интересов, комиссия по осуществлению закупок обязана принять решение об отстранении участника закупки от участия в определении поставщика без повторного рассмотрения вторых частей заявок;

государственный (муниципальный) контракт, заключенный победителем торгов и заказчиком при наличии между ними конфликта интересов, является ничтожным (пункт 2 статьи 168 ГК РФ).

Рогозин: перераспределение денег из сферы ОПК в банковский сектор неприемлемо

пятница, 30 сентября, 2016

Вице-премьер Дмитрий Рогозин считает неприемлемой ситуацию, приводящую к перераспределению средств из сферы ОПК в банковский сектор. Такое мнение он высказал в ходе военно-промышленной конференции на базе Концерна ВКО " Алмаз-Антей".

Рогозин пояснил, что действующий порядок, определяемый Законом о банковском сопровождении, предусматривает аккумулирование средств, выделяемых на финансирование работ по гособоронзаказу, на индивидуальных счетах госзаказчиков по госконтрактам ГОЗ, открытых в нескольких уполномоченных банках. "Цель этого федерального закона благая и понятная - жесткий контроль за использованием бюджетных средств при выполнении гособоронзаказа. Однако как всегда есть нюансы, - предостерег вице-премьер. - Предприятия не могут воспользоваться всем объемом средств, выделяемых поэтапно на выполнение государственного контракта, даже после завершения работ по этапам. Окончательный расчет с головным предприятием откладывается до завершения работы в целом".

По его словам, все это время средства на индивидуальных счетах приносят устойчивый доход уполномоченным банкам. При этом распределение этой прибыли, включая выплату дивидендов их акционерам, в том числе иностранным, является внутренним делом банков. Тем временем предприятия вынуждены кредитоваться в тех же банках под коммерческий процент для выполнения работ по гособоронзаказу. "Авансирование этих работ госзаказчиком, как правило, не покрывает текущих затрат предприятия на комплектацию, фонд оплаты труда и другие статьи расходов, - заметил зампред правительства. - При этом выплаченные банку проценты по кредиту не учитываются в структуре цены госконтракта".

"В сегодняшних условиях острого дефицита средств для финансирования новой ГПВ на 2018-2025 годы считаю такую ситуацию неприемлемой", - заявил он. Рогозин подчеркнул, что такая схема приводит к перераспределению финансовых средств из производственной сферы ОПК в банковский сектор экономики с не всегда понятными "выгодоприобретателями".

Вице-премьер добавил, что хотел бы услышать от участников конференции и другие предложения, направленные на снижение себестоимости продукции военного назначения и обеспечение "прозрачного", ритмичного финансирования предприятий ОПК. По его словам, имеет смысл подумать об использовании опыта работы Фонда поддержки промышленности, который дает средства предприятиям на возвратной основе под щадящий процент.

Вице-премьер указал, что с 1 января 2017 года на новую систему финансирования с использованием отдельных счетов, открытых в уполномоченных банках, перейдут все госзаказчики, а не только предприятия ОПК.

"С 1 января 2017 г. положения Закона о банковском сопровождении, начинают применяться в отношении госконтрактов всех госзаказчиков, - сказал он. - В целях своевременного размещения и выполнения ГОЗ 2017 года, реализации прав и обязанностей, установленных законодательством госзаказчикам следует провести серьезную работу".

По мнению вице-премьера, предстоит подготовить изменения в типовые формы государственных контрактов и дополнительные соглашения к действующим госконтрактам. Кроме того, придется разработать соглашения о взаимодействии с федеральным органом в области обороны по доступу к единой информационной системе ГОЗ. Наконец, потребуется порядок составления, утверждения и представления в уполномоченный банк перечня иностранных исполнителей.

Рогозин добавил, что для обеспечения плановой работы госзаказчикам надо проработать с Минфином вопрос о процедуре переходного этапа с казначейского на банковское сопровождение с 1 января 2017 г. по текущим государственным контрактам ГОЗ. Он предложил провести анализ готовности к работе в новых условиях всех госзаказчиков гособоронзаказа (их насчитывается более 30).

В Санкт-Петербурге Рогозин посетил Северо-западный региональный центр Концерна ВКО "Алмаз-Антей". Зампред правительства осмотрел испытательный комплекс, оснащенный контрольно-измерительной аппаратурой различного назначения, мощной энергетикой, в том числе и со спецнапряжением, спецостнасткой, такелажными приспособлениями. Все это оборудование позволяет проводить климатические и механические испытания изделий от миниатюрных компонентов до целых комплексов.

В частности Рогозину продемонстрировали климатические камеры для испытаний на холодоустойчивость, теплоустойчивость (диапазон от -70 до +100 градусов по Цельсию), влагоустойчивость и воздействие атмосферных осадков (например, дождя с интенсивностью 5-10 мм/мин под углом 45 и 90 градусов). Также вице-премьер осмотрел барокамеру, которая позволяет проводить испытания на пониженное давление, а также на холодо- и теплоустойчивость.

В России будет создан первый Совет по вопросам внутреннего государственного финансового контроля

вторник, 27 сентября, 2016

На прошедшем Московском финансовом форуме, в ходе панельной дискуссии, посвященной государственному финансовому контролю, руководитель Федерального казначейства Роман Артюхин и начальник Главного контрольного управления города Москвы Евгений Данчиков объявили о создании Совета органов государственного финансового контроля всех субъектов Российской Федерации.

Данный Совет будет являться совещательным органом при Федеральном казначействе. Его основные функции заключаются в подготовке предложений и выработке единых подходов к организации по совершенствованию внутреннего финансового контроля, а также подготовка предложений по совершенствованию нормативного правового регулирования в сфере внутреннего государственного контроля.

В частности, согласно Положению, Совет вправе запрашивать необходимый материал от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественных объединений, научных и иных организаций.
Первое заседание Совета будет проведено 28 октября 2016 года в рамках международно-практической конференции «Внутренний контроль: риск-ориентированный подход и обеспечение эффективности», которая состоится в РЭУ им. Г.В. Плеханова.

Все сведения о деятельности Совета – это общедоступный материал, а отчет о его работе можно будет найти на сайте Федерального казначейства.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458 459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 476 477 478 479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 493 494 495 496 497 498 499 500 501 502 503 504 505 506 507 508 509 510 511 512 513 514 515 516 517 518 519 520 521 522 523 524 525 526 527 528 529 530 531 532 533 534 535 536 537 538 539 540 541 542 543 544 545 546 547 548 549 550 551 552 553 554 555 556 557 558 559 560 561 562 563 564 565 566 567 568 569 570 571 572 573 574 575 576 577 578 579 580 581 582 583 584 585 586 587 588 589 590 591 592 593 594 595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 629 630 631 632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 650 651 652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662 663 664 665 666 667 668 669 670 671 672 673 674 675 676 677 678 679 680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691 692 693 694 695 696 697 698 699 700 701 702 703 704 705 706 707 708 709 710 711 712 713 714 715 716 717 718 719 720 721 722 723 724 725 726 727 728 729 730 731 732 733 734 735 736 737 738 739 740 741 742 743 744 745 746 747 748 749 750 751 752 753 754 755 756 757 758 759 760 761 762 763 764 765 766 767 768 769 770 771 772 773 774 775 776 777 778 779 780 781 782 783 784 785 786 787 788 789 790 791 792 793 794 795 796 797 798 799 800 801 802 803 804 805 806