Конкурсы перешли в укрупнение

среда, 30 апреля, 2014

Минэкономики представило первые результаты работы новой системы госзакупок.

Минэкономики подвело первые результаты работы контрактной системы госзакупок, вступившей в силу с 2014 года. Объем заключенных контрактов за три месяца не уменьшился, а доля электронных аукционов как наиболее прозрачной процедуры закупок увеличилась. Это говорит об успехе Федеральной контрактной системы (ФКС), считает ведомство. Впрочем, у главы ФАС Игоря Артемьева другая оценка новых данных: заказчики стали укрупнять лоты, чтобы проводить не аукционы, а конкурсы.

За первый квартал 2014 года в рамках Федеральной контрактной системы (ФКС) госзаказчики заключили договоров более чем на 1 трлн руб., таким образом, объем госзакупок остался на уровне прошлого года, говорится в представленном докладе Минэкономики о работе ФКС. Из этой суммы 254 млрд руб. было потрачено на строительство транспортной инфраструктуры, 123 млрд руб. составили расходы на здравоохранение, 64 млрд руб. пришлось на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. «Такая статистика показывает, что, несмотря на существовавшие опасения, ФЗ-44 оказался для заказчиков достаточно понятным и удобным в использовании»,— отметил проректор НИУ-ВШЭ Александр Шамрин.

Доля такой процедуры закупок, как конкурсы, которые проводятся в бумажной форме и в 2011–2013 годах были источником основных коррупционных скандалов, по данным Минэкономики, в этом году существенно сократилась. Если в первом квартале прошлого года на них приходилось 16,3% от объема цены объявленных закупок, то в 2014 году — только 9,3%. При этом денежный объем заключенных за этот период контрактов по итогам конкурсных процедур составляет более 300 млрд руб. Параллельно на 9,6%, до 61,8%, возросла доля объявленных электронных аукционов, которые в Минэкономики считают наиболее конкурентным способом закупки. За первый квартал с их помощью было заключено контрактов более чем на 600 млрд руб.

Однако у главы ФАС Игоря Артемьева другая оценка работы ФКС. На прошлой неделе на всероссийском форуме-выставке «Госзаказ-2014» он напомнил, что закон о ФКС требует, чтобы все строительные контракты на сумму свыше 150 млн руб. шли не через электронный аукцион, а через конкурс. Это касается даже типового строительства детских садов и школ. В результате заказчики, по его словам, стали укрупнять лоты, чтобы добиться проведения конкурса.

Что касается новых способов размещения заказа, введенных контрактной системой, то их доля по итогам первого квартала оказалась невелика. Так, было объявлено всего 3513 конкурсов с ограниченным участием и двухэтапных конкурсов на общую сумму свыше 26 млрд руб., кроме того, госзаказчики разместили 2351 запрос предложений на 1,3 млрд руб.

«Новые способы размещения заказа не вызвали особенного энтузиазма, но на первом этапе внедрения новой системы закупок это нормально»,— прокомментировал господин Шамрин. «Сейчас мы имеем только каркас контрактной системы, чтобы сформировать ее полностью, понадобится от трех до пяти лет»,— отметил директор департамента развития контрактной системы Максим Чемерисов. По его словам, до конца этого года Минэкономики России будут подготовлены пять новых законодательных пакетов для дальнейшего формирования контрактной системы, первый из них будет рассмотрен во втором и третьем чтении Госдумой в мае этого года.

В столице станут отслеживать излишества при госзакупках

среда, 30 апреля, 2014

Московские власти планируют запустить систему, отслеживающую попытки закупить товары и услуги, в которых организации на самом деле не нуждаются. Как пояснил «Известиям» заместитель руководителя тендерного комитета столицы Андрей Шабанов, такой шаг позволит снизить количество «торгов ради торгов», когда закупаются, по сути, лишние товары, даже если при этом удалось добиться экономии. Система не только «обратит внимание» на подозрительно большие или дорогие лоты, но и сможет сопоставить их с прошлыми закупками того же характера и, соответственно, даст сигнал о нецелесообразности такого приобретения. Если же заказчик будет продолжать попытки приобрести эти товары, то информация об этом будет выложена в открытый доступ.

