Минэкономразвития уточнило, как предприниматели могут демпинговать при госзакупках

среда, 25 апреля, 2012


В новой версии законопроекта о Федеральной контрактной системе (ФКС) поставщикам разрешат сбивать цену на 25% и более, однако платой за демпинг будет обязанность предпринимателя обосновать бросовые цены. Кроме того, если бизнесмен решил скинуть цену контракта на четверть, финансовое обеспечение заявки для него вырастет до 30%.

«Тема антидемпинга была одной из самых острых при обсуждении законопроекта о ФКС», — заявил вчера замминистра экономического развития Михаил Осеевский. Особенно вопрос падения цен контрактов на 25% и более волновал строителей и ученых — они опасались, что их отрасли могут наводнить неквалифицированные участники.

С другой стороны, ФАС ранее неоднократно выступала за устранение жесткого антидемпингового барьера (в предыдущей версии законопроекта первый из участников, достигающий при снижении цены отметки в 75% от начальной, объявлялся победителем, а торги останавливались), аргументируя это тем, что в некоторых отраслях поставщики могут сбавлять цену существенно ниже 25%, при этом не теряя качества поставляемых товаров или услуг.

В той версии законопроекта, которая была внесена в правительство 18 апреля, отклонение заявок с демпинговой ценой (25% и более) стало более гибким. «Цену на товар можно снизить на четверть, но при этом участник должен предоставить расчеты такого снижения, а также гарантийное письмо от производителя, подтверждающего поставку по такой цене», — пояснил г-н Осеевский.

Если же речь идет не о товарах, а о выполнении работ или услуг (к примеру, строительство), то поставщик, сбивший цену, должен предоставить заключение о возможности выполнения работ по такой стоимости, выданное саморегулируемой организацией, добавил замминистра.

Впрочем, эти правила касаются не всех: если исполнитель решил демпинговать на научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических контрактах, его не допустят к закупкам вне зависимости от наличия обоснований. В Минэкономразвития такую границу отсечения объясняют тем, что в подобных контрактах экономия обычно происходит лишь за счет снижения затрат на оплату труда — то есть вместо высоко­квалифицированных сотрудников работать могут люди без знаний и опыта.

«Вполне разумная редакция», — комментирует директор Института управления закупками НИУ ВШЭ Ирина Кузнецова. По ее словам, стоимость НИОКР сложно исчислять в человеко-днях, поэтому при таких контрактах главные требования должны предъявляться к квалификации и репутации.

По словам г-жи Кузнецовой, демпингующих на рынке госзаказа, вопреки распространенному мнению, немного — менее 5%. «В основном это касается лишь каталожных товаров — продуктов питания, медицинских товаров, компьютерной техники и пр.», — говорит она.

Еще один механизм против злостных демпингистов — увеличение финансового обеспечения. «Если цена опускается на 25% и ниже, то автоматически финансовое обеспечение достигает 30% от цены контракта», — отметил г-н Осеевский.

При этом сам механизм обеспечения заявок в законопроекте также изменился. Если в предыдущей редакции для контрактов стоимостью меньше 1 млн руб. обеспечения вообще не было, то в новой версии обеспечение появилось, но минимальное — 1%. Это «отпечатки пальцев», которые остаются в банковской системе при внесении обеспечения, а это главное условие «неотвратимости ответственности для недобросовестных участников, дем­пинговавших на торгах и уклонившихся затем от заключения контракта», поясняют в Минэкономразвития. Для остальных торгов обеспечение сохраняется — не более 5%.

Председатель совета директоров компании B2B-Center Александр Бойко считает, что проблема демпинга будет сопровождать электронные аукционы всегда, и новые меры борьбы с ним — лишь ненужная припарка недействующему механизму. «Если, к примеру, сделать электронный конкурс, проблема уйдет сама», — уверен он.

