22 мая 2014 года в Доме Правительства Российской Федерации состоялось первое заседание экспертной группы «Модернизация системы закупок организаций оборонно-промышленного комплекса»

понедельник, 26 мая, 2014

22 мая 2014 года в Доме Правительства Российской Федерации состоялось первое заседание экспертной группы «Модернизация системы закупок организаций оборонно-промышленного комплекса» Совета Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации по вопросам ценообразования и финансово-кредитной политики при выполнении государственного оборонного заказа.

Группа была сформирована по итогам первой Всероссийской конференции «Закупки в оборонно-промышленном комплексе», которую НАИЗ при организационной поддержке компании «Синапс-Мск» провела осенью прошлого года.

В заседании приняли участие представители Министерства промышленности и торговли, Федерального агентства по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств (Рособоронпоставка), а также крупнейших компаний российского ОПК: государственных корпораций «Ростехнологии» и «Росатом», «Объединенной судостроительной корпорации», «Объединенной авиастроительной корпорации», «Объединенной ракетно-космической корпорации», «Концерна ПВО «Алмаз-Антей», «Уралвагонзавода», корпорации «Тактическое ракетное вооружение», компаний «Системы управления» и «Комплексные энергетические системы».

Мероприятие открыл заместитель председателя ВПК Олег Бочкарев, который руководит Советом по вопросам ценообразования и финансово-кредитной политики и курирует сферу закупок. В своем выступлении он наметил общие задачи для участников экспертной группы. В частности, он предложил комплексно проанализировать сложившуюся ситуацию в отрасли, выделить наиболее актуальные и системные проблемы, сформулировать варианты их решения.

Кроме того, экспертам предложено включиться в работу по совершенствованию Государственной автоматизированной системы оценки финансово-технологических рисков, возникающих при выполнении государственного оборонного заказа (ГАС ГОЗ).

Участники заседания, в свою очередь, обсудили основные направления деятельности группы на ближайший год и решили сосредоточиться на анализе существующей законодательной среды - законов 275-ФЗ, 44-ФЗ, 223-ФЗ. Эксперты планируют разработать проекты нормативно-правовых актов, которые могли бы снять существующие между документами противоречия.

Кроме того, была сформулирована и стратегическая задача – найти оптимальные модели организации закупок в ОПК, которые бы наиболее полно соответствовали всему спектру стоящих перед отраслью задач.

В ходе заседания были намечены темы будущих заседаний, связанные с вопросами соблюдения баланса между открытостью и секретностью закупок, соотношения между развитием конкуренции и исторически сложившимися кооперационными связями в отрасли, расширения доступа малого и среднего бизнеса к закупкам в рамках ГОЗ. Ближайшее заседание экспертной группы запланировано на конец июня этого года.

Евраев: Мы докажем, что и в конкурентной среде есть качественные госзакупки

понедельник, 26 мая, 2014

Минкомсвязь России начала реализацию большой программы по повышению прозрачности госзакупок своих подведомственных предприятий и соответственно снижению издержек и повышению качества закупаемой продукции.

"В настоящее время уже четыре предприятия начали работать по новому положению. Например, "Атлас" у нас начинает работу уже с первого июня и "Почта России" с первого июля", - рассказал в интервью "Российской газеты" замглавы Минкомсвязи РФ Михаил Евраев.

о его словам, это большой шаг вперед, потому что ожидается серьезное усиление конкурной среды.

"Также мы создаем в министерстве специальную комиссию, которая будет рассматривать все вопросы, возникшие между предприятиями и предпринимателями при закупках", - отметил Евраев.

"Мы ставим перед собой задачу, когда проходим между двумя крайностями. Первая крайность - это конкуренция, а вторая - закупки. Тем самым мы хотим доказать, что и в конкурентной среде есть качественные закупки", - добавил он.

Великобритания: Опубликован новый стандарт – руководство по борьбе с мошенничеством в процессе закупок

понедельник, 26 мая, 2014

Великобритания – родина многих интересных стандартов, особенно в сфере систем менеджмента, корпоративного управления и этики. В марте 2014 года Британский институт стандартов опубликовал стандарт BS 10501:2014 «Руководство по мерам борьбы с мошенничеством в процессе проведения закупок» (Guide to implementing procurement fraud controls), который можно приобрести в электронном магазине: http://shop.bsigroup.com/ProductDetail/?pid=000000000030282473&utm_source=PM-STAN-NEWS-ICT-00VOL-1405 .

