За качество отвечают

понедельник, 15 июля, 2013

Негативные отзывы о пресловутом Федеральном законе №94 все больше приобретают характер лавины, которая грозит «снести» закон о госзакупках в нынешнем его виде. Ему на смену идет очередная реформа, связанная с внедрением контрактной системы. Как будет чувствовать себя в новых условиях лесное хозяйство?

ФЗ №94, регламентирующий порядок размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, сейчас не пинает только ленивый. Специалисты, вынужденные иметь дело с этим законом, уже много лет говорят о том, что вместо борьбы с коррупцией закон открыл большие возможности для сомнительных операций с бюджетными средствами. Недобросовестные компании, у которых за душой нет ни оборудования, ни специалистов, ни денег, путем откровенного демпинга выигрывают аукционы, получают казенные средства, а дальше, что называется, трава не расти. Скандалы, связанные с невыполнением или некачественным исполнением госзаказов, давно рассматриваются как неизбежное зло. С другой стороны, длительная по времени процедура размещения госзаказа не позволяет оперативно принимать жизненно необходимые решения. Не секрет, что передача функций по тушению лесных пожаров специализированным учреждениям была продиктована именно непродуманностью и неповоротливостью ФЗ №94.

Постепенный переход на контрактную систему планируется начать в январе 2014 года. В полную силу закон о контрактной системе должен вступить с 1 января 2017 года. Какие основные принципы легли в основу очередной реформы – подробно прокомментировала начальник правового отдела управления контроля и размещения государственного заказа ФАС России Диляра Баширова.

По ее собственному признанию, когда впервые читаешь документ, возникает ощущение хаоса и непонимания, так как в нем слишком много отсылочных норм. Но после второго и третьего «захода» вырисовывается вполне стройная картина грядущих изменений.

– Главная цель контрактной системы – повысить уровень, качество поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг, – говорит Диляра Баширова. – Не секрет, что Федеральный закон № 94, который родился в недрах антимонопольной службы, был в большей степени направлен на защиту конкуренции, на развитие предпринимательства и в меньшей степени достигал целей, стоящих перед заказчиками.

По мнению Башировой, за 6 лет действия закона рынок государственного и муниципального заказа значительно расширился, но вместе с этим стали очевидны откровенно «слабые места» действующего законодательства. По словам Диляры Башировой, возникла необходимость «перенаправить деятельность заказчиков и переориентировать их с расширения числа участников на выполнение задач, поставленных в целевых программах».

Если в законе № 94 подробно, до мелочей расписана стадия размещения заказа, то на стадии исполнения контракта заказчик оставался один на один с компанией-победителем. Законодательство не установило никаких обязательств для недобросовестных исполнителей, что создало ощутимую «брешь» в нелегком деле эффективного расходования бюджетных средств. Например, нигде не была прописана обязанность взимать неустойку.

– Те заказчики, которые знали, как ее взыскивать, ее взыскивали. Те, кто знал, но не хотел ее взыскивать со своих собственных поставщиков, ее не взыскивали, – заметила Диляра Баширова, сославшись на результаты проверок Счетной палаты.

В контрактной системе, которая придет на смену, попытались регламентировать все стадии закупок, начиная от размещения плана заказа и заканчивая проверкой качества исполнения контракта. Прозрачность процесса планируется обеспечить путем размещения на официальном сайте подробной информации о плане-графике закупок, реестра контрактов, каталогов товаров, работ и услуг, реестров банковских гарантий и недобросовестных поставщиков. После исполнения контракта заказчик обязан будет детально проанализировать результаты и определить, были ли достигнуты поставленные задачи. Если цель не была достигнута, то заказчик должен выявить причины и учесть их в своей дальнейшей работе.

– Концепция контрактной системы подразумевает то, что она самосовершенствуется. Заказчик должен учиться на собственных ошибках, – отметила начальник отдела ФАС России.

Фактически контрактная система нацелена на глубокую регламентацию всех стадий, связанных с закупками. Так, рассказала Баширова, планируется создание типовых контрактов, где будут прописаны требования к товарам и услугам, к участникам размещения заказа при определении поставщиков, условия приемки товаров и услуг, правила расторжения контракта в одностороннем порядке и многое другое. Если сейчас ответственность за результат закупки не является принципом при ее размещении, то в контрактной системе, напротив, все подчинено конечному результату. Предполагается осуществлять контроль на стадии планирования, на уровне определения поставщика и исполнения контракта. При этом зафиксировано, что руководитель контрактной службы будет нести персональную ответственность за результат закупки.

