В Мордовском УФАС рассказали о нарушениях в системе госзакупок

среда, 10 октября, 2012

Система размещения госзаказа во всем мире считается одной из самых коррупциогенных областей в системе госслужбы. Сегодня эта сфера регулируется Федеральным законом № 94, который, по сути, детально регламентирует лишь стадию размещения заказа. Уже почти два года идет обсуждение создаваемой в соответствии с поручением Президента страны Федеральной контрактной системы. Предполагается, что она будет обеспечивать единый цикл организации закупок, а также регулировать весь процесс государственного заказа - с момента определения потребности госзаказчика и до окончательного анализа результата закупок. Рассказать о том, когда же вступят в силу новые правила, мы попросили руководителя УФАС по РМ Юлию Попкову.

- Юлия Викторовна, вокруг Федеральной контрактной системы, которая должна заменить 94-й закон, было довольно много споров. Чем они закончились?

- В настоящее время большинство межведомственных разногласий относительно Федеральной контрактной системы решены. В новом законопроекте о контрактной системе реализован комплексный подход к совершенствованию сферы закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. Однако закон о Федеральной контрактной системе нуждается в принятии большого числа поправок, и на это потребуется время. Поэтому работать по 94-ФЗ в сфере госзакупок планируется вплоть до конца 2013 года.

Но хочется также отметить, что 94-й закон, который является первоосновой федеральной контрактной системы, был разработан нашим ведомством и создал конкурентную среду в России. В целом система госзакупок в РФ признана структурами ООН одной из лучших в мире.

- Один из ключевых моментов в системе размещения заказа – аукцион. Часто ли в УФАС поступают жалобы на проведение торгов?

- Часто. И в этом году особенно. Скорее всего, это связано с увеличением числа госзакупок в республике в связи с проведением мероприятий 1000-летия. Большое число жалоб поступает на действия заказчиков, утвердивших конкурсную аукционную документацию или извещение о проведении запроса котировок. Такие нарушения ограничивают участников размещения заказа в участии в торгах либо запросах котировок. Каким образом? В документации указываются характеристики, под которые подпадает только один производитель, либо содержатся требования о предоставлении в составе заявки избыточных сведений и документов. Необходимо отметить, что у участников размещения заказа есть право обратиться за разъяснениями тех положений документации, которые им не понятны. Еще один важный момент: в соответствии с требованиями законодательства о размещении заказов обжаловать положения документации возможно лишь до окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе либо аукционе.

Если подытожить данные, то по состоянию на 1 октября в Управление поступило 88 жалоб от участников размещения заказа. 48 из них признаны обоснованными, 31 – необоснованными и 14 возвращены заявителям по причине окончания срока обжалования. Как видно, число необоснованных жалоб довольно велико, именно поэтому в настоящее время ФАС России ведет активную работу по введению своеобразной госпошлины при подаче жалобы заявителем.

Поэтому заказчикам я рекомендую предельно внимательно относиться к составлению конкурсной или аукционной документации, а участникам – тщательнее подходить к вопросу обоснования своих доводов при составлении жалоб.

- Какие меры принимает антимонопольный орган по отношению к нарушителям?

- Процедура наказания за нарушение норм законодательства о размещении заказов предусматривает санкцию в виде наложения административного штрафа. Указанная мера реализуется посредством возбуждения административного производства по результатам рассмотрения жалоб и проведения проверок, а также рассмотрения постановлений прокуратуры, поступающих в антимонопольный орган. Необходимо отметить активную работу прокуратуры в обнаружении нарушений в сфере госзаказа. Около 30 % штрафов пришлось на постановления, возбужденные именно органами прокуратуры.

На сегодняшний день из возбужденных 112 административных производств по 77 материалам наложены административные штрафы на сумму в 1 млн. 245 тысяч рублей.

Обжаловать положения конкурсной документации возможно лишь до окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе либо аукционе.

- Юлия Викторовна, какие случаи грубого нарушения законодательства о размещении заказов Вы бы выделили особо?

