Расходы Минобороны будет считать искусственный интеллект

вторник, 11 февраля, 2014

Минобороны до конца года получит компьютерную систему для оценки эффективности использования бюджетных средств и имущества. Об этом «Известиям» сообщил директор департамента экономического анализа и прогнозирования Минобороны Алексей Каульбарс.

Как пояснил представитель военного ведомства, современный инструментарий, на базе внутренней статистики Минобороны и внешних данных, выработает для руководства министерства варианты наиболее эффективного распределения денежных средств, материальных и иных ресурсов.

— Необходим всесторонний анализ значительного объема информации, охватывающей практически весь спектр функционирования Вооруженных сил. Это потребовало создания информационно-аналитической системы, которая включит в себя базу данных и эффективные средства их анализа, — отметил Каульбарс.

Он также добавил, что руководство ведомства приняло решение о создании специального подразделения в департаменте экономического анализа для работы с новой системой.

— Будут работать несколько больших серверов, это будет современный многофункциональный комплекс, с мощными средствами вычисления и визуализации результатов анализа. По сути, это своеобразный искусственный разум, способный работать с огромными массивами разнообразной информации. Это позволит значительно повысить эффективность расходования бюджетных средств, — пояснил представитель Минобороны.

Согласно техническому заданию на разработку программы (имеется у «Известий»), заложенные в нее людьми экономические модели и формулы будут сочетаться с методами интеллектуального анализа данных — такими как построение «дерева решений», нейронные сети и др. Сотрудник департамента на условиях анонимности рассказал, что результаты, полученные компьютером, будут проверяться специалистами для исключения ошибок.

— Машина машиной, но все данные, которые она станет предлагать, будут подвергаться экспертной оценке. Необходимый штат для этого уже есть. Пока люди занимались подобными задачами вручную. Чтобы минимизировать временные и трудовые затраты, и создается «искусственный разум», — сказал собеседник.

Вводные для компьютерного анализа уже собираются — с 1 января 2014 года в Минобороны была введена специальная статистическая отчетность для этой цели. В ведомстве пояснили, что сейчас статистические данные уже предоставляют ключевые центральные органы военного управления. Для наполнения информационной базы также планируется использовать данные Росстата, Минэкономразвития, Минфина, Центробанка, иных источников.

Предполагается, что результаты работы комплекса будут регулярно представляться руководству Минобороны.

— Мы будем стремиться к максимальной визуализации информации, будет задействована трехмерная графика, отображение данных на электронных картах, их «подсветка» по определенным признакам, — пояснил сотрудник департамента.

Генеральный директор ООО «Финэкспертиза» Агван Микаелян считает, что у военных есть специалисты, которые справятся с поставленной задачей.

— Подобная система позволит четче управлять финансами, информацией и всем, на что она направлена. В России есть три компонента, необходимых для ее создания: математики, программисты и специалисты в отрасли. Уверен, что аналитики Минобороны они понимают суть вопроса, чтобы правильно поставить задачу, — отметил Микаелян. — Но не уверен, что мы когда-нибудь увидим эти цифры (отчеты военных. — «Известия»), они будут иметь определенный уровень доступа.

Гендиректор «Национальной службы мониторинга» Артем Булатов полагает, что планируемая система для Минобороны не совсем подойдет.

— Такая модель может быть эффективна только при четком определении результатов. У нас даже в статистике бывает погрешность 3–5%, при взаимодействии департаментов Минобороны погрешность будет гораздо выше. Ведомство будет работать, а система — существовать в параллельной реальности, — считает Артем Булатов.

Напомним, что последняя проверка Счетной палаты военного ведомства выявила многочисленные нарушения при расходовании целевых бюджетных средств.

В рамках контрольного мероприятия аудиторы проверили бюджетные инвестиции за 2011–2012 годы, в том числе по контрактам, переходящим на 2013 год, в объекты капитального строительства Минобороны в размере 543,58 млрд рублей, из них на приобретение и строительство жилья для военнослужащих предусматривалось 255,38 млрд рублей. Как показал отчет СП, не все средства, выделенные на развитие инфраструктуры, расходовали обоснованно.

«При высоком кассовом исполнении бюджетных назначений (в 2011 году — 99,4%, в 2012-м — 92,3%), Минобороны не достигло целей, на которые выделялись указанные средства: госконтракты на строительство объектов инфраструктуры своевременно не исполнены, объекты в эксплуатацию не введены. При этом Минобороны допускало финансирование строительства объектов, не предусмотренных заданиями государственного оборонного заказа, что приводило к необоснованному использованию бюджетных средств», — говорится в документе.

