Реформа госзаказа. От расточительности к экономии, от анархии к контролю

понедельник, 15 апреля, 2013

Президент РФ подписал федеральный закон “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”, являющийся, по замыслу законодателей, венцом многолетней деятельности по масштабному реформированию системы госзаказа и призванный решить традиционные проблемы, возникающие в сфере размещения государственных и муниципальных заказов.

Среди указанных проблем в настоящее время особо выделяют отсутствие должного контроля за расходованием государственных средств, игнорирование интересов малого и среднего бизнеса, высокую затратность деятельности по размещению заказов и, конечно, чрезмерную коррумпированность данной сферы. По общему правилу новый закон вступает в силу с 1 января 2014 года. Одновременно утрачивает силу ныне действующий федеральный закон о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Единая информационная система

Одной из важнейших новелл закона о федеральной контрактной системе являются нормы, регламентирующие функционирование единой информационной системы. Эта система будет содержать планы закупок, реестр контрактов, реестр недобросовестных поставщиков, каталоги товаров и услуг, библиотеку типовых контрактов, реестр жалоб, а также результаты мониторинга и аудита в сфере закупок. Вся информация единой информационной системы будет публиковаться на официальном сайте госзакупок.

Закон разрешает субъектам РФ и муниципальным образованиям создавать региональные и муниципальные информационные системы в сфере закупок, но только интегрированные с единой информационной системой, которая имеет приоритет по отношению ко всем прочим. Единые требования к региональным и муниципальным информационным системам в сфере закупок будет устанавливать Правительство РФ. Создание же информационных систем в сфере закупок, не интегрированных с единой информационной системой, не допускается.

По закону информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно, причем сведения, составляющие государственную тайну, в единой информационной системе не размещаются. Подобная открытость системы обусловлена внедрением в сфере госзаказа такого ревизионного института, как общественный контроль, который смогут осуществлять граждане, общественные объединения и объединения юридических лиц. В случае выявленных нарушений, либо сомнений в добросовестности действий заказчиков они смогут обращаться в контролирующие и правоохранительные органы, а также непосредственно в суд.

Примечательно, что проверить и проконтролировать можно будет любой контракт. Согласно закону, в течение трех рабочих дней с даты заключения контракта заказчик обязывается направлять информацию о контракте в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов, для занесения в реестр контрактов.

В частности, из реестра можно будет узнать наименование заказчика, источник финансирования, способ определения поставщика, дату заключения контракта, объект закупки, цену контракта и срок его исполнения, цену единицы товара, работы или услуги, наименование страны происхождения, информацию об изменении контракта с указанием условий контракта, которые были изменены. При этом все контракты, информация о которых не была включена в реестр контрактов, считаются незаконными и оплате не подлежат.

Наряду с реестром контрактов, в информационной системе заказчики станут формировать и вести специальные планы, содержащие информацию о целях закупок, наименованиях объектов закупок с точным описанием, а также объемах закупаемых товаров, сроках и санкциях, которые также можно будет проконтролировать.

Планы закупок станут формироваться государственным или муниципальным заказчиком в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов на срок действия закона о федеральном бюджете и законов о региональном бюджете. Планы-графики будут формироваться в соответствии с планами закупок. В них будет содержаться, например, следующая информация: наименование и описание объекта закупки с указанием его характеристик; количество поставляемого товара, планируемые сроки поставки товара, начальная цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком; способ определения поставщика.

По сути, в предварительном обязательном планировании закупок и проявляется кардинальное отличие новых законоположений от ныне действующего федерального закона № 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд”. И если сейчас процесс закупок выглядит по большей части хаотично и непредсказуемо, то с нового года формула “кто во что горазд” уступит место госплану.