- Да, такие случаи есть. Мы не перестаем удивляться изворотливости заказчиков, размещающих аукционную документацию таким образом, чтобы к участию в торгах был допущен только один участник. Недавний пример – аукцион, проводимый Поводимовской общеобразовательной школой Дубенского района. Отмечу, что от имени школы (закон это позволяет) работала юридическая фирма, известная у нас в республике в сфере оказания услуг по размещению госзаказа. Был проведен открытый аукцион в электронной форме на выполнение работ по реконструкции Поводимовской школы. Начальная цена контракта составила более 190 млн. рублей. Из четырех участников аукциона к торгам был допущен только один, заявки же остальных были отклонены. К нам поступили жалобы от участников аукциона, и мы провели проверку. В итоге мы признали аукционную документацию не соответствующей требованиям действующего законодательства о размещении заказов. Так, в чем же было дело?

Воображение наших сотрудников просто поразила некорректно размещенная проектно-сметная документация. Просмотреть ее в обычном режиме не представлялось возможным. Проектно-сметная документация была разделена на 250 (!) файлов.

Причем чертежи формата А-3 были разделены на 4 части. Пришлось долго ломать голову, каким образом эти части соединять – они, разумеется, пронумерованы не были. В общем, просмотр проектно-сметной документации больше напоминал сложение пазлов. В общей сложности, как подсчитали специалисты, на просмотр этой проектно-сметной документации, с открытием всех 250 файлов, нужно было потратить свыше 6 часов!

Эта хитрость и привела к тому, что участники аукциона не смогли полностью ознакомиться с технической частью аукционной документации и, соответственно, правильно сформировать свои заявки.

Антимонопольное управление выдало заказчику предписание об устранении нарушений и проведении процедуры повторного рассмотрения заявок. Однако предписание исполнено не было – ни в части пересмотра заявок, ни в части размещения проектно-сметной документации в надлежащем виде. Мы получили новую жалобу от участника размещения заказа.

На должностное лицо (директора Поводимовской школы) наложен административный штраф - 50 тыс. руб.

Хотелось бы предостеречь заказчиков от подобных ошибок и хитростей. Мордовия вступила в новый период – подготовки к Чемпионату мира по футболу 2018 г. Республика будет активно строиться, закупать оборудование - это значит, возрастут и объемы госзаказа.

И контроль за соблюдением законодательства в сфере размещения заказов будет очень жестким.

Кстати

Одним из самых ярких примеров завышения сумм при госзакупках за последнее время стал скандал с компьютерными томографами в системе Минздравсоцразвития России. Министерство выделило на закупку этих аппаратов средства из расчета 95 млн. рублей за томограф при их рыночной стоимости от 28 до 40 млн. рублей за штуку. Всего с превышением реальной цены было куплено 64 томографа.

Роскосмос обвинили в игнорировании указа президента

среда, 10 октября, 2012

Минэкономразвития пожаловалось Медведеву на тендер по космодрому «Восточный»

По информации «Известий», Минэкономразвития подвело итоги первого этапа эксперимента с проведением процедуры общественного обсуждения закупок товаров (услуг, работ) стоимостью свыше 1 млрд. рублей. Мониторинг показал, что с 10 августа по 27 сентября в полном объеме было проведено 50 процедур и лишь семь заказчиков не исполнили указ президента и поручение правительства.

Согласно майскому указу президента «О долгосрочной государственной политике» и правительственному поручению от 2 августа, госзакупки дороже 1 млрд рублей с 10 августа 2012 года надо обсуждать с общественностью. Как пояснили «Известиям» в Минэкономиразвития, на первом этапе на сайте ведомства размещается информация о конкурсе и на этот сайт поступают вопросы от заинтересованных лиц. На втором этапе заказчик выносит промежуточный протокол на очное публичное 4-дневное обсуждение, подводит итоги первого этапа и не позднее чем за пять дней до дня окончания приема заявок на участие в торгах публикует уже итоговый протокол, содержащий решение об изменении документации заказа или о продолжении процедуры размещения.

Как сообщил «Известиям» источник в Минэкономразвития, не выполняют правительственное поручение в 6 субъектах Российской Федерации: Камчатском и Краснодарском краях, Липецкой, Омской, Ростовской областях и Санкт-Петербурге.

— Мы расcчитываем, что это издержки начального периода реализации процедуры, — пояснил «Известиям» замглавы департамента развития федеральной контрактной системы Минэкономразвития РФ Максим Чемерисов, отметив, что по крайней мере по миллиардным закупкам в конкурсной документациии каких-то из ряда вон выходящих нарушений заказчиками не допускается.

