Уберут за невнимание

пятница, 21 марта, 2014

Чиновники, игнорирующие мнение общества по крупным госзакупкам, будут уволены
Способ сэкономить на госзакупках, цена которых превышает миллиард рублей, похоже, найден. Безразличие должностных лиц к общественному и экспертному мнению поначалу влетит им в копеечку, а в случае продолжения такой порочной практики нерадивые чиновники будут просто уволены.
Такое решение было принято по итогам заседания правительственной комиссии по координации деятельности открытого правительства под руководством министра РФ Михаила Абызова. В первый год действия этой меры казна сможет сэкономить до 700 миллиардов рублей. Разрабатывать административные санкции для чиновников поручено минэкономразвития, они могут появиться в российском законодательстве уже в ближайшее время.

Вначале таких должностных лиц необходимо наказывать предупреждением, потом штрафами, а лишь затем и дисквалификацией, то есть увольнением и запретом занимать аналогичные должности в течение определенного времени, рассказал "Российской газете" гендиректор Национальной ассоциации институтов закупок (НАИЗ) Сергей Габестро. Но в некоторых случаях нужно сразу увольнять некоторых должностных лиц, считает он. "Библиотекарь не может быть контрактным офицером, это профессия, которой надо учиться", - замечает Сергей Габестро.

Нужно предусмотреть дифференцированные размеры штрафов, продолжает юрист Ярослав Кулик. Первая модель такой дифференциации - увеличение суммы штрафа исходя из того, первое ли это нарушение или же систематическое. Вторая модель градации таких штрафов может отталкиваться от цены контракта: чем больше цена, тем больше штраф. Кроме введения административной ответственности нужно определиться и с гражданско-правовыми последствиями заключения договора по результатам закупок, проведенных без общественного обсуждения, - предлагает эксперт. "Это относится к вопросу действительности и оспоримости таких сделок", уточняет Ярослав Кулик.

По данным минэкономразвития, с августа 2012 года, когда начала действовать система общественного обсуждения "миллиардных" закупок, таких контрактов было размещено на сумму свыше 1,7 триллиона рублей. В 2013 году эксперты НАИЗ проанализировали 233 крупные закупки на общую сумму более 574 миллиардов рублей. По сравнению с 2012 годом заказчики стали готовить документацию качественнее и избегать прямых нарушений законодательства. Эти изменения связаны в том числе и с повышением активности общественного контроля госзакупок. Для сравнения: за последний квартал 2012 года вопросы экспертов вызвал 71 процент проанализированных процедур (80 из 112), в то время как в 2013 году признаки ограничения конкуренции обнаружены уже только в 38 процентах случаев (88 из 233 процедур).

По оценкам экспертов, экономия бюджета на госзакупках с помощью процедуры общественного обсуждения может составлять от 5 до 15 процентов, по некоторым направлениям до 25 процентов. По словам Михаила Абызова, одна из крупнейших государственных корпораций в этом году сэкономила на открытых конкурентных закупках более 20,5 миллиарда рублей.

