Госдума одобрила закон об общественном контроле в России

суббота, 5 июля, 2014

4 июля, в ходе дневного пленарного заседания Государственной думы РФ в третьем, окончательном чтении был принят закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», инициированный президентом России Владимиром Путиным. За утверждение законопроекта проголосовало 349 из 450 депутатов Госдумы. Основной целью закона является создание правовых основ для организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, местного самоуправления, а также государственных и муниципальных организаций. Согласно принятому документу, в России должна быть создана саморегулируемая организация, в обязанности которой войдет разработка регламента общественного контроля. Помимо этого для разработки регламента организация должна будет привлекать некоммерческие организаций (НКО) и проводить их аккредитацию. Одним из вариантов названия новой структуры является «Российская ассоциация общественного контроля». В Госдуме предполагают, что в Ассоциацию войдут члены общественных советов при федеральных ведомствах, несколько десятков советов при их территориальных филиалах и 85 региональных общественных палат. В парламенте заявили, что одной из важнейших задач Ассоциации станет координация действий всех участников общественного контроля, при этом она займется контролем широкого круга вопросов — от качества дорог до проведения госзакупок, отметили в Государственной думе. Теме саморегулирования в законе об основах общественного контроля посвящается статья 16. В ней указан порядок взаимодействия между субъектами общественного контроля, а также содержится уточнение, гласящее, что в целях саморегулирования своей деятельности в соответствии с российским законодательством ассоциации и союзы субъектов общественного контроля имеют возможность разрабатывать и утверждать правила этики субъектов общественного контроля. При этом в обязанности указанных союзов и ассоциаций входит разработка и утверждение конкретных принципов и механизмов эффективного осуществления общественного контроля, говорится в статье закона.

«Газпром» против «Нафтогаза»: арбитражная оговорка ценой в $6 млрд

пятница, 4 июля, 2014

...
В арбитражной оговорке контракта «Газпром»-«Нафтогаз» указано, что споры и разногласия в связи с контрактом будут окончательно разрешены путем арбитража в соответствии с регламентом Арбитражного института Торговой палаты Стокгольма, составом, включающим трех арбитров. Место проведения арбитража — Стокгольм, Швеция. Язык арбитражного разбирательства — русский. Контракт регулируется исключительно материальным правом Швеции. Решение Арбитражного института Торговой палаты Стокгольма является окончательным, не подлежащим обжалованию и имеющим для сторон обязательную силу.

Первый вопрос, который возникает при прочтении текста арбитражной оговорки, — почему в качестве третейского суда для рассмотрения возникающих споров не выбран МКАС (Международный коммерческий арбитражный суд) при российской ТПП?

Также совершенно логично возникает вопрос: почему стороны выбрали в качестве применимого права право Швеции, если договор был составлен в соответствии со стандартами и особенностями российского и украинского законодательств? Было ли проанализировано должным образом право Швеции применительно к условиям контракта?

Похоже, что нет. Такой вывод можно сделать, рассмотрев нормы шведского материального права, в частности «Закон о Договорах» (SFS 1915:218). Глава 3 «О недействительности правовых документов» закона содержит следующий параграф: «Условия договора могут быть изменены или ими можно пренебречь в том случае, если условие является необоснованным, исходя из содержания договора, обстоятельств при его составлении и/или при подписании договора, более поздними обстоятельствами и др. Если условие в договоре имеет такое значение для этого договора, что нельзя обоснованно требовать, чтобы этот договор продолжал действовать без изменения его содержания, то договор может быть изменен также и в другом отношении или полностью оставлен без внимания».

Данная норма дает полное право суду вынести решение об изменении формулы расчета цены на газ.

Проанализировав шведское законодательство в части договорного права, приходится признать, что выбор шведского права в качестве источника регулирования отношений сторон крайне неудачен.
...

Алтайское УФАС за антиконкурентный сговор оштрафовало строительные компании на 2,7 млн рублей

пятница, 4 июля, 2014

Управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю (Алтайское УФАС России) привлекло к административной ответственности три строительных компании города Барнаула за сговор на аукционных торгах. Общая сумма штрафа составила 2,7 млн рублей.

Алтайское УФАС России возбудило административные производства по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства – заключении и реализации компаниями соглашения, которое привело к поддержанию цен на торгах на право выполнения капитального ремонта кровли жилого многоквартирного дома в г. Барнауле.

