В хищениях в «Росэнергоатоме» обвиняют душевнобольного сотрудника

вторник, 24 июля, 2012


Замоскворецкий суд Москвы 3 августа продолжит рассмотрение уголовного дела в отношении бывшего начальника отдела маркетинга и тендеров концерна «Росэнергоатом» Олега Цыганова, обвиняемого по делу о хищении у госкорпорации в 2004–2007 годах более 100 млн. руб. В случае признания подозреваемого невменяемым расследование может затянуться на неопределенный срок.

Как утверждает следствие, руководство «Росэнергоатома», используя подконтрольную ему дочернюю компанию «Центратомкомплект», похитило деньги, выделенные на приобретение нескольких десятков ручных манипуляторов немецкого производства, необходимых для хранилищ ядерных отходов на территории Курской и Ленинградской атомных станций. Фигуранты дела, пользуясь своим служебным положением, якобы решили заработать на том, что немецкая компания является единственным в России предприятием, выпускающим оборудование такого класса. Через подконтрольную фирму с немцами была достигнута договоренность о поставке манипуляторов «Росэнергоатому» на сумму 1,8 млн. евро. После приобретения оборудования на тендер «Росэнергоатома» было представлено два предложения. Одно из них исходило якобы от немецкого поставщика, в котором обвиняемые указали существенно завышенную цену на манипуляторы – 5,552 млн. евро, причем с условием стопроцентной предоплаты. Второй же лот был выставлен от «своего» «Центратомкомплекта», с меньшей ценой, чем у немцев и предоплатой в 50%. Таким образом, конкурсной комиссии «Росэнергоатома» не осталось ничего другого, кроме как отдать предпочтение более «дешевому» предложению. В результате обвиняемые просто купили манипуляторы у немецкого производителя, говорится в материалах дела, и перепродали их втридорога «Росэнергоатому», а разницу – более 100 млн. руб. – присвоили.

Следственный департамент МВД России объявил о завершении расследования еще в октябре прошлого года. Однако уже в апреле в том же Следственном департаменте, в ходе расследования была проведена судебно-психиатрическая экспертиза, по результатам которой у Цыганова было обнаружено «расстройство психики». Учитывая характер психопатологического расстройства и степень опасности Цыганова для себя и других лиц, следствие пришло к выводу, что обвиняемый нуждается в направлении на принудительное лечение в психиатрический стационар общего типа. Прокуратура 9 июля попросила о принудительном лечении Цыганова. В случае, если 3 августа подозреваемый в мошенничестве чиновник будет признан психически больным, судебный процесс по его делу будет приостановлен на неопределенный срок, до полного выздоровления атомщика. Получить комментарий «Росэнергоатома» относительно хищения денег «НИ» не удалось – компания хочет сначала дождаться решения суда.

Проблема с прозрачностью закупок в энергетических компаниях стоит сегодня достаточно остро, говорят эксперты. С 2009 года только департаментом защиты активов и внутреннего контроля «Росатома» к ответственности были привлечены более 200 топ-менеджеров. Однако наиболее громкие дела по-прежнему относятся к эпизодам многолетней давности, да и те буксуют по разным причинам, вплоть до медицинских. Между тем объявленная властями антикоррупционная кампания и реформа системы госзакупок пока особых успехов не принесли. «Причин произошедшего в «Росэнергоатоме» несколько: это и непрозрачность системы закупок, и коррупция на уровне тендерных комиссий, – сообщил «НИ» директор департамента арбитражной практики юридической компании Владимир Бубликов. – Попытки сотрудников компаний искусственно завысить стоимость приобретаемой продукции, положив прибыль в свой карман, неизбежны, как бы жестко не регламентировалось законодательство о закупках».

Столичного чиновника оправдали для реабилитации

понедельник, 23 июля, 2012


Мосгорсуд вынес в понедельник оправдательный приговор по делу бывшего столичного чиновника Сергея Демина. Ранее он был полностью оправдан судом присяжных по громкому делу о коррупции.

