Борьба за скромность. Чиновников учат обходиться без роскоши

четверг, 19 декабря, 2013

С 1 января 2014 года вместо действующего механизма государственных закупок заработает Федеральная контрактная система. Среди прочего, по задумке правительства, новая система искоренит практику закупок чиновниками излишне дорогих и шикарных товаров, которые в последние годы усилиями оппозиционеров и гражданских активистов регулярно оказывались в центре громких скандалов. Пока Минэкономики разрабатывает систему нормирования для чиновников, которая запретит им приобретать предметы роскоши, тему борьбы с дорогими закупками у оппозиции пытается перехватить "Общероссийский народный фронт". "Ъ" разбирался, кто и как убеждает чиновников отказаться от предметов роскоши.

Одно из главных требований новой Федеральной контрактной системы — нормирование. В соответствии с п. 2 ст. 19 закона о Федеральной контрактной системе (ФКС) N44, который заменит действующий закон о госзакупках N94 с 1 января 2014 года, "под требованиями к закупаемым заказчиком товарам... понимаются требования к количеству, качеству, потребительским свойствам и иным характеристикам товаров... позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши". Что такое "избыточные потребительские свойства", предстоит определить подзаконными актами правительства. 6 ноября Минэкономики приступило к разработке норм, которые должны стать ориентиром для чиновников. Минимальный набор критериев будет готов уже до конца года. Вместе с тем, как пояснил "Ъ" замдиректора департамента развития контрактной системы Минэкономики Максим Чемерисов, исключить закупки "предметов роскоши" одним документом не получится, необходима "система актов", на разработку которых уйдет "год или даже годы". Президент "Опоры России" и сопредседатель центрального штаба ОНФ Александр Бречалов в тот же день заявил: "Мы не должны допускать случаев, когда чиновники возвышаются над гражданами за счет того, что разъезжают на дорогих автомобилях, пользуются роскошной мебелью, купленной за бюджетные деньги".

От золотой кровати до автомобиля
Проблему исключения из госзакупок таких предметов роскоши, как машины класса люкс или "мебель, инкрустированная слоновой костью", по словам господина Чемерисова, решить можно довольно оперативно. Больше времени потребуется на борьбу с закупками излишне дорогих канцтоваров или оргтехники. Член думского комитета по экономической политике Игорь Игошин полагает, что и такие вопросы можно будет решить быстро. "Цель нормирования — чтобы заказчик, объявляя конкурс, аукцион, не изобретал каждый раз новое описание карандаша или велосипеда, а брал из базы стандартное описание, ничего к нему от себя не добавляя,— сказал он "Ъ".— Таким образом, никто не будет закупать велосипеды с золотыми рамами. Появится процедура, при которой нельзя "заточить" конкурс под одного конкретного поставщика".

Про велосипеды с золотыми рамами господин Игошин вспомнил неслучайно: в последние годы излишне шикарные закупки чиновников усилиями оппозиционеров и гражданских активистов регулярно оказывались в центре внимания. Один из самых громких скандалов с госзакупками случился в 2009 году, когда МВД заказало "кровать из вишни, декорированную ручной резьбой, покрытую у изголовья и изножья тонким слоем золота". На закупку элитной мебели ведомство было готово потратить 24,4 млн руб., и в то время заместителю министра внутренних дел Михаилу Суходольскому пришлось оправдываться в СМИ, объясняя, что кровать не золотая, а лишь с позолотой. В том же 2009 году молодежное отделение партии "Яблоко" в Санкт-Петербурге учредило премию "Золотой ершик", первым лауреатом которой стала губернатор города Валентина Матвиенко: для ее резиденции были заказаны туалетные ершики по 13 тыс. руб. за штуку. Последним обладателем премии в 2013 году стал минерально-сырьевой университет "Горный", объявивший тендер на закупку мебели "из массива новозеландской сосны класса А" для студенческих общежитий на сумму 143,5 млн руб.

