Тотальный контроль: Исполнителей госконтрактов обяжут раскрывать структуру цены

пятница, 19 мая, 2017

Министерство финансов РФ предлагает усилить надзор за государственными контрактами. Ведомство намерено обязать бизнесменов отчитываться за расчеты цены на выполнение услуг и распределение средств по субподрядчикам. Инициатива подверглась резкой критике со стороны Ассоциации участников госзакупок.

Как сообщают «Ведомости» со ссылкой на директора департамента Минфина Татьяны Саакян, контроль цен пока будет введен в тестовом режиме: по контрактам на участок дороги, больницу, линии связи, объект ракетно-космической отрасли и по трем субсидиям для сельскохозяйственных производителей. Речь идет о случаях, установленных решением правительства, проект распоряжения находится на согласовании в ведомствах. Поставщики должны будут раскрывать структуру своих расходов (зарплата, материальные затраты, амортизация и проч.), указать плановую и фактическую чистую прибыль. Это условие будет включаться в госконтракты и соглашения о субсидиях, пояснила представитель министерства.

Цель нововведений — ужесточение контроля за расходованием бюджетных средств. Между тем, специалисты Ассоциации Участников Закупок (АУЗ) сомневаются в необходимости такой системы.

«Занимаясь распределением бюджетных средств, некоторые чиновники берут на себя излишние обязательства, которые далеко выходят за рамки их полномочий и задач по сбережению бюджетных средств. Государство уже создало систему для уменьшения затрат на выполнение контрактов. Вмешиваться в работу бизнеса — означает вернуться к плановой экономике, под руководством государства. Разве такую задачу себе ставили разработчики системы электронных закупок?», — говорит руководитель аналитического центра АУЗ Владимир Ястребов.

По его словам, федеральные чиновники затевают очередную популистскую аферу вокруг государственного бюджета.

«Фактически Федеральное казначейство будет выступать в роли руководителя частных компаний, выполняющих крупные госконтракты. Ведь оно намерено детально разобраться в экономике этих юрлиц и диктовать ценовую политику, вмешиваться во внутренние партнерские контракты, определять «более выгодных» поставщиков и т.п.», — отметил В. Ястребов.

«Получить тотальный контроль над любой компанией под предлогом более выгодной раздачи государственных контрактов — заманчивая перспектива для авторов идеи. Очень удобно распределять миллиарды бюджетных средств, диктуя частному бизнесу схемы выполнения госконтрактов, указывая на «угодных» и «неугодных» субподрядчиков. Подспудно выявляя «черные» схемы и дополнительно шантажируя ими бизнесменов. Нетрудно догадаться, какие фирмы окажутся в результате этого «аудита» среди одобренных федеральными чиновниками: максимально близкие к родственникам казначейства. Мы уже были несколько лет назад свидетелями выполнения строительных госконтрактов в Москве. Теперь «карманными» контрактами могут стать не только строительные, а все подряд», — считают в АУЗ.

Кроме того, по мнению участников рынка, штата сотрудников Федерального казначейства недостаточно, чтобы «заглянуть» в экономику каждой компании, выполняющей госконтракты.

«Таких юрлиц под надзором казначейства уже 4000. Чиновники же заявляют о готовности контролировать весь сектор госзаказа в перспективе. Заведомо недостижимая цель, ведь речь идет о сотнях тысяч частных компаний», — отмечают эксперты.

«Интересен и другой вопрос: по каким критериям казначейство намерено определять «более экономичных» и «лучших» исполнителей? Ведь каждая компания имеет свою систему расчета доходности. Одной достаточно заплатить один рубль, чтобы выполнила контракт с положительной доходностью, а другой и ста окажется мало. Дело не в жадности исполнителей, а объемах затрат каждого юрлица. Небольшое ИП имеет маленький штат, небольшие сопутствующие расходы, соответственно и скромные затраты. А крупная компания только бухгалтеров содержит до 15 человек. Кто из них, по мнению казначейства, окажется «лучше»: ИП с навязанной прибылью в 20% или крупная компания с 1%? Кому отдавать приоритет? Тому, кто больше заработает, или тому, кто больше потратит на реализацию проекта?», — интересуются в АУЗ.