Наиболее дорогостоящие заказы, оставшиеся без своевременного обсуждения, принадлежат Роскосмосу и подведомственному Минпромторгу предприятию «ЦНИИ имени академика А. Н. Крылова», специализирующегося на судостроении. Согласно письму Андрея Белорусова, отправленного на прошлой неделе премьеру Дмитрию Медведеву (есть у «Известий»), к Роскосмосу есть претензии по лоту «Создание унифицированного технического комплекса космических ракетных комплексов на космодроме ''Восточный''» на 6,9 млрд рублей. Это один из целого ряда тендеров, объявленных Роскосмосом за последние два месяца по строительству космодрома на границе с Китаем.

Уже проведены тендеры на создание стартового комплекса для ракет «Союз-2» (максимальная стоимость лота 9 млрд рублей) и заправочного комплекса с кислородно-азотным заводом (на 4,1 млрд рублей): на оба конкурса подано только по одной заявке, от ФГУП «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры» (ЦЭНКИ), занимающийся эксплуатацией объектов космодрома «Байконур». В результате конкурсная комиссия рекомендовала космическому агентству заключить контракт с ЦЭНКИ, что в скором времени и будет сделано, заверяют в Роскосмосе. Судьба конкурса по «Восточному», к которому предъявляет претензии Минэк, вероятнее всего, сложится похожим образом. Единственным его участников также оказался ЦЭНКИ (заявки были рассмотрены 27 сентября).

В Роскосмосе официальную претензию от Минэкономразвития получили в конце сентября, рассказал «Известиям» источник в космическом агентстве: «В ней требуется объяснить причины невыполнения указа президента и принять меры к тому, чтобы впредь это не повторялось». Собеседник в Роскосмосе напомнил, что перед началом строительства «Восточного» проводились полномасштабные общественные слушания в ЗАТО Углегорск, где строится космодром.

Тот факт, что в этот раз слушания не проводились, в Роскосмосе объясняют отсутствием выраженного интереса к данному тендеру.

— Мы не получали никаких запросов до данному конкурсу, заявка была подана единственная и в таком случае проведение общественных слушаний выглядело бы профанацией — непонятно, на какие вопросы отвечать, если ни одного не задано, — пояснил начальник пресс-службы Роскосмоса Алексей Кузнецов. — По этому случаю нами был направлен запрос в Минэк — мы хотели бы получить разъяснения по тому, как действовать в подобных ситуациях. Ответа мы пока не получили.

ФГУП «ЦНИИ имени академика А. Н. Крылова» в августе выставило свой лот стоимостью 3,3 млрд рублей на создание «Универсального офшорного бассейна» и площадью 15 тыс. кв. м. Это уже второй бассейн, который институт строит за последние два года. Сооружения предназначены для проведения испытаний морской техники, исследования характеристик моделей всех известных кораблей в сложных ветро-волновых условиях.

Как комментирует пресс-секретарь ФГУПа Александр Бутенин, информация о конкурсе на строительство оффшорного бассейна была размещена на сайте за две недели до окончания конкурса, но с того времени поступил только один вопрос, не имеющий прямого отношения к конкурсной процедуре.

— Вопрос был следующий: для чего предназначен офшорный бассейн. На этот вопрос был дан ответ. Протокол общественных слушаний по первому этапу также был размещен на сайте. В связи с тем, что позже никаких вопросов не поступало, и других потенциальных участников общественных слушаний не было, второй их этап решено было не проводить, — говорит Александр Бутенин.

В Минэкономразвития считают, что все возможное для удобства посетителей сайта было сделано: на главной странице размещены баннеры (графические ссылки) для перехода в соответствующий раздел форума, в котором осуществляется первый этап обсуждения. Организовано консультирование заказчиков службой поддержки сайта, обеспечено информирование заказчиков по электронной почте. В ведомстве также сообщили, что намерены активизировать процедуру общественного обсуждения, обратившись за помощью к бизнесу (отправлены письма Торгово-промышленную палату, «Опору России», «Деловую Россию», Российский союз промышленников и предпринимателей).