11 декабря общественная организация "Безопасное отечество" опубликовала рейтинг регионов, в которых сфера госзакупок наиболее коррумпирована. В тройку лидеров вошли Чечня, Дагестан и Калмыкия. Меньше всего претензий у экспертов оказалось к Астраханской, Саратовской и Челябинской областям. Председатель правления организации Дмитрий Жирков сказал "Ъ", что рейтинг составлялся на основе нескольких критериев: наличие обоснованных жалоб, наличие торгов с единственной поданной заявкой, торгов со снижением изначальной цены менее 5% и торгов, по которым заказчик отказался заключать в итоге контракт с победителем конкурса. "Покупка дорогих автомобилей и предметов роскоши — лишь вершина коррупционного айсберга в сфере госзакупок,— говорит господин Жирков.— Здравоохранение или строительство — сферы куда более коррупционно емкие".

В 2010 году юрист Алексей Навальный создал фонд "Роспил". В отчете о деятельности фонда за 2011-2012 годы сказано, что его юристами было проверено 758 заказов, 242 жалобы были обоснованы, полностью были отменены 36 тендеров на сумму 1 млрд 78,5 млн руб. "До "Роспила" скандальные госзакупки редко оказывались в центре внимания, и чиновники не боялись закупать золотые унитазы или дорогие ручки,— сказала "Ъ" юрист фонда Любовь Соболь.— В Челябинской области в 2011 году чиновники, закупая услуги спутникового телевидения для пансионата, указали, что в пакете обязательно должны быть каналы для взрослых". По ее словам, примерно с 2011 года таких закупок становилось все меньше, на сегодняшний день из предметов роскоши чиновники по-прежнему закупают лишь люксовые автомобили. В апреле 2013 года господин Навальный на сайте "Российской общественной инициативы" объявил о начале сбора 100 тыс. подписей в поддержку инициативы, ограничивавшей чиновников в покупке дорогих автомобилей. В качестве верхней планки авторы законопроекта предлагали 1,5 млн руб. Необходимое число подписей было собрано за три месяца, но тут уже депутаты Госдумы, представляющие "Общероссийский народный фронт", Ольга Тимофеева, Виктор Климов и Вячеслав Лысаков объявили о том, что собираются вынести на рассмотрение похожий документ. Представители ОНФ предлагали для служебных авто обычных чиновников установить планку в 1,2 млн руб., для руководителей министерств и ведомств предел составил бы 3 млн руб. 1 сентября ОНФ запустил свой онлайн-проект "За честные закупки", который экспертам презентовал сопредседатель центрального штаба "Фронта" и движения "Деловая Россия" Александр Галушка, вскоре назначенный министром по развитию Дальнего Востока. На главной странице сайта ОНФ, как и когда-то на сайте "Роспила", читателя встречает баннер, сообщающий, что экспертами проекта уже обнаружено 255 сомнительных закупок на сумму свыше 51,7 млрд руб. Сколько из этих тендеров отменено, не уточняется. Депутат Вячеслав Лысаков рассказал "Ъ", что самые громкие нарушения они также обнаруживают в закупках чиновниками дорогих машин. Свою деятельность в проекте господин Лысаков начал с запроса в прокуратуру с просьбой обосновать закупку пяти Audi A6 и 12 Audi A8L на сумму свыше 70 млн руб. По его словам, затем он отослал запросы губернаторам Хабаровского края и Сахалинской области. Для московского представительства правительства Хабаровского края чиновники собирались купить три Toyota Land Cruiser на сумму 9,9 млн руб. "На фоне недавнего бедствия, последствия которого компенсировались за счет федерального бюджета и пожертвований граждан, такие закупки выглядят аморально,— возмущался господин Лысаков.— У нас сотрудники администрации президента перемещаются на Ford Focus, а депутаты — на Audi A4, автомобилях стоимостью 1 млн 150 тыс. руб.". Хабаровские чиновники в итоге критику со стороны ОНФ услышали и ограничились одним автомобилем за 3 млн руб. По словам господина Лысакова, проект ОНФ намерен контролировать не только автомобильные закупки: "Если ведомство что-то закупило для комнаты отдыха, мы этого не видим, а автомобили ездят по улицам, бросаются в глаза и раздражают граждан". 5 декабря на форуме ОНФ господин Бречалов пожаловался президенту Владимиру Путину на администрацию Сахалинской области, которая в бюджет на 2014-2016 годы заложила 680 млн руб. на "улучшение имиджа губернатора". "Ничего глупее придумать невозможно",— прокомментировал новость глава государства. В правительстве области на критику отреагировали в тот же день, пояснив, что деньги пойдут на поддержку региональных СМИ.

