Сенатор: российские компании должны предпочесть российское ПО

понедельник, 5 мая, 2014

Глава комиссии Совфеда по развитию информационного общества Людмила Бокова обратилась в ФАС и Минкомсвязи по поводу государственных заказов на поставку иностранного антивирусного софта. Парламентарий считает неприемлемым создание преференций зарубежным разработчикам при наличии на рынке отечественной продукции аналогичного и даже более высокого качества.
В письмах на имя министра связи Николая Никифорова и руководителя антимонопольной службы Игоря Артемьева Бокова обратила внимание на несколько десятков госзаказов, объявленных с начала 2014 года, на поставку иностранного антивирусного программного обеспечения. "Госзаказчики прямо указывают, что намерены приобрести продукцию конкретных зарубежных разработчиков. При этом на рынке антивирусов представлены отечественные решения с мировым именем, которые не только не уступают по качеству и функциональности иностранным, но и в некоторых случаях превосходят их", — отмечает сенатор.
В своих обращениях глава комиссии СФ просит дать оценку сложившейся ситуации и сообщить, планируют ли ведомства предпринимать какие-либо меры по её разрешению. В обращении к ФАС парламентарий просит провести проверку соблюдения требований законодательства и подготовить поправки в законы в части предоставления отечественным разработчикам программного обеспечения преференций в случаях, когда российская продукция не уступает по качеству и функциональности иностранной.
В обращении к Минкомсвязи сенатор просит подготовить методические рекомендации для госзаказчиков, чтобы те приобретали софт с учетом необходимости постепенного увеличения доли продуктов российского производства, а также внести соответствующие изменения в правила создания государственных информационных систем.
"Комиссия Совфеда по развитию информационного общества уделяет особое внимание проблеме поддержки отечественных производителей в сфере ИКТ. Однако мы видим, что некоторые госзаказчики не поддерживают отечественную продукцию, а наоборот создают преференции иностранной", отмечает Бокова. По мнению сенатора, это неприемлемо, ведь на нашем ИТ-рынке существуют качественные и высококлассные решения, которые продаются во всём мире.
Советник спикера Совфеда по вопросам информатизации Руслан Гаттаров, ранее возглавлявший комиссию СФ, полностью поддержал инициативу коллеги. "Необходимость поддержки отечественных производителей программного обеспечения заложена в нескольких важнейших документах федерального уровня. Это есть и в Стратегии развития информационного общества РФ, и в федеральных программах "Информационное общество" и "Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники", — отметил он.
Конечно, нас расстраивает, что некоторые госзаказчики пренебрегают отечественной продукцией, когда она не то что не хуже, а даже лучше иностранных аналогов. Нам нужно совершенствовать механизмы поддержки отечественных производителей в сфере ИКТ, считает Гаттаров.

К участникам госзакупок на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства предлагается установить дополнительные требования

четверг, 1 мая, 2014

Проект Постановления Правительства РФ "Об установлении дополнительных требований к участникам закупок на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, а также перечня документов, подтверждающих соответствие указанным требованиям, при определении подрядчика путем проведения аукциона"

Согласно проекту от подрядчиков будет требоваться опыт выполнения таких работ за последние 5 лет в отношении аналогичных по опасности и технической сложности объектов капитального строительства.

Стоимость всех работ, выполненных участником закупки в отношении одного из объектов (по выбору самого участника), должна составлять не менее 20 процентов от начальной цены контракта, по поводу заключения которого проводится закупка.

Чтобы подтвердить опыт выполнения работ, подрядчик должен будет представить заказчику разрешение на ввод объекта в эксплуатацию и акт приемки объекта (за исключением случая, если застройщик сам вел строительство) или копии указанных документов.

Предусматривается, что данные требования будут предъявляться к подрядчикам при проведении госзакупок строительных работ путем аукциона,

Грядущие изменения 44-ФЗ?

четверг, 1 мая, 2014

В связи с вступлением в силу с 1 января текущего года Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в нашей стране работает контрактная система в сфере закупок.

Еще до вступления в силу Закона № 44-ФЗ в 2014 году в него были внесены изменения в 2013 году Федеральными законами от 02.07.2013 г. N 188-ФЗ и от 28.12.2013 г. N 396-ФЗ.
При практической работе с Законом № 44-ФЗ возникают вопросы, на которые невозможно ответить в рамках действующей редакции закона и мы замерли в ожидании очередных изменений Закона № 44-ФЗ.

Тем более, что в Государственной Думе находятся на рассмотрении соответствующие законопроекты, а в сети Интернет допускаются высказывания должностных лиц контролирующих органов относительно скорого изменения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Рассмотрим, какие меры предпринимаются по совершенствованию законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
1.

Конкурсы перешли в укрупнение

среда, 30 апреля, 2014

Минэкономики представило первые результаты работы новой системы госзакупок.

