МЭР лишит электронные площадки депозитного дохода с обеспечительных взносов

вторник, 20 декабря, 2016

Минэкономразвития предложило пересмотреть существующую финансовую схему при госзакупках через электронные площадки, пишут "Ведомости": обеспечивающие заявку деньги должны проводиться через банковские спецсчета.

Экономические чиновники недовольны тем, что электронные площадки неосновательно обогащаются посредством обеспечительного взноса в 20% от стоимости контракта, который должны предоставлять участники тендеров. Эти деньги площадка размещает на своих депозитных счетах в партнерском банке, с чего получает прибыль. А если банк рухнет, площадка не сможет вернуть заказчику его средства, предупреждает замминистра экономики Евгений Елин.

По задумке МЭР спецсчета будут открывать сами потенциальные поставщики, они же получат проценты. Будет достаточно только одного такого счета, чтобы вносить туда обеспечение по заявкам в рамках любых тендеров от государства, компаний с госучастием и естественных монополий. Для расчетов предложено использовать национальную платежную систему и карту "Мир". Что касается площадок, то они получат доход в виде выплаты по тарифу на свои услуги.

Предложение одобрено правительством и администрацией президента, теперь министерство ждет реакции Банка России. Источник в МЭР говорит, что идею можно развивать дальше – например, в направлении системы онлайн-платежей в госзаказе.

Ранее аналогичную схему МЭР предлагал для сделок по продаже госимущества (см. "МЭР подключит к приватизационным сделкам инвестбанки").

О внесении в Госдуму законопроекта об административной ответственности за нарушение срока и порядка оплаты товаров, работ, услуг при госзакупках

вторник, 20 декабря, 2016

Распоряжение от 17 декабря 2016 года №2711-р. Законопроект разработан в целях предотвращения негативных социально-экономических последствий в виде долгов по оплате труда, налоговым платежам и срыва обязательств перед контрагентами. Установление административной ответственности за нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при госзакупках позволит минимизировать риски поставщика и дисциплинировать заказчика в отношениях, связанных со своевременной оплатой выполненных по контракту обязательств.

Проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части установления административной ответственности должностных лиц заказчика за нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд)» (далее соответственно – законопроект, КоАП) внесён Минэкономразвития во исполнение перечня поручений Президента России по итогам съезда Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» 18 октября 2016 года (Пр-2147 от 5 ноября 2016 года, подпункт «а» пункта 1).

Законопроект разработан в целях предотвращения негативных социально-экономических последствий в виде долгов по оплате труда, налоговым платежам и срыва обязательств перед контрагентами, вызванных неисполнением обязательств по оплате товаров по государственным и муниципальным контрактам.

Законопроектом предлагается дополнить КоАП новой статьёй, предусматривающей наложение штрафа в размере от 30 до 50 тыс. рублей за нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по авансированию, предусмотренному государственным или муниципальным контрактом. Если такое же правонарушение совершается должностным лицом, ранее подвергавшимся административному наказанию за аналогичное правонарушение, то это влечёт его дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Предлагаемые законопроектом изменения направлены на повышение эффективности и уровня конкуренции в сфере госзакупок и позволят минимизировать риски поставщика, дисциплинировать заказчика в отношениях, связанных со своевременной оплатой выполненных по контракту обязательств.

Законопроект рассмотрен и одобрен на заседании Правительства Российской Федерации 15 декабря 2016 года.

Минздрав предложил ввести запрет на указание формы и дозировки лекарств

понедельник, 19 декабря, 2016

Минздрав предлагает установить единые правила для описания лекарственных препаратов, которые поставляются через систему госзакупок. Об этом говорится в проекте правительственного постановления, которое было опубликовано на сайте правовой информации.

Ведомство хочет, чтобы медикаменты приобретались по международному непатентованному наименованию (МНН) их действующего вещества без указания формы выпуска, способа введения лекарства, дозировки, требований к температурному режиму его хранения, остаточному сроку годности в процентах и так далее. Минздрав допускает исключения в том случае, если у заказчика нет другого способа описать медикамент и при условии включения в описание лекарства слов "или взаимозаменяемый лекарственный препарат".