Вячеслав Лысаков уверяет, что проект ОНФ не копирует деятельность "Роспила": "Мне Навальный неинтересен, мы реагировали на обращения избирателей, а он к нам не обращался". Алексей Навальный, в свою очередь, говорит: ""Роспил" за годы работы ушел в более содержательные расследования, а в ОНФ сделали кальку с нашего первого сайта и сообщают, на сколько миллиардов они отменили конкурсов". "Уже даже депутаты от "Единой России" готовы принять закон, ограничивающий покупку дорогих автомобилей,— говорит господин Навальный.— Пусть они крадут нашу идею и реализовывают, но правительство никакого закона не хочет принимать".

Правительство с краю
Действия правительства по поводу введения ограничений на покупку дорогих автомобилей для чиновников критикуют и ОНФ, и оппозиция. "Отзыв на наш законопроект мы ждали к концу сентября, но его нет до сих пор, из-за чего мы не можем вынести документ на рассмотрение комитета,— жалуется господин Лысаков.— Пусть ответят: мы против, потому что Минэкономики разрабатывает свои ограничители. Но наша позиция — верхнюю границу цены надо установить законодательно, правительственное постановление легко изменить". Александр Бречалов также не видит противоречий между вступающим в силу новым законом о Федеральной контрактной системе и законопроектом "фронтовиков". "Закон N44 определит лишь порядок проведения торгов, конкретные ограничения там не прописаны",— сказал он "Ъ".

Юрист "Роспила" Любовь Соболь говорит, что законодательно вводить запрет на покупку слишком дорогих авто правительство не готово: "Когда наша инициатива собрала 100 тыс. подписей, в правительстве сообщили — идею поддерживаем, но менять закон не будем, а обойдемся подзаконным актом". "Действие нашего законопроекта распространялось и на госкорпорации, и на госкомпании, а правительство хочет запретить покупать дорогие машины чиновникам, но ректоры университетов или директора МГУПов по-прежнему не будут ограничены,— возмущается и Алексей Навальный.— Например, в Москве префекты не закупают дорогих автомобилей, они берут их в лизинг, и на это уходят фантастические деньги. Наш проект такие ситуации регулировал, а правительство ищет возможности изничтожить инициативу в процедурном порядке".

Собеседник "Ъ" в экспертном совете при правительстве с критиками не согласен: "Закон принимается сейчас, он будет действовать много лет, а цены будут меняться, планки роскоши снижаться и повышаться. Самое важное в Федеральной контрактной системе, что каждое ведомство должно будет планировать свои закупки и не сможет вдруг заявить о желании закупить дорогой автомобиль. Это снимет коррупционную емкость госзакупок, и участники рынка заранее будут знать — кто, когда и что закупает". По его словам, принять закон можно, но проблемы это не решит. "Основные затраты идут не на покупку, а на последующее обслуживание,— говорит собеседник "Ъ".— Чиновники могут уложиться и купить машину за 3 млн руб., но потом пойдут и затюнингуют ее еще на 30 млн руб.". "Отличие контрактной системы от действующего закона в том, что теперь появляются процедуры планирования (то есть того, что происходит до закупки), а также регулируются вопросы контроля и ответственности (то есть того, что происходит уже после нее),— говорит депутат Игорь Игошин.— Здесь слабые места существующей системы. А вот процедуры проведения аукционов и конкурсов в контрактной системе в целом похожи на действующие механизмы".

