Институт системного анализа (ИСА) РАН по заказу Газпромбанка разрабатывает систему рейтингования поставщиков в сфере госзакупок.

вторник, 20 августа, 2013

Ее прототип уже тестируется на контрактах «Газпрома». Запуск серийного варианта системы запланирован на начало 2014 года.

Почти каждый заказчик сталкивается с проблемой выбора надежного поставщика, рассказывает гендиректор Электронной торговой площадки (ЭТП) Газпромбанка Андрей Черногоров: «Выберешь не того — будешь мучиться с ним полтора года, пока в результате изнурительной судебной процедуры не расторгнешь контракт». Сейчас заявки от поставщиков обычно рассматривает специальная комиссия заказчика, в ее состав входят от трех до 20 человек. Их оценки того, какие факторы принимать во внимание при выборе подходящей компании, всегда субъективны.

«Поэтому мы задумались о том, чтобы как-то задействовать механизмы поддержки принятия решений, то есть стандартизировать и упростить процедуры привлечения поставщиков, — вспоминает собеседник РБК daily. — В России сложилась качественная научная школа по решению такого рода задач. Мы предложили ИСА РАН совместный проект по созданию системы, в которой наработанные методики могут применяться в сфере закупок».

Для решения этой задачи в институте был создан временный трудовой коллектив из представителей разных областей знания. Возглавил его заведующий лабораторией дискретных методов в управлении ИСА РАН Олег Славин. Работа над проектом началась в декабре 2012 года.

«Если закупаются карандаши, выбор поставщика не столь принципиален, — излагает суть проблемы г-н Славин, — объемы закупок в этом случае небольшие, товар неэксклюзивный, и даже если поставка по какой-то причине сорвется, можно легко перезаключить контракт с другой компанией — конкурентом первой. Совсем иначе обстоят дела с уникальными контрактами — большими, дорогостоящими, сложными». К выбору поставщика в этом случае необходимо подходить с особой тщательностью, учитывая максимальное количество угроз, которые могут поставить под вопрос исполнение контракта.

В основе разрабатываемой системы лежит технология интеллектуального поиска. Метапоисковая машина собирает информацию о поставщиках через другие поисковики в Интернете и во внутренних источниках компаний. Из полученных результатов удаляются дубликаты, а оставшаяся информация классифицируется. Затем к ней применяется метод сентимент-анализа. Иными словами, каждому найденному факту о компании присваивается эмоциональная оценка: позитивная, негативная или нейтральная.

Всего система анализирует угрозы срыва контрактов по 30 различным критериям: природно-климатические и политические условия, внутренние финансовые и кадровые ресурсы и т.д. «Если система обнаружила, что глава компании-поставщика интересуется автоспортом, скорее всего, этому факту будет дана нейтральная оценка, — описывает принцип работы системы Андрей Черногоров. — А вот то, что часть предприятий этой компании находится в регионе с повышенным риском наводнений или землетрясений, будет дополнительным поводом отказаться от ее услуг».

В России аналогов этой системы нет. В мире чаще всего пользуются единой квалификационной системой Achilles, основанной в Норвегии в 1990 году. Она тоже оценивает наличие трудовых ресурсов, систему менеджмента качества и др. и выдает общий рейтинг, аналогичный кредитному от рейтинговых агентств, рассказывает глава ЭТП Газпромбанка. Некоторые крупные заказчики создают свои системы квалификации поставщиков. Например, Shell использует SQS (Supplier Qualification System), разработанную совместно с Achilles.

«Но в Achilles рейтинг присваивается на основании профиля поставщика, который известен, структурирован и находится в базе данных, эта информация основана на обширной статистике», — указывает на основное отличие от конкурента Олег Славин. Но если компания новая, располагаемой о ней информации может оказаться недостаточно для правильного решения. «Фирма может быть очень маленькой и малоизвестной, но при этом очень хорошей как поставщик», — соглашается Андрей Черногоров.