Эксперты, в свою очередь, считают, что новые правила приведут к повышению конкуренции. Кроме того, предложение Минздрава отразится на лечении пациентов, полагает учредитель Всероссийского союза пациентов Юрий Жулев. "Отсутствие удобной дозировки и формы лекарства может привести к нарушению дисциплины приема терапии", - отметил он. По его словам, при долгосрочной терапии удобство применения лекарственных препаратов напрямую влияет на качество жизни людей.

Ранее сообщалось, что с инициативой реформировать систему закупок биологических медикаментов и лекарств для редких заболеваний выступили Эксперты Института законодательства и сравнительного правоведения (ИЗИСП) (см. "Властям предложили реформировать закупки жизненно важных лекарств"). Они полагают, что такие средства из списка жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов должны закупаться по рыночному названию. Кроме того, эксперты выступили с инициативой разделить все медикаменты на химические и биологические. Вторые институт и предлагает закупать только по торговым наименованиям, присвоенным лекарству производителем.

Минздрав предложил ввести запрет на указание формы и дозировки лекарств

понедельник, 19 декабря, 2016

Минздрав предлагает установить единые правила для описания лекарственных препаратов, которые поставляются через систему госзакупок. Об этом говорится в проекте правительственного постановления, которое было опубликовано на сайте правовой информации.

Ведомство хочет, чтобы медикаменты приобретались по международному непатентованному наименованию (МНН) их действующего вещества без указания формы выпуска, способа введения лекарства, дозировки, требований к температурному режиму его хранения, остаточному сроку годности в процентах и так далее. Минздрав допускает исключения в том случае, если у заказчика нет другого способа описать медикамент и при условии включения в описание лекарства слов "или взаимозаменяемый лекарственный препарат".

Эксперты, в свою очередь, считают, что новые правила приведут к повышению конкуренции. Кроме того, предложение Минздрава отразится на лечении пациентов, полагает учредитель Всероссийского союза пациентов Юрий Жулев. "Отсутствие удобной дозировки и формы лекарства может привести к нарушению дисциплины приема терапии", - отметил он. По его словам, при долгосрочной терапии удобство применения лекарственных препаратов напрямую влияет на качество жизни людей.

Ранее сообщалось, что с инициативой реформировать систему закупок биологических медикаментов и лекарств для редких заболеваний выступили Эксперты Института законодательства и сравнительного правоведения (ИЗИСП) (см. "Властям предложили реформировать закупки жизненно важных лекарств"). Они полагают, что такие средства из списка жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов должны закупаться по рыночному названию. Кроме того, эксперты выступили с инициативой разделить все медикаменты на химические и биологические. Вторые институт и предлагает закупать только по торговым наименованиям, присвоенным лекарству производителем.

В 2016 г. положительных изменений в развитии системы корпоративных закупок не произошло

пятница, 16 декабря, 2016

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела промежуточные итоги экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг развития системы государственных и корпоративных закупок в Российской Федерации».

Исследуемый период: 9 месяцев 2016 г.

С докладом выступил аудитор Максим Рохмистров.

Объем объявленных закупок в рамках 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» за 9 месяцев 2016 г. составил 4,3 трлн руб. Схожие показатели были в 2015 г. (за аналогичный период времени) - 4,2 трлн руб.

Среди положительных тенденций аудитор отметил снижение доли закупок у единственного поставщика (включая несостоявшиеся закупки) с 47% до 43%. Увеличилась доля закупок у субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций.

В настоящее время продолжается формирование нормативной правовой базы в сфере закупок, доработка 44-ФЗ. Всего с момента принятия закона о госзакупках в него было внесено 30 изменений, принято 160 нормативных правовых актов, из которых в настоящее время фактически работают – 107 актов. По мнению Счетной палаты, постоянные изменения затрудняют правоприменительную практику, в связи с чем целесообразно ввести «мораторий» на частое внесение изменений в 44-ФЗ. «При этом действительно важные изменения в 44-ФЗ, которые планировалось принять еще в 2015 году, в настоящее время не приняты. Например, не принят акт в части внедрения с 1 января 2017 года Каталога товаров, работ, услуг», - пояснил Максим Рохмистров, добавив, что до настоящего времени так же не осуществлен переход на электронные процедуры закупок, что могло бы стать дополнительным стимулом для расширения конкуренции (на протяжении 2015 и 2016 гг. уровень конкуренции составлял около 3 заявок на 1 лот).