Вот что говорится в описании документа:
По данным опубликованного в 2014 году консультационной фирмой PricewaterhouseCoopers (PwC) «Обзора мировой экономический преступности» (Global Economic Crime Survey 2014), мошенничество при закупках является в мире вторым наиболее распространенным видом экономических преступлений, с которым сталкивается 29% организаций.

Злоупотребления в рамках цикла закупок широко распространены и могут иметь разрушительные последствия, начиная от финансового ущерба до потери доверия заинтересованных сторон, таких, как инвесторы, заказчики и поставщики.

Мошенничество при закупках - вопрос сложный, охватывающий широкий спектр незаконной деятельности, от фальсификаций и сговора в процессе предварительной подачи заявок до мошенничества при выставлении счетов в ходе выполнения контракта. Мошенничество может совершаться как внутри организации, так и вне её.

Мошенничество при закупках может быть особенно трудно обнаружить, поскольку о подобных фактах сообщается редко и, как следствие, трудно оценить масштабы проблемы. При обнаружении мошенничества, как правило, значительные ресурсы тратятся на расследование и уголовное преследование, что обходится дорого и редко заканчивается обвинительными приговорами и/или возмещением убытков.

Необходимо менять подход, используемый сейчас некоторыми организациями для решения данной проблемы, уделяя большее внимание предотвращению такого рода мошенничества. Мы опубликовали BS 10501:2014 «Руководство по мерам борьбы с мошенничеством в процессе проведения закупок» как раз для того, чтобы Вы проверить и убедиться, что Вами приняты все необходимые меры.

Стандарт содержит рекомендации, которые помогают организации:
Оценить риск мошенничества при закупках;

Смягчить риск мошенничества в сфере закупок;

Активно управлять соответствующими рисками;

Выявлять, уведомлять и реагировать на обвинения или подозрения;

Проводить мониторинг, анализировать данные и внедрять меры контроля.
Стандарт применим в организациях любого вида и размера, в том числе в малых и средних предприятиях во всех секторах, включая государственный и частный сектора, сферу благотворительной деятельности и волонтерства.

Документ касается только мошенничества в процессе закупок, т.е. преступлений, совершенных в рамках жизненного цикла закупок. Стандарт не относится к другим уголовным преступлениям, таким, как недобросовестная конкуренция и отмывание денег, хотя организация может расширить сферу своей борьбы с мошенничеством в ходе закупок, включив в неё и такого рода правонарушения.

Содержание стандарта:
1. Область применения
2. Термины и определения
3. Планирование
4. Меры борьбы с мошенничеством в ходе закупок
5. Мониторинг и анализ
Приложение А (справочное) Виды мошенничества при закупках
Приложение В (справочное) Руководство по методам проведения закупок и мерам контроля и управления
Приложение С (справочное) Реестр активов
Библиография

