Госкомпании попадут в рейтинг прозрачности закупок

понедельник, 20 января, 2014

Минэкономразвития опубликовало в конце прошлой недели методику составления дистанционного рейтинга прозрачности закупок в госкомпаниях и госкорпорациях. Критериями оценки станут наличие внутренних регламентов, возможность обеспечить прозрачность закупок и конкуренцию между поставщиками, снизить риск коррупции и устранить конфликт интересов. Будет также оцениваться, насколько закупки помогают компании решить стоящие перед ней задачи.

В рейтинге будет 10 уровней. Оценка повышается, если за закупками в компании следит специальный коллегиальный орган или если более 80% ее договоров заключены на основе конкурентных процедур. Снижается — если доля таких контрактов меньше 60%, а открыта информация о менее чем 20% процедур.

Дистанционный рейтинг будет присваиваться только на основании публичных документов: внутреннее положение компании о закупках, годовой план, типовые документы. Он станет основой для контактного рейтинга — тут уже у компании будут запрошены закрытые документы, а с ее сотрудниками проведены глубинные интервью.

В прошлом году госкомпании и госкорпорации разместили заказ на 13,927 трлн руб. Эта сумма вдвое превышает консолидированный госзаказ (6,52 трлн руб., информация официального портала http://www.zakupki.gov.ru). По данным «Национального рейтинга прозрачности закупок» за 2012 г., сегмент государственных корпоративных закупщиков соответствовал уровню «средняя прозрачность», при этом «низкая прозрачность» была у 30% компаний.

За госзакупками следят довольно жестко, а закупки госкомпаний по-прежнему темная зона, сетует федеральный чиновник финансово-экономического блока. Они обязаны обнародовать внутренний документ, регламентирующий госзакупки, а с позапрошлого года — публиковать извещения о покупках. Но информации в извещениях часто недостаточно, констатирует чиновник: лишь о предмете, месте, объеме работ и количестве товара. Даже изначальная цена часто не раскрывается, отмечает собеседник газеты: в отличие от госорганов госкомпаниям достаточно предоставить лишь «сведения о цене», а многие просто пишут — «сведений нет».

С нового года заработал новый закон о федеральной контрактной системе (ФКС, см. врез), которая, по оценке Высшей школы экономики, позволит государственному бюджету сэкономить более 1 трлн руб. (около 15% от консолидированного госзаказа). Но в отличие от чиновников госкомпании добровольно переходят на ФКС и могут продолжить работать по прежнему законодательству (223-й федеральный закон).

Не все госкомпании сразу получат самые низкие государственные рейтинги, есть и хорошие примеры, утверждает другой федеральный чиновник. «Россети» уже фактически работают по методологии Минэкономразвития, рассказывает представитель компании, повышение прозрачности сэкономило компании за девять месяцев прошлого года 32 млрд руб.

Оценка в рейтинге может получиться формальной, не обязательно открытость закупок повысит их эффективность, признает чиновник. Часто по таким методологиям оцениваются совсем не главные показатели, предупреждает Анна Золотарева из Института Гайдара. Грубая ошибка — считать хорошим признаком снижение начальной цены в ходе торгов, приводит она пример, это может свидетельствовать лишь о том, что изначально цена была завышена.

Низкое место в рейтинге проблемой для госкомпаний не станет: основывать только на нем суждения о закупочной деятельности компании нельзя, подчеркивается в документе. Необходимо разобраться, кто истинный бенефициар господрядчиков и насколько эффективно компания тратит средства, отмечает федеральный чиновник: нужен внутренний глубокий аудит, а ресурсов для его проведения нет. Еще в декабре 2011 г. Игорь Сечин, который тогда занимал должность вице-премьера (сейчас президент «Роснефти»), потребовал от 21 госкомпании собрать информацию о бенефициарах контрагентов. Позже он рассказывал, что было выявлено более 200 случаев сокрытия должностными лицами сведений об участии в коммерческих организациях.

