Кремль проверит работу Федеральной контрактной системы

вторник, 1 апреля, 2014

Потери бюджета при госзакупках до принятия с 1 января закона о Федеральной контрактной системе (ФКС) составляли сотни миллиардов рублей в год. Только на торгах, в ходе которых окончательная сумма контракта опускалась меньше чем на 5% от стартовой, можно было выгадать 290 млрд руб. в прошлом году, подсчитали эксперты «Безопасного Отечества». Но и с запуском ФКС не все гладко, признают в Мин­экономразвития. Сегодня контрольное управление президента начнет ревизию работы новой системы.

Общественная организация «Безопасное Отечество» составила антирейтинг коррупциогенности в сфере госзакупок по итогам 2013 года. Его возглавили Чечня и МВД. В тройке региональных лидеров Чукотка и Дагестан, среди министерств — Минэнерго и Минздрав, за ними следуют Минтранс и Минкульт. В первой региональной десятке — Северная Осетия, Новгородская, Тюменская, Пензенская, Сахалинская, Томская и Московская области. Москва находится на 11-м месте, Санкт-Петербург — на 22-м.

За основу рейтинга за 2013 год составители взяли 2,4 млн торгов на сумму 5,4 трлн руб. и оценили их по шести критериям. Наибольшее число нареканий — в отношении сделок со снижением цены менее чем на 5%. В Чечне это 74% сделок, на Чукотке — 55%, в Дагестане — 52%, в МВД — 62%, в Минэнерго — 71%, а в Минтрансе — 61%.

«При конкурентной борьбе среднее снижение должно быть 10%, а то и 15%, — пояснил РБК руководитель «Безопасного Отечества» Виталий Зарудин. — Например, общая сумма таких закупок только в Санкт-Петербурге составила 253 млрд руб.».

Многие сделки прошли с единственным участником. «В торгах с единственной поданной заявкой и с допуском только одного участника не идет речи о конкуренции, а значит, и об экономии бюджетных средств. Такие торги чаще всего становятся результатом сговора между заказчиком и поставщиком», — рассказал Зарудин. По его словам, экономия бюджета только в Санкт-Петербурге могла составить около 25 млрд руб., «если бы закупки были более конкурентными».

Общая сумма торгов со снижением меньше 5% составляет 2,961 трлн руб. «Потенциальные потери бюджета только по этому критерию мы оцениваем в 290 млрд руб.», — говорит Зарудин.

Эти цифры не свидетельствуют о совершенных нарушениях законодательства в сфере госзакупок, но совокупность индикаторов может быть использована как основание для подозрения в коррупции, считает исполнительный директор Национальной ассоциации институтов закупок Георгий Сухадольский. «Единственная поданная заявка или процедуры, допускающие только одного участника, могут как означать «заточенность» закупки под конкретного поставщика, так и говорить об особой закупочной ситуации — не для всей продукции существует развитый конкурентный рынок», — говорит он. Около 60% закупок стоимостью более 1 млрд руб. проходят с участием единственного поставщика. Например, у Федерального космического агентства просто нет выбора, заключает эксперт.

Огрехи старой системы должен был снять новый закон о ФКС. Предполагалось, что с его внедрением будут исключены такие контракты, как прошлогодний аукцион на покупку внедорожника Nissan Patrol в максимальной комплектации стоимостью 3,4 млн, что в полтора раза превышало бюджет деревни Харампур Ямало-Ненецкого округа на здравоохранение (2 млн руб.), выступившей заказчиком. Или заказ Дворца конгрессов в Стрельне под Петербургом на 15 кг черной икры, 6 тыс. устриц, 8 кг фуа-гра и другие деликатесы на 43 млн руб. В качестве требований к напиткам, в частности, указывалось, что ром должен обладать «красным оттенком роскоши». Во всех случаях торги отменили, а чиновников оштрафовали на 50 тыс. руб.

