Как Минэкономразвития может помочь бизнесмену уже сейчас

понедельник, 18 июня, 2012

На заметку предпринимателю: какие меры поддержки малого и среднего бизнеса уже есть и что появятся в ближайшее время

Вопреки распространенному мнению, доля малых предпринимателей, получающих господдержку в России, примерно такая же, как в США, хотя их число у нас меньше: 5,8 млн против 23 млн в Штатах. Ежегодно 100 000 из них пользуются льготами и субсидиями из бюджета, проходят обучение или получают консультации за счет средств бюджета. Не все предприниматели знают о том, какие возможности дает им российское законодательство. Вот наиболее важные из тех, которые были приняты или появятся в ближайшее время.

2009 год для нас был переломным: бюджет программы поддержки малого и среднего бизнеса вырос с 4 млрд рублей до 18 млрд рублей. Сейчас объем достиг 20,8 млрд.рублей, появляются новые опции. Система построена так, что регионы сами выбирают набор инструментов поддержки из 15 мероприятий (гранты, субсидии по кредитам, образовательные программы и прочее). Чаще всего предпринимателям предлагают гранты на начало бизнеса — их выдают 70 регионов. Компенсированием лизинговых платежей и поддержкой инновационных проектов занимаются 50-60 регионов.

Каждый год они представляют в министерство заявки на софинансирование своих программ поддержки (как правило, на 4 рубля из федерального бюджета приходится 1 рубль региональный), а затем по конкурсу эти деньги распределяют среди местных предпринимателей. Сейчас мы как раз рассматриваем региональные заявки.

В этом году мы хотим сменить акцент с вновь созданных бизнесов на компании с большим числом занятых. Предприятия, где работает от 50 человек, заметны местным властям, они завтра не закроются — это живой бизнес. Для них мы в этом году впервые хотим запустить субсидирование процентной ставки по кредиту на покупку нового оборудования.

Еще один новый механизм — софинансирование: тратишь 2 рубля на оборудование, государство дает еще один. Работает также механизм компенсации лизинговых платежей. Так мы закрыли весь спектр финансирования: кредит, лизинг, собственные средства — такую комплексную поддержку средние компании смогут получить впервые. Но при наличии главной линии должны оставаться опции для безработных, выпускников, женщин, надо развивать гранты, микрофинансирование, нужны программы для моногородов и Северного Кавказа.

При этом есть проблемы, которые не решить никакими субсидиями. Например, нехватка кадров. Нужно возрождать систему профобразования — а этим должно заниматься Минобрнауки. Вторая проблема — доступ к финансам. Сейчас мы готовы направить запрос в Центробанк — может, он примет какие-то меры регулирования, стимулирующие банки работать с малыми компаниями.

Всех также интересует доступ к госзаказам. В новом законе о Федеральной контрактной системе появится интересная опция – право второй руки. Крупная компания, которая выиграла конкурс, берет на себя обязательство размещать часть заказа у малых компаний. Кроме того, с 1 июля госкомпании должны размещать объявления о тендерах на открытых площадках. По теперешнему закону о госзакупках, органы власти должны размещать 10-20% заказов у малых компаний. Пока в их число не попадают фирмы, где более 25% иностранного капитала, и учрежденные Сколково и Роснано компании. Сейчас принимается закон, который снимет это ограничение.

Если верить опросам, налоги и административные барьеры давно не занимают лидирующие места среди проблем малого бизнеса. Нельзя думать, что как только мы снимем очередной барьер, все сразу расцветет. Но мы продолжаем работать в этом направлении.

Недавно был наведен порядок в сфере подключения к электросетям. По закону, небольшую мощность до 24 кВт можно подключить за 550 рублей. Но энергетики включали в такие договоры много дополнительных обязательств по строительству инфраструктуры. В прошлом году был принят типовой договор подключения, а за препятствование предпринимателям энергетики могут заплатить штраф. К сожалению, не все знают о том, что этим сейчас активно занимается ФАС.

Кроме того, мы планируем улучшить исполнение закона о приоритетном праве выкупа муниципальных помещений, для компаний, которые арендуют их больше двух лет. С 2008 года этой мерой воспользовались свыше 25 000 предпринимателей. Но местные власти нашли лазейки, позволяющие не продавать им помещения. Например, можно создать ГУП и передать все туда. Сейчас принимается закон, не позволяющий это делать. Он также расширяет перечень компаний, которые вправе выкупать помещения. Раньше это могли сделать те, кто арендовал его два года по состоянию на 2008 год, теперь — на 2012-й.

