Количество жалоб на закупки компаний с государственным участием возросло в 3 раза

пятница, 11 апреля, 2014

В центральном аппарате Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) и ее территориальных органах в 1 квартале 2014 года рассмотрено 488 жалоб на закупки компаний с государственным участием в рамках закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (223-ФЗ)», 203 из них были признаны обоснованными. Об этом сообщила заместитель начальника управления контроля размещения госзаказа ФАС России Мария Томах в ходе круглого стола «Новые тренды развития практики применения судами №223 – ФЗ».

По словам заместителя начальника управления, количество рассмотренных обращений в 1 квартале 2014 года в 3 раза превышает количество поступивших и рассмотренных жалоб за такой же период 2013 года.

«За весь 2013 год ФАС России рассмотрела более 3000 жалоб в рамках закона о закупках, более 40% из них были признаны обоснованными», - отметила Мария Томах.

Участники круглого стола также обсудили подготовленный антимонопольной службой и принятый в первом чтении законопроект о поправках в КоАП РФ, который устанавливает административную ответственность в отношении недобросовестных заказчиков за нарушение требований 223-ФЗ.

Как ранее отмечал статс-секретарь – заместитель руководителя ФАС России Андрей Цариковский, теперь наступление материальной ответственности за несоблюдение требований закона или невыполнение предписаний антимонопольной службы будет способствовать повышению ответственности госкомпаний и их дочерних предприятий.

Кубань ищет подрядчиков по заключению рек в каналы за 2,2 млрд. руб.

четверг, 10 апреля, 2014

Департамент по регулированию контрактной системы Краснодарского края объявил о поиске подрядчиков для выполнения работ по заключению в каналы реки Адагум, Неберджай и Баканка для защиты Крымска от их негативного воздействия во время паводков, на эти цели планируется направить до 2,19 миллиарда рублей, соответствующие заявки размещены на портале госзакупок.

Паводок в ночь на 7 июля 2012 года затопил тысячи жилых домов в городах Геленджик, Крымск и Новороссийск, а также в ряде поселков Краснодарского края. По данным прокуратуры, погибли 168 человек, еще двое пропали без вести. Большинство погибших - в Крымске, на который пришелся самый сильный удар стихии. Ущерб от наводнения, по оценке властей края, составил не менее 20 миллиардов рублей.

Проект выполнения работ должен предусматривать заключение в каналы русла реки Адагум от места слияния рек Баканка и Неберджай до хутора Красного (не доходя 2,5 километра до акватории Варнавинского водохранилища) и русел рек Баканка и Неберджай от границы Крымского района до места их слияния.

Также планируется увеличение пропускной способности русел рек для пропуска паводков, подсыпку территории, устройство железобетонного лотка в центральной части Крымска и каменного крепления на локальных участках.

Согласно аукционной документации, длина канализационного русла реки Адагум должна составить более 16,8 километра, длина русла рек Неберджай и Богаго - почти 12,5 километра, протяженность русла реки Баканка - около 14,9 километра.

Заявки на участие в тендерах принимаются до 24 апреля, электронные аукционы назначены на 28 апреля. Сроки выполнения всего комплекса работ составляют 20 месяцев от даты заключения контракта.

Hewlett-Packard призналась в даче взяток в России

четверг, 10 апреля, 2014

Американский поставщик компьютеров, серверов и IT-решений Hewlett-Packard (HP) выплатит 108 млн долл. властям США за коррупционные правонарушения в России, Польше и Мексике. Компания договорилась с Министерством юстиции и Комиссией по ценным бумагам и биржам (SEC) о внесудебном урегулировании дела, объявили накануне оба ведомства.

Мировое соглашение HP с регуляторами подводит черту под антикоррупционным расследованием, которое тянулось с 2010г. В обмен на прекращение расследования ЗАО «Хьюлетт-Паккард А.О.» признало вину в нарушении Закона о коррупционных практиках за рубежом (FCPA): фирма давала взятки российским чиновникам ради обеспечения крупного контракта на поставки компьютеров и программного обеспечения для Генеральной прокуратуры РФ.

«Неправомерные действия, изложенные в соглашении с регуляторами, ограничивались небольшим количеством человек, которые больше не работают в компании», - заявил вице-президент, главный юрисконсульт HP Джон Шульц.

