Долги по госконтрактам выносят на рынок. Факторинг допустят в сектор закупок государства и госкомпаний

пятница, 3 февраля, 2017

Из-за дороговизны кредитов и роста просрочки по платежам, в том числе при госзакупках, бизнес настаивает на введении в эту сферу факторинга возможности переуступки прав требования долгов по госконтрактам факторинговым компаниям или банкам. Поправки к закону о контрактной системе и Гражданскому кодексу уже подготовили "Деловая Россия" и "Опора России". Предпринимателям факторинг даст возможность получать оборотные средства, не дожидаясь оплаты от госзаказчика. ЦБ одобрил предложенные изменения, в Минэкономики и Минпромторге принципиальных возражений нет. Госдума может рассмотреть проект уже в весеннюю сессию.

Более 80% компаний сталкивается с проблемой просрочек по платежам, сообщила компания "Coface Россия" по результатам опроса, проведенного во втором полугодии 2016 года среди 300 компаний. Треть опрошенных предпринимателей указала на рост сроков просрочки и намеренную задержку оплаты заказчиками. При этом только треть предприятий использует финансовые инструменты защиты от неплатежей, включая факторинг.

"Факторинг мог бы рассматриваться как инструмент защиты от неплатежей, однако в госсекторе компании его не используют, поскольку закон о госзакупках не позволяет менять поставщика по госконтракту",— говорит исполнительный директор Ассоциации факторинговых компаний (АФК) Дмитрий Шевченко. Переуступка денежных требований фактически приравнивается к смене исполнителя контракта — а Гражданский кодекс не позволяет уступать долг по обязательствам договора, заключенного на госторгах. В итоге бизнес лишен доступа к беззалоговому финансированию для выполнения обязательств по контракту.

Как отмечают предприниматели, главная проблема в том, что госкомпании не платят авансов по госконтрактам — это требует от поставщиков серьезных финансовых вложений и фактически становится барьером для участия в госзакупках. "Задолженность госкомпаний по выполненным контрактам составляет более 25 трлн руб. Если зафакторить хотя бы 10%, бизнес получит 2,5 трлн руб. реальных денег, что даст толчок для его развития",— отмечает руководитель центра финансово-кредитной поддержки бизнеса "Деловой России" Алексей Порошин. По данным АФК, каждый пятый госконтракт нуждается в допфинансировании на время отсрочки платежа — и это съедает не только маржу, но и оборотные средства исполнителей.

Как стало известно "Ъ", "Деловая Россия", "Опора России" и Ассоциация факторинговых компаний подготовили предложения (есть у "Ъ"), допускающие факторинг в сектор госзакупок. Поправки деловых ассоциаций к законам о контрактной системе и закупках госкомпаний предлагают разрешить победившему на торгах поставщику передавать денежные права требования третьему лицу (факторинговой компании или банку) и констатируют: уступка дебиторской задолженности по контракту с госучреждением или госкорпорацией не является сменой поставщика. Авторы документа надеются, что поправки в ближайшее время дойдут до Госдумы и депутаты рассмотрят их в весеннюю сессию.

Документы одобрены и Банком России. "В целом поддерживая предложения, мы полагаем важной оговорку, что право передачи требования долга за уже выполненные работы не связано с передачей права исполнения самих работ. Эта функция неотъемлема от компании--победителя тендера",— отмечает отмечает руководитель службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг ЦБ Михаил Мамута. Принципиальных возражений нет и в правительстве: Минэкономики и Минпромторг идею также поддерживают. "Особое значение развитие этого механизма имеет для отраслей с низким уровнем рентабельности, которым сложно использовать оборотное кредитование",— говорит заместитель главы Минпромторга Василий Осьмаков.

Рынок факторинга в РФ оценивается АФК и МСП-банком в 2016 году в 2 трлн руб., или в 2,3% ВВП. Доля в нем малого и среднего бизнеса составляет около 20% (400 млрд руб.). Средний показатель рынка по Европе — 4%, в странах-лидерах — в разы больше, например, в Великобритании — более 10%. "В силу большой доли госсектора в ВВП России снятие законодательных ограничений в части применения факторинга в сегменте госзаказа позволит рынку минимум удвоиться и достигнуть 4 трлн руб. в перспективе двух лет",— рассчитывает глава "Промсвязьфакторинга" Александр Карелин. По оценкам АФК, привлечение факторингового финансирования покроет кассовые разрывы для 2,5-4 тыс. исполнителей госконтрактов.