Дума приняла поправки в 44-ФЗ

суббота, 24 мая, 2014

Государственная Дума РФ приняла поправки в закон о контрактной системе
Сегодня, 23 мая Государственная Дума Российской Федерации приняла второй законодательный пакет о внесений изменений в закон о контрактной системе, 44-ФЗ. (проект федерального закона No 462900-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
«Наша основная задача – сократить необоснованные временные и финансовые издержки при осуществлении закупок. Сделать контрактную систему удобной как для заказчиков, так и для поставщиков. При этом неизменным правилом всегда будет оставаться эффективность бюджетных расходов», - отметил Максим Чемерисов, комментируя новый законопроект.
Новый законопроект был разработан на основе предложений Минэкономразвития России при участии Минфина России, ФАС России, ЦИК России с учетом информации о правоприменительной практике закона о контрактной системе.
В настоящее время одним из основных препятствий для участия субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в государственных и муниципальных закупках являются длительные сроки взаиморасчетов заказчиков по контрактам. Малые предприятия могут получить еще одну преференцию в рамках контрактной системы. «Законопроектом предусмотрено сокращение расчетов по контрактам до 30 дней», сообщил директор Департамента развития контрактной системы Максим Чемерисов. Так, в контрактах, заключаемых с представителями малого бизнеса и социально ориентированными некоммерческими организациями, должно содержаться обязательное условие об оплате в срок не более тридцати дней с момента приемки заказчиком поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг. Ограничение срока оплаты контрактов будет способствовать расширению участия данных предприятий в государственных и муниципальных закупках, а также станет дополнительным механизмом поддержки со стороны государства. Кроме того, данное условие контракта повысит финансовую дисциплину самих заказчиков и позволит сократить возможные коррупционные риски со стороны недобросовестных заказчиков.
«Одна из законодательных инициатив предусматривает упрощение процедур закупок для государственных и муниципальных заказчиков с небольшим годовым объемом закупок 2-3 млн. рублей», отметил Максим Чемерисов. В настоящее время объем закупок, который такие заказчики вправе осуществить у единственного поставщика на сумму до 100 тыс. рублей с учетом ограничения (5%) составляет 100-150 тыс. рублей. В связи с этим основной объем закупок заказчики должны осуществлять путем проведения конкурсов и аукционов, что является для них затруднительным, а в ряде случаев данное требование невыполнимо, по причине отсутствия необходимого персонала (например, состав конкурсной комиссии должен составлять не менее 5 человек).
Законопроектом предусмотрена возможность осуществления закупок товаров, работ или услуг на сумму, не превышающую 100 тысяч рублей, у единственного поставщика в объеме до 2 млн. рублей (либо 5% совокупного годового объема закупок заказчика, но не более 50 млн. рублей).
Принятие нового законопроекта позволит решить проблемы закупок территориальных и участковых избирательных комиссий, закупок услуг по аренде недвижимого имущества, а также привлечения экспертов заказчиком. К случаям, при которых не потребуется обязательное привлечение экспертов и экспертных организаций, будут относиться закупки при подготовке и организации протокольных мероприятий, закупки у субъектов естественных монополий, физических лиц (преподавательские услуги и услуги экскурсовода), все виды срочных закупок, в том числе при чрезвычайных ситуациях и оказании экстренной медицинской помощи. Принятие данной поправки позволит существенно сократить расходования бюджетных средств на оплату услуг экспертов, экспертных организаций. В ряде случаев привлечение таких экспертов, экспертных организаций затруднительно в связи с ограниченным количеством соответствующих специалистов (например, в сфере атомной энергетики, космического машиностроения). Вместе с тем до конца текущего года Минэкономразвития России будут подготовлены дополнительные предложения по урегулированию вопроса о привлечении экспертов в целях повышения эффективности экспертных работ.
