Рачик Петросян о ключевых проблемах в сфере госзакупок

вторник, 24 октября, 2017

Замглавы ФАС России прокомментировал на встрече с членами ОКЮР блок проблемных вопросов, касающихся проведения закупок по 223-ФЗ и 44-ФЗ

«Мы отстаиваем экономическую суть в регулировании и не хотим заниматься установлением излишних запретов, которые без труда обходят, превращая такое регулирование в нагроможденную профанацию», - заявил заместитель руководителя ФАС России Рачик Петросян в ходе цикла круглых столов «Диалог с властью», организованных НП Партнерство «Объединение Корпоративных Юристов» (ОКЮР).

Рассматривая практику закупок по 223-ФЗ, Рачик Петросян отметил, что только 5% таких закупок осуществляется путем проведения конкурсов и аукционов. Закупки у единственного поставщика составляют более 36%, а закупки с применением «иных способов» составляют более 59% от общего объема закупок в 2016 году. Отсутствие в Законе о закупках исчерпывающего перечня способов закупок привело к тому, что заказчиками применяется более 4 480 способов определения поставщика, которые, в том числе, маскируют закупки у единственного поставщика.

«Стоит отметить, что общий объем закупок, осуществляемый «иными способами», увеличился на 16% по сравнению с 2015 годом. В то же время закупки, проводимые «иными способами», некоторые крупные заказчики относят к конкурентным. Однако многообразие процедур не способствует повышению прозрачности доступа к ним, а скорее наоборот - усложняют», - сообщил замглавы ФАС России.

Он напомнил, что законопроекты, предусматривающие поправки в оба закона, подготовленные при участии антимонопольной службы, прошли первое чтение и в настоящий момент готовятся к принятию во втором чтении. Кроме того, ФАС России принимает участие в разработке ряда законопроектов, направленных на совершенствование регулирования деятельности участников госзакупок.

В числе ключевых проблем в 44-ФЗ - проведение бумажного конкурса при повышении значимости субъективных критериев оценки. По данным ЕИС в 2016 году в рамках процедур, предусмотренных Законом о контрактной системе, было заключено контрактов на сумму более 5,3 трлн рублей, из которых в 13% случаев контракты заключались по результатам проведения открытых конкурсов. При проведении конкурсов могут применяться неценовые критерии оценки, такие как: «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» и «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации»

«В связи с отсутствием в действующих нормах права раскрытия непосредственно предмета оценки по субъективным критериям, видов подтверждающих документов и порядка оценки, указанные данные определяются каждым заказчиком самостоятельно. По существу, такие закупки прекращаются в «узаконенный» способ отбора «нужного» исполнителя при отсутствии гарантии качества исполнения контракта», - подчеркнул Рачик Петросян.

Также в настоящий момент отсутствует эффективная поддержка субъектов малого предпринимательства (СМП). В законодательстве отсутствуют механизмы отбора и администрирования привлечения при исполнении контракта СМП в качестве субподрядчика, а также не содержат запрета на привлечение в качестве соисполнителей по контракту СМП, аффилированных с генеральным подрядчиком.

Крупные компании постоянно сталкиваются с претензиями антимонопольных органов к тем или иных закупкам даже в тех случаях, когда они проводятся в рамках утвержденных политик. Предметом споров становятся разнообразные условия определения победителя, требования к участникам закупки и документации. По словам президента НП ОКЮР Александры Нестеренко, в последнее время появляется большое количество судебных решений по данным проблемам, но в судебной практике сохраняются и противоречивые оценки. Риски сохраняются и в связи с различиями в подходе антимонопольных органов и судов.

«На фоне отсутствия надлежащего законодательного регулирования и творческого, а порой и расширительного подхода ФАС России к нормам права, в данной области остается достаточная неопределённость и есть объективная потребность в разъяснении и унификации подходов антимонопольных органов», - подчеркнула она.

Работы по перинатальному центру в Норильске принимали за взятки (видео)

понедельник, 23 октября, 2017

Ведущий инженер норильского отдела краевого госпредприятия «Управление капитального строительства» за взятки подписывал документы о приеме работ по перинатальному центру в Норильске за взятки. Об этом сообщили в ГСУ Следственного комитета России по Красноярскому краю.

Как выяснили следователи, 55-летний топ-менеджер госпредприятия получил от одного из субподрядчиков строительства этого объекта несколько взяток на общую сумму в 450 000 рублей за то, что не применял к компании мер ответственности при выявлении нарушений и подписывал акты приемки работ.


Обыск и задержание взяточника из норильского "УКСа"
Источник: ГУ МВД России по Красноярскому краю
Взяточник был задержан сотрудниками ГУ МВД по Красноярскому краю и взят под стражу на 2 месяца. Возбуждено уголовное дело по статье 290 (пункт «в» части 5) УК РФ «Получение взятки», по которой ему грозит до 12 лет лишения свободы.