Исполнительный директор Национальной ассоциации институтов закупок Георгий Сухадольский, занимавшийся в разное время проектами по совершенствованию закупок для РАО ЕЭС, "Газпрома", "Роснано" и "Роснефти", полагает, что изначально, с момента принятия в 2005 году, закон о госзакупках N94 решал не те задачи. "Эксперты уже тогда указывали, что закон в первую очередь направлен на борьбу с коррупцией, но совсем не направлен на удовлетворение реальных потребностей заказчика. В итоге он не смог выполнить ни ту, ни другую роль",— говорит эксперт. Глава российского отделения Transparency International Елена Панфилова также отмечает, что необходимость править закон о госзакупках появилась почти сразу после его принятия. По ее словам, процесс госзакупок можно разделить на пять этапов: первый — планирование, следить за которым закон N94 не позволял. Второй — формирование заявки; наблюдать за этим было также проблематично. Третий — конкурс, который в системе госзакупок можно был отследить. Четвертый — выполнение заказа, тут снова возникали трудности. Пятый этап — подписание акта приемки услуг — оказывался в тени. "Коррупционная история сместилась на первый и последний этапы,— говорит госпожа Панфилова.— Ловились лишь очевидные глупости и роскошества, а основной коррупционный рынок оставался в тени". В итоге к сентябрьскому совещанию Дмитрия Медведева с экспертным советом при правительстве исследование ВЦИОМа показало, что лишь 20% россиян верят в честность и прозрачность госзакупок. Директор "Левада-центра" Лев Гудков сказал "Ъ": "Наш центр также проводил закрытые исследования в этой области, но тема является слишком специфической для граждан, так что люди говорили либо о крайней коррумпированности этой сферы, либо затруднялись с ответом".

Тяга к пышности
Государство на протяжении десятилетий формировало у чиновников комплекс человека с маленькой зарплатой, которая компенсируется большими должностными возможностями, полагает лидер партии "Гражданская платформа" Михаил Прохоров. "У гаишника ежемесячный доход не покрывал нужды его семьи, но ему давалась волшебная полосатая палочка. По этому же принципу чиновники, несмотря на рост зарплат, рассматривают бюджет своего ведомства как свой собственный, за счет которого не грех заказать золотые пистолеты или унитазы за 1,5 млн руб.",— сказал господин Прохоров "Ъ". Депутат Вячеслав Лысаков полагает, что желание чиновников приобрести машину подороже: "Это русские понты — чем дороже, тем больше удовлетворяет внутренние амбиции. Это в Европе выставлять напоказ даже личное богатство неприлично, а у нас считается нормой гордиться тем, на что были потрачены бюджетные средства". Елена Панфилова, в свою очередь, считает, что чиновники всегда тратили на свои нужды бюджетные средства, просто после вывода госзакупок в электронную сферу это стало видно всем. "Еще в советское время госдачи и дома приемов увешивались бессмысленными картинами и обставлялись дорогой мебелью,— говорит она.— В 2000-е общество наконец увидело эту ситуацию благодаря трем факторам: появлению у чиновников больших бюджетов из-за пролившегося нефтегазового дождя, большей прозрачности в системах госзакупок и гражданским активистам, готовым ловить заказчиков золотых унитазов за руку".

Главный редактор журнала "Сноб" Николай Усков называет обогащение чиновников за счет бюджета "старым феодальным принципом, который действовал и в царской России, и в советское время": "Официальная зарплата чиновников не идет ни в какое сравнение с зарплатами в бизнесе. Как их мотивировать? Только распределением бюджета в их пользу". "Министры с зарплатой в $2-3 тыс. управляют бюджетами в сотни миллионов долларов и имеют дело с контрагентами, которые их богаче в тысячи раз,— сказал господин Усков "Ъ".— В этой ситуации они испытывают психологические проблемы: я работаю с утра до вечера, но живу как нищий. Закупки дорогих автомобилей, интерьеров служебных офисов и дач — способ служебной мотивации и следствие той политической системы, которая сложилась в России". По словам председателя Национального антикоррупционного комитета Кирилла Кабанова, обогащение чиновников за счет бюджета как экономическое явление сформировалось после известного дела Mabetex о многомиллионных взятках, полученных российскими чиновниками в обмен на выгодные контракты, в частности, на реставрационные работы в Московском Кремле: "Было сформировано обоснование роскоши — достойные условия для высших чиновников". В конце 1990-х — начале 2000-х годов, по словам эксперта, это приобрело всероссийский размах: "Цены на нефть росли, бюджетов на демонстрацию сакральности власти не жалели". Сейчас, по его мнению, экономическая и кадровая ситуация изменилась: "Прежних денег нет, а во власть приходят молодые люди, которые должны работать по новым принципам — хорошая зарплата, но обычные западные условия труда".