Впрочем, борцы с коррупцией скептически оценивают усилия Минэкономики. По мнению руководителя оргкомитета «Национальный рейтинг прозрачности закупок» Александра Маркова, низкая степень заинтересованности в комментировании связана с малой известностью сайта госзакупок и сайтов ведомств.

— Люди активно посещают сайты, посвященные коррупции, и оставляют свои комментарии, потому что эти сайты раскрученные и привлекают к себе внимание, а к общественным обсуждениям того или иного госзаказа нет достаточного медийного сопровождения, — считает Александр Марков. — Они где-то втихую разместили это на сайте, который, к сожалению, сложен в пользовании для неспециалистов, и найти какую-то информацию там достаточно проблематично, если человек не делает этого целенаправленно.

Врачам по ошибке заказали абракадабру

вторник, 9 октября, 2012

Администрация Лужского района пыталась спустить двадцать миллионов непонятно на что




А еще говорят, что у врачей неразборчивый почерк! Сотрудники администрации Лужского района так завуалировали текст техзадания на постройку фельдшерско-акушерского пункта в поселке Мшинская, что потенциальные поставщики и строители не смогли разобраться, чего чиновникам нужно. С жалобой на абракадабру в документах, размещенных на портале госуслуг, они пожаловались антимонопольщикам.

- В своей жалобе заявитель обратил внимание на выявленные им в аукционной документации некорректные требования к характеристикам товаров, которые подрядчик должен использовать при строительстве фельдшерско-акушерского пункта, - сообщает пресс-служба УФАС по Ленобласти.

Так акушеры и фельдшеры, по мнению сотрудников районной администрации, нуждались в лампах люминесцентных, продолжительность горения у которых "должна бытьяти39орока девяти390ста семидесяти шести но более трех тысяч восьмисот сорока девятияти четырех сотыхати четырех цел более девяти тысяч но менее двенадцати тысяч ч."

Кроме того, не мешало бы обзавестись "выключателями автоматическими", с "максимальная высота над уровнем моря не более двух тысяч трехсот сорока шести целых и нуля десятых2000м". А номинальный ток этого же выключателя, согласно документации об аукционе должен быть: "… менее двадцати шести целых и yekz десятых А".

- Абракадабра поселилась в Лужском районе, - сделали вывод в пресс-службе УФАС по Ленобласти.

Чиновники, вызванные к антимонопольщикам, объяснили, что заклинаний не заказывали. Просто в текст документации об аукционе вкрались опечатки и технические ошибки.

- Интересно, с помощью какого словаря потенциальный участник размещения заказа должен расшифровывать требования документации об аукционе, чтобы сформировать свою заявку? - прокомментировал абракадабру начальник отдела контроля размещения государственного заказа Алексей Грецки.

Требование поставщиков антимонопольщики удовлетворили. Чиновников обязали перевести текст техзадание на русский.

Деньги от финобеспечения госзаказа останутся на счетах электронных площадок

понедельник, 8 октября, 2012

Сотни миллиардов рублей финобеспечения от участников госторгов, похоже, так и будут размещаться на счетах электронных площадок в выбранных ими банках. Как стало известно РБК daily, ко второму чтению законопроекта о ФКС Минэкономразвития решило отказаться от своей же идеи перевода средств на счета Федерального казначейства.

Ко второму чтению в законопроекте о Федеральной контрактной системе (ФКС) могут произойти существенные изменения. В нынешней редакции предусмотрено, что деньги, поступающие от участников госторгов в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов, должны храниться на счетах в Федеральном казначействе.

Как стало известно РБК daily, Минэкономразвития готово изменить позицию по данному вопросу. «Мы будем выходить с инициативой в правительство о том, что деньги финобеспечения будут вносить на счета площадок в банках», — говорит директор департамента развития ФКС Кирилл Степанов. Причем к банкам будут предъявлены дополнительные требования по финансовой надежности и устойчивости, подчеркивает чиновник. Их перечень пока до конца не проработан, но в Минэкономразвития полагают, что это будут стандартные требования по величине активов либо параметры, которые будут свидетельствовать о надежности банков.

Сейчас на рынке госзаказа действуют пять площадок — ЗАО «Сбербанк — Автоматизированная система торгов» (финобеспечение в Сбербанке), ОАО «Единая электронная торговая площадка» (Банк Москвы), ООО «РТС-тендер» (ВТБ), ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан» («Ак Барс») и ЗАО «ММВБ — Информационные технологии» (Газпромбанк).