Учитывая, что к контрактным служащим будут предъявляться довольно высокие требования, которые потребуют переподготовки кадров, Диляра Баширова уверена в необходимости создания специализированных подразделений, занимающихся исключительно закупками. По ее словам, существует возможность передачи этих функций подведомственным организациям. В ряде случаев заказчики будут обязаны привлекать экспертные организации для приемки товаров, работ и услуг. В контрактной системе существует и другое новшество – принцип стимулирования инноваций. Это сделано для того, чтобы заказчики закупали не только качественный товар, но, по возможности, инновационную, высокотехнологичную продукцию.

Появление реестра недобросовестных поставщиков является принципиальным моментом в грядущей реформе. Основным способом закупки провозглашается открытый конкурс, особенностью которого является сокращенный срок подачи заявок. При этом рассмотрение заявок будет проходить в период до 20 дней. Основаниями для отказа в допуске к конкурсу являются несоответствие подаваемых документов установленным требованиям и присутствие компании в реестре недобросовестных поставщиков. Если у руководителя предприятия, членов исполнительного органа или главного бухгалтера имеется судимость, пусть даже погашенная, то это также служит основанием для отказа в участии в конкурсных процедурах. Если сей неприглядный факт выявляется не на стадии рассмотрении заявок, а позднее, уже после проведения конкурса, с таким победителем контракт не заключается. В случае, когда контракт уже подписан, он все равно расторгается, объяснила Баширова, а организация включается в реестр недобросовестных поставщиков.

– Теперь заказчик не стеснен тем, что должен выявить недостоверные сведения до заключения контракта, – объясняет специалист антимонопольной службы.

Один из самых сложных для заказчика периодов начинается, когда работы уже выполнены. В законе о контрактной системе подробно расписано, как принимать товар, услуги или работы, как оценивать качество, что делать, если условия контракта не выполнены. Диляра Баширова акцентировала внимание на том, что в контрактной системе появляется обязанность заказчика взыскивать неустойку, если есть претензии к поставщику. При этом в документах должна быть прописана конкретная сумма, от которой будет рассчитываться неустойка и которую обязаны взыскать при несоблюдении условий контракта. Баширова не исключает, что это может отпугнуть компании, особенно когда речь пойдет о небольших сделках.

По новым правилам заказчик сможет либо сам принять работы, услуги или товар, либо возложить эту миссию на экспертную организацию. Жесткая необходимость привлекать экспертов со стороны возникает только в исключительных случаях, когда торги признаны несостоявшимися или если речь идет о чрезвычайных ситуациях. Но экспертная организация не принимает окончательного решения, а лишь дает свое заключение. Последнее слово, как и ответственность, заметила Диляра Баширова, в любом случае остается за заказчиком. При этом в законе указано, что решение заказчика не может быть иным, чем экспертное заключение. В общем, в любом случае эксперт прав. Но зато у заказчика появляется возможность отказаться от заключения контракта в одностороннем порядке.

По информации Башировой, сейчас обсуждается необходимость скорейшего внесения изменений в ФЗ №94, разрешающих односторонний отказ от заключения контракта.

– При хорошем стечении обстоятельств такая возможность появится уже в сентябре, – сказала она. По оценке специалиста антимонопольной службы, для того, чтобы закон о контрактной системе мог вступить в силу, так сказать, в полном объеме, необходимо принять, как минимум, 37 правовых актов. Пока они все в стадии разработки. Так что, уверена Баширова, вероятность того, что контрактная система начнет действовать с 1 января 2014 года, крайне низка. В лучшем случае, вступление закона отодвинут на полгода. Но, убеждена Диляра Баширова, изучать закон лучше сейчас, чтобы вовремя адресовать вопросы Министерству экономического развития.

– Станет сложнее, станет ответственнее, станет более профессионально. Заказчик не сможет совмещать обязанности контрактного служащего с иной деятельностью, – сказала она.