В материалах отчета СП упоминалось и Главное управление обеспечения войск, которое не раз упоминалось в СМИ в связи с уголовными делами коррупционной направленности. Выборочная проверка исполнения 13 госконтрактов показала, что ГУОВ не выполнило обязательства на общую сумму 40,43 млрд рублей, из которых более 30 млрд рублей предназначалось на строительство жилья для военнослужащих. Аудиторы также выявили, что Минобороны в 2012 году выделило на зарплаты военнослужащих на 88 млрд больше, чем требовалось согласно штатной численности.

Конкурс пройдет для своих

понедельник, 10 февраля, 2014

Минэкономразвития приступило к разработке закона о запрете участия офшоров в госзакупках. Законопроект направлен на стимулирование деофшоризации отечественной экономики и повышение прозрачности финансовых потоков, указывают разработчики. Эти поправки - только часть планируемых изменений в сфере работы с офшорами в России. В соответствии с поручением президента до конца июня профильным министерствам и ведомствам предстоит разработать комплекс мер по борьбе с уводом капитала за рубеж.
"Этот законопроект ожидался давно, еще до начала "деофшоризации" в ее нынешней стадии. Речь идет о том, что через офшоры напрямую не должны проходить госзаказы, производиться закупки и оказываться услуги государству и муниципалитетам. Практически во всем мире такой запрет действует и вполне обоснован. Классические офшорные компании, как правило, не являются налоговыми резидентами каких-либо стран, не нуждаются в сотрудниках, офисе, производственной базе, аудируемой отчетности. Поэтому достоверно проверить, смогут ли такие компании в действительности предоставить все обещанное по госконтракту, невозможно", - рассказала заместитель директора департамента международного налогового планирования юридической фирмы "Клифф" Наталья Кордюкова.

Работа с компаниями из классических офшоров несет в себе определенные коммерческие риски - между частными лицами они регулируются дополнительными гарантиями, деловой репутацией партнеров и представлением об общих интересах бизнеса. В отношениях с государством эти формы минимизации рисков, очевидно, не очень подходят. Государство, вступая в госконтракт, во-первых, распоряжается не своими деньгами, а средствами бюджета, поэтому должно стараться минимизировать все риски в таких отношениях. Во-вторых, безусловно, государство имеет возможность выбирать будущих подрядчиков из числа тех, данные о которых можно установить достоверно.

В отношении госзакупок речь не идет о каком-то притеснении офшоров или о борьбе с ними. "Это совершенно обычная минимизация рисков по заключаемым контрактам - в рыночной экономике не принято верить контрагенту "на слово", разумно предположить, что и само государство не может и не должно позволять себе такую беспечность. Не думаю, что конкретно этот запрет как-то серьезно скажется на бизнес-среде", - считает Наталья Кордюкова.

Напомним, что законопроект разработан в соответствии с перечнем поручений президента (N Пр-3086 от 27 декабря 2013 г.) по реализации Послания президента Федеральному Собранию от 12 декабря 2013 года. В нем правительству поручено внести в законодательство изменения, предусматривающие запрет на заключение государственных или муниципальных контрактов с компаниями, находящимися в офшорной юрисдикции.

По оценкам экспертов, в прошлом году через офшоры или полуофшоры прошли российские товары общей стоимостью 111 млрд долларов - это пятая часть всего российского экспорта. Половина из 50 млрд долларов российских инвестиций в другие страны также пришлась на офшоры. "Цифры в 111 млрд долларов звучат, конечно, очень впечатляюще. Но это не прибыль офшоров, а валовая выручка! И далеко не только на офшоры она вся приходится. Другими словами, когда российские компании платят компаниям-нерезидентам 111 млрд, они платят деньги, "отработанные в России", за иностранные товары или услуги. То есть 111 млрд не "ушли и пропали", а трансформировались в товары и услуги, которые стали использоваться далее в российском деловом обороте (с прибылью, надеюсь). Поэтому, что здесь ни предпринимай, деньги за зарубежные товары и услуги всегда будут уходить из России. На счета офшоров или нет - значения не имеет абсолютно. Но это - нормально. Иначе - как?" - удивляется директор московского офиса компании Tax Consulting U.K. Эдуард Савуляк.

По мнению эксперта, плохо, когда российские подрядчики между собой (то есть внутри России) рассчитываются через офшоры. Тогда "дельта" действительно из России уходит. И с этим надо бороться. Но такая практика - огромная редкость уже лет семь-десять. Налоговые органы уже давно научились эти схемы разбивать, а зачастую просто отказывают таким компаниям в возмещении НДС.