НАИЗ отрегулирует сферу закупок

среда, 25 апреля, 2012


Торгово-промышленная палата поддержала идею создания Национальной ассоциации институтов закупок (НАИЗ). Профессиональное объединение торгово-закупочной отрасли, созданное в начале 2012 года, ведет активную практическую деятельность. Заметным событием стала экспертиза государственных контрактов.

О ее проведении, а также о том, какие задачи предстоит решить профессиональному сообществу в рамках ассоциации, рассказал руководитель НАИЗ, генеральный директор Fabrikant.ru Сергей Габестро.

– Когда и почему возникла идея создания Национальной ассоциации институтов закупок?

– До недавнего времени в России отсутствовала национальная площадка для формирования, продвижения и отстаивания интересов заказчиков и поставщиков, поскольку их интересы были различны. Отсутствовала единая позиция торгово-закупочной отрасли и фактически не работала институциональная связь с органами государственной власти.

В ноябре 2011 года на конференции «Деловой России» прозвучала мысль о необходимости создания профессиональной ассоциации, которая могла бы вести диалог с государством от лица всей отрасли. Уже в начале 2012 года «Деловая Россия» и медиахолдинг «Эксперт» учредили Национальную ассоциацию институтов закупок.

В НАИЗ вошли высшие учебные заведения, корпорации, крупнейшие поставщики и заказчики, инфраструктурные компании и электронные торговые площадки, специалисты-практики с многолетним стажем и миллиардным объемом успешно реализованных контрактов. Цель НАИЗ – лоббировать интересы отрасли на этапе ее непосредственного становления.

– Что объединяет поставщиков и заказчиков в рамках одной организации? Ведь, как вы сами упомянули, их интересы различны.

– На самом деле есть один главный интерес. Это создание эффективной цивилизованно работающей торгово-закупочной отрасли, в которой могут работать, не боясь стать «стрелочниками» и попасть в места лишения свободы. Важно сформировать отрасль по законам логики, на основе общественных дискуссий и передового опыта. Профессиональное сообщество должно научиться самостоятельно вытеснять недобросовестных и малоэффективных игроков с рынка. Всем вместе нам предстоит разработать стандарты отрасли, которые будут соответствовать интересам бизнеса и удовлетворять основополагающим критериям профессионализма: добросовестность и эффективность.

– Какие, на ваш взгляд, нормы и стандарты необходимо закладывать?

– Дело в том, что если сейчас не участвовать в процессе создания новых норм, регулирующих отрасль, то мы окажемся в ситуации, когда чиновники напишут эти нормы «под себя», не учитывая интересы и потребности бизнеса. Такая ситуация уже имеет место. Например, согласно недавно принятым поправкам в закон 135-ФЗ «О защите конкуренции», ФАС обладает правом приостанавливать на время разбирательств любые торги, даже не связанные с госзакупками. И если ФАС будет реализовывать это право, то мы рискуем остаться вообще без торгов. Частные компании перестанут их проводить, так как им не нужна обжалованная торговая процедура и приход чиновника ФАС с дополнительной проверкой к ним в офис. И даже если их будут принуждать к проведению торгов, они найдут способ обойти эти предписания.

Жесткий контроль не может быть средой для роста конкуренции. Для ее развития необходимо отказаться от принципа «больше контроля», поскольку он работает в обратную сторону. В связи с этим мы считаем, что статью 18.1 закона «О защите конкуренции» необходимо срочно отменить, субъектный состав регулирования ФАС ограничить до реестра монополий, а развитием конкуренции в госзаказе и созданием федеральной контрактной системы должен заниматься отдельный орган.

Сегодня государство пытается путем тотального контроля и регламентирования мельчайших деталей создать условия для развития бизнеса. В итоге норм и контроля становится все больше, а самой конкуренции – все меньше. Мы наблюдаем парадоксальную ситуацию – при увеличении прозрачности рынка устанавливается все больше императивных требований, возникает ситуация, когда конкуренция уничтожается. Законы должны быть написаны не для проверяющих и контролирующих органов, а для участников отрасли.

