Заказчик vs подрядчик: проблемы госзакупок

пятница, 2 июня, 2017

Конференция Право.ru "Правовое регулирование госзакупок", которая прошла вчера в центре Москвы, была посвящена законодательству о госзакупках, его новеллам, правоприменению и судебной практике. Эксперты обсудили, что мешает заказчикам и подрядчикам, какие проблемы стоят перед ними и как их решить. Не обошлось и без коррупционного следа. Подробности - в материале.
Обязанность сообщать об "административках" и другие новеллы

Законодательство о госзакупках очень обширное, а количество подзаконных актов и вовсе поражает воображение. Основные из них изображены на следующих двух схемах, представленных доцентом кафедры финансового права РГУП Виталием Кикавцом.

На конференции Право.ru спикеры обсудили лишь наиболее важные законодательные новеллы в сфере госзакупок. Так, например, с 9 января этого года в законе 44_ФЗ появилось новое требование - у участника закупок-физлица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юрлица не должно быть судимости за экономические преступления (п. 7 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ). "Союз "или" не позволяет однозначно толковать обязанность участника перечислить данные обо всех указанных лицах. Он говорит о том, что можно раскрыть информацию о судимости лишь одного лица", - заявила партнер, руководитель практики "Размещение заказа. Административное и судебное обжалование" ЮГ "Яковлев и Партнеры" Екатерина Смирнова, и посоветовала изучить судебную практику по этому вопросу (к примеру, дело № А29-13143/2015).

Кроме того, в законе появилось новое требование к юрлицам: теперь им нужно показывать указывать все случаи привлечения к административной ответственности за дачу незаконного вознаграждения от имени юрлица в течение двух лет до момента подачи заявки (п. 7.1 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ). "За нарушение этого требования установлен штраф 3 000 руб. Это необходимо учитывать при формировании любой закупочной документации", - сообщила заместитель директора тендерного департамента компании Seldon Ассоциации Электронных Торговых Площадок Анна Панова. "Такое декларирование давно представлено в 223-ФЗ, и многие госкомпании этим пользуются. В ГК указано, что если одна из сторон не выполнит это требование, имея при этом административку, другая может подать в суд на возмещение убытков", - рассказал заместитель председателя Комитета по развитию системы закупок ТПП Игорь Башинский.

С 1 мая у госзаказчиков также появилась обязанность оплачивать контракты в срок не больше 30 дней с даты подписания ими документов о приемке. "Ранее срок был установлен только для субъектов малого предпринимательства и составлял максимум 30 дней", - напомнила Панова.
Такое разное правоприменение

Судебная практика в сфере госзакупок очень разнообразна и иногда даже противоречива. Например, одни суды считают, что заказчик при описании объекта закупки вправе самостоятельно определять параметры и характеристики товара, в наибольшей степени удовлетворяющие его потребности (№ А21-6254/2015). Другие полагают, что заказчики должны формулировать требования к объекту закупки таким образом, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые им необходимы, а с другой - не ограничить количество участников. Установление избыточных требований и, как следствие, двусмысленность и неопределенность при заполнении заявки участниками влечет признание действий заказчиков незаконными (№ А56-10076/2016, № А56-34845/2015). "Должен быть найден баланс между детальным описанием и установлением конкретных требований, потому что жалоб очень много", - уверена Смирнова.

Позиция ФАС и судов тоже не всегда идентична. В качестве примера можно привести ситуацию, при которой под требуемые заказчиком характеристики подходит товар только одного производителя. ФАС считает, что в этом случае действия заказчика правомерны, если совокупность требований к товару не указывает на единственного производителя. При этом участник торгов должен доказать, что условиям документации соответствует товар только одного производителя. На заказчике в этом случае лежит обязанность доказать, что установленным требованиям к оборудованию соответствует продукция нескольких производителей. Доказательствами этого могут служить каталоги, письма производителей и заявки участников с предложением продукции разных производителей.

Суды относятся к конкуренции поставщиков иначе. По их мнению, если предметом закупки является поставка товара, а не его производство, то поставить требуемый товар могут несколько хозяйствующих субъектов - следовательно, нет ограничения по числу участников закупки (№ А40-96509/2016; № А40-202702/14).