Согласно выводам Счетной палаты, в 2016 г. в системе государственных закупок сохранились те же недостатки, которые отмечались по итогам прошлого года.

Счетная палата по-прежнему фиксирует недостатки при обосновании начальных (максимальных) цен контрактов. Отсутствуют общедоступные источники информации о рыночных ценах товаров, одним из которых является Каталог товаров, работ, услуг. Методические рекомендации, разъясняющие возможные способы определения НМЦК, носят необязательный характер, а их несоблюдение не влечет ответственности.

Сохранилось низкое качество определения федеральными органами нормативных затрат на обеспечение их функций. В актах федеральных органов отсутствуют нормативы цены и количества, отмечается значительный разброс цен на одноименные товары. Так, предельная стоимость ноутбука для руководителя варьируется от 25 тыс. руб. (Росфинмониторинг) до 173 тыс. руб. (Ростехнадзор), принтер для руководителя от 8 тыс. руб. (ФССП России) до 500 тыс. руб. (Спецстрой России), кресло руководителя от 15 тыс. руб. (Росводресурсы) до 150 тыс. руб. (Росрыболовство).

Не урегулирован вопрос об установлении требований к отдельным видам закупаемых товаров, работ, услуг для государственных должностей, что может привести к закупкам с избыточными потребительскими свойствами. Например, значение характеристики «мощность двигателя» легкового автомобиля установлено для руководителя федерального государственного органа (Минсельхоз, Минэкономразвития) – не более 500 л.с., а «предельная цена» – не более 7 млн руб., значение предельной цены телефона (смартфона) установлено в размере 80 тыс. руб.

Отдельно аудитор остановился на недостатках, связанных с планированием закупок. Не все федеральные органы сформировали планы закупок при формировании проекта бюджета на 2017 г. и плановый период 2018 – 2019 гг. У ряда федеральных органов планы закупок не соответствовали установленной форме, отсутствовали объемы бюджетных ассигнований на 2018 – 2019 гг., а также обоснования закупок. В результате планы закупок не стали в полной мере источником обоснований расходов при формировании проекта бюджета.

По итогам 9 месяцев 2016 г. Счетной палатой выявлено около 2 тыс. фактов нарушений при осуществлении закупок в рамках 44-ФЗ на общую сумму более 38 млрд руб. При этом их число по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. увеличилось в 2 раза (за 9 месяцев 2015 г. выявлено около 1 тыс. нарушений).

Почти в 2 раза увеличилось количество выявляемых нарушений и ФАС России (за 9 месяцев 2016 г. выявлено 21 139 нарушений, за 9 месяцев 2015 г. – 11 718 нарушений). На 30,4% выросло количество подаваемых жалоб в ФАС России, а также доля обоснованных жалоб (с 31 % до 44 %).

Объем объявленных закупок в рамках 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» составил 14,33 трлн руб., лишь немного превысив показатели 9 месяцев прошлого года (13,84 трлн руб.).

Снизилась доля закупок у единственного поставщика с 51,1% до 41,5%. «При этом доля закупок у единственного поставщика перетекает в «прочие виды» закупок, доля которых увеличилась на 23,4% и составила около 53% общего объема объявленных закупок», - пояснил Максим Рохмистров. По его словам, доля открытых и понятных процедур конкурса и аукциона по-прежнему остается незначительной - за 9 месяцев 2016 г. она составила 4,6% (за 9 месяцев 2015 г. – 3,3 %).

