Поправки в ФКС сделали систему более эффективной, но работа над законом должна быть продолжена

пятница, 31 октября, 2014

Об этом 30 октября 2014 года участникам IX Всероссийской практической конференции-семинара «Государственные и муниципальные закупки - 2014» рассказал статс-секретарь - заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Андрей Цариковский.

Он напомнил собравшимся о поправках в Закон о контрактной системе (140-ФЗ), которые были приняты в июне этого года: «Изменения сыграли значимую роль в повышении эффективности работы ФКС, это некий «патч», который обеспечил жизнеспособность системы, решил проблему закупок малого объема и изменил правила заключения контрактов на аренду с единственным поставщиком».

При этом замглавы ФАС отметил, что за текущий год количество согласований единственного поставщика значительно возросло: в 2014 году в антимонопольный орган поступило 26352 обращений, в 2013 году – 5593.

Андрей Цариковский подчеркнул, что несмотря на принятые поправки остался ряд проблем применения контрактной системы, среди них: уход от применения положений ФКС путем доведения субсидий до ГУПов и МУПов; увеличение значимости субъективных критериев при конкурсе и расплывчатость формулировок этих критериев; произвольное установление требований к материальным ресурсам на конкурсе с ограниченным участием; перевод закупок в сфере строительства в процедуру конкурса.

Он добавил: «Аукцион экономит гораздо больше конкурса. Мы посчитали, что если бы в 1 квартале 2014 года вместо конкурсов были проведены аукционы, то на сэкономленные деньги можно было построить 24 школы или 16 больниц».

«Для повышения качества работы системы и снижения риска злоупотреблений сейчас необходимо вносить дополнительные поправки в закон, - отметил Андрей Цариковский. – Обязательно установление для ГУПов и МУПов требований 44-ФЗ, запрет на передачу им субсидий и перевод всех конкурсов в электронную форму».

ФАС: новый закон о контрактной системе ухудшил доступ малого бизнеса к госзакупкам

четверг, 30 октября, 2014

МОСКВА, 30 октября. /ТАСС/. Новый закон о федеральной контрактной системе ухудшил доступ малого бизнеса к госзакупкам, заявил глава ФАС РФ Игорь Артемьев.

По его словам, по факту малый бизнес получил в общем объеме госзакупок не более 5% вместо необходимых 15%.
"44-й федеральный закон как закон переходный, к сожалению, ухудшил доступность (рынка госзакупок) для малого бизнеса. По факту он получил не 15%, а только 5 (на этом рынке)", - сказал Игорь Артемьев.
По его словам, при расчете доли малого бизнеса в объеме госзакупок "главное не дать себя обмануть". "Все зависит от того, как считать. Мы убеждены, что сейчас по 44 федеральному закону (закон о федеральной контрактной системе) в этом году вместо обещанных от 10 до 20% малые предприятия получили не более 5%", - заявил глава ФАС.
Он считает, что "самая чудовищная ошибка, которую можно допустить, и которую, судя по всему уже допустили", это считать долю малого бизнеса в госзакупках по так называемой сумме подряда. Артемьев пояснил, что речь идет о случаях, когда госкомпания что-то закупает, в цепочке появляются маленькие фирмы, которые в 90% случаев являются "помойками для отмывания и откатов чиновникам или крышевателям, эти компании нельзя причислять к малому бизнесу".
"Поэтому надежной методикой подсчета /доли малого бизнеса/ можно считать ту, когда речь идет о первичном размещении", - сказал глава ФАС.
Среди других негативных эффектов нового закона Артемьев назвал появившуюся у госкомпаний возможность в одностороннем порядке расторгать контракты, "ничего никому не объясняя, с проведением мнимой экспертизы". В целом, по его словам, субъективный фактор при проведении госзакупок достигает во всех предквалификационных процедурах 80%, "когда государственный служащий исходя из своих соображений кому-то из участников торгов ставит 80 баллов, а кому-то 1".
Для решения проявившихся проблем Игорь Артемьев, в частности, предложил завершить систему идентификации малого бизнеса при регистрации на торгах с выдачей специального кода, также нужно "резко снизить предквалификационные барьеры", добавить больше состязательности в процесс госзакупок.

Артем Лобов: Основой Единого стандарта закупочных процедур стала прогрессивная практика крупнейших отечественных заказчиков

четверг, 30 октября, 2014

В рамках VI Международного форума поставщиков атомной отрасли «АТОМЕКС-2014» заместитель начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Артем Лобов анонсировал создание Единого стандарта закупочных процедур и рассказал об эволюции системы контроля за исполнением законодательства, регламентирующего закупочную деятельность в РФ.