Антиконкурентная стратегия позволила одному из участников сговора – ООО «РСО ПЛЮС» получить право на ремонтные работы по цене ниже всего лишь на 1,5% от начальной (максимальной) стоимости.

«Заключение устных соглашений, ограничивающих конкуренцию, – это одно из самых серьезных нарушений антимонопольного законодательства, за которое предусмотрена ответственность в виде оборотных штрафов. Так как начальная стоимость торгов составляла 9 млн 145 тыс. руб., каждой из трех компаний предстоит заплатить штраф в размере одной десятой начальной стоимости предмета торгов, то есть по 914,6 тыс. руб.», – пояснил руководитель управления Степан Поспелов.

Отметим, ООО «СтройГарант» в текущем году уже дважды было привлечено к административной ответственности. В первый раз строительной фирме Алтайское УФАС России назначило штраф в 100 тысяч рублей за сговор на торгах по ремонту муниципальных квартир.

Накупили на триллион Контрактная система позволит экономить 700 млрд бюджетных рублей в год

четверг, 3 июля, 2014

По оценкам Минэкономразвития, за первый квартал действия федеральной контрактной системы (ФКС) бюджетные организации сэкономили на государственных закупках 80 миллиардов рублей, что на 13 миллиардов больше, чем в первом квартале прошлого года. Когда система заработает на полную мощность, прогнозируют специалисты, экономия может достигать 700 миллиардов рублей, что составляет примерно 1% ВВП.

Участники рынка госзакупок и регуляторы обсудили первые итоги внедрения ФКС. Главный вывод - переход на новую систему проходит достаточно спокойно. В то же время эксперты пока не высказывают и чрезмерного оптимизма - контрактная система делает лишь первые шаги.

Общий объем заключенных контрактов в первом квартале этого года оказался несколько ниже прошлогоднего - 1,062 триллиона рублей против 1,067 триллиона. Вряд ли такое снижение можно назвать провалом. При этом объемы экономии оказались выше. Хорошо? Возможно, но не факт. Это "хорошо" еще придется проанализировать: не пошло ли снижение цены контрактов в ущерб качеству.

Кстати, что такое качественный госконтракт, участникам рынка и госрегуляторам еще предстоит сформулировать. Как сообщил на собрании Национальной ассоциации институтов закупок (НАИЗ) министр открытого правительства Михаил Абызов, решено готовить ежегодный национальный доклад о расходах и закупках. Но прежде необходимо определить главные критерии качества: деньги, время, надежность выполненных работ или что-то еще.

Между тем уже первые месяцы работы по контрактной системе выявили ряд ее недостатков и избыточного регулирования. На днях принят пакет поправок в закон. В частности, исключен ряд случаев обязательного обоснования закупки у единственного поставщика, упрощены закупки услуг по аренде недвижимости и ряд других поправок.

Как сообщил замдиректора департамента развития контрактной системы Минэкономразвития Алексей Галкин, в этом году предстоит принять закон об электронных процедурах закупок, а также отобрать новые электронные площадки, которые должны заработать в конце января 2015 года. Необходимо провести "деофшоризацию" системы закупок, а также сформировать каталог товаров, работ и услуг, библиотеку типовых контрактов. Большая проблема на сегодняшний день - профподготовка людей, занимающихся закупками. По словам Галкина, подготовкой таких специалистов занимаются не всегда грамотные организации. Поэтому предлагается ввести государственную аттестацию закупщиков.