Социолог Ольга Крыштановская природу любви чиновников к роскоши также ищет в новейшей истории страны: "В советское время политический класс всегда был самым богатым. В 1990-е же между бюрократией и бизнесом возникла конкуренция". В политическом плане, по словам госпожи Крыштановской, бизнес проиграл, но с точки зрения экономики он был эффективнее бюрократии. "Чиновники начали использовать свое положение, чтобы догнать бизнесменов,— говорит госпожа Крыштановская.— Бизнес поставили в подчиненное положение, от чиновника стало зависеть — кто обогащается, а кто нет". Сейчас, по ее словам, правила игры начинают трансформироваться: "В силу большей прозрачности стали вылезать золотые унитазы, бриллианты, яхты. Но широкий коридор становится для чиновников все уже. Этот процесс начался с того, что их обязали декларировать недвижимость и доходы, а привести должен к тому, что бюрократия перестанет быть единственным классом, владеющим страной".

Свердловские чиновники покажут себя в новогодние каникулы

четверг, 19 декабря, 2013

Свердловские власти заказали выпуск телевизионных программ, рассказывающих о деятельности областной власти. Передачи должны будут выходить в первые две недели нового года — когда из-за праздников ни один орган власти работать не будет.

Заказ на телевизионное вещание, освещающее «деятельность органов государственной власти Свердловской области и социально значимые вопросы», размещен на официальном портале госзакупок. Уже в самом наименовании заказа оговаривается, что вещание должно осуществляться до 15 января 2014 года — эта же дата содержится и в конкурсной документации. Начальная стоимость контракта составляет почти 3 миллиона рублей.

Техзадание включает в себя шесть пунктов, в которых перечислены темы предполагаемых программ. Среди этих тем значатся «освещение социально значимых событий Свердловской области, событий в области экономики и бизнеса», «аналитический обзор наиболее социально значимых событий недели в Свердловской области с привлечением специалистов и экспертов», «освещение деятельности правоохранительных органов Свердловской области с участием представителей органов внутренних дел, прокуратуры, судов», «освещение деятельности законодательных органов государственной власти Свердловской области и депутатов Законодательного собрания Свердловской области» и «освещение деятельности исполнительных органов государственной власти Свердловской области и их должностных лиц». Общий хронометраж всех программ должен будет составить 1 665 минут.

Любопытно, что ни Законодательное собрание, ни большинство органов исполнительной власти, о которых нужно будет снимать передачи, в новогодние каникулы (а именно на этот срок заключается контракт), работать не будут. О чем будут рассказывать программы, снятые за три миллиона рублей, остается только догадываться.

Госзаказ уходит в цифру

четверг, 19 декабря, 2013

Минэкономики делает электронные конкурсы по госзакупкам общим стандартом.

Согласно законопроекту, представленному вчера Минэкономики, все формы осуществления госзакупок в течение следующих полутора лет будут переведены в электронную форму — в том числе и конкурсы, проведение которых в "бумажной" форме существенно снижало прозрачность работы Федеральной контрактной системы (ФКС). Федеральные заказчики должны перейти на электронные конкурсы с июля 2014 года.


Все процедуры госзакупок в рамках новой контрактной системы будут переведены в электронную форму — вчера Минэкономики опубликовало соответствующий проект поправок к 44-ФЗ "О Федеральной контрактной системе". Напомним, идея перевода конкурсов на электронную форму было формулой компромисса, предлагавшейся Минэкономики в споре с ФАС на заседании правительства 28 ноября (см. "Ъ" от 29 ноября)

Принципиально важным нововведением в ФКС, предлагаемым ведомством в проекте, является именно перевод в электронную форму конкурсов: они должны были стать основным способом осуществления закупки с момента запуска ФКС. В частности, на конкурсной основе должен был бы выбираться исполнитель строительных заказов, начальная стоимость которых превышает 150 млн руб.,— это примерно половина общего объема "стройки", которая составляет 2,5 трлн руб., или более 40% всего госзаказа в денежном выражении.

