Органы прокуратуры реализуют комплекс мер по обеспечению законности при осуществлении закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд

вторник, 3 июля, 2012


Результаты работы органов прокуратуры свидетельствуют о распространенности на всех стадиях деятельности по закупкам нарушений законодательства, которые зачастую имеют коррупционную составляющую. Они связаны с неправомерным уклонением от установленных законом процедур, противоправными действиями конкурсных комиссий и участников размещения заказов, приемкой невыполненных либо некачественно выполненных работ.

В ходе надзорных мероприятий прокурорами в 2011-2012 гг. выявлено и пресечено более 55,5 тыс. нарушений законов на рынке закупок, в производстве следственных органов находится около 600 уголовных дел о преступлениях в указанной сфере, квалифицированных, в основном, как мошенничество, халатность, злоупотребление должностными полномочиями либо их превышение.

Во многих регионах вмешательство правоохранительных органов потребовалось для пресечения нарушений конкурентных механизмов, ограничивающих круг участников торгов. Так, в Приморском крае по постановлениям прокурора привлечен к административной ответственности руководитель одного из региональных департаментов за то, что внес в конкурсную документацию незаконные требования, ненадлежащее обоснование начальной цены контракта и др.

Существенное количество нарушений допускается при создании комиссий по размещению заказов, определении их состава, порядка работы, рассмотрении заявок на участие в торгах (Республика Хакасия, Пермский край, Кировская, Саратовская области и др.). Имеют место отношения аффилированности между членами таких комиссий и участниками размещения заказа. Так, в связи с принятыми мерами прокурорского реагирования уволен с муниципальной службы руководитель структурного подразделения одного из районов г. Новосибирска, допустивший конфликт интересов при размещении заказа у юридического лица, директором которого являлась его супруга.

Во взаимодействии с заинтересованными органами реализуются совместные мероприятия по выявлению фактов завышения стоимости государственных и муниципальных контрактов, влекущего причинение ощутимого ущерба бюджетам различных уровней. Так, военные прокуроры при участии ФСБ России и специалистов Счетной палаты выявили многочисленные факты неправомерного и неэффективного расходования бюджетных средств, выделенных на обеспечение жизнедеятельности войск по государственным контрактам на поставки продовольственных товаров и организацию питания военнослужащих (завышение стоимости оказанных услуг, привлечение посредников и иных сторонних организаций, перечисление средств на счета фирм-однодневок и т.д.).

Не искоренены факты закупок для государственных и муниципальных нужд при отсутствии нуждаемости в таких товарах, работах, услугах, а также достаточного финансового обеспечения заключенных контрактов (Республика Бурятия, Хабаровский край, Воронежская область и другие регионы).

В действиях участников размещения заказов отмечается значительная криминализированность. Пресечены факты использования подложных документов и сговора хозяйствующих субъектов с целью победы в торгах без намерения фактического исполнения государственных и муниципальных контрактов. В Республике Мордовия возбуждено уголовное дело по факту коммерческого подкупа руководителя юридического лица – участника торгов на выполнение работ по объекту водоснабжения, в Ненецком автономном округе – по факту заключения муниципального контракта на выполнение работ по строительству школы-сада с коммерческой организацией, находящейся в стадии ликвидации и предоставившей ненадлежащее поручительство.

Остаются распространенными нарушения законодательства о размещении заказов, касающиеся необоснованной закупки товаров (работ, услуг) у единственного поставщика без проведения торгов (Республика Дагестан, Алтайский край, Ленинградская, Пензенская, Томская области); уклонения от конкурсных процедур путем искусственного дробления заказов (Карачаево-Черкесская Республика, Красноярский край, Вологодская, Кировская, Сахалинская области); заключения контрактов при фактически выполненных работах (Кабардино-Балкарская Республика, Орловская, Пензенская области); неисполнения обязанности размещения заказов у субъектов малого предпринимательства (Республика Татарстан, Ивановская, Саратовская, Ульяновская области) и иные подобные случаи, в том числе с признаками уголовно наказуемых деяний.