Кроме того, указывают в Ассоциации, рядовые сотрудники государственного аппарата рискуют никогда не узнать реальных цифр по затратам бизнесменов. Ведь даже внутри одной компании одинаковые проекты выполняются с разной доходностью, с привлечением разных источников финансирования и субподрядчиков. Поэтому только директор компании может определить, какие госконтракты ему «выгодны» (даже если проект убыточный), а какие неинтересны — но вовсе не сотрудники Федерального казначейства.

В Москве прошла конференция о закупке расходных материалов для оргтехники.

пятница, 19 мая, 2017

Среди рассмотренных вопросов

- Состоянии российского рынка. Рост подделок продукции и связанные с этим проблемы
- Оптимизация затрат на картриджи
- Некоторые схемы манипулирования результатами конкурентной закупки
- Основные изменения в спектре поставляемых картриджей, вызванные санкционными экономическими проблемами в России
и другие

Слайдотеки спикеров: http://www.proffadmin.ru/novosti/sobytiya/opublikovany-prezentatsii-uchastnikov-konferentsii-dva-vzglyada-na-zakupku-i-ekspluatatsiyu-raskhodnykh-materialov-dlya-orgtekhniki-novyy-vektor-razvitiya-otrasli-18-maya-2017-goda-na-vdnkh/?clear_cache=Y

Правительство утвердило правила заключения госконтрактов на строительство объектов "под ключ"

четверг, 18 мая, 2017

16 мая опубликовано Постановление N 563, где говорится об этом. Сами правила заключения контрактов, предмет которых - одновременно выполнение работ по проектированию, возведению и вводу в эксплуатацию объектов капстроительства, начнут действовать уже с июля.
Для того чтобы заключить контракт на строительство объекта "под ключ", заказчику потребуется:
- заключение по итогам технологического и ценового аудита обоснования инвестиций в создание объекта;
- решение о заключении контракта.
Положение о проведении указанного аудита также утверждено Постановлением N 563.
Согласно положению обоснование инвестиций представляет собой документацию. Ее аудитом будут заниматься органы власти или подведомственные им государственные (бюджетные или автономные) учреждения, госкорпорация "Росатом". Они будут проверять достоверность определения сметной стоимости строительства.
Решение о заключении контракта на строительство объекта "под ключ" будут принимать следующие лица:
- правительство или главный распорядитель средств федерального бюджета - в отношении федеральной собственности;
- высшее должностное лицо субъекта РФ - в отношении региональной собственности;
- глава муниципального образования - в отношении муниципальной собственности.
Кроме того, по принятым правилам в указанный контракт заказчику нужно будет включить ряд условий. Одно из них заключается в том, что подрядчик не вправе будет требовать увеличения цены контракта, а заказчик - ее уменьшения. Оно коснется и тех случаев, когда в момент заключения контракта невозможно предусмотреть полный объем работ или расходов.
До настоящего времени возникали споры о правомерности заключения рассмотренных контрактов. Полагаем, после вступления в силу Постановления N 563 таких споров станет меньше.
Документ: Постановление Правительства РФ от 12.05.2017 N 563 (http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201705160037)

Эксперты Фонда социального страхования: Мы призываем все общество участвовать в контроле за госзакупками

среда, 17 мая, 2017

Госзакупки - одна из самых больных тем в нашей стране. Напомним, на торгах, аукционах и конкурсах на государственные средства закупаются товары для самых разных нужд - начиная с изделий для льготников, например, протезов и кресел-колясок для инвалидов, и заканчивая канцелярской продукцией, программным обеспечением для работы госведомств. Чиновников традиционно подозревают в том, что в ходе конкурсов и аукционов используются уловки, помогающие выигрывать «своим людям». Критикуют за то, что на публичных торгах приобретаются низкокачественные товары, услуги по завышенным ценам и т. д.

Между тем независимые эксперты отмечают, что у руководства министерств и ведомств на самом деле есть желание навести порядок, сделать госзакупки максимально прозрачными, чтобы избежать злоупотреблений. Для этой цели в Фонде социального страхования (ФСС РФ) разработали новый проект «Открытый контракт». Напомним, ФСС РФ отвечает за выплату пособий в связи с материнством, «больничных» в случае временной нетрудоспособности, за реабилитацию пострадавших от несчастных случаев на производстве, а также за обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации (ТСР) и санаторно-курортным лечением.