Интересно, что суды признают незаконными действия заказчика, если детальное описание объекта закупки не отражает фактической потребности заказчика, а именно:

конкретные требования к весу и габаритам медицинского оборудования (№ А76-21254/2014, № А76-21255/2014);
при описании объекта закупки заказчик излишне сократил диапазоны значений показателей товара по сравнению с предусмотренными в Единых требованиях, утвержденных Решением комиссии Таможенного союза. При этом Единые требования установлены на основании научно обоснованных критериев. Требования же заказчика составлены произвольно (№ А58-5295/2015);
вес и размер не определяют качество закупаемой продукции (№ А40-114654/2014).

Такие ситуации очень характерны для закупок лекарственных средств. По наблюдениям Смирновой, в этих спорах суды чаще встают на сторону заказчиков.

Кикавец отметил, что Верховный суд продолжает решать проблему единообразия правоприменения в контрактной системе. "Регуляторы есть, но нет полномочий на разъяснения. Также отсутствует единое обобщение и анализ практики правоприменения норм 44-ФЗ и 223-ФЗ территориальными УФАС", - добавил Кикавец.
Исполнение контракта: важные нюансы

Юрисконсульт-эксперт ПАО "МегаФон" Руслан Алиев рассказал про исполнение контрактов с казначейским и расширенным казначейским сопровождением. Цель казначейского сопровождения - создание эффективного инструмента контроля за движением и целевым использованием государственных средств. "У казначейского сопровождения есть свои плюсы и минусы. Минусы - необходимость организации финансового мене­джмента исполнителя: все нужно делать заблаговременно согласно графику выполнения работ и расчетов. То есть подписать документ задним числом не получится. Также невозможно удаленно открыть счет в УФК по каналам электронного взаимодействия. Среди плюсов хочу отметить тот факт, что счет открывается в течение 1-2 дней после представления комплекта до­кумен­тов, а в каждом территориальном органе казначейства назначено уполномоченное лицо, которое уполномочено давать консультации", - сообщил Алиев.

Расширенное казначейское сопровождение государственных контрактов позволяет не только отследить движение целевых средств по каждому заключенному контракту, но и проконтролировать достигнутый результат. "Его минусы - трудности в допуске сотрудников УФК для контроля на особо опасные, технически сложные и уникальные объекты. Например, в некоторых случаях надо иметь разрешение на проведение высотных работ, работ с электричеством. Можно было бы применять робота или квадрокоптер, но у УФК ничего этого нет. У УФК отсутствуют методики контроля качества и объема работ, слабая техническая оснащенность, недостаток трудовых ресурсов", - заявил Алиев. Среди плюсов эксперт назвал наличие независимого контролера в лице УФК и отсутствие задержек платежей со стороны госзаказчика.

Если исполнение произведено в счет несуществующего обязательства, и исполнитель знал об этом, имеет место неосновательное обогащение. Но в соответствии с п. 4 ст. 1109 ГК оно не подлежит возврату. Адвокат, советник, руководитель группы специальных судебных проектов ЮФ "ЮСТ" Антон Сироткин рассказал, что единообразной практики по этому вопросу на уровне ВС сейчас нет, поэтому применяются постановления Президиума ВАС (например, № 18045/12). Сейчас также вырабатываются критерии, когда работы и услуги, выполненные в отсутствии заключенного в установленном порядке контракта или сверх контракта, подлежат оплате. "Здесь очень показательны договоры подряда. Например, заключен договор на оказание услуг по уборке снега на улице. Заранее предусмотреть объем снега практически невозможно. Поэтому нужно определить добросовестность и объективную необходимость. При соблюдении данных двух критериев есть все основания взыскивать оплату за работы и услуги без контракта. Хотя большое значение имеет судейское усмотрение", - объяснил Сироткин.

"Самый главный вопрос при покупке товара или получении услуги – это вопрос их качества", - считает заместитель Председателя Комитета по развитию системы закупок ТПП Игорь Башинский. Он уверен, что повышению качества помогут следующие меры:

создание отраслевых стандартов, основанных на знаниях и опыте участников конкретного сектора рынка, которые содержали бы конкретные показатели для включение в Техническое задание, но при этом искусственно не ограничивали бы конкуренцию;
создание простого и доступного механизма контроля качества со стороны заказчика.