Минэкономики подвело первые результаты работы контрактной системы госзакупок, вступившей в силу с 2014 года. Объем заключенных контрактов за три месяца не уменьшился, а доля электронных аукционов как наиболее прозрачной процедуры закупок увеличилась. Это говорит об успехе Федеральной контрактной системы (ФКС), считает ведомство. Впрочем, у главы ФАС Игоря Артемьева другая оценка новых данных: заказчики стали укрупнять лоты, чтобы проводить не аукционы, а конкурсы.

За первый квартал 2014 года в рамках Федеральной контрактной системы (ФКС) госзаказчики заключили договоров более чем на 1 трлн руб., таким образом, объем госзакупок остался на уровне прошлого года, говорится в представленном докладе Минэкономики о работе ФКС. Из этой суммы 254 млрд руб. было потрачено на строительство транспортной инфраструктуры, 123 млрд руб. составили расходы на здравоохранение, 64 млрд руб. пришлось на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. «Такая статистика показывает, что, несмотря на существовавшие опасения, ФЗ-44 оказался для заказчиков достаточно понятным и удобным в использовании»,— отметил проректор НИУ-ВШЭ Александр Шамрин.

Доля такой процедуры закупок, как конкурсы, которые проводятся в бумажной форме и в 2011–2013 годах были источником основных коррупционных скандалов, по данным Минэкономики, в этом году существенно сократилась. Если в первом квартале прошлого года на них приходилось 16,3% от объема цены объявленных закупок, то в 2014 году — только 9,3%. При этом денежный объем заключенных за этот период контрактов по итогам конкурсных процедур составляет более 300 млрд руб. Параллельно на 9,6%, до 61,8%, возросла доля объявленных электронных аукционов, которые в Минэкономики считают наиболее конкурентным способом закупки. За первый квартал с их помощью было заключено контрактов более чем на 600 млрд руб.

Однако у главы ФАС Игоря Артемьева другая оценка работы ФКС. На прошлой неделе на всероссийском форуме-выставке «Госзаказ-2014» он напомнил, что закон о ФКС требует, чтобы все строительные контракты на сумму свыше 150 млн руб. шли не через электронный аукцион, а через конкурс. Это касается даже типового строительства детских садов и школ. В результате заказчики, по его словам, стали укрупнять лоты, чтобы добиться проведения конкурса.

Что касается новых способов размещения заказа, введенных контрактной системой, то их доля по итогам первого квартала оказалась невелика. Так, было объявлено всего 3513 конкурсов с ограниченным участием и двухэтапных конкурсов на общую сумму свыше 26 млрд руб., кроме того, госзаказчики разместили 2351 запрос предложений на 1,3 млрд руб.

«Новые способы размещения заказа не вызвали особенного энтузиазма, но на первом этапе внедрения новой системы закупок это нормально»,— прокомментировал господин Шамрин. «Сейчас мы имеем только каркас контрактной системы, чтобы сформировать ее полностью, понадобится от трех до пяти лет»,— отметил директор департамента развития контрактной системы Максим Чемерисов. По его словам, до конца этого года Минэкономики России будут подготовлены пять новых законодательных пакетов для дальнейшего формирования контрактной системы, первый из них будет рассмотрен во втором и третьем чтении Госдумой в мае этого года.

В столице станут отслеживать излишества при госзакупках

среда, 30 апреля, 2014

Московские власти планируют запустить систему, отслеживающую попытки закупить товары и услуги, в которых организации на самом деле не нуждаются. Как пояснил «Известиям» заместитель руководителя тендерного комитета столицы Андрей Шабанов, такой шаг позволит снизить количество «торгов ради торгов», когда закупаются, по сути, лишние товары, даже если при этом удалось добиться экономии. Система не только «обратит внимание» на подозрительно большие или дорогие лоты, но и сможет сопоставить их с прошлыми закупками того же характера и, соответственно, даст сигнал о нецелесообразности такого приобретения. Если же заказчик будет продолжать попытки приобрести эти товары, то информация об этом будет выложена в открытый доступ.

Как рассказал Шабанов, сейчас контролирующие органы и общественность могут мониторить только новые закупки, появляющиеся на сайте zakupki.gov.ru и на ряде других порталов. Однако поскольку инструмента сравнения с предыдущими заказами не было, внимание обращали только на выдающиеся по цене лоты.

— Между тем бюджетные средства могли нецелесообразно тратиться не только при закупке, скажем, золотого трона, но и сотни обычных стульев, когда по факту требуется всего два предмета мебели, да и те были куплены всего месяц назад. Стоимость одного стула могла быть небольшой, на торгах могла быть даже достигнута экономия, то есть на бумаге всё выглядело так, будто торги были проведены выгодно. В то время как по факту средства тратились не по назначению, — привел он пример. — Мы планируем создать классификатор товаров и услуг, стандартизировать техзадание — в общем, сделать так, чтобы была возможность увидеть, целесообразна ли та или иная закупка.