Но и в работе ФКС не все идет гладко, признают в Минэкономразвития. Малый бизнес сегодня практически не может участвовать в контрактной системе из-за длительных сроков расчетов с поставщиками, говорит директор департамента развития контрактной системы Минэкономразвития Максим Чемерисов. Министерство предлагает сократить эти сроки до 30 дней для контрактов с компаниями малого и среднего бизнеса на сумму до 20 млн руб.

Первый проректор НИУ «Высшая школа экономики» Александр Шамрин вчера предложил исключить из ФКС закупки детского питания. По его словам, по новой системе социальные учреждения вынуждены использовать конкурс с ограниченным участием, в результате стоимость закупок возрастает на 15—20% относительно рыночной цены.

Сегодня контрольное управление президента начнет проверку реализации нового закона о ФКС, сообщила представитель управления Ирина Краснова на заседании Совета регионов по развитию ФКС в понедельник. Но возврата к старому закону о госзакупках не будет, говорят в Минэкономразвития. Замглавы Минэкономразвития Евгений Елин похвалил старый закон о госзакупках, но отметил, что «подошло время перейти на следующий этап». По его словам, «контрактная система даст возможность как минимум локализовать проблему» коррупции в госзаказе.

В 2010 году юрист Виталий Зарудин вместе с главой ассоциации охранных предприятий «Авангард» Дмитрием Жирковым уличили департамент потребительского рынка и услуг Москвы в организации тендера на охрану московских кладбищ в пользу определенных компаний. Они выиграли тендер, но поняли, что частным лицам бороться за прозрачность в госзакупках проблематично, и создали общественную организацию «Безопасное Отечество» для мониторинга нарушений в этой сфере.

Cisco могла платить откаты в России через скидки ресейлерам

понедельник, 31 марта, 2014

Американский производитель телекоммуникационного оборудования Cisco мог платить откаты в России через ресейлеров своей продукции, сообщил портал BuzzFeed со ссылкой на бывших сотрудников компании. В феврале аналогичные подозрения в адрес компании озвучили Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) и Минюст США, после чего Cisco начала внутреннее расследование.

По данным BuzzFeed, расследование сфокусировано на выплатах, которые Cisco могла осуществлять в адрес чиновников из госструктур и сотрудников компаний - покупателей ее продукции. Американские регуляторы полагают, что именно откаты позволили компании занять доминирующее положение на российском рынке IT-инфраструктуры. В февральской отчетности перед SEC, в которой Cisco сообщила о начале расследования, отмечается, что оно связано "с рядом ресейлеров продукции компании".

По данным BuzzFeed, ресейлеры выступали в качестве посредников, через которых деньги уходили на офшорные счета. Компания предоставляла им скидки в размере 35-40% от каталожной стоимости своих продуктов, хотя порой они могли достигать 68%, рассказали порталу два бывших топ-менеджера Cisco. При этом, по их словам, скидки часто структурировались таким образом, что посредники получали назад часть уплаченной ими суммы за продукцию телекоммуникационной компании.

После этого посредники переводили деньги на офшорные счета на Кипре, Британских Виргинских и Бермудских островах, отметил BuzzFeed. Ресурс отмечает, что неизвестно, кому именно принадлежали эти счета, но, по словам одного из экс-сотрудников Cisco, "главная логика скидок заключалась в том, чтобы они гарантированно стимулировали, материально стимулировали, чиновников".

В случае если подозрения в адрес компании подтвердятся, она может быть привлечена к ответственности за нарушение американского Закона о коррупционных практиках за рубежом (FCPA). Нарушители могут быть приговорены к пяти годам тюремного заключения по каждому случаю взяточничества, а за попытки сокрытия информации - на срок до 25 лет. В официальных пояснениях Минюста США к FCPA отмечается, что признаками коррупционной деятельности могут выступать "необоснованно большие скидки дистрибьюторам - третьим лицам", а также случаи, когда посредники "требуют перевести выплаты на зарубежные офшорные банковские счета".

