Аукционы убивают инновации

вторник, 9 июля, 2013

К печальным выводам пришли участники круглого стола «Инновации в дорожном строительстве» — новые материалы и технологии в дорожное строительство — да и в любое другое —в условиях электронных аукционов и методах работы Главгосэкспертизы — не придут никогда.

При существующих темпах строительства дорог в России для увеличения дорожной сети с 900 тысяч километров до 1,2 миллиона потребуется более 150 лет — и это не очередная страшилка, придуманная журналистами, а официальные выводы Правительства России. Причины: хроническое недофинансирование отрасли, использование устаревших материалов, технологий и техники, несоответствие строительных норм современным требованиям и многое другое.

Можно ли в этой ситуации сделать хоть что-нибудь для приближения светлого будущего? Генеральный директор ДСК «АВТОБАН» Алексей Андреев уверен, что начинать нужно со Стратегии экономического развития государства, в которую отдельной частью войдет и Стратегия развития транспортных сетей России. Транспортная сеть — основа экономического развития страны, это показывает опыт США и Европы, где за счет строительства автомобильных дорог развивалась и экономика государства. Что касается России, амбициозные планы нашего Президента по удвоению ВВП невозможно реализовать без ускорения транспортных потоков, а оно может быть достигнуто только по новой транспортной сети.

На государственном уровне должна быть провозглашена цель — создание не за минимальные, а за обоснованные финансовые средства транспортной сети автомобильных дорог, которая удовлетворяет требованиям экономического развития Российской Федерации и обеспечения транспортной доступности, безопасной для комфортного проезда, соответствующей эксплуатационным и прочностным параметрам и параметрам долговечности.

Без привлечения инноваций в дорожное строительство создать современную транспортную сеть невозможно в принципе. Но это обязательно потребует финансовых вложений, что в условиях действующей законодательной базы подрубит идею инноваций на корню. Государство на сегодняшний день не создало условий для внедрения инноваций, большинство законов, которые приняты, не соответствуют этой цели. И первым «палачом» выступит печально известный Закон 94-ФЗ «О госзакупках».ФЗ-94 обусловил критерий минимальной цены, без учета качества строительства, квалификации потенциального победителя и т.д. Минимальная цена никогда не позволит использовать инновации.

Новый закон о Федеральной контрактной системе — это небольшой шаг вперед, однако и в его рамках внедрить инновации также будет чрезвычайно сложно. Там также введен критерий цены, а разрешенный демпинг в 25% приведет к тому, что побеждать опять будут малоизвестные компании. При этом обоснованной цены на строительство не получить никогда.

Очевидно, что насадить сверху инновации не получится, нужно заинтересовать бизнес в их внедрении. Но как? Выход только один —закладывать в контракт не одну только цену строительства, а приведенную цену, в которой есть средства на эксплуатацию и ремонт объекта, в нашем случае — дороги. Говорит Алексей Андреев:

— Чем больше межремонтные сроки дороги, чем выше ее долговечность — тем меньше потребуется бюджетных средств для обслуживания жизненного цикла дороги. Соответственно, мы должны говорить не о цене стройки с гарантиями, а обо всем цикле дороги. Нужны контракты жизненного цикла (КЖЦ), которые рассчитываются по приведенным ценам, но на сегодняшний день деньги, даже если и разыгрываются по таким контрактам, платятся только в части строительства, а в части капитального ремонта эти средства остаются в госкомпаниях и платятся только тогда, когда требуется капитальный ремонт. Но если мы говорим, что на строительство дороги с применением инноваций нужно потратить больше средств, но затем меньше — на обслуживание, логично, чтобы компании получали все средства сразу по контракту жизненного цикла, а потом могли бы ими варьировать для внедрения инноваций и, как следствие, для увеличения межремонтных сроков и долговечности дороги. А в сегодняшних условиях имеют право на жизнь только те инновации, которые могут служить для снижения стоимости строительства, однако далеко не всегда они ведут к увеличению долговечности.

Однако Росавтодор сегодня не может проводить торги по КЖЦ — этого не позволяет законодательство. По мнению А. Андреева, эту ситуацию нужно менять —подрядчики должны отвечать не только за строительство, но и за дальнейшую эксплуатацию объектов, и только тогда бизнес будет заинтересован во внедрении инноваций для улучшения качества строительства.