«ВВЕДЕМ ТЕСТИРОВАНИЕ»

- Мы хотим сделать прозрачными все госконтракты Фонда, в том числе если речь идет о строительстве зданий, программном обеспечении, закупке санаторно-курортных путевок и т. д., - рассказал «КП» заместитель председатель Фонда социального страхования Алексей Кошелев. - Важно, чтобы эксперты могли высказывать свои замечания и находить ошибки.

Типичный пример такого подхода - работа компаний, создающих компьютерные программы безопасности. Перед запуском в продажу они тестируют свой продукт: вывешивают в общий доступ в интернете и предлагают любым желающим взломать защиту. Тому, кто взломает, условно говоря, за час - премия $1 тыс., кто за 30 мин - $5 тыс., а кто еще быстрее - 100 тысяч или берут на работу.

Это отлично работает, ведь нельзя изначально сделать идеальную систему - кто-то ее должен оттестировать. И мы хотим ввести примерно такое же тестирование. Чтобы люди могли принимать участие в контроле, находить ошибки. Нам нечего скрывать, мы все покажем. Задача «Открытого контракта» - сделать любые закупки Фонда максимально прозрачными, потому что это - целевые деньги работодателей.

«НАЙДИ ОШИБКУ»

Прежде всего «Открытый контракт» предусматривает открытое ТЗ - то есть техническое задание, где прописаны условия закупок тех или иных товаров, работ, услуг. На сайте ФСС и региональных отделений Фонда планируется размещать информацию, содержащую наименование объекта, вид поставляемой продукции, сроки поставки, цену. Всем независимым экспертам, в первую очередь заинтересованным поставщикам, предлагается обсудить предложенные условия и высказать свое мнение, прислав его наиболее удобным способом - например, по электронной почте.

Поставщик может посмотреть условия ТЗ и, скажем, решить, что требования к креслам-коляскам избыточны, приводят пример в ФСС. Допустим, высота спинки в ТЗ - 37,5 см. При этом часть поставщиков выпускает изделия с высотой 37 см, кто-то один 37,5 см, а остальные - 40 см. Выходит, при любом раскладе на закупочной процедуре все отпадут и заведомо останется один поставщик. Значит, можно будет заподозрить злоупотребление. В таком случае поставщик-конкурент сможет отправить свои нарекания по указанным адресам - в региональное отделение ФСС и копию в центральный аппарат Фонда. Специалисты смогут вовремя отреагировать, проверить. Если есть нарушение - будут приняты меры по исправлению ТЗ.

КАК ЭТО ВЫГЛЯДИТ

На сайте ФСС РФ можно найти примеры такого подхода. Так, у всех желающих была возможность принять участие в обсуждении проекта ТЗ (технического задания) на оказание услуг по проведению обучения работников Фонда социального страхования Российской Федерации.

Любой, кто заинтересован, мог тут же скачать проект ТЗ. И высказать свое мнение, направив до указанного срока замечания или предложения в отношении представленного проекта технического задания по соответствующему адресу (mail@fss.ru).

Также можно было поучаствовать в конструктивном обсуждении ТЗ на поставки различных товаров и оказании услуг для работы центрального аппарата Фонда. В частности, были размещены полные данные об аукционе на поставку автоматизированных рабочих мест для работы с персональными данными для ФСС, аукционе на оказание услуг по обеспечению автомобилей ФСС горюче-смазочными материалами и др. Для замечаний или предложений были указаны конкретные адреса ответственных лиц.

ЧТО ДАЛЬШЕ

- Мы предполагаем три этапа, - рассказал «КП» Алексей Кошелев. - Начнем с прозрачности и возможности общественного обсуждения технического задания (см. выше. - Ред.), потом будет проверка закупленных изделий на оптовом складе поставщика и третий шаг - реакция конечного получателя. То есть человека, для которого закупаются средства ежедневного ухода, протезы, кресла-коляски и так далее.

Уже сейчас Фонд успешно обкатал во многих регионах новый подход к приемке изделий у поставщиков. Из большой партии поступивших изделий выборочно достают экземпляры, тщательно проверяют их соответствие условиям технического задания по госконтракту (то есть фактически - соответствие потребностям людей с ограниченными возможностями. - Ред.). При этом делается аудио- и видеофиксация такой приемки.

