Система Госзакупок создает коррумпированных чиновников и неэффективных менеджеров

четверг, 11 октября, 2012

Такое мнение выразил Сергей Габестро, гендиректор торгового портала Fabrikant.ru, омбудсмен по государственным контрактам, в эфире Финам FM.

Госзакупки против коррупции. Такое возможно? Для чего была создана система государственных закупок, полезна ли она для государства и эффективна ли она для борьбы с коррупцией? На эти вопросы отвечали эксперты в ходе программы “Реальное время” на Финам FM.

“Мы теряем больше не на самом воровстве, а на бесхозяйственности. На отсуствии планирования, на отсутствии правильного подхода. Принимать решения на основе цены никто из нас с вами решения не принимает. Цена – один из факторов. Почему мы с вами, покупая что-либо, оцениваем все факторы, а тут принимают закон, по которому цена – это главный фактор. Я считаю 94 ФЗ законом, который построил абсолютно кривую систему заказа, породил огромное количество коррумпированных чиновников, мошеннических компаний, проблем связанных с построением информационной системе”, – отметил Сергей Габестро, гендиректор торгового портала Fabrikant.ru, омбудсмен по государственным контрактам.

“По моему опыту работы и на стороне заказчика и на стороне подрядчика, то, что сделал 94 ФЗ, дезориентировал всех, кто участвует в закупочной деятельности. Он концентрируется на правильности проведения процедуры. Если я закупил золотой унитаз, но правильно и по хорошей цене, то я герой. Зачем нужен золотой унитаз”, - рассказал Сергей Картаев, гендиректор компании «Синапс-Мск», председатель комитета по инновациям Национальной ассоциации институтов закупок (НАИЗ).

По мнению экспертов, система госзакупок вообще не предназначена для борьбы с коррупцией и не ставит такую цель.

“Сама эта система не предназначена для борьбы с коррупцией. Если вы соблюдаете процедуру, остальное не имеет значения. Вы идете в магазин. Когда вы покупает нечто в магазине, вы покупаете не сам товар, а эффект. Ели вы голодны вы покупаете продукты, если вам негде жить вы покупаете дом. Система закупок предназначена для закупок номенклатуры”, - сказал Сергей Габестро.

“Даже выгодно закупать такую продукцию, которая выходит из строя, чтобы затем снова купить его. Этот госзакон выталкивал всех эффективных менеджеров. Добросовестным там невозможно работать. Именно поэтому и президент и премьер приняли решение, что экспериментов со страной хватит. Давайте внедрять систему федерального контракта. Проблема в то, что у нас антимонопольный орган контролирует госзакупки. Такого нет нигде в мире. Этим занимаются отдельные комитеты. Но нигде не антимонопольный орган”, - считает Сергей Картаев.

“Вроде бы ФАС должна заниматься вопросами ограничения монополии, расширения конкуренции. Здесь речь идет о закупочных процедурах. Очень косвенно. Я не взялся бы утверждать, что всех добросовестных менеджеров вытолкнули. Но им приходится работать не благодаря системе, а вопреки системе, это действительно так. Но они сохраняются в системе, на них стоит опираться, их стоит искать. Кто заинтересован в сохранении коррупционной схемы. Очень многие живут на сегодняшний день по формуле “РОЗ”: распил, отказ, занос. Чем больше откат, тем хуже может быть продукция и наоборот. Для многих это удобная формула. Гораздо проще иногда списать свою неэффективность на то, что вот такая система. Сегодня больше компаний начинают жить по другой формуле, где победа - это лучшее предложение плюс качественное отношение к заказчикам”, - добавил Сергей Габестро.

Полный выпуск программы слушайте на Финам FM.

Экс-руководителей программы "Народный гараж" обвинили в мошенничестве

четверг, 11 октября, 2012

В Москве обвинение в крупном мошенничестве и превышении полномочий, связанных с реализацией программы "Народный гараж", предъявлено бывшим первым заместителям руководителя Департамента градостроительной политики, развития и реконструкции правительства Москвы Александру Левченко и Константину Королевскому. Об этом сообщили в управлении взаимодействия со СМИ Следственного комитета РФ.