Конечно, что конкретно получится из новой контрактной системы, покажет практика. У многих специалистов лесного хозяйства перспектива перехода на контрактную систему восторга пока не вызывает. Бытует мнение, что новый закон может подбросить еще больше непредвиденных сюрпризов, чем нынешняя практика размещения государственных и муниципальных заказов. Как говорится, поживем – увидим…

Не стоит благодарности

суббота, 13 июля, 2013

Вчера Пленум Верховного суда России утвердил постановление, подробно разъясняющее, как судить коррупционеров. Принципиальное новшество: взятками теперь будут считаться откаты чиновникам и платная благодарность начальнику, даже если деньги принесены добровольно.
Документ поясняет, что, собственно, можно считать взяткой. Ведь нередко расплачиваются не только деньгами, хрестоматийные "борзые щенки" не потеряли своей актуальности и сегодня. Теперь даже существенная скидка "нужному" человеку или нереально дешевая турпутевка могут стать поводом для дела о взятке. Ведь ясно же, что такие презенты даются чиновнику не за красивые глаза. Как сказано в документе, предметом взяточничества наряду с деньгами, ценными бумагами, иным имуществом могут быть незаконные оказание услуг имущественного характера и предоставление имущественных прав.
Например, прощение долга чиновнику тоже взятка. Ремонт квартиры задаром, строительство дачи, передача имущества, в частности автомобиля, для временного использования, все это разные виды взяток. И судить за это надо строго.
Жаркие споры во время обсуждения проекта вызвал пункт, касающийся благодарности чиновнику. Бывает, начальник сделал доброе дело не корысти ради, а осчастливленные граждане тут же несут ему "барашка" в конверте. Вроде бы подарок от чистого сердца, так стоит ли отказываться и обижать людей? Правоведы, взвесив все за и против, решили, что все-таки чиновник должен сказать "нет". Твердое "нет", как бы ни умоляли его люди. Иначе будет коррупция.
Так что "спасибо" теперь в конверт точно не положишь, придется оставаться в "неоплатном долгу" перед начальством. Возможно, такой подход и противоречит чьим-то привычкам и традициям, но лучше оказаться неблагодарным, чем подсудимым.
Как сказал в ходе обсуждения проекта профессор юрфака МГУ, доктор юридических наук Павел Яни, подобные правовые подходы существовали и в советское время - до конца 70-х годов прошлого века. Потом позиции изменились, и сейчас они возвращаются, спустя более чем 35 лет. Так что чиновник теперь должен делать свое дело исключительно за спасибо. Без конвертов, цветов и, пожалуй, даже французского шампанского.
Если же говорить сухим юридическим языком, то, как сказано в постановлении: "ответственность за получение, дачу взятки, посредничество во взяточничестве наступает независимо от времени получения должностным лицом взятки - до или после совершения им действий (бездействия) по службе в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, а также независимо от того, были ли указанные действия (бездействие) заранее обусловлены взяткой или договоренностью с должностным лицом о передаче за их совершение взятки". Иными словами, неважно, вручены деньги до или после того, как дело сделано. И не имеет никакого значения, договаривались гражданин и чиновник заранее о цене вопроса, или цена возникла спонтанно - от избытка чувств облагодетельствованного человека. Переборщил со "спасибо", будешь наказан, так как под статью попадают и те, кто дает, и те, кто берет.

Собянин: В борьбе с коррупцией важна система, а во главе ее - кадры

пятница, 12 июля, 2013

Победить коррупцию еще не удалось никому в мире, но добиться, чтобы она не мешала развитию города, не сказывалась на его бюджете, можно. С такого вступления начал вчера врио мэра Москвы Сергей Собянин заседание Совета по противодействию коррупции.
Он назвал 10 направлений, по которым системно работает под его руководством команда правительства Москвы. Во главу угла Собянин поставил работу с кадрами. За 2,5 года ему пришлось заменить две трети руководителей департаментов, работавших в системе исполнительной власти десятилетиями. При подборке новых кадров создана система независимой квалификационной оценки, которая расматривает каждого кандидата с точки зрения профессионализма и мотивации работы во власти: "Одно дело - человек идет, чтобы подкормить свою фирму и другое - реализовать свои планы, сделать карьеру". Для глав управ был введен так же 7-летний ценз: "Это оптимальный срок, чтобы зарекомендовать себя и реализовать свой потенциал. Дальнейшая работа на этом посту зоркости не добавит". Куда же чиновнику дальше податься? Два пути, считает врио мэра: либо на повышение, либо менять работу.