Старая практика закупок через ГУПы продолжает преподносить сюрпризы

пятница, 3 февраля, 2017

ФАС России считает необходимым внесение изменений в Постановление Правительства РФ № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг…»

В декабре 2016 года в ФАС России поступили жалобы от ряда компаний на нарушения при закупках детского питания, молочных продуктов и соков на молочные кухни с совокупной начальной ценой закупок в размере 16,5 млрд рублей.

В частности, компания «Агат», которая участвовала в указанных закупках, в своей жалобе потребовала от ФАС России признать факт незаконного допуска к участию в закупке компании «Вимм-Билль-Данн» на том основании, что компания «Вимм-Билль-Данн» не представила в составе заявки надлежащее подтверждение опыта, которое в данном случае является обязательным в соответствии с требованиями Постановления Правительства №99 и конкурсной документации.

По закону комиссия ФАС России обязана рассмотреть жалобу и принять решение об обоснованности либо необоснованности доводов жалобы.

Изучив заявку компании «Вимм-Билль-Данн» комиссия ФАС России вынуждена была признать правоту компании «Агат», поскольку в качестве подтверждения соответствующего опыта, компанией были предоставлены договоры поставки в ГУП «Столичные аптеки» в то время, как согласно требованиям Постановления Правительства №99 и конкурсной документации, надлежащим подтверждением опыта мог выступить либо госконтракт, либо договор с бюджетным учреждением. Указанный аспект детально разъяснен совместным письмом Минэкономразвития России и ФАС России еще в августе 2015 года.

Следует отметить, что заказчик – Департамент здравоохранения города Москвы имел право не применять указанные ограничения путем проведения электронного аукциона. Однако, в случае закупки ряда товаров, работ, услуг, имеющих особую важность, к которым отнесена, в том числе поставка продуктов питания, Закон о контрактной системе (44-ФЗ) и Постановление Правительства РФ № 99 дает право заказчику провести конкурс с ограниченным участием, при котором к участию допускаются только участники, имеющие опыт исполнения аналогичного контракта в рамках госзаказа или договоров с бюджетными учреждениями.

С учетом подтверждения нарушения, ФАС России предписала Заказчику устранить нарушение. Заказчик предписание не выполнил и 20 января 2017 года заключил договор с АО «Вимм-Билль-Данн», руководствуясь тем, что компания предложила цену почти на 5 млрд рублей ниже начальной цены, а также тем, что компания фактически имеет опыт исполнения договора, заключенного с ГУПом.

Необходимо отметить, что в связи с поправками в федеральное законодательство с 1 января 2017 года закупки государственных унитарных предприятий должны осуществляться в соответствии с Законом о контрактной системе (44-ФЗ). Учитывая изложенное, ФАС России считает необходимым дополнить положения Постановления Правительства РФ № 99 нормами, позволяющими учитывать в качестве надлежащего опыт исполнения договоров, информация о которых размещена на zakupki.gov.ru, в том числе заключенных с ГУПами.

Минздрав в заботе над здоровьем граждан

пятница, 3 февраля, 2017

Минздрав предлагает государственным больницам и клиникам закупать препараты без возможности указать форму выпуска, дозировку или тип упаковки. Введение новых правил обусловлено запуском ИАС — системы для мониторинга закупочных цен на препараты. По оценкам ряда отраслевых объединений производителей, врачей и пациентов, инициатива Минздрава снизит эффективность лечения россиян, увеличит рабочую нагрузку на врачей и приведет к росту цен на госторгах.

Объединения фармпроизводителей и пациентов выступили против новых правил Минздрава для госзакупок лекарств. Письмо за подписью глав Национальной фармацевтической палаты, Ассоциации российских и международных фармацевтических производителей, Всероссийского союза пациентов и Российского научного медицинского общества терапевтов было направлено в ведомство 31 января этого года (есть в распоряжении "Ъ").

