ФАС предлагает любой картельный сговор считать уголовным преступлением

пятница, 21 ноября, 2014

В распоряжении «Ведомостей» оказались подготовленные Федеральной антимонопольной службой (ФАС) поправки в Уголовный кодекс, ужесточающие процедуру привлечения к ответственности за картели (в ст. 178). Служба предлагает считать картель безусловным уголовным преступлением. Законопроект находится на межведомственном согласовании, сообщил начальник управления ФАС Сергей Пузыревский.

Чтобы привлечь участников картеля к уголовной ответственности, сговор должен причинить вред конкуренции, пишет в отзыве на проект вице-президент «Деловой России» Илья Семин. Такой подход закреплен сейчас в Уголовном кодексе. ФАС же предлагает отказаться от этого условия (исключить из состава преступления «недопущение, ограничение или устранение конкуренции»).

Поправки ФАС позволят привлекать предпринимателей к уголовной ответственности исключительно по формальным основаниям, вырастут коррупционные риски, беспокоится Семин. Служба и так использует упрощенный подход при доказывании картелей, отмечает он: достаточно установить факт сговора, а проводить анализ рынка и доказывать вред конкуренции не нужно. Поправки ФАС фактически криминализируют деяние, которое сегодня является административным правонарушением, заключает Семин.

«В мировой практике картели обычно запрещены per se (безусловно) и их влияние на ограничение конкуренции презюмируется», — объясняет начальник управления ФАС по борьбе с картелями Андрей Тенишев. Содержательно норма не меняется, говорит следователь СКР Георгий Смирнов: «Уголовно наказуемым как был, так и остается картельный сговор, повлекший определенную сумму ущерба». Уголовная ответственность за картель существенно дифференцированна, отмечает Тенишев: начиная со штрафов в 300 000 руб. и заканчивая лишением свободы на семь лет. «Суд — в зависимости от обстоятельств дела — в этих широких границах может индивидуализировать наказание», — успокаивает он.

Соглашения крупных компаний не всегда негативны для конкуренции, признает руководитель одной из них: «В соглашениях могут быть описаны условия технической стандартизации и другие правила игры». В особой зоне риска малый и средний бизнес, считает топ-менеджер компании несырьевого сектора: «Соглашения о разделе рынка они заключают пачками». ФАС неоднократно штрафовала индивидуальных предпринимателей за картели. Например, под санкции службы попали три индивидуальных предпринимателя, которых ФАС оштрафовала за сговор на рынке сахара в Новочебоксарске и еще трех — в Ростовской области за похожие цены на бензин.

Минэкономразвития предлагало не наказывать за сговоры, которые заняли менее 10% рынка. Для рынка малоопасен сговор компаний, занимающих менее 5% рынка, признавал замруководителя ФАС Андрей Цыганов.

У Минюста нет замечаний к проекту, говорит его представитель. В законопроекте ФАС предлагает значительно повысить сумму преступного дохода, при котором наступает уголовная ответственность (см. врез), отмечает представитель Минэкономразвития: это снизит риски привлечения к уголовной ответственности за картели руководителей предприятий малого и среднего бизнеса.

Этого недостаточно, считает член рабочей группы по развитию конкуренции экспертного совета при правительстве Алексей Ульянов: чтобы защитить малый и средний бизнес, пороги нужно увеличить в 10 раз, а не в 1,5-2, как предлагает ФАС.

Нельзя устанавливать предел преступного дохода и ущерба выше, чем предложено в проекте, возражает Тенишев: тогда уголовного наказания смогут избежать участники локальных картелей и многих сговоров на торгах. Пока уголовных дел по ст. 178 возбуждается существенно меньше, чем антимонопольных. Например, в 2013 г. ФАС выявила 272 картеля, а уголовных дел было только девять. Сложно доказать преступный умысел, рассчитать ущерб из-за картелей и доказать, что превышен уголовно наказуемый порог, поясняет Смирнов.

Дополнительной защитой стал бы запрет правоохранительным органам возбуждать уголовные дела за картель без материалов антимонопольной проверки, отмечает топ-менеджер крупной компании. Такая норма содержалась в первоначальной версии поправок ФАС, но силовые ведомства инициативу не поддержали. Найдено компромиссное решение, рассказывает Тенишев: следователь направляет поступившее сообщение о картеле в ФАС, а служба должна рассмотреть его и вынести решение, но при этом правоохранительные органы не лишены права самостоятельно возбудить уголовное дело. Похожий механизм действует теперь и при возбуждении налоговых дел.

Новый закон о госзакупках увеличил количество жалоб и согласований

четверг, 20 ноября, 2014

Контрольные ведомства предлагают вывести из-под контроля дешевые закупки

За первый неполный год после перехода на федеральную контрактную систему (ФКС с 2014 г. сменила закон о госзакупках 94-ФЗ) в сфере госзакупок существенно увеличилось количество жалоб и согласований, жалуются контрольные ведомства.

За III квартал этого года в управление Федеральной антимонопольной службы Москвы поступило столько же жалоб, сколько за весь 2013 год, сообщил руководитель московского УФАС Рачик Петросян на круглом столе по контрактной системе Москвы.