Главным следственным управлением следственного комитета России Сергея Демин обвинялся в совершении преступления, предусмотренного ч. 5 ст. 33, п. п. «в», «г» ч. 4 ст. 290 УК РФ (пособничество в получении должностным лицом лично взятки в виде денег за действия в пользу взяткодателя, которые входили в его служебные полномочия, с вымогательством взятки в крупном размере).

Господин Демин многие годы проработал в структурах правительства Москвы. Являлся заместителем главы департамента ЖКХ и благоустройства столицы, возглавлял бюджетное учреждение «Сантехработ» и, наконец, организацию «Жилищник». По версии следствия, на последней работе коммерсанты и платили ему «откаты» за заключенные госконтракты на обслуживание общественных туалетов. Якобы деньги от них получал новый руководитель «Сантехработ» Сергей Федосов, а затем передавал господину Демину, ну а тот отправлял деньги куда-то «наверх».

По этой схеме прошло 12,5 млн руб., пока чиновник не был задержан в октябре 2010 года. Следствие считало, что его взяли с поличным при получении 500 тыс. руб. от господина Федосова, однако присяжные Мосгорсуда установили, что это не взятка, а возвращение долга. Не была признана ими и вина господина Демина и по другим коррупционным эпизодам. Согласно вердикту коллегии присяжных, десять заседателей высказались за невиновность экс-чиновника, двое признали его вину.

На оглашение приговора господин Демин, освобожденный сразу после вынесенного на прошлой неделе оправдательного вердикта, не прибыл. В его отсутствие суд признал за ним право на реабилитацию и возмещение ущерба, нанесенного необоснованным преследованием.

Уголовное дело в отношении господина Федосова было выделено в отдельное производство и рассмотрено судом в особом порядке. Приговором от 18 апреля 2012 года ему было назначено наказание в виде пяти лет лишения свободы условно со штрафом в 500 тыс. руб. и лишением права занимать руководящие должности.

На Кубани на поставках запчастей к танкам и БМП похитили 129 млн руб.

понедельник, 23 июля, 2012


В Краснодарском крае по фактам хищения 129 млн руб. при поставках запчастей к танкам и БМП в отношении руководителей акционерного общества "163-й бронетанковый ремонтный завод" Минобороны России возбуждено уголовное дело, сообщили РБК в управлении взаимодействия со СМИ Генеральной прокуратуры РФ.

Руководителям предприятия инкриминируют ч.4 ст.159 Уголовного кодекса РФ (мошенничество, совершенное организованной группой в особо крупном размере), ч.2 ст.201 УК РФ (злоупотребление полномочиями лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, повлекшее тяжкие последствия) и п."а" ч.2 ст.238 УК РФ (сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, совершенные организованной группой).

По данным следствия, в 2010-2011гг. гендиректор предприятия Сергей Кусов, его заместители Виктор Самулевич и Василий Луговец, а также генеральный директор ООО "Химкомплектдеталь" Евгений Королев подписывали договоры на поставку запасных частей к танкам и боевым машинам пехоты (БМП) с фирмами-"однодневками", созданными ими же. Деньги перечислялись на счета фирм, после чего присваивались мошенниками. При этом стоимость товаров и услуг была сильно завышена, отмечают в надзорном ведомстве.

В действительности при ремонте техники использовались детали и агрегаты неизвестного происхождения, бывшие в употреблении, без сертификатов и паспортов качества заводов-изготовителей. В результате государству был причинен ущерб, превысивший 129 млн руб.

В марте 2012г. начался процесс над другими мошенниками, которые занимались поставками контрафактных и подержанных запчастей Российской авиастроительной корпорации (РСК) "МиГ". Это привело к срыву контракта с Алжиром на поставку истребителей МиГ-29.