«С представителем подрядчика, дававшим взятки, сейчас также ведется работа, — говорит старший помощник руководителя Следкома по краю Ольга Шаманская, — если он будет сотрудничать, то не понесет никакой ответственности».

Напомним, что строительство перинатального центра в Норильске началось в июле 2015 года. Общая стоимость проекта оценивалась тогда в 3,2 млрд рублей. Сдать объект планировали в декабре 2016 года, но работы на нем ведутся по сей день.

Обещанное в начале видео:): http://newslab.ru/video/view/obysk-i-zaderzhanie-vzyatochnika-iz-norilskogo-uksa

Российские власти запретят закупки зарубежных антивирусов для госорганов

пятница, 20 октября, 2017

Российские власти в ближайшее время намерены ввести полный запрет на госзакупки иностранных антивирусных программ, систем электронного документооборота и бухгалтерии, сообщил в четверг, 19 октября, на конференции «Российский софт: эффективные решения» Илья Массух, глава созданного по поручению президента Центра компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), передает корреспондент РБК.

«Недавно было совещание у [вице-премьера] Аркадия Дворковича по теме импортозамещения, практически все ведомства участвовали, протокол вышел. По протоколу какие пункты? Ограничения будут в ближайшее время внесены в постановление правительства. Первый момент — это допуск к отечественному рынку решений из ЕврАзЭС (Евразийского экономического сообщества, объединяет Россию, Белоруссию, Казахстан, Киргизию, Таджикистан, Узбекистан, Армению, Молдавию и Украину. — РБК). Второй момент — это запрет на покупку импортного программного обеспечения в сфере антивирусов, систем электронного документооборота и бухгалтерии. Будет полный запрет для органов власти введен», — рассказал Илья Массух.

Представитель Аркадия Дворковича Алия Самигуллина уточнила, что Минкомсвязь и Центр компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий в ближайшее время также должны представить предложения по созданию лаборатории для испытаний и тестирования отечественного программного обеспечения (ПО). Она будет сделана в целях подготовки рекомендаций по использованию госорганами и государственными внебюджетными фондами отечественного антивирусного ПО, а также предназначенного для электронного документооборота, бухгалтерского и кадрового учета.

Законодательные ограничения на закупки иностранного софта в госорганы действуют с 1 января 2016 года, однако у органов власти пока есть возможность приобретать иностранные программные продукты в случаях, когда российских аналогов не существует или они не обладают необходимыми функциями. Реестр отечественного ПО ведет Минкомсвязь, на данный момент в него включены 3,9 тыс. продуктов. Для включения в реестр программный продукт должен отвечать, в частности, следующим требованиям: интеллектуальные права на него должны принадлежать компании, бенефициарами которой на 51% или больше являются граждане России или госструктуры. При этом в продукте могут использоваться иностранные компоненты, однако лицензионные отчисления в пользу зарубежного партнера не должны превышать 30% от суммы продаж.

Американский пример

Готовить предложения по введению более жестких требований к обязательному обоснованию покупки иностранных продуктов для госорганов еще в конце 2016 года начала одна из рабочих групп при администрации президента, ранее рассказывал РБК Илья Массух. «Например, запретить закупать иностранные антивирусы. В стране два хороших производителя: «Лаборатория Касперского» и Dr.Web. Под запрет можно внести также офисное программное обеспечение, софт для документооборота, бухгалтерии — в этих сферах также достаточно российских продуктов, есть конкуренция», — говорил Илья Массух.

«Лаборатория Касперского» и Dr.Web — производители наиболее известных российских антивирусов. Аналитики IDC по итогам 2014 года оценивали рынок антивирусного ПО в России в $219 млн, а в следующем году говорили о том, что объем рынка сохраняется на том же уровне. Более поздние данные не раскрывались.

При этом «Лаборатория Касперского» в этом году столкнулась с ограничениями на американском рынке. В середине июля Белый дом исключил ее из списка поставщиков программного обеспечения, чья продукция одобрена для использования госструктурами США. В сентябре Министерство внутренней безопасности США обязало все госучреждения отказаться от использования антивирусов «Лаборатории Касперского» и заменить их на другой софт в течение трех месяцев. Власти США подчеркнули, что обеспокоены связями между некоторыми представителями «Лаборатории Касперского», российской разведкой и другими госорганами России.

«Ростех» подписался под цифровизацией госзакупок

четверг, 19 октября, 2017

«Ростех — Проектные технологии»(РТ-ПТ) разобьет работу над единой информсистемой госзакупок на три этапа, при этом первый — до конца 2017 года — будет выполнять как субподрядчик компания «Ланит-технологии», ранее работавшая над ЕИС по госконтракту. На 2018 год исполнители будут выбираться на конкурсной основе, говорят в РТ-ПТ, но технологическое задание для них уже написано. Оно включает в себя перевод всех процедур госзаказа в электронный вид, сопряжение ЕИС с реестром МСП, который ведет ФНС и разработку процедуры электронной фиксации выполнения госконтрактов.