Сейчас по методике ИСА РАН анализируются 5 тыс. контрактов, а «для тонкой настройки» нужно около 20 тыс., продолжает он. Прототип системы обошелся Газпромбанку в несколько миллионов рублей. Вывод продукта на массовый рынок будет стоить миллионы долларов. «Основная их часть пойдет на покупку информации», — уточняет собеседник газеты.

13 советов Путину

вторник, 20 августа, 2013

В сентябре Владимиру Путину представят предложения Минфина по повышению эффективности бюджетных расходов. РБК daily ознакомилась с проектом соответствующего доклада. Он состоит из 13 блоков, уменьшать траты казны в нем предлагается за счет замедления роста пенсий, отмены материнского капитала, сокращения госслужащих и усиленного контроля за гособоронзаказом.

Провести экспертизу эффективности расходов бюджета и подумать над их оптимизацией президент поручил Минфину и Минэкономразвития весной этого года. К решению задачи были привлечены и эксперты из РАНХиГС, ВШЭ и других аналитических центров. Среди них — проректор ВШЭ Андрей Жулин. Разрабатывать документ он вместе с коллегами начал в апреле. Всего было создано 13 экспертных групп по разным направлениям.

Основной посыл к началу совместной работы у экспертов и Минфина был общий: бюджет тратится явно неоптимально, вспоминает г-н Жулин. Единственное их расхождение с ведомством Антона Силуанова заключалось в том, что эксперты считали: некоторые сферы — образование, здравоохранение, соцобеспечение — нуждаются в дополнительных средствах. «Позиция же чиновников более радикальная», — говорит Андрей Жулин.

Изначально в докладе было 163 страницы, осталось только 85: многие предложения Минфин исключил. На днях итоговый доклад был направлен в аппарат правительства, часть из предложенных идей войдут в итоговый доклад к Госсовету в октябре (см. РБК daily от 11.07.13), знают несколько чиновников Белого дома и один из сотрудников московской мэрии.

Либо работа, либо пенсия

Первый раздел доклада посвящен пенсионной системе (см. таблицу). Наибольшую экономию даст изменение вариантов индексации пенсии, следует из документа. К примеру, индексация фиксированного базового размера страховой части по инфляции (один раз в год вместо двух) позволит сэкономить к 2020 году до 781 млрд руб.

Если Минфин предлагает направить сэкономленные суммы на сокращение трансферта в ПФР, то социальный блок правительства — оставить часть средств в пенсионной системе и переместить их на страховую часть, а уже остальное — на сокращение трансферта.

Еще один вариант — установить рост пенсий на уровне инфляции плюс 2%. По оценкам Минфина, в долгосрочной перспективе это сэкономит до 1,5 трлн руб. Однако в этом случае рост пенсий замедлится еще значительнее, и достичь целевого показателя по их размеру в 2,5 прожиточного минимума пенсионера к 2030 году не удастся, говорит замдиректора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрий Горлин.

Изменения могут коснуться и работающих пенсионеров. Минфин планирует отменить перерасчет размера страховой пенсии, а также предлагает выплачивать фиксированный базовый размер трудовой пенсии (на период работы), только если совокупный доход не превышает 2,5 МРОТ (то есть около 14 тыс. руб.).

«Перерасчет размера страховой пенсии повысит целевой характер пенсий, которые являются страховкой от потери заработка. Сэкономленные деньги останутся в системе и пойдут на увеличение выплат тем пенсионерам, которые прекратили работу», — объясняет г-н Горлин.

Материнский капитал в пользу бедных

Авторы предлагают прекратить выдачу сертификатов на материнский капитал на вторых и последующих детей, рожденных после 31 декабря 2016 года, но при этом одновременно хотят усилить поддержку бедных семей. Еще один вариант «социального маневра» — развитие института профессиональных приемных семей на возмездной основе (сейчас безвозмездная опека вытесняется в силу экономической невыгодности для семьи).