По версии следствия, Департамент градостроительной политики, развития и реконструкции правительства Москвы в июне 2006г. в рамках целевой программы строительства гаражей-стоянок в столице заключил государственный контракт с ЗАО "Управление экспериментальной застройки - Паркинг". Подписан он был А.Левченко, а К.Королевский ранее являлся одним из учредителей этой фирмы.

По этому контракту должны быть выполнены работы по выявлению и анализу обременений земельных участков, предназначенных для строительства гаражей-стоянок, с подготовкой предложений по механизму их освобождения и экономического обоснования включения объектов в адресную программу. В соответствии с этим контрактом, срок выполнения работы - до 25 декабря 2006г. К данному сроку работы были выполнены в полном объеме.

Однако А.Левченко и К.Королевский, зная о выделении дополнительных бюджетных средств на выполнение целевой программы по размещению гаражей-стоянок, незаконно продлили срок исполнения по контракту до декабря 2007г. В качестве субподрядчика к выполнению работ по инициативе обвиняемых было привлечено ООО "МИГС", а в госконтракт внесены изменения, в соответствии с которыми стоимость работ стала зависеть от условий и цены, установленных непосредственным исполнителем работ. Таким образом, общая стоимость работ искусственно была увеличена до более чем 90 млн руб. В действительности она составляла 30 млн руб.

При этом обвиняемые организовали согласование и подписание актов приема выполненных работ по дополнительным соглашениям, предназначенным для строительства гаражей-стоянок, расположенных по различным адресам в Москве, содержащим заведомо ложные сведения о якобы произведенных заказчиком работах. В результате ЗАО "Управление экспериментальной застройки - Паркинг" были незаконно перечислены бюджетные средства в размере более 90 млн руб.

Длительный период расследования дела связан с проведением нескольких десятков различных экспертиз, а также необходимостью направления запросов о правовой помощи на Украину, в Грецию и на Кипр.

Директор ООО "МИГС" Олег Власенко скрылся от следствия и был объявлен в федеральный розыск.

Добавим, что А.Левченко уволился из столичного правительства 12 декабря 2011г. по собственной инициативе.

К.Королевский из столичного руководства ушел в правительство России, где в 2010-2011гг. являлся заместителем министра регионального развития. Он – заслуженный строитель Российской Федерации, обладатель медали ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени.

НАИЗ подведет первые итоги работы Официального сайта по 223-ФЗ

среда, 10 октября, 2012

17 октября Национальная ассоциация институтов закупок проведет круглый стол «Первые итоги работы официального сайта по 223-ФЗ и подзаконных нормативно-правовых актов».
Цель мероприятия – организация прямого диалога между членами НАИЗ и представителями федеральных органов государственной власти по наиболее актуальным вопросам взаимодействия в области закупок госкомпаний.

В качестве спикеров на круглый стол приглашены руководители различного уровня и эксперты из Министерства экономического развития РФ, Правительственной комиссии по координации деятельности «Открытого правительства», Федеральной службы по тарифам, Федерального казначейства, Департамента экономики и финансов правительства РФ, а также представители входящих в НАИЗ госкорпораций, компаний, экспертных и профессиональных объединений.

Модератором дискуссии выступит Валерий Фадеев, генеральный директор Медиахолдинга «Эксперт», председатель комиссии Общественной палаты по экономическому развитию и предпринимательству.

В ходе круглого стола планируется подвести первые итоги работы Официального сайта по 223-ФЗ после 1 октября 2012 года, обсудить проблемные вопросы, сформулировать рекомендации для компаний по стратегиям развития закупочной деятельности. Кроме того, будет освещаться тема принятых и планируемых Правительством изменений в развитие 223-ФЗ, организации работы по ним.

Время проведения: 17 октября 2012 года, с 9:30 до 14:00.
Место проведения: Конгресс-парк «Волынское».

По вопросам участия в круглом столе обращайтесь в исполнительную дирекцию НП «НАИЗ» по тел.: +7 (495) 514 02 05, по электронной почте: info@naiz.org

Так они не не спрашивали...

среда, 10 октября, 2012

9 октября 2012 года Комиссия Владимирского УФАС России рассмотрела жалобу ООО «Энергоконсалт» на действия заказчика при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку биотехнологического оборудования для нужд ФГБУ «ВНИИЗЖ».