В следующем году начнется переход предпринимателей на патентную систему. Ею смогут воспользоваться индивидуальные предприниматели с числом сотрудников до 15 человек, работающий в сфере общепита, торговли и услуг. Они смогут купить патент на срок от месяца до года и работать без декларации и контрольно-кассового аппарата. Ставка налога — 6% от базовой доходности, которую определяют местные власти. Если регион заинтересован в развитии торговли в удаленных местах, он может установить минимальную доходность в 100 000 рублей, и патент на нее будет стоить 500 рублей в месяц. Максимальная цена — 5000 рублей. Мы создавали эту систему для стартапов и для тех, что сейчас находится в тени. Думаю, до 2015 года на нее перейдет до полумиллиона предпринимателей, которые сейчас вообще не платят налоги. Кроме того, до 2018 году сохраниться вмененный налог. Сейчас его платят 2,3 млн бизнесменов, которые являются потенциальными кандидатами для перехода на патент.

Сейчас нам нужно принимать больше узкоспециализированных решений. У каждого министерства должна быть своя программа развития малого бизнеса, чтобы в стране было больше частных школ, больниц, фермеров. В своем указе президент Путин постановил к 2020 году довести долю занятых в малом бизнесе до 50%. Достичь этого можно только одним способом — меняя правила игры в разных отраслях.

По инициативе прокуратуры глава администрации района оштрафован за неразмещение сметы

понедельник, 18 июня, 2012

Прокуратура Ольского района проверила соблюдение законодательства при подготовке и проведении открытого аукциона в электронной форме на проведение работ по капитальному ремонту поликлиники в посёлке Ола.

Установлено, что в нарушение требований федерального законодательства на официальном сайте РФ http://www.zakupki.gov.ru, который используется для обязательного размещения информации о проводимых аукционах в электронной форме, отсутствовала в полном объеме сметная документация по капитальному ремонту объекта.

Между тем федеральным законодательством определено, что документация об аукционе должна содержать все требования, установленные заказчиком к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

Как показала проверка, необходимые локальные ресурсные сметы на работы по капитальному ремонту объекта «Поликлиника на 150 мест посещений в посёлке Ола» во время подготовки документации об аукционе уже были фактически изготовлены и имели соответствующие положительные заключения Магаданского областного государственного автономного учреждения (Управления государственной экспертизы). Однако вопреки требованиям законодательства эти документы не были размещены на указанном Интернет-ресурсе.

По результатам проверки прокуратура Ольского района возбудила в отношении главы администрации района Форостовского В.О. административное производство по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ (утверждение документации, не соответствующей требованиям законодательства РФ о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд).

Постановлением Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области он привлечён к административной ответственности в виде штрафа в размере 3000 рублей.

Буйская прокуратура: никакого изменения срока договоров, даже если не будет денег!

воскресенье, 17 июня, 2012

Буйской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований Федерального закона №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в администрации Центрального сельского поселения.

В рамках реализации установленных полномочий главой администрации Центрального сельского поселения неправомерно утверждена документация об открытом аукционе в электронной форме на право заключения контракта на приобретение пригородного автобуса малого класса ПАЗ-32053 и документация о запросе котировок на выполнение работ по содержанию дорог на территории Центрального сельского поселения Буйского муниципального района на 4 квартал 2011 года.

Пунктами проектов муниципальных контрактов, являющихся приложением к документации о проведении аукциона в электронной форме и к документации о проведении запроса котировок установлено, что в случае уменьшения заказчику - бюджетному учреждению главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности исполнения заказчиком бюджетных обязательств, вытекающих из заключенных им муниципальных контрактов, стороны согласовывают новые сроки, а если необходимо, и другие условия муниципального контракта.

Однако, ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, возможность изменения новых сроков, а если необходимо, и других условий муниципального контракта, не предусмотрена.

В связи с выявленными нарушениями закона в адрес главы администрации Центрального сельского поселения внесено представление об устранении нарушений закона.

Кредитор не обязан доказывать обоснованность размера взыскиваемой неустойки (к вопросу о 1% за день просрочки в госконтрактах)

пятница, 15 июня, 2012

ФАС Северо-Западного округа в Постановлении № А56-46414/2011 от 01.06.2012 подтвердил, что по требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков, а соразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства предполагается.

ФАС отметил, что если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить размер неустойки. Неустойка может быть снижена судом только при наличии соответствующего заявления со стороны ответчика, которое может быть сделано исключительно при рассмотрении судом дела по правилам суда первой инстанции.

При обращении в суд с требованием о взыскании неустойки кредитор должен лишь доказать неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства должником, которое согласно закону или соглашению сторон влечет возникновение обязанности должника уплатить кредитору соответствующую денежную сумму в качестве неустойки.

Законопроект о госзакупках перепишут по рекомендации олигархов

четверг, 14 июня, 2012

Законопроект о госзакупках перепишут по рекомендации олигархов

После второго чтения из законопро­екта о Федеральной контрактной системе (ФКС), регулирующей все уровни госзаказа, могут исключить такие варианты закупок, как запрос предложений, запрос котировок и конкурс с ограниченным участием. Соответ­ствующие предложения разработаны в РСПП и, как стало извест­но РБК daily, находят поддержку у профильного комитета Госдумы.