Изыскать резервы попытаются также в образовании (в частности, количество федеральных вузов к 2016 году должно сократиться с 571 до 500) и развитии транспортной инфраструктуры (возможен отказ от субсидирования железнодорожных перевозок на маршрутах свыше 1,5 тыс. км в пользу авиации и перевод пилотов на платное обучение).

Больше военных, меньше чиновников

Траты на оборонку предлагается сокращать через инвентаризацию бюджетных расходов, сведения о которых составляют гостайну, но часто таковой не являются, постепенный отказ от кредитных схем при реализации программы вооружения, а также введение дополнительной ответственности госзаказчиков. «На кредитовании идут большие потери, реальный объем госзаказа позволяет финансировать проекты напрямую», — объясняет г-н Жулин.

Резервы экономии эксперты нашли также в госуправлении: они предлагают сократить количество госслужащих в связи с переходом на электронный документооборот и принцип «одного окна», а также за счет объединения ведомств с пересекающимися функциями (например, сейчас в Белом доме обсуждают идею об объединении ФАС и ФСТ). Однако механическое объединение ведомств особой экономии не даст, уверен г-н Жулин: «ВШЭ предлагает сокращать число контрольно-надзорных полномочий. Многие из них регулируются еще актами советского периода, ряд из них невозможно осуществить». Особенно большие «резервы» есть у ФНС, ФТС, Росреестра, отмечается в докладе.

Меньше депутатов, больше приватизации

Авторы доклада также предлагают реализовать идею о переходе с 2017 года на единую консолидированную субсидию, подумать о сокращении численности муниципальных депутатов минимум на 10% и отменить назначения сити-менеджеров. Еще один значимый резерв — управление госимуществом. Выплата госкомпаниями дивидендов (25% чистой прибыли, решение принято недавно) в 2014 году принесет в бюджет дополнительно более 200 млрд руб.

Кроме того, авторы предлагают создать Федеральный фонд развития недвижимости (для приватизации объектов недвижимости), предоставлять бюджетные инвестиции на возвратной основе дочерним компаниям или холдингам с использованием корпоративных облигаций, а также усилить контроль за госинвестициями через выпуск в пользу государства привилегированных акций.

«Еще одна программа действий лишней не будет, но принципиально ситуацию не изменит, — комментирует проект доклада директор департамента оценки и инвестиционного проектирования АКГ «МЭФ-Аудит» Дмитрий Трофимов. — Тем более в программе есть пункт по разработке «дорожной карты», а это еще сильнее тормозит процесс. Для реализации всех этих мер в стране не хватает профессионалов с практическим опытом».

ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ОПТИМИЗАЦИИ ГОСРАСХОДОВ

Рекомендации Минфина Объем возможной экономии, руб.
1. Пенсионная система
повышения базы для начисления страховых взносов со 160% от средней зарплаты до 230% к 2020 году до 200 млрд к 2020 году
пенсия для медработников, педагогов и работников творческих специальностей в зависимости от стажа до 500 млрд в долгосрочной перспективе
увеличение минимального страхового стажа с 5 до 15 лет около 500 млн в год
изменение порядка индексации страховой части пенсии на уровень инфляции + 2% до 1,5 трлн в долгосрочной перспективе
индексация фиксированного базового размера страховой части по инфляции до 781 млрд к 2020 году
изменения в выплатах пенсии работающим пенсионерам (если совокупный доход не больше 2,5 МРОТ) до 2,5 трлн в долгосрочной перспективе
2. Социальная поддержка населения
оптимизация предоставления техсредств реабилитации (усиление контроля, создание единого реестра получателей и т. д.) 1, 6 млрд в 2014 году
отмена материнского капитала с 2016 года, направление допсредств семьям с низким достатком до 330 млрд
3. Образование
снижение численности молодежи «студенческого» возраста (17-30 лет) 28,6 млрд к 2016 году
сокращение вузов с 571 до 500 к 2016 году 4,2 млрд в 2016 году
4. Наука
формирование научных исследований в рамках федеральных целевых программ нет оценок
перевод финансирования НИОКР на режим софинансирования участвующих в проектах компаний нет оценок
создание единой базы НИОКР для учета и др. нет оценок
5. Культура
перевод работников на «эффективный контракт» нет оценок
6. Здравоохранение
переход финансового обеспечения медорганизаций в систему ОМС 34,2 млрд - 2014 год, 51,6 млрд - 2015 год, 64,3 млрд - 2016 год
7. Транспорт
установление долгосрочных тарифов на ж/д перевозки около 400 млрд за 6 лет
отмена или реструктуризация субсидий на перелеты 11,5 млрд в 2014-2016 годах
передача в концессию ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения в РФ» нет оценок
переход к модели частного сервисного морского порта на 10-20% бюджетных средств меньше
8. Госуправление
оптимизация общей структуры и состава федеральных органов исполнительной власти 3 млрд ежегодно
переход к предоставлению ведомствам госуслуг в электронном виде в объеме 5% бюджетных расходов на заработную плату минимум 3,8 млрд в год
9. Бюджетная политика на региональном и муниципальном уровнях
переход к предоставлению консолидированных субсидий в рамках госпрограмм, увеличение доли дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов и др. нет оценок
10. Госзакупки
сокращение расходов федерального бюджета на закупку товаров на 5% от общего объема расходов на эти цели в 2013-2016 годах 116,5 млрд - 2014 год, 121,9 млрд - 2015 год, 122 млрд - 2016 год
11. Бюджетные расходы («потолки» федерального бюджета и др.)
12. Управление госимуществом
выплата компаниями с госучастием дивидендов в размере 25% чистой прибыли допдоходы в 2014 году до 202,6 млрд (прогнозный показатель – 172,7 млрд), в 2015 году - до 234,8 млрд (прогнозный показатель – 181,9 млрд), 2016 год - 243,7 млрд
13. Налоговая политика
отмена ряда налоговых льгот за 2013–2019 годы дополнительно поступит 1,3 трлн

Минкомсвязь отложила конкурс на создание «Независимого регистратора»

понедельник, 19 августа, 2013

МОСКВА, 19 авг — Digit.ru. Минкомсвязь перенесла со 2 сентября на 10 октября конкурс на создание информационной системы «Независимый регистратор», следует из документации конкурса на портале госзакупок.
Система «Независимый регистратор» предназначена для регистрации и хранения истории проведения торгов в электронной форме на основных электронных торговых площадках, аккредитованных Минэкономразвития.
Минкомсвязь объявила конкурс на создание «Независимого регистратора» 1 августа с начальной ценой работ 133 миллиона рублей. В связи с этим замглавы Минкомсвязи Михаил Евраев заявил представителям СМИ, что при прежнем руководстве Минкомсвязи система была создана компанией «Ростелеком» за 300 миллионов рублей, однако существовала «лишь на бумаге», то есть, была не работоспособна, хотя акты о приемке работ были подписаны. На этом основании Минкомсвязть, как сообщил Евраев, обратилась в правоохранительные органы для проверки исполнения госконтракта по созданию «Независимого регистратора».
В то же время, как следует из письма замглавы уже нового состава Минкомсвязи Дениса Свердлова от августа 2012 года в адрес Минэкономразвития, с которым ознакомился Digit.ru, система «Независимый регистратор» была введена в опытную эксплуатацию в октябре 2010 года, информация от электронных площадок начала поступать в систему в декабре того же года, а в марте 2011 года она была введена в промышленную эксплуатацию.

