Поворот регулятора

среда, 2 ноября, 2016

Обзор рынка

02.11.2016
Регулятор грозит отнять у коммерческих электронных торговых площадок (ЭТП) закупки по ФЗ-223. Самый привлекательный клиентский сегмент — крупный частный бизнес — также почти полностью поделен между основными ЭТП. Конкурентная борьба на рынке накаляется, заставляя игроков еще более упорно работать над развитием дополнительных сервисов и расширением функционала.

Светлана Рагимова

По данным Министерства экономического развития Российской Федерации, в первом полугодии 2016 года объемы закупок, регулируемых 223-ФЗ и проведенных с использованием ЭТП, увеличились на 33% по сравнению с прошлогодними, сделанными за аналогичный период, и достигли 2,4 трлн руб. За весь прошлый год объемы таких закупок составили 4,6 трлн руб. Итоги 2016 года подводить пока рано, можно отметить лишь некоторые тенденции. По предварительным оценкам RAEX, доля регулируемых в соответствии с 44-ФЗ и 223-ФЗ электронных закупок в 2016 году превышает 65% общего объема закупок в электронной форме и стремится к росту.
Андрей Бойко, коммерческий директор B2B-Center, отмечает, что доля госзакупок (то есть закупок по 44-ФЗ с использованием бюджетных средств) в общем объеме рынка электронных торгов за последние два года уменьшилась с 25% до 15-16% от общего объема. Он объясняет это прежде всего сокращением расходования бюджета и увеличением коммерческих закупок, а также закупок по 223-ФЗ (закупки госкомпаний и закупки в регулируемых отраслях).
Это подтверждает и Дмитрий Миндич, исполнительный директор проекта "ЭТП в России — кто есть кто" рейтингового агентства RAEX ("Эксперт РА"). Он утверждает, что объем электронных закупок заказчиков, деятельность которых регулируется федеральным законом N223, в первом полугодии 2016 года по сравнению с аналогичным периодом 2015 года увеличивался быстрее, чем общий объем закупок этих заказчиков.
Достоверно оценить объем всего рынка электронных закупок в РФ непросто, потому что неизвестной остается одна из его составляющих — закупки частного бизнеса. Как говорит Дмитрий Миндич, точных данных об объеме нерегулируемых электронных закупок в межкорпоративном сегменте нет, поскольку частные компании эту информацию, как правило, не разглашают. По мнению участников рынка, в целом объем электронных закупок частных компаний несколько меньше, чем совокупный объем закупок в электронной форме, регулируемых 223-ФЗ. "По предварительным данным нашего исследования, основанного на анкетировании крупнейших корпоративных заказчиков, налицо сохранение тенденции, которая сложилась в 2014-2015 годах: незначительный реальный прирост объемов электронных торгов, связанный с увеличением доли проводимых на ЭТП закупок и притоком на фоне сокращения средней стоимости одной закупки. При этом, по предварительным данным, отмечается замедление притока крупнейших корпоративных заказчиков на ЭТП. В целом в этом сегменте, наиболее привлекательном для операторов ЭТП, рынок близок к насыщению",— говорит господин Миндич.
Андрей Бойко рассказывает, что его компания рассчитывает объем всего рынка электронных закупок, ориентируясь на соотношение ВВП (плюс промежуточное потребление) и электронных закупок в развитых европейских странах (среднеевропейский мультипликатор в 2015 году был равен 17,8%).