Обсуждение крупных закупок: проблемы и успехи

пятница, 21 марта, 2014

Нарушения при проведении обязательного общественного обсуждения крупных контрактов будут включены в доклад Правительству, который готовит Минэкономразвития. Наработанная практика таких обсуждений проанализирована 20 марта на заседании Правительственной комиссии по координации деятельности Открытого правительства. Участники заседания решили создать площадку и в течение апреля исследовать технологические, информационные, организационные проблемы в работе системы общественного обсуждения крупных контрактов и к июню выработать конкретные предложения по модернизации этой системы.
Единый порядок закупок на федеральном, региональном, муниципальном уровнях — 44-ФЗ — вступил в силу 1 января. В частности, обязательным стало обсуждение планов-графиков размещения заказа и закупок свыше 1 млрд рублей. Система запущена с учетом «пилотного» проекта, который Экспертный совет при Правительстве проводил с марта 2013 года. «Пилотами» выступили госкорпорация «Росатом» и ряд российских регионов: Калужская, Новосибирская и Вологодская области, Красноярский край и Татарстан, где уже в прошлом году госзакупки проводились с учетом ряда положений закона о контрактной системе.
«Система [обсуждений] должна, с одной стороны, помочь нашим министерствам и ведомствам повысить прозрачность государственных закупок, с другой стороны — повысить доверие граждан… с точки зрения противодействия коррупции и злоупотребления доверием», — сказал министр РФ Михаил Абызов.
В «пилотном» режиме система общественного обсуждения крупных контрактов действовала с августа 2012 года. С начала 2014 года начался новый этап: обсуждения стали обязательными. Полностью система должна заработать с начала 2016 года, когда будет введена единая информационная система и трехлетнее планирование закупок. С августа 2012 года в России было размещено 577 извещений стоимостью свыше 1 млрд рублей на сумму более 1,7 трлн рублей. «В первом полугодии 2013 года только 78% федеральных органов исполнительной власти, которые должны были осуществлять общественное обсуждение, его осуществляли», — констатировал замглавы Минэкономразвития Евгений Елин. Во втором полугодии ситуацию исправили.
«Дальше возникли другие проблемы — качество общественных обсуждений», — посетовал Евгений Елин.
При этом интерес общественности налицо: количество посещений специализированного форума на сайте госзакупок за год выросло в три раза. По результатам общественных обсуждений полностью отменены более 20 закупок, в 30% случаев заказчики внесли изменения.
«Общественное обсуждение стало фактором, который дисциплинирует заказчиков… Количество нарушений во втором полугодии сократилось более чем в 2 раза», — сказал замминистра.
По словам Евгения Елина, по результатам накопленного опыта система общественного обсуждения будет модернизирована. В частности, требуется точно определить место проведения очных слушаний. Так, заказчики с разветвленной сетью филиалов иногда устраивают слушания в центральном офисе в Москве, а объект строительства находится в другом городе, отметил проректор ВШЭ Александр Шамрин. А однажды общественные слушания были назначены на острове Диксон, куда вообще невозможно добраться, сказал Евгений Елин.
«Прошу предоставить такую информацию для Правительства. Надо отдельно такие примеры разбирать — и на доску позора таких людей, которые так поступают с гражданами, желающими проследить прозрачность расходования их денег», — возмутился Михаил Абызов.
Министр попросил Минэкономразвития представить доклад о самых вопиющих нарушениях, которые фиксируются в ходе обсуждения крупных контрактов, а также о нарушениях самой процедуры в первом полугодии 2013 года. «Пофамильно, с указанием ответственных за эту работу, и чтобы коллеги сказали, почему это не было сделано», — попросил он. Вместе с тем, считает министр, самые ответственные министерства тоже должны быть отмечены. «Прошу также подготовить предложения по поощрению представителей госзаказчиков», — сказал министр.
Сама процедура проведения очных и онлайн-обсуждений должна быть регламентирована, согласился Михаил Абызов с участниками заседания. Например, можно было бы организовывать телеконференцсвязь с общественниками на местах, предложил Александр Шамрин.