Квадратный метр прокурорской квартиры обойдется бюджету примерно в 80 тысяч рублей

понедельник, 20 января, 2014

Прокуратура Липецкой области покупает для своего нового начальника Константина Кожевникова квартиру за 11 миллионов бюджетных рублей. Элитное жилье прокуроры выбирали по соседству со зданием прокуратуры региона - на улицах Плеханова, Интернациональная и Ленина.

Единственная квартира, которая подошла требованиям прокуратуры, находится в доме №84 на улице Плеханова. ООО «СитиСтрой» сдали этот дом в эксплуатацию в 2012 году. Дом находится на второй линии улицы Плеханова, за пятиэтажкой на остановке улицы Шкатова. Рядом расположен Правобережный суд Липецка, нотариальные и адвокатские конторы. В доме есть подземная автостоянка на шесть машин. Дом, где расположена прокурорская квартира, находится на одной из самых оживленных артерий города.

В трехкомнатную квартиру площадью 129 кв.м. Константин Кожевников должен переехать в начале марта. Квадратный метр прокурорской квартиры в новостройке в центре Липецка обойдется федеральной казне примерно в 80 тысяч рублей. Кроме того, в пятиэтажном здании есть панорамный лифт, а сам прокурор будет жить на 3-м или 4-м этаже.

На некоторых этажах в доме, где будет жить прокурор, еще идет ремонт, поэтому вокруг можно наблюдать строительный мусор. Кроме того, первый этаж здания отдан под офисы.

В новой квартире Константина Михайловича уже будет сделан ремонт: стены оклеены обоями, на полах уложен паркет или ламинат, а потолок будет выполнен из гипсокартона «Армстронг». Ванная комната и туалет прокурора уже оборудованы сантехникой и уложены керамической плиткой. К новоселью на кухне Константина Кожевников должна быть установлена плита. Прокурорская лоджия будет застекленной.

На кирпичах фасада дома можно заметить белый налет — вероятно, выступившая соль некачественных материалов.

Несмотря на то, что дом отлично «спрятан» от оживленных улиц, из окон прокурорской квартиры можно будет наблюдать за состоянием обветшавших двухэтажных домов, возведенных еще в 50-х годах.

Вероятно, теперь Константин Кожевников будет ездить или ходить на работу по дороге на улице Плеханова, проверку которой не так давно проводили его сотрудники. Правобережная прокуратура проверила схемы финансирования строительства этой дороги на наличие признаков коррупции. GazetaMG.ru писала о чрезмерном желании профинансировать чиновниками уже проделанные работы на дороге.

В прокурорском доме есть панорамный лифт

Стоит отметить, что сами прокуроры признаков коррупции не нашли - только нарушения в размещении госзаказов. В настоящее время в особенностях финансирования улицы Плеханова разбираются в липецкой полиции - в отделе по борьбе с экономическими преступлениями.

У поставщиков правительства проверят гражданство

понедельник, 20 января, 2014

Госдума предлагает правительству быстро и довольно мягко решить вопрос с "деофшоризацией" госзакупок. В Госдуму вносится пакет законопроектов, согласно которому в госзакупках в РФ на стороне поставщика могут участвовать только юрлица, зарегистрированные на территории России, при этом вопрос о раскрытии бенефициаров и владельцев российских "дочек" иностранных компаний проект вообще не ставит.

Новые инициативы по деофшоризации, о которых Владимир Путин сообщил в конце прошлого года, начали реализовываться на законодательном уровне. Соответствующий проект поправок к двум основополагающим для контрактной системы федеральным законам "О контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" поступил на рассмотрение Госдумы, 15 января правительство получило запрос из Госдумы об отзыве на этот пакет.