Проект закона о ФКС, который сейчас находится на обсуждении в Госдуме, нуждается в конструктивной доработке, заявил вчера на заседании бюро правления РСПП руководитель комитета по развитию конкуренции Сергей Генералов. Среди «поля для деятельности» — сокращение списка способов закупок, введение финансовых стимулов против демпингующих поставщиков, а также «опрозрачивание» системы ответственности чиновников за нарушение правил закупок.

В частности, крупные предприниматели считают, что необходимо законодательно ограничить заказчика в выборе способа закупки. Сам список вариантов закупок также предлагается существенно укоротить: вычеркнуть из него запрос предложений, запрос котировок, а также конкурс с ограниченным участием.

«Эти предложения идут в логике обсуждений, которые ведутся в рабочей группе. Более того, идут в логике за­даний, которые дал премьер несколько дней назад. При доработке во втором чтении очень важно ограничить дополнительные регламенты и четко их прописать, чтобы возможные лазейки, которые изобретают наши творческие умы, были закрыты в самом начале», — одобряет рекомендации РСПП руководитель группы по ФКС, депутат Госдумы Игорь Игошин.

В ФАС инициативу также поддерживают, считая обсуждаемые механизмы коррупционными. «То, что законопроект необходимо серьезно доработать, отметило правительство. В самом деле, из него до сих пор не понятно, как пользоваться запросом предложений, можно менять условия торгов или нет, — приводит пример начальник управления контроля размещения госзаказа ФАС Михаил Евраев. — Запрос котировок в действующем виде также несет коррупционные риски. Вместо него можно использовать расширенный короткий аукцион — это будет более действенная и эффективная процедура».

Кроме этого, РСПП рекомендует изменить антидемпинговый механизм, заложенный в законопроекте. В союзе полагают, что возможность отклонения заявок с демпинговой ценой (25% от стоимости контракта и более) необходимо исключить. Чтобы минимизировать риски встречи с «дешевыми», но нерадивыми поставщиками, предприниматели предлагают установить повышенный размер обеспечения исполнения контракта — в полтора раза выше указанного в документации. В нынешней редакции ФКС реальность возможности исполнения контракта по бросовым ценам нужно доказывать.

«Можно представить, как будет проходить по территории страны доказывание предпринимателями возможности исполнить контракт по сниженной цене», — иронизирует г-н Евраев. По его мнению, нужно использовать не административные, а экономические механизмы — для заявок на торгах со снижением больше чем 25% от начальной цены контакта нужно ввести увеличенный размен финобеспечения. «Кроме того, на средние и крупные торги должны допускаться только те компании, которые имеют опыт выполнения контрактов в данной сфере», — говорит он.

Права участников госзаказа, по мнению РСПП, также нуждаются в большей защите. Необходимо «дать возможность обжалования и рассмотрения антимонопольными органами жалоб участников закупок до истечения срока, когда контракт считается заключенным. Для реализации этого права необходимо фактиче­ски запретить представителям заказчика подписывать контракт в течение 10 дней с момента размещения заказа или установить, что «контракт считается заключенным с 11-го дня со дня размещения протокола рассмотрения и оценки заявок на участие», говорится в презентации комитета по конкуренции РСПП (есть в распоряжении РБК daily).

«Сейчас такая процедура уже дейст­вует. В законопроекте о ФКС это, видимо, потеряли», — сетует г-н Евраев.

В Минэкономразвития вчера вечером комментарий получить не удалось.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458 459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 476 477 478 479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 493 494 495 496 497 498 499 500 501 502 503 504 505 506 507 508 509 510 511 512 513 514 515 516 517 518 519 520 521 522 523 524 525 526 527 528 529 530 531 532 533 534 535 536 537 538 539 540 541 542 543 544 545 546 547 548 549 550 551 552 553 554 555 556 557 558 559 560 561 562 563 564 565 566 567 568 569 570 571 572 573 574 575 576 577 578 579 580 581 582 583 584 585 586 587 588 589 590 591 592 593 594 595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 629 630 631 632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 650 651 652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662 663 664 665 666 667 668 669 670 671 672 673 674 675 676 677 678 679 680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691 692 693 694 695 696 697 698 699 700 701 702 703 704 705 706 707 708 709 710 711 712 713 714 715 716 717 718 719 720 721 722 723 724 725 726 727 728 729 730 731 732 733 734 735 736 737 738 739 740 741 742 743 744 745 746 747 748 749 750 751 752 753 754 755 756 757 758 759 760 761 762 763 764 765 766 767 768 769 770 771 772 773 774 775 776 777 778 779 780 781 782 783 784 785 786 787 788 789 790 791 792 793 794 795 796 797 798 799 800 801 802 803 804 805 806