По его словам, количество жалоб увеличилось на 25% в годовом выражении, причем доля обоснованных жалоб осталась на том же уровне — 41-43%. По закупкам госкомпаний ситуация «примерно такая же» — количество жалоб выросло в 2,5 раза и составило более 1000 за III квартал. Ранее в основном жаловались на аукционные комиссии, а с 2014 г. с появлением контрактной системы — на требования госзаказчиков к исполнителю.

По словам Петросяна, количество выданных предписаний за III квартал увеличилось почти на 40% до 1860 штук. «А колоссально возросло число согласований», их стало больше 4500 штук, в то время как до введения ФКС их не было, рассказал он.

Количество согласований увеличилось и в Главном контрольном управлении Москвы, сказал руководитель ведомства Евгений Данчиков: до 4000 с 200-300 в 2013 г. Основной объем пришелся на закупки до 3 млн руб., также возросло количество ошибок в документации. Данчиков сообщил о том, что готовится предложение об изменении законодательства, чтобы по мелким процедурам согласование стало необязательным, так как основной объем работы приходится на них и меньше времени остается на закупки на более высокие суммы, которые существенно влияют на экономику города.

Из тысяч согласований только пара сотен являются серьезными, сообщил Петросян. По его словам, с предложением увеличить порог, выше которого надо согласовывать закупку, выходили на федеральный уровень, но решение пока не принято.

В Росатоме прошло первое заседание рабочей группы по взаимодействию с предприятиями малого и среднего бизнеса

четверг, 20 ноября, 2014

В Росатоме прошло первое заседание членов рабочей группы по рассмотрению обращений и взаимодействию с предприятиями малого и среднего бизнеса. В рамках мероприятия обсуждались проблемные вопросы и реализованные Госкорпорацией меры для расширения доступа небольших организаций к закупкам атомной отрасли. В заседании рабочей группы приняли участие представители предприятий Росатома, РОСНАНО, НАИЗ, Некоммерческого партнерства «Технологическая платформа «Текстильная и легкая промышленность», Фонда «Сколково» и др.

На заседании были представлены разработанные в Росатоме решения, направленные на развитие взаимодействия с небольшими компаниями. Среди представленных мер: снятие финансовых барьеров; создание системы «одного окна» для внедрения инновационных решений; организация работы специального совещательного органа, который будет рассматривать проблемные вопросы участия таких организаций в закупках предприятий атомной отрасли; типизация форм закупочной документации, публикация на сайте Росатома перечня продукции для закупки только у компаний малого и среднего бизнеса. Список содержит порядка 900 позиций, сформированных на основе заключенных договоров предприятиями Росатома. С вступлением в силу Постановления Правительства РФ «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельных видов юридических лиц», опубликованные позиции станут обязательными для закупки у представителей малого и среднего бизнеса.

На сегодняшний день доля малого и среднего бизнеса в общем объеме закупок Росатома составляет порядка 13%. Общая сумма договоров, которые были заключены с такими организациями, в 2014 году составила более 54 млрд. руб. В 2015 году организации Госкорпорации уже запланировали закупить у организаций малого и среднего бизнеса продукцию на сумму более 63 млрд. руб.

Разработанные в Росатоме решения направлены на реализацию мер «дорожной карты» по расширению доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с госучастием, которая была утверждена Дмитрием Медведевым в 2013 году. Документ призван облегчить доступ бизнеса к закупкам и сделать закупочные процедуры более простыми, прозрачными и эффективными. Одна из основных задач «дорожной карты» - увеличить долю закупок у субъектов малого предпринимательства. В соответствии с разработанным проектом Минэкономразвития России в 2015 г. госкомпании должны купить у малого и среднего бизнеса не менее 18% продукции. В Росатоме поддержали проект министерства, но при этом отметили, что 18% - труднодостижимый показатель для предприятий атомной отрасли. Необходимо учитывать отраслевую специфику госкомпаний.

«Космическая связь» застрахует спутники Экспресс-АМ и Экспресс-АТ на 21 млрд рублей

четверг, 20 ноября, 2014

ФГУП «Космическая связь» объявило тендер на страхование семи спутников на 2015 год, сообщает компания "РосТендер". Согласно конкурсной документации, планируется застраховать от полной или частичной гибели уже находящиеся на орбите космические аппараты «Экспресс-АМ3», «Экспресс-АМ33», «Экспресс-АМ44», «Экспресс-АТ1», «Экспресс-АТ2», «Экспресс-АМ5», «Экспресс-АМ6». Общая страховая сумма составит 21 млрд рублей. На заключение контракта «Космическая связь» выделяет 400 млн рублей. Для сравнения прошлогодний тендер на страхование пяти спутников Экспресс-АМ обошелся заказчику в 101 млн рублей.