В целях устранения нарушений при размещении заказов органами прокуратуры в 2011-2012 гг. внесено 11,5 тыс. представлений, принесено свыше 2,8 тыс. протестов на незаконные правовые акты, по требованию прокуроров к административной и дисциплинарной ответственности привлечено 13,9 тыс. виновных лиц.

Надзор за исполнением законодательства при осуществлении закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд остается под постоянным контролем Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Конкурсное питание

вторник, 3 июля, 2012


Независимо от принятия Федеральной контрактной системы жизнь госзаказчиков становится проще. Депутаты готовятся принять поправки, разрешающие закупать на конкурсах продукты питания

Завтра депутаты рассмотрят во втором чтении поправки в закон о госзакупках, меняющие порядок приобретения пищевых продуктов и услуг питания. По редакции, утвержденной профильным комитетом по строительству в минувший четверг (есть в распоряжении«Ведомостей»), размещать заказы на поставку продуктов, напитков и услуг по организации питания для любых образовательных, медицинских и социальных учреждений можно как на аукционе, так и на конкурсе. Такую поправку предложил зампред комитета от «Единой России» Мартин Шаккум. Это повысит качество продовольствия, закупаемого учреждениями, уверен он.

Сейчас закупки продуктов питания разрешено проводить только на аукционах, где единственным критерием отбора является цена, а закупки услуг — преимущественно на аукционах. По данным Федеральной антимонопольной службы (ФАС) с портала zakupki.gov.ru, в 2011 г. заключено более 142 000 контрактов на поставки продуктов и организацию питания стоимостью 81,5 млрд руб. Правда, значительная часть финансирования по этим контрактам приходится на закупки продуктов для армии и внутренних войск, которых поправки не касаются.

Законопроект был доработан по инициативе ФАС, рассказывает начальник управления службы Михаил Евраев, подчеркивая, что остается сторонником аукционов по продуктам. В прежней редакции заказчик мог установить субъективные критерии оценки заявки (квалификация, качество) с весом 45%. В итоговой версии документа вес субъективного критерия снижен до 30%, уточняют Шаккум и Евраев. Также, по словам Евраева, на конкурсах и аукционах будет введено «предквалификационное правило», по которому участник поставки должен без штрафных санкций выполнить два госзаказа на сумму не менее 20% начальной цены контракта.

Закупки продовольствия не раз заканчивались скандалом. В мае ФАС раскрыла картельный сговор более 20 компаний, поставлявших мясную продукцию Минобороны, ФСО и МВД, в результате которого контракты заключались по более высокой цене, чем получалась на аукционах. Если стоит цель не экономии, а закупки качественных продуктов, то на конкурсы нужно переводить все закупки продовольствия, считает гендиректор Центра размещения государственного заказа Александр Строганов. Принятие законопроекта он называет «ослаблением гаек, которые были неразумно закручены несколько лет назад».

СРО: Неэффективность надзора объяснима

суббота, 30 июня, 2012

По мнению части участников Парламентских слушаний о развитии саморегулирования, прошедших в Государственной Думе на этой неделе, деятельность т.н. недобросовестных СРО, выдающих допуски на строительные работы с нарушениями закона связана с действующей системой размещения государственного заказа на работы по изысканиям, проектированию, строительству определенных в 94-ФЗ.

Одной из СРО, в работе которой Ростехнадзор при проведении проверки обнаружил значительные нарушения законодательства и по иску к которой сейчас идет судебное разбирательство в АС Санкт-Петербурга и Ленинградской области, является НП«СтройРегион». По данным НОСТРОй, среди недобросовестных поставщиков услуг, размещенных в Реестре ФАС России в 2011 году, организации-члены НП СРО «СтройРегион» занимают четвертую часть. А из всего количества аукционов, выигранных в 2011 году членами НП «СтройРегион» доля аукционов со снижением более 25% от первоначальной цены контракта составляет 56%.

