Подготовлен проект профессионального стандарта "Специалист в сфере закупок"

четверг, 13 ноября, 2014

Проект профессионального стандарта, подготовленный Минэкономразвития России, содержит, в частности, описание трудовых функций специалиста в сфере закупок, требования к образованию такого работника, условия допуска к работе.

Положения данного стандарта могут быть использованы:

- работодателями при разработке должностных инструкций, формировании контрактной службы (назначении контрактного управляющего), организации обучения и аттестации работников;

- образовательными организациями при разработке профессиональных образовательных программ в сфере государственных и муниципальных закупок;

- уполномоченным органом при разработке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.

В настоящее время работодатель обязан применять профессиональный стандарт, только если в соответствии с Трудовым кодексом РФ или иными федеральными законами выполнение работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано с предоставлением компенсаций и льгот либо наличием ограничений (ст. 57 ТК РФ). Применительно к рассматриваемой специальности таких компенсаций, льгот или ограничений не установлено.

Однако 19 сентября 2014 г. Госдумой в первом чтении принят законопроект о внесении изменений в ст. 195.1 ТК РФ. Согласно этим изменениям применение профессиональных стандартов может стать обязательным в организациях, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляют органы исполнительной власти и местного самоуправления, а также в госкорпорациях, госкомпаниях, хозяйственных обществах и иных организациях, в уставном капитале которых доля РФ, субъекта РФ, муниципального образования превышает 50 процентов.

В настоящее время рассматриваемый проект профессионального стандарта прошел стадию общественного обсуждения. С текстом проекта можно ознакомиться по ссылке: http://regulation.gov.ru/project/19617.html?point=view_project&stage=2&stage_id=13604.

Подробнее о закупках товаров (работ, услуг) см.: Путеводитель по контрактной системе в сфере госзакупок.



http://www.consultant.ru/law/review/fed/fks2014-11-13.html
© КонсультантПлюс, 1992-2014

За хищения из бюджета предлагают наказывать пожизненным сроком

четверг, 13 ноября, 2014

Депутаты Госдумы от фракции ЛДПР Антон Ищенко и Иван Сухарев предлагают внести две новые статьи в Уголовный кодекс РФ, которые касаются наказания за хищение бюджетных средств и хищение средств государственных внебюджетных фондов. Согласно законопроекту, граждане, осужденные по этим статьям, получат реальные уголовные сроки, а не отделаются лишь условным наказанием или штрафом. По мнению парламентариев, только ужесточением уголовного законодательства можно эффективно справиться с коррупцией.

Согласно предлагаемой депутатами новой ст. 285.4. УК РФ «Хищение бюджетных средств», если суд установил хищение до 10 млн рублей, то наказание для преступника должно составить от 5 до 10 лет лишения свободы в колонии общего режима. Если свыше 10 млн рублей — от 7 до 12 лет лишения свободы. За хищение свыше 50 млн рублей — срок наказания составит от 10 лет лишения свободы либо пожизненное заключение.

Также по предложению парламентариев УК РФ дополняется ст. 285.5.«Хищение средств государственных внебюджетных фондов». Наказание по этой статье предусматривает лишение свободы на срок от 5 до 10 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 10 лет. Если это же деяние совершено группой лиц по предварительному сговору и в крупном размере, то наказание составит от 7 до 12 лет лишения свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 12 лет. Самое жесткое наказание предусматривается за хищение внебюджетных фондов, осуществленное преступной группой и в особо крупном размере, — лишение свободы от 10 до 20 лет либо пожизненное заключение.

Авторы законопроекта признают, что это достаточно жесткие наказания, но, по их мнению, каждый, кто устраивается на государственную или муниципальную службу, должен понимать, что есть особый статус средств, которые принадлежат государству и налогоплательщикам, потому только жесткими мерами возможно навести порядок.

Член комитета Госдумы по бюджету и налогам Антон Ищенко рассказал «Известиям», что в ситуации, когда Россия находится в сложном экономическом положении, необходимо особо уделить внимание теме коррупции. По словам депутата, создание законопроекта обусловлено безнаказанностью коррупционеров, которым удается избежать ответственности.

— На фоне санкционной войны против России продолжают греметь различного рода скандалы, связанные с расхищением госсобственности. При этом факты, которые зачастую становятся достоянием общественности, носят настолько вызывающий характер, что не обращать на это внимание просто невозможно. Последние известные коррупционные скандалы были в Роскосмосе и Минобороне при Сердюкове. Целые предприятия ушли через офшорные компании, а правосудие пока никого не постигло. Так, госпожа Васильева пребывает дома, снимает клипы и ведет себя достаточно вальяжно, — подчеркнул парламентарий.