По словам опрошенных порталом экс-сотрудников Cisco, неизвестно, когда именно появилась предполагаемая практика выплаты откатов, но она продолжалась несколько лет - до 2011г. По данным BuzzFeed, это произошло вскоре после того, как недовольные сотрудники компании в России написали письмо гендиректору глобальной Cisco Джону Чемберсу, в котором они высказывали опасения по поводу выплат партнерам, которые, по их мнению, могли оседать на офшорных счетах.

В 2010г. в российское представительство Cisco прибыли проверяющие из штаб-квартиры. По словам одного из источников BuzzFeed, они заперли одного из топ-менеджеров представительства в переговорной и начали задавать ему вопросы относительно того, платит ли компания взятки в России. "Все в России платят деньги и берут деньги. Вы не можете вести бизнес в России без этого", - приводит портал ответ неназванного топ-менеджера, который при этом не знал ничего о конкретных случаях. "Это как секс. Я знаю, что у вас бывает секс. Но с кем? Как часто? В какой позе? Этого я не знаю", - добавил он.

"Компания относится к любым подобным предположениям очень серьезно и полностью сотрудничает и делится данными своего расследования с комиссией и министерством", - отмечается в февральском отчете Cisco перед SEC. Тогда производитель телекоммуникационного оборудования также заявил, что результаты проверки пока "не могут быть определены", однако он не ожидает "существенного негативного влияния" на свои финансовые показатели, так как на Россию и страны СНГ приходится менее 2% от всей выручки компании.

По данным отчетности компании в 2013 финансовом году (завершился 27 июля того же года), общая выручка Cisco составила 48,6 млрд долл. Компания не раскрывает финансовые показатели по России и странам СНГ, но в отчетности отмечается, что рост выручки в нашей стране в прошлом году замедлился с 15% в 2012г. до 11% в прошлом. С 2010г. по 2011г. продажи Cisco в России выросли на 63%, сообщил BuzzFeed со ссылкой на отчетность компании перед SEC.

SEC очень внимательно следит за деятельностью американских компаний по всему миру. Закон США о противодействии коррупции за рубежом, принятый в 1977г., позволяет привлечь к суду за коррупционную деятельность в любой точке мира любую компанию, имеющую определенную связь с США (например, если ее акции торгуются на американской бирже). Обвинения в коррупции на территории России выдвигались против Siemens, Hewlett-Packard, Deere & Co.

Пожалуй, самым громким скандалом стало расследование в отношении Daimler, начатое в марте 2010г. Тогда речь шла о том, что компания давала взятки чиновникам в 22 странах, включая Россию, в 1998-2008гг. За снятие обвинений Daimler заплатила американским властям штраф в размере 185 млн долл. В августе 2013г. стало известно, что Министерство юстиции и SEC начали расследование в отношении Microsoft, заподозрив компанию в даче взяток в России и Пакистане через посредников в Румынии и Италии. По данным The Wall Street Journal, в России официальные дилеры Microsoft в марте 2013г. давали взятки чиновникам государственной телекоммуникационной компании, чтобы заключить выгодные контракты. Источники в Microsoft не исключали, что противоправные действия могли быть совершены партнерами компании, которые являлись самостоятельными юридическими лицами.

МЭР сократит для малого бизнеса сроки расчетов по госзакупкам

понедельник, 31 марта, 2014

Минэкономразвития (МЭР) РФ планирует сократить сроки расчетов с предприятиями среднего и малого бизнеса (СМП) в рамках госзакупок. Как передает корреспондент "Росбалта", об этом сегодня заявил директор департамента развития контрактной системы МЭР Максим Черемисов.

"В контракт, который заключается с субъектом малого предпринимательства, будет включаться обязательное условие о сроках взаиморасчетов не позднее 30 дней с момента поставки товаров", — отметил чиновник на заседании Совета регионов по развитию контрактной системы.

По его словам, в министерстве уже готовятся соответствующие изменения в 44-й федеральный закон. "Мы понимаем, что это налагает определенную нагрузку на заказчиков, но речь идет только о контрактах с СМП", — подчеркнул Черемисов.