Еще одна проблема, которую предстоит решить, — работоспособность единого портала госзакупок. К нему и у контрольных органов, и у экспертов есть претензии. «Основная проблема — общественные обсуждения и сама закупка живут в разных частях сайта», — считает гендиректор НАИЗ Сергей Габестро. «Протоколы и документы общественных слушаний каждый размещает как хочет», — констатировал Александр Шамрин. Поскольку информация размещается в разных форматах, то ее сложно искать и анализировать.
«У разместивших планы-графики [заказчиков] для анализа количественных показателей необходим ручной подсчет — у 61 из 78, разместивших планы-графики. Планы-графики в различных форматах, мы насчитали четыре формата. Есть такое размещение, которое иначе как издевательством назвать невозможно», — заявил аудитор Счетной палаты Максим Рохмистров.
Планы-графики закупок сейчас — на исходе первого квартала — вообще отсутствуют у 28 распорядителей бюджетных средств, установила Счетная палата. А вычленить из существующих графиков миллиардные контракты сложно. По словам Максима Рохмистрова, с начала этого года миллиардных контрактов мало — около 30. При этом процесс общественного обсуждения на сайте слишком сложен, считает аудитор.
«Не будет сидеть общественник или человек, получающий небольшие деньги от общественной организации... Регистрация занимает более 12 часов!» — возмущался он.
В Казначействе пообещали проанализировать работу сайта и модернизировать его. «У нас полностью открытое ведомство… готовы все сделать, чтобы изменить негативное отношение к сайту», — пообещал глава ведомства Роман Артюхин.
Участники заседания также подняли вопрос стимулирования общественников и экспертов к обсуждению и анализу закупок.
«Одна из самых главных проблем при общественном обсуждении, на мой взгляд… это профессионализация обсуждения госзакупок. Всего участников обсуждения около 10 тысяч, и лишь десятки содержательных обсуждений… Мы могли бы получать профессиональный документ, по которому могли бы быстро работать», — посетовал замглавы ФАС Андрей Цариковский.
Чиновник также призвал экспертов не фокусироваться только на госзаказе в крупных городах.
«Только профессионалы могут выйти на это [крупные закупки в регионах]… иначе за бортом будут оставаться конкурсы на сотни миллиардов рублей», — предупредил он.
В ФАС также ответили на претензии о том, что ведомство реагирует только на официально оформленные жалобы, а не на замечания, высказанные в ходе общественных слушаний. Как пояснил Андрей Цариковский, в полномочия ведомства входит только контроль процедуры размещения заказа. Для разбора жалоб относительно, например, характеристик строительства объекта у ведомства просто нет компетенций.
«На мой взгляд, заключения по итогам общественных слушаний должны состоять из двух частей: процедурные и сущностные нарушения. ФАС может анализировать только процедурные вопросы. К сущностной части должны подключаться Росфиннадзор и Счетная палата», — отметил замглавы службы.
Предложения рабочей группы Экспертного совета, Минэкономразвития, контролирующих ведомств, общественных организаций будут суммированы и переработаны в конкретные предложения к июню. В целом можно говорить, что механизм общественных обсуждений работает, но его необходимо донастраивать. В связи с этим предложение Минэкономразвития о разработке механизмов обсуждения более мелких контрактов решено пока отложить.
«Снижение стоимости меньше миллиарда: я бы подошел к этому вопросу аккуратно, потому что считаю, что нам нужно справиться с работой "миллиард плюс". Не стал бы пока мельчить… Нужно в июне вернуться к этому вопросу», — сказал Михаил Абызов.
В НАИЗ с этим согласны. По словам Сергея Габестро, опыт обсуждения миллиардных закупок можно будет проецировать на более мелкие закупки только после отработки всех процедур.
И эксперты, и Минэкономразвития согласились, что работу необходимо продолжать, несмотря на небольшое количество содержательных замечаний к крупным закупкам и несовершенство процедур.
«Есть практики вопиющие, циничные наплевательского отношения заказчиков с переносом общественного обсуждения на остров Диксон. Показательно, что мы это все выявляем. В целом, механизм надо совершенствовать, но он уже дает свои плоды. Пускай это 3 миллиарда рублей, 9 миллиардов — это огромные средства. Это уже вклад, он оправдывает то, что мы тратим время коллег из ведомств на работу в этом направлении», — заключил Михаил Абызов.