Деофшоризация была одной из главных тем в послании Владимира Путина Федеральному собранию: традиционно упоминаемая каждый год, в этот раз она была акцентирована больше обычного. Помимо прочего, причиной этому послужили кадровые перестановки в Кремле — ставший в 2013 году экономическим помощником президента Андрей Белоусов активно занимался этим направлением еще будучи главой Минэкономразвития. Впрочем, в послании основные идеи деофшоризации президент изложил в достаточно общем виде: он отметил, что доходы компаний иностранной юрисдикции должны подпадать под налогообложение РФ, кроме того, им необходимо ограничить доступ к мерам господдержки, включая кредиты ВЭБа и госгарантии. В более конкретном виде эти инициативы были изложены в указаниях Дмитрия Медведева — в частности, он поручил Минэкономики и Федеральной антимонопольной службе разработать законопроект по введению запрета на заключение с офшорными компаниями государственных или муниципальных контрактов.

При буквальной реализации введение такого ограничения могло бы существенно сократить участие в госзаказе всего крупного бизнеса РФ: большинство российских компаний из-за экспортного характера экономики в любом случае работают с иностранными юрисдикциями. Полностью же зарубежные компании на практике принимают участие в госзакупках крайне редко — чаще всего они действуют через дочерние организации, зарегистрированные на территории РФ. В тексте законопроекта, который был разработан членами комитета Госдумы по экономполитике единороссами Игорем Руденским и Игорем Игошиным, как раз такой вариант и указан: теперь участвовать в госзаказе сможет любое юридическое лицо, "зарегистрированное на территории РФ".

Это, по сути, и есть все содержание законопроекта: сейчас соответствующие положения законодательства предполагают участие в госзакупках "любых" юрлиц, что теоретически открывает возможность для прямого участия в конкурсах и аукционах бюджетной системы, например, компании, напрямую зарегистрированной в офшорной юрисдикции. Новое положение требует от участника госзакупок с иностранным участием или капиталом иметь дочернее юрлицо в РФ. Отметим, иные ограничения, в том числе с требованием обязательного раскрытия информации о собственниках и бенефициарах такого юрлица, могут вводиться иными законами, например законом о федеральной контрактной системе, однако законодатели предлагают пойти по самому простому пути, просто потребовав в обязательном порядке проводить все операции по госзакупкам только в рамках финансовой системы РФ, где они действительно более подконтрольны, чем в иностранной юрисдикции.

Скиньте 30% с госстроек

воскресенье, 19 января, 2014

Скиньте 30% с госстроек

Главгосэкспертиза, находящаяся в подчинении Министерства строительства и ЖКХ, планирует вернуть возможность контролировать строительные проекты, реализуемые за счет госбюджета. Согласно официальному предложению ведомства (документ есть в распоряжении РБК daily), обязательной экспертизе с возможным участием силовых структур планируется подвергать все строительные проекты естественных монополий и госкорпораций. Так чиновники надеются сэкономить до 30% бюджетных средств и затормозить рост тарифов.

Сейчас расходование бюджетных средств естественными монополиями и госкорпорациями фактически является бесконтрольным, пояснил РБК daily источник в правительстве, знакомый с документом. Проекты прокладки газо- и нефтепроводов, сетей коммуникации, строительство складов и даже строительство кабинетов для высших чиновников можно отследить разве что по сайту госзакупок или отчетам частных аудиторов, нанятых по инициативе самих госкомпаний. Поэтому в правительстве решили вернуть надзорные функции за бюджетным строительством Главгосэкспертизе, которая утратила их несколько лет назад. Сейчас она входит в состав Минстроя Михаила Меня, чье ведомство сейчас и работает над подготовкой законопроекта.

Собеседник РБК daily рассказал, что чиновники Главгосэкспертизы обещают снизить таким образом стоимость строительства объектов федеральной собственности примерно на 30%. Москомэкспертизе, осуществляющей аналогичные функции в рамках столичного региона, за 2013 год удалось сократить проектно-сметную стоимость на сумму около 90 млрд руб, т.е. сэкономить примерно 15—20% средств горбюджета на строительство, пояснили в пресс-службе Москомэкспертизы.

