ВС решил, когда заказчик может указать в документах к закупке конкретный бренд

четверг, 22 июня, 2017

Заказчик объявил аукцион на закупку лекарства, а в документах к нему указал название конкретного производителя. ФАС решила, что это ограничивает число участников закупки и противоречит закону о контрактной системе. Заказчик оспорил ее решение в суде: он настаивал, что вправе включать в документацию значимые для него требования к объекту закупки. Три инстанции разошлись в своих оценках, дело дошло до Верховного суда.

Департамент здравоохранения и соцзащиты Белгородской области опубликовал извещение о проведении аукциона на поставку инсулина для региональных больниц. При этом в техническом задании указывалось торговое название препарата конкретного производителя. Компания "Герофарм" обратилась в управление Федеральной антимонопольной службы с жалобой на документацию к аукциону. По ее мнению, указание конкретного названия лекарства ограничивает число участников закупки и противоречит закону о контрактной системе. В нем говорится лишь о двух случаях, когда это можно делать, если препарат входит в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также если закупка проводится способом запроса предложений.

Управление ФАС признало жалобу обоснованной, а заказчика – нарушившим закон о контрактной системе. Не согласившись с этим решением, департамент обжаловал его в АС Белгородской области (дело № А08-1545/2016). Суд признал решение антимонопольного органа незаконным. Он указал, что документация на закупку инсулина формировалась таким образом, чтобы достичь максимального результата лечения заболеваний, и она не противоречит требованиям закона о контрактной системе. При этом суд руководствовался разъяснениями, изложенными в совместном письме ФАС, Минэкономразвития и Минздравсоцразвития от 31 октября 2007 года и допускающими закупку препаратов инсулина по их торговому названию. Апелляция согласилась с этими выводами, однако кассация отменила акты нижестоящих инстанций и встала на сторону ФАС. Она указала, что, согласно позиции службы, изложенной в письме от 7 ноября 2014 года, совместное с Минэкономразвития и Минздравсоцразвития письмо сейчас фактически не действует. С 2014 года вопросы закупок лекарств регулируются законом о контрактной системе, а он не предусматривает указание в документации к аукциону торгового названия лекарства.

Департамент обжаловал постановление кассации в ВС. Он настаивал, что в законе о контрактной системе нет норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми. Закупка инсулина по международному непатентованному наименованию может привести к тому, что лица, страдающие сахарным диабетом, будут получать разные виды препарата, что может спровоцировать ухудшение течения болезни и снижение качества жизни больного, подчеркнул департамент. Следовательно, указание в аукционной документации торгового названия препарата обусловлено реальными потребностями заказчика с учетом специфики его деятельности. Экономколлегия ВС рассморела жалобу департамента на заседании 21 июня. Она согласилась с доводами заявителя и отменила постановление кассации, а решение первой инстанции и апелляции оставила в силе. Таким образом, позицию ФАС признали незаконной.

ВС решил, когда заказчик может указать в документах к закупке конкретный бренд

четверг, 22 июня, 2017

Заказчик объявил аукцион на закупку лекарства, а в документах к нему указал название конкретного производителя. ФАС решила, что это ограничивает число участников закупки и противоречит закону о контрактной системе. Заказчик оспорил ее решение в суде: он настаивал, что вправе включать в документацию значимые для него требования к объекту закупки. Три инстанции разошлись в своих оценках, дело дошло до Верховного суда.

Департамент здравоохранения и соцзащиты Белгородской области опубликовал извещение о проведении аукциона на поставку инсулина для региональных больниц. При этом в техническом задании указывалось торговое название препарата конкретного производителя. Компания "Герофарм" обратилась в управление Федеральной антимонопольной службы с жалобой на документацию к аукциону. По ее мнению, указание конкретного названия лекарства ограничивает число участников закупки и противоречит закону о контрактной системе. В нем говорится лишь о двух случаях, когда это можно делать, если препарат входит в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также если закупка проводится способом запроса предложений.

Управление ФАС признало жалобу обоснованной, а заказчика – нарушившим закон о контрактной системе. Не согласившись с этим решением, департамент обжаловал его в АС Белгородской области (дело № А08-1545/2016). Суд признал решение антимонопольного органа незаконным. Он указал, что документация на закупку инсулина формировалась таким образом, чтобы достичь максимального результата лечения заболеваний, и она не противоречит требованиям закона о контрактной системе. При этом суд руководствовался разъяснениями, изложенными в совместном письме ФАС, Минэкономразвития и Минздравсоцразвития от 31 октября 2007 года и допускающими закупку препаратов инсулина по их торговому названию. Апелляция согласилась с этими выводами, однако кассация отменила акты нижестоящих инстанций и встала на сторону ФАС. Она указала, что, согласно позиции службы, изложенной в письме от 7 ноября 2014 года, совместное с Минэкономразвития и Минздравсоцразвития письмо сейчас фактически не действует. С 2014 года вопросы закупок лекарств регулируются законом о контрактной системе, а он не предусматривает указание в документации к аукциону торгового названия лекарства.