По данным мониторинга Минэкономразвития, с 1 октября 2010 года по 30 сентября 2012 года на отобранных электронных площадках было объявлено более 1,6 млн открытых аукционов в электронной форме. По этому параметру «Сбербанк-АСТ» заняла 58,7% рынка; ЕЭТП — 22,04%; «РТС-тендер» — 10,9%; площадка Татарстана — 4,77%; «ММВБ — Информационные технологии» — 3,55%. На открытые аукционы в электронной форме подано более 3,8 млн заявок. Суммарная начальная цена контрактов объявленных открытых аукционов в электронной форме составила более 5,548 трлн руб. По результатам открытых аукционов в электронной форме заключено более 1,2 млн контрактов на общую сумму более 5,1 трлн руб.

«Существующая ситуация с проведением электронных аукционов нас не может устраивать, — говорит г-н Степанов. — Более 60% аукционов признаются несостоявшимися, что приводит к заключению контрактов с единственным поставщиком».

Объем средств, которые размещаются на счетах электронных площадок в качестве обеспечения заявок участников электронных аукционов, составляет не менее 150 млрд руб., добавляет он. Впрочем, по данным участников рынка, сумма может быть и больше — до 500 млрд руб., если в качестве «базы» брать максимальную ставку финобеспечения.

По словам начальника Управления ФАС по контролю за размещением госзаказа Михаила Евраева, антимонопольная служба и МЭР, действительно, в последнее время сблизили свои позиции (ФАС изначально выступала за сохранение действующей схемы работы площадок). «Размещение средств обеспечения заявок в Федеральном казначействе привело бы к значительному увеличению временных затрат на обеспечение участия предпринимателей в электронных торгах и резкому повышению рисков срыва всех торгов в случае возникновения сбоев в системе обслуживания счетов предпринимателей. При этом в среднем за день на счета площадок зачисляется и списывается более 2 млрд руб. примерно по 18 тыс. платежных поручений. ФК пришлось бы серьезно увеличить штат сотрудников и постоянно тратить весьма значительные бюджетные средства на модернизацию программно-аппаратного комплекса», — поясняет он.

Кроме того, по мнению г-на Евраева, перевод денежных средств в казначейство привел бы к введению платности всех торгов для предпринимателей, а сейчас за это платят банки, в которых площадки держат свои счета. «Нам удалось создать такую систему электронных торгов, в которую государство не вкладывает ни копейки, а скоро, примерно с февраля 2013 года, торги будут бесплатными и для предпринимателей. И именно потому, что это делалось не за счет государства, систему (включая все законодательное обеспечение) и удалось создать в такие рекордные сроки (1,5 года). Кроме того, покрытие расходов на электронные аукционы за счет банков создало жесткую мотивацию площадок конкурировать между собой и бороться за каждого заказчика и предпринимателя, потому что от их количества и зависит финансовое благополучие каждой из площадок, количество которых для минимизации мошенничества и повышения ликвидности торгов, конечно, должно быть ограничено, о чем мы также договорились с Минэкономразвития», ­— рассказал чиновник ФАС.

«Не исключено, что МЭР изменило свою позицию из-за того, что более ранняя версия законопроекта о ФКС вызвала негативную реакцию государственных площадок, которые угрожали требованиями о компенсации ущерба их финансовой стабильности», — говорит источник на рынке. К тому же площадки вспоминали о соглашениях, подписанных между ними, ФАС и Минэкономразвития, в которых было прописано, что деньги должны храниться на депозитах как минимум до 2015 года. Впрочем, решение было сугубо межведомственное и принималось без участия внешних лоббистов, добавляет собеседник РБК daily, знакомый с ситуацией.

В качестве основной идеи изъятия у площадок обеспечения была претензия Минэкономразвития, сформулированная как «необоснованное обогащение площадок», говорит гендиректор ОАО «ЕЭТП» Антон Емельянов. «Однако на практике доходы от обеспечения — это не дополнительная чистая прибыль площадок, а составляющая дохода, за счет которого удается удерживать планку тарифа (только за победу, а не за участие или просто доступ к системе, — 2 тыс. руб.)», — подчеркивает он.