Кроме того, по мнению А. Андреева, существенно отстает от требований времени дорожная наука. Необходимо воссоздавать НИИ, иначе мы никогда не сможем строить так, как в Европе или США. Гендиректор «АВТОБАНА» проанализировал наш и мировой опыт в дорожном строительстве и выяснил следующее:

— В мире пользуются активными адгезионными присадками, позволяющими битуму прилипать к каменному основанию, — в России до сих пор пользуются пассивными.

— В мире перешли на теплый асфальт — в российской нормативной базе отсутствует даже такой термин.

— В мире давно поняли, что несущий слой асфальтобетона должен быть устойчив к усталости и деформации — в России же пока строят по старинке. В Германии этот слой 22 см — у нас 8 см, да еще из пористого асфальтобетона.

— В мире давно поняли, что если несущий слой уже накопил усталость на деформации, то сколько ни меняй верхние слои, эффекта не будет — мы же пока не можем это изменить ни в сознании, ни в нормативной базе и расходуем деньги на малоэффективный ремонт верхних слоев.

— В мире считают верхний слой покрытия лишь слоем износа — в России этот слой участвует в расчете прочности дорожной одежды.

— В мире строят арочные мосты без деформационных швов, у нас до сих пор строят малые мосты так, что автомобиль подбрасывает при въезде и при съезде с моста.

— В мире используют поточно-эстакадное строительство и механоактивированный цемент, в России — материалоемкие насыпи с затратами на отведение земель и сборный железобетон образца 60-х годов.

— В мире еще 20 лет назад перешли на систему прогнозирования состояния дорог во времени, мы только сейчас к этому приближаемся.

— В мире давно перешли на проектирование для обеспечения строительства в системе 3D, в России проекты до сих пор выпускаются в плоскостном формате.

Заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Николай Быстров имеет еще более скептический взгляд и на состояние законодательной базы для строительства дорог, и на скорые перспективы улучшения этой ситуации:

— Что мешает зарубежным компаниям строить в России дороги по госзаказу,при том что они строят по заказам частных компаний? Иностранные компании, которые в Европе не могут найти работу, даже не пытаются выходить в России на аукцион из-за того, что понимают, что такое ФЗ-94 «О госзакупках» и Главгосэкспертиза. А наши компании вынуждены в этих условиях работать постоянно. Когда большая часть времени и сил уходит на преодоление препятствий, созданных государством, то надеяться на то, что мы выйдем на мировой уровень достижений, было бы предельно наивно. И об этом надо говорить откровенно и друг друга не обманывать.

Как можно в условиях ФЗ-94, по которому мы не имеем права предъявить требования к квалификации подрядчика, чего нет нигде в мире, надеяться, что будут построены качественные объекты? Такого не будет никогда.

Сейчас появился новый закон о ФКС, но в его тексте опять нет требований к квалификации подрядчика — это должно появиться в подзаконных актах, а что там появится, неизвестно. И будет ли устранена та нелепость, в которой страна живет несколько лет, уверенности нет.

Своим взглядом на судьбу инноваций в строительной отрасли России в целом и в строительстве дорог в частности поделился Сергей Илиополов, заместитель директора департамента проектирования, технической политики и инновационных технологий государственной компании «АВТОДОР»:

— Мы все время говорим о необходимости инноваций, но наша беда состоит в том, что инновация у нас является самоцелью. А ведь сегодня существующими методами, технологиями и техническими решениями достичь требуемых параметров дорог Российской Федерации, соответствующих уровню транспортного потока, невозможно. Значит, без инноваций дальше двигаться нельзя. Наша проблема состоит не в том, что мы не знаем или не имеем каких-то инноваций, а в том, что мы их не востребуем в существующей системе организационно-управленческого механизма.

Пока мы не перейдем на контракты жизненного цикла, мы не выведем в одну точку интересы заказчика и подрядчика. Подрядчик — это бизнес, его цель — получение прибыли, минимизация издержек. До тех пор, пока мы конечной целью бизнеса не сделаем срок окончания жизненного цикла дороги, мы не получим эффекта — бизнес будет минимизировать свои издержки на каждом этапе. Таким образом, выход заключается только в одном: совмещение интересов заказчика и подрядчика. Это приведет к тому, что инновации не будут насаждаться сверху заказчиками или государством, не будут создаваться механизмы по контролю их применения, не будут задействоваться иные рычаги жесткого воздействия на подрядную организацию. Все будет делаться добровольно.