Выступая на круглом столе, посвященном организации закупочной деятельности и возможностям поставщиков атомной отрасли, Артем Лобов отметил передовую практику госкорпорации «Росатом» в сфере закупочной деятельности. Он подчеркнул, что эта работа, наравне с практиками крупнейших отечественных заказчиков, легла в основу для разработки Единого стандарта закупочных процедур для субъектов регулирования 223-ФЗ: «Мы взяли лучшие механизмы, которые сегодня существуют, и консолидировали их в единый документ. Стандарт нужен в первую очередь для того, чтобы воспитать у заказчиков практику разумного подхода к закупочным процедурам, чтобы показать, как делают крупные компании, как строятся лучшее подходы к закупкам».

Также он заявил, что с позиции практики контроля по 223-ФЗ, закону необходима корректировка по нескольким направлениям. В частности, необходимо развивать вопросы планирования закупочных процедур и, следуя мировым тенденциям, планомерно переходить к электронным формам закупок.

Директор по закупкам-директор Департамента методологии и организации закупок «Росатома» Роман Зимонас рассказал об актуальных изменениях и направлениях системы закупок госкорпорации. Главными тенденциями в осуществлении закупок на ближайшую перспективу он назвал либерализацию правил и упрощение доступа к закупкам «Росатома».

Планируется установить запрет на закупку ряда иностранных пищевых продуктов

четверг, 30 октября, 2014

Подготовлен проект Постановления Правительства РФ, согласно которому планируется запретить закупки для государственных и муниципальных нужд некоторых пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств. В приведенный в документе перечень таких продуктов, в частности, включены: говядина и свинина (парная, остывшая, охлажденная), рыба (свежая или охлажденная), сливочное масло.

Осуществление закупок продуктов из указанного перечня допустимо только в том случае, если они полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке на территории РФ, Республики Беларусь и Республики Казахстан.

Подтверждением соответствия страны происхождения пищевых продуктов будет являться сертификат о происхождении товара, который должен быть выдан по правилам, установленным Соглашением Правительств государств - участников стран СНГ от 20.11.2009.

Рассматриваемый проект Постановления в настоящее время находится на этапе общественного обсуждения. С его текстом можно ознакомиться, перейдя по ссылке: http://regulation.gov.ru/project/19146.html?point=view_project&stage=2&stage_id=13602.

Подробнее о закупках товаров (работ, услуг) см.: Путеводитель по контрактной системе в сфере госзакупок.



http://www.consultant.ru/law/review/fed/fks2014-10-29.html
© КонсультантПлюс, 1992-2014

Правила честной игры. Россия, Казахстан и Беларусь создали наднациональную антимонопольную службу

четверг, 30 октября, 2014

С 1 января Евразийская экономическая комиссия станет четвертым наднациональным антимонопольным органом на территории Единого экономического пространства России, Беларуси и Казахстана. Главы государств официально передали ей полномочия по контролю трансграничных рынков.

Созданы две коллегии по рассмотрению нарушений правил конкуренции. Во всеоружии Суд ЕАЭС: интересы каждой страны представляют по два судьи. Рабочие группы постоянно проводят мониторинг рынков товаров и услуг. Важнейший нормативный документ, дающий широкие полномочия антимонопольщикам по доступу к коммерческой информации - соглашение о конфиденциальной тайне, - проходит последние согласования. На днях на встрече с руководителями ведущих массмедиа трех стран в Минске министр по конкуренции и антимонопольному регулированию Евразийской экономической комиссии Нурлан Алдабергенов обозначил некоторые болевые точки общего рынка, которые требуют внимания в первую очередь.

Таможенный союз и Единое экономическое пространство, как и ожидалось, принесли ощутимые дивиденды всем участникам. Рост товарооборота этого международного объединения в несколько раз превышает динамику взаимной торговли в странах Евросоюза - 34-44 процента в год против 10. В 2013 году Беларусь, к примеру, на треть увеличила экспорт в страны Таможенного союза замороженной говядины, сахара, наполовину - молока и сливок, и в 4,6 и 5,5 раза - нефтепродуктов и калийных удобрений. Казахстан, в свою очередь, более чем удвоил поставки электроэнергии, макарон. Продажи пшеницы и пшеничной муки выросли на порядок. Россия утроила отгрузку соседям угля, автомобилей с прицепами и полуприцепами. Экспорт металлов увеличился наполовину, фармпрепаратов - на 90 процентов, одежды - в 4,5 раза...

- Успехи очевидны, - отметил министр по конкуренции и антимонопольному регулированию Евразийской экономической комиссии. - Теперь у нас одна цель - обеспечение равных условий для бизнеса. Для этого нужен инструмент антимонопольного регулирования.

По мнению Нурлана Алдабергенова, в антимонопольных законодательствах трех государств Таможенного союза должны присутствовать нормы, которые бы поддерживали отечественный бизнес, способствовали продвижению товаров и защищали внутренний рынок. А также были направлены на экономию бюджетных средств и снижение цен. Большая работа в этом направлении проделана. Модельный закон о конкуренции, подписанный президентами трех стран, вобрал в себя лучшие нормы конкурентного законодательства как государств - участников союза, так и развитых стан. Сейчас идет процесс правовой имплементации его в национальные реалии.