Департамент обжаловал постановление кассации в ВС. Он настаивал, что в законе о контрактной системе нет норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми. Закупка инсулина по международному непатентованному наименованию может привести к тому, что лица, страдающие сахарным диабетом, будут получать разные виды препарата, что может спровоцировать ухудшение течения болезни и снижение качества жизни больного, подчеркнул департамент. Следовательно, указание в аукционной документации торгового названия препарата обусловлено реальными потребностями заказчика с учетом специфики его деятельности. Экономколлегия ВС рассморела жалобу департамента на заседании 21 июня. Она согласилась с доводами заявителя и отменила постановление кассации, а решение первой инстанции и апелляции оставила в силе. Таким образом, позицию ФАС признали незаконной.

Итоги исследования о малых закупках — мнение экспертов

четверг, 22 июня, 2017

Всероссийское исследование процессов закупок малых объемов «Малые закупки. Три рубля — не деньги?!» подтвердило предположение экспертов о недостаточной эффективности процедур малых закупок и избыточных трудозатратах, приводящих к существенному увеличению расходов организаций. Так почему же ручка, купленная всего за три рубля, может обойтись организациям в сотни раз дороже?

Проект «Малые закупки. Три рубля — не деньги?!» организован «Фогсофт» и «Тендеры.ру» при поддержке Аналитического центра «Интерфакс-ProЗакупки» и нацелен на повышение эффективности системы снабжения, поиск работающих решений, оценку актуальности проблемы закупок малых объемов.

Малые закупки/быстрые закупки/ закупки малых объемов — закупка товаров, накладные расходы на приобретение которых сравнимы или превышают стоимость товара. Как правило, под малыми закупками подразумевают приобретение канцелярии, расходников, средств бытовой химии и т.д. (так называемой «мелочевки», «малоценки»).

В соответствии с 44-ФЗ, закупка малого объема — приобретение работ, товаров или услуг на сумму, не превышающую 100 или 400 тыс. руб. Заключать прямые контракты можно в том случае, если годовой объем закупок по этому основанию не превышает 2 млн. руб. или 5% от совокупного годового финансового объема всех закупок (и не могут быть более 50 млн. руб.). В рамках 223-ФЗ к закупкам малого объема можно отнести не требующие публикации в ЕИС закупки до 100 тыс. руб. (для организаций с годовой выручкой более чем 5 миллиардов рублей — до 500 тыс. руб.).

Исследование основывается на данных анкетирования представителей государственных и муниципальных организаций, предприятий и учреждений, закупки которых регулируются 44-ФЗ и 223-ФЗ, а также коммерческих заказчиков. На вопросы отвечали снабженцы, контрактные управляющие, начальники отделов закупок, экономисты, кадровики, руководители организаций сфер здравоохранения, образования и науки, промышленности и производства, коммунальных услуг, культуры, транспорта и других со штатом от 10 до 3,500 человек.

Более половины участников исследования ответили, что считают проблему малых закупок острой для своих организаций. При этом экономическую сторону закупок малого объема заказчики часто не принимают во внимание.

— Примерно треть ответивших участников исследования не учитывают накладные расходы на закупку малоценки, либо считают их отсутствующими («входит в обязанности штатных сотрудников», — видимо, бесплатных, — отмечает эксперт исследования, директор департамента специальных проектов «Фогсофт» Сергей Юров.

Среди тех, кто такие расходы все же считает, процент накладных расходов оказывается значительным и достигает от 50% до 80-90% и даже 500%. Максимальная сумма затрат на малые закупки составила от 100 млн. руб. до 1 млрд. руб. в год. — Причина столь разных ответов — отсутствие методики расчета затрат (расходов) на осуществление закупок, в том числе и малых закупок, как в госзаказе, так и в 223-ФЗ, — комментирует эксперт проекта, профессор кафедры государственных и корпоративных закупок ФГБОУ ДПО «Институт развития дополнительного профессионального образования» Татьяна Трефилова.

— Как правило, закупки малых объемов в закупочных правилах заказчиков отдельно не регулируются либо относятся к данной категории по принципу «цена договора не превышает… », без экономических обоснований, — комментирует эксперт проекта, руководитель Центра эффективных закупок «Тендеры.ру» Кирилл Кузнецов. — В основном такие закупки осуществляются по тем же правилам, что и остальные, но отдельные заказчики используют упрощенные механизмы (закупку у единственного поставщика) и электронные площадки (электронные магазины).