Но в Минюсте США правонарушения HP оценили более категорично. “Дочерние компании Hewlett-Packard создали «фонд» для взяток, организовали замысловатую сеть подставных фирм и банковских счетов для отмывания денег, вели двойную бухгалтерию и использовали анонимные аккаунты электронной почты для организации тайных встреч, на которых передавались сумки с наличными”, - сказал представитель Генпрокуратуры США Брюс Шварц.

Схема для России

В конце 2000г. российское правительство объявило проект по автоматизации систем связи и вычислительной инфраструктуры Генеральной прокуратуры. В «HP Россия» рассудили, что проект дает компании возможность укрепить свои позиции в сфере госзакупок в России. Потенциальная стоимость заказа Генпрокуратуры, разбитого на несколько тендеров, достигала 100 млн долл. Это стало бы крупнейшей сделкой HP в Восточной Европе.

Ради победы в первом тендере стоимостью 35 млн евро руководители «HP Россия» заручились поддержкой ряда посредников, пользовавшихся связями с чиновниками, которые отвечали за проведение тендера. В частности, в декабре 2000г. HP согласилась заплатить 1,2 млн долл. одному посреднику-американцу, который обещал компании помочь с российским тендером.

В январе 2001г. «HP Россия» выиграло тендер, в июне того же года был подписан соответствующий контракт. Затем, правда, сделка затянулась из-за того, что головная структура HP проводила due diligence субподрядчиков заказа, а у российских властей сорвалась договоренность с американским экспортным банком, который должен был выдать финансовую гарантию. В 2003г. профинансировать закупки для Генпрокуратуры вызвался один из немецких банков, а контроль за исполнением заказа перешел к подразделению HP в Германии, Hewlett-Packard ISE GmbH.

В связи с изменившимися обстоятельствами российские власти подумывали о повторном тендере, что заставило менеджеров «HP Россия» поволноваться. В апреле 2003г. сотрудники фирмы пообещали 2,8 млн евро одному из российских чиновников за сохранение контракта. Взятки должны были идти через немецкого агента. В итоге на счета различных подставных компаний было переведено 8 млн евро.

Чтобы скрыть незаконные платежи, сотрудники российской «дочки» HP вели две параллельные системы учетных записей: одну для внутреннего пользования – где прописывались получатели взяток, и другую, “очищенную” от подозрительных платежей, для “непосвященных”. Например, сотрудники вели защищенную паролем электронную таблицу, и в ее секретной версии файла была колонка “Прочие расходы”, где проводились коррупционные платежи через немецкого посредника. Из другого документа следует, что “откатные” 8 млн евро предполагалось провести через искаженную стоимость аппаратного обеспечения HP. Из 8 млн евро, переведенных через немецкого агента, 2,2 млн поступило на фиктивные счета в латвийских и литовских банков и было потрачено на путешествия и покупку драгоценностей, роскошных автомобилей, дорогих часов.

Коррупционная схема работала следующим образом: «HP Россия» продавала компьютерное оборудование, предназначенное для Генпрокуратуры, своему партнеру по сбыту по обычным ценам. Затем HP выкупала ту же продукцию у компании-посредника с общей наценкой в 8 млн евро. Наконец, то же самое оборудование поставлялось Генпрокуратуре по завышенной стоимости.

По данным следствия, российское подразделение HP извлекло незаконную прибыль в размере 10,4 млн долл. на поставках для Генпрокуратуры.

Расследование дела HP велось с двух сторон

Минюст США вел уголовное расследование в отношении HP, а SEC параллельно – гражданское. HP нарушила две части Закона о ценных бумагах США, говорится в материалах SEC. Во-первых, ее «дочки» в России, Польше и Мексике фальсифицировали внутреннюю отчетность, проводя коррупционные платежи под видом законных платежей за оказанные услуги или комиссий. В итоге ложные данные консолидировались на уровне группы HP и отражались в публичной финансовой отчетности. Во-вторых, HP не сумела разработать и поддерживать надлежащую систему контроля, которая позволила бы засечь незаконные платежи.

В сообщении Минюста США говорится, что американским следователям активно помогали их коллеги в Германии, Польше и Мексике. Про участие российских правоохранительных органов в расследовании коррупционных схем не сказано. Зато в расследовании участвовали представители атташе по юридическим вопросам ФБР в Москве.

Имена сотрудников HP или российских чиновников, причастных к коррупционным схемам, в материалах американских властей не приводятся.

