Отсутствие конкуренции между участниками торгов свидетельствует о сговоре

четверг, 13 июня, 2013

ФАС Уральского округа в Постановлении № Ф09-3557/13 от 16.05.2013 признал, что активное участие в торгах только одного из участников создают положение, влекущее недостаточную экономию бюджетных средств муниципального образования, и свидетельствует о сговоре участников торгов.

ФАС отметил, что на каждый из аукционов было первоначально допущено по несколько участников (от одного до четырех), однако активное участие в торгах принимал только один из участников, при этом возможность такого участия имелась у каждого из них. В результате победителями аукционов были признаны единственные участники, которые принимали участие в аукционе.

Контракты заключены по максимально выгодной для участников цене, то есть по начальной цене за вычетом минимальной скидки, которая составляет 0,5% от начальной цены контракта.

Таким образом, судами правильно указано, что действия участников размещения заказа были направлены на поддержание цены на торгах. Такое поведение участников аукциона в конечном итоге позволило каждому из вышеуказанных организаций стать победителем по одному из аукционов с правом заключить контракт по наиболее выгодной цене, данными действиями участники аукциона ограничили состязательность в установлении конкурентной цены на привлекательном для заказчика уровне.

В гособоронзаказ вводят личную заинтересованность

четверг, 13 июня, 2013

Правительство вчера внесло в Госдуму законопроект, предусматривающий персональную финансовую ответственность за срыв гособоронзаказа (ГОЗ). Должностных лиц, как со стороны заказчика, так и со стороны исполнителя, в случае выявления нарушений предлагается штрафовать на сумму до 50 тыс. руб., а юридических лиц — до 1 млн руб. Законопроект стал дополнением к ранее принятому закону "О государственном оборонном заказе".

Законопроект "О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях" подготовлен правительством для повышения ответственности за нарушение требований по реализации ГОЗ. Часть из них содержится в указе Владимира Путина от 7 мая 2012 года "О реализации планов (программ) строительства и развития вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов и модернизации оборонно-промышленного комплекса". В проекте, предложенном правительством, предлагается введение финансовой ответственности — как заказчика, так и исполнителя ГОЗ.

Штраф на должностных лиц — от 30 тыс. до 50 тыс. руб.— будет накладываться, если условия размещения заказа на закрытых торгах будут отличаться от согласованных с Федеральной службой по оборонному заказу (Рособоронзаказ). Такой же размер штрафа предусмотрен при выявлении нарушений в определении минимальной цены контракта (при размещении его на закрытых торгах) в случае несвоевременного размещения заказа, а также при нарушении срока и порядка оплаты контракта. При нарушении исполнителем условий контракта законопроект предполагает штраф до 50 тыс. руб. При повторном нарушении в течение года предусматривается дисквалификация предприятия от выполнения работ в рамках ГОЗ на срок до трех лет.

Законопроект определяет понятие "грубое нарушение правил ведения раздельной финансово-хозяйственной деятельности": за искажение сумм понесенных расходов не менее чем на 10% должностным лицам придется уплатить штраф — от 20 тыс. до 50 тыс. руб., а юридическим — от 300 тыс. до 500 тыс. руб.

Крупные штрафы также будут применяться, если единственный поставщик российского вооружения, не имеющего отечественных аналогов, откажется от заключения контракта по гособоронзаказу. Такое, по словам собеседников "Ъ", в военном ведомстве, бывает крайне редко. Но если это произойдет, то должностным лицам придется уплатить штраф — от 30 тыс. до 50 тыс. руб., юридическим — от 300 тыс. до 1 млн руб. В пояснительной записке уточняется, что законопроект устанавливает подведомственность рассмотрения дел о нарушениях в сфере ГОЗ и на этапе его выполнения. Там же отмечается, что принятие закона позволит "установить административную ответственность — как госзаказчиков, головных исполнителей, так и их должностных лиц, чьи действия или бездействие "стали причинами нарушений в сфере гособоронзаказа".

Напомним, что тему срыва исполнения ГОЗ в понедельник поднял премьер Дмитрий Медведев. "За некачественную продукцию мало просто штраф применить. Нужно, чтобы не только отдельные должностные лица персонально рублем наказывались,— заявил он.— Санкции должны предъявляться ко всей компании — весь коллектив должен отвечать за некачественный результат. Пусть и платит в необходимых случаях неустойку, и компенсирует убытки". Премьер выразил надежду, что этот законопроект станет "серьезным дисциплинирующим фактором".