Собянин: В борьбе с коррупцией важна система, а во главе ее - кадры

пятница, 12 июля, 2013

Победить коррупцию еще не удалось никому в мире, но добиться, чтобы она не мешала развитию города, не сказывалась на его бюджете, можно. С такого вступления начал вчера врио мэра Москвы Сергей Собянин заседание Совета по противодействию коррупции.
Он назвал 10 направлений, по которым системно работает под его руководством команда правительства Москвы. Во главу угла Собянин поставил работу с кадрами. За 2,5 года ему пришлось заменить две трети руководителей департаментов, работавших в системе исполнительной власти десятилетиями. При подборке новых кадров создана система независимой квалификационной оценки, которая расматривает каждого кандидата с точки зрения профессионализма и мотивации работы во власти: "Одно дело - человек идет, чтобы подкормить свою фирму и другое - реализовать свои планы, сделать карьеру". Для глав управ был введен так же 7-летний ценз: "Это оптимальный срок, чтобы зарекомендовать себя и реализовать свой потенциал. Дальнейшая работа на этом посту зоркости не добавит". Куда же чиновнику дальше податься? Два пути, считает врио мэра: либо на повышение, либо менять работу.

ФАС обязала мэрию повторно провести торги на реконструкцию дамбы и набережной

пятница, 12 июля, 2013

Федеральная антимонопольная служба РФ признала администрацию Уфы нарушившей ФЗ-94 «О размещении заказов…» при проведении конкурса по отбору подрядчика первой очереди реконструкции набережной и дамбы реки Белой. Служба выдала мэрии предписание, обязав провести повторный конкурс, сообщается на официальном сайте размещения заказов. Таким образом ФАС отреагировал на жалобу, направленную на действия заказчика челябинским ЗАО «Уралмостострой», которому было отказано в допуске к аукциону без объяснения причин. ФАС обязала администрацию отменить протокол рассмотрения первых частей заявок, привести конкурсную документацию в соответствии с требованием ФЗ и назначить новую дату проведения конкурса. Напомним, что с жалобами на действия администрации, отказавшей в допуске к конкурсу на реконструкцию набережной девяти из 11 подавших заявки претендентов, в ФАС РФ обращались и другие подрядчики. Среди них — уфимские ООО «Фирма СУ-10», «СУ-820» «Дортрансстрой», сургутское ООО «Трест „Запсибгидрострой”», екатеринбургское ООО «Легиарт» (см. „Ъ” от 5 июля). По части этих жалоб ФАС также признал мэрию нарушившей ФЗ о размещении заказов, но повторных предписаний не выдал.

Заказчиком первой очереди реконструкции набережной реки Белой и берегоукрепительных работ выступило управление по строительству, ремонту дорог и искусственных сооружений администрации. Аукцион проводился 28 июня на торговой площадке «Сбербанк-АСТ» и вызвал большой ажиотаж у участников рынка. К торгам были допущены всего два участника: московское ООО «СТК Кладезь», предложившее исполнить контракт за 1,33 млрд руб. при начальной цене 1,36 млрд руб., московское ООО «ОРТОСТ-фасад», предложившее цену 1,34 млрд руб. Ни одна из этих компаний не вела до сих пор бизнеса в Уфе. Впоследствии заявка «СТК Кладезь» была признана несоответствующей, а победителем объявлен «ОРТОСТ-фасад». Эта компания имеет госконтракты стоимостью около 3 млрд руб. с администрацией города Мирного на устройство вентилируемых фасадов многоквартирных домов и Ленским муниципальным районом на строительство школы (оба — Архангельская область).
Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/2231693

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458 459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 476 477 478 479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 493 494 495 496 497 498 499 500 501 502 503 504 505 506 507 508 509 510 511 512 513 514 515 516 517 518 519 520 521 522 523 524 525 526 527 528 529 530 531 532 533 534 535 536 537 538 539 540 541 542 543 544 545 546 547 548 549 550 551 552 553 554 555 556 557 558 559 560 561 562 563 564 565 566 567 568 569 570 571 572 573 574 575 576 577 578 579 580 581 582 583 584 585 586 587 588 589 590 591 592 593 594 595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 629 630 631 632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 650 651 652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662 663 664 665 666 667 668 669 670 671 672 673 674 675 676 677 678 679 680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691 692 693 694 695 696 697 698 699 700 701 702 703 704 705 706 707 708 709 710 711 712 713 714 715 716 717 718 719 720 721 722 723 724 725 726 727 728 729 730 731 732 733 734 735 736 737 738 739 740 741 742 743 744 745 746 747 748 749 750 751 752 753 754 755 756 757 758 759 760 761 762 763 764 765 766 767 768 769 770 771 772 773 774 775 776 777 778 779 780 781 782 783 784 785 786 787 788 789 790 791 792 793 794 795 796 797 798 799 800 801 802 803 804 805 806