По его словам, сейчас рынок электронных закупок растет во всех сегментах, что связано с необходимостью оптимизации торгово-закупочной деятельности и повышения эффективности закупок (то есть экономии) как государственными предприятиями, так и частными компаниями.
75% компаний из рейтинга RAEX-600 ("Крупнейшие компании России по объему реализации продукции") проводят собственные закупки в электронной форме на государственных, коммерческих или собственных площадках.
Причем потребности клиентов меняются. По словам господина Бойко, все больше заказчиков стремятся получать комплексные услуги и интегрировать ЭТП в торгово-закупочный процесс. Все более востребованными становятся дополнительные сервисы по управлению нормативно-справочной информацией (НСИ), финансовые услуги (электронные банковские гарантии, резервирование денежных средств под обеспечение заявки), транспортно-логистические услуги, каталоги товаров для срочных нерегламентированных закупок. ЭТП стараются отвечать запросам клиентов и развивают эти направления собственными силами или в партнерстве.
По мнению Георгия Сухадольского, генерального директора НП "Объединение профессиональных специалистов в области государственных, муниципальных и корпоративных закупок", один из заметных трендов на рынке — перевод в электронную форму направлений получения государством дохода (приватизация, продажи госимущества и т. д.). Раньше все это проводилось на бумаге — локально и непрозрачно. Теперь такие процедуры становятся более эффективными благодаря использованию ЭТП.
О движении рынка в сторону повышения степени технологичности закупок с целью увеличения эффективности говорит Андрей Бойко. По его словам, теперь все чаще заказчики достигают эффективности не только в результате снижения цен по закупкам, но и за счет цифровизации стадий подготовки и организации этой деятельности. "Новый путь повышения эффективности не только ценовое преимущество, но и внедрение дополнительных инструментов для планирования и управления закупками (на основе мастер-данных (НСИ), систем управления взаимоотношениями с поставщиками SRM, аналитических инструментов). Там, где возможно преобразовать долгий бумажный процесс в быстрый и эффективный цифровой,— новые вызовы для роста бизнеса. Наш прогноз: коммерческие площадки станут аккумулятором технологических инноваций в торгово-закупочной деятельности",— говорит он.
Заглавные буквы
Список отраслей, в которых ЭТП работают наиболее активно, в текущем году не изменился. По словам господина Бойко, основные заказчики на ЭТП — это по-прежнему компании нефтегазового сектора, электроэнергетического сектора и атомной отрасли. "Традиционно наиболее активно возможности электронных закупок используют компании из ресурсоемких отраслей: добывающая и обрабатывающая промышленность, металлургия, энергетика, телекоммуникации, поскольку именно для таких компаний повышение эффективности закупок вносит наибольший вклад в повышение эффективности управления издержками. Тем не менее в последние годы все более активно на рынок электронной торговли выходят заказчики из банковского сектора и ритейла",— добавляет Дмитрий Миндич.
По словам эксперта, регулируемые закупки формируют в среднем не менее 60% оборота крупнейших ЭТП, за единственным исключением — B2B-Center. У этой площадки больше 60% оборота генерирует частный сектор.