ФСБ закроет Windows

четверг, 3 июля, 2014

епутаты Госдумы хотят перевести госкомпании на отечественный софт, а ФСБ — обязать отслеживать юридические лица на предмет безопасности используемого программного обеспечения. Народные избранники обвиняют западные фирмы в использовании «жучков», схемах отката и выводе капитала из России на 83 млрд руб. из федерального бюджета. В качестве альтернативы предлагаются отечественные военные, а также китайские и индийские разработки.
Как стало известно «Газете.Ru,» госкомпании и организации могут обязать отдавать предпочтение продукции IT, не использующей лицензируемых импортных компонентов, а также ввести внешний аудит таких решений со стороны Федеральной службы безопасности. Соответствующие поправки к закону о госзакупках (44 и 223 ФЗ) готовят депутаты Госдумы.
«В законы 44 ФЗ и 223 ФЗ внести поправку об однозначном и (или) ценовом предпочтении продукции IT, не использующей лицензируемых импортных компонентов, а также ввести внешний аудит ФСБ таких решений в случае возникновения подозрения на нарушение контура информационной безопасности», — говорится в проекте решения заседания комиссии по правовому обеспечению развития наукоемких технологий стратегических информационных систем (имеется в распоряжении «Газеты.Ru»).
Кроме того, депутаты предлагают внести поправку о балльных преференциях в квалификации на тендере для компаний с российскими бенефициарами и российским капиталом в сфере IT. Речь идет о новых тендерах (без пересмотра уже состоявшихся). Столь радикальные изменения участники обсуждения увязывают со сложной международной обстановкой, характеризующейся введением санкций. Доля используемого в России зарубежного программного обеспечения составляет 67%, а аппаратной части — 90%, отмечается в документе.
Использование «жучков» и «закладок», способных «парализовать программное обеспечение», делает Россию «заложником в руках западных государств», утверждают члены комиссии.
В Думе напоминают, что к антироссийским санкциям примкнули, в частности, такие компании, как Microsoft, Oracle, HP, Symantec, о чем ранее сообщала «Газета.Ru». Кроме того, утверждается в документе, зависимость от западного ПО приводит к оттоку финансовых средств. Объем лицензионных отчислений крупнейших иностранных компаний отрасли составляет 285 млрд руб. (40% общего рынка IT), 85 млрд руб. из которых приходится на расходы госорганизаций, что «составляет прямые потери федерального бюджета.»
В дополнение к этому иностранные компании обвиняются в практике откатов, низкой эффективности внедрений и финансовых потерях рынка — 30–40% суммы сделки.
На заседании в Госдуме, которое состоится 3 июля, будут присутствовать представители силовых структур, в том числе ФСБ, подтвердил «Газете.Ru» ответственный секретарь комиссии Госдумы по стратегическим информационным системам Андрей Черногоров. Однако для того, чтобы чекисты начали контролировать безопасность программного обеспечения, возможно, придется вносить ряд изменений в законодательные акты. «Обязать ФСБ контролировать российские компании на предмет использования отечественного ПО пока невозможно, это может находиться не в рамках их компетенции», — признает Черногоров.
В числе возможных решений участники комиссии предлагают создание в России операционных систем и элементной базы с использованием программных средств с открытым кодом Linux, а также наработок «военной сферы» и развитие отношений с альтернативными зарубежными центрами, в том числе азиатскими (Китай, Индия).
Источник «Газеты.Ru» уточняет, что решения использовать военные разработки в сфере IT пока нет, но, возможно, на заседании в Госдуме этот вопрос будут обсуждать. Компаниям могут разрешить использовать только ПО и IT-технологии, разработанные фактически с нуля, только в России и без применения иностранных технологий и комплектующих, уточняет собеседник издания.
Наиболее уязвимая сфера в IT — это программное обеспечение операционных систем и элементной базы. Предполагается, что отечественное ПО будет разрабатываться на базе Linux, а также с использованием наработок оборонки.
Необходимостью импортозамещения в сфере IT озабочены и представители нефтехимической промышленности: по их данным, отечественное системное программное обеспечение в этой отрасли отсутствует полностью. «Программные средства, базирующиеся на американской операционной системе Windows, могут содержать нежелательные с точки зрения промышленной безопасности элементы», — говорилось на недавнем заседании правления Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков (итоговый документ имеется в распоряжении «Газеты.Ru») .
Все продукты Microsoft, которые поступают в Россию, проходят сертификацию и проверку на соответствие требованиям информационной безопасности, заявил «Газете.Ru» директор по информационной безопасности Microsoft в России Владимир Мамыкин. «Одним из ключевых факторов, обеспечивающих создание защищенных систем на базе продуктов Microsoft, является сотрудничество компании с государством и выполнение национальных требований к сертификации программного обеспечения. Продукты Microsoft регулярно проходят сертификацию на соответствие требованиям по информационной безопасности РФ. Microsoft дает возможность государству убедиться в отсутствии «потайных дверей» в продуктах Microsoft», — говорит он.