Как отметил Антон Ищенко, «необходимо сделать так, чтобы таких васильевых больше не было». Для этого следует ужесточить ответственность для коррупционеров.

— Вместе с активистами организации «Гулагу.нет» мы изучили, какие у нас есть меры, позволяющие наказывать таких преступников, но оказалось, что в Уголовном кодексе даже нет такого понятия, как хищение. Там есть понятие нецелевого использования, но вот слово «хищение» в 30-й главе, которая предусматривает преступления против государственной службы, вообще не зафиксировано. Я считаю, что есть необходимость ужесточить ответственность и сделать это достаточно оперативно, — добавил Антон Ищенко.

Соавтор законопроекта, член комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Иван Сухарев заметил, что новые статьи важны тем, что станут квалифицировать конкретное преступление и коррупционеры не смогут уйти под статью «Мошенничество» или какую-либо другую.

— Коррупционеры потеряли и страх, и стыд. Сегодняшняя обстановка заставляет нас более внимательно относиться к нашему бюджету и не допускать его разворовывания. Я думаю, что вкупе с институтом конфискации этот закон будет действовать эффективно, — уверен парламентарий.

Иван Сухарев пояснил «Известиям», что в законопроекте принципиально отсутствует мера наказания в виде штрафа или условного срока, что не оставляет преступнику возможности подкупа суда.

— Посудите сами, вот он украл 130 млн рублей, и что ему стоит потратить из них 30 млн, чтобы уйти от ответственности либо минимизировать наказание. Теперь же для следствия или судьи любые соблазны будут исключены — есть четкий финансовый порог хищения и соответствующий срок наказания, — сказал депутат.

Его коллега по комитету Рафаэль Марданшин допускает ужесточение законодательства в этой области, но считает, что основная проблемой связана с правоприменением.

— Те законы, что у нас есть, должны работать и применяться. Во многом они достаточные, а в некоторых случаях и избыточные. И об ужесточении наказания можно говорить только после того, как статистика покажет, что нормы наказаний применяются, но не дают достаточного эффекта. Хочу отметить следующее, что у нас любая собственность — будь то государственная или частная — должна одинаково охраняться законом, и ответственность за преступления должна быть одинаковой. Но с учетом распространения хищений именно бюджетных средств в особо крупном размере, вполне возможно, что ужесточения в этой области принимать нужно, — заявил парламентарий.

Руководитель проекта «Гулагу.нет» Владимир Осечкин считает, что в условиях, когда наша страна находится в состоянии экономической войны, депутатам и верховной власти необходимо проявить волю и принять действительно жесткие санкции против расхитителей бюджета.

— Эта мера наиболее действенная. То, что проталкивает оппозиция — 20-я статья Конвенции ООН — уголовная ответственность за незаконное обогащение, у нас не приживется. Проблема в том, что полстраны не сможет доказать свой доход. 90% российского бизнеса в черную работает. Это нам придется либо всю страну колючей проволокой огораживать, либо эта норма будет работать выборочно. А данным законопроектом устанавливаются реальные сроки, вплоть до пожизненного, за коррупционные преступления. То есть никто не сможет отделаться условным сроком или штрафом, — сказал Владимир Осечкин.

Директор Института проблем глобализации Михаил Делягин сомневается в пользе такого нововведения. По мнению эксперта, сам кодекс нуждается в серьезном пересмотре.

— У нас чудовищно либерализован Уголовный кодекс. Например, контрабанда не является преступлением — это административное правонарушение. Почему нанося ущерб государству контрабандой, я не являюсь преступником, а если наношу государству такой же ущерб прямым воровством, то мне грозит тюрьма и никакого условного срока? Что за средневековая норма, когда от коррупции я могу откупиться? — отмечает Михаил Делягин. — На самом деле коррупция, если я чиновник, это тяжкое преступление против государственности. Инициатива депутатов — правильный шаг в правильном направлении, но одиночный и вырванный из контекста.

Госзаказ попал под сокращение

среда, 12 ноября, 2014

Сегодня в России госзакупки - это тренд. При существующих негативных тенденциях в национальной экономике, таких как стагфляция и замедление роста товарооборота, бизнес все внимательнее присматривается к практически неиссякаемому государственному бюджету. И это неудивительно, ведь почти 25% ВВП страны распределяется путем размещения госзаказа органами власти и госкорпорациями. Эта цифра значительно превышает показатели других стран. А в условиях кризиса государство остается одним из наиболее надежных контрагентов. В связи с этим наблюдается вполне логичная закономерность: чем больше проблем в экономике, тем больше компаний принимают участие в торгах на право оказания услуг, выполнения работ или поставку товаров для государственных нужд.