Планирование, обоснование и нормирование закупок

В рамках планирования закупок госзаказчик обязывается осуществлять их обоснование в форме установления соответствия планируемой закупки законным целям осуществления закупок, в том числе решениям, поручениям, указаниям Президента РФ, решениям, поручениям Правительства РФ и региональным законам. В частности, обязательному обоснованию подлежит цель приобретения товара/услуги, начальная цена контракта, способ определения поставщика и дополнительные требования к участникам закупки. В дальнейшем конкретный порядок обоснования закупок и форма такого обоснования будут определены Правительством РФ.

Вслед за обоснованием закупки последует независимая оценка обоснованности осуществления закупки, которая будет проводиться в ходе мониторинга, аудита и контроля. По результатам мониторинга и контроля в сфере закупок конкретная закупка может быть признана необоснованной. В этом случае органы контроля выдадут предписание об устранении выявленных нарушений и привлекут к административной ответственности лиц, виновных в нарушениях требований закона.

Поскольку новый закон исходит из необходимости повышения эффективности и результативности осуществления закупок товаров, работ и услуг, госзаказчики обязываются соблюдать специально разработанные требования к закупаемым товарам и их стоимости. Эти требования в дальнейшем будут выработаны в ходе так называемого нормирования госзакупок. В свою очередь должностные лица госзаказчиков станут нести персональную ответственность за несоблюдение данных требований.

Вообще под нормированием закон понимает установление жестких требований к количеству, качеству, потребительским свойствам и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши. Иными словами из сферы госзакупок исключат все, что позднее будет отнесено к роскоши и предметам с избыточными потребительскими свойствами.

Правовые акты о нормировании в сфере закупок будут приняты на федеральном, региональном, муниципальном уровнях, а также на уровне отдельных ведомств и госкорпораций. Причем правила нормирования, требования к отдельным видам товаров, работ, услуг, в том числе предельные цены и нормативные затраты на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов будут размещены в единой информационной системе.

Своеобразной гарантией от злоупотреблений со стороны заказчиков служат нормы закона, регламентирующие вопросы общественного обсуждения закупок. В ближайшем будущем Правительство РФ установит конкретные случаи проведения обязательного общественного обсуждения закупок и его порядок. Такое обсуждение будет начинаться с даты размещения в единой информационной системе планов закупок, содержащих информацию о закупках, подлежащих обсуждению, и заканчиваться не позднее срока, до истечения которого определение поставщика может быть отменено заказчиком.

Закупки, подлежащие обязательному общественному обсуждению, не смогут быть осуществлены без проведения такого обсуждения. В противном случае они будут считаться противозаконными. По результатам обязательного общественного обсуждения закупок могут быть внесены изменения в планы закупок, планы-графики, документацию о закупках или закупки могут быть попросту отменены.

Антидемпинговые меры

Не обходит новый закон своим вниманием и возможные нарушения со стороны участников госзаказов - поставщиков и подрядчиков. В качестве главных антидемпинговых мер закон предусматривает ужесточение требований к финансовому обеспечению контрактов и подтверждение участниками торгов своей добросовестности.

В соответствии с новыми правилами, если при проведении торгов начальная цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки была предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта. Размер такого обеспечения должен будет в полтора раза превышать размер обеспечения исполнения контракта, указанный в конкурсной документации.

Обеспечение предоставляется участником закупки, с которым заключается контракт, до его заключения. Участник закупки, не выполнивший данного требования, признается уклонившимся от заключения контракта. В этом случае уклонение участника закупки от заключения контракта оформляется протоколом, который размещается в единой информационной системе и доводится до сведения всех участников закупки не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.

Если же при проведении торгов цена контракта составит пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки будет предложена цена, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной, то в таком случае контракт может быть заключен только после предоставления участником информации (вместо финансового обеспечения), подтверждающей его добросовестность. По закону к информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов и подтверждающая исполнение таким участником в течение не менее чем одного года трех контрактов. Все указанные контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек.

Дополнительные требования предъявляются к участникам торгов на право заключения контрактов, предметом которых являются продовольствие, средства для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные средства и топливо.

Так, участник закупки, предложивший цену контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной, обязан будет представить заказчику обоснование предлагаемой цены контракта. Данное обоснование должно включать в себя гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара, документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки, иные документы и расчеты, подтверждающие возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемой цене.

