АГЕНТСТВО ПО ГОСЗАКАЗУ РТ СОБИРАЕТСЯ ПРИВИВАТЬ ЗА РУБЕЖОМ ТАТАРСТАНСКИЙ ОПЫТ ЭЛЕКТРОННЫХ ТОРГОВ

вторник, 10 сентября, 2013

Как стало известно газете «БИЗНЕС Online», в октябре на территории Украины состоится тестовый запуск коммерческой электронной торговой площадки, призванной оптимизировать затраты местного бизнеса и предприятий. Идеологами проекта стали татарстанские разработчики – специалисты агентства по госзаказу РТ, а место локализации сервера электронной площадки находится в казанском IT-парке. Партнеры проекта надеются при минимальных вложениях заработать приличные средства, этому способствует и как таковое отсутствие рынка электронных торгов в Украине. Шансы на успех геллеровского проекта на территории сопредельного государства, кстати, в прошлом году проигравшего конкурс на статус оператора общероссийского сайта госзакупок Сбербанку, оценили эксперты «БИЗНЕС Online».

ХЛЕБ И УСТРИЦЫ

Агентство по госзаказу Татарстана заключило соглашение с украинским научно-производственным предприятием «Идея» на создание и реализацию проекта электронной торговой площадки на территории Украины. Пока только для коммерческих предприятий. Об этом сообщил корреспонденту «БИЗНЕС Online» глава агентства госзаказа Яков Геллер, подчеркнув, что международный проект такого масштаба по внедрению электронных торгов реализуется впервые.

Как отметил Геллер, агентство пытается найти новые ниши сбыта своей интеллектуальной деятельности: «Чтобы люди не думали, что мы просто так едим в обед устрицы», - в своей остроумной манере прокомментировал глава агентства.

Как известно, агентство является оператором электронной торговой площадки etp.zakazrf.ru, определенной в результате конкурсного отбора в качестве федеральной площадки для размещения государственных и муниципальных заказов, помимо этого в функции агентства входит выполнение обязанностей оператора площадки электронного мониторинга рынка 223.zakazrf.ru, сопровождение электронной товарно-информационной системы (ЭТИС) РТ.

Недавно команда Геллера начала внедрять пилотный проект нового продукта под условным наименованием «Четыре расхода». Казалось бы, работы специалистам Агентства хватает. Но здесь следует вспомнить о главном разочаровании и даже в некотором роде потере, которую Геллер пережил в конце прошлого года: проигрыш агентства в конкурсе на статус оператора общероссийского сайта госзакупок – zakupki.gov.ru.

Напомним, что в прошлом году Агентство по госзаказу РТ проиграло в конкурсе на статус оператора общероссийского сайта госзакупок Сбербанку на 2013 год. До этого татарстанская компания целых три года была держателем контракта от минэкономразвития РФ – это ведомство контролирует сайт госзакупок. Этот проигрыш, по всей видимости, и подвиг главу Агентства на экспансию в Украину.

УКРАИНА – РОССИЯ ОБРАЗЦА 2004 ГОДА

О некоторых подробностях экспансии на украинскую землю татарстанских специалистов в области электронных торгов рассказал начальник службы информационных технологий агентства Антон Крыжановский: «Агентство с нашими партнерами, одной из компаний, которая специализируется в области государственных и коммерческих закупок в Украине, на данный момент создает электронную коммерческую площадку. Это была их инициатива, с которой они вышли к нам – растиражировать наши технологии на территории Украины». По словам Крыжановского, когда специалисты агентства стали изучать рынки Украины, то пришли к выводу, что там ситуация с торгами до боли напоминает Россию 2004 года, когда еще не был принят ФЗ-94. Как это выражается?

«Нет единого центрального сайта, где бы располагалась информация, коммерческие и госструктуры до сих пор публикуют в печатных СМИ информацию о закупках. Сфера электронных аукцион не скажу что отсутствует, но потребность в них явно незначительна», - пояснил собеседник издания. Причем, как он отметил, даже представление об электронной-цифровой подписи у наших соседей весьма туманное. В общем, можно сделать вывод, рынок электронных торгов в Украине находится в зачаточном состоянии.

«Сфера электронных аукционов в Украине, на мой взгляд, очень слабо развита, мы понимаем и те проблемы, которые мы слышали раньше у нас, что у людей нет электронно-цифровой подписи, что у них плохие каналы связи. Через это просто надо пройти».