- Сейчас мы собираем и храним материалы видео- и фотофиксации на своем внутреннем сервере, анализируем различные подходы, чтобы выбрать наилучшую методику, - рассказали «КП» в ФСС. - Также наши юристы прорабатывают тонкости соблюдения правил защиты и распространения персональных данных лиц, участвующих в приемке. Когда все вопросы будут улажены, данные съемки будут выкладываться для общего доступа - на сайтах региональных отделений Фонда. Любой человек сможет посмотреть и убедиться, как шла приемка. А членов приемочной комиссии такой подход, безусловно, дисциплинирует: когда снимают весь процесс, нельзя отделаться формальностями и подписать бумажки без полноценной проверки ТСР.

КСТАТИ

«Кнопка жалоб»

Конечный этап - это контроль за качеством полученных изделий. Скажем, нельзя исключать, что поставщик, выигравший конкурс на поставку средств ежедневного ухода для людей с инвалидностью, попытается схитрить: получателям привезут не те подгузники, которые проверялись в ходе приемки. Или по срокам доставки нарушение будет, или приписки по количеству.

- Чтобы бороться с такими злоупотреблениями, наши специалисты разрабатывают специальный сервис, - поясняют в ФСС. - Это будет личный интернет-кабинет для каждого получателя технических средств реабилитации (ТСР). Человек сможет войти туда и проверить соответствие отчетов реальности. Скажем, будет написано, что ему предоставили 50 памперсов категории «А», а на самом деле привезли 30 памперсов категории «В». Для таких случаев будет предусмотрена кнопка «пожаловаться». При нажатии на нее появится окошко, где человек сможет изложить свою жалобу. И письмо отправится прямиком в региональное отделение Фонда.

Получив жалобу, сотрудники должны будут проверить - посмотреть, все ли соответствовало ТЗ, и при необходимости составить рекламацию поставщику.

Участники госзакупок получат форму, чтобы отражать происхождение товаров легкой промышленности

четверг, 11 мая, 2017

Форму предлагается включить в Постановление Правительства РФ N 791. Проект разработал Минпромторг.
Участники закупки товаров легкой промышленности будут по проекту указывать в специальной форме страну происхождения товаров, материалов, комплектующих или полуфабрикатов. Там же нужно будет отражать данные об изготовителе. Форму участник будет предоставлять заказчику.
Напомним, Постановление Правительства РФ N 791 запрещает допуск к госзакупкам иностранных товаров легкой промышленности. Запрет касается и услуг по прокату таких товаров.
Поправки, по мнению авторов проекта, позволят равномерно распределить ответственность за поставляемый товар между сторонами контракта.
Документ: Проект Постановления Правительства РФ (http://regulation.gov.ru/projects/List/AdvancedSearch#npa=65677)

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458 459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 476 477 478 479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 493 494 495 496 497 498 499 500 501 502 503 504 505 506 507 508 509 510 511 512 513 514 515 516 517 518 519 520 521 522 523 524 525 526 527 528 529 530 531 532 533 534 535 536 537 538 539 540 541 542 543 544 545 546 547 548 549 550 551 552 553 554 555 556 557 558 559 560 561 562 563 564 565 566 567 568 569 570 571 572 573 574 575 576 577 578 579 580 581 582 583 584 585 586 587 588 589 590 591 592 593 594 595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 629 630 631 632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 650 651 652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662 663 664 665 666 667 668 669 670 671 672 673 674 675 676 677 678 679 680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691 692 693 694 695 696 697 698 699 700 701 702 703 704 705 706 707 708 709 710 711 712 713 714 715 716 717 718 719 720 721 722 723 724 725 726 727 728 729 730 731 732 733 734 735 736 737 738 739 740 741 742 743 744 745 746 747 748 749 750 751 752 753 754 755 756 757 758 759 760 761 762 763 764 765 766 767 768 769 770 771 772 773 774 775 776 777 778 779 780 781 782 783 784 785 786 787 788 789 790 791 792 793 794 795 796 797 798 799 800 801 802 803 804 805 806