По словам чиновника, система будет отображать не только уже проведенные нецелесообразные торги, но даже попытки их провести.

— Ответственный человек будет знать, что его должность и фамилия, если что, будут выложены в общественный доступ в соответствующую рубрику, и эта перспектива должна его дисциплинировать, — предполагает Шабанов. — Информацией смогут воспользоваться как сами контролирующие организации, для которых это может стать сигналом к тому, чтобы присмотреться к данному учреждению, так и общественность, которая может подготовить соответствующий запрос в уполномоченные органы.

Разработкой уже заинтересовались на федеральном уровне, и если испытания на московской площадке пройдут успешно, то этот опыт может быть внедрен по всей стране.

Шабанов уточнил, что запускать систему мониторинга целесообразности закупок планируется после того, как пройдет обкатка Ситуационного центра торгов и закупок, то есть ближе к зиме этого года. Ситуационный центр должен стать первым этапом персонификации закупок: система станет отслеживать все сбои и нарушения в контрактной системе, на которую перейдут все государственные учреждения. Сигналы о сбоях станут подаваться непосредственно ответственному за работу контрактной системы сотруднику учреждения, а также дублироваться на уровень руководства, после чего они должны исправить недочеты и отчитаться об этом. Принцип работы Ситуационного центра должен быть похож на городской портал gorod.mos.ru.

— За тем, как идет закупочный процесс, будут следить система и общественность. Таким образом, количество некачественно выполненных работ по контрактам должно существенно сократиться, — рассказал глава тендерного комитета Геннадий Дегтев.

По словам сопредседателя центрального штаба ОНФ, куратора проекта «За честные закупки» Александра Бречалова, введение такой системы позволит оптимизировать расходование бюджетных средств. Он полагает, что это также создаст «все предпосылки для развития общественного контроля в сфере госзакупок».

Целевого мониторинга нецелесообразных закупок сейчас не ведется, однако эксперты антикоррупционного проекта ОНФ «За честные закупки» в марте провели исследование тендеров органов госвласти в сфере закупки услуг сотовой связи. В частности, Государственное собрание Республики Саха за 2,9 млн рублей закупало 77 тарифных планов, в которые в том числе включен лимит по рассылке 5,5 тыс. SMS ежемесячно. В Волгоградской областной думе заказали 142 федеральных абонентских номера за 1,7 млн рублей, в которые были включены такие услуги, как исходящие вызовы из-за рубежа: Австралии и Океании, а также Северной и Южной Америки.

Директор Института анализа предприятий и рынков ВШЭ Андрей Яковлев пояснил, что подобная практика нередко применяется за рубежом.

— Например, в Италии мелкие и относительно простые товары — канцтовары, компьютеры, мебель, бензин — закупаются централизованно и по фиксированной цене. Это исключает возможность нарушений при закупке на уровне небольшого учреждения, — рассказал он. — Московская система будет не только консолидировать закупки, но и создавать систему мониторинга.

При этом эксперт отметил, что наиболее отличившиеся организации можно включать в списки, на которые контролирующие органы станут обращать более пристальное внимание. В то же время Яковлев добавил, что в каждой ситуации надо учитывать контекст: «например, организации поручено провести какой-то форум, для которого им надо закупить в разы больше мебели, чем требуется им по нормативам».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458 459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 476 477 478 479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 493 494 495 496 497 498 499 500 501 502 503 504 505 506 507 508 509 510 511 512 513 514 515 516 517 518 519 520 521 522 523 524 525 526 527 528 529 530 531 532 533 534 535 536 537 538 539 540 541 542 543 544 545 546 547 548 549 550 551 552 553 554 555 556 557 558 559 560 561 562 563 564 565 566 567 568 569 570 571 572 573 574 575 576 577 578 579 580 581 582 583 584 585 586 587 588 589 590 591 592 593 594 595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 629 630 631 632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 650 651 652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662 663 664 665 666 667 668 669 670 671 672 673 674 675 676 677 678 679 680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691 692 693 694 695 696 697 698 699 700 701 702 703 704 705 706 707 708 709 710 711 712 713 714 715 716 717 718 719 720 721 722 723 724 725 726 727 728 729 730 731 732 733 734 735 736 737 738 739 740 741 742 743 744 745 746 747 748 749 750 751 752 753 754 755 756 757 758 759 760 761 762 763 764 765 766 767 768 769 770 771 772 773 774 775 776 777 778 779 780 781 782 783 784 785 786 787 788 789 790 791 792 793 794 795 796 797 798 799 800 801 802 803 804 805 806