Московское УФАС России выявило очередное нарушение в при отклонении первой части заявки

четверг, 7 августа, 2014

6 августа 2014 года Комиссия Московского УФАС России признала Технический центр Департамента культуры нарушившим Закон о контрактной системе при проведении аукционов на выполнение работ по приспособлению Библиотеки № 225 и Библиотеки им. Антуана де Сент-Экзюпери для беспрепятственного доступа маломобильных лиц (инвалидов, беременных женщин и т.д.).
С жалобой на действия Технического центра в Московское УФАС России обратилось ООО «Макет». Заявитель счел, что первая часть его заявки на участие в упомянутом аукционе была отклонена Заказчиком неправомерно. Однако на заседании Комиссии Управления Общество отозвало свою жалобу.
Несмотря на это, Комиссия Московского УФАС России провела внеплановую проверку и выявила в действиях Заказчика нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе. Технический центр отклонил первую часть заявки ООО «Макет» по причине непредставления в ней характеристик одного из товаров, используемых при выполнении работ. При этом Общество выразило в своей заявке согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных аукционной документацией, в том числе, согласие на использование товара определенного товарного знака, указание на который содержится в документации.
Таким образом, заявка участника была подана в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе. Техническому центру Департамента культуры выдано обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений и повторном рассмотрении первых частей заявок.

Нагрузка на разбирающих бизнес-споры судей выросла втрое

четверг, 7 августа, 2014

Экономическая коллегия объединенного Верховного суда начинает работу по новому регламенту и с недобором: бизнес-споры в высшей инстанции будут разбирать 15 судей. При этом штатная численность – 30 человек, а в упраздненном Высшем арбитражном суде эти дела рассматривали около 50 судей. Юристы опасаются, что возросшая нагрузка на судей может повлиять на качество рассмотрения дел. Одна из резонансных тяжб ближайшей повестки – спор РЖД и ФАС.

В среду приступили к работе судьи экономической коллегии объединенного Верховного суда. На 30 мест в ней назначены всего 15 судей. Новому судебному составу во главе с председателей Олегом Свириденко предстоит рассматривать жалобы компаний. В Высшем Арбитражном суде, предшественнике экономической коллегии, работали полсотни судей. Они ежегодно рассматривали до 27 тысяч жалоб на решения нижестоящих судов (данные электронной картотект дел ВАСа).

Подавляющее число дел не принималось к производству и по ним выносились отказы. На слушания попадали меньше 1,5 % заявлений – всего 430-480 дел в год. Эти дела рассматривались президиумом суда, а решения по ним становились прецедентами.

Теперь, кроме перераспределения нагрузки на судей, изменился и порядок рассмотрения дел в новом суде. Соответствующие поправки были внесены в Арбитражно-процессуальный кодекс в июле 2014 года. Так, экономической коллегией ВС будут приниматься кассационные, а не надзорные жалобы на решения, которые уже вступили в силу и прошли кассационную инстанцию в областных, краевых судах и судах городов федерального значения.

Сначала эти дела, как и в ВАСе, будут проверять судьи единолично и затем выносить их на заседания судебной коллегии. У заявителей также появится возможность оспорить принятое коллегией решение в надзорном порядке уже в президиуме нового Верховного суда.

Также коллегия по экономическим делам будет рассматривать дела по первой инстанции, речь идет, в частности, о жалобах на нарушения сроков на разумное судопроизводство.

Полный регламент работы экономической коллегии будет утвержден 7 августа на первом заседании пленума Верховного суда. Но как рассказал РБК собеседник в Верховном суде, судьи уже приступили к работе с делами, и «текущая штатная численность достаточна для осуществления правосудия».

На момент слияния высших судов в президиум ВАСа для рассмотрения были внесены 80 дел. Все они переданы в экономическую коллегию нового Верховного суда.