Путин: нужны дополнительные инструменты, чтобы помочь компаниям РФ выигрывать на тендерах

четверг, 20 марта, 2014

Необходимо создать дополнительные инструменты, чтобы помочь отечественным компаниям выигрывать на тендерах госкомпаний и в госзакупках. Об этом сообщил на съезде РСПП президент России Владимир Путин.

"Нужно подумать о каких-то дополнительных инструментах, которые помогали бы нашим отечественным компаниям выиграть тендеры и конкурсы при госзакупках и закупках наших госкомпаний", - сказал глава государства. При этом президент подчеркнул, что эти инструменты надо настроить таким образом, чтобы не было ущерба потребителям.

Путин напомнил, что уже действует механизм, по которому российские компании имеют преференции на таких тендерах, которые заключаются в том, что они могут быть выбраны победителями даже в случае, если предложенная ими цена на 15% выше, чем у иностранных конкурентов. "Я бы еще больше увеличил (этот процент), но против выступают либеральные экономисты, они говорят: где же конкуренция, не пострадает ли качество. Мы должны думать не только о производителях, но и потребителях", - сказал Путин.

По словам президента, необходимо также подумать о вопросе локализации на территории России производств иностранных компаний.

«Вредные советы» 2.0

четверг, 20 марта, 2014

«Вредные советы для непослушных заказчиков и поставщиков» Григория Остера, которые НАИЗ, «Деловая Россия» и Fabrikant.ru издали в прошлом году, не только завоевали популярность в интернете и бизнес-сообществе, но и подвигли многих читателей самим взяться за перо.

Представляем вторую часть «Вредных советов», которые написали пользователи сайта НАИЗ!

Чиновников Башкирии ограничили в тратах на служебные автомобили

среда, 19 марта, 2014

Правительство Башкирии установило предельные нормативы по затратам на автомобили для региональных чиновников. Соответствующее постановление подписал первый заместитель премьер-министра правительства РБ Рустэм Марданов.

К примеру, руководителям министерств и ведомств теперь можно будет тратить не более 1,2 миллиона рублей на одну машину. При этом мощность двигателя транспорта также ограничена - не более 250 лошадиных сил, а на балансе он должен будет находиться как минимум пять лет. Исключение составляют автомобили для главы республики, руководителя администрации президента РБ, премьер-министра регионального правительства и его замов, а также для председателя Госсобрания - Курултая Башкирии.

Для менее крупных чиновников гражданской службы установлена своя "вилка". В зависимости от статуса максимальный ценовой предел для приобретения машин достигает 500-900 тысяч рублей, а максимальные мощности должны быть 120-190 лошадиных сил. Большинству руководителей придется ездить на приобретенном авто не менее пяти, а некоторым и все семь.

Кроме того, в постановлении есть рекомендация утвердить нормативы расходов на служебные машины и органам местного самоуправления.

Как пояснили в правительстве РБ, цель этого документа - повысить эффективность и результативность госзакупок товаров, работ и услуг для нужд государственных органов и учреждений региона.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458 459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 476 477 478 479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 493 494 495 496 497 498 499 500 501 502 503 504 505 506 507 508 509 510 511 512 513 514 515 516 517 518 519 520 521 522 523 524 525 526 527 528 529 530 531 532 533 534 535 536 537 538 539 540 541 542 543 544 545 546 547 548 549 550 551 552 553 554 555 556 557 558 559 560 561 562 563 564 565 566 567 568 569 570 571 572 573 574 575 576 577 578 579 580 581 582 583 584 585 586 587 588 589 590 591 592 593 594 595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 629 630 631 632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 650 651 652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662 663 664 665 666 667 668 669 670 671 672 673 674 675 676 677 678 679 680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691 692 693 694 695 696 697 698 699 700 701 702 703 704 705 706 707 708 709 710 711 712 713 714 715 716 717 718 719 720 721 722 723 724 725 726 727 728 729 730 731 732 733 734 735 736 737 738 739 740 741 742 743 744 745 746 747 748 749 750 751 752 753 754 755 756 757 758 759 760 761 762 763 764 765 766 767 768 769 770 771 772 773 774 775 776 777 778 779 780 781 782 783 784 785 786 787 788 789 790 791 792 793 794 795 796 797 798 799 800 801 802 803 804 805 806