Источник "Ъ" в военно-промышленной комиссии при правительстве отмечает, что законопроект дополняет принятый в декабре 2012 года закон о ГОЗ. "Закон фиксирует механизмы ценообразования, заключения контрактов, сроков их исполнения, но вопрос о персональной ответственности там не стоит",— напомнил собеседник "Ъ". "Когда представителю предприятия или госзаказчику есть что терять в личном и уж тем более в финансовом плане, то о словах "ответственность" и "исполнительность" они вспоминают гораздо чаще",— резюмировал он.

Полиция Кубани закупает водометы для разгона массовых беспорядков

среда, 12 июня, 2013

Заказ стоимостью более 37 млн рублей размещен на сайте госзакупок

Возможно, в скором времени кубанские правоохранители будут бороться с мятежниками на массовых беспорядках не только при помощи дубинок и наручников, но и водой.

Заказ ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Главного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю" на поставку двух водометных автомобилей среднего класса "Шторм"размещен на официальном сайте госзакупок. Сумма контракта составляет 37,1 млн рублей.

Вообще водометы придумали еще в 1930 году в Германии для разгона безработных.

Госконтракты на вырост

вторник, 11 июня, 2013

Ассоциация факторинговых компаний (АФК) представила новые возможности финансирования обязательств региональных и муниципальных бюджетов - факторинг для госсектора. По словам председателя правления АФК Антона Мусатова, этот механизм даст регионам и муниципалитетам возможность совершать закупки в момент потребности, а не в момент наличия бюджетного финансирования.
"Это особенно важно при реализации финансовоемких проектов, например, таких как северный завоз, когда за два-три месяца навигации необходимо привезти почти годовой запас продуктов питания, топлива и других необходимых для жизнедеятельности региона грузов", -- отметил он.

По словам исполнительного директора АФК Дмитрия Шевченко, с точки зрения рынка факторинга главное преимущество в сотрудничестве с госсектором заключается в росте оборотов, количества клиентов, использующих факторинг при исполнении госзаказа, и увеличении совокупного факторингового портфеля. В 2012 году АФК провела опрос участников рынка факторинга, и результаты показали, что сами факторы готовы оказывать поддержку поставщикам и подрядчикам государства и муниципалитетов. Однако для этого необходимо создание понятных и прозрачных механизмов взаимодействия, внесение изменений и уточнений в законодательство, четкая регламентация действий госзаказчика при уступке денежного требования в рамках главы 43 Гражданского кодекса. Как считает Шевченко, реализация этих мер позволит увеличить объем российского рынка факторинга в два-три раза.

- Финансирование предпринимателей, занимающихся снабжением или обслуживанием субъектов Российской Федерации, - это, с одной стороны, очень удобный и действенный инструмент поддержки компаний, в клиентском портфеле которых присутствуют бюджетные структуры, - отметил коммерческий директор НФК Корнелиу Робу. - С другой - новый клиентский сегмент для рынка факторинга и, соответственно, источник роста бизнеса факторинговых компаний. Однако порядок работы с ним не должен каким-то образом отличаться от того, когда в роли дебитора выступают негосударственные структуры. Иными словами, бюджетные организации должны будут также подписывать уведомления, соглашаться на проведение мероприятий, связанных с проверкой действительности прав денежного требования, и в конце концов рассчитываться с факторинговой компанией или банком за те товары или услуги, которые они ранее получили от коммерческих организаций.

Робу подчеркнул, что это должны быть рыночные отношения без поправки на то, что плательщиком выступает структура, полностью финансируемая из государственного бюджета. Он добавил, что благодаря финансовой поддержке факторов бизнес получает возможность работать с бюджетными организациями, исключив основной риск, присущий этой категории клиентов, - непредсказуемость сроков оплаты.

Вице-президент, директор департамента факторинговых операций Промсвязьбанка Виктор Носов назвал факторинг для госсектора сегментом, "аппетитным для работы любого российского фактора". При этом он обратил внимание на определенные сдерживающие барьеры. "В первую очередь, конечно, это незащищенность финансового сектора от неисполнения обязательств структурами, которые осуществляют госзакупки. У нас есть сделки в этом сегменте, но они единичные и носят разовый характер. Полноценно развивать это направление сейчас достаточно тяжело", - сказал Носов.

Директор департамента факторинга банка "Петрокоммерц" Кирилл Покровский подчеркнул, что возможность реализации факторинга по государственным контрактам способна существенно увеличить объемы рынка. Гораздо легче станет и поставщикам и исполнителям контрактов - большая часть проблем с финансированием будет решена. При факторинге значительно повышается прозрачность деятельности, поскольку финансируются только безналичные операции, а также факторы тщательно отслеживают репутацию своих клиентов и совпадение балансовых показателей с реальными объемами бизнеса. "Иными словами, сегмент очень интересный. Снятие ограничений на факторинг в нем пойдет всем только на пользу", - заключил эксперт.