Фигурантами уголовного дела стали генеральные директора ЗАО "Волга-Авиасервис" Михаил Жевагин, ООО "АТК Движение" Сергей Соболев и ООО "СНК-Плюс" Сергей Кругленков. Первоначально предпринимателям инкриминировали злоупотребление полномочиями, однако позднее уголовное дело было переквалифицировано на статью "Мошенничество в особо крупном размере" (ч.4 ст.159 УК РФ).

Скандальный инцидент произошел в 2006-2007гг., когда по контракту Минобороны должно было поставить Алжиру 28 боевых МиГ-29 СМТ и шесть учебно-боевых МиГ-29БТ на общую сумму 1,1 млрд долл. В 2006г. Алжир получил 12 указанных самолетов, однако впоследствии было установлено, что вопреки договоренностям комплектующие самолетов оказались бывшими в употреблении, а не новыми: детали были выпущены в 1982-1996гг., а технические паспорта подделали. В итоге сделка была расторгнута, а самолеты возвращены российскому военному ведомству.

Дальнейшее расследование, инициированное Минобороны, позволило установить, что одним из поставщиков некачественных деталей стало ООО "Авиаремснаб", гендиректор которого был приговорен к 7,5 годам лишения свободы в 2011г. Однако затем следователи проверили других поставщиков деталей и выяснили, что ОАО "Волга-Авиасервис" также занималось поставками некачественных деталей. При этом фирма получала комплектующие от других предприятий - ООО "АТК Движение" и ООО "СНК-Плюс". По мнению прокуратуры, все три руководителя предприятий знали, что для "алжирских" МиГ требуются новые детали.

Следователи выяснили, что две последние компании не имели лицензии и полномочий на торговлю вооружениями и военной техникой. При этом не удалось выяснить, откуда предприятия получили подержанные детали. Как бы то ни было, экспертиза позволила установить, что указанные детали нельзя было использовать.

В итоге Минобороны и РСК "МиГ" был нанесен ущерб на 29 млн и 30 млн руб. соответственно. Директор "СНК-Плюс" уже признал свою вину, в связи с чем дело было рассмотрено в особом порядке.

Дело о хищении мазута на 4,6 млн руб возбуждено в Хабаровском крае

понедельник, 23 июля, 2012


Прокуратура Комсомольска-на-Амуре признала законным возбуждение уголовного дела по факту хищения неустановленными лицами 4,68 миллиона рублей бюджетных средств, выделенных на приобретение 360 тонн мазута, сообщается в пятницу на сайте прокуратуры Хабаровского края.

По версии следствия, в 2010 году между управлением Федерального агентства по государственным резервам по Дальневосточному федеральному округу и одной из коммерческих организаций был заключен госконтракт на поставку 360 тонн мазута для предприятия Росрезерва в Хабаровском крае. Однако фактически мазут на комбинат Росрезерва не поступил. В тоже время на предприятии были обнаружены поддельные хозяйственные документы, свидетельствующие о поставке и использовании топлива.

Ущерб федеральному бюджету превысил 4,68 миллиона рублей.

"Уголовное дело по статье "мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере", возбуждено региональным УФСБ РФ по результатам проверки материалов, поступивших из управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Хабаровском крае. Прокуратура Комсомольска-на-Амуре признала возбуждение уголовного дела законным и обоснованным", - сообщается в информации.

Наказание по статье предусматривает лишение свободы на срок до десяти лет.

Истина всего лишь дороже

понедельник, 23 июля, 2012


На фоне почти взрывного роста рынка оценки особенно бросается в глаза отрицательный имидж деятельности специализированных компаний. Ситуацию могут поправить уже работающее отраслевое соглашение и федеральная контрактная система, пока существующая на бумаге.

На грани криминала

Проблему отрицательного имиджа своей профессии участники рынка связывают с "заказной" оценкой. "Тенденция, когда даже крупные заказчики делят оценку на "важную", где требуется качественная работа, и "проходную", когда отчет нужен в большей степени для соблюдения законодательства, не меняется. В первом случае при выборе оценщика учитывается его опыт, квалификация, деловая репутация и т. д. Во втором случае ориентир один — цена услуги, которая с учетом демпинга доходит порой до неадекватных значений",— говорит Денис Калужских, генеральный директор ООО "Активные бизнес-консультации".