— Наиболее очевидные решения по уменьшению процедурных трудозатрат — в большинстве случаев либо не рассматриваются организацией, либо требуют первичных, пусть и небольших, но инвестиций, — считает эксперт проекта, руководитель Аналитического центра «Интерфакс-ProЗакупки» Георгий Сухадольский.

По мнению эксперта проекта, директора Союза экспертов тендерной стратегии Арины Гоцуляк, электронный документооборот, специализированное программное обеспечение, системы синхронизации и хранения данных позволили бы контрактным службам заказчиков высвободиться из под ворохов бумаг, отчетов и актов, чтобы эффективнее работать с поставщиками и тем самым минимализировать риски недоброкачественных поставок продукции или услуг.

По словам эксперта проекта, профессионального закупщика, консультанта регионального Центра профессионального образования ФГБОУ ВО БГУ Натальи Беликовой, вопрос систематизации и автоматизации мелких закупок, напрямую зависит от руководителя закупочного подразделения. — В том случае, если руководитель (специалист), отвечающий за закупочную деятельность в организации является прогрессивной личностью, он сам найдет решения в оптимизации данной деятельности, — утверждает Наталья Беликова.

Организаторы проекта благодарят за информационную поддержку исследования: Объединение профессиональных специалистов в области государственных, муниципальных и корпоративных закупок, Союз экспертов тендерной отрасли (СЭТС), Объединение АХП, Ценовые и контрактные решения, Ассоциацию электронных торговых площадок (АЭТП), Единую торговую систему (ЕТС), Балтийский тендерный центр, Центр развития электронных торгов, Союз экспертов тендерной стратегии, газету «Аукционный вестник», журнал «Московские торги», журнал «Закупки Якутии», журнал «Госзаказ: управление, размещение, обеспечение», журнал «Про госзаказ.РФ», Btender.ru и Единый портал электронной подписи.

Ознакомиться с результатами исследования можно на сайте http://fogsoft.ru/mz

Итоги исследования о малых закупках — мнение экспертов

четверг, 22 июня, 2017

Всероссийское исследование процессов закупок малых объемов «Малые закупки. Три рубля — не деньги?!» подтвердило предположение экспертов о недостаточной эффективности процедур малых закупок и избыточных трудозатратах, приводящих к существенному увеличению расходов организаций. Так почему же ручка, купленная всего за три рубля, может обойтись организациям в сотни раз дороже?

Проект «Малые закупки. Три рубля — не деньги?!» организован «Фогсофт» и «Тендеры.ру» при поддержке Аналитического центра «Интерфакс-ProЗакупки» и нацелен на повышение эффективности системы снабжения, поиск работающих решений, оценку актуальности проблемы закупок малых объемов.

Малые закупки/быстрые закупки/ закупки малых объемов — закупка товаров, накладные расходы на приобретение которых сравнимы или превышают стоимость товара. Как правило, под малыми закупками подразумевают приобретение канцелярии, расходников, средств бытовой химии и т.д. (так называемой «мелочевки», «малоценки»).

В соответствии с 44-ФЗ, закупка малого объема — приобретение работ, товаров или услуг на сумму, не превышающую 100 или 400 тыс. руб. Заключать прямые контракты можно в том случае, если годовой объем закупок по этому основанию не превышает 2 млн. руб. или 5% от совокупного годового финансового объема всех закупок (и не могут быть более 50 млн. руб.). В рамках 223-ФЗ к закупкам малого объема можно отнести не требующие публикации в ЕИС закупки до 100 тыс. руб. (для организаций с годовой выручкой более чем 5 миллиардов рублей — до 500 тыс. руб.).

Исследование основывается на данных анкетирования представителей государственных и муниципальных организаций, предприятий и учреждений, закупки которых регулируются 44-ФЗ и 223-ФЗ, а также коммерческих заказчиков. На вопросы отвечали снабженцы, контрактные управляющие, начальники отделов закупок, экономисты, кадровики, руководители организаций сфер здравоохранения, образования и науки, промышленности и производства, коммунальных услуг, культуры, транспорта и других со штатом от 10 до 3,500 человек.

Более половины участников исследования ответили, что считают проблему малых закупок острой для своих организаций. При этом экономическую сторону закупок малого объема заказчики часто не принимают во внимание.

— Примерно треть ответивших участников исследования не учитывают накладные расходы на закупку малоценки, либо считают их отсутствующими («входит в обязанности штатных сотрудников», — видимо, бесплатных, — отмечает эксперт исследования, директор департамента специальных проектов «Фогсофт» Сергей Юров.