В настоящее время требуются длительные сроки на заключение контрактов с ценой до 500 тыс. рублей по результатам несостоявшихся запросов котировок в связи с необходимостью согласования заключения таких контрактов с контрольными органами в сфере закупок. По данным, полученным от субъектов Российской Федерации, в настоящее время основная нагрузка на контрольные органы в сфере закупок обусловлена большим количеством обращений заказчиков о согласовании заключения контрактов по результатам несостоявшихся запросов котировок. Средняя цена таких контрактов составляет 150-200 тыс. рублей. Законопроектом для оптимизации деятельности заказчиков предусмотрена отмена обязательной необходимости согласования с контрольным органом в сфере закупок заключения контракта с единственным поставщиком, в случае если запрос котировок признан несостоявшимся. Данные изменения позволят исключить необоснованные временные издержки для заказчиков, а также для контрольных органов в сфере закупок.
Законопроект предусматривает возможность применения проектно-сметного метода при определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком на текущий ремонт.
Дополнительная информация:
С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон No 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Основным отличием Закона о контрактной системе от ранее действующего законодательства о размещении заказов является более широкая сфера регулирования. Ранее, законодательство о размещении заказов регулировало только процедуры определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и заключения с ними контрактов. Контрактная система распространяет свое действие на весь цикл закупок, регулирует «предконтрактную» стадию планирования закупок, этап определения поставщика (исполнителя, подрядчика), и заключения контракта и «постконтрактный этап» исполнения контракта, включая мониторинг, аудит, контроль в сфере закупок.
Закон о контрактной системе предусматривает использование ряда новых эффективных механизмов: систему планирования закупок, реестр банковских гарантий, антидемпинговые механизмы, меры поддержки малого бизнеса, в том числе механизмы, направленные на развитие добросовестной конкуренции в сфере закупок.
Приняты новые нормы закона, снижающие коррупционные риски – это обоснование закупок с точки зрения ее соответствия документам программно-целевого планирования (например, государственным программам), нормирование закупок, определение начальных (максимальных) цен контракта, сокращение перечня и случаев закупок у единственного поставщика, введение в ряде случаев банковского сопровождения контрактов. Также новый закон запрещает сделки в случаях, если у руководителя заказчика, контрактной службы, членов комиссии по осуществлению закупок имеются родственные связи с руководителем или выгодоприобретателями организации поставщика. Предусмотрено обязательное общественное обсуждение закупок свыше 1 млрд. руб., начинается с этапа их планирования.
Закон о контрактной системе содержит новые механизмы, направленные на развитие добросовестной конкуренции в сфере закупок. Так, контрактная система предусматривает систему планирования закупок, формирование трехлетних планов закупок и планов- графиков закупок на год, что позволит предпринимателям планировать развитие своего бизнеса, оценивать спрос на свою продукцию в трехлетней перспективе, заблаговременно подготовится к участию в конкурсах и аукционах, зная о планах заказчиков.
Предусмотрены антидемпинговые меры, направленные на защиту заказчиков от недобросовестных поставщиков, существенно снижающих цену ниже рыночной и неспособных качественно исполнить обязательства по контракту. Новые меры предусматривают увеличение в 1,5 раза обеспечения исполнения контракта в случае, если цена снижается на 25% и более от начальной цены.
Исключена возможность заключать контракты с единственным поставщиком по согласованию с контролирующим органом в случае, если на торги не подано ни одной заявки.
Возможность стать поставщиком государства является наиболее эффективной мерой поддержкой бизнеса, является более действенной мерой развития промышленного потенциала малого и среднего предпринимательства, чем просто разовые субсидии. Контрактная система предусматривает меры поддержки субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, организаций инвалидов. Так, не менее 15% всех закупок должны осуществляться заказчиками у компаний малого бизнеса.
Контрактная система содержит две новые процедуры закупок, направленны на стимулирование инноваций. Это конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс. Указанные меры позволят повысить эффективность закупок, в том числе высокосложной и инновационной продукции.
В настоящее время в рамках контрактной системы было заключено контрактов на сумму свыше 1,34 трлн. рублей.