Новые запреты компании смогут обойти, уверен Эдуард Савуляк. "Если в системе госзакупок появится требование о "неофшорности поставщика", то его легко смогут выполнить эти поставщики. Просто зарегистрируется компания на Сингапуре, на Кипре или в Швейцарии (они не входят в "черный список" офшоров минфина) и наладит поставки оттуда. Лучшая возможность искоренить эти схемы - производить (и закупать) отечественное качественное оборудование (которое сейчас покупается за рубежом). Тогда они и будут покупаться без офшоров, у российских поставщиков и за рубли", - считает он.

Другие эксперты также сомневаются, что предложенные меры будут эффективны. "Стремление повысить налоговые поступления за счет деофшоризации столкнется с тем, что российские компании хорошо знают, как снизить или вообще не платить налоги в бюджет нашего государства. Меры по недопуску офшоров к госзаказам и приватизации в целом правильные, но нужно понимать реалии бизнеса - офшорная структура может спокойно зарегистрировать в рамках этого правила компанию в России, которая будет потом действовать в интересах офшора. Поэтому создаваемые властями запреты в том объеме, который мы видим сейчас, можно очень легко и абсолютно законно обойти", - говорит управляющий партнер группы юридических и аудиторских компаний "СБП" Кира Гин-Барисявичене.

Более того, российской компании не обязательно быть напрямую связанной с офшором. Компания может соответствовать всем российским законодательным требованиям, выиграть тендер на госзаказ и уже после этого перепродать свою долю офшору. В рамках действующего у нас законодательства это вполне законная операция. Как государству влиять на такие сделки - это открытый вопрос, который тоже предстоит решать.

Разрабатываемый минэкономразвития законопроект - только часть планируемых изменений в сфере работы с офшорами в России. По итогам Послания президента Федеральному Собранию дано поручение разработать конкретные меры по трем направлениям. Во-первых, подготовить концепцию "контролируемых компаний", применимую для российского права. Во-вторых, реализовать запрет на предоставление господдержки компаниям, находящимся в офшорной юрисдикции. В-третьих, ввести запрет на заключение государственных или муниципальных контрактов с компаниями, находящимися в офшорной юрисдикции.

ФАС: предстоит большая работа по разъяснению новых положений КС

понедельник, 10 февраля, 2014

Так считает статс-секретарь – заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) Андрей Цариковский. Об этом он заявил 6 февраля 2014 года в ходе семинара «Закон о контрактной системе: новые требования к осуществлению государственных закупок», который проходит в рамках регионального семинара-совещания территориальных органов ФАС России Северо-Западного федерального округа с 5 по 7 февраля в г. Санкт-Петербург.

«Такие семинары ФАС будет проводить в течение года во всех регионах России, так как применение Закона о ФКС вызывает много вопросов, как у заказчиков, так и у участников закупок, – отметил Андрей Цариковский. – И сейчас перед нами стоит важная задача по разъяснению новых требований закона».

Открыл мероприятие вице-губернатор Санкт-Петербурга Игорь Голиков. Он выразил уверенность в том, что такие семинары будут продуктивными для госзаказчиков и разъяснят положения нового закона, что позволит быстро и эффективно применять их на практике.

Напомним, что Закон о ФКС вступил в силу с 1 января 2014 года. ФКС – это комплексный документ, который регламентирует полный закупочный цикл – планирование и прогнозирование государственных нужд, формирование и размещение заказа, исполнение контрактов и приемку результатов, мониторинг, контроль и аудит соблюдения требований.

«При запуске таких комплексных законов в любом случае появляются шероховатости, и главная задача проведения таких семинаров эти моменты снять, поэтому нам предстоит большая работа по разъяснению новых положений ФКС», - в заключение отметил Андрей Цариковский.

Родственникам чиновников закрыли доступ к госзакупкам

пятница, 7 февраля, 2014

С 1 января 2014 года в России вступили в силу поправки в законодательство о госзакупках. Они четко определяют, что такое конфликт интересов и кто именно становится его причиной — аффилированные с заказчиком компании, а также родственники и близкие чиновников, отвечающих за тендер. По мнению инициаторов этих поправок, подконтрольным чиновникам фирмам и их родственникам теперь будет закрыт прямой доступ к тендерам.

Как рассказали «Известиям» в международной неправительственной организации «Транспэренси Интернешнл», которая исследует коррупцию в разных странах, инициатором поправок стала руководитель организации Елена Панфилова, которая также является членом правительственной комиссии по координации деятельности Открытого правительства.