Позиция НАИЗ состоит в том, что нормы, регулирующие отрасль, должны создавать обстановку для эффективной работы, а не регламентировать процесс в мельчайших деталях. Ведь принцип обойти трудно, если результат деятельности можно легко оценить.

– С какими проектами обращается НАИЗ к профессиональному сообществу и государству?

– Первоочередная задача НАИЗ – формирование уполномоченного органа по развитию сферы закупок. Сегодня это абсолютно необходимый орган, главное назначение которого – выработать общественно признанную долгосрочную стратегию развития сферы закупок и стать полноценным регулятором. Данная стратегия должна представлять собой продуктивный баланс позиций федеральных, региональных и муниципальных заказчиков, поставщиков, контрольно-надзорных органов, общественных объединений, научных кругов. Совет должен вывести дискуссию о развитии отечественной сферы госзакупок из закрытого кабинетного формата в открытый диалог. В этом заинтересовано и государство.

Важнейшим направлением деятельности экспертов НАИЗ является экспертиза готовящихся в органах власти документов и решений. ТПП РФ также активно занимается подготовкой заключений на законопроекты, в этом направлении мы можем объединить наши усилия.

– Каковы результаты оценки государственных контрактов?

– На этом следует остановиться подробнее. Председатель правительства РФ Владимир Путин выступил с инициативой проведения общественной оценки и экспертизы крупных государственных закупок со стартовой ценой контракта свыше 1 млрд рублей. Поддерживая эту инициативу, эксперты НАИЗ провели анализ таких государственных контрактов.

Общий объем рассмотренных НАИЗ торгов составил 153 млрд рублей, в том числе 12 закупок с не подведенными итогами на сумму 64,9 млрд рублей и 40 закупок с подведенными итогами на сумму 88,1 млрд рублей.

В ходе экспертизы выяснилось, что более половины сверхдорогих госзакупок проводится в обход конкурентных процедур. Согласно анализу, лидером по нарушениям стал п. 2 ч. 1 ст. 17 135-ФЗ «О защите конкуренции» – создание преимущественных условий участия в торгах.

58% закупок с начальной стоимостью свыше 1 млрд рублей за период с 22 февраля 2012 года по 5 марта 2012 года осуществлялись в условиях отсутствия конкуренции. Сумма лотов, на которые претендовал только один участник, превысила 50 млрд рублей, что составляет 57,82% от суммы всех закупок, попавших в выборку. При этом выяснилось, что единственный участник не спешит сбивать цену. Сумма лотов, по которым начальная стоимость равна сумме итогового предложения, равна 43,04 млрд рублей, что составляет 49% от суммы всей выборки.

Результаты мониторинга миллиардных контрактов были направлены в Министерство экономического развития. Кроме того, НАИЗ на собственном сайте предоставила площадку для предварительного публичного обсуждения таких заказов и нарушений. Сегодня важно выстроить четкую процедуру работы с теми заказчиками, к которым возникают вопросы по результатам экспертизы.

НАИЗ ставит перед собой и другие задачи, среди которых разработка целостной концепции развития сферы корпоративных закупок, строительство эффективной федеральной контрактной системы в рамках рабочих групп ответственных министерств и ведомств и др.

– В каких направлениях будет развиваться сотрудничество между НАИЗ и ТПП РФ?

– Безусловно, у НАИЗ и ТПП России есть широкое поле для сотрудничества. В феврале этого года на пресс-конференции, посвященной презентации НАИЗ, инициативу создания ассоциации поддержал Сергей Катырин, президент Торгово-промышленной палаты. Ведь сфера закупок по сути своей очень близка ТПП, членами которой являются крупнейшие поставщики и заказчики как в сфере государственного, так и корпоративного заказа.

Полагаю, что в целом роль бизнес-ассоциаций в России значительно возрастет со вступлением во Всемирную торговую организацию. Так, одним из главных условий участия в ВТО является прозрачность законодательства. Практически любой нормативный акт, связанный с торговлей, теперь должен будет в обязательном порядке пройти публичное обсуждение и учитывать интересы бизнеса. В этих вопросах государству будут нужны надежные партнеры для диалога, которыми как раз и могут стать ТПП РФ и НАИЗ.