Журналисты Reuters выяснили, куда тратились миллиарды РЖД

пятница, 23 мая, 2014

Компания "РЖД", возглавляемая Владимиром Якуниным - другом президента Владимира Путина, заплатила миллиарды долларов подрядчикам, настоящие хозяева которых неизвестны. К таким выводам пришли журналисты агентства Reuters, проводящие серию расследований о коррупции в России.

На 43 тендерах на общую сумму в $340 млн, которые РЖД провели в 2010-2013гг., соперниками оказались всего две компании - ЗАО "МПЦентр ЖАТ" и "ТрансСервисАвтоматика". По данным Reuters, обе компании зарегистрированы в один день одним гражданином, имели счета в одном банке, а данные конечных бенефициаров так и остались тайной.

Загадочные компании

"МПЦентр ЖАТ" ("МПЦ"), выигравшая с 2010г. у РЖД и ее подразделений несколько контрактов в общей сложности на 9 млрд руб. ($270 млн), зарегистрирована в спальном районе на востоке Москвы (в особняке с красной крышей и детской площадкой во дворе). По данным корпоративного отчета, в компании трудились свыше 100 человек. По словам охранника, офис фирмы официально расположен на втором этаже, однако ее сотрудники появляются там раз в неделю.

"МПЦ" - одна из десяти компаний-подрядчиков, которые попали в поле зрения проводящих расследование журналистов Reuters. Судя по условиям тендеров и другой документации, все эти фирмы в сумме получили заказы от РЖД на $2,5 млрд с 2007г. Компании были выбраны из обширного списка, который Reuters предоставил банкир Герман Горбунцов, в настоящее время проживающий в Лондоне. Горбунцов вместе с бизнесменом Андреем Крапивиным ("советником" Якунина) был совладельцем Столичного торгового банка (СТБ). Все десять сервисных компаний из списка имели счета в СТБ.

Официально РЖД предлагали контракты частным фирмам по итогам открытых тендеров, но знакомые с делом источники сообщили Reuters, что некоторые из заявителей были тесно связаны друг с другом и работали вместе, чтобы выиграть заказ. Проверить эти заявления агентство не смогло.

Анализ заявок описанных выше десяти компаний показал, что они неохотно снижали цену. Из 185 исследованных тендеров в 79 случаях финальная цена контракта была на 0,5% ниже установленного РЖД максимума. В 35 случаях - на 1% ниже первоначальной цены. Крупнейшими бенефициарами среди этих фирм (по объему выигранных контрактов) стали "МПЦ" и "ТрансСервисАвтоматика" ("ТСА"). При этом с 2010г. по середину 2013г. эти компании были единственными соперниками в 43 тендерах на сумму $340 млн.

Головной офис "ТСА" зарегистрирован за пределами Москвы, в 15-этажном комплексе, расположенном недалеко от МКАД. В этом здании репортер Reuters обнаружил бизнес-центр, автосалон, фитнес-клуб, салон красоты, два отделения банков, цветочный магазин и бакалею, но никаких следов "ТСА". Охранник комплекса нашел упоминание о компании в служебном компьютере, но заявил, что у "ТСА" офиса здесь нет.

Еще одно сходство "МПЦ" и "ТСА" - обе компании были зарегистрированы в один день, одним человеком и одновременно открыли счет в СТБ. По словам источника, работавшего в обеих фирмах, это не совпадение: "МПЦ" и "ТСА" являлись частью одной корпорации, которая посылала обе фирмы участвовать в тендерах РЖД, чтобы гарантировать себе в них победу. Тем не менее в корпоративных отчетах у двух фирм разные управляющие, ни один из них не ответил на запрос Reuters.

"Эти компании работают добросовестно, исполняют контракты качественно и в срок. Доказательств их злонамеренности не находилось", - отметил пресс-секретарь Якунина Александр Пирков.

Подставные владельцы

Из десяти исследуемых компаний только у одной - "ЖелТрансАвтоматики" - Reuters нашло зарегистрированный офис, где работали штатные сотрудники. В четырех случаях из десяти в тех местах, где должен был находиться офис фирмы, о ней никто даже не слышал. Эти места включали грузовой склад у автострады, станцию техобслуживания и престижный магазин детских товаров в центре Москвы.

Тип владения "МПЦ" позволяет не афишировать своих акционеров. По официальным данным, у каждой из остальных девяти - по одному-два владельца, всего десять женщин и три мужчины. Те владельцы, следы которых удалось найти Reuters, жили в простых московских многоэтажках. Один из этих людей (по документам, до недавних пор единственный владелец компании) заявил, что никогда этой фирмой реально не владел, а был лишь подставным руководителем, скрывая реальных хозяев.

Этот "липовый директор" рассказал, что знает: его компания работает по заказам РЖД, однако в детали операционной деятельности он не посвящен. По его предположениям, за фирмой стоит Андрей Крапивин, которого Якунин однажды назвал "безвозмездным советником". Собеседник Reuters также сообщил, что знает сына Крапивина Алексея и что тот организует бизнес между РЖД и компанией.

По телефону Крапивин-младший отверг связь его отца с сервисными компаниями и заявил, что тот никогда не был акционером СТБ. Напротив, сам Андрей Крапивин в письменном заявлении для полиции по делу Горбунцова подтвердил, что был акционером СТБ с 2007г. по 2009г. Это подтверждает корпоративный отчет СТБ за 2008г. Пресс-секретарь Якунина Пирков не прокомментировал возможную связь Крапивина с какой-либо из десяти компаний, но исключил возможность правонарушений.