Доли рынка основных ЭТП более или менее достоверно известны только в регулируемом сегменте, то есть в сегменте закупок по 223-ФЗ и 44-ФЗ. Всего по состоянию на 20 июня с Единой информационной системой (ЕИС) интегрировано 170 электронных торговых площадок, обеспечивающих проведение закупок в соответствии с федеральным законом N 223. По данным Минэкономики, на трех крупнейших электронных площадках осуществляется 49% всех закупок этой категории в электронной форме: ЭТП ГПБ (490 млрд руб.), B2B-Center (354 млрд руб.), ЭТП ЗАО "ТЭК-Торг" (329 млрд руб.).
Что касается торгов в коммерческом сегменте, то здесь у участников рынка есть разные мнения о распределении долей. В корпоративном сегменте, согласно консолидированным оценкам нескольких экспертов, четверка лидеров выглядит так: крупнейший игрок B2B-Center (площадка уникальна тем, что около половины оборота формируют закупки частных компаний). Среди лидеров также ЕЭТП, "Сбербанк-АСТ", "Фабрикант.ру" вместе с аффилированными площадками. Относительно близко к этой четверке располагается "РТС-тендер". За ними с большим отставанием идут региональные — Onlinecontract, zakazrf.ru, специализированные, например "ТЗС-Электра", площадки, зависимые от одного крупнейшего клиента (АКД, SETonline), а также Tender.Pro. Крупные объемы генерируют ЭТП ГПБ и "ТЭК-торг" — так называемые кэптивные (корпоративные) площадки "Газпрома" и "Роснефти" соответственно. Они работают только на одного заказчика и не могут называться участниками рынка в общепринятом значении. В свете возможного поглощения компанией "Сбербанк-АСТ" площадки ОТС.ru, которая за последние два года очень существенно нарастила базу корпоративных клиентов, расстановка сил по итогам 2016 года еще может измениться, хотя вряд ли конкуренты смогут опередить лидера.
Рука на тумблере
Будущее рынка ЭТП во многом зависит от действий регулятора, впрочем, это влияние было основополагающим и в прошлые годы. Георгий Сухадольский говорит, что возможно несколько сценариев развития событий, которые давно обсуждаются игроками. Первый вариант — рынок будет жить по текущим правилам: госзакупки ведут пять аккредитованных ЭТП, торги по 223-ФЗ проводит неограниченное число площадок. Второй вариант, который видит эксперт: будет производиться отбор ЭТП с формированием единого перечня для 44-ФЗ и 223-ФЗ, а также для банкротства и приватизации ("универсальные" ЭТП). Третий путь: по госзакупкам будет отдельный отбор, по 223-ФЗ — другой, либо, возможно, будут установлены пороговые требования для площадок, которые захотят работать в этих направлениях. В начале лета, по словам Георгия Сухадольского, обозначился еще один сценарий: вместо всех существующих ЭТП может быть создана одна государственная площадка. Каждый из сценариев также можно реализовать по-разному. Куда повернет регулятор и за ним весь рынок — пока не ясно. "Поэтому основная тенденция — это не совсем устойчивое состояние, вынуждающее искать варианты и компромиссы. Одним из результатов стало то, что недавно все крупнейшие ЭТП подписали соглашение о сотрудничестве. По сути, именно к этому мы приглашали весной 2015 года (проводили ряд совещаний, круглых столов, обсуждали варианты саморегулирования и др.), но потребовалось полтора года, чтобы все ЭТП осознали полезность такого шага,— говорит господин Сухадольский.— В целом рынок будет сильнейшим образом зависеть от вводимого нормативного регулирования. А в остальном будут и слияния компаний, и появление на рынке новых игроков в сфере автоматизации, развивающихся до формата ЭТП и др.".