Однако, как указывал Свердлов, из-за технических проблем на электронных площадках информация от большинства из них перестала поступать в «Независимый регистратор»: с декабря 2011 года прекратилось поступление информации от ОАО «Единая электронная торговая площадка» и «Сбербанк-АСТ», с января 2012 года — от площадки ММВБ «Госзакупки», а от официального сайта zakupki.gov.ru сообщений не было с января 2011 года. Свердлов обращал внимание, что об этих проблемах уже сообщалось в Минэкономразвития, однако ответов не было получено, и проблема не была решена.
Проблема не была решена и впоследствии. Как следует из совместного протокола Минкомсвязи и «Ростелекома», оборудование «Независимого регистратора» было отключено от сети передачи данных 19 апреля 2013 года. При этом в протоколе указано, что от перечисленных выше площадок сообщений так и не было. В то же время, от электронной площадки РТС и от Агентства по государственному заказу Республики Татарстан сообщения в «Независимый регистратор» поступали до последнего времени перед отключением.

Подготовлен проект перечня товаров, в случае закупок которых заказчик обязан проводить электронный аукцион

понедельник, 19 августа, 2013

Минэкономразвития подготовило проект распоряжения Правительства РФ, устанавливающий перечень товаров, работ и услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить электронный аукцион, сообщает пресс-служба НОСТРОЙ.

«В проект перечня предлагается внести строительные работы за исключением работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также строительных работ, если начальная (максимальная) цена контракта превышает 500 млн рублей», — говорится в опубликованном сообщении.

Документ подготовлен во исполнение пункта 16 плана мероприятий по реализации Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утвержденного поручением Правительства РФ от 21 мая 2013 г. № ДМ-П13-3339.

«Бюджетный» храм РПЦ строится ударными темпами

пятница, 16 августа, 2013

Храм РПЦ, строительство которого ведется за бюджетный счет в олимпийском парке Сочи, возводится ударными темпами.

На днях объект посетил губернатор Краснодарского края Александр Ткачев, который был одним из инициаторов строительства храма, сообщила пресс-служба региональной администрации.

По итогам визита стало известно, что на сегодняшний день на объекте ведутся фасадные работы. Высота сооружения от земли до креста - 43 метра, в потолке находится открытый купол, откуда будет поступать дневной свет.

Напомним, информация, распространенная в августе 2012 года пресс-службой мэрии Сочи о том, что храм строится на благотворительные средства, была опровергнута документами, обнаруженными на сайте госзакупок, размещенными еще в декабре 2011 года Главным управлением строительства Краснодарского края.

Как следует из результатов аукциона, бюджет Краснодарского края выделит более полумиллиарда, а точнее 525 838 140 рублей на строительство храма Нерукотворного Образа Христа Спасителя возле Олимпийского парка в Адлерском районе Сочи.

В огромный «культурно-исторический центр» - так значится храм в документах госзаказа, войдут также «приют» на 60 мест, двухэтажный конференцзал и музей.

По информации пресс-службы губернатора, строящийся храм – пятый по счету в «огромном духовно-просветительском ансамбле в Имеретинке». Комплекс храмов планируют открыть в конце 2013 года.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458 459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 476 477 478 479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 493 494 495 496 497 498 499 500 501 502 503 504 505 506 507 508 509 510 511 512 513 514 515 516 517 518 519 520 521 522 523 524 525 526 527 528 529 530 531 532 533 534 535 536 537 538 539 540 541 542 543 544 545 546 547 548 549 550 551 552 553 554 555 556 557 558 559 560 561 562 563 564 565 566 567 568 569 570 571 572 573 574 575 576 577 578 579 580 581 582 583 584 585 586 587 588 589 590 591 592 593 594 595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 629 630 631 632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 650 651 652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662 663 664 665 666 667 668 669 670 671 672 673 674 675 676 677 678 679 680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691 692 693 694 695 696 697 698 699 700 701 702 703 704 705 706 707 708 709 710 711 712 713 714 715 716 717 718 719 720 721 722 723 724 725 726 727 728 729 730 731 732 733 734 735 736 737 738 739 740 741 742 743 744 745 746 747 748 749 750 751 752 753 754 755 756 757 758 759 760 761 762 763 764 765 766 767 768 769 770 771 772 773 774 775 776 777 778 779 780 781 782 783 784 785 786 787 788 789 790 791 792 793 794 795 796 797 798 799 800 801 802 803 804 805 806