Федеральный закон 44-ФЗ регулирует контрактную систему в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Закон вступил в силу с января 2014 года. Уже размещено более 345 тыс. извещений о процедурах на общую сумму порядка 500 млрд рублей.

Прямая линия: Заседание Совета регионов 31 марта 2014 года

понедельник, 31 марта, 2014

http://www.fko.msk.ru/fko/video/online/2/
Время работы совета регионов: 31 марта 2014 г. 10.00 - 18.00 МСК
Организатор: Региональная общественная организация «Форум контрактных отношений»
Приглашены к участию: представители Минэкономразвития РФ
Место проведения: Министерство экономического развития Российской Федерации, г. Москва, Овчинниковская набережная, д.18/1, 9 этаж, зал заседаний.

По техническим причинам возможности трансляции ограничены. Вопрос решается.
Направьте свой e-mail на этот адрес и мы сообщим Вам, когда качество трансляции изменится. Сегодня после обеда - дискуссия по актуальным темам развития контрактной системы.

Презентации, которые сейчас демонстрируют докладчики, вы можете в данный момент увидеть в разделе "Документы"

Программа заседания
10.00 - 11.00 Регистрация участников, приветствие. Кофе-брейк
11.00 - 11.10 Вступительное слово.
М.Б. Бородовский – Председатель общественной организации «Форум контрактных отношений»
11.10 - 12.40 Первые итоги внедрения контрактной системы. Существующие сложности и пути их решения. Перспективы ее развития.
Чемерисов М.В. - Директор Департамента развития контрактной системы Минэкономразвития РФ
12.40 - 13.10 Шамрин А.Т. - Первый проректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
13.10 - 14.00 Представитель ФАС России
14.00 - 15.00 Обед
15.00 - 15.30 Перспективы развития официального сайта на 2014 год Меры по повышению открытости закупок Порядок использования новых инструментов (банковские гарантии)
Представитель Казначейства России
15.30 - 16.00 Представитель Росфиннадзора
16.00 - 16.30 Информационное обеспечение сферы закупок товаров, работ, услуг, роль региональных и муниципальных информационных систем. Создание ЕИС и каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Икрянников С.Е. - Заместитель директора Департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России

Существующая практика информационного обеспечения закупок в субъектах РФ
М.Б. Бородовский – Председатель общественной организации «Форум контрактных отношений»
16.30 - 18.00 Дискуссия. Обзор наиболее часто задаваемых вопросов
Чемерисов М.В. - Директор Департамента развития контрактной системы Минэкономразвития РФ
Готовцев Д.А. - Заместитель директора Департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России

ОНФ установит ценовой порог для госзакупок

понедельник, 31 марта, 2014

По мнению членов «Фронта», усреднение цены на товары и услуги для государственных учреждений сузит возможность расхищения казны при организации тендеров.
«Общероссийский народный фронт» предлагает ввести среднюю стоимость по госзакупкам. Для этого «фронтовики» создают ценовой реестр товаров и услуг, где будет прописан денежный предел закупки, выше которого тендер будет автоматически проверяться как ОНФ, так и Федеральной антимонопольной службой (ФАС). Изменения, инициированные ОНФ, коснуться закона о госзакупках.

Согласно действующему законодательству, закупщик может покупать товары на внеконкурсной основе у одного поставщика на сумму, не превышающую 5% от годового бюджета на расходы, если его объем составляет более 1 млн рублей. 14 марта в Госдуму был внесен законопроект, предлагающий снять этот барьер. Однако в «Общероссийском народном фронте» считают, что принятие законопроекта в существующей редакции даст заказчикам возможность пилить бюджет, закупая товары и услуги по завышенным ценам.

— Мы очень часто сталкиваемся с такой ситуацией, когда недобросовестные заказчики хотят организовать тендер для своих. Мы в сотрудничестве с ФАС постоянно боремся с этим распространенным явлением, но количество таких дел действительно велико, — заявил сопредседатель центрального штаба ОНФ Александр Бречалов.