Андрей Бойко также отмечает, что активная позиция правительства по усилению контроля госзакупок (44-ФЗ) и закупок государственных компаний (223-ФЗ) может вызвать изменения долей основных игроков в сегменте ЭТП. Это в итоге может привести к уходу с рынка небольших площадок и переводу закупок крупных государственных корпораций с собственных кэптивных площадок на универсальные.
Дмитрий Миндич добавляет: "Как и в прошлом году, ключевой фактор развития рынка услуг ЭТП находится за пределами этого рынка. Поправки в законы 223-ФЗ и 44-ФЗ, предполагающие ограничение числа площадок, допущенных к проведению регулируемых закупок, пока не приняты, тем не менее эта реформа остается в повестке дня. Учитывая удельный вес регулируемых закупок в обороте межкорпоративной электронной торговли, проведение такого рода отбора, правила которого до сих пор неясны, приведет к радикальному переформатированию рынка услуг ЭТП. Такая перспектива во многом определяет поведение участников рынка. В этой связи, если ситуация не изменится, можно ожидать активизации процессов слияния и поглощения на рынке услуг ЭТП".

Госорганы потребуют исходный код при закупках софта

понедельник, 31 октября, 2016

Такая мера необходима для страховки на случай ликвидации разработчика продукта



Подгруппа «Интернет+суверенитет», работающая при помощнике президента Игоре Щеголеве, предлагает обязать программистов при госзакупках предоставлять исходный код разработки. Соответствующее предложение обсуждалось на заседании подгруппы при участии компаний «РуСофт», InfoWatch, «Ашманов и Партнеры», ассоциации разработчиков программных продуктов «Отечественный софт» и других. В итоге предложение было внесено в проект плана «Обеспечение суверенитета в области информационных технологий и телекоммуникаций».

На совещании подгруппы «Интернет+суверенитет» поднимался вопрос о включении в дорожную карту пункта, которым предлагалось обязать госорганы при закупках любого софта запрашивать исходные коды программ. Обычно после написания код компилируется в единую файл-программу, например, в формате .exe. Готовый продукт можно запускать, им можно пользоваться, но невозможно внести изменения или доработки в код, так как его уже практически невозможно декомпилировать (хотя хакерам это удавалось). Таким образом покупатель попадает в определенную зависимость от разработчика.

По словам участников заседания, представители софтверной индустрии выступили против открытия кода лицензируемого программного обеспечения. В результате сошлись во мнении, что требовать исходный код следует только при заказе изготовления софта.

По мнению главы компании «Ашманов и Партнеры» и члена рабочей группы «Интернет+суверенитет» Игоря Ашманова, госорганы должны требовать исходный код в любом случае — при покупке как лицензируемого ПО, так и разрабатываемого на заказ.

— Но при этом нужно четко оговорить, кто будет иметь доступ к коду и в каком случае. Я таким образом подписываю контракты уже 20 лет, — объясняет Игорь Ашманов. — Это совершенно нормальная процедура, когда ты приезжаешь к заказчику, где твой специалист с представителем заказчика проверяет, все ли коды на диске компилируются и собираются. Затем код запечатывается в конверт и скрепляется печатями. Обе стороны расписываются и кладут его в сейф. Стороны определяют триггер, то есть обстоятельства, когда заказчик получает право этот конверт вскрыть. Например, когда разработчик вышел из бизнеса, не оказывает техподдержку в течение 3–6 месяцев или его купили враждебные структуры. В этой ситуации госорган должен быть защищен, так как на этом ПО он мог выстроить свои процессы.

По словам Игоря Ашманова, для хранения исходных кодов стороны могут привлечь третью сторону, например банк.

Исполнительный директор ЗАО «Когнитив» Андрей Черногоров рассказал, что сейчас нет нормативов, которые предписывают в обязательном порядке требовать исходные коды, но их введение необходимо.

— Просмотр исходного кода — это безопасность госорганов. Как можно проверить безопасность ПО, если там нет открытого кода? По сути, тогда заказчик покупает «черный ящик», — отметил Андрей Черногоров.

Руководитель центра компетенции АО «НПО РусБИТех» Роман Мылицын уверен, что при заказе софта госорганы обязательно должны начать требовать исходный код.

— Когда мы приходили в госорганы и узнавали, почему они не могут перейти на отечественную операционную систему, они отвечали, что используют ряд программ, в которых ведут учет. Этот софт написан под Windows, — рассказывает он. — Мы были готовы предложить им подрядчика, который за небольшие деньги перепишет исходный код под Linux. Оказалось, что у них нет исходных кодов, они их не требовали при госзакупках.

Глава ассоциации разработчиков программных продуктов «Отечественный софт» Евгения Василенко считает правильным шагом требование исходного кода для госорганов в случае разработки системы по государственному заказу и передаче исключительных прав на продукт.

Больше 400 миллионов не предлагать

понедельник, 31 октября, 2016

Изменился порог начальной (максимальной) цены договора, при которой отдельные заказчики должны приобретать товары, работы, услуги у малого и среднего бизнеса.

Постановление правительства об этом вступает в силу 1 ноября.