Дорогие проекты

Одним из крупнейших инвестиционных проектов РЖД за последние десять лет стала организация скоростного сообщения между Санкт-Петербургом и Хельсинки. Поезд "Аллегро", который курсирует между Петербургом и столицей Финляндии со скоростью до 220 км/ч, был запущен в декабре 2010г. Инвестпроект стоил 79,7 млрд руб.

Одним из подрядчиков строительства стала компания "Сетьстройэнерго". Как пишет Reuters со ссылкой на документацию госзакупок и данные Горбунцова, с 2007г. по 2013г. эта компания получила от РЖД около $1 млрд. По словам экс-банкира, деньги зачастую переводились на счета нескольких фирм так, что аудиторы и налоговые органы не могли отследить их. Reuters подчеркивает, что в ходе расследования данные о закупках и движении средств РЖД, предоставленные Горбунцовым, были соотнесены с данными из неких независимых источников.

С 2007г. по 2009г. РЖД перевели $772 млн на счет "Сетьстройэнерго" в СТБ, пишет Reuters. 98 переводов на общую сумму $211 млн были немедленно переведены "Строймонтаж". Reuters не удалось установить, кто являлся владельцем компании "Строймонтаж", она была ликвидирована в 2010г., а "Сетьстройэнерго" отказалась от комментариев.

По данным Горбунцова, пишет Reuters, компания "Строймонтаж" быстро переводила полученные средства на счета других фирм. Reuters не удалось установить связь этих компаний с железнодорожным строительством, а их представители оказались недоступны для комментариев. Лишь одна треть полученных средств, сообщает агентство, пошла на строительство инфраструктуры и установку сигнального оборудования.

Одной из компаний, которые получали деньги от "Строймонтажа", стала фирма "Легатта". Ее выручка к декабрю 2007г. составляла всего $3,8 тыс. в год, отмечает Reuters. В то же время, согласно данным Горбунцова, "Строймонтаж" перевела на счет “Легатты” $115 млн.

Владельцы некоторых компаний, получавших деньги от "Строймонтажа", заявили Reuters, что ничего не знают о зарегистрированных на них фирмах. Так, генеральным директором одной из таких фирм - "Трасткома" - числилась Надежда Коростелова, проживающая по документам в южной части Москвы. Когда корреспондент Reuters пришел по указанному адресу, дверь открыла дочь Надежды Василиса. "Несколько лет назад друг друга моей мамы попросил зарегистрировать компанию на ее имя. И до сих пор компании оформляют", - рассказала Коростелова Reuters.

С 2010г. по 2013г. "Сетьстройэнерго" выиграла тендеры РЖД на еще $223 млн. Доступ к информации о компании ограничен, а ее представители отказались отвечать на вопросы агентства. Офис компании занимает одну комнату в одном из бизнес-центров Тушино. Когда корреспондент Reuters приехал туда в рабочие часы, в офисе никого не было.

Читать полностью: http://top.rbc.ru/health/23/05/2014/925970.shtml

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458 459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 476 477 478 479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 493 494 495 496 497 498 499 500 501 502 503 504 505 506 507 508 509 510 511 512 513 514 515 516 517 518 519 520 521 522 523 524 525 526 527 528 529 530 531 532 533 534 535 536 537 538 539 540 541 542 543 544 545 546 547 548 549 550 551 552 553 554 555 556 557 558 559 560 561 562 563 564 565 566 567 568 569 570 571 572 573 574 575 576 577 578 579 580 581 582 583 584 585 586 587 588 589 590 591 592 593 594 595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 629 630 631 632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 650 651 652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662 663 664 665 666 667 668 669 670 671 672 673 674 675 676 677 678 679 680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691 692 693 694 695 696 697 698 699 700 701 702 703 704 705 706 707 708 709 710 711 712 713 714 715 716 717 718 719 720 721 722 723 724 725 726 727 728 729 730 731 732 733 734 735 736 737 738 739 740 741 742 743 744 745 746 747 748 749 750 751 752 753 754 755 756 757 758 759 760 761 762 763 764 765 766 767 768 769 770 771 772 773 774 775 776 777 778 779 780 781 782 783 784 785 786 787 788 789 790 791 792 793 794 795 796 797 798 799 800 801 802 803 804 805 806