Что чаще всего мешает исполнению контрактов? "Уязвимости в контрактной системе действительно есть - и в процедурной части, начиная с планирования и двухэтапного нормирования, и при проведении самих процедур, и при заключении и исполнении контракта. Система не бывает идеальной. Но проблема, на мой взгляд, не только и не столько в тех нормах, которые есть. Проблема в нашем изобретательном народе, который частенько превращает техзадание и заявки в шарады", - считает руководитель направления Дирекции по развитию ЗАО "СБЕРБАНК-АСТ" Екатерина Маковлева.
Коррупционный след

Правильному применению законодательства о госзакупках очень мешает коррупция. По словам члена Комитета по безопасности и предпринимательской деятельности ТПП РФ Александра Симанова, этот недуг не удалось победить ни в одной стране мира. "Кампания по социальному непринятию коррупции, которая проводится в России, не сильно изменила положение дел", - констатирует Симанов. Профессор Академии Генеральной прокуратуры РФ, к.ю.н. Андрей Тимошенко считает, что для борьбы с коррупцией в федеральной контрактной системе необходимо создание особой структуры. Она, по мнению Тимошенко, должна быть независимой и контролировать исполнение законодательства о федеральной контрактной системе. Тимошенко также предлагает повысить зарплату чиновников и активно пропагандировать противодействие преступности.

https://pravo.ru/story/view/141332/?cl=N
таблички, схемы не скопировались, смотрите по ссылке
Перейти на форум для добавления комментария

Турецкий запрет

четверг, 1 июня, 2017

Постановление Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" прекратило свое действие с 31.05.2017 на основании Указа Президента Российской Федерации от 31.05.2017 № 244 "Об отмене некоторых специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики".
Перейти на форум для добавления комментария

Татьяна Голикова: Счетная палата с 2018 года планирует применять автоматизированный семантический анализ конкурсной документации

четверг, 1 июня, 2017

Председатель Счетной палаты Татьяна Голикова выступила на XXIV симпозиуме ООН – ИНТОСАИ по теме «Значимость и влияние на аудиторскую деятельность результатов внедрения автоматизированной системы удаленного проведения внешнего государственного аудита». Мероприятие проходит 30 – 31 мая в г. Вене, Австрия.

Татьяна Голикова сказала, что Счетная палата придает высокое значение автоматизации процесса осуществления внешнего государственного аудита. По ее словам, для повышения эффективности деятельности Счетной палатой была разработана и внедрена Информационно-аналитическая система удаленного проведения внешнего государственного аудита (далее – информационная система Счетной палаты). «Большая часть информации, которой оперируют в своей деятельности наши инспекторы, доступна через информационную систему Счетной палаты. Это стало возможно благодаря глубокой интеграции информационной системы Счетной палаты с внешними информационными системами, в т.ч. системами федеральных органов исполнительной власти, которые также являются объектами контроля Счетной палаты», – сказала Татьяна Голикова.

Информационная система Счетной палаты обеспечивает возможность для инспекторского состава получать актуальную информацию о деятельности объектов аудита и контроля, осуществляя с помощью системы постоянный мониторинг их деятельности. Информационная система предоставляет возможность Счетной палате более оперативно реагировать на нарушения и эффективнее планировать свою деятельность. При проведении удаленного аудита с помощью информационной системы часть контрольных действий Счетной палаты выполняется автоматизированным способом, а не вручную инспекторами.

При этом Председатель Счетной палата обратила внимание на проблему отсутствия у некоторых федеральных органов исполнительной власти развитых на достаточном уровне информационных систем и технологий, что не позволяет в полном объеме использовать удаленный аудит для контроля их деятельности. «Одним из способов влияния на сложившуюся ситуацию было внесение поправок к действующему законодательству в части наделения Счетной палаты полномочиями предоставления федеральным органам исполнительной власти рекомендаций по составу и порядку формирования данных федеральных государственных информационных систем», – отметила она.

Татьяна Голикова, говоря о функциональных возможностях информационной системы Счетной палаты, обратила внимание на то, что система располагает развитым поисковым механизмом, который, помимо стандартного набора инструментов, предоставляет инспекторам возможность использования алгоритмов поиска нарушений. «Нами было разработано около 80 алгоритмов, то есть видов автоматизированного выявления нарушений, которые оказывают незаменимую помощь нашему инспекторскому составу при определении ключевых проблемных моментов на этапе подготовки проверок. Необходимо отметить, что автоматизированное выявление нарушений осуществляется без какого-либо участия сотрудников Счетной палаты. Например, использование таких алгоритмов при анализе Официального сайта единой информационной системы в сфере закупок позволяет в считанные минуты сформировать статистику по систематическим нарушениям объектов предстоящих проверок», – сказала глава Счетной палаты.