Что касается цены, реальная инновация всегда приведет к удорожанию на отдельном этапе жизненного цикла, но всегда приведет к экономии средств на всем жизненном цикле. В качестве образца можно привести участок трассы «Дон» — там при строительстве были применены инновации, которые позволили установить межремонтный промежуток в 12 лет.

Подводя итог, можно сказать, что дорожники — да и все остальные строители — наметили себе ближайшие цели, без которых двигаться вперед невозможно: это и создание современной нормативной базы, и возрождение строительной науки, и создание испытательных полигонов. Но самое главное — нужно вернуть в русло здравого смысла государство в лице подзаконных актов к Федеральной контрактной системе и Минрегион с Госстроем в лице их подведомственнного учреждения — Главгосэкспертизы. Иначе все благие начинания, постановления правительства и Указы Президента можно будет сложить в одно местечко и тихонечко поджечь. За ненадобностью.

МЧС подготовило список товаров для экстренных закупок

вторник, 9 июля, 2013

В составленном ведомством перечне, по мнению экспертов, отсутствует многое необходимое

МЧС подготовило проект распоряжения правительства РФ, в котором устанавливается список товаров, работ и услуг, необходимых для гуманитарной помощи и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Вошедшие в список товары и услуги можно будет закупать в ускоренном порядке — без объявления конкурса. По мнению ряда профессиональных спасателей, список нуждается в серьезной правке.

— Дрова есть, а печек-буржуек нет. Есть туалеты, но нет передвижных банно-прачечных комбинатов, а ведь они тоже нужны. Есть генераторы дизельные и бензиновые, но не увидел в списке нефтепродуктов, которыми их можно будет заправить, — сообщил председатель исполкома Российского союза спасателей Сергей Щетинин.

Он также обратил внимание, что в списке присутствуют средства для очистки воды, но нет питьевой воды, которую можно сразу доставить на место.

— Сейчас обычно на места аварий привозится бутилированная вода. Это вещь первой необходимости, без нее никуда, — заметил эксперт.

Особый порядок для «чрезвычайных» закупок описан во вступающем в силу с 1 января законе «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Согласно статье 80 этого закона, государство предварительно отбирает возможных участников закупки по их квалификации и по способности поставить необходимое в короткий срок без предоплаты или с отсрочкой платежа. Так составляется ежегодно обновляемый перечень фирм, у которых при необходимости быстро закупают товары, работы или услуги — через запрос котировок.

Список же самих товаров, работ или услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, устанавливает правительство Российской Федерации, записано в том же законе. Не вошедшие в список товары придется закупать по стандартным процедурам. При этом о проведении открытого конкурса необходимо объявлять не менее чем за 20 дней до даты вскрытия конвертов с заявками.

В МЧС не смогли предоставить комментарий по поводу проекта распоряжения.

— Это списки для восстановления после чрезвычайных ситуаций, когда людей эвакуировали и их нужно расселять. Минимальный набор бытовых удобств, нагреватели, электрогенераторы. Действительно, остается вопрос, как будут к ним доставать горюче-смазочные материалы, но, возможно, для этого применят какие-то другие процедуры. Надо посмотреть, как всё это будут применять, — считает член коллегии Санкт-Петербургской региональной общественной организации «Объединение добровольных спасателей «Экстремум» Александр Хайтин.

— Государство заинтересовано, чтобы средства тратились эффективно. Но я считаю, вместо того чтобы регламентировать товары, что может связать руки спасателям, надо развивать систему государственно-частного партнерства. Лучше создать реестр проверенных компаний, которым можно выделять деньги, и усилить ответственность за нарушения, — уверен член комиссии Общественной палаты РФ по проблемам безопасности граждан Дмитрий Галочкин.

Помимо списка необходимых товаров проект распоряжения устанавливает перечень работ и услуг, которые можно будет покупать в случае чрезвычайной ситуации. Это аварийно-спасательные работы, очистка территорий и т.п.