НЕОПРЕДЕЛЕННЫЙ БЮДЖЕТ И ПРИЛИЧНЫЕ ДОХОДЫ

Любопытно, но украинское законодательство не позволяет входить в электронные аукционы госучреждениям, пока не будет создана площадка для госзаказа. А ее до сих пор в стране нет. Как, в принципе, и самой системы электронных аукционов.

«В стране происходят тендеры по государственным закупкам, была эпоха тендерной палаты, с 2010 года существует закон о госзакупках, но там не предусмотрены закупки с использованием электронных аукционов, - сообщил «БИЗНЕС Online» генеральный директор НПО «Идея» (Украина, Донецк) Игорь Якобсон. – Что проводится в качестве закупочной деятельности: размещается открытое извещение на сайте, там же тендерная документация, после этого там же появляется объявление об акцепте, и следующий этап – объявление о заключении договора. Без этих объявлений казначейство не проплачивает никакие деньги. Но редукционов на территории Украины нет», - заключил Якобсон. По словам собеседника издания, проект с Геллером вполне может быть жизнеспособным и для госзаказа, но пока он направлен только на бизнес, такой своеобразный аутсорсинг закупочной деятельности.

Подписание соглашения между татарстанской и украинской компаниями состоялось в июле, сейчас проект вышел на финишную прямую, и уже в октябре, как предполагает Якобсон, площадка будет запущена на территории Украины. Отметим, что специалистам агентства пришлось изрядно попотеть, чтобы адаптировать систему под украинские регламенты: «Она будет гармонизирована с их средствами криптографической защиты, с использованием украинских стандартов в области ЭЦП, которые и по формату, и даже по идеологии отличаются от российских стандартов, с использованием их справочников, номенклатуры банков. Система полностью адаптирована для их нужд», - заверил «БИЗНЕС Online» Крыжановский.

Однако что подвигло украинскую компанию заняться созданием электронной площадки именно сейчас, ведь, как утверждает Якобсон, как с Геллером лично, так и с деятельностью агентства, он был знаком давно.

«Я знаком с Геллером с 2008 года, мы часто встречались на конференциях, посвященных закупочной деятельности. Но до сих пор я к нему не обращался. По той простой причине, что я не видел в этом необходимости. Но сейчас в Украине, как и в России, идет кризис, он продолжается, и это мощный кризис, даже, может быть, мощнее, чем в 2008 году. И он будет идти и дальше. Поэтому я наблюдаю очень сильный тренд в сторону снижения расходов заказчиков. На сайте нашей площадки будет лозунг: «Заказчикам – экономия средств при закупках, поставщикам – новые рынки сбыта», - объяснил свою позицию Якобсон.

Бюджет проекта пока не определен, но, как полагают в агентстве, расходы на его внедрение будут небольшие, а вот доход от реализации проекта ожидается очень существенным. В настоящее время уже завершена разработка электронной площадки, сервер которой находится в IT-парке в Казани, идет обучение украинских коллег, чтобы они в дальнейшем смогли самостоятельно оказывать техническую поддержку и консультационную помощь . Но весь проект на территории Украины будет позиционироваться от имени НПО «Идея». Так как, по словам Крыжановского, законодательство у соседей так построено, что легче работать именно с резидентами Украины.

«Но мы понимаем, что этот рынок на данный момент еще не занят, и мы бы хотели привнести в него свою технологию, свои знания, опыт», - сообщил он.

ПРОЕКТ МОЖЕТ ПОЛОЖИТЕЛЬНО ПОВЛИЯТЬ НА ОТНОШЕНИЯ УКРАИНЫ И ТАТАРСТАНА

Эксперты «БИЗНЕС Online» полагают, что экспансия татарстанской компании на украинский рынок закупочной деятельности вполне перспективна в своем развитии, вот только придется осваивать особенности законодательства страны партнеров

Артур Даутов, - советник ректора по экономике, зам директора института непрерывного образования университета управления «ТИСБИ»:

– В части государственных закупок Россия и вслед за ней страны Таможенного союза на законодательном уровне поддерживают применение электронных торгов. На Украине электронные торги не получают должной государственной поддержки. Так, в июле 2012 года президент Украины Виктор Янукович подписал закон «О внесении изменений в закон Украины «Об осуществлении государственных закупок» относительно внедрения процедуры электронного реверсивного аукциона». Несмотря на позитивные цели по развитию конкуренции, расширению гласности и прозрачности закупок, закон так и не заработал по причине отсутствия необходимых подзаконных актов. Примечательный пример, так как если необходимые акты не будут приняты до 1.01.2014 года, в России может не заработать закон о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг 44-ФЗ. На сегодняшний день российские электронные торговые площадки работали на повышение уровня свободной конкуренции на рынке госзаказа за счет привлечения поставщиков стран СНГ. Поставщикам с Украины, используя различные механизмы, помогали участвовать в госзаказе России по 94-ФЗ.