Одним из самых крупных споров новой коллеги станет дело ОАО «РЖД» против Федеральной антимонопольной службы, уличившей транспортную компанию в нарушении антимонопольного законодательства. По решению судов, компания «РЖД» должна заплатить штраф в размере 2,241 млрд рублей за сокращение предоставления услуг по грузовым перевозкам. Это дело было передано в президиум ВАСа, но теперь будет рассмотрено на заседании экономической коллегии Верховного суда.

При этом известные адвокаты считают, что недобор судей в экономическую коллегию может сказаться на качестве работы судей. «Высокая нагрузка всегда влияет на качество решения, зачастую судьи объясняют свои неправосудные решения и ошибки высокой нагрузкой. Если эта ситуация продлится один или два месяца, то ничего страшного не произойдет, но если коллегия будет работать в таком виде полгода или даже год, это негативно скажется на качестве решений», - опасается адвокат Андрей Князев.

«Конечно, качество решений зависит не от количества судей, а от их квалификации, но при нынешней ситуации у судей будет большая нагрузка и они могут физически не успевать изучать дела», - считает адвокат Людмила Айвар. Она отметила, что судьи будут ограничены во времени, так как закон запрещает волокиту в судебном делопроизводстве.

Добор судей в новый ВС назначен на сентябрь. Но пока заявления на вакантные должности подали всего восемь человек. Всего же в объединенный суд, в котором закон предусматривает 170 мест, назначен на должности 91 судья.

«Повышение нагрузки может негативно сказаться на качестве работы, но Свириденко - хороший специалист, который, я думаю, попытается сделать все возможное, чтобы со временем нивелировать негативные последствия, которых не избежать на первых этапах, - считает партнер юрфирмы «ЮСТ» Александр Боломатов. - Сейчас больше волнует даже не численность судей, а будет ли достаточная научная проработка решений. В ВАСе обобщением практики занимались очень эффективные специалисты, можно сказать, что работал целый квазинаучный институт помощников, эти люди не пошли работать в объединенный Высший суд. Есть опасения, что высокий уровень подготовки, основанный на обобщении практики по всей стране, может быть утрачен. Надеемся, что это не будет потеряно».

Государственными закупками в крымском правительстве будет заниматься новый комитет

среда, 6 августа, 2014

Совета министров Крыма на сегодняшнем заседании утвердил Положение о Комитете конкурентной политики Республики Крым. Это новое ведомство в структуре исполнительных органов власти будет выполнять функции по контролю за процедурой государственных закупок в республике.

По словам руководителя нового комитета Артема Зильберварга, при разработке уставной документации Комитета конкурентной политики РК был использован и учтен опыт организации госзакупок в других субъектах РФ.

"Деятельность комитета направлена на регулирование государственных закупок, определение подрядчиков для госзаказчиков и также полное методическое сопровождение всех участников процесса осуществления госзакупок", - пояснил Зильберварг и добавил, что изначально планировалось подключить комитет к работе в правительстве к 2015 году. Однако, в связи с тем, что уже с 25 августа Министерство экономического развития утратит полномочия в вопросе государственных закупок, новая структура начнет работать уже в этом году.

По мнению и.о. главы Республики Крым Сергея Аксенова, комитет обеспечит прозрачность закупок за средства федерального и республиканского бюджетов.

"Комитет создается для того, чтобы ни у кого из крымчан не возникало никаких вопросов, как проводятся государственные закупки. На Украине, если вы помните, это была одна из самых коррумпированных сфер деятельности госорганов, где формировался второй бюджет - теневой. Создание нового комитета необходимо как воздух", - подчеркнул Аксенов.

Общественным организациям сложно контролировать госзакупки

вторник, 5 августа, 2014

С вступлением в силу федерального закона № 44-ФЗ интерес к госзакупкам со стороны общественных организаций увеличился в разы. Однако из-за того, что процедурные нормы общественного контроля прописаны не четко, выявить и пресечь нарушения в тендерах оказывается весьма затруднительно. 1 августа в НИУ ВШЭ обсудили результаты общественного контроля госзаказа.