Проект постановления правительства с новыми правилами описания лекарств в документации для проведения госторгов Минздрав разместил на портале проектов нормативных актов еще в декабре 2016 года. По нему госзаказчики при описании лота смогут указывать только международное непатентованное название препарата (уникальное название действующего вещества) — сейчас же по ФЗ-44 они имеют право указывать ряд других параметров (лекарственную форму, дозировку и упаковку). По задумке ведомства введение новых требований поможет избежать "типичных ошибок при описании в документации о закупке". Однако, по мнению обратившихся в Минздрав профильных объединений, они создадут для системы медпомощи "серьезнейшие негативные последствия".

Госзакупки не вынесли прозрачности

четверг, 2 февраля, 2017

Кремль и Белый дом обсуждают, как реанимировать IT-систему их контроля

02.02.2017
Стартовавшая в 2017 году законодательная реформа по усилению казначейского контроля за бюджетными расходами едва не обрушила Единую информационную систему (ЕИС) закупок. Проблема вчера обсуждалась на совещаниях у президента и в Белом доме, а Федеральное казначейство официально принесло извинения заказчикам за сбои в ЕИС. По данным "Ъ", в правительстве сейчас решается вопрос о приостановлении применения предварительного контроля закупок для снижения нагрузки на систему. При этом полного контроля над ЕИС пока не добилось ни одно из претендовавших на него ведомств — ни казначейство, ни Минэкономики.
Единая информационная система контроля госзакупок оказалась не готова к вступившим в силу 1 января 2017 года поправкам к закону о контрактной системе (44-ФЗ). Они, в частности, предусматривают усиление контроля казначейства за планами закупок госзаказчиков, число которых резко возросло в связи с переводом под 44-ФЗ закупок унитарных предприятий, ранее работавших по правилам для госкомпаний.

Госзаказчиков обяжут расплачиваться с малым бизнесом в течение двух недель

среда, 1 февраля, 2017

Госзаказчиков обяжут расплачиваться с малым бизнесом в течение двух недель

Госзаказчиков обяжут расплачиваться с малым бизнесом в течение двух недель распечатать 31 января 2017 / Источник: Петербургский правовой портал Хорошая новость для некрупных предпринимателей. Правительство поддержало идею сократить в три раза сроки оплаты госзаказа, выполненного малым бизнесом или социально-ориентированными некоммерческими организациями. Материалы по теме Определены предельные сроки оплаты по госконтрактам Правительство согласно пересмотреть сроки оплаты контрактов, заключенных в рамках госзакупок с субъектами малого предпринимательства и социально-ориентированными некоммерческими организациями. Соответствующий законопроект был внесен в Госдуму депутатом Татьяной Алексеевой. Если документ поддержат в парламенте, то исполнители из указанных категорий смогут получить оплату в течение 10 рабочих дней. Сейчас этот срок, согласно части 8 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», составляет 30 дней.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458 459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 476 477 478 479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 493 494 495 496 497 498 499 500 501 502 503 504 505 506 507 508 509 510 511 512 513 514 515 516 517 518 519 520 521 522 523 524 525 526 527 528 529 530 531 532 533 534 535 536 537 538 539 540 541 542 543 544 545 546 547 548 549 550 551 552 553 554 555 556 557 558 559 560 561 562 563 564 565 566 567 568 569 570 571 572 573 574 575 576 577 578 579 580 581 582 583 584 585 586 587 588 589 590 591 592 593 594 595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 629 630 631 632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 650 651 652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662 663 664 665 666 667 668 669 670 671 672 673 674 675 676 677 678 679 680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691 692 693 694 695 696 697 698 699 700 701 702 703 704 705 706 707 708 709 710 711 712 713 714 715 716 717 718 719 720 721 722 723 724 725 726 727 728 729 730 731 732 733 734 735 736 737 738 739 740 741 742 743 744 745 746 747 748 749 750 751 752 753 754 755 756 757 758 759 760 761 762 763 764 765 766 767 768 769 770 771 772 773 774 775 776 777 778 779 780 781 782 783 784 785 786 787 788 789 790 791 792 793 794 795 796 797 798 799 800 801 802 803 804 805 806