Впервые появилась информация об участии электронной торговой площадки в проекте по развитию электронной торговли на Украине. Для ГУП «Агентства по госзаказу РТ» это один из первых международных проектов, хотя в полном названии ГУП есть фраза «по межрегиональным связям». Я вижу в данном проекте множество проблем, решить которые возможно только при поддержке правительства Украины. Необходим регулятор, который сформирует внятные «правила игры». Также считаю неполноценными электронные торги без Электронной цифровой подписи. Регулирование и виды таких подписей серьезно отличаются в России и на Украине, где они приближены к европейским стандартам.

Считаю, что украинский проект по силам коллективу Агентства и его руководству. А помимо коммерческой выгоды данный проект может положительно повлиять на отношения Украины и Татарстана.

Максим Клягин, аналитик УК «Финам Менеджмент»:

– На первый взгляд, подобная инициатива выглядит вполне перспективно. Рынок электронных закупок в условиях дальнейшей информатизации экономики и очевидных преимуществ механизмов ЭТП в последние годы растет очень активно. Спрос на актуальные инфраструктурные решения (как в сегменте b2b, так и в b2g) формируется на высоком уровне, что обеспечивает благоприятную конъюнктуру для новых технологичных проектов в этой сфере.

Полагаю, в случае эффективной реализации проекта и создании ликвидной площадки, открывающей доступ к широкому кругу потенциальных контрагентов, формирующей конкурентные цены и, как следствие, обеспечивающей сокращение издержек и развитие дистрибуции, интерес к продукту может оказаться весьма высоким.

Алексей Дегтярев, генеральный директор B2B-Center

Выгоды проекта осуществления госзакупок на электронных торговых площадках не просто ощутимы, они доказаны практикой. Об этом скажет статистика любой многофункциональной электронной торговой площадки. В России, где законодательные коллизии в большинстве вопросов урегулированы, многие госкомпании проводят торги на площадках системы B2B-Center. В целом перспективность направления доказывает динамика количества компаний (как закупщиков, так и поставщиков), осуществляющих различные торговые процедуры в системе B2B-Center, динамика объемов торгов и динамика количества торговых процедур. В частности, объем торгов на сегодня составляет - 2,9 триллиона рублей, электронные торговые площадки на сегодняшний день используют 136654 компании, а количество торговых процедур составляет 286160. Это ли не показатель эффективности инструмента?

Вывод таков, что в какой бы сфере ни применялись электронные торговые площадки – они являются эффективным прогрессивным инструментом, который на практике доказывает свою востребованность. Электронные торги применимы, как в B2B, так и в B2G-секторах. Но! Вопрос в другом. Всякий ли оператор электронных торгов дает широкий функционал? И всякий ли оператор расширяет географию? Украинские предприятия государственной собственности, которые проводят закупки за бюджетные деньги, пока не имеют права проводить закупки в электронном виде до принятия соответствующего законодательства. Однако в ближайшее время соответствующие нормы должны быть приняты на уровне подзаконных актов. А намерения проводить госзакупки через электронные торговые площадки закреплены на уровне Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок». Если же говорить о примерах сотрудничества, то подобный опыт B2B-Center реализован в Украине не на государственном уровне, а на уровне бизнес-объединений. В частности в июне 2013 года в Украине стартовала совместная электронная торговая площадка, созданная компанией B2B-Center под эгидой Украинского Союза промышленников и предпринимателей (УСПП). Площадка создана для членов УСПП. Для Агентства по госзаказу Республики Татарстана подобный проект точно будет полезным опытом, однако с точки зрения выгоды необходимо принимать во внимание, что российский рынок в сегменте электронных торгов развит куда сильнее. Электронные торги в России – намного более понятная категория, многие российские предприятия и российское государство проводят закупки в электронной форме. В Украине на сегодняшний день электронные формы закупок пока не достигли такого масштаба в корпоративном сегменте, не до конца проработана законодательная база.