По мнению участников строительного рынка от деятельности недобросовестных СРО страдают интересы граждан РФ, т.к. участие фирм однодневок в системе государственного заказа ведет к неэффективному освоению бюджетных средств, и интересы добросовестных участников строительного рынка, которые будучи не в состоянии конкурировать с демпингующими фирмами-однодневками, оказываются отсечены от госзаказа.

К сожалению, эффективность работы органов государственного надзора по пресечению незаконной деятельности отдельных СРО пока оставляет желать лучшего.

По мнению заместителя председателя Законодательного собрания Санкт-Петербурга Сергея Анденко, законодательная, а особенно исполнительная власть не очень хочет запуска механизмов саморегулирования на полную мощность. «Понятно, почему встречается такое сопротивление. Потому, что в случае их полной реализации нивелируется роль всех распределяющих сейчас денежные потоки государственных организаций»,- заявил в ходе пресс-конференции «Роль государства в борьбе с коммерцией в саморегулируемых организациях. Есть ли будущее?» С.Анденко.

Минфин РФ поддерживает проект А.Кудрина "Открытый бюджет".

пятница, 29 июня, 2012

28.06.2012, Москва 16:00:03 Министерство финансов РФ поддерживает проект экс-министра финансов Алексея Кудрина "Открытый бюджет", который разрабатывается в рамках возглавляемой им общественной организации "Комитет гражданских инициатив" (КГИ). Об этом сообщила журналистам замминистра финансов Татьяна Нестеренко на брифинге по итогам реализации проекта "Модернизация казначейской системы Российской Федерации".

"Мы приветствуем любые проекты, которые связывают бюджет с гражданским обществом, - отметила Т.Нестеренко. - Одной из наших проблем является отсутствие активных пользователей бюджета. Смысл инициативы "Открытый бюджет" - обучить граждан разбираться в том, что такое бюджет, что такое налоги. Проект направлен на то, чтобы воспитать налогоплательщика, научить его выставлять требования к власти и спрашивать, как тратятся деньги. А власть, в свою очередь, должна научиться выслушивать граждан, как можно улучшить расходование бюджетных средств".

Т.Нестеренко добавила, что А.Кудрин, разрабатывая свой проект, советовался с экспертами министерства. "Разумеется, мы готовы оказать нашему бывшему министру, нашему другу содействие в этой инициативе", - отметила она.

Проект А.Кудрина "Открытый бюджет" призван обеспечить обратную связь между органами власти и гражданами при формировании государственного и местных бюджетов. КГИ также планирует разработку и реализацию комплекса мер по повышению прозрачности бюджетного процесса и усиления участия в нем общественности. Подобные проекты функционируют во многих странах, в частности в Канаде, США, Великобритании.

Проект связан с программой модернизации казначейской системы РФ, реализованной Федеральным казначейством и Министерством финансов РФ совместно со Всемирным банком. В соответствии с данной программой, предусмотрена ежедневная публикация информации о доходах, расходах и остатках региональных бюджетов всех уровней (вплоть до муниципалитета). Проект "Открытый бюджет" предусматривает обработку этих данных, публикуемых Минфином и Казначейством, предоставление соответствующих материалов депутатам и гражданам. Целью является стимулирование формирования и поддержки практики публичных консультаций при принятии бюджетов.

Тула: В отношении Александра Ядыкина возбудили дело

четверг, 28 июня, 2012

По информации ИА «Тульские новости» Федеральная антимонопольная служба возбудила в отношении первого заместителя главы администрации города Тулы Александра Ядыкина дело об административном правонарушении по факту нарушения администрацией города Тулы статьи 51 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».



Наш источник в окружении Александра Ядыкина подтвердил факт возбуждения дела. По его информации, речь идет о том, что федеральная антимонопольная служба уже выносила предприсание администрации города по вопросу субсидий, которые выделяются муниципальным или казенным предприятиям города. По мнению ведомства, выделение средств через механизм субсидий нарушает закон о конкуренции. В соответствии с законом первому заместителю главы администрации Тулы Александру Ядыкину может грозить наложение административного штрафа в размере от 8 до 12 тысяч рублей, либо дисквалификация на срок до трех лет.



