«Ростех», Минэкономразвития и электронные площадки борются за каталог госзакупок

вторник, 11 октября, 2016

Каталог товаров задумывался как механизм, который облегчит жизнь госзаказчикам, госкомпаниям, поставщикам и контролерам. Он решает одну из проблем закупок, когда один и тот же товар называется по-разному и выбор названия непредсказуем. Существующая система закупок без каталога похожа на поход в магазин с завязанными глазами, иллюстрировал управляющий партнер «Ценовых и контрактных решений» Евгений Вдовин.

Каталог должен стать частью Единой информационной системы (ЕИС) госзаказа, с 2017 г. объект закупки надо будет указывать по каталогу, говорится в законе о госзакупках. Формировать и вести каталог должно по закону Минэкономразвития. Но как вести и использовать каталог, определит правительство. Минэкономразвития готовит проект постановления о временных правилах для каталога («Ведомости» ознакомились с текстом, федеральный чиновник подтвердил его подлинность). В проекте предлагается взять за основу данные, которые уже есть в каталоге Москвы, и поручить Высшей школе экономики помочь с разработкой шаблонов для общероссийского каталога (включает наименование товара, код в каталоге, характеристики). Создавать шаблоны, а также решать, какие товары включать в каталог, будет по проекту министерство по согласованию с ФАС, предварительно рассмотрев на экспертном совете по каталогу.

За включение товара в каталог предлагалось брать плату с поставщиков, когда это рассматривалось как дополнительная услуга информационной системы.

В сентябре созданием каталога закупок заинтересовался «Рос­тех». Его участие в создании каталога обсуждалось на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова. «Ростех» вошел в группу по подготовке дорожной карты системы мониторинга закупок лекарств, напомнил сотрудник пресс-службы госкорпорации. Но планы распространять систему на другие товары он не комментирует.

В понедельник о желании участвовать в создании каталога объявили и электронные торговые площадки (на них приходится более 50% всего госзаказа). Это один из пунктов первого совместного соглашения о намерениях (см. врез). Площадки готовы участвовать в разработке методологии каталога и создавать сам каталог, а кроме того – Единую аналитическую систему цен, пользуясь данными своих торгов, накопленными за пять лет, сказал гендиректор Единой электронной торговой площадки Антон Емельянов. Это позволит увидеть, что и за сколько закупалось, объяснил он, а также создаст ориентир для новых закупок. Это идеологически принципиально другой подход – если госзакупщик будет только ставить галочку и выбирать, что он закажет из доступного ему в каталоге, то правительству не придется ломать голову о нормировании, система автоматически оставит ему на выбор «Жигули» или Ford Focus, объяснил гендиректор Агентства по госзаказу Татарстана Яков Геллер.

Это сотрудничество не против кого-то, уточнил президент Санкт-Петербургской товарно-сырьевой биржи Алексей Рыбников. По его словам, создание такого каталога может быть бесплатным для государства.

Агентство Татарстана сделало каталог само, в нем около 7000 позиций, затраты – 3–5 млн руб., рассказывал Геллер. У площадки B2B Center (крупнейшая по заказу госкомпаний) есть электронный магазин с каталогом на 1 млн позиций, рассказал председатель совета директоров B2B Александр Бойко. Всю сумму, потраченную на его создание, оценить он не берется, но только создание алгоритма встраивания готовых списков наименований от компании в общую систему стоило $10 млн, по его словам. Площадки действительно могут согласиться сделать каталог без государственных средств, поскольку его появление должно увеличить количество позиций в их каталогах и, следовательно, прибыль, объяснил Бойко.

Представители площадок уже участвовали в совещаниях в правительстве по созданию каталога, заметил гендиректор «РТС-тендера» Виктор Степанов. Было несколько встреч о разработках со специалистами по IT, рассказал гендиректор «Сбербанк-АСТ» Николай Андреев. Но представитель Минэкономразвития заявил, что «площадки не будут привлекаться». Все данные для каталога есть, говорит он, министерство собирает и структурирует данные в ЕИС.

