Сказ про заказ

среда, 7 ноября, 2012

Закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» подробно регламентирует порядок размещения заказов, что, как показала семилетняя практика, все же не исключает ошибок, допускаемых как заказчиками, так и участниками размещения заказов. Причиной нарушений законодательства является незнание норм или нежелание их соблюдать, убеждены в Ульяновском управлении Федеральной антимонопольной службы России.
Контроль в сфере размещения заказов в соответствии с постановлением правительства уполномочена осуществлять ФАС России. Семь лет размещения заказов «по-новому» позволяют сделать определенные выводы об эффективности его реализации.
- Во-первых, заказчики и участники не уделяют достаточного внимания изучению соответствующих нормативных актов, - считает начальник отдела контроля размещения заказа и антимонопольного контроля органов власти Ульяновского УФАС России Оксана Маенкова. - Во-вторых, неточности в документах допускаются заказчиком намеренно с целью «легального» отстранения ненужных поставщиков (исполнителей), в то же время в ходе проведения проверок контрольными органами нередко выявляются случаи, когда победителями размещения заказов признавались лица, имеющие нарушения, аналогичные тем, которые присутствовали у отстраненных участников.
Одним из наиболее серьезных нарушений ульяновские антимонопольщики называют укрупнение лотов. Размещение таких заказов нарушает принципы добросовестной конкуренции и препятствует участию в аукционе представителям мелкого и среднего бизнеса, так как для участия в таком аукционе участники размещения заказа должны вносить обеспечение заявки до 5 процентов от начальной цены контракта, а в случае признания победителем участника он должен внести обеспечение исполнения контракта в размере до 30% от начальной цены контракта. Кроме того, выполнить такой объем работ в короткие сроки силами одного подрядчика чаще всего бывает невозможно и необходимо привлечение субподрядных организаций.
- Наглядным примером такого нарушения является проведение открытого аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту дворовых территорий многоквартирных жилых домов и проездов к ним в г. Ульяновске (начальная (максимальная) цена контракта - свыше 328 млн. руб.). Обеспечение заявки при этом составляло свыше
16 млн. руб. Победитель же должен был обеспечить исполнение контракта на сумму свыше 98 млн. руб. Реализация этого контракта привела к массовым нарушениям условий и сроков исполнения контракта, бюджетного законодательства и т. д. Это подтверждено проверками Ульяновского УФАС России, Счетной палаты Ульяновской области, Росфиннадзора по Ульяновской области, Прокуратуры Ульяновской области. Постановления УФАС о наложении штрафных санкций на должностных лиц мэрии и компании - победителя аукциона не были обжалованы, - в интервью изданию рассказала Оксана Маенкова.
Аналогичное нарушение было допущено и при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключить контракты на выполнение работ по строительству физкультурно-оздоровительных комплексов в Ульяновской области (начальная (максимальная) цена контракта - свыше 294 млн. руб.) (г. Димитровград, г. Инза, р. п. Карсун). Однако работы по строительству физкультурно-оздоровительных комплексов в разных районах области не могут быть признаны работами, имеющими технологическую и функциональную взаимосвязь, под которой подразумевается взаимная обусловленность их существования и использования по целевому назначению, поскольку они могут осуществляться отдельно без какого-либо ущерба для качества и целевого назначения объектов строительства либо снижения их функциональных характеристик.
Еще одним распространенным нарушением является включение в состав одного лота технологически и функционально не связанных товаров, работ или услуг. В качестве примера собеседник рассказала о том, как при проведении открытых аукционов в электронной форме на право заключить муниципальный контракт на выполнение работ по объекту «Спортивный центр с плавательным бассейном и универсальным игровым залом» в р. п. Николаевка (начальная (максимальная) цена контракта - свыше 175 млн. руб.) и на право заключить муниципальный контракт на выполнение работ по объекту «Строительство общеобразовательной школы на 224 места в с. Большой Чирклей Николаевского района» (начальная (максимальная) цена контракта - свыше 143 млн. руб.) было допущено нарушение ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов.