В сентябре прошлого года на одном из заседаний Панфилова предложила дополнить законодательство пунктом о конфликте интересов, в частности норм нового федерального закона «О контрактной системе». В качестве одного из доводов необходимости совершенствования законодательства о госзакупках она привела пример с тендером на поставку фельдшерских акушерских пунктов для нужд Калининградской области, который выиграла фирма, связанная с родственниками местного губернатора Николая Цуканова.

Пункт 9 статьи 31 «Требования к участникам закупки» федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» был принят Госдумой 28 декабря 2013 года и вступил в законную силу с 1 января 2014 года.

Эта поправка фактически залатала дыру в законе, который ранее позволял родственникам и супругам чиновников получать госзаказ. В новой версии закона приводится перечень лиц, которые должны избегать конфликта интересов: руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика и контрактный управляющий.

Также приведен и список граждан, которые своим участием в конкурсе провоцируют конфликт интересов у ответственного лица. В него вошли жены и мужья чиновников и родственники по прямой восходящей и нисходящей линии: родители и дети, дедушки, бабушки и внуки, полнородные и неполнородные братья и сестры, усыновители и усыновленные чиновником люди. Все они не могут быть директорами, управляющими, президентами компании — исполнителя заказа и участвовать в конкурсе как индивидуальные предприниматели.

Доступ к тендерам закрыли для тех, кто не афиширует свое участие в хозяйственной деятельности компании — исполнителя заказа.

«Это люди, владеющие напрямую или косвенно долей не менее чем в 10% голосующих акций компании либо долей, превышающей 10% в уставном капитале компании», — говорится в законе.

Таким образом статья 31 «Требования к участникам закупки» теперь стала более полной и универсальной. Напомним, что другие пункты этой статьи запрещают участие в конкурсе компаний-банкротов, бизнесменов-должников и предпринимателей с непогашенной административной и уголовной судимостью.

Депутаты комитета по безопасности и противодействию коррупции Госдумы затруднились прокомментировать последствия вступления в России в силу антикоррупционных поправок.

Независимые же эксперты одобрили вступление в силу поправок, однако считают, что эти меры вряд ли остановят чиновников-коррупционеров.

— Это, безусловно, закрывает дыру в законах, и давно следовало принять эту поправку, — заявил «Известиям» председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. — Однако аффилированные лица не ограничиваются родственниками и женами. Есть еще друзья. А кроме того, чиновники последнее время разводятся, сохраняя при этом отношения. Как быть в таком случае, если формально всё гладко?

Свердловское правительство осталось без вип-такси в Сочи

пятница, 7 февраля, 2014

Правительство Свердловской области расторгло контракт на поездки в вип-такси по городу Сочи. На поездки высокопоставленных чиновников планировалось потратить 350 тысяч рублей.

Конкурс на перевозку официальных делегаций Свердловской области по Сочи выиграла фирма «ВИП-СЕРВИС». Однако контракт с ней на этой неделе был разорван. Информация об этом содержится на портале госзакупок, ее же публикует в своем блоге депутат Заксобрания Андрей Альшевских.

Официальной причиной расторжения значится «соглашение сторон». При этом подоплека такого шага так и остается загадкой. Возможно, чиновники сделали это на фоне общественного резонанса, который возник после публикации заказа. Впрочем, не исключено, что причины могут быть и другими: несколько дней назад от поездки на Олимпиаду в Сочи из-за коммунальной аварии в Сухом Логу отказался губернатор Евгений Куйвашев, и вполне вероятно, что вип-такси просто стало не нужно.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458 459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 476 477 478 479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 493 494 495 496 497 498 499 500 501 502 503 504 505 506 507 508 509 510 511 512 513 514 515 516 517 518 519 520 521 522 523 524 525 526 527 528 529 530 531 532 533 534 535 536 537 538 539 540 541 542 543 544 545 546 547 548 549 550 551 552 553 554 555 556 557 558 559 560 561 562 563 564 565 566 567 568 569 570 571 572 573 574 575 576 577 578 579 580 581 582 583 584 585 586 587 588 589 590 591 592 593 594 595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 629 630 631 632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 650 651 652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662 663 664 665 666 667 668 669 670 671 672 673 674 675 676 677 678 679 680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691 692 693 694 695 696 697 698 699 700 701 702 703 704 705 706 707 708 709 710 711 712 713 714 715 716 717 718 719 720 721 722 723 724 725 726 727 728 729 730 731 732 733 734 735 736 737 738 739 740 741 742 743 744 745 746 747 748 749 750 751 752 753 754 755 756 757 758 759 760 761 762 763 764 765 766 767 768 769 770 771 772 773 774 775 776 777 778 779 780 781 782 783 784 785 786 787 788 789 790 791 792 793 794 795 796 797 798 799 800 801 802 803 804 805 806