При этом Татьяна Голикова отметила, что работа по наращиванию эффективности информационной системы Счетной палаты, в частности в отношении расширения ее функциональных возможностей, проводится на постоянной основе. Так, по ее словам, в настоящее время проводятся работы по добавлению к возможностям информационной системы Счетной палаты семантического анализа текстов для поиска нарушений. Планируется, что система будет располагать возможностью семантического анализа уже с начала 2018 года. «Автоматизированный семантический анализ текстов при поиске нарушений имеет несомненную пользу для деятельности Счетной палаты, поскольку благодаря ему происходит существенная оптимизация рабочих процессов. Например, использование семантического анализа позволит инспекторам в считанные минуты определить действительный предмет закупки объекта проверки в случае умышленного искажения конкурсной документации с целью его сокрытия», – отметила Председатель Счетной палаты.

Также Татьяна Голикова обратила внимание, что использование информационной системы Счетной палаты позволяет инспекторам более обоснованно принимать решения о включении в план проверок организаций, распоряжающихся федеральными средствами. «Информационная система Счетной палаты предоставляет инспекторам возможность отслеживать динамику определенных параметров по объектам проверок, например: количество нарушений по объекту контроля за прошлые периоды; объем средств, выделенных объекту контроля в текущем периоде; количество нарушений по сфере деятельности за прошлые периоды; средств выделенных на сферу деятельности в текущем периоде; и так далее», – сказала она.

Председатель Счетной палаты в заключение добавила, что Счетная палата уделяет повышенное внимание распространению наилучших практик аудиторской деятельности, в частности, оптимальных способов автоматизации рабочих процессов органа внешнего государственного аудита. Так, по ее словам, Счетной палатой были подготовлены проектные предложения по разработке стандарта международного образца по проведению удаленного аудита и контроля с применением информационных технологий. «Предложения были основаны на анализе опыта разработки, внедрения и поддержания функционирования информационной системы Счетной палаты. Предложения были направлены в Международную организацию высших органов финансового контроля, надеюсь, коллеги найдут их полезными», – сказала она.

Президент отменил

среда, 31 мая, 2017

Для "турецкоподданных" (организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, организаций, контролируемых гражданамиТурецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, на выполнение (оказание) ими отдельных видов работ (услуг) на территории Российской Федерации по перечню, определяемому Правительством Российской Федерации.

Отменён подпункт б) пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 28 ноября 2015 г. № 583 «О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики».

Соответственно, Постановление Правительства № 1457 от 29.12.2015 г. не подлежит применению.

Указ Президента вступает в силу с момента его публикации.

http://kremlin.ru/acts/news/54640

Проект о том, что унитарные предприятия - аптеки выходят из-под действия 44-ФЗ, прошел третье чтение

среда, 31 мая, 2017

Если проект станет законом, унитарные предприятия, занимающиеся фармацевтической деятельностью, будут проводить закупки по 223-ФЗ.
Как известно, с января унитарные предприятия проводят закупки по 44-ФЗ. По нему не обязаны работать только те унитарные предприятия, которые включены в правительственный перечень. В отдельных случаях все унитарные предприятия вправе применять 223-ФЗ.
Документ: Проект Федерального закона N 54490-7 (http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=54490-7&02)
Принят в третьем чтении 26 мая 2017 года

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458 459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 476 477 478 479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 493 494 495 496 497 498 499 500 501 502 503 504 505 506 507 508 509 510 511 512 513 514 515 516 517 518 519 520 521 522 523 524 525 526 527 528 529 530 531 532 533 534 535 536 537 538 539 540 541 542 543 544 545 546 547 548 549 550 551 552 553 554 555 556 557 558 559 560 561 562 563 564 565 566 567 568 569 570 571 572 573 574 575 576 577 578 579 580 581 582 583 584 585 586 587 588 589 590 591 592 593 594 595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 629 630 631 632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 650 651 652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662 663 664 665 666 667 668 669 670 671 672 673 674 675 676 677 678 679 680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691 692 693 694 695 696 697 698 699 700 701 702 703 704 705 706 707 708 709 710 711 712 713 714 715 716 717 718 719 720 721 722 723 724 725 726 727 728 729 730 731 732 733 734 735 736 737 738 739 740 741 742 743 744 745 746 747 748 749 750 751 752 753 754 755 756 757 758 759 760 761 762 763 764 765 766 767 768 769 770 771 772 773 774 775 776 777 778 779 780 781 782 783 784 785 786 787 788 789 790 791 792 793 794 795 796 797 798 799 800 801 802 803 804 805 806