Нобелевскую премию по экономике дали за теорию контрактов

понедельник, 10 октября, 2016

(конечно, это не госзакупки - но интересно!)

Премию памяти Альфреда Нобеля по экономике присудили Оливеру Харту из Гарвардского университета и Бенгту Хольмстрему из Массачусетского технологического института «за их вклад в теорию контрактов»
Нобелевский комитет присудил премию по экономике, учрежденную Банком Швеции, Оливеру Харту из Гарвардского университета и Бенгту Хольмстрему из Массачусетского технологического института с формулировкой «за их вклад в теорию контрактов». Харт родился в Англии, а Хольстрем — в Финляндии, но оба получали экономическое образование и работают в США.

Харт и Хольмстрем разработали новые теоретические инструменты для понимания контрактов, которые встречаются в реальной жизни. Их анализ оптимальных контрактных договоренностей заложил интеллектуальные основы для разработки политик и институтов во многих сферах, включая законодательство о банкротстве и политические конституции, отмечается в заявлении комитета.

Классическая модель контракта описывается так: между принципалом и агентом есть договоренность, по которой агент выполняет определенные действия в интересах принципала. Проблема в том, что принципал не может напрямую наблюдать за действиями агента, и это создает «моральный риск» (moral hazard): у агента возникает стимул к недобросовестному («оппортунистическому») поведению в собственных интересах. Типичный пример: собственник фирмы делегирует менеджеру полномочия по управлению бизнесом. Менеджмент зачастую принимает решения, выгодные с точки зрения прибыли и личного вознаграждения, но рискованные с точки зрения долгосрочной стабильности бизнеса (именно это называлось одной из причин глобального финансового кризиса 2008–2009 годов). В идеале вознаграждение, которое принципал платит агенту, должно основываться на наблюдаемых и проверяемых переменных, но на практике ни один из таких критериев вроде рыночной капитализации компании или ее чистой прибыли не обеспечивает оптимальных результатов для обеих сторон. «Если риска нет, если агенту платят плоскую зарплату, которая ни от чего не зависит, то, конечно, он будет просто делать то, что ему нравится. Чтобы создать стимулы, нужно сделать его компенсацию (оплату, продвижение по службе, риск увольнения) чувствительной к результатам его труда. Однако при этом для него появляется риск — он не полностью контролирует результат, играют роль случайности, работа коллег и т. д.», — объясняет доцент департамента теоретической экономики Высшей школы экономики (ВШЭ) Антон Суворов.


В 1979 году Бенгст Хольмстрем вывел и формализовал «принцип информативности», который подразумевает, что оплата труда агента должна зависеть от переменных (сигналов), которые обеспечивают информацию о его действиях, а не от случайных факторов. В примере с вознаграждением менеджера этот принцип означает, что недостаточно привязать зарплату к стоимости акций только его компании: котировки во многом зависят от факторов, находящихся за пределами контроля менеджмента. Более правильное решение — учитывать стоимость акций и других компаний, например из той же отрасли. Цена акций относительно стоимости сопоставимых фирм — более информативная переменная. Суворов приводит в пример и чрезмерную привязку зарплат учителей к результатам ЕГЭ в качестве возможной ошибки.

Кроме того, ученый разработал теорию динамических стимулов. В отличие от классической теории контрактов в ней предусмотрена ситуация, когда для работника нельзя создать стимулы, но он все равно работает много, чтобы создать хорошую репутацию, произвести впечатление на рынок и сменить работу при исчерпании возможностей на своем нынешнем месте, говорит Суворов.

Исследования другого лауреата, Оливера Харта, в 1980-х годах позволили совершить прорыв в понимании так называемых неполных контрактов. В реальном мире невозможно заранее составить исчерпывающий, совершенный контракт. Поэтому в условиях, когда не все переменные или потенциальные состояния мира можно оговорить в контракте, нужно определить третью сторону, которой будет дано решать, что делать, когда стороны контракта не могут договориться. Теоретические изыскания Харта и его коллег могут быть применены при анализе сложных финансовых контрактов и приватизации активов. Роль в этой ситуации играет тот, кто именно может принимать решения — обладает формальными правами, а также реальными возможностями (информацией, необходимой для принятия разумного решения), указывает Суворов.