Заявитель считает, что в документации об открытом аукционе в электронной форме заказчиком не прописаны обязательные условия поставки товара, а также содержатся избыточные требования к участникам размещения заказа. Кроме того, заявитель считает, что заказчик включил в состав одного лота технологически и функционально не связанные между собой товары. Указанные обстоятельства, по мнению заявителя, приводят к ограничению количества участников размещения заказа.

Представители заказчика не согласились с мнением заявителя и сообщили, что документация не содержит нарушений действующего законодательства, а ООО «Энергоконсалт» не было использовано право на получение разъяснений документации об открытом аукционе в электронной форме.

Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере размещения государственного заказа признала жалобу ООО «Энергоконсалт», по доводам изложенным в ней, необоснованной.

В Мордовском УФАС рассказали о нарушениях в системе госзакупок

среда, 10 октября, 2012

Система размещения госзаказа во всем мире считается одной из самых коррупциогенных областей в системе госслужбы. Сегодня эта сфера регулируется Федеральным законом № 94, который, по сути, детально регламентирует лишь стадию размещения заказа. Уже почти два года идет обсуждение создаваемой в соответствии с поручением Президента страны Федеральной контрактной системы. Предполагается, что она будет обеспечивать единый цикл организации закупок, а также регулировать весь процесс государственного заказа - с момента определения потребности госзаказчика и до окончательного анализа результата закупок. Рассказать о том, когда же вступят в силу новые правила, мы попросили руководителя УФАС по РМ Юлию Попкову.

- Юлия Викторовна, вокруг Федеральной контрактной системы, которая должна заменить 94-й закон, было довольно много споров. Чем они закончились?

- В настоящее время большинство межведомственных разногласий относительно Федеральной контрактной системы решены. В новом законопроекте о контрактной системе реализован комплексный подход к совершенствованию сферы закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. Однако закон о Федеральной контрактной системе нуждается в принятии большого числа поправок, и на это потребуется время. Поэтому работать по 94-ФЗ в сфере госзакупок планируется вплоть до конца 2013 года.

Но хочется также отметить, что 94-й закон, который является первоосновой федеральной контрактной системы, был разработан нашим ведомством и создал конкурентную среду в России. В целом система госзакупок в РФ признана структурами ООН одной из лучших в мире.

- Один из ключевых моментов в системе размещения заказа – аукцион. Часто ли в УФАС поступают жалобы на проведение торгов?

- Часто. И в этом году особенно. Скорее всего, это связано с увеличением числа госзакупок в республике в связи с проведением мероприятий 1000-летия. Большое число жалоб поступает на действия заказчиков, утвердивших конкурсную аукционную документацию или извещение о проведении запроса котировок. Такие нарушения ограничивают участников размещения заказа в участии в торгах либо запросах котировок. Каким образом? В документации указываются характеристики, под которые подпадает только один производитель, либо содержатся требования о предоставлении в составе заявки избыточных сведений и документов. Необходимо отметить, что у участников размещения заказа есть право обратиться за разъяснениями тех положений документации, которые им не понятны. Еще один важный момент: в соответствии с требованиями законодательства о размещении заказов обжаловать положения документации возможно лишь до окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе либо аукционе.

Если подытожить данные, то по состоянию на 1 октября в Управление поступило 88 жалоб от участников размещения заказа. 48 из них признаны обоснованными, 31 – необоснованными и 14 возвращены заявителям по причине окончания срока обжалования. Как видно, число необоснованных жалоб довольно велико, именно поэтому в настоящее время ФАС России ведет активную работу по введению своеобразной госпошлины при подаче жалобы заявителем.

Поэтому заказчикам я рекомендую предельно внимательно относиться к составлению конкурсной или аукционной документации, а участникам – тщательнее подходить к вопросу обоснования своих доводов при составлении жалоб.

- Какие меры принимает антимонопольный орган по отношению к нарушителям?

- Процедура наказания за нарушение норм законодательства о размещении заказов предусматривает санкцию в виде наложения административного штрафа. Указанная мера реализуется посредством возбуждения административного производства по результатам рассмотрения жалоб и проведения проверок, а также рассмотрения постановлений прокуратуры, поступающих в антимонопольный орган. Необходимо отметить активную работу прокуратуры в обнаружении нарушений в сфере госзаказа. Около 30 % штрафов пришлось на постановления, возбужденные именно органами прокуратуры.

На сегодняшний день из возбужденных 112 административных производств по 77 материалам наложены административные штрафы на сумму в 1 млн. 245 тысяч рублей.