Преференции в сфере закупок

В целях государственной поддержки предпринимателей и некоммерческих организаций закон предоставляет правовые гарантии ряду хозяйствующих субъектов. В их число вошли учреждения и предприятия уголовно-исправительной системы, организации инвалидов, субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации.

Предоставленные законом гарантии можно условно разделить на чисто экономические и административные. Так, например, в случаях, когда участником закупки является учреждение или предприятие уголовно-исполнительной системы, организация инвалидов, субъект малого предпринимательства либо социально ориентированная некоммерческая организация, размер обеспечения заявки не может превышать два процента начальной (максимальной) цены контракта.

Среди второй группы гарантий стоит выделить установление квот для малого бизнеса. В соответствии с законом заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в размере не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, предусмотренного планом-графиком.

Исключение составляют случаи осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения обороны страны и безопасности государства и закупок работ в области использования атомной энергии – здесь закупки осуществляются по усмотрению самого заказчика. Начальная, то есть максимальная цена контракта для малого бизнеса не должна превышать двадцать миллионов рублей.

Нелишним будет отметить, что, закрепляя квоту в 15 процентов для малого бизнеса, закон предоставляет заказчикам вполне реальную возможность обойти данное требование. Никакой адекватной ответственности заказчиков за его несоблюдение не устанавливается, и вся ответственность в этой части ограничивается лишь тем, что заказчик должен будет отчитаться о соблюдении, либо несоблюдении вышеуказанного требования.

Так, по итогам года заказчик обязан будет составлять отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и размещать такой отчет в единой информационной системе. В такой отчет заказчик включает информацию о заключенных контрактах с субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями, а также информацию о несостоявшемся определении поставщиков с участием субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных НКО.

При этом чтобы не портить статистику по закупкам в законе содержится ряд “лазеек” для заказчиков. Например, в случае признания несостоявшимся определения поставщиков с участием субъектов малого бизнеса заказчик вправе отменить ограничение в виде квоты и осуществить закупки на общих основаниях. Все же количество товара, закупленного таким образом, будет учитываться в совокупном годовом объеме закупок, поставленных, как и положено – субъектами малого бизнеса.

Другая схема здесь – это размещение заказов через третьих лиц. По сути, таким же образом, как это происходит сегодня, то есть когда заказ отдают монополисту, а тот уже распределяет его между соисполнителями и субподрядчиками. Единственное отличие – теперь в роли таких подрядчиков должны будут выступать субъекты малого бизнеса.

Для этого закон оговаривает, что заказчик при определении поставщика вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику, не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства и НКО.

Опять же, все количество товаров, объем работ, объем услуг, соответственно к поставкам, выполнению, оказанию которых привлекались такие субподрядчики и соисполнители, станут учитываться в совокупном годовом объеме закупок, осуществленных у малого бизнеса. Таким образом, заказы попадут и в “нужные” руки и статистика по малому бизнесу окажется в полном порядке.

Правительство в целом поддержало поправки в закон о размещении заказов для госнужд

воскресенье, 14 апреля, 2013

Правительство РФ в целом поддержало поправки в закон о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.Об этом сообщает пресс-служба кабинета министров.

Отмечается, что проект был внесен членом Совета Федерации Юрием Росляком. Документом предлагается внести в ч.8 ст.9 закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" изменения, предусматривающие дополнение оснований расторжения государственного (муниципального) контракта односторонним отказом заказчика или исполнителя от исполнения своих обязательств по контракту...