В 2015 году премия по экономике досталась британскому и американскому экономисту Энгусу Дитону «за анализ потребления, бедности и благосостояния». Лауреат получает денежную премию в 8 млн шведских крон ($925 тыс. по текущим курсам), в случае Хольмстрема и Харта они разделят ее пополам.

Премия Шведского национального банка по экономическим наукам памяти Альфреда Нобеля была учреждена в 1969 году. До 2016 года ее получили 47 ученых, из них 46 мужчин. Почти все премии получили ученые, работающие в США, и все они были старше 50 лет.

Элинор Остром стала первой и единственной женщиной, награжденной Нобелевской премией по экономике. В 2009 году ей вручили приз «за анализ экономического управления».

Чаще всего (28 лауреатов) премию получают те лауреаты, которые учились или работали в Чикагском университете.

Единственным советским ученым, получившим премию, был математик и экономист Леонид Канторович: в 1975 году он получил награду «за вклад в теорию оптимального распределения ресурсов».

Нобелевскую премию по экономике дали за теорию контрактов

понедельник, 10 октября, 2016

(конечно, это не госзакупки - но интересно!)

Премию памяти Альфреда Нобеля по экономике присудили Оливеру Харту из Гарвардского университета и Бенгту Хольмстрему из Массачусетского технологического института «за их вклад в теорию контрактов»
Нобелевский комитет присудил премию по экономике, учрежденную Банком Швеции, Оливеру Харту из Гарвардского университета и Бенгту Хольмстрему из Массачусетского технологического института с формулировкой «за их вклад в теорию контрактов». Харт родился в Англии, а Хольстрем — в Финляндии, но оба получали экономическое образование и работают в США.

Харт и Хольмстрем разработали новые теоретические инструменты для понимания контрактов, которые встречаются в реальной жизни. Их анализ оптимальных контрактных договоренностей заложил интеллектуальные основы для разработки политик и институтов во многих сферах, включая законодательство о банкротстве и политические конституции, отмечается в заявлении комитета.

Классическая модель контракта описывается так: между принципалом и агентом есть договоренность, по которой агент выполняет определенные действия в интересах принципала. Проблема в том, что принципал не может напрямую наблюдать за действиями агента, и это создает «моральный риск» (moral hazard): у агента возникает стимул к недобросовестному («оппортунистическому») поведению в собственных интересах. Типичный пример: собственник фирмы делегирует менеджеру полномочия по управлению бизнесом. Менеджмент зачастую принимает решения, выгодные с точки зрения прибыли и личного вознаграждения, но рискованные с точки зрения долгосрочной стабильности бизнеса (именно это называлось одной из причин глобального финансового кризиса 2008–2009 годов). В идеале вознаграждение, которое принципал платит агенту, должно основываться на наблюдаемых и проверяемых переменных, но на практике ни один из таких критериев вроде рыночной капитализации компании или ее чистой прибыли не обеспечивает оптимальных результатов для обеих сторон. «Если риска нет, если агенту платят плоскую зарплату, которая ни от чего не зависит, то, конечно, он будет просто делать то, что ему нравится. Чтобы создать стимулы, нужно сделать его компенсацию (оплату, продвижение по службе, риск увольнения) чувствительной к результатам его труда. Однако при этом для него появляется риск — он не полностью контролирует результат, играют роль случайности, работа коллег и т. д.», — объясняет доцент департамента теоретической экономики Высшей школы экономики (ВШЭ) Антон Суворов.


В 1979 году Бенгст Хольмстрем вывел и формализовал «принцип информативности», который подразумевает, что оплата труда агента должна зависеть от переменных (сигналов), которые обеспечивают информацию о его действиях, а не от случайных факторов. В примере с вознаграждением менеджера этот принцип означает, что недостаточно привязать зарплату к стоимости акций только его компании: котировки во многом зависят от факторов, находящихся за пределами контроля менеджмента. Более правильное решение — учитывать стоимость акций и других компаний, например из той же отрасли. Цена акций относительно стоимости сопоставимых фирм — более информативная переменная. Суворов приводит в пример и чрезмерную привязку зарплат учителей к результатам ЕГЭ в качестве возможной ошибки.