Как рассказал Шабанов, сейчас контролирующие органы и общественность могут мониторить только новые закупки, появляющиеся на сайте zakupki.gov.ru и на ряде других порталов. Однако поскольку инструмента сравнения с предыдущими заказами не было, внимание обращали только на выдающиеся по цене лоты.

— Между тем бюджетные средства могли нецелесообразно тратиться не только при закупке, скажем, золотого трона, но и сотни обычных стульев, когда по факту требуется всего два предмета мебели, да и те были куплены всего месяц назад. Стоимость одного стула могла быть небольшой, на торгах могла быть даже достигнута экономия, то есть на бумаге всё выглядело так, будто торги были проведены выгодно. В то время как по факту средства тратились не по назначению, — привел он пример. — Мы планируем создать классификатор товаров и услуг, стандартизировать техзадание — в общем, сделать так, чтобы была возможность увидеть, целесообразна ли та или иная закупка.

По словам чиновника, система будет отображать не только уже проведенные нецелесообразные торги, но даже попытки их провести.

— Ответственный человек будет знать, что его должность и фамилия, если что, будут выложены в общественный доступ в соответствующую рубрику, и эта перспектива должна его дисциплинировать, — предполагает Шабанов. — Информацией смогут воспользоваться как сами контролирующие организации, для которых это может стать сигналом к тому, чтобы присмотреться к данному учреждению, так и общественность, которая может подготовить соответствующий запрос в уполномоченные органы.

Разработкой уже заинтересовались на федеральном уровне, и если испытания на московской площадке пройдут успешно, то этот опыт может быть внедрен по всей стране.

Шабанов уточнил, что запускать систему мониторинга целесообразности закупок планируется после того, как пройдет обкатка Ситуационного центра торгов и закупок, то есть ближе к зиме этого года. Ситуационный центр должен стать первым этапом персонификации закупок: система станет отслеживать все сбои и нарушения в контрактной системе, на которую перейдут все государственные учреждения. Сигналы о сбоях станут подаваться непосредственно ответственному за работу контрактной системы сотруднику учреждения, а также дублироваться на уровень руководства, после чего они должны исправить недочеты и отчитаться об этом. Принцип работы Ситуационного центра должен быть похож на городской портал gorod.mos.ru.

— За тем, как идет закупочный процесс, будут следить система и общественность. Таким образом, количество некачественно выполненных работ по контрактам должно существенно сократиться, — рассказал глава тендерного комитета Геннадий Дегтев.

По словам сопредседателя центрального штаба ОНФ, куратора проекта «За честные закупки» Александра Бречалова, введение такой системы позволит оптимизировать расходование бюджетных средств. Он полагает, что это также создаст «все предпосылки для развития общественного контроля в сфере госзакупок».

Целевого мониторинга нецелесообразных закупок сейчас не ведется, однако эксперты антикоррупционного проекта ОНФ «За честные закупки» в марте провели исследование тендеров органов госвласти в сфере закупки услуг сотовой связи. В частности, Государственное собрание Республики Саха за 2,9 млн рублей закупало 77 тарифных планов, в которые в том числе включен лимит по рассылке 5,5 тыс. SMS ежемесячно. В Волгоградской областной думе заказали 142 федеральных абонентских номера за 1,7 млн рублей, в которые были включены такие услуги, как исходящие вызовы из-за рубежа: Австралии и Океании, а также Северной и Южной Америки.

Директор Института анализа предприятий и рынков ВШЭ Андрей Яковлев пояснил, что подобная практика нередко применяется за рубежом.

— Например, в Италии мелкие и относительно простые товары — канцтовары, компьютеры, мебель, бензин — закупаются централизованно и по фиксированной цене. Это исключает возможность нарушений при закупке на уровне небольшого учреждения, — рассказал он. — Московская система будет не только консолидировать закупки, но и создавать систему мониторинга.

При этом эксперт отметил, что наиболее отличившиеся организации можно включать в списки, на которые контролирующие органы станут обращать более пристальное внимание. В то же время Яковлев добавил, что в каждой ситуации надо учитывать контекст: «например, организации поручено провести какой-то форум, для которого им надо закупить в разы больше мебели, чем требуется им по нормативам».