В связи с этим участники рынка сетуют на проблемы, связанные с контролем рынка. Так, по словам Диониса Васильева, исполнительного директора консалтинговой группы "НЭО Центр", действующий механизм регулирования отрасли не предусматривает исключения из профессии недобросовестных игроков: "Здесь необходимо переходить к активным действиям и значительно повышать барьеры (стоимость) входа в профессию. Это поможет справиться с нерегулируемым количеством участников рынка, вызывающим девальвацию профессии и вообще понятия оценки".

"Для успешного развития рынка необходимо сделать так, чтобы потребитель видел в оценщике не очередное бюрократическое звено, а высококвалифицированного профессионального консультанта",— дополняет генеральный директор компании "НБК-групп" Альберт Айгинин.

Очевидно, что эта работа сложная и даст результаты не сразу. Поскольку оценочная деятельность регламентируется соответствующим законодательством, менять порочную практику следует через коррективы в законах. Давно назревшая поправка, предусмотренная проектом изменений в отдельных законодательных актах РФ по вопросам оценочной деятельности, внесена 3 июля нынешнего года на рассмотрение в Госдуму. Согласно документу, субъектами оценочной деятельности должны признаваться субъекты предпринимательской деятельности — юридические лица и индивидуальные предприниматели, а также субъекты профессиональной деятельности — физические лица (оценщики).

"Определение юридических лиц в качестве субъектов оценочной деятельности позволит государственному регулятору оценочной деятельности регулировать не 1% рынка, как сейчас, а все 100%. Бесперспективные попытки регулирования рынка оценки за счет эскалации материальной ответственности оценщиков — физических лиц уйдут в прошлое. Кроме того, в свете вступления России в ВТО более логичными и понятными должны стать критерии доступа на рынок оценочных услуг. Интересы клиента будут защищены величиной страхового покрытия, а страховая премия будет напрямую зависеть от репутации компании и квалификации ее специалистов",— поясняет гендиректор компании "Грант Торнтон Корпоративные финансы" Дмитрий Кувалдин.

Другая внесенная поправка касается определения субъекта, который вправе выносить вердикт относительно расхождений в оценке,— им может быть только суд. Это реакция рабочей группы депутата Ивана Грачева на законопроект, предложенный в этом году одним из членов Совета федерации и предполагающий изменения в Уголовном кодексе РФ. Законопроект направлен на противодействие заказным оценкам и предлагает считать преступлением ошибку оценщика, которая выражается суммой от 250 тыс. руб. (источник — "Российская газета" N141 от 22.06.2012 года). Для оценщиков это может иметь серьезные последствия, поскольку при оценке крупного актива балансовой стоимостью порядка 1 млрд руб. ошибка, скажем, в 1 млн руб. является просто погрешностью — составляет 0,1%. Очевидно, что такие ошибки могут быть сплошь и рядом, и это фактически сделает оценочную деятельность криминальной. Например, общее количество отчетов по оценке активов балансовой стоимостью более 1 млрд руб. у участников рэнкинга — не менее 2,7 тыс.

"Учитывая, что оценка носит вероятностный характер, а оценщик высказывает лишь свое мнение о стоимости объекта оценки, считать факт отличия стоимости, указанной одним оценщиком, от стоимости, полученной другим специалистом, в качестве критерия идентификации преступления — заведомо бесперспективное занятие. Поскольку сразу возникает вопрос: какая из стоимостей должна быть признана истинной?" — говорит заместитель председателя профсоюза работников аудиторских, оценочных, экспертных и консалтинговых организаций Соломон Дарсания.

Конец демпинга?

Эксперты отмечают, что клиенты оценщиков становятся все требовательнее, однако некоторые структуры, по большей части государственные, при выборе оценочных организаций по-прежнему руководствуются в первую очередь стоимостью работы, а не ее качеством.