На 1 ноября 2014 года госорганы и корпорации уже заключили более 2,8 млн контрактов на общую сумму около 16 трлн руб. До ноября эти показатели держались на уровне 2013 года, исключение составляет только первый квартал, когда общая стоимость размещенных госзаказов составила 278 млрд руб. против 521 млрд в первом квартале 2013 года. Думаю, определяющим в итоговых показателях года станет четвертый квартал. Пока в этом периоде наблюдается значительное снижение показателей в сравнении с 2013 годом. Так, в октябре этого года размещено 160,5 тыс. госзаказов на сумму 384,2 млрд руб., а в октябре 2013 года - 155 тыс. заказов на 563,5 млрд. В будущем госбюджет будет секвестрироваться. В новом законе о госзакупках (44-ФЗ) предусмотрена интересная норма: возможность сокращения цены госконтракта в случае уменьшения минфином бюджетных лимитов. Согласно представленной методике, заказчик вправе уменьшить цену контракта, но при этом обязан соблюсти показатели, заложенные в госпрограмме, и учесть суммы затрат, которые будет необходимо выплатить поставщику. Думаю, эта мера может начать активно применяться уже в четвертом квартале 2014 года, причем и для двух-трехлетних контрактов, заключенных в 2014 году.

Сокращение госбюджета также входит и в планы ЦБ РФ по снижению инфляции: логично, чем меньше денег в обороте, тем проще контролировать инфляцию. Немаловажный и известный факт - в госзакупках весьма высокая добавочная стоимость. Во многом это связно с издержками при взаимодействии с самой системой госзаказа. Типичные издержки участников тендера, не связанные напрямую с исполнением госзаказа, - это прежде всего необходимость вносить обеспечение для участия в тендере, необходимость содержать специалиста или штат специалистов, которые в состоянии правильно подготовить сложный комплект документов для участия в тендере. К тому же есть расходы на обеспечение исполнения контракта: обычно нужно получить банковскую гарантию или, что еще дороже, внести обеспечение реальными деньгами, ну и, конечно же, главная издержка - коррупционная составляющая. Практически все эти издержки уже заложены в цену товара или услуги, соответственно, их стоимость при госконтракте становится выше, чем при обычной коммерческой сделке. В свою очередь завышенные цены на закупаемые государством товары провоцируют инфляцию.

Если говорить о перспективах развития госзаказа как технологической системы, то тут первоочередная задача - сокращение издержек, не связанных напрямую с исполнением госзаказа, для участников тендеров.

Для того чтобы сократить издержки, все способы проведения торгов (сейчас их 10 видов) постепенно будут переводиться в электронные формы. Прямое взаимодействие заказчика и поставщика до заключения контракта будет минимизироваться и со временем полностью перейдет на электронные площадки. Документы, заявки, протоколы по всем процедурам будут храниться на электронных площадках в течение 10 лет. Ну и, конечно, будет усиливаться контроль за госзаказчиками со стороны проверяющих органов, например, в соответствии с 44-ФЗ с 1 января 2015 года заказчик должен будет обосновывать целесообразность каждой закупки, ссылаясь на федеральные программы, поручения президента, решения правительства и тому подобное. А с 1 января 2016 года станет невозможно разместить процедуру, отсутствующую в плане-графике размещений, которые будут вноситься в электронные таблицы на официальном сайте госзакупок в начале года.

С 1 марта 2014 года действует реестр банковских гарантий. Теперь при выдаче банками участникам тендеров гарантий банки самостоятельно заносят данные участников в реестр на официальном сайте госзакупок (zakupki.gov.ru). Заказчик может легко зайти в реестр, ввести ИНН компании и проверить, действительно ли исполнителю выдавалась та или иная гарантия. До введения реестра компании часто предоставляли поддельные банковские гарантии, а для верификации каждой из них заказчику приходилось готовить и направлять отдельный запрос в банк, который несколько дней рассматривал запрос и только затем давал официальный ответ, а иногда не давал его вообще. А ведь у некоторых заказчиков проходит до 50 торгов в день. Иногда просто нет времени, чтобы подготовить и отправить запрос, в этих случаях гарантии принимаются без проверки. В минэкономразвития приняли грамотное с технической и экономической точки зрения решение: переложить транзакционные и временные издержки на тех участников рынка, которые напрямую заинтересованы в порядочном функционировании рынка банковских гарантий - на банки. Думаю, что подобные институты оперативной верификации документов и информации будут внедряться в ближайшем будущем очень масштабно.