- В состав сметной документации входили в том числе, например, поставка и установка оборудования (шкаф для одежды, шкаф для документов, стул мягкий офисный, холодильная витрина, тонометр, фонендоскоп, ножницы, жгут резиновый, пинцет, шприц одноразовый с иглами 2,0, телевизор, магнитофон и т. д.), а также, например, «Озеленение» (посадка деревьев и кустарников с комом земли - липа мелколесная, кизильник блестящий, бегония, посев газонов обыкновенных вручную и др.), - поясняет начальник отдела контроля размещения заказа и антимонопольного контроля органов власти Ульяновского УФАС. Управлением были выданы предписания на устранение нарушений путем внесения изменений в аукционные документации. Кроме того, должностные лица и члены комиссии были оштрафованы.
Также заказчики «грешат» внесением в документацию о торгах требований к заявке в такой форме, которая заведомо известна только «своему» участнику. Например, установление конкретных показателей товара в виде отдельного документа, помещенного в состав многотомной проектной или сметной документации, как было при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по проектной документации «Регулирование русла рек Барыш и Карсунка в муниципальном образовании «Карсунское городское поселение Карсунского района Ульяновской области» (начальная (максимальная) цена контракта - свыше
103 млн. руб.). А при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключить контракт на выполнение работ по замене оконных блоков (начальная (максимальная) цена контракта - свыше 2 млн. руб.) (заказчик - МУЗ «Старомайнская ЦРБ») показатели товара были внесены в текст ГОСТа, который являлся приложением к документации. Ульяновским УФАС России был отменен данный аукцион, а должностное лицо, утвердившее не соответствующую нормам 94-ФЗ документацию об аукционе, было оштрафовано на 3 000 рублей.
Еще одним нарушением является включение в документацию характеристик товаров, соответствующих только одному производителю. Так, техническое задание аукционной документации на поставку светильников медицинских операционных для I хирургического отделения в рамках реализации мероприятий, направленных на совершенствование медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями (начальная (максимальная) цена контракта - свыше 2,5 млн. руб.), содержало параметры товара, которые в совокупности указывали на одного производителя светильника операционного - Mediland. Своими действиями заказчик установил требования к товару, влекущие ограничение количества участников размещения заказа. Доказательств наличия товаров, соответствующих всем заявленным в аукционной документации техническим характеристикам, кроме MediLED 6 (Mediland) и Estella (Mediland), заказчик не представил.
- Основной ошибкой при подготовке документации является установление перечня товаров с показателями (при выполнении работ) или характеристик закупаемого товара таким образом, что невозможно однозначно определить, какие из показателей товара являются конкретными, а какие являются максимальными/минимальными показателями такого товара, - резюмирует Оксана Маенкова.
Вторая группа нарушений касается деятельности комиссий по рассмотрению заявок участников размещения заказа и допуску к аукциону единственного «своего» участника.
В результате таких действий комиссии при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту сельского дома культуры в с. Тетюшское (начальная (максимальная) цена контракта - свыше 26 млн. руб.) было отказано в допуске к участию 10 участникам из 11.
Такая же ситуация возникла при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по строительству водопровода в новом микрорайоне с. Большие Ключищи Ульяновского района Ульяновской области (начальная (максимальная) цена контракта - свыше 7 млн. руб.), когда 13 участникам из 14 было отказано в допуске к участию в аукционе.
- В том случае, если заказчики и участники размещения заказов уделяют достаточное внимание изучению законодательства и разъяснениям официальных органов, они имеют реальную возможность в будущем не допускать нарушений или доказать законность своих действий в суде, - убеждена начальник отдела контроля размещения заказа и антимонопольного контроля органов власти Ульяновского УФАС России Оксана Маенкова.