Бизнесмены трех стран получили доступ к электронным госзакупкам. Но возникает вопрос: возможен ли сговор? А если кто-то умышленно снижает цены? В Российской Федерации защитные нормы на сей счет есть, в Казахстане и Беларуси - пока нет.

Еще одна очевидная проблема - контроль за интеллектуальной собственностью. Ее, безусловно, надо защищать. Но патент на товарный знак становится удобным инструментом создания монополии. Нурлан Алдабергенов привел такой характерный факт. Продажи европейской продукции в страны "тройки" осуществляются нынче только официальными дистрибьюторами, которые зачастую делают необоснованные наценки. По подсчетам российской Высшей школы экономики, стоимость оригинальных запчастей к автомобилям в итоге оказывается завышенной до 80 процентов, спорттоваров - на 45 процентов, парфюмерии - на 60 процентов. Точно так же продаются важные промышленные и промежуточные товары, оборудование, тяжелая техника.

- Эти вопросы сейчас в комиссии бурно обсуждаются с участием вице-премьеров наших стран, - сообщил Нурлан Алдабергенов. - До конца года должны прийти к общему мнению. Нужно дать свободу бизнесу. Пусть любой поставщик привозит оригинальный европейский товар и продает его. А если от этого в какой-то степени будет страдать национальный производитель - давайте его защищать.

В Российской Федерации построено 26 мощных предприятий по сборке техники мировых автоконцернов. Но если белорусский предприниматель захочет купить автомобиль российской сборки, то сможет это сделать только у официального дилера. А если приедет в Германию или Японию, где цена оригинальной модели намного ниже, и договорится о поставках, ему это запретят. Но зачем переплачивать? Дилеры на территории Таможенного союза делают то, что никогда не позволят у себя в стране.

Беспокоит министра и разница цен на другие товары и услуги. Роуминг, например. Вилка тарифов на звонки в домашней сети и роуминге у сотовых операторов, зарегистрированных во всех трех странах, в России отличается в 28-48 раз, в Казахстане - в 21, и в 55 раз - в Беларуси. В итоге путешествующие граждане стараются пользоваться другими видами связи, покупают национальные sim-карты. Особенно это чувствительно для населения приграничных регионов. 6 казахстанских областей граничат с 11 российскими. Вблизи границы телефоны местных жителей частенько ловят российскую линию по роуминговым тарифам. Это очень неудобно и неправильно. "Границы мы открыли, теперь надо сделать так, чтобы людям в результате жилось легче. Роуминг надо обнулить в ближайшее время!" - таково мнение министра по конкуренции и антимонопольному регулированию ЕЭК.

Еще один важный вопрос - авиаперевозки. Товарооборот между странами растет, население активно перемещается в едином пространстве. А цены на авиабилеты у различных компаний отличаются. Факт: перелет из Москвы в Астану (2300 километров) обойдется в 12-13 тысяч российских рублей, а практически на то же расстояние, но из Москвы в Караганду - 6,5 и 5,4 тысячи. В итоге люди, которые хорошо умеют считать деньги, вынуждены ехать в Караганду, чтобы потом лететь в Москву. Это ненормально и неправильно, как и то, что железнодорожные перевозки из Москвы в Минск и Астану по цене сравнялись со стоимостью авиабилета. Хотя любому экономисту ясно: этого не может быть! И подобных примеров немало. Фосфатное сырье от одного и того же поставщика в России будет в полтора раза дешевле, чем в Беларуси. А лекарства одних и тех же поставщиков из Европы в России в два раза дороже, чем в Казахстане и Беларуси. Почему?

Одно из основных направлений работы нового наднационального антимонопольного органа - приводить такого рода перекосы цен в соответствие и гарантировать равные конкурентные условия на территории единого экономического пространства.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458 459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 476 477 478 479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 493 494 495 496 497 498 499 500 501 502 503 504 505 506 507 508 509 510 511 512 513 514 515 516 517 518 519 520 521 522 523 524 525 526 527 528 529 530 531 532 533 534 535 536 537 538 539 540 541 542 543 544 545 546 547 548 549 550 551 552 553 554 555 556 557 558 559 560 561 562 563 564 565 566 567 568 569 570 571 572 573 574 575 576 577 578 579 580 581 582 583 584 585 586 587 588 589 590 591 592 593 594 595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 629 630 631 632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 650 651 652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662 663 664 665 666 667 668 669 670 671 672 673 674 675 676 677 678 679 680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691 692 693 694 695 696 697 698 699 700 701 702 703 704 705 706 707 708 709 710 711 712 713 714 715 716 717 718 719 720 721 722 723 724 725 726 727 728 729 730 731 732 733 734 735 736 737 738 739 740 741 742 743 744 745 746 747 748 749 750 751 752 753 754 755 756 757 758 759 760 761 762 763 764 765 766 767 768 769 770 771 772 773 774 775 776 777 778 779 780 781 782 783 784 785 786 787 788 789 790 791 792 793 794 795 796 797 798 799 800 801 802 803 804 805 806