Напомним, для определения победителя на конкурсе помимо минимальной цены контракта также должны были учитываться и неценовые критерии, например опыт, которые оставляли комиссии возможность субъективного выбора. Электронный конкурс позволит этого избежать — по словам председателя совета директоров ЗАО "Сбербанк-АСТ" Николая Андреева, с его помощью можно фиксировать результаты конкурсной процедуры, оставлять "следы" в электронном виде и не позволяет манипулировать конвертами с конкурсными предложениями, которые можно уничтожить или спрятать. Несмотря на то что в 2011-2013 годах участники и организаторы госзаказа демонстрировали, что злоупотребления вполне возможны и при электронных аукционах, конкурсы в "бумажной" форме остаются источником основных скандалов при госзакупках.

Полностью отказаться от оформления на бумаге собственных действий при госзакупках заказчикам придется поэтапно в течение следующих полутора лет. С 1 июля 2014 года целиком на электронную форму должны будут перейти закупки федерального уровня, с 2015 года — все муниципальные. Поскольку с 2016 года начнет действовать единая информационная система, где информация о закупках и так будет размещаться в электронной форме, проект поправок позволит использовать те же механизмы документооборота и не приведет к дополнительным затратам со стороны поставщиков, отмечает проректор НИУ-ВШЭ Александр Шамрин.

"Введение дополнительных электронных способов размещения заказа повысит прозрачность всей системы госзакупок",— отметил Антон Емельянов, гендиректор "Единой электронной торговой площадки". По его словам, технологически эти способы не будут отличаться от электронных аукционов. "Проект поправок не меняет экономику и электронных площадок, их доход даже может возрасти из-за увеличения числа процедур",— отмечает Максим Чемерисов, директор департамента развития контрактной системы Минэкономики. По его словам, текст документа был разработан с учетом уже существующей практики электронных аукционов по закону 94-ФЗ и электронных закупок госкорпораций по 223-ФЗ. "Мы надеемся принять этот законопроект в весеннюю сессию",— сообщил он.

Возможно ли успеть в такой срок с принятием законопроекта, который наверняка встретит непубличное сопротивление в Госдуме, пока неясно. Как сообщили в пресс-службе ФАС, хотя в целом ведомство поддерживает принятие этого законопроекта, он требует дальнейшего обсуждения и доработки. На это же указывает господин Шамрин — по его словам, необходимо разработать регламенты, которые не позволят влиять на ход и результат электронных конкурсов торговым площадкам.

Закупки, проводимые в соответствии с Законом N 223-ФЗ, предлагается осуществлять только способами, предусмотренными для госзакупок

среда, 18 декабря, 2013

Планируется ограничить право заказчика, закупающего товары (работы, услуги) согласно Федеральному закону от 18.07.2011 N 223-ФЗ, определять в положении о закупке способы ее осуществления. Такое предложение содержит Проект, разработанный Минэкономразвития России. Как указано в данном Проекте, заказчик будет вправе устанавливать только те способы закупки, которые перечислены в Проекте. Однако обстоятельства, при которых необходимо проводить ту или иную процедуру, заказчик по-прежнему будет определять самостоятельно.

Кроме того, предлагается расширить перечень случаев, в которых участник закупки сможет обратиться с жалобой в ФАС России на допущенные заказчиком нарушения. Например, в этот перечень включена ситуация, когда закупка проведена с нарушением Закона N 223-ФЗ.

В Проекте также предусмотрено, что дочерним организациям - заказчикам можно будет не принимать свои положения о закупке, а присоединиться к положению материнской компании. Аналогичное право будет и у дочерних организаций таких заказчиков. Все изменения, которые будут вноситься в положение основного общества, будут обязательны и для дочернего общества без его дополнительного волеизъявления.

Заказчики будут вынуждены исключить из положений о закупке конкурентные переговоры, торги с переторжкой и иные закупочные процедуры, не предусмотренные в законе

Предлагается ввести закрытый перечень способов закупки, которые заказчики будут вправе закреплять в положении о закупке. Данный перечень совпадает с содержащимся в ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ перечнем способов определения поставщиков в сфере госзакупок (в него входят, в частности, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос котировок и запрос предложений).

В настоящее время в положениях о закупке нередко устанавливаются такие способы, как конкурентные переговоры, процедуры с переторжкой или с альтернативными предложениями, закупки товаров на биржах. Если Проект будет принят, то подобные положения необходимо будет привести в соответствие с новыми нормами и исключить из них способы осуществления закупок, не предусмотренные в законе. Кроме того, если уже будет запланирована закупка, которая должна быть проведена недопустимым способом, то заказчику придется вносить изменения и в план закупок. Однако привлечения к ответственности за неисполнение данной обязанности не предполагается.