— Раньше этим занималось только государство, сейчас есть аварийно-спасательные формирования, которые на коммерческой основе работают на частных объектах. Они имеют необходимую квалификацию и разрешения и могут привлекаться для помощи МЧС, — сообщил Сергей Щетинин.
По мнению Галочкина, негосударственные аварийно-спасательные службы в России пока что находятся на зачаточном уровне.

— Практически не развиты добровольные пожарные и спасательные службы, не разработана система привлечения инвесторов. Всё это можно развивать, как раз опираясь на систему государственно-частного партнерства, — описывает ситуацию Галочкин.

В казну намоют 10 тонн золота. Гохран намерен возобновить регулярные закупки драгметаллов

вторник, 9 июля, 2013

Начиная с 2014 года Гохран России после двухлетней паузы собирается возобновить закупки золота и других драгоценных металлов, чтобы пополнить государственные запасы. Гохран надеется изменить законодательство и обойти нынешнее требование обязательных аукционов, которое диктует 94-й закон о госзакупках. Эксперты считают, что покупать золото сегодня целесообразно. Наличие его запасов в международных резервах страны диверсифицирует риски, связанные с нестабильностью мировых валют.
Минфин разработал законопроект, предполагающий отказ от проведения конкурентных процедур при закупках ценностей в Гохран. Вчера документ был представлен на общественное обсуждение. Учитывая, что расчетные цены на аффинированные драгметаллы определяются исходя из цен Лондонского рынка металлов.

«Эти поправки необходимо было принять давно. Мы ни грамма не купили в прошлом году, а если Дума осенью примет и президент подпишет, то мы сможем уже оформлять заявки на следующий год и регулярно покупать наиболее ликвидные драгоценные металлы – золото (7–10 тонн), серебро и палладий», – цитирует Прайм представителя Гохрана.

В прежние годы Гохран приобретал ценности по авансовой системе: как правило, в феврале оплачивал до 30% стоимости ожидаемого к поставке добытого золота, после фактической поставки – оставшуюся сумму. Однако с 2012 года ведомству запретили авансировать покупки и обязали приобретать драгметаллы, руководствуясь 94-м законом о госзакупках. Иначе говоря, Гохрану надо было каждый раз объявлять и проводить аукцион, победителем которого признается тот, кто предложит наименьшую цену на золото. «Нас заставили делать аукционы, но это смешно при лондонском фиксинге – кто продаст дешевле?! Снизить цену на золото невозможно», – подчеркнул собеседник Прайма.
Источник «НГ» в Гохране подтвердил: невозможно следовать требованиям закона о госзакупках, приобретая в Госфонд золото и другие драгоценные металлы. Так повелось, что мировой рынок металлов руководствуется ценами, которые устанавливаются каждое утро в Лондоне. На основании этих котировок в 14.30 по московскому времени Центробанк РФ выставляет внутренние цены на золото и платину. По ним и производятся текущие операции. Следует сказать, что алгоритм не меняется с 1997 года, с того момента, как был опубликован соответствующий приказ Минфина. Накапливать золотые запасы надо для обеспечения бюджетных расходов – в критических ситуациях, когда в казне денег не хватает, по решению президента золото реализуется, вся выручка направляется на финансирование госрасходов. В кризисном 2009 году, например, было продано около 30 тонн золота.

«Теоретически цена сделки купли-продажи золота между предприятиями внутри России может отличатся от мировых цен на золото, но это скорее исключение. В большинстве случаев сделки проходят по цене лондонского фиксинга или очень близкой к ней», – говорит главный аналитик UFS IC Алексей Козлов.
Эксперты считают возвращение Гохрана на рынок драгметаллов весьма своевременным. «С учетом сильного падения стоимости золота данная инициатива выглядит весьма интересной и удачной. Падение золота, начавшееся в октябре 2012 года, уже приблизило закупочные цены к уровням 2010 года, что само по себе делает увеличение госзапасов золота правильным шагом, даже не принимая во внимание другие положительные стороны золотого резерва», – говорит ведущий аналитик Lionstone Investment Services LTD Андрей Цион.
«Подавляющее большинство инвесторов отмечают, что драгметаллы – наиболее надежные объекты для вложений по сравнению с имеющими относительно нестабильный курс евро и долларом. Учитывая резкое повышение цен на золото в сентябре 2011 года и рекордное снижение роста цен в апреле 2013 года, можно предположить, что цена на золото продолжит расти. Факторы, которые формируют цену на данный металл, остаются неизменными. На сегодняшний день золото остается наиболее надежным объектом инвестировования и сохранения средств, за исключением коротких периодов резкого снижения цен на данный металл. Согласно статистике, золото ежегодно дорожает на 10%», – подчеркнула эксперт компании «2К Аудит – Деловые Консультации/Морисон Интернешнл» Ирина Воробьева.