Общественные организации все активнее стремятся контролировать госсзакупки, однако отсутствие прописанных норм проверок мешает развитию этой инициативы. Такой вывод сделали эксперты Центра региональных программ ИГМУ НИУ ВШЭ, представляя 1 августа на экспертном совещании в НИУ ВШЭ результаты мониторинга общественного контроля в сфере госзакупок, презентация которого проводилась в рамках подготовки национального доклада «О практике осуществления закупок в 2014 году».
Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» с 1 января 2014 года пришел на смену Федеральному закону № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Специфика 94-ФЗ заключалась в том, что регулирование касалось только стадии размещения заказа. При этом стадию планирования закупок, обоснование цен, обоснование бюджетов и качество исполнения заказов никто не контролировал, что приводило к неэффективному использованию бюджетных денег. По 44-ФЗ регулирование распространилось на весь цикл закупок – от запуска самой идеи до исполнения заказа. Это должно было изменить ситуацию

В ходе мониторинга исследовалась практика обжалования представителями общественности конкретных тендеров, а также информация о предпосылках осуществления и распространенности случаев обязательного общественного обсуждения закупок.
Исходные эмпирические данные для проведения мониторинга были получены на официальном сайте госзакупок и в справочной системе «Консультант+».

Нормы 102-й статьи закона о госзакупках расширяют возможности общественного контроля в сфере госзаказа, отметил эксперт Центра региональных программ ИГМУ НИУ ВШЭ Дмитрий Илюшин. Общественные организации и граждане вправе инициировать обсуждения тех или иных конкретных тендеров, направлять запросы в контролирующие и правоохранительные органы о процедурных нарушениях, а также совершенствовать законодательство на тему госзакупок.

Как выяснили эксперты ВШЭ, с января по июль 2014 года представителями общественности были поданы в ФАС порядка 216 жалоб. При этом больше половины из них — 118 — были признаны обоснованными.

«Это говорит о том, что качество осуществления общественного контроля вовсе не низкое, как ранее любили утверждать участники закупок и заказчики, и существует большой потенциал для развития в данной сфере», - отметила руководитель отдела реформирования законодательства Центра региональных программ ИГМУ НИУ ВШЭ Вероника Джужома.

В то же время реальные процедурные нормы, которые позволяют подавать жалобы в контролирующие органы и оспаривать законность тех или иных действий участников госзакупок, плохо работают. «Не ясно, каков порядок работы представителей власти с общественными организациями, какова процедура рассмотрения жалоб и на основании каких критериев выдается положительный или отрицательный ответ на запрос. Зачастую общественные организации получают формальный ответ: основания для внеплановой
проверки не установлены, но что за этим стоит, не понятно», — пояснила Джужома.

Причин сложившейся ситуации несколько. Во-первых, действующие административные регламенты органов контроля в сфере госзакупок не содержат специальных положений по взаимодействию с гражданами и общественными объединениями, в том числе механизмов принятия решений по таким обращениям. В подавляющем большинстве случаев административные регламенты устарели, не приведены в соответствие с 44-ФЗ, содержат общие указания на возможность рассмотрения обращения граждан и по сути не являются формальной инструкцией, позволяющей ясно отследить весь процесс обжалования.
Во-вторых, на сайте госзакупок невозможно найти полную информацию о том, в какой именно контролирующий орган и по какому вопросу можно подавать жалобу (поэтому, по словам Вероники Джужома, многие жалобы по сути адекватны, но направляются не по адресу), не представлена информация по обращениям - кто, на что и куда жалуется.

Негативное влияние на ситуацию с общественным контролем оказывают и трудности с проведением обязательного общественного обсуждения закупок. Как выяснили эксперты ВШЭ, на региональном уровне из 85 субъектов Российской Федерации нормативные правовые акты, регулирующие порядок проведения обсуждений, были приняты только в нескольких (в том числе в Москве, Республике Адыгее, Калмыкии, Вологодской области). При этом в ряде случаев обсуждения умышленно «срываются»: из-за нарушения сроков обсуждения, в связи со сложностью регистрации участника и пр.