«Это очень грамотное решение в текущей ситуации. Система, которая уже зарекомендовала себя и работает на протяжении двух лет, ничем себя не дискредитировала. Переход был бы экономически нецелесообразен. Казначейство не может работать с поставщиками более оперативно, чем электронная площадка: там нет ни кадровых ресурсов, ни программно-аппаратных мощностей, а на рынке сейчас работают около 80 тыс. активных участников и около 300 тыс. тех, кто торгуется время от времени», — отмечает заместитель гендиректора «РТС-тендер» Дмитрий Серединцев.

Госзакупки с ограниченной ответственностью

понедельник, 8 октября, 2012

Счетная палата выявила многомиллиардные нарушения в системе госзакупок — уже не в первый раз. Власть готова изменить закон о проведении конкурсов. Но главное, чего действительно не хватает системе,— это готовности наказывать нарушителей.

Дорогие ошибки

Всего за четыре месяца чиновники, причастные к системе госзакупок, натворили ошибок и злоупотреблений более чем на 85 млрд руб. Эту цифру назвала Счетная палата, изучив эффективность использования бюджетных средств, направленных на госзакупки во втором квартале 2012 года.

Счетная палата не первый раз дает оценку эффективности системе госзакупок. Скажем, весной прошлого года были опубликованы результаты проверки, выполненной по методике Всемирного банка. Обнаружилось, что эффективность госзакупок в России не превышает 40%.

По мнению аудиторов Счетной палаты, ощутимая часть из ежегодно выделяемых на госзакупки 5 трлн руб. растворяется в воздухе из-за несовершенства законодательства, в котором "ответственность госзаказчиков за результаты закупок сводится лишь к формальному соблюдению правил выбора поставщиков".

"Главной проблемой законодательства является не столько приоритет аукционных форм размещения, сколько отсутствие идеологической основы закупок, а именно приоритета в удовлетворении нужд государства и целевом эффекте от использования той или иной формы закупок",— соглашается Ярослав Кулик, руководитель антимонопольной практики юридической компании ART DE LEX, член комитета по праву и законопроектной деятельности Национальной ассоциации институтов закупок.

В частности, аудит Счетной палаты показал "отсутствие законодательно установленного планирования бюджетных ассигнований на государственные закупки". Это оборачивается тем, что "закупки товаров, работ и услуг в течение года осуществляются неравномерно". Конечно, чиновники по-прежнему размещают некорректные или заведомо недостоверные сведения о контрактах, чтобы "затруднить поиск информации о закупках потенциальными участниками размещения заказа и воспрепятствовать учету использования госсредств". Об этом, впрочем, и так всем известно благодаря деятельности Алексея Навального и его проекта "РосПил".

Предусмотрены две формы госсзакупок — конкурсы и аукционы. В первом случае для выбора подрядчика можно установить сколько угодно критериев, во втором — только один: наименьшую (или наибольшую) цену. Один из громких конфликтов вокруг аукционов — история с закупкой лекарств. В конце июля Владимир Путин подписал поправки к закону, согласно которым государственным медицинским организациям запрещается закупать препараты по торговым наименованиям. В конкурсной документации предлагается указывать или международное непатентованное название, или химическое наименование. Они едины для дорогостоящих оригинальных препаратов и дешевых дженериков. Логика власти: аукционы сэкономят деньги бюджету и обеспечат госзаказом российских производителей, которые иностранцам проигрывают по всем параметрам, кроме цены. Оппоненты новой практики опасаются, что пациентов обеспечат некачественными препаратами. "Невозможно сохранить качество лекарства, оставив 5-15% от цены оригинального препарата. Некачественные препараты ухудшают здоровье пациентов, а лечебное учреждение другого лекарства предоставить не может",— заявил по этому поводу главный онколог Москвы профессор Анатолий Махсон.

Еще одна сфера, в которой практика аукционов вызвала дискуссию,— наружная реклама. В этом году, например, в Москве истекает действие примерно 60% договоров на размещение рекламных конструкций, в 2013 году — почти всех оставшихся. Похожая ситуация и в других городах. Согласно закону "О рекламе", распределять места под конструкции для наружной рекламы можно только по итогам торгов. Абсолютное большинство торгов планируется провести в форме аукционов.

Рекламщики опасаются, что все получится как с рекламой в метро и на общественном транспорте в Москве.