В качестве меры противодействия профессиональное сообщество в прошлом году разработало отраслевое соглашение. Один из разделов документа посвящен методике определения минимальной платы за составление отчета об оценке и минимального оклада оценщика. Цели методики, по словам идеологов соглашения: гарантированная оплата труда оценщика; обеспечение единообразного подхода к ценообразованию на услуги по составлению отчетов об оценке; повышение обоснованности и эффективности расценок при планировании бюджетных расходов различных уровней, юридических и физических лиц, а также создание планов-графиков закупок для государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с Трудовым кодексом соглашение является правовым актом, устанавливающим общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений. Какие-либо иные правовые акты, регламентирующие нормы труда и минимальный размер вознаграждения оценщика, пока отсутствуют. Поэтому уполномоченному органу при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд рекомендуется брать за основу при расчете цены контракта именно отраслевое соглашение, указывая его как официальный источник информации. "В соответствии со статьей 48 Трудового кодекса Российской Федерации спустя 30 дней после издания министром здравоохранения и социального развития предложения о присоединении к отраслевому соглашению, с 29 марта 2012 года, соглашение считается распространяющимся на всех юридических лиц (работодателей) в Российской Федерации, в том числе на органы государственной власти и органы местного самоуправления",— разъясняет ситуацию Соломон Дарсания.

Сегодня уже видны первые результаты действия соглашения. Так, в связи с нарушением требований документа управление ФАС по Удмуртской Республике отменило результаты конкурса на выполнение работ по определению рыночной стоимости нефтяных скважин и обязало Минимущество республики отменить все протоколы конкурса (копия решения размещена на сайте http://www.profsro.ru).

Наверняка действенность отраслевого соглашения вырастет, когда начнет работать федеральная контрактная система. "Проект закона "О государственной контрактной системе", идущего на смену одиозному ФЗ N94, наполняет глубоким смыслом нормативную часть отраслевого соглашения. Во-первых, согласно проекту, начальные цены конкурсов не могут снижаться более чем на 25%, а во-вторых, эти цены будут определяться в соответствии с утвержденными отраслевыми нормативами, а при их отсутствии — по средневзвешенной стоимости последних выполненных аналогичных государственных контрактов",— описывает механизмы отраслевого соглашения Дмитрий Кувалдин.

Отраслевое соглашение было утверждено правительством в 2011 году, в связи с чем оценщики оказались в привилегированном положении: теперь у них есть нормативы, которым обязан следовать заказчик при расчете начальной цены конкурса. Так что снова есть надежда, что с демпингом на государственных и муниципальных заказах будет покончено, ведь минимальная цена услуги победителя конкурса не может быть меньше 75% норматива, устанавливаемого отраслевым соглашением.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458 459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 476 477 478 479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 493 494 495 496 497 498 499 500 501 502 503 504 505 506 507 508 509 510 511 512 513 514 515 516 517 518 519 520 521 522 523 524 525 526 527 528 529 530 531 532 533 534 535 536 537 538 539 540 541 542 543 544 545 546 547 548 549 550 551 552 553 554 555 556 557 558 559 560 561 562 563 564 565 566 567 568 569 570 571 572 573 574 575 576 577 578 579 580 581 582 583 584 585 586 587 588 589 590 591 592 593 594 595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 629 630 631 632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 650 651 652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662 663 664 665 666 667 668 669 670 671 672 673 674 675 676 677 678 679 680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691 692 693 694 695 696 697 698 699 700 701 702 703 704 705 706 707 708 709 710 711 712 713 714 715 716 717 718 719 720 721 722 723 724 725 726 727 728 729 730 731 732 733 734 735 736 737 738 739 740 741 742 743 744 745 746 747 748 749 750 751 752 753 754 755 756 757 758 759 760 761 762 763 764 765 766 767 768 769 770 771 772 773 774 775 776 777 778 779 780 781 782 783 784 785 786 787 788 789 790 791 792 793 794 795 796 797 798 799 800 801 802 803 804 805 806