По оценкам АФК, к 2018 году оборот рынка факторинга может вырасти до 10 трлн руб. (1,4 трлн по итогам прошлого года). При сохранении текущего объема госзакупок доля факторинга для госсектора может составить 20% оборота рынка факторинга, или 2 трлн рублей.

Репутация для квалификации

понедельник, 10 июня, 2013

С принятием Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе РФ» изменяются подходы не только к проведению государственных торгов, но и ко всему процессу осуществления закупок. Ключевым моментом в развитии контрактной системы, в том числе и для строительной отрасли, является наличие деловой репутации как квалификационного требования к участнику торгов.

Участники заседания круглого стола «Внедрение федеральной контрактной системы в строительной сфере. Репутационный подход к государственным закупкам», которое состоялось в рамках IV Съезда строителей Северо-Запада, представили свое видение на формирование предквалификационных требований к участникам торгов.

Формирование критериев
По словам Игоря Немчикова, руководителя отдела специальных проектов СРО НП «Строительный ресурс», деловая репутация – это основанное на подтвержденных фактах, объективное и взвешенное мнение рейтингового агентства о потенциальной способности поставщика услуг своевременно и в полном объеме выполнять свои обязательства перед заказчиками и обеспечивать высокое качество предоставляемых услуг.
Специалист рассказал о методике определения квалификационных (предквалификационных) требований участника процедуры закупок.
«Мы разработали систему, которую готовы предложить для рейтингования поставщиков товаров и услуг для государственного заказа. Это инновационный, максимально объективный подход к формированию оценки деловой репутации, будь то строительные организации, поставщики строительных материалов или другие участники процедуры закупок. Благодаря данному механизму предварительно, до самой конкурсной процедуры, всем претендентам присваивается определенный рейтинг, выступающий в качестве индикатора уровня надежности. Компания с более высоким рейтингом по сравнению с остальными по определению может считаться более надежной. Таким образом, институт оценки опыта и деловой репутации позволяет заказчику заранее определить перечень компаний, которые он готов допустить к участию в конкурсной процедуре», – пояснил Игорь Немчиков.
По его словам, основная цель методики – это получить максимально объективные оценки. При этом важно автоматизировать как сбор информации, так и расчет итоговых результатов. Чтобы показать надежность поставщика, нужно собрать максимальное число факторов, которые можно объединить в группы и потом статистическими и математическими методами сделать расчеты.
В качестве примера данная система предлагает следующие факторы для оценки компаний: размер выручки за год работы, средний уровень запасов за год, количе­ство аттестованных и квалифицированных специалистов в штате компании, постоян­ство ценовой политики, прозрачность компании, опыт выполненных заказов и др.
«В наших текущих условиях будет полезно, если будут выработаны правила игры, по которым станет возможным создать предварительную оценку потенциальных участников госзаказов», – добавил он. Однако эксперт отметил, что мало собрать информацию о компании, важно проверить ее достоверность, а с этим могут возникнуть сложности. «Пока этот вопрос до конца не проработан», – подчеркнул Игорь Немчиков.

Минусы и плюсы
Владимир Шахов, генеральный директор Национального центра развития саморегулирования «Специальный ресурс», считает, что при формировании инструментов предквалификации у общественных профессиональных организаций и государ­ства несколько разные цели. «Наша цель – создать положительный имидж предквалификационной системе, которая могла бы использоваться при проведении процедур госзакупок. Для нас это важно с точки зрения обеспечения участия в конкурсах госзаказа только надежных компаний, соответствующих стандартам деловой и профессиональной репутации. Задача государства – в конечном итоге получить качественные услуги или надежное по­строенное здание», – пояснил он.
Эксперт отметил, что рейтинговая оценка деловой репутации как инструмент предвалификации сможет работать эффективно только при поддержке со стороны государства.
Андрей Иванов, доцент кафедры государственного и муниципального управления ВШМ СПбГУ, считает введение репутационных критериев правильным шагом. «Использование в качестве инструмента оценки предлагаемой методики считаю верным, но чтобы она заработала, нужно правильно организовать ее обсуждение. Информация должна быть распространена среди строительных компаний, которые представят свое видение ситуации», – прокомментировал специалист.
Однако у него вызывают сомнение несколько критериев, например такие как «средний уровень запасов» и «постоянство ценовой политики».
«Критерии «возраст компаний», «история деятельности компании», «дата реги­страции на площадке», бесспорно, важны. Но я не вижу той или иной оценки качества ранее выполненных контрактов. Также я бы указал инновационную составляющую, которую, например, ввело законодательство Европейского союза», – подчеркнул Андрей Иванов.
Также, по его мнению, следует создать возможности для заключения «рамочных соглашений» с целью предварительного формирования круга поставщиков, которые впоследствии будут работать с тем или иным государственным заказчиком. Компании будут проходить конкурсную процедуру без размещения конкретного заказа, что послужит своего рода предварительной аккредитацией.