Шансы на успех данного проекта сильно повысил качество программного продукта. Очень сложно будет выходить на рынок с одной торговой процедурой «электронный аукцион», поскольку она не закроет потребности только биржевых товаров и не закроет потребностей большинства коммерческих предприятий.

Д. Медведев провел совещание по вопросам работы Экспертного совета при Правительстве по общественному контролю государственных расходов и закупок

понедельник, 9 сентября, 2013

Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев 5 сентября провел совещание по вопросам работы Экспертного совета при Правительстве в части совершенствования общественного контроля государственных расходов, закупок и инвестиций. Медведев выразил надежду, что вступление в силу закона о Федеральной контрактной системе позволит минимизировать проблему коррупции при госрасходах. Важно не только заниматься повышением эффективности бюджетных расходов, но и решением других задач, которые так или иначе прямо или косвенно связаны с госзакупками», — указал премьер.По его словам, госзакупки — это в том числе средство поддержки инновационных продуктов, а также малого и среднего бизнеса.
Совершенствование системы госзакупок — один из приоритетов работы системы Открытого правительства. В числе главных задач — обеспечение контроля над госзакупками со стороны гражданского общества, мониторинг внедрения Федеральной контрактной системы, разработка методических рекомендаций, масштабирование лучших практик. Соответствующими вопросами занимается рабочая группа Экспертного совета при правительстве РФ.
Приоритетное внимание уделялось вопросам общественного контроля, вопросам доступности и объективности предоставляемой информации», — отметил министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.
С целью минимизации рисков внедрения ФКС уже реализуются ряд пилотных проектов с применением новых процедур размещения госзаказа: на базе «Росатома», а также в Калужской, Вологодской, Новосибирской областях, Татарстане, Башкирии и Красноярском крае. По словам Абызова, ФКС показала большую эффективность по сравнению с 94-м ФЗ.
«Федеральная контрактная система позволяет применять более конкурентные закупочные процедуры... С другой стороны, ФКС позволяет производить «умные» закупки, которые позволяют закупки товаров и услуг, а также инвестиции государства, связанные с так называемыми контрактами полного жизненного цикла и полной стоимостью владения. То есть иногда не самое эффективное – купить самое дешевое, то, что быстро выйдет из строя. Новые критерии ФКС позволяют проводить закупки с тонкой донастройкой на финальный результат», — рассказал министр о результатах анализа ФКС.
В процессе реализации пилотных проектов выявлены и некоторые проблемы, признал Михаил Абызов. В частности, речь идет о перегрузке информационных систем. Их решено модернизировать до конца года.
С вступлением в силу закона о ФКС работа в фрмате Открытого правительства по совершенствованию системы госзакупок не завершится – эксперты будут продолжать мониторинг и разрабатывать рекомендации по устранению возникающих в процессе применения ФКС проблем.
Сейчас система закупок для государственных нужд регулируется федеральным законом № 94-ФЗ. Социологи из ВЦИОМ и SuperJob выяснили, что отношение к нынешней системе госзакупок и со стороны граждан, и со стороны профессионального сообщества, скорее, негативное. «80% населения России… считает, что она [система госзакупок], мягко говоря, не совсем прозрачная и справедливая», — указал первый заместитель генерального директора ВЦИОМ Константин Абрамов.
С 1 января 2014 года в силу вступит Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». То есть Единый порядок закупок будет действовать и на региональном, и муниципальном уровнях. Им вводится новый институт участия общественности в процессе закупок для государственных и муниципальных нужд, в том числе на этапе их планирования. 63% респондентов считают публичный гражданский контроль за госрасходами эффективной мерой, а 55% опрошенных граждан готовы принимать участие в таком контроле, уточнил Абрамов.
По расчетам экспертов, введение новой системы госзакупок в первый год позволит экономить до 700 млрд рублей в год, свидетельствует исследование Высшей школы экономики, подготовленное для Экспертного совета при Правительстве. Как сказал первый проректор ВШЭ Александр Шамрин, общественные слушания необходимо перемещать на этап планирования. Кроме того, эксперты предлагают разработать новую систему работы органов исполнительной власти с введением персональной ответственности за результат, рейтингование заказчиков, оценки эффективности закупочной деятельности. Экспертный совет готов разработать и представить на обсуждение предложения по этому вопросу», — отметил Шамрин.
Участники совещания идею выработки критериев эффективности закупочной деятельности и рейтингования министерств поддержали. Эта система будет подготовлена в первом квартале. Я надеюсь, что по результатам 2014 года уже будут обнародованы результаты», — уточнил Михаил Абызов.