По-прежнему, отсутствует исчерпывающий перечень конкурентных способов осуществления корпоративных закупок. Анализ положений о закупках 10 компаний* показал, что они применяют от 4 до 7 способов закупки, а с учетом их различных вариаций - до 30 способов. Сохраняется большое количество операторов электронных площадок. Так, анализ закупочной деятельности 10-ти указанных выше компаний показал, что они используют 11 электронных площадок, при этом каждая из компаний использует ресурсы от 1 до 4 площадок. Все это увеличивает затраты потенциальных участников для доступа к корпоративным закупкам и влечет снижение уровня конкуренции**.

В 223-ФЗ отсутствуют нормы, направленные на повышение эффективности расходования средств на закупки. Необходимость обосновать НМЦ договоров закреплена только в положениях «Автодора», «Аэрофлота» и ФГУП «Московский завод по обработке специальных сплавов». Анализ положений о закупках 10 организаций показал, что в 6 положениях не установлен исчерпывающий перечень оснований для заключения договора с единственным поставщиком.

По итогам 9 месяцев 2016 г. в рамках корпоративных закупок Счетной палатой выявлено 90 фактов нарушений на общую сумму более 354,6 млн руб., связанных с несоблюдением заказчиками требований утвержденных ими положений о закупках.

Система корпоративных закупок по-прежнему характеризуется низким уровнем эффективности и конкуренции при осуществлении закупок. Относительная экономия по 223-ФЗ составила 1,8% (для сравнения по 44-ФЗ – 9,2%). Уровень конкуренции при корпоративных закупках составил 1,71 заявок на 1 лот, при этом в рамках 44-ФЗ он почти в 2 раза выше (2,96 заявки).

«Положительных изменений в развитии системы корпоративных закупок не происходит. В этой связи необходимо внесение изменений в закон, направленных на стандартизацию закупочного процесса заказчиков, повышение прозрачности корпоративных закупок, формирование единой закупочной политики в крупных холдинговых компаниях», - резюмировал Максим Рохмистров.

В целях устранения недостатков в системе корпоративных закупок Счетной палатой еще по итогам 2015 г. предлагалось оперативно внести изменения в 223-ФЗ. Однако в настоящее время законопроект все еще не принят.

Справочная информация:

*ПАО АНК «Башнефть», Государственная компания «Автодор», ПАО «Ростелеком», АО «Объединенная зерновая компания», ФГУП «Московский завод по обработке специальных сплавов», ПАО «Аэрофлот», ПАО «Русгидро», ПАО «Туполев», АО «Гознак», ФГУП «Спецстройинжиниринг при Спецстрое России»

** Например, потенциальному участнику закупок для участия в торгах компании АО «Гознак», нужно будет пройти аккредитацию на 3 электронных площадках. При этом стоимость за участие в торгах на электронной площадке Тендер Про составляет от 3,5 тыс. руб., на Фабрикант – за 3 месяца – 14,4 тыс. руб., 12 месяцев – 66,0 тыс. руб.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458 459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 476 477 478 479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 493 494 495 496 497 498 499 500 501 502 503 504 505 506 507 508 509 510 511 512 513 514 515 516 517 518 519 520 521 522 523 524 525 526 527 528 529 530 531 532 533 534 535 536 537 538 539 540 541 542 543 544 545 546 547 548 549 550 551 552 553 554 555 556 557 558 559 560 561 562 563 564 565 566 567 568 569 570 571 572 573 574 575 576 577 578 579 580 581 582 583 584 585 586 587 588 589 590 591 592 593 594 595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 629 630 631 632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 650 651 652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662 663 664 665 666 667 668 669 670 671 672 673 674 675 676 677 678 679 680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691 692 693 694 695 696 697 698 699 700 701 702 703 704 705 706 707 708 709 710 711 712 713 714 715 716 717 718 719 720 721 722 723 724 725 726 727 728 729 730 731 732 733 734 735 736 737 738 739 740 741 742 743 744 745 746 747 748 749 750 751 752 753 754 755 756 757 758 759 760 761 762 763 764 765 766 767 768 769 770 771 772 773 774 775 776 777 778 779 780 781 782 783 784 785 786 787 788 789 790 791 792 793 794 795 796 797 798 799 800 801 802 803 804 805 806