В мае 2011 года аукцион "Мосгортранса" на право в течение пяти лет размещать рекламу в столичном общественном транспорте выиграла компания "Бульварное кольцо", о существовании которой до того мало кто слышал. Стоимость контракта в ходе торгов выросла с 440 млн почти до 2,2 млрд руб. (хотя больше 180 млн руб. в год город никогда не собирал). За первый год компания расплатилась (нужно было собрать примерно 280 млн руб.), в этом году начались проблемы. "Бульварное кольцо" заклеило общественный транспорт рекламой от силы на 10% и теперь уговаривает "Мосгортранс" снизить стоимость контракта на 60%. Причина — массовая замена подвижного состава: размещать рекламу в новых автобусах, троллейбусах и трамваях запрещено. Впрочем, когда подрядчик обещал городу миллиарды, об этом уже было известно.

Аналогичная история случилась в московском метро. В прошлом году тендер на размещение рекламы в метрополитене выиграла компания "Авто Селл", учрежденная автохолдингом "Гема". Цена тоже была рекордной — 2,4 млрд руб. Крупнейшие операторы наружной рекламы даже и торговаться не стали: News Outdoor (сейчас компания называется Russ Outdoor.— "Деньги") и Gallery конкурс, который вообще-то был им интересен, просто проигнорировали. А дальше все как в предыдущем сюжете. Во втором квартале этого года подрядчик не внес очередной платеж, метрополитен выставил штраф (600 млн руб.), "Авто Селл" пытается договориться о снижении суммы контракта на 60%.

"Когда речь идет об инфраструктуре и внешнем облике городов, безопасности, здоровье граждан, целесообразно принимать решение о выборе подрядчика не только на основании ценового предложения,— формулирует Евгений Сендеров, президент Russ Outdoor.— Важно учитывать иные факторы — профессионализм, благонадежность, финансовую устойчивость, опыт работы на профильном рынке и наличие необходимых технических ресурсов".


Не найти виноватых


На самом деле, конечно, не все так уж однозначно. "Действительно есть проблема: самый дешевый препарат оказывается худшего качества. Но есть и другая сторона вопроса. Подтверждено статистикой: если на аукцион приходит хотя бы два-три участника, это приводит к значительному снижению стоимости госконтракта",— рассуждает руководитель антимонопольной практики компании Goltsblat BLP Николай Вознесенский, говоря о закупках лекраств.


Просто система может работать, продолжает собеседник "Денег", если методы оценки качества товара или услуги стандартизированы. Кроме того, победитель конкурса, как правило, обеспечивает банковскую гарантию. То есть, если подрядчик не способен выполнить контракт, у заказчика есть инструменты для возмещения убытка.


Почему же заказчик часто не хочет этим пользоваться? "Или у него просто не налажена такая процедура, или работают какие-то коррупционные механизмы, или контракт составлен неудачно, или ненадлежащим образом запротоколированы и задокументированы нарушения,— объясняет Николай Вознесенский.— Все это — достаточно сложная работа. Заказчик должен содержать штат юристов. Далеко не у всех заказчиков такие специалисты есть".

При этом система госзакупок вполне прозрачна. Проект "РосПил" и подобные ему доказали, что можно без труда организовать общественный контроль закупок, для чего нужно создать и настроить репрессивный аппарат, чтобы сигналы о нарушениях получали отклик. "Необходимо предоставить право общественным объединениям подавать от имени граждан групповые иски ко всем лицам, виновным в нарушении законодательства и причинении ущерба имуществу, жизни и здоровью граждан и государственному бюджету, о взыскании с них убытков",— рассуждает Ярослав Кулик из Art De Lex.

Появление такого инструмента еще недавно связывали с предстоящими изменениями в законодательстве: готовится к второму чтению проект закона о Федеральной контрактной системе, который приходит на смену знаменитому 94-му ФЗ ("О госзакупках").



Новая схема

Законопроект о Федеральной контрактной системе, в июне одобренный Госдумой в первом чтении, Минэкономразвития начало разрабатывать два года назад. В отличие от действующего закона "О госзакупках", который детально описывает лишь процедуру размещения заказа, новый законопроект предлагает регламентировать процесс формирования и удовлетворения государственных нужд полностью.