Как стало известно “Ъ”, дочка «Ростеха» АО «РТ-ПТ» заключила новый госконтракт на развитие единой информационной системы (ЕИС) в сфере закупок на 2017–2018 годы. Само проектное подразделение «Ростеха» как генподрядчик сосредоточится на обеспечении продолжения реформы госзаказа. В частности, РТ-ПТ будет заниматься развитием каталога госзакупок как основного инструмента анализа фактических закупочных цен и характеристик закупаемой продукции, нормирования, прогнозирования спроса, определения начальных максимальных цен, мониторинга закупок по завышенным ценам.

В целом контракт по развитию ЕИС будет выполняться в три этапа, при этом на первом этапе (до конца 2017 года) субподрядчиком РТ-ПТ в части разработки программного обеспечения ЕИС станет компания «Ланит-технологии», ранее выступавшая господрядчиком по этой тематике. «Ланит» займется доработками ЕИС, связанными с изменениями законодательства о закупках, работами по обеспечению резервирования системы, ее технологической модернизацией и решением вопросов информационной безопасности. В частности, для ЕИС разрабатывается универсальный передаточный документ, подтверждающий исполнение контракта, а также реестр договоров и процедуры закупок услуг по проведению капремонта в многоквартирных домах.

Подряд на продолжение этой работы (второй и третий этапы) в 2018 году будет выставлен РТ-ПТ на конкурс. На втором этапе РТ-ПТ предстоит расширение функционала каталога товаров, работ и услуг, тестирование процедур подписания и включения в реестр контрактов электронного акта выполненных работ, развитие аналитической системы с учетом расширения накопленных ЕИС структурированных данных и запуск мобильного приложения по поиску размещаемых в ЕИС закупок. Отдельной задачей станет налаживание электронного обмена данными из Единого реестра субъектов МСП с ФНС.

На третий этап придется самый большой объем работ, требующих проектирования бизнес-процессов.
В частности, на третьем этапе в электронный вид будут переведены все закупочные процедуры (более 14 видов закупок).

Также в 2018 году РТ-ПТ займется разработкой конструктора электронных контрактов, формированием отчетов заказчиков о закупках у субъектов МСП и социально-ориентированных НКО и созданием единого реестра субподрядных договоров.

В «дочке» «Ростеха» обещают начать и работы по полномасштабному переводу ЕИС на свободное программное обеспечение (СПО) – однако из-за нагруженности ЕИС «замещение будет проходить аккуратно, с обязательной апробацией технологий на менее критичных компонентах ЕИС — и только потом с последующим тиражированием на всю систему». Полный перевод ЕИС на СПО — задача, выходящая за рамки 2018 года, говорят в компании.

В правительство внесен проект постановления об особенностях описания лекарств для госзакупок

четверг, 19 октября, 2017

Министерство здравоохранения России внесло в правительство проект постановления об особенностях описания лекарств, которые являются объектами для государственных закупок. Об этом сообщает «РИА Новости» со ссылкой на сообщение ведомства.

Отмечается, что документ призван решить некоторые вопросы, на которые обратила внимание Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Он предполагает указание в документации госзакупки конкретных лекарственных форм и дозировок препаратов, если существуют аналогичные, остаточного срока годности в процентах, а также иных терапевтически не значимых характеристик.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458 459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 476 477 478 479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 493 494 495 496 497 498 499 500 501 502 503 504 505 506 507 508 509 510 511 512 513 514 515 516 517 518 519 520 521 522 523 524 525 526 527 528 529 530 531 532 533 534 535 536 537 538 539 540 541 542 543 544 545 546 547 548 549 550 551 552 553 554 555 556 557 558 559 560 561 562 563 564 565 566 567 568 569 570 571 572 573 574 575 576 577 578 579 580 581 582 583 584 585 586 587 588 589 590 591 592 593 594 595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 629 630 631 632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 650 651 652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662 663 664 665 666 667 668 669 670 671 672 673 674 675 676 677 678 679 680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691 692 693 694 695 696 697 698 699 700 701 702 703 704 705 706 707 708 709 710 711 712 713 714 715 716 717 718 719 720 721 722 723 724 725 726 727 728 729 730 731 732 733 734 735 736 737 738 739 740 741 742 743 744 745 746 747 748 749 750 751 752 753 754 755 756 757 758 759 760 761 762 763 764 765 766 767 768 769 770 771 772 773 774 775 776 777 778 779 780 781 782 783 784 785 786 787 788 789 790 791 792 793 794 795 796 797 798 799 800 801 802 803 804 805 806