Все это приводит к тому, что случаи общественного контроля и общественного участия сейчас по-прежнему не оказывают значительного влияния на процедуры и результат закупок, хотя этот институт имеет существенный потенциал развития.
Участники совещания, среди которых были представители Общероссийского народного фронта, Общественной организации «Безопасное отечество», Торгово-промышленной палаты России, Общественной палаты России, «ОПОРы РОССИИ», Росатома, Tendery.ru и другие, согласились с основными выводами доклада.

«У нас сейчас есть прекрасная теоретическая возможность контролировать ход исполнения контракта, — отметил исполнительный директор Ассоциации «Предприятия дорожной отрасли Урала» Алексей Обрезков. — Однако, как в реальности использовать этот механизм, непонятно. Нами был направлен запрос федеральному заказчику с просьбой предоставить документы, подтверждающие выполненные работы. Ответа мы не получили. Куда жаловаться в этом случае, непонятно».

Как отметила заместитель генерального директора Тендеры.ру Наталья Голуб, при рассмотрении эффективности работы контроля, следует учитывать и необходимость для заказчика осуществлять качественные и своевременные закупки. Контроль - необходим, но он должен быть прозрачным, понятным и не избыточным.

НАИЗ подвела итоги мониторинга сверхдорогих госзакупок за первую половину 2014 года

вторник, 5 августа, 2014

Национальная ассоциация институтов закупок подвела итоги мониторинга сверхдорогих госзакупок (стоимостью свыше 1 млрд рублей каждая) за первую половину 2014 года.

В связи с внедрением Контрактной системы процедура общественного обсуждения закупок претерпела существенные изменения. С 2014 года она делится на два этапа. Сначала закупка обсуждается на стадии ее планирования, т.е. размещения в плане-графике заказчика. Затем закупка проходит эту процедуру уже непосредственно на этапе размещения.

В обоих случаях принцип общественного обсуждения один: заказчик сначала обсуждает закупку в специальном разделе сайта zakupki.gov.ru, а в случае плана-графика затем еще проводит очное обсуждение с заинтересованными участниками. С 2014 года НАИЗ участвует в мониторинге сверхдорогих закупок как на этапе планирования, так и на этапе размещения.

За первую половину 2014 года на форуме официального сайта для общественного обсуждения было размещено 138 сверхдорогих закупок на общую сумму около 360 млрд. рублей. Из них 79 прошли обсуждение на стадии планирования, а 59 – на обеих стадиях: и планирования, и размещения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458 459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 476 477 478 479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 493 494 495 496 497 498 499 500 501 502 503 504 505 506 507 508 509 510 511 512 513 514 515 516 517 518 519 520 521 522 523 524 525 526 527 528 529 530 531 532 533 534 535 536 537 538 539 540 541 542 543 544 545 546 547 548 549 550 551 552 553 554 555 556 557 558 559 560 561 562 563 564 565 566 567 568 569 570 571 572 573 574 575 576 577 578 579 580 581 582 583 584 585 586 587 588 589 590 591 592 593 594 595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 629 630 631 632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 650 651 652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662 663 664 665 666 667 668 669 670 671 672 673 674 675 676 677 678 679 680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691 692 693 694 695 696 697 698 699 700 701 702 703 704 705 706 707 708 709 710 711 712 713 714 715 716 717 718 719 720 721 722 723 724 725 726 727 728 729 730 731 732 733 734 735 736 737 738 739 740 741 742 743 744 745 746 747 748 749 750 751 752 753 754 755 756 757 758 759 760 761 762 763 764 765 766 767 768 769 770 771 772 773 774 775 776 777 778 779 780 781 782 783 784 785 786 787 788 789 790 791 792 793 794 795 796 797 798 799 800 801 802 803 804 805 806