Ответственность заказчика
Алексей Остроумов, заслуженные строитель России, действительный член Международной Академии транспорта, отметил, что в свое время лицензирование полностью исключало субъективизм. «Сегодняшние допуски СРО, к сожалению, приняли сугубо формальный характер. К сожалению, заказчик сегодня не принимает никаких мер по проверке достоверности этой информации», – заключил он.
Эксперт уверен, что предложенная методика рейтингования имеет свои плюсы, но если в этой системе есть баллы, то это придает оценкам субъективность.
«Думаю, что критерием квалификации должен стать кадровый потенциал подрядных компаний. Также я считаю, что следует тщательно проверять данные, которые предоставляют организации», – добавил Алексей Остроумов. Он убежден, что главная ответственность при исполнении ФЗ «О контрактной системе РФ» лежит на заказчике, но нормативного документа об ответственности заказчика сейчас, по сути, нет. Есть лишь методическое указание, но оно не определяет ответственность четко – нужны соответствующие подзаконные акты.
Камиль Ягофаров, генеральный директор ФГ «АналитикИнвест», считает, что если опираться на балльную оценку, то можно отойти от принципа конкурентно­сти. «Государство самостоятельно должно прописать минимальные требования к тому, каким должен быть поставщик товаров или услуг по госконтракту. Если компания соответствует этим квалификационным требованиям, то участвует в конкурсе», – высказал свою точку зрения эксперт.
Валерий Мозолевский, председатель Комитета НОСТРОЙ по конкурентной политике и закупкам в строительстве, уверен, что нужно активно вовлекать профессиональное сообщество в работу над корректировками законодательства о государственных закупках. «НОСТРОЙ договорился с ФАС РФ создать рабочую группу по проработке 44-ФЗ. Сейчас важно, чтобы строительное сообщество начало активно работать с министерствами по формированию подзаконных актов, иначе мы получим неработающий в отношении строительной отрасли закон, а это неприемлемо», – резюмировал он.
Мнение:
Андрей Уртьев, директор СРО «Союзпетрострой-Проект»:
– Даже очень хорошие, но не исполняемые законы приводят к плачевному результату. Саморегулируемые организации разные – те, которые соблюдают закон, и те, кто не делает этого. Государство, создав систему саморегулирования сверху, устранилось, и никакого контроля нет. Какими бы профессиональными ни были специалисты, какой бы качественной ни была организация, если госзаказчик снижает цену в два раза по сравнению с расценками, существующими на рынке, то компания не может нести за свой счет эти затраты. Качество не может родиться на пустом месте, оно стоит денег.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458 459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 476 477 478 479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 493 494 495 496 497 498 499 500 501 502 503 504 505 506 507 508 509 510 511 512 513 514 515 516 517 518 519 520 521 522 523 524 525 526 527 528 529 530 531 532 533 534 535 536 537 538 539 540 541 542 543 544 545 546 547 548 549 550 551 552 553 554 555 556 557 558 559 560 561 562 563 564 565 566 567 568 569 570 571 572 573 574 575 576 577 578 579 580 581 582 583 584 585 586 587 588 589 590 591 592 593 594 595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 629 630 631 632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 650 651 652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662 663 664 665 666 667 668 669 670 671 672 673 674 675 676 677 678 679 680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691 692 693 694 695 696 697 698 699 700 701 702 703 704 705 706 707 708 709 710 711 712 713 714 715 716 717 718 719 720 721 722 723 724 725 726 727 728 729 730 731 732 733 734 735 736 737 738 739 740 741 742 743 744 745 746 747 748 749 750 751 752 753 754 755 756 757 758 759 760 761 762 763 764 765 766 767 768 769 770 771 772 773 774 775 776 777 778 779 780 781 782 783 784 785 786 787 788 789 790 791 792 793 794 795 796 797 798 799 800 801 802 803 804 805 806