В то же время организация признает необходимость данного закона, позволяющего малобюджетным госзаказчикам оперативно закупать необходимое оборудование, если небольшой запас в 5% уже исчерпан. Скажем, если больнице потребовалось срочно починить дорогостоящий медицинский аппарат.

В категорию «бедняков» попали и учреждения образования и культуры, которые в соответствии с законом о контрактной системе могут тратить до 50% своего бюджета на закупку у одного поставщика. Именно в этом случае усреднение закупочной стоимости будет оптимальным вариантом для устранения коррупционных рисков.

— Если заказчик укладывается в цену равную или ниже установленной, то он получает право закупать товары без тендера у единственного поставщика, и это не будет зачитываться в 5-процентный лимит, — поясняет замглавы думского комитета по экономической политике, член ОНФ Виктор Климов. — Такой механизм позволит избегать дорогостоящих процедур и в то же время осуществлять контроль за стоимостью товаров. Эти меры будут способствовать эффективному расходованию бюджета, при этом избавив заказчиков и исполнителей от излишней бюрократии.

Разумеется, что эта средняя стоимость будет варьироваться от региона к региону. Так, у небогатого дотационного края потолок на покупку ряда товаров будет сравнительно ниже, чем у состоятельного региона-донора.

— Цена определяется рыночными факторами — балансом спроса, предложения и стоимостью доставки. И региональные закупки будут на это ориентироваться. Мазут и дизтопливо на Камчатке вряд ли можно будет купить по цене Нижнего Новгорода или Москвы. Но существует и вопрос нормирования. И нормы государственного и муниципального потребления будут зависеть от состояния регионального и местного бюджетов, — сообщил «Известиям» Климов. — Вместе с тем, если говорить о точных расчетах, — это сложная аналитическая задача, требующая серьезных тендеров.

Исполнительный директор Национальной ассоциации институтов закупок Георгий Сухадольский считает прикладной расчет оптимальной цены ахиллесовой пятой законопроекта.

— Определять исходную цену непросто, но теоретически возможно. Необходим качественный классификатор любой продукции и по товарам, и по услугам. Самый простой пример — «Яндекс.Маркет». Там на определенные товары вы можете посмотреть некую среднюю цену. Но только на товары — на услуги такого классификатора нет в принципе.

Впрочем, саму инициативу на снятие порога для малобюджетных учреждений Сухадольский считает абсолютно верной.

— Барьер в 5% хорош для крупных заказчиков, чьи закупки измеряются миллионами и миллиардами. Но когда огромный спектр контрактных норм требуется для копеечных закупок — это совершенно избыточно. Трудозатрат получится больше, чем экономического эффекта.



Читайте далее: http://izvestia.ru/news/568166#ixzz2xX8SrDd7

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458 459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 476 477 478 479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 493 494 495 496 497 498 499 500 501 502 503 504 505 506 507 508 509 510 511 512 513 514 515 516 517 518 519 520 521 522 523 524 525 526 527 528 529 530 531 532 533 534 535 536 537 538 539 540 541 542 543 544 545 546 547 548 549 550 551 552 553 554 555 556 557 558 559 560 561 562 563 564 565 566 567 568 569 570 571 572 573 574 575 576 577 578 579 580 581 582 583 584 585 586 587 588 589 590 591 592 593 594 595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 629 630 631 632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 650 651 652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662 663 664 665 666 667 668 669 670 671 672 673 674 675 676 677 678 679 680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691 692 693 694 695 696 697 698 699 700 701 702 703 704 705 706 707 708 709 710 711 712 713 714 715 716 717 718 719 720 721 722 723 724 725 726 727 728 729 730 731 732 733 734 735 736 737 738 739 740 741 742 743 744 745 746 747 748 749 750 751 752 753 754 755 756 757 758 759 760 761 762 763 764 765 766 767 768 769 770 771 772 773 774 775 776 777 778 779 780 781 782 783 784 785 786 787 788 789 790 791 792 793 794 795 796 797 798 799 800 801 802 803 804 805 806