Однако систему госзакупок и бюджетное планирование невозможно резко изменить, так как существует определенный лаг: нужно время на реализацию мер, связанных с реакцией госзаказчиков и минфина на текущую экономическую ситуацию. Многие заказы просто невозможно отменить, есть начатые проекты, на которые уже потрачены деньги, и их нужно завершать.

Минфин объявил о сокращении бюджета в 2014-2016 годах на 5%, думаю, реальное сокращение госзаказа в эти годы составит 15% (без учета защищенных статей, таких как пенсии, стипендии и т.п.). Для нынешней экономической ситуации это вполне естественный процесс и реализуемые планы.

Расширены ограничения на закупки товаров, происходящих из иностранных государств

среда, 12 ноября, 2014

Расширен перечень товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, определенный изначально приказом Минэкономразвития №155.

Приказ Минэкономразвития России от 15.10.2014 N 655 "О внесении изменений в Приказ Минэкономразвития России от 25 марта 2014 г. N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"(Зарегистрировано в Минюсте России 05.11.2014 N 34556) в указанный перечень включает следующие позиции:

-бумага мелованная для печати, бумага и картон для письма и других графических целей, разрезанные по размеру или по форме (формату);

-оборудование осветительное и лампы электрические, приборы освещения и световой сигнализации электрические для автотранспортных средств, мотоциклов и велосипедов;

-аппаратура световой и звуковой сигнализации электрическая, части устройств электрической аппаратуры световой и звуковой сигнализации, оборудования для обеспечения безопасности и управления движением, диоды светоизлучающие полупроводниковые.

Приказ опубликован в "Российской газете", N 257, 12.11.2014 и вступает в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования.

Приняты правила выдачи заключений об отсутствии в РФ производства некоторых товаров

среда, 12 ноября, 2014

Минпромторг России утвердил правила выдачи заключений об отсутствии в РФ производства товаров легкой промышленности. Они приняты во исполнение Постановления Правительства РФ от 11.08.2014 N 791.

Напомним, что упомянутое Постановление содержит список иностранных товаров легкой промышленности, закупка которых для обеспечения федеральных нужд запрещена. Исключением является в том числе случай, когда товары из этого перечня не производятся на территории РФ.

Документом, подтверждающим отсутствие производства таких товаров на территории РФ, служит заключение, выданное Мипромторгом России в соответствии с принятыми правилами.

Согласно рассматриваемым правилам заказчики для получения указанного заключения должны обращаться в Минпромпторг России не позднее 5-го числа текущего месяца и до опубликования извещения о проведении закупки на http://www.zakupki.gov.ru.

Приказ Минпромторга России от 10.09.2014 N 1776, которым утверждены правила, вступает в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования.

Подробнее о запрете на допуск к закупкам иностранных товаров см.: Путеводитель по контрактной системе в сфере госзакупок. Заказчики и участники закупок.



http://www.consultant.ru/law/review/fed/fks2014-11-12.html
© КонсультантПлюс, 1992-2014

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458 459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 476 477 478 479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 493 494 495 496 497 498 499 500 501 502 503 504 505 506 507 508 509 510 511 512 513 514 515 516 517 518 519 520 521 522 523 524 525 526 527 528 529 530 531 532 533 534 535 536 537 538 539 540 541 542 543 544 545 546 547 548 549 550 551 552 553 554 555 556 557 558 559 560 561 562 563 564 565 566 567 568 569 570 571 572 573 574 575 576 577 578 579 580 581 582 583 584 585 586 587 588 589 590 591 592 593 594 595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 629 630 631 632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 650 651 652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662 663 664 665 666 667 668 669 670 671 672 673 674 675 676 677 678 679 680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691 692 693 694 695 696 697 698 699 700 701 702 703 704 705 706 707 708 709 710 711 712 713 714 715 716 717 718 719 720 721 722 723 724 725 726 727 728 729 730 731 732 733 734 735 736 737 738 739 740 741 742 743 744 745 746 747 748 749 750 751 752 753 754 755 756 757 758 759 760 761 762 763 764 765 766 767 768 769 770 771 772 773 774 775 776 777 778 779 780 781 782 783 784 785 786 787 788 789 790 791 792 793 794 795 796 797 798 799 800 801 802 803 804 805 806