«Мосгортранс» будет сдавать турникеты напрокат

среда, 7 ноября, 2012

ГУП «Мосгортранс» намерен обязать частных перевозчиков устанавливать на автобусах автоматические системы контроля проезда (АСКП), аналогичные тем, что используются на городских маршрутах. Об этом «Известиям» сообщил источник в организации.

Как пояснил источник, «Мосгортранс» разработал модель пилотного проекта организации транспортного обслуживания населения города. Она сейчас проходит правовую экспертизу. Согласно этой модели, именно «Мосгортранс» будет проводить аукционы на автобусные маршруты среди частников. Между тем, как писали «Известия», вице-мэр Максим Ликсутов ранее заявлял, что «Мосгортранс» не будет допущен к конкурсу на право перевозки пассажиров наземным городским транспортом. По его прогнозам, до 40% автобусных маршрутов в Москве должны обслуживаться частными компаниями.

Теперь выясняется, что «Мосгортранс» будет не участником, а организатором аукционов, то есть начнет «раздавать» «свои» маршруты коммерческим перевозчикам. По итогам этих аукционов будет выбрано по одной транспортной компании на маршрут, победители получат в аренду турникеты и валидаторы для проверки оплаты проезда. Оплачивать проезд пассажиры будут по билетам «Мосгортранса». Все деньги также пойдут в бюджет монополиста.

В рамках программы все автобусы, вне зависимости от того, кто является перевозчиком, должны быть оборудованы системой спутниковой навигации, тахографами и диспетчерским оборудованием. Это будет делаться за счет транспортной компании, выигравшей аукцион.

По информации исполнительного директора Московского транспортного союза Юрия Свешникова, расходы по аренде, монтажу и эксплуатации АСКП будут включены в стоимость госзаказа, который будет оплачиваться городом.

— Согласно последним подсчетам, она будет увеличена с 52 млн до 67 млн рублей за один маршрут в рамках пилотного проекта, — сказал он.

Начальник управления перевозок компании «Автолайн» Павел Аленичев назвал эту инициативу логичной: перевозчику просто невыгодно покупать турникет и намного проще арендовать его.

— Если выигравший тендер перевозчик купит автобус, а потом эксперимент будет признан неудачным или город решит отказаться от услуг компании, то транспортное средство можно использовать на любом другом маршруте, — рассказал он. — А вот у АСКП весьма ограниченные возможности применения.

С другой стороны, по прогнозам главы транспортной компании «Транс-вей» Владислава Толстухина, при реализации программы «один маршрут — один перевозчик» может возникнуть множество трудностей, поскольку большинство спорных вопросов до сих пор не решено.

— Один комплект оборудования стоит порядка $6 тыс., и непонятно, будут ли сдавать только валидаторы, турникеты или всё вместе, — отметил он. — Если оборудование будет принадлежать «Мосгортрансу», то придется ли водителю после окончания рейса пользоваться их устройством для передачи информации о перевезенных пассажирах на общий сервер или же потребуется устанавливать свое, и кто оплатит оборудование и каналы связи?

Однако основное недовольство перевозчиков вызвал не сам факт аренды, а то, что «Мосгортранс» принимает участие в тендерных процедурах. По мнению экспертов, ГУП также не имеет права организовывать аукцион для перевозчиков, поскольку сам является таким же перевозчиком, как и остальные. При этом он пользуется рядом преференций.

— «Мосгортранс», в отличие от остальных организаций, получает АСКП и подвижной состав за счет бюджета. Кроме того, он имеет льготы по ряду налогов: НДС, транспортный и на имущество, а также освобожден от платы за аренду определенной категории помещений, — пояснил Свешников.

В свою очередь, Толстухин назвал разработанную транспортную модель «сырой и нарушающей законодательство». По его словам, «Мосгортранс» не может выступать эмитентом билетов, тогда как фактически перевозчиком будет являться посторонняя компания. В противном случае определить ответственность за качество перевозки каждой из сторон не представляется возможным.

Путин отправил министра обороны в отставку

вторник, 6 ноября, 2012

Место главы минобороны Анатолия Сердюкова займет нынешний губернатор Московской области Сергей Шойгу...

Прокуратура Москвы: самая коррупциогенная сфера — госзакупки

вторник, 6 ноября, 2012

В Москве число выявленных фактов получения взяток снизилось на 14%, а дачи взяток — на 31%, сообщили в столичной прокуратуре.

В столичной прокуратуре под председательством прокурора Сергея Куденеева состоялось координационное совещание руководителей правоохранительных органов Москвы по вопросам выявления и пресечения преступлений коррупционной направленности, в том числе при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.