Кроме того, ученый разработал теорию динамических стимулов. В отличие от классической теории контрактов в ней предусмотрена ситуация, когда для работника нельзя создать стимулы, но он все равно работает много, чтобы создать хорошую репутацию, произвести впечатление на рынок и сменить работу при исчерпании возможностей на своем нынешнем месте, говорит Суворов.

Исследования другого лауреата, Оливера Харта, в 1980-х годах позволили совершить прорыв в понимании так называемых неполных контрактов. В реальном мире невозможно заранее составить исчерпывающий, совершенный контракт. Поэтому в условиях, когда не все переменные или потенциальные состояния мира можно оговорить в контракте, нужно определить третью сторону, которой будет дано решать, что делать, когда стороны контракта не могут договориться. Теоретические изыскания Харта и его коллег могут быть применены при анализе сложных финансовых контрактов и приватизации активов. Роль в этой ситуации играет тот, кто именно может принимать решения — обладает формальными правами, а также реальными возможностями (информацией, необходимой для принятия разумного решения), указывает Суворов.

В 2015 году премия по экономике досталась британскому и американскому экономисту Энгусу Дитону «за анализ потребления, бедности и благосостояния». Лауреат получает денежную премию в 8 млн шведских крон ($925 тыс. по текущим курсам), в случае Хольмстрема и Харта они разделят ее пополам.

Премия Шведского национального банка по экономическим наукам памяти Альфреда Нобеля была учреждена в 1969 году. До 2016 года ее получили 47 ученых, из них 46 мужчин. Почти все премии получили ученые, работающие в США, и все они были старше 50 лет.

Элинор Остром стала первой и единственной женщиной, награжденной Нобелевской премией по экономике. В 2009 году ей вручили приз «за анализ экономического управления».

Чаще всего (28 лауреатов) премию получают те лауреаты, которые учились или работали в Чикагском университете.

Единственным советским ученым, получившим премию, был математик и экономист Леонид Канторович: в 1975 году он получил награду «за вклад в теорию оптимального распределения ресурсов».

У госзакупок появится ценовой ориентир

понедельник, 10 октября, 2016

Подготовленные Минэкономразвития поправки в законодательство о закупках опубликованы на regulations.gov.ru. Они вводят понятие референтных цен, сформированных по прежним контрактам.

Эти цены станут одним из способов определения начальной цены госконтракта, с которой стартуют торги. Понятие должно появиться и в законе о закупках госкомпаний.

Сейчас уже используется похожий метод – рыночных цен на похожие товары. Заказчики берут всего три предложения и выводят из этого якобы рыночную цену, говорит управляющий партнер «Ценовых и контрактных решений» Евгений Вдовин. По его оценкам, цены госзакупок на 10–15% выше среднерыночных. Причина завышения не только в откатах, поясняет он: у госзаказчиков нет возможности проводить полноценный анализ рынка.

Идею средних цен, которые могли бы быть ориентиром в госзаказе, обсуждали еще в 2015 г. Когда с 2017 г. в единой информационной системе появится каталог товаров, по нему и будут устанавливаться референтные цены, говорил замминистра Евгений Елин в декабре. Тогда предполагалось, что цена должна определяться как минимум по 10 контрактам, заключенным в конкретном округе.

Как считают цену
Кроме метода рыночных цен для определения начальной цены можно использовать нормативный, тарифный, проектно-сметный и затратный методы.

Как именно из цен уже заключенных контрактов будет выводиться референтная цена, будет описано в акте правительства, поясняет представитель Минэкономразвития. Пока ясно лишь, что показатель будет учитывать инфляцию. Программное обеспечение для подсчета цен создается казначейством, уточнили в Минэкономразвития.