– Кто участвует в НАИЗ? Какие преимущества дает членство в ассоциации?

– НАИЗ – это открытое общественное объединение. Его членами являются представители институтов закупок всех форм собственности и во всех секторах экономики. При этом члены ассоциации самостоятельно выбирают формат и степень своего участия в деятельности объединения, вплоть до вхождения в органы управления.

Наши члены получают регулярную рассылку информационных дайджестов о мероприятиях НАИЗ, обо всех проектах нормативных актов, которые сейчас находятся в разработке на тех или иных государственных площадках, и результатах экспертиз, проводимых ассоциацией.

Предусмотрен также формат платного членства в Совете Ассоциации для желающих принимать более активное участие в деятельности НАИЗ и представлять интересы ассоциации на различных площадках, где происходит нормотворчество. Для нас очень важно донести позицию бизнеса до власти именно на этапе создания законодательных норм.

Антимонопольщики разработают методы установления взаимозаменяемости медицинских изделий

среда, 25 апреля, 2012


ФАС России провела совещание по вопросам определения взаимозаменяемости медицинских изделий с представителями Минздравсоцразвития России, Минпроторга России, экспертных организаций и производителями медицинских изделий.

Как сообщает пресс-служба ФАС России, в результате совещания были сформированы основные подходы к возможной классификации медицинских изделий по типам и видам, к учету и ведению соответствующего реестра.

Также выработана стратегия по дальнейшей проработке и детализации методологии установления взаимозаменяемости медицинских изделий.

Предполагается, что антимонопольщиками будет выработан механизм, позволяющий определять взаимозаменяемость поэтапно - впервые регистрируемых изделий и тех, в отношении которых будут поступать запросы от производителей.

Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) от 12 марта 2012 г. N 120 г. Москва "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей размещения заказов на поставки товаров для нужд

среда, 25 апреля, 2012


Дата первой официальной публикации: 25 апреля 2012 г. Опубликовано: в "РГ" - Федеральный выпуск №5764 25 апреля 2012 г.

Псковское УФАС прокомментировало заявление председателя областного комитета по культуре о срыве реставрационных работ в драмтеатре

вторник, 24 апреля, 2012


Псковское УФАС прокомментировало заявление председателя областного комитета по культуре Александра Голышева о том, что решение управления может привести к срыву сроков реставрационных работ в драмтеатре. Как сообщили Псковской Ленте Новостей в управлении Федеральной антимонопольной службы по Псковской области, жалобу подала компания ООО «Компания «Строй-Холдинг» на действия заказчика при размещении заказа путем конкурса на ремонтно-реставрационные работы по драматическому театру им. А.С. Пушкина.

На рассмотрении жалобы присутствовали: представители заказчика – управления капитального строительства Псковской области, представители уполномоченного органа - государственного комитета Псковской области по государственным закупкам (это тот орган, который организовывает сам процесс размещения заказа и работу комиссии – отметили в УФАС) и сами заявители.

«В ходе дела первый вопрос был задан заказчику – УКС. Кто определил, что подрядчик на выполнение работ должен быть отобран на конкурсе? По закону – определяет Заказчик, - рассказали в Псковском УФАС. - Однако, на данный вопрос управление получило два ответа. УКС сказал: не мы, а уполномоченный орган. Комитет по государственным закупкам Псковской области, то есть уполномоченный орган, сказал: не мы, а заказчик, то есть УКС. Остался открытым вопрос. Кто приказал проводить конкурс, а не аукцион? Также, в ходе дела заказчик не смог объяснить, какие же работы на конкурсе являются реставрационными, также не мог пояснить, почему «канцелярская и, бухгалтерская и электронно-вычислительная техника», является неотъемлемой частью работ по реставрации и ремонту. На много других вопросов ответы также не были получены в ходе рассмотрения дела. Заявитель был более убедителен»

18 апреля Псковское УФАС выдало решение об аннулировании заказа. Следует заметить, что на этот спорный конкурс было подано 3 жалобы.