Среди тех, кто такие расходы все же считает, процент накладных расходов оказывается значительным и достигает от 50% до 80-90% и даже 500%. Максимальная сумма затрат на малые закупки составила от 100 млн. руб. до 1 млрд. руб. в год. — Причина столь разных ответов — отсутствие методики расчета затрат (расходов) на осуществление закупок, в том числе и малых закупок, как в госзаказе, так и в 223-ФЗ, — комментирует эксперт проекта, профессор кафедры государственных и корпоративных закупок ФГБОУ ДПО «Институт развития дополнительного профессионального образования» Татьяна Трефилова.

— Как правило, закупки малых объемов в закупочных правилах заказчиков отдельно не регулируются либо относятся к данной категории по принципу «цена договора не превышает… », без экономических обоснований, — комментирует эксперт проекта, руководитель Центра эффективных закупок «Тендеры.ру» Кирилл Кузнецов. — В основном такие закупки осуществляются по тем же правилам, что и остальные, но отдельные заказчики используют упрощенные механизмы (закупку у единственного поставщика) и электронные площадки (электронные магазины).

— Наиболее очевидные решения по уменьшению процедурных трудозатрат — в большинстве случаев либо не рассматриваются организацией, либо требуют первичных, пусть и небольших, но инвестиций, — считает эксперт проекта, руководитель Аналитического центра «Интерфакс-ProЗакупки» Георгий Сухадольский.

По мнению эксперта проекта, директора Союза экспертов тендерной стратегии Арины Гоцуляк, электронный документооборот, специализированное программное обеспечение, системы синхронизации и хранения данных позволили бы контрактным службам заказчиков высвободиться из под ворохов бумаг, отчетов и актов, чтобы эффективнее работать с поставщиками и тем самым минимализировать риски недоброкачественных поставок продукции или услуг.

По словам эксперта проекта, профессионального закупщика, консультанта регионального Центра профессионального образования ФГБОУ ВО БГУ Натальи Беликовой, вопрос систематизации и автоматизации мелких закупок, напрямую зависит от руководителя закупочного подразделения. — В том случае, если руководитель (специалист), отвечающий за закупочную деятельность в организации является прогрессивной личностью, он сам найдет решения в оптимизации данной деятельности, — утверждает Наталья Беликова.

Организаторы проекта благодарят за информационную поддержку исследования: Объединение профессиональных специалистов в области государственных, муниципальных и корпоративных закупок, Союз экспертов тендерной отрасли (СЭТС), Объединение АХП, Ценовые и контрактные решения, Ассоциацию электронных торговых площадок (АЭТП), Единую торговую систему (ЕТС), Балтийский тендерный центр, Центр развития электронных торгов, Союз экспертов тендерной стратегии, газету «Аукционный вестник», журнал «Московские торги», журнал «Закупки Якутии», журнал «Госзаказ: управление, размещение, обеспечение», журнал «Про госзаказ.РФ», Btender.ru и Единый портал электронной подписи.

Ознакомиться с результатами исследования можно на сайте http://fogsoft.ru/mz

«Газпром» хочет закупаться по-своему: Госдуме предложено поправить правительственную реформу закупок госкомпаний

четверг, 22 июня, 2017

Зампред правления «Газпрома» Валерий Голубев обратился к спикеру Госдумы Вячеславу Володину с предложением существенно изменить или снять наиболее жесткие поправки к закону о закупках госкомпаний, инициированные Белым домом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458 459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 476 477 478 479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 493 494 495 496 497 498 499 500 501 502 503 504 505 506 507 508 509 510 511 512 513 514 515 516 517 518 519 520 521 522 523 524 525 526 527 528 529 530 531 532 533 534 535 536 537 538 539 540 541 542 543 544 545 546 547 548 549 550 551 552 553 554 555 556 557 558 559 560 561 562 563 564 565 566 567 568 569 570 571 572 573 574 575 576 577 578 579 580 581 582 583 584 585 586 587 588 589 590 591 592 593 594 595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 629 630 631 632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 650 651 652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662 663 664 665 666 667 668 669 670 671 672 673 674 675 676 677 678 679 680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691 692 693 694 695 696 697 698 699 700 701 702 703 704 705 706 707 708 709 710 711 712 713 714 715 716 717 718 719 720 721 722 723 724 725 726 727 728 729 730 731 732 733 734 735 736 737 738 739 740 741 742 743 744 745 746 747 748 749 750 751 752 753 754 755 756 757 758 759 760 761 762 763 764 765 766 767 768 769 770 771 772 773 774 775 776 777 778 779 780 781 782 783 784 785 786 787 788 789 790 791 792 793 794 795 796 797 798 799 800 801 802 803 804 805 806