Глава ФАС предложил отложить на год вступление в силу закона о федеральной контрактной системе

понедельник, 9 сентября, 2013

ИРКУТСК, 9 сен - Прайм. Глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев считает, что следует перенести вступление в силу закона о федеральной контрактной системе на год.

Федеральная контрактная система должна заработать в России с 1 января 2014 года, она придет на смену действующему закону о госзакупках.

Как заявил Артемьев в интервью агентству "Прайм", закон принят таким образом, что

Экс-чиновник мэрии Москвы пойдет под суд за "откаты"

понедельник, 9 сентября, 2013

Уголовное дело в отношении бывшего замглавы единой аукционной комиссии департамента городского заказа капитального строительства города Москвы (ДГЗ) и его подельников об «откатах» на 63 млн рублей передано в суд.

Как пишет в понедельник газета «Коммерсант», следствие собрало доказательства получения обвиняемыми в 2008-2009 годах «откатов» на 63 млн рублей за содействие коммерсантам в заключении 21 контракта.

В 2012 году следствие переквалифицировало деяние обвиняемых со «взятки» на «мошенничество», пишет издание. «С такой формулировкой двести томов этого дела и поступили в Замоскворецкий райсуд Москвы. Стоит также отметить, что никто из его фигурантов своей вины не признает», - сообщает газета.
По версии следствия, обвиняемый Сергей Татинцян вымогал у гендиректора ЗАО «Ренессанс Технолоджи» более 5,5 млн рублей за помощь при проведении конкурса на поставку оборудования по госконтракту.

Следствие утверждает, что в декабре 2008 года чиновник получил 40 млн рублей от другого предпринимателя за оказание аналогичной услуги. В 2010 году его освободили из-под стражи.

По данным МВД, вымогательством денег Татинцян занимался вместе с замглавы одного из департаментов министерства спорта, туризма и молодежной политики России Дмитрием Витютневым и его безработным братом Денисом.

Компания Teva исполнила предупреждение ФАС России

пятница, 6 сентября, 2013

3 сентября в ФАС России поступило письмо от компании Teva с отчетом об исполнении выданного ФАС России 16 августа 2013 года предупреждения.

Предписание касалось необходимости осуществления компанией Тева поставок лекарственного препарата Копаксон-Тева (МНН Глатирамера ацетат) в адрес ЗАО «МФПДК «БИОТЭК» с целью исполнения Обществом заключенного с Минздравом России государственного контракта на поставку препарата для больных рассеянных склерозом.

Компания Тева в установленный срок исполнила предупреждение, подписав дополнительное соглашение к договору и завершив доставку ЗАО «МФПДК «БИОТЭК» необходимого количества препарата Копаксон-Тева.

«ФАС России положительно оценивает действия компании Тева по исполнению предупреждения и будет осуществлять мониторинг поставок лекарственных препаратов до момента их получения пациентами в этом и во всех аналогичных случаях», - прокомментировал заместитель руководителя ФАС России Андрей Кашеваров.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458 459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 476 477 478 479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 493 494 495 496 497 498 499 500 501 502 503 504 505 506 507 508 509 510 511 512 513 514 515 516 517 518 519 520 521 522 523 524 525 526 527 528 529 530 531 532 533 534 535 536 537 538 539 540 541 542 543 544 545 546 547 548 549 550 551 552 553 554 555 556 557 558 559 560 561 562 563 564 565 566 567 568 569 570 571 572 573 574 575 576 577 578 579 580 581 582 583 584 585 586 587 588 589 590 591 592 593 594 595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 629 630 631 632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 650 651 652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662 663 664 665 666 667 668 669 670 671 672 673 674 675 676 677 678 679 680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691 692 693 694 695 696 697 698 699 700 701 702 703 704 705 706 707 708 709 710 711 712 713 714 715 716 717 718 719 720 721 722 723 724 725 726 727 728 729 730 731 732 733 734 735 736 737 738 739 740 741 742 743 744 745 746 747 748 749 750 751 752 753 754 755 756 757 758 759 760 761 762 763 764 765 766 767 768 769 770 771 772 773 774 775 776 777 778 779 780 781 782 783 784 785 786 787 788 789 790 791 792 793 794 795 796 797 798 799 800 801 802 803 804 805 806