Предоставить Гохрану возможность для закупок драгоценных металлов – правильный шаг, убежден начальник отдела анализа металлургического и горнорудного сектора Номос-Банка Юрий Волов. «Последние события на рынке показывают, что ультранадежным активом золото не является. Тем не менее это ликвидный актив, который желательно в некоторой пропорции иметь в портфеле для обеспечения диверсификации вложений», – считает он.

Золото – товар сырьевой и не приносящий дохода, но для международных резервов необходимый, соглашается главный экономист по России и СНГ HSBC Александр Морозов.

Ставка на конкуренцию

понедельник, 8 июля, 2013

На IX бизнес-форуме "Ставим на КОНкуренцию", который недавно проходил в Москве, представители бизнес-сообщества и ФАС обсуждали тему развития конкуренции.

Сегодня в стране разбирается много судебных дел, связанных с нарушением законодательства о конкуренции. Очевидно, что в этом направлении особенно важна для бизнеса адекватная антимонопольная политика, которая должна помогать развитию конкуренции, а не становиться дополнительной административной нагрузкой на бизнес? И в этом направлении необходимы изменения в законодательстве.

В частности, в настоящее время антимонопольное законодательство устанавливает требования к любым торгам вне зависимости от субъекта их проведения. Согласно статье 17 "Закона о защите конкуренции", антимонопольный орган имеет право публичного иска о признании торгов недействительными в отношении любых торгов, а нарушение этих требований рассматривается как нарушение антимонопольного законодательства.

Результатом принятия данной нормы стал массовый отказ частного сектора от конкурсных процедур при закупках - предприниматели не хотели проблем с ФАС России. Это, в свою очередь, привело к росту цен на закупаемые сырье, материалы и оборудование, росту издержек и потере конкурентоспособности.

Для преодоления сложившейся ситуации следует вывести частные торги из-под действия контроля антимонопольного органа. Важно отметить, что это не исключает частно-правовой защиты как участников, так и организаторов торгов согласно гражданскому законодательству, а также полномочий ФАС России по пресечению картельных сговоров и злоупотреблений доминирующим положением на любых торгах.

Следует вывести частные торги из-под действия контроля антимонопольного органа

Число сделок экономической концентрации, подлежащих предварительному согласованию с антимонопольным органом, остается значительным, особенно по сравнению с крупными развитыми экономиками. Так, в 2012 году в ФАС России рассмотрели почти в 4 раза больше сделок по слияниям, чем антимонопольные органы США, при том, что рынок слияний и поглощений примерно в 15 раз больше российского. В сопоставимых с российской экономиках Франции и Великобритании согласовывается в 20 и 50 раз меньше слияний соответственно.

Неоправданно высокие административные барьеры при контроле слияний не только тормозят, но и ведут к снижению иностранных инвестиций в Россию.

Полная отмена уведомительного и предварительного контроля над всеми сделками внутри группы лиц, на мой взгляд, привела бы к его либерализации.

Кроме этого, распространение практики предупреждения и предостережения на все правонарушения, связанные с недобросовестной конкуренцией, существенно бы снизило объем самих подобных нарушений.

Участники бизнес-форума совместно с представителями ФАС приняли решение по нескольким пунктам: о введении нижнего порога доли рынка в 35 процентов, о наличии антимонопольного контроля за торгами негосударственных компаний, о внесении изменений в статью 178 УК РФ с целью снижения рисков уголовного преследования для бизнеса.

Хочется надеяться, что предложения будут восприняты и приведут к оздоровлению экономики.

Минпромторг намерен предоставить отечественным производителям медоборудования преференции при госзакупках

понедельник, 8 июля, 2013

Минпромторг разработал проект постановления Правительства РФ «Об особенностях размещения заказов на поставки медицинских изделий для государственных нужд Российской Федерации, нужд субъектов Российской Федерации или муниципальных нужд».