«А дальше дело было так. Заказ организаторы аннулировали, однако в эфире местной телерадиокомпании ситуацию прокомментировал региональный чиновник (кстати на заседании не присутствовал, к заказу никакого отношения не имел) следующим образом, что работы по реставрации театра остановлены по решению регионального УФАС и работы уже отстают от сроков выполнения на 1 месяц и видимо УФАС приняло решение под чьим то давлением. Странно, получается, удивились антимонопольщики и стали считать. Когда возможно было бы начать работы, если бы заказ все-таки был бы проведен без нарушений законодательства?» - задаются вопросом в Псковском УФАС.

Дата размещения документации на сайте – 13 марта 2012 года, дата окончания подачи заявок и вскрытие конвертов – 13 апреля 2012 года, дата рассмотрения заявок 20 апреля, дата определения победителя 23 апреля 2012 года, срок подписания контракта 10 дней, то есть примерно 3 мая 2012 года, сроки выполнения работ до 15 декабря 2012 года.

«О каком опоздании на месяц шла речь в эфире «Вести Псков» и «остановке работ», когда никто и ничего не должен был делать ранее мая 2012 года. Вопрос знатокам – кто виноват, что ремонтно-реставрационные работы по театру уже опаздывают на месяц, может все-таки не региональное УФАС?», - недоумевают в региональной управлении ФАС.

Всего по состоянию на 24 апреля в управление поступило 35 жалоб на действия заказчиков, уполномоченных органов и членов комиссий. Из них 6 было возвращено заявителям в связи с нарушением сроков возможности подачи жалоб в антимонопольный орган, однако у заявителей сохранилось право обжаловать действия заказчиков и комиссий в судах. Заявители отозвали 2 жалобы. Три жалобы в процессе рассмотрения.

Из 24 рассмотренных жалоб обоснованными признаны 8. Среди нарушителей закона замечены госучреждения. Это Псковское региональное отделение ФСС (ограничение конкуренции - «заточка» документации под единственного поставщика), администрация Себежского района (документация размещена не в полном объеме, необоснованные требования к участникам, ведущие к ограничению конкуренции), администрация Бежаницкого района (необоснованное отклонение участника от торгов кстати, когда его допустили, он победил – примечание УФАС) администрация Новоржевского района (3 жалобы - постоянные проблемы с закупкой жилья для детей-сирот: прописывание в документации требований либо под единственную нужную квартиру, либо не прописывание требований вообще, да так «что может «развалюха подойти».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458 459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 476 477 478 479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 493 494 495 496 497 498 499 500 501 502 503 504 505 506 507 508 509 510 511 512 513 514 515 516 517 518 519 520 521 522 523 524 525 526 527 528 529 530 531 532 533 534 535 536 537 538 539 540 541 542 543 544 545 546 547 548 549 550 551 552 553 554 555 556 557 558 559 560 561 562 563 564 565 566 567 568 569 570 571 572 573 574 575 576 577 578 579 580 581 582 583 584 585 586 587 588 589 590 591 592 593 594 595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 629 630 631 632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 650 651 652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662 663 664 665 666 667 668 669 670 671 672 673 674 675 676 677 678 679 680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691 692 693 694 695 696 697 698 699 700 701 702 703 704 705 706 707 708 709 710 711 712 713 714 715 716 717 718 719 720 721 722 723 724 725 726 727 728 729 730 731 732 733 734 735 736 737 738 739 740 741 742 743 744 745 746 747 748 749 750 751 752 753 754 755 756 757 758 759 760 761 762 763 764 765 766 767 768 769 770 771 772 773 774 775 776 777 778 779 780 781 782 783 784 785 786 787 788 789 790 791 792 793 794 795 796 797 798 799 800 801 802 803 804 805 806