Обжаловать положения конкурсной документации возможно лишь до окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе либо аукционе.

- Юлия Викторовна, какие случаи грубого нарушения законодательства о размещении заказов Вы бы выделили особо?

- Да, такие случаи есть. Мы не перестаем удивляться изворотливости заказчиков, размещающих аукционную документацию таким образом, чтобы к участию в торгах был допущен только один участник. Недавний пример – аукцион, проводимый Поводимовской общеобразовательной школой Дубенского района. Отмечу, что от имени школы (закон это позволяет) работала юридическая фирма, известная у нас в республике в сфере оказания услуг по размещению госзаказа. Был проведен открытый аукцион в электронной форме на выполнение работ по реконструкции Поводимовской школы. Начальная цена контракта составила более 190 млн. рублей. Из четырех участников аукциона к торгам был допущен только один, заявки же остальных были отклонены. К нам поступили жалобы от участников аукциона, и мы провели проверку. В итоге мы признали аукционную документацию не соответствующей требованиям действующего законодательства о размещении заказов. Так, в чем же было дело?

Воображение наших сотрудников просто поразила некорректно размещенная проектно-сметная документация. Просмотреть ее в обычном режиме не представлялось возможным. Проектно-сметная документация была разделена на 250 (!) файлов.

Причем чертежи формата А-3 были разделены на 4 части. Пришлось долго ломать голову, каким образом эти части соединять – они, разумеется, пронумерованы не были. В общем, просмотр проектно-сметной документации больше напоминал сложение пазлов. В общей сложности, как подсчитали специалисты, на просмотр этой проектно-сметной документации, с открытием всех 250 файлов, нужно было потратить свыше 6 часов!

Эта хитрость и привела к тому, что участники аукциона не смогли полностью ознакомиться с технической частью аукционной документации и, соответственно, правильно сформировать свои заявки.

Антимонопольное управление выдало заказчику предписание об устранении нарушений и проведении процедуры повторного рассмотрения заявок. Однако предписание исполнено не было – ни в части пересмотра заявок, ни в части размещения проектно-сметной документации в надлежащем виде. Мы получили новую жалобу от участника размещения заказа.

На должностное лицо (директора Поводимовской школы) наложен административный штраф - 50 тыс. руб.

Хотелось бы предостеречь заказчиков от подобных ошибок и хитростей. Мордовия вступила в новый период – подготовки к Чемпионату мира по футболу 2018 г. Республика будет активно строиться, закупать оборудование - это значит, возрастут и объемы госзаказа.

И контроль за соблюдением законодательства в сфере размещения заказов будет очень жестким.

Кстати

Одним из самых ярких примеров завышения сумм при госзакупках за последнее время стал скандал с компьютерными томографами в системе Минздравсоцразвития России. Министерство выделило на закупку этих аппаратов средства из расчета 95 млн. рублей за томограф при их рыночной стоимости от 28 до 40 млн. рублей за штуку. Всего с превышением реальной цены было куплено 64 томографа.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458 459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 476 477 478 479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 493 494 495 496 497 498 499 500 501 502 503 504 505 506 507 508 509 510 511 512 513 514 515 516 517 518 519 520 521 522 523 524 525 526 527 528 529 530 531 532 533 534 535 536 537 538 539 540 541 542 543 544 545 546 547 548 549 550 551 552 553 554 555 556 557 558 559 560 561 562 563 564 565 566 567 568 569 570 571 572 573 574 575 576 577 578 579 580 581 582 583 584 585 586 587 588 589 590 591 592 593 594 595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 629 630 631 632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 650 651 652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662 663 664 665 666 667 668 669 670 671 672 673 674 675 676 677 678 679 680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691 692 693 694 695 696 697 698 699 700 701 702 703 704 705 706 707 708 709 710 711 712 713 714 715 716 717 718 719 720 721 722 723 724 725 726 727 728 729 730 731 732 733 734 735 736 737 738 739 740 741 742 743 744 745 746 747 748 749 750 751 752 753 754 755 756 757 758 759 760 761 762 763 764 765 766 767 768 769 770 771 772 773 774 775 776 777 778 779 780 781 782 783 784 785 786 787 788 789 790 791 792 793 794 795 796 797 798 799 800 801 802 803 804 805 806