Напомним, что ИА «Тульские новости» подробно осветили данный вопрос в статье: «Зачем городские власти переименовали МУПы в МКП?»



В настоящее время МУПы, которые отвечают за жизнеобеспечение и благоустройство города, переименованы в муниципальные казенные предприятия. «Это было сделано для того, чтобы предприятия были полностью подотчетны администрации города», - пояснил корреспонденту ИА «Тульские новости» врио сити-менеждера Александр Ядыкин.


«Городские власти создали МКП и выделяют им деньги в рамках муниципальных заказов, а их затраты компенсируются через субсидии. Но дело в том, что администрация ушла от размещения муниципальных заказов, то есть никто, кроме этих организаций, не может принять участие в аукционах. А это является нарушением антимонопольного законодательства», - отметила начальник отдела контроля органов власти Тульского УФАС России Диана Алпатова.


У ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти Тульского УФАС России А. Ростиславовой есть своя точка зрения, которую она озвучила в статье «Как нам справить муниципальную нужду» в журнале «Конкуренция и рынок»: «Муниципальная власть города Тулы использует другой «эффективный» способ решения вопросов местного значения. Берется муниципальное унитарное предприятие (далее – МУП) – лучше уже готовое. При этом если такой МУП находится в "предсмертном" состоянии (почти банкрот) – это еще лучше.


Далее "накачиваем" "тушку" МУПа муниципальным имуществом, закрепляя его на праве хозяйственного ведения (например, автомобильными дорогами общего пользования местного значения). Затем, вносим в устав МУПа изменения, позволяющие ему осуществлять конкурентные виды деятельности с использованием "накаченных мышц" (муниципального имущества) – т.е. извлекать прибыль.


Посолить, поперчить (в смысле нюансов технологии при применении схемы) по вкусу.


И, наконец, самое главное. Для того чтобы такой МУП мог спокойно осуществлять приносящую ему доход деятельность, не заботясь о расходах, издержках и используя при этом "накаченное" имущество, из бюджета города на содержание такого имущества МУПу выделяются многомиллионные субсидии – т.е. безвозмездные и безвозвратные денежные средства в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством/реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг.


Корреспонденту ИА «Тульские новости» Диана Алпатова рассказала и о суммах выделяемых субсидий: только в первом квартале 2011 года «Комбинату по благоустройству города» было выделено 25,5 млн рублей субсидий.


Региональный УФАС неоднократно вносил представления администрации Тулы, но все предписания городская власть обжалует.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458 459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 476 477 478 479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 493 494 495 496 497 498 499 500 501 502 503 504 505 506 507 508 509 510 511 512 513 514 515 516 517 518 519 520 521 522 523 524 525 526 527 528 529 530 531 532 533 534 535 536 537 538 539 540 541 542 543 544 545 546 547 548 549 550 551 552 553 554 555 556 557 558 559 560 561 562 563 564 565 566 567 568 569 570 571 572 573 574 575 576 577 578 579 580 581 582 583 584 585 586 587 588 589 590 591 592 593 594 595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 629 630 631 632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 650 651 652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662 663 664 665 666 667 668 669 670 671 672 673 674 675 676 677 678 679 680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691 692 693 694 695 696 697 698 699 700 701 702 703 704 705 706 707 708 709 710 711 712 713 714 715 716 717 718 719 720 721 722 723 724 725 726 727 728 729 730 731 732 733 734 735 736 737 738 739 740 741 742 743 744 745 746 747 748 749 750 751 752 753 754 755 756 757 758 759 760 761 762 763 764 765 766 767 768 769 770 771 772 773 774 775 776 777 778 779 780 781 782 783 784 785 786 787 788 789 790 791 792 793 794 795 796 797 798 799 800 801 802 803 804 805 806