До внесения изменений в положение о закупке заказчик сможет закупать товары (работы, услуги) всеми способами, указанными в нем. Данный вывод можно сделать в связи с тем, что согласно Проекту ограничивается лишь право заказчика устанавливать в положении способы закупки (ч. 3 ст. 3 Закона N 223-ФЗ в редакции Проекта). При осуществлении закупок заказчик обязан руководствоваться действующей редакцией такого положения (ст. 2 Закона N 223-ФЗ).

Участник закупки сможет обжаловать в ФАС России действия заказчика при проведении закупки, если они нарушают Закон N 223-ФЗ

В Проекте предложено существенно расширить исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых участник закупки вправе обратиться в антимонопольный орган с жалобой на действия (бездействие) заказчика. Так, ФАС России будет рассматривать жалобы:

- на проведение заказчиком закупки не в соответствии с положением;

- на установление требований, влекущих ограничение количества участников закупки;

- на осуществление закупки с нарушением требований Закона N 223-ФЗ.

Иные нарушения могут быть обжалованы только в суде.

Антимонопольный орган обязан рассмотреть жалобу по существу в течение семи рабочих дней со дня ее поступления. По результатам рассмотрения жалобы, если она является обоснованной, ФАС России выдает обязательное для исполнения предписание, в том числе об аннулировании закупки. За неисполнение предписания на заказчика может быть наложен штраф в размере от 10 до 20 тыс. руб. (ст. 19.5 КоАП РФ).


Проект Федерального закона
"О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
(подготовлен Минэкономразвития России)
(не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 20.11.2013)

"Сбербанк-АСТ": Объем торгов по госзакупкам составила в России в 2013г. около 4 трлн руб.

среда, 18 декабря, 2013

Объем торгов по государственным закупкам на всех площадках России составил в 2013г. около 4 трлн руб., из которых 1 трлн 841 млрд руб. (около 50%) прошлось на площадку ЗАО "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" (ЗАО "Сбербанк-АСТ"). Об этом сообщил на пресс-конференции РБК председатель совета директоров ЗАО "Сбербанк-АСТ" Николай Андреев.

Он отметил, что с 1 января 2011г. было проведено торгов на общую сумму 12 трлн руб., из которых на структуру Сбербанка приходится около половины. Он добавил, что на сегодняшний день сложился устоявшийся рынок, на котором ведущую роль играют 5 площадок.

Н.Андреев рассказал, что средняя сумма заключенного контракта на площадке "Сбербанк-АСТ" оставляет около 2,5 млн руб. "Есть как многомиллиардные строительные аукционы, так и аукционы малых предприятий. Однако наблюдается уклон в сторону большого количества незначительных сумм, что говорит о том, что присутствует большая часть малого и среднего предпринимательства", - сказал Н.Андреев.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458 459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 476 477 478 479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 493 494 495 496 497 498 499 500 501 502 503 504 505 506 507 508 509 510 511 512 513 514 515 516 517 518 519 520 521 522 523 524 525 526 527 528 529 530 531 532 533 534 535 536 537 538 539 540 541 542 543 544 545 546 547 548 549 550 551 552 553 554 555 556 557 558 559 560 561 562 563 564 565 566 567 568 569 570 571 572 573 574 575 576 577 578 579 580 581 582 583 584 585 586 587 588 589 590 591 592 593 594 595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 629 630 631 632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 650 651 652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662 663 664 665 666 667 668 669 670 671 672 673 674 675 676 677 678 679 680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691 692 693 694 695 696 697 698 699 700 701 702 703 704 705 706 707 708 709 710 711 712 713 714 715 716 717 718 719 720 721 722 723 724 725 726 727 728 729 730 731 732 733 734 735 736 737 738 739 740 741 742 743 744 745 746 747 748 749 750 751 752 753 754 755 756 757 758 759 760 761 762 763 764 765 766 767 768 769 770 771 772 773 774 775 776 777 778 779 780 781 782 783 784 785 786 787 788 789 790 791 792 793 794 795 796 797 798 799 800 801 802 803 804 805 806