Исследование ВШЭ: сотни миллиардов на инновации не пошли госкомпаниям впрок

пятница, 12 апреля, 2013

Дмитрий Медведев рассказал, что он удовлетворен тем, как госкомпании выполняют его поручение об инвестициях в инновации - они выделяют на это "серьезные средства". Однако экономисты, исследовавшие вопрос, утверждают, что "принуждение к инновациям" мало что дало корпорациям и экономике, а заплатил за все бюджет, а не компании
Москва. 11 апреля. FINMARKET.RU - Уже много лет "инновации" - одно из самых любимых слов чиновников. Особенно любит его премьер Дмитрий Медведев, который, будучи президентом, повелел 46 крупнейшим госкомпаниям принять программы инновационного развития. Общий объем инвестиций за 2011-2013 гг должен был составить около 3 трлн рублей.
Не далее как вчера на конференции в Сколково Медведев с удовлетворением рассказал о том, сколько денег идет на инновации: в 2013 году крупнейшие российские компании потратят на них около 550 млрд рублей. В целом это означает отставание от обозначенных в 2011 году темпов освоения "инновационных" денег, но средства "достаточно серьезные", сказал премьер.
Но экономисты, подробно исследовавшие вопрос, выяснили, что "серьезные средства" и "принуждение к инновациям" вовсе не пошли на пользу компаниям и экономике в целом, инновации созданы не были, а оплатили кампанию налогоплательщики.

"Подойдите оба ко мне!": В.Путин дал бизнесменам "волшебный" телефон

четверг, 11 апреля, 2013

Президенту России Владимиру Путину сегодня пришлось прибегнуть к знаменитому "ручному управлению" в решении конкретных проблем малого бизнеса. На заседании Госсовета в Улан-Удэ он устранил посредников между "Росатомом" и двумя малыми лесозаготовительными предприятиями, отчаявшимися выиграть гостендер на поставку леса корпорации.

Комментируя проблемы отрасли, В.Путин привел в качестве примера невозможность сбыта продукции мелкими предпринимателями, на производствах которых он сегодня побывал. "С рынком тяжело. Рынок припал немного. Это известная, объективная картина. Но то, что есть, здесь трудно сбыть. Организуются тендеры - вот рядом находится ГОК "Росатом". Я спросил у них: "Вы в тендерах-то участвуете?" "Бесполезно, нам туда не пробиться". Вот правила такие нарисовали, далекие совершенно от жизни, от реалий", - пересказал беседу с бизнесменами В.Путин. В результате малый бизнес вынужден продавать лес по 2 тыс. руб. посредникам, которые перепродают его "Росатому" уже по 5 тыс. руб.

"У меня вот какое есть предложение к вам. Вы возьмите, подойдите оба ко мне", - подозвал президент обоих предпринимателей, что-то написал на листе бумаги и вручил его им. "Потом, когда вы вернетесь, позвоните по этому телефону. Сергей Владиленович - это руководитель компании "Росатом". Прямо сегодня позвоните", - посоветовал им В.Путин.

"Ясно, что такой режим - ненормальный. Это же должно работать автоматом", - тут же указал он присутствующим на дикость ситуации, когда президент вынужден "вручную" решать подобные проблемы.

В.Путин отметил, что текущая система господдержки сориентирована на крупные производства. "Но подчеркну, что в сфере переработки леса важны любые предприятия, в том числе и малые, и средние. У них есть хороший, если не сказать, большой потенциал", - сказал он. По словам президента, нужны универсальные меры поддержки всех бизнес-структур, которые способны принести экономическую и социальную пользу. В настоящее время такого механизма нет, а те, которые есть, работают неэффективно или вообще не работают, посетовал президент.

Счетная палата проверила ОАО "Военторг"

четверг, 11 апреля, 2013

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Сергея Степашина рассмотрела отчет о результатах проверки деятельности ОАО «Военторг» по выполнению контрактов с Минобороны России, заключенных на оказание услуг (выполнение работ) в 2011-2012 гг. С сообщением выступил аудитор Валерий Богомолов.

На Коллегии отмечалось, что госконтракты на оказание услуг по организации питания и банно-прачечному обслуживанию военнослужащих на 2011-2012 гг. заключались Минобороны России с ОАО «Военторг» как с единственным исполнителем в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2010 г. № 155-р. При этом цели, заявленные при обосновании необходимости наделения ОАО «Военторг» статусом единственного исполнителя, в части сдерживания роста цен за счет прямого контроля себестоимости оказываемых услуг, сохранения имеющегося имущественного комплекса ОАО «Военторг» и сохранения рабочих мест для членов семей военнослужащих, достигнуты не были.