Такие цены должны дать более полную картину о госзаказе, говорит первый проректор ВШЭ Александр Шамрин. Чтобы референтные цены работали, нужно сравнивать сопоставимое, для этого должен быть полностью запущенный каталог и продукция в нем должна быть идентифицирована, сказал Вдовин. Сейчас у одной и той же бумаги могут быть разные наименования – «бумага для принтера», «бумага для печати» или даже «носитель для вывода печатной информации» – и коды тоже могут быть разные, рассказывает он. Контракты могут включать сразу несколько позиций и не надо из цены салата оливье пытаться высчитать цену моркови, продолжает Вдовин, нужно брать только контракты с единичным товаром, заключенные в сопоставимых рыночных условиях. Также надо использовать не только данные единой информационной системы, но и свободного рынка, например, в Москве экспертиза сравнивает еще и цены портала поставщиков, уточняет Вдовин.
Но на создание полноценного каталога уйдет несколько лет, полагает Шамрин.
Референтная цена – это административная конструкция, которую рынок не знает, говорит соучредитель Бюро контрактной информации Ольга Анчишкина: на рынке есть оптовые, розничные, закупочные цены. В госзаказе уже создано много неработающих административных конструкций, считает Анчишкина: начальная цена контракта, видимо, не работает. Непонятно, зачем вводить новую конструкцию, если можно уже сейчас отслеживать цены или создать электронный магазин по аналогии с «Яндекс.Маркетом», советует она. Бюро контрактной информации регулярно выводит средние, средневзвешенные и минимальные цены госзакупок, рассказывает Анчишкина.

ФАС раскрыла картель на закупках самоспасателей

четверг, 6 октября, 2016

Аукцион на поставку самоспасателей изолирующих проводился МВД России в 2014 году в рамках государственного оборонного заказа. Закупка являлась нетипично крупной для этого товарного рынка – заказано более 90 тысяч самоспасателей СПИ-1 и СПИ-2 одним лотом

ООО «Навигатор-Т», АО «Тамбовмаш», Общероссийская общественная организация «Всероссийское добровольное пожарное общество», ЗАО «Химкомплектзащита» и ООО «Стронг Групп» признаны нарушившими пункт 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции – компании заключили антиконкурентное соглашение.

В основу доказательной базы по делу легли результаты проведенных внеплановых выездных проверок.

«ФАС России удалось доказать заключение антиконкурентного соглашения, в котором существовало четкое распределение ролей между участниками картеля. Одни хозяйствующие субъекты формировали начальную цену контракта в размере, указанном будущим победителем торгов, другие «помогали» победителю поддержать эту цену в ходе аукциона», - прокомментировал решение начальник Контрольно-инспекционного управления в сфере ГОЗ ФАС России Константин Алешин.

В результате сговора была завышена цена контракта (она составила более 309 млн рублей) и обеспечена победа ООО «Навигатор-Т» со снижением на 1% от начальной цены.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458 459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 476 477 478 479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 493 494 495 496 497 498 499 500 501 502 503 504 505 506 507 508 509 510 511 512 513 514 515 516 517 518 519 520 521 522 523 524 525 526 527 528 529 530 531 532 533 534 535 536 537 538 539 540 541 542 543 544 545 546 547 548 549 550 551 552 553 554 555 556 557 558 559 560 561 562 563 564 565 566 567 568 569 570 571 572 573 574 575 576 577 578 579 580 581 582 583 584 585 586 587 588 589 590 591 592 593 594 595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 629 630 631 632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 650 651 652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662 663 664 665 666 667 668 669 670 671 672 673 674 675 676 677 678 679 680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691 692 693 694 695 696 697 698 699 700 701 702 703 704 705 706 707 708 709 710 711 712 713 714 715 716 717 718 719 720 721 722 723 724 725 726 727 728 729 730 731 732 733 734 735 736 737 738 739 740 741 742 743 744 745 746 747 748 749 750 751 752 753 754 755 756 757 758 759 760 761 762 763 764 765 766 767 768 769 770 771 772 773 774 775 776 777 778 779 780 781 782 783 784 785 786 787 788 789 790 791 792 793 794 795 796 797 798 799 800 801 802 803 804 805 806