Совет Федерации одобрил закон, устанавливающий административную ответственность за нарушение Закона о закупках

среда, 30 апреля, 2014

29 апреля 2014 года Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрил Федеральный закон о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП), который устанавливает административную ответственность в отношении заказчиков за нарушение требований закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (223-ФЗ).

Действие Закона о закупках распространяется на закупки госкорпораций и госкомпаний, государственных и муниципальных унитарных предприятий, автономных учреждений, хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля участия государства, субъекта РФ или муниципального образования превышает 50 процентов, а также на закупки "дочек" и "внучек" таких юридических лиц.

Проект федерального закона разработан Федеральной антимонопольной службой (ФАС России) во исполнение пункта 16 плана мероприятий по реализации Федерального закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденного Правительством Российской Федерации, а также во исполнение плана деятельности ФАС России на 2013-2018 годы.

Закон предусматривает привлечение заказчиков к административной ответственности, в том числе за:

• Несоблюдение сроков размещения информации о закупке товаров, работ, услуг, также не размещение заказчиком такой информации;

• Несоблюдение предусмотренных Законом о закупках требований к содержанию извещений и документации о закупке;

• Предъявление требований к участникам, товарам, работам, услугам, условиям договора проведения оценки и сопоставления заявок по критериям и в порядке, которые не предусмотрены в документации;

• Невыполнение в срок законного решения или предписания контролирующего органа.

В зависимости от нарушения штраф для должностных лиц составит от 2 до 50 тысяч рублей, для юридических лиц - от 5 до 500 тысяч рублей.

Кроме того, в случае повторной закупки не в электронной форме товаров, работ и услуг, закупка которых должна осуществляется в электронной форме, должностное лицо, ответственное за проведение закупки, может быть оштрафовано, либо дисквалифицировано на срок до 1 года.

«Мы считаем, что Закон о закупках - важный инструмент обеспечения гласности и прозрачности закупок компаний с государственным участием, доступности достоверной информации для желающих принять участие в закупке и эффективной работы самих заказчиков, а внесение изменений в КоАП будет способствовать предотвращению нарушений положений Закона за счет введения административной ответственности для заказчиков»,

Перевод всех торгов в электронную форму повысит эффективность общественного контроля

вторник, 29 апреля, 2014

С 23 по 25 апреля в рамках Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ-2014» состоялась сессия «Барьеры для коррупции в системе госзакупок – инструмент защиты интересов поставщиков».

Представители общественных организаций, экспертного сообщества, органов федеральной и муниципальной власти обсудили механизмы снижения коррупционных рисков, а также роль общественного контроля в системе государственных и муниципальных закупок.

«В законе о контрактной системе одной из основных закупочных процедур является бумажный конкурс, где единственный защитный механизм от коррупции – бумажный конверт. Почему то считается, что этот конверт не смогут вскрыть, а значит не смогут подменить документы. Очень много случаев, когда представителя компании с заявкой просто не пускают на порог и выдворяют с территории заказчика», - отметил начальник Управления контроля за размещением государственного заказа ФАС России Артем Лобов.

По словам заместителя начальника управления, в практике ФАС России были зафиксированы даже такие случаи: человека с заявкой на участие просили пройти в другой кабинет, в его отсутствие вскрывали конверты, а ему говорили: "извини, ты опоздал, участвовать не будешь".

В ФАС России считают, что решение этой проблемы – перевод всех форм закупок в электронную форму.

«Мы совместно с нашими коллегами из Минэкономразвития России работаем над исполнением поручения Президента РФ и Правительства РФ о подготовке поправок в закон о контрактной системе в части перевода всех видов торгов в электронную форму. Скорее всего рассмотрение законопроекта в Госдуме состоится уже в сентябре», - сообщил Артем Лобов.

Представитель ФАС России подчеркнул, что перевод всех закупочных процедур в электронную форму значительно усилит эффективность контроля общественных организаций за расходом бюджетных средств.

Также Артем Лобов сообщил, что с переходом на Закон о контрактной системе увеличилось количество необоснованных отказов по приемке заказов работ и услуг и необоснованных расторжений контрактов в одностороннем порядке.

«В таких случаях, располагая конкретными доказательствами, следует обращаться с жалобами в антимонопольную службу либо к нашим коллегам в Росфинадзор, которые теперь следят за исполнением государственного контракта», - пояснил представитель ФАС России.