Документом предлагается утвердить положение, в соответствии с которым до 31 декабря 2020 года к закупкам медицинских изделий для государственных и муниципальных нужд не допускаются участники, предлагающие медицинские изделия, страной происхождения которых не является Российская Федерация, Республика Беларусь или Республика Казахстан, а также изделия происходящих из иностранных государств или групп иностранных государств, в отношении которых не заключены соглашения о локализации, в случаях, если объектом закупки являются виды медицинских изделий, включенные в Реестр медицинских изделий на которые распространяются ограничения допуска товаров для целей закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Реестр будет содержать Перечень видов медицинских изделий и Список медицинских изделий, по каждому из утвержденных видов медицинских изделий, которые будут являться структурными элементами Реестра. Включение видов медицинских изделий в Реестр будет означать распространение ограничений Постановления на поставку данного вида изделий. Включение медицинского изделия в Список медицинских изделий будет означать снятие этих ограничений.

Утверждать и вести Реестр будет созданная при Минпромторге комиссия.

Предполагается, что страной происхождения медицинского изделия считается Российская Федерация, Республика Беларусь или Республика Казахстан, если медицинское изделие произведено на территории Российской Федерации, Республики Беларусь или Республики Казахстан с процентной доли добавленной стоимости иностранных товаров, использованных при изготовлении конечной продукции не более 50%.

В рамках проекта Постановления, помимо поддержки отечественных производителей медицинского оборудования, имеющего важное значение для безопасности государства, предусмотрено стимулирование локализации производства иностранными компаниями медицинского оборудования на территории РФ с максимальным использованием сырья и комплектующих отечественного производства.

Как говорится в пояснительной записке к документу, если товар произведен в рамках реализации соглашения о локализации производства на территории РФ, то страной его происхождения будет является Российская Федерация. При этом процентная доля добавленной стоимости иностранных товаров, использованных при изготовлении конечной продукции, должна быть не меньше процентной доли, утвержденной Минпромторгом в рамках соглашения о локализации.

Проектом постановления предусмотрена разработка типовых соглашений о локализации производства на территории Российской Федерации для каждого вида медицинских изделий, включенных в Реестр, которая будет осуществлена Министерством промышленности и торговли Российской Федерации. Для выполнения данных функций проектом постановления предусмотрено формирование Правил заключения соглашений о локализации производства по видам медицинских изделий на территории РФ.

Разработчики документа рассчитывают, что утверждение данного постановления позволит обеспечить конкурентное преимущество медицинским изделиям, страной происхождения которых определена Россия, Беларусь или Казахстан, стимулировать развитие отрасли медицинской промышленности в Российской Федерации, а так же сопутствующих отраслей, что обусловит рост независимости отрасли здравоохранения от продукции иностранного производства и приток новых технологий.

Общественная экспертиза проекта документа продолжается с 08.07.2013 по 18.07.2013

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458 459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 476 477 478 479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 493 494 495 496 497 498 499 500 501 502 503 504 505 506 507 508 509 510 511 512 513 514 515 516 517 518 519 520 521 522 523 524 525 526 527 528 529 530 531 532 533 534 535 536 537 538 539 540 541 542 543 544 545 546 547 548 549 550 551 552 553 554 555 556 557 558 559 560 561 562 563 564 565 566 567 568 569 570 571 572 573 574 575 576 577 578 579 580 581 582 583 584 585 586 587 588 589 590 591 592 593 594 595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 629 630 631 632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 650 651 652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662 663 664 665 666 667 668 669 670 671 672 673 674 675 676 677 678 679 680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691 692 693 694 695 696 697 698 699 700 701 702 703 704 705 706 707 708 709 710 711 712 713 714 715 716 717 718 719 720 721 722 723 724 725 726 727 728 729 730 731 732 733 734 735 736 737 738 739 740 741 742 743 744 745 746 747 748 749 750 751 752 753 754 755 756 757 758 759 760 761 762 763 764 765 766 767 768 769 770 771 772 773 774 775 776 777 778 779 780 781 782 783 784 785 786 787 788 789 790 791 792 793 794 795 796 797 798 799 800 801 802 803 804 805 806