Проверка показала, что сложившаяся система оказания услуг по организации питания и банно-прачечному обслуживанию военнослужащих не соответствует принципу результативности и эффективности бюджетных расходов, определенному Бюджетным кодексом Российской Федерации, затрудняет контроль за расходованием бюджетных средств, выделенных на указанные цели, и создает предпосылки для их хищения.

Как следует из материалов Коллегии, ОАО «Военторг» самостоятельно услуг по организации питания и банно-прачечному обслуживанию военнослужащих не оказывало, а отбор соисполнителей осуществляло при отсутствии каких-либо критериев. Выборочная проверка привлекаемых соисполнителей показала, что они не являлись высококвалифицированными фирмами-аутсорсерами и создавались, как правило, за несколько месяцев до заключения контрактов между ОАО «Военторг» и указанными предприятиями. Уставный капитал этих предприятий составлял от 10 до 20 тыс.руб.

Как показали результаты проверки, в общей цепочке организаций, связанных с оказанием услуг по организации питания и банно-прачечному обслуживанию военнослужащих, было задействовано от трех до пяти организаций-посредников, что свидетельствует о наличии резервов в части оптимизации расходов на оказание соответствующих услуг.

Выборочная проверка ряда получателей средств, выделенных из бюджета на обеспечение питание военнослужащих, показала, что они были взаимосвязаны между собой через единых учредителей (соучредителей), основными из которых являлись фирмы, зарегистрированные в Республике Сейшельские Острова.

Часть средств поступивших из федерального бюджета на организацию питания военнослужащих направлялась на иные цели, например, на приобретение векселей, выдачу займов, оплату рекламы. Девять предприятий-соисполнителей перечислили на оплату рекламы более 2 млрд. рублей, или 19% от полученных средств. При этом эти 9 предприятий имели задолженность перед реальными поставщиками услуг и были признаны банкротами, использовав перекрестную схему банкротства друг друга, что позволило избежать необходимости расчетов с кредиторами.

В период проверки ОАО «Военторг» передало по договорам пожертвования Минобороны России 61 квартиру. Заключенные договора пожертвования не соответствовали целям, определенным уставом Общества и Федеральным законом от 11 августа 1995 г.№135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях.

Коллегия решила направить представление в Минобороны России и информационное письмо Президенту России. Отчет о результатах контрольного мероприятия направляется в палаты Федерального Собрания и Главную военную прокуратуру.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458 459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 476 477 478 479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 493 494 495 496 497 498 499 500 501 502 503 504 505 506 507 508 509 510 511 512 513 514 515 516 517 518 519 520 521 522 523 524 525 526 527 528 529 530 531 532 533 534 535 536 537 538 539 540 541 542 543 544 545 546 547 548 549 550 551 552 553 554 555 556 557 558 559 560 561 562 563 564 565 566 567 568 569 570 571 572 573 574 575 576 577 578 579 580 581 582 583 584 585 586 587 588 589 590 591 592 593 594 595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 629 630 631 632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 650 651 652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662 663 664 665 666 667 668 669 670 671 672 673 674 675 676 677 678 679 680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691 692 693 694 695 696 697 698 699 700 701 702 703 704 705 706 707 708 709 710 711 712 713 714 715 716 717 718 719 720 721 722 723 724 725 726 727 728 729 730 731 732 733 734 735 736 737 738 739 740 741 742 743 744 745 746 747 748 749 750 751 752 753 754 755 756 757 758 759 760 761 762 763 764 765 766 767 768 769 770 771 772 773 774 775 776 777 778 779 780 781 782 783 784 785 786 787 788 789 790 791 792 793 794 795 796 797 798 799 800 801 802 803 804 805 806