В рамках действия 94-ФЗ было два основных контрольных органа — ФАС России и Рособоронзаказ, а в части региональных закупок —контролирующие органы субъектов Федерации и муниципалитетов. С 1 января 2014 года к ним присоединились Казначейство, Счетная палата, и появилось новое ведомство в системе контроля за государственными и муниципальными закупками — Росфиннадзор, которое следит за нормированием, планированием, обоснованием начальной максимальной цены контракта и самое его исполнением.

Также опасения у антимонопольной службы вызывает ситуация с экспертизой, которая согласно закону о контрактной системе во многих случаях стала обязательной для заказчиков.

В настоящее время экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с законом о контрактной системе.

Заместитель начальника управления ФАС России отметил, что в настоящее время основная проблема заключается в том, что рынок экспертизы не урегулирован, а проводить экспертизу госзаказа могут компании, которые не имеют никого отношения к соответствующему товарному рынку.

«Заказчики нам сообщают, что им поступают предложения купить эту экспертизу за определённый процент от суммы контракта. Это недопустимо, и с этим надо бороться, мы уже работаем над необходимыми изменениями, которые позволят решить этот вопрос», - заявил Артем Лобов.

Экономия невозможна без конкуренции

вторник, 29 апреля, 2014

Прошло три месяца после вступления в силу Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (44-ФЗ). Первые итоги и предложения по изменению законодательства обсудили участники Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ-2014».

По мнению начальника управления контроля размещения государственного заказа Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) Татьяны Демидовой, новый закон сохранил ряд положительного из того, что было в 94 – ФЗ, в частности размещение информации о закупках на едином общероссийской сайте, а также возможность проведения закупки в форме электронного аукциона.

"В сфере строительства экономия при закупках по конкурсу составила 2,8 процента, по аукциону - 4,9 процента. В рамках 94 - ФЗ средний процент экономии при проведении электронных аукционов составлял 16%, в то время как при проведении конкурса аналогичный процент был не более 7%», - заявила Татьяна Демидова.

Начальник управления отметила, что эти цифры могут еще сильно измениться, так как еще продолжается переходный период, и большинство заказчиков провели закупочные процедуры до вступления в силу закона о контрактной системе.

Также, по мнению Татьяны Демидовой, широкое внедрение электронных аукционов способствовало значительной экономии бюджетных средств.

"Экономия бюджетных средств невозможна без конкуренции между участниками торгов. В электронном аукционе по сравнению с конкурсом принимает участие более широкий круг поставщиков, что влечет за собой, как правило, значительное снижение начальной цены контракта", - подчеркнула начальник управления ФАС России.

Кроме того, Татьяна Демидова сообщила, что в настоящее время в Госдуме находится законопроект, который предусматривает, в том числе, конкретизацию порядка определения совокупного годового объема закупок, возможности заключения контрактов на сумму до 100 тыс. рублей на общую сумму до 2 млн. рублей, а также заключение договора аренды нежилого помещения с единственным поставщиком.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458 459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 476 477 478 479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 493 494 495 496 497 498 499 500 501 502 503 504 505 506 507 508 509 510 511 512 513 514 515 516 517 518 519 520 521 522 523 524 525 526 527 528 529 530 531 532 533 534 535 536 537 538 539 540 541 542 543 544 545 546 547 548 549 550 551 552 553 554 555 556 557 558 559 560 561 562 563 564 565 566 567 568 569 570 571 572 573 574 575 576 577 578 579 580 581 582 583 584 585 586 587 588 589 590 591 592 593 594 595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 629 630 631 632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 650 651 652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662 663 664 665 666 667 668 669 670 671 672 673 674 675 676 677 678 679 680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691 692 693 694 695 696 697 698 699 700 701 702 703 704 705 706 707 708 709 710 711 712 713 714 715 716 717 718 719 720 721 722 723 724 725 726 727 728 729 730 731 732 733 734 735 736 737 738 739 740 741 742 743 744 745 746 747 748 749 750 751 752 753 754 755 756 757 758 759 760 761 762 763 764 765 766 767 768 769 770 771 772 773 774 775 776 777 778 779 780 781 782 783 784 785 786 787 788 789 790 791 792 793 794 795 796 797 798 799 800 801 802 803 804 805 806