Продукты Microsoft проходят сертификацию в ФСТЭК (Федеральная служба по техническому и экспортному контролю) и ФСБ, всего более 40 продуктов американской компании получили сертификаты на соответствие информационной безопасности, уточнил «Газете.Ru» Сергей Груданов генеральный директор «Сертифицированные информационные системы». «Возможность анализировать исходные коды, в том числе и на предмет отсутствия в них закладок, предоставляется российским спецслужбам компанией Microsoft уже более 10 лет. Это не означает, что госорганы тем самым получают доступ к частным данным пользователя или его контенту», — сказал Груданов.
Причем те системы, которые предлагают иностранные компании, никем не контролируются, и их безопасность находится на «совести разработчика», обеспокоены нефтехимики.
Найти замену иностранному программному обеспечению можно, утверждают эксперты. «В большинстве случаев замена программному обеспечению есть, крайне мало ПО и программ, у которых нет российских аналогов, способных при несущественных инвестициях в тиражирование заменить существующие решения, — говорит Черногоров. — Есть некоторое количество операционных систем, созданных на базе Linux. Был государственный проект по разработке отечественного ПО, прототипы по нему сделаны, они просто не пошли в тираж».
Российские разработчики смогут создать более совершенную операционную систему, чем Windows, рассчитывают эксперты. «Windows использует устаревший подход к ПО, так как системы разрабатываются на базе закрытого кода. Сейчас речь идет о переходе на операционные системы семейства Linux, построенные на базе открытого программного обеспечения», — говорит президент Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ) Ольга Ускова.
Законодателям, работающим над программой импортозамещения в сфере IT, придется определить термин российского ПО, который пока не прописан ни в одном законе. Предлагается «считать компанию — IT-разработчика отечественной, если доля иностранного капитала в ней не превышает 25% минус одна акция, более 75% ее продаж проходит в России, она является налоговым и юридическим резидентом РФ, а в составе ее персонала доля иностранных граждан не превышает 25%», — говорится в проекте документа. Также отечественным будет считаться IT-продукт, разработанный на территории России, не имеющий иностранных комплектующих и не использующий иностранных лицензий и патентов.
Сейчас даже программы, которые принято считать российскими, разрабатываются иностранными специалистами, констатирует Черногоров. «К нам приходит большое количество предприятий, которые предлагают свои решения и делятся опытом, которые разрабатывают системы мониторинга на базе ГЛОНАСС. Оказывается, 99% ее систем мониторинга сделаны на западных решениях с закрытым кодом. Добавленная стоимость от этого продукта уходит к западным вендорам», — рассказывает он.
Законотворцы рассчитывают, что поправки, стимулирующие российских IT-производителей, будут одобрены уже этим летом. «Мы хотим принять те меры, которые в равной степени помогут российским производителям получить государственную поддержку. Рассчитываем, что необходимые поправки будут приняты до думских каникул», — говорит Черногоров.
Корпорации Microsoft, Hewlett Packard (HP) и Oracle не смогли оперативно предоставить комментарии, отказались комментировать инициативу думцев и в ФСБ.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458 459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 476 477 478 479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 493 494 495 496 497 498 499 500 501 502 503 504 505 506 507 508 509 510 511 512 513 514 515 516 517 518 519 520 521 522 523 524 525 526 527 528 529 530 531 532 533 534 535 536 537 538 539 540 541 542 543 544 545 546 547 548 549 550 551 552 553 554 555 556 557 558 559 560 561 562 563 564 565 566 567 568 569 570 571 572 573 574 575 576 577 578 579 580 581 582 583 584 585 586 587 588 589 590 591 592 593 594 595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 629 630 631 632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 650 651 652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662 663 664 665 666 667 668 669 670 671 672 673 674 675 676 677 678 679 680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691 692 693 694 695 696 697 698 699 700 701 702 703 704 705 706 707 708 709 710 711 712 713 714 715 716 717 718 719 720 721 722 723 724 725 726 727 728 729 730 731 732 733 734 735 736 737 738 739 740 741 742 743 744 745 746 747 748 749 750 751 752 753 754 755 756 757 758 759 760 761 762 763 764 765 766 767 768 769 770 771 772 773 774 775 776 777 778 779 780 781 782 783 784 785 786 787 788 789 790 791 792 793 794 795 796 797 798 799 800 801 802 803 804 805 806