Для инвесторов расследование фактов коррупции HP за рубежом было уже давно не новостью: наоборот, теперь они могут вздохнуть с облегчением, так как общая сумма штрафа (чуть более 100 млн долл.) оказалась не столь большой. Рекордную сумму за урегулирование американских коррупционных обвинений заплатил в 2008г. немецкий концерн Siemens – 800 млн долл. В начале 2014г. производитель алюминия Alcoa урегулировал подобное расследование за 384 млн долл. Акции Hewlett-Packard в Нью-Йорке по итогам торгов 9 апреля подорожали на 0,8%.

Расследование против HP в связи с российскими "откатами" продолжает вести прокуратура Германии (немецкая "дочка" HP следила за выполнением контракта на поставку компьютеров для Генпрокуратуры РФ). О продолжении расследования HP упоминала в прошлом месяце в квартальном отчете. В 2010г. Следственный комитет по запросу немецких коллег проводил обыски и выемку документов в московском офисе HP. Но собственных дел в России на HP не заводили.

Форум регионов: от эффективности госзакупок к эффективности экономики

четверг, 10 апреля, 2014

Выявляемые экспертами, заказчиками, поставщиками и общественными контролерами проблемы функционирования контрактной системы должны решаться в оперативном порядке. Сам 44-ФЗ, вступивший в силу 1 января 2014 года, это предусматривает. Проблемы и перспективы системы госзакупок 8 апреля обсуждались в рамках панельной дискуссии Форума регионов 2014 «Разговор без купюр: контрактная система». Она была организована под эгидой Минэкономразвития, МГУ и Открытого правительства.
Для подготовки к вступлению в силу 44-ФЗ в Экспертном совете при Правительстве была создана рабочая группа, которая по поручению премьер-министра Дмитрия Медведева сопровождает правоприменение нового закона методологически и информационно. С марта 2013 года проводится апробация положений закона в госкорпорации «Росатом» и шести пилотных регионах. Своды проблем, с которыми сталкиваются в этих регионах, и варианты их решения регулярно направляются в Экспертный совет, Правительственную комиссию по координации Открытого правительства, Минэкономразвития и другие заинтересованные органы.
По результатам рассмотрения этих и других проблем Минэкономразвития уже подготовило пакет поправок. В частности, речь идет о небольших по объему заказах, закупках избирательных комиссий, сокращении случаев обязательной экспертизы, ускорении расчетов заказчиков с субъектами малого бизнеса.
Для поддержки малого бизнеса контрактная система дает новые возможности, так как предусматривает 15% квоту.
В 2013 году объем субсидий на малый бизнес составил примерно 20 млрд рублей. Объем поддержки малого бизнеса в рамках контрактной системы оценивается в более чем 1 трлн рублей», — сказал директор Департамента развития контрактной системы Минэкономразвития Максим Черемисов.
В Минэкономразвития рассчитывают, что контрактная система станет базой повышения эффективности всей экономики. В 2013 году в сфере госзакупок было заключено контрактов примерно на 8,5 трлн рублей, а объем закупок компаний с госучастием, субъектов естественных монополий оценивается в 9 трлн рублей, напомнил Максим Черемисов.
Но мы не отделяем их от контрактной системы и видим возможность создания единой системы контрактных отношений в Российской Федерации, которая включает в себя и сферу государственных, и муниципальных закупок, и сферу закупок организаций государственного сектора экономики, и сферу государственно-частного партнерства, концессионных соглашений», — отметил представитель Минэкономразвития.
В то же время в рабочей группе Экспертного совета по результатам апробации контрактной системы выявили ряд проблем. Они касаются процедуры закупок у единственного поставщика, устных контрактов, сложностей с небольшими закупками, экспертизой, работой единого сайта и других.
И в Минэкономразвития, и в экспертном сообществе сошлись во мнении, что общественный контроль, который стал обязательным для закупок свыше миллиарда рублей, эффективен, но его необходимо совершенствовать.
Мы в Минэкономразвития рассматриваем общественный контроль как самый действенный из всех возможных инструментов борьбы с коррупцией в сфере закупок… Ничто так не пугает коррупционера в сфере закупок, как возможность огласки его деяний», — сказал Максим Черемисов.
Ведомство уже представило в Правительственную комиссию по координации Открытого правительства предложения по стимулированию общественного контроля. Соответствующие поручения были даны по итогам обсуждения вопроса о крупных закупках и согласуются с предложениями, высказанными ранее членами Экспертного совета. Ряд обсуждавшихся в ходе заседания Правкомиссии проблем уже решены. Так, теперь на сайте карточка общественного обсуждения закупки будет привязана к самому извещению о ней, рассказал гендиректор НАИЗ Сергей Габестро.
Мы предполагаем, что государство может в том числе и гранты предоставлять организациям, которые предоставят проекты по самому лучшему развитию инструментария общественного контроля. Мы будем стимулировать блогосферу, мы будем стимулировать и проводить конкурсы среди журналистов на лучшее журналистское расследование о коррупции в сфере закупок», — рассказал Максим Черемисов.
В свою очередь эксперты обращают внимание и на необходимость снижения давления на заказчиков и поощрения лучших практик. Сейчас к заказчикам приходят представители 11 контролирующих органов, эксперты предлагают их оптимизировать для закупок, которые подвергаются общественному контролю. Эксперимент по такой оптимизации можно провести в двух новых регионах — Крыму и Севастополе, предложила начальник отдела реформирования законодательства Центра региональных программ совершенствования государственного и муниципального управления Вероника Джужома.
В то же время результаты экспертной работы и общественных обсуждений не должны оставаться вне сферы внимания контролирующих органов, заметил Сергей Габестро.
Федеральная антимонопольная служба и другие контролирующие органы должны самостоятельно, инициативно реагировать на экспертные мнения хотя бы по миллиардным контрактам — их не так много», — полагает эксперт.
Он также предложил использовать Крым и Севастополь для проведения эксперимента по качеству работы информационной системы госзакупок до ее подключения к общероссийскому сайту.
А потом измерим, сколько работал сайт в Крыму и единый [общероссийский] сайт», — сказал Сергей Габестро.
Участники дискуссии также сошлись во мнении, что на первом этапе необходимо проводить регулярный мониторинг правоприменения контрактной системы и не «кошмарить» заказчиков.
Мы заказчика постоянно контролируем, третируем, рассматриваем как потенциального нарушителя… Нам нужно поощрять добросовестных заказчиков», — заключила Вероника Джужома.