Госкорпорации и компании с госучастием теперь обязаны делать закупки, если начальная цена лота не превышает 200 миллионов рублей. Если же она все же превышает эту сумму, но не дотягивает до 400 миллионов, то такая закупка у малых и средних предприятий остается на усмотрение заказчика.

Ранее отдельные покупатели обязаны были провести закупку, если начальная цена договора не превышала 50 миллионов рублей, вправе - если такая цена составляла более 50 миллионов, но менее 200 миллионов рублей.

Эксперты оценивают новации положительно. По мнению эксперта центра "Общественная Дума" Павла Ивченкова, государственных заказов в ценовой категории до 200 миллионов рублей значительно больше, чем в категории до 50 миллионов.

"Для малого и среднего предпринимательства (МСП) это положительное изменение, поскольку они смогут получить больше госзаказов. Больше предпринимателей сможет участвовать в госзакупках, а это означает больше клиентов и рост прибыли для бизнеса, развитие деятельности, повышение конкурентоспособности", - отмечает он.

Это решение дает возможность МСП конкурировать с крупными компаниями. "В новых границах объем контрактов заметно больше, хотя это увеличение, скорее всего, будет более выгодно средним компаниям, нежели малым, поскольку суммы контрактов достаточно велики", - продолжает Павел Сигал, первый вице президент "ОПОРЫ России".

К примеру, годовой объем рынка закупок продукции для нужд органов государственной власти, органов местного самоуправления и отдельных видов юридических лиц превышает 25 триллионов рублей, что эквивалентно 30 процентам ВВП России.

С другой стороны, теперь многим компаниям, ориентированным на закупки, будет выгодно "дробить" бизнес, чтобы соответствовать критериям МСП. "То есть через некоторое время все может вернуться к прежнему балансу, хотя шансов у малых и средних компаний выиграть все же станет больше", - добавляет Павел Сигал. Однако если все механизмы заказов будут проходить честно, то для МСП такое нововведение станет ощутимой поддержкой, уверен Ивченков.

Напомним, летом 2016 года правительство утвердило Стратегию развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года. Она предполагает постепенное увеличение квот на закупки у малого и среднего предпринимательства - с 18 процентов в 2016 году до 25 процентов в 2018 году. Кроме того, компании с госучастием должны расширить долю прямых закупок у МСП с 10 до 15 процентов.

Mercedes-Benz может инвестировать в производство в России около 20 млрд рублей

суббота, 29 октября, 2016

Mercedes-Benz намерен инвестировать в производство в России около 20 млрд руб. и

Mercedes-Benz может инвестировать в производство в России около 20 млрд рублей

суббота, 29 октября, 2016

Mercedes-Benz намерен инвестировать в производство в России около 20 млрд руб. и

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458 459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 476 477 478 479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 493 494 495 496 497 498 499 500 501 502 503 504 505 506 507 508 509 510 511 512 513 514 515 516 517 518 519 520 521 522 523 524 525 526 527 528 529 530 531 532 533 534 535 536 537 538 539 540 541 542 543 544 545 546 547 548 549 550 551 552 553 554 555 556 557 558 559 560 561 562 563 564 565 566 567 568 569 570 571 572 573 574 575 576 577 578 579 580 581 582 583 584 585 586 587 588 589 590 591 592 593 594 595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 629 630 631 632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 650 651 652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662 663 664 665 666 667 668 669 670 671 672 673 674 675 676 677 678 679 680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691 692 693 694 695 696 697 698 699 700 701 702 703 704 705 706 707 708 709 710 711 712 713 714 715 716 717 718 719 720 721 722 723 724 725 726 727 728 729 730 731 732 733 734 735 736 737 738 739 740 741 742 743 744 745 746 747 748 749 750 751 752 753 754 755 756 757 758 759 760 761 762 763 764 765 766 767 768 769 770 771 772 773 774 775 776 777 778 779 780 781 782 783 784 785 786 787 788 789 790 791 792 793 794 795 796 797 798 799 800 801 802 803 804 805 806