Федеральные чиновники рассчитывают сэкономить вдвое больше за счет более жесткого, чем в Москве, контроля. Так, помимо Главгосэкспертизы планируется создать еще и рабочую группу, оценивающую целесообразность затрат на строительство. В группу войдут представители Минэкономразвития, Минфина, Министерства строительства и ЖКХ, Счетной палаты, Ростехнадзора, а также ФСБ, прокуратуры и других ведомств. После заключения этой комиссии материалы будут направляться в Главгосэкспертизу для перерасчета. Случаи, где в проектно-сметной документации будут содержаться крайне необоснованные или фантастические расходы (скажем, использование для строительства кабинетов драгоценных металлов), будут браковаться или же

Eвросоюз открывает сектор госзакупок

пятница, 17 января, 2014

Евросоюз принял новые правила, касающиеся сектора государственных закупок, доля которых занимает 18% от ВВП региона. Теперь небольшим организациям будет легче получить контракт на рынке, если он составляет 450 млрд евро в год.

Новые правила позволят министерствам стран ЕС быстрее и в «облегченном» режиме передать частным компаниям некоторые обязанности в таких социальных сферах, как здравоохранение и образование. Все государственные контракты в этих секторах стоимостью меньше, чем 750 000 евро, не попадут под законы Евросоюза, так как по своим масштабам не представляют международного интереса. Но более дорогие должны быть афишированы в журнале контрактов ЕС, поэтому у европейских частных компаний появится больше возможностей.

Также на ранней стадии претендентам на госконтракты можно будет предоставлять меньше документации. Кроме того, некоторые контракты могут быть разбиты на небольшие лоты, чтобы больше компаний смогло попробовать их получить. Помимо этого, новые правила позволят правительствам вносить в черный список компании, которые плохо исполняют полученные контракты. К ним будут применены санкции, в том числе лишение обязанностей и требование возмещения убытков. На прошлой неделе, например, началось расследование деятельности фирмы G4S, обслуживающей крупнейшую тюрьму Великобритании Oakwood. Также для провинившихся компаний будет предусмотрен ясный процесс реабилитации. Если они выплатят компенсации и покажут, что предприняли шаги для предотвращения дальнейших нарушений, они смогут снова бороться за получение контрактов.

Новые правила должны быть введены в действие всеми странами ЕС в течение двух лет. Однако Великобритания с самым крупным рынком аутсорсинга в Европе планирует принять их раньше обозначенного срока, чтобы развеять опасения налогоплательщиков о неэффективном расходовании их денег.

Средний размер контракта в Великобритании примерно в два раза дороже, чем по аналогичным сделкам в Германии или Франции, поэтому глава аппарата британского кабинета министров Фрэнсис Мод считает новые правила выгодными для его страны. «Это большой толчок для малых и средних предприятий. Для всех участников этот процесс будет более быстрым и дешевым и не таким хлопотным», — говорит он.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458 459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 476 477 478 479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 493 494 495 496 497 498 499 500 501 502 503 504 505 506 507 508 509 510 511 512 513 514 515 516 517 518 519 520 521 522 523 524 525 526 527 528 529 530 531 532 533 534 535 536 537 538 539 540 541 542 543 544 545 546 547 548 549 550 551 552 553 554 555 556 557 558 559 560 561 562 563 564 565 566 567 568 569 570 571 572 573 574 575 576 577 578 579 580 581 582 583 584 585 586 587 588 589 590 591 592 593 594 595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 629 630 631 632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 650 651 652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662 663 664 665 666 667 668 669 670 671 672 673 674 675 676 677 678 679 680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691 692 693 694 695 696 697 698 699 700 701 702 703 704 705 706 707 708 709 710 711 712 713 714 715 716 717 718 719 720 721 722 723 724 725 726 727 728 729 730 731 732 733 734 735 736 737 738 739 740 741 742 743 744 745 746 747 748 749 750 751 752 753 754 755 756 757 758 759 760 761 762 763 764 765 766 767 768 769 770 771 772 773 774 775 776 777 778 779 780 781 782 783 784 785 786 787 788 789 790 791 792 793 794 795 796 797 798 799 800 801 802 803 804 805 806