ОНФ расскажет Путину об исполнении его указов и тратах чиновников

среда, 9 апреля, 2014

Активисты Общероссийского народного фронта (ОНФ), взявшего на себя роль "народного аудитора" федеральных и региональных властей, на запланированной встрече со своим лидером, президентом России Владимиром Путиным, расскажут, кто отстает в исполнении его указов и на что чиновники необоснованно тратят бюджетные деньги, сообщили РИА Новости представители движения.

Намерены задать вопросы президенту и активисты крымского и севастопольского отделений Фронта, созданных на прошлой неделе — после присоединения полуострова к России в марте 2014 года.

Как сообщили в пресс-службе Кремля, также речь пойдет о реализации антикоррупционного проекта ОНФ "За честные закупки", в рамках которого ведется мониторинг закупок для государственных и муниципальных нужд.

ОНФ был создан в 2011 году как добровольное объединение граждан, общественных организаций и партий и стал опорой Путина в предвыборный период, а после выборов 2012 года был преобразован в движение. Главной задачей ОНФ стало решение наиболее волнующих россиян проблем. Это социальная несправедливость, проблемы в образовании и здравоохранении, в дорожном и жилищно-коммунальном хозяйстве, коррупция и бюрократизм, искусственные ограничения гражданской и предпринимательской активности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458 459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 476 477 478 479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 493 494 495 496 497 498 499 500 501 502 503 504 505 506 507 508 509 510 511 512 513 514 515 516 517 518 519 520 521 522 523 524 525 526 527 528 529 530 531 532 533 534 535 536 537 538 539 540 541 542 543 544 545 546 547 548 549 550 551 552 553 554 555 556 557 558 559 560 561 562 563 564 565 566 567 568 569 570 571 572 573 574 575 576 577 578 579 580 581 582 583 584 585 586 587 588 589 590 591 592 593 594 595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 629 630 631 632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 650 651 652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662 663 664 665 666 667 668 669 670 671 672 673 674 675 676 677 678 679 680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691 692 693 694 695 696 697 698 699 700 701 702 703 704 705 706 707 708 709 710 711 712 713 714 715 716 717 718 719 720 721 722 723 724 725 726 727 728 729 730 731 732 733 734 735 736 737 738 739 740 741 742 743 744 745 746 747 748 749 750 751 752 753 754 755 756 757 758 759 760 761 762 763 764 765 766 767 768 769 770 771 772 773 774 775 776 777 778 779 780 781 782 783 784 785 786 787 788 789 790 791 792 793 794 795 796 797 798 799 800 801 802 803 804 805 806