В мероприятии приняли участие заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Николай Овсиенко, руководители правоохранительных органов столицы, прокуроры, начальники ГУ МВД России административных округов, а также руководители территориальных следственных подразделений СК РФ.

Открывая совещание, прокурор города Сергей Куденеев отметил, что в текущем году правоохранительными органами проделана определенная работа по противодействию коррупции. Так, за 9 месяцев 2012 года в столице выявлено 1 тыс. 918 преступлений данной категории, что на 55% больше, чем в прошлом году. Почти вдвое больше вскрыто мошенничеств (с 673 в 2011 г. до 1 тыс. 292 в текущем).

В то же время, фактов получения взяток выявлено на 14% меньше, дачи взяток – меньше на 31%, что свидетельствует не о сокращении мздоимства, а о снижении раскрываемости, обусловленной, в том числе, высокой степенью латентности, тщательной подготовкой к совершению преступлений, корпоративной солидарностью нечистых на руку чиновников.

Стабильно высокой является криминализация закупочных отношений: распространены хищения, завышение цен на приобретаемые товары, работы и услуги, злоупотребления полномочиями, вымогательство взяток, нарушения конкурентной среды с использованием различных противоправных схем. Заказы зачастую размещаются у единственного поставщика без проведения торгов либо с нарушением порядка их проведения. Несмотря на традиционную коррупциогенность этой сферы правоотношений, число выявленных и расследованных преступлений в ней незначительно.

По итогам обсуждения участники совещания выработали конкретные меры, направленные на повышение эффективности работы на данном направлении

Навальный уличил в нарушении закона о госзакупках и приангарскую деревню

вторник, 6 ноября, 2012

Иркутское управление ФАС России вынесло решение по жалобе известного оппозиционного политика Алексея Навального, признав нарушителем закона о госзакупках администрацию Коноваловского муниципального образования.



Деревне Коновалово Балаганского района Иркутской области из областного бюджета было выделены 530 тысяч рублей на строительство местных дорог. Администрация МО объявила запрос котировок вместо того, чтобы провести открытый аукцион, как этого требует законодательство. Решать вопрос с размещением заказа через запрос котировок МО было бы вправе, если бы сумма контракта не превышала 500 тысяч рублей.

Как пояснила комиссии контрольного органа глава поселкового муниципалитета Елена Бережных, нарушение допущено в связи с отсутствием опыта в размещении заказов, а отнюдь не в результате сознательного умысла как-то обойти законодательство. Тем не менее, нарушение признано имевшим место, администрации МО предписано исправить свою ошибку, результаты запроса котировок отменены. Должностному лицу, ответственному за размещение заказа, в дальнейшем придется оплатить надлежащий штраф.

Копии решения и предписания антимонопольного органа будут направлены в Москву, в центральный аппарат ФАС России (откуда жалоба Навального поступила в региональное отделение), а также заявителю, Алексею Навальному.

По сообщению пресс-службы УФАС по Иркутской области

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458 459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 476 477 478 479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 493 494 495 496 497 498 499 500 501 502 503 504 505 506 507 508 509 510 511 512 513 514 515 516 517 518 519 520 521 522 523 524 525 526 527 528 529 530 531 532 533 534 535 536 537 538 539 540 541 542 543 544 545 546 547 548 549 550 551 552 553 554 555 556 557 558 559 560 561 562 563 564 565 566 567 568 569 570 571 572 573 574 575 576 577 578 579 580 581 582 583 584 585 586 587 588 589 590 591 592 593 594 595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 629 630 631 632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 650 651 652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662 663 664 665 666 667 668 669 670 671 672 673 674 675 676 677 678 679 680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691 692 693 694 695 696 697 698 699 700 701 702 703 704 705 706 707 708 709 710 711 712 713 714 715 716 717 718 719 720 721 722 723 724 725 726 727 728 729 730 731 732 733 734 735 736 737 738 739 740 741 742 743 744 745 746 747 748 749 750 751 752 753 754 755 756 757 758 759 760 761 762 763 764 765 766 767 768 769 770 771 772 773 774 775 776 777 778 779 780 781 782 783 784 785 786 787 788 789 790 791 792 793 794 795 796 797 798 799 800 801 802 803 804 805 806