Законопроект вводит новые способы размещения заказов: в дополнение к аукционам и конкурсам — двухэтапные конкурсы, конкурсы с ограниченным участием и запросы предложений. Должны стать проще процедуры изменения условий контрактов и их расторжения. Заказчику предоставляется возможность в одностороннем порядке расторгнуть контракт без решения суда в случае неисполнения его подрядчиком. Плюс набор антидемпинговых мер. Например, если участник конкурса попытается снизить предложение более чем на 25% от начальной цены, он должен предоставить обоснование дисконта.

Против законопроекта с самого начала выступала ФАС, которой принадлежит авторство действующего закона о госзакупках. Основной аргумент критиков — не только ФАС, но и, например, Алексея Навального — состоит в следующем: проще исправить изъяны действующего закона, нежели начинать все с чистого листа. "С законом о госзакупках N94-ФЗ уже с 2005 года все работают, и то возникает куча спорных вопросов, новый же закон введет вообще суматоху и тем полнейшим образом развяжет руки применителям для тотального произвола и воровства",— писал Алексей Навальный в своем ЖЖ в июле, рассказывая о предложениях, которые "РосПил" адресовал разработчикам закона через одного из руководителей рабочей группы депутата Илью Пономарева.

Полный список поправок, подготовленных юристами "РосПила", это таблица на 18 страниц, которую можно найти в Google Documents. Например, Навальный гордится тем, что благодаря стараниям его сотрудников "был уточнен расчет и обоснование начальной (максимальной) цены контракта, ограничена возможность заказчика произвольно выбирать способы проведения закупок и устанавливать критерии отбора поставщиков, внесены поправки в положения об обеспечении исполнения контракта..."

Впрочем, напротив многих предложений в таблице "РосПила" — ремарки примерно такого содержания: "Поправка поддержана и учтена, но дополнена новым положением вразрез логике и здравому смыслу". Например, Минэкономразвития исключило из законопроекта положение об общественном контроле, хотя идея поначалу обсуждалась: об "общественных советах", которые "смогут направлять представителей в конкурсные комиссии", еще год назад рассказывал заместитель министра экономического развития Алексей Лихачев.

Илья Пономарев, который еще недавно называл закон о Федеральной контрактной системе самым важным законом года, отказался голосовать за него во время первого чтения, как, впрочем, и вся думская фракция "Справедливой России".

"Главной проблемой системы госзакупок является формальный подход: никто ни за что не отвечает,— говорит Илья Пономарев.— Главное, что должно быть в законопроекте,— зафиксировать ответственность чиновника не за процесс, а за результат госзакупок. И это должна быть уголовная ответственность. Наказание должно быть как при обычном воровстве. Потратил чиновник 100 млн руб. напрасно — это все равно что он их украл. В конце концов, какая обществу разница: просрал он их или присвоил?"

Но много ли вы помните судов над коррумпированными чиновниками?

Реклама в метро наглядно показала, что подрядчик, делающий лучшее предложение на торгах по госзакупкам, зачастую просто не учитывает реалий рынка

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458 459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 476 477 478 479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 493 494 495 496 497 498 499 500 501 502 503 504 505 506 507 508 509 510 511 512 513 514 515 516 517 518 519 520 521 522 523 524 525 526 527 528 529 530 531 532 533 534 535 536 537 538 539 540 541 542 543 544 545 546 547 548 549 550 551 552 553 554 555 556 557 558 559 560 561 562 563 564 565 566 567 568 569 570 571 572 573 574 575 576 577 578 579 580 581 582 583 584 585 586 587 588 589 590 591 592 593 594 595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 629 630 631 632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 650 651 652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662 663 664 665 666 667 668 669 670 671 672 673 674 675 676 677 678 679 680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691 692 693 694 695 696 697 698 699 700 701 702 703 704 705 706 707 708 709 710 711 712 713 714 715 716 717 718 719 720 721 722 723 724 725 726 727 728 729 730 731 732 733 734 735 736 737 738 739 740 741 742 743 744 745 746 747 748 749 750 751 752 753 754 755 756 757 758 759 760 761 762 763 764 765 766 767 768 769 770 771 772 773 774 775 776 777 778 779 780 781 782 783 784 785 786 787 788 789 790 791 792 793 794 795 796 797 798 799 800 801 802 803 804 805 806