Новые стандарты работы компаний с госучастием

четверг, 20 ноября, 2014

Президент России Владимир Путин 19 ноября провел совещание с членами Правительства. В частности, обсуждались вопросы повышения эффективности деятельности госкомпаний и компаний с госучастием. Министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов представил доклад о предварительных итогах анализа проектов долгосрочных программ развития компаний с госучастием в Экспертном совете при Правительстве. Задача по разработке таких программ с отражением механизма персональной ответственности руководителей была поставлена Президентом РФ Владимиром Путиным в послании Федеральному собранию в 2013 году.
Все такие структуры (компании с госучастием) должны разработать свои долгосрочные стратегии, в них обозначить четкие цели и показатели персональной ответственности руководства. В трудовых договорах менеджмента необходимо предусмотреть ответственность за невыполнение поставленных задач, в том числе и материальную ответственность. Программы компаний, включенных в список стратегических предприятий, должны утверждаться Правительством Российской Федерации, а их реализация — проходить внешний аудит», — поставил задачу глава государства.
Премьер-министр Дмитрий Медведев поручил Михаилу Абызову и Минэкономразвития обеспечить принятие госкорпорациями и компаниями с госучастием (с долей более 50%) таких программ. Согласно поручению Президента, до 1 декабря должны быть приняты долгосрочные программы развития госкорпораций и акционерных обществ с долей государства выше 50%, а до 31 декабря — акционерных обществ из перечня 91-р. Такие же задачи стоят перед ФГУПами.
Принятие долгосрочных программ развития и КПЭ менеджмента — это и есть внедрение системы эффективного контракта между государством как собственником и менеджментом компаний», — пояснил министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.
Программы должны отражать основные приоритеты госполитики — повышение операционной эффективности, эффективности инвестиционного процесса и управления персоналом, повышение производительности труда, реализация программ инновационного развития и модернизации, в том числе в разрезе задач по импортозамещению.
Министр напомнил, что для реализации этих целей и повышения прозрачности расходов компаниям с госучастием было поручено принять стандарты реализации инвестпрограмм (с процедурой технологического и ценового аудита проектов), а также стандарты закупочной деятельности, в том числе обеспечить определенную долю закупок у малого и среднего бизнеса. Эта тема поднималась на форуме действий ОНФ 18 ноября.
Нужно так сформулировать нашу работу с компаниями с госучастием, чтобы и они взяли на себя обязательно эту ответственность за поддержку отечественного товаропроизводителя, в том числе малого и среднего бизнеса», — отметил Владимир Путин.
Для анализа каждой из долгосрочных программ развития в Экспертном совете создается рабочая группа с привлечением представителей отрасли, а также членов советов потребителей — органов общественного контроля над инвестпрограммами естественных монополий. Экспертный совет проанализировал, в частности, ДПР «Шереметьево», ФСК ЕЭС, «Интер РАО», ПО «Кристалл», РЖД (с участием совета потребителей), «Росгеологии», ФГУП «Гознак», ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» и т.д.
Из 50 рассмотренных экспертами на сегодняшний день программ только три («Алроса», «Первый Канал» и «Гознак») одобрены без существенных доработок. По ряду компаний было несколько итераций доработок, а шесть («Россети», ФГУП «АГА», ФГУП «ОрВД», РЖД, НМТП, «Мурманское морское пароходство») отправлены на доработку после рассмотрения в Правительстве, в том числе и по замечаниям, отмеченным в экспертных заключениях. Речь идет о более четком отражении целей в части повышения эффективности инвестиционного процесса, операционной эффективности, производительности труда, инноваций, импортозамещения, закупок у малого и среднего бизнеса», — рассказал министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.
Основными выявленными проблемами при подготовке ДПР и КПЭ были необходимость представить адекватный анализ инвестиционных процессов, необходимость пересмотра отраслевых стратегий и инвестиционных программ, необходимость фокусировки менеджмента на своих зонах ответственности, приведение КПЭ в соответствие с заявленными целями компаний, необходимость более амбициозно подойти к повышению операционной эффективности. По результатам совещания с Президентом определено, что основной набор требований к ДПР госкомпаний должен быть общим вне зависимости от их размера и капитализации и должен отвечать самым высоким современным стандартам корпоративной деятельности, подчеркнул Михаил Абызов.
Заключения по рассмотренным проектам долгосрочных программ развития направлены в компании, Правительство, профильные министерства. Как сказал Михаил Абызов, впоследствии будет проводиться независимый аудит итогов исполнения программ развития и результатов работы менеджмента по принятым КПЭ, а также будут приниматься соответствующие решения по поощрению/ответственности менеджмента. Следующим шагом также станет сопровождение исполнения ДПР и КПЭ менеджмента со стороны советов директоров и Правительства, для чего должна готовиться своевременная отчетность.
Речь идет о том, что Правительство предполагает принять изменения в стандарт подготовки и обсуждения годовых отчетов компаний с госучастием. В рамках этих новых подходов обязательными разделами годовых отчетов станут отчетность компаний о достижении ключевых показателей эффективности и реализации долгосрочных программ развития. Принципиальное решение по этому вопросу принято сегодня Президентом. Мы рассчитываем в ближайшее время разработать рекомендации и стандарты», — пояснил журналистам Михаил Абызов.
Таким образом, долгосрочные программы развития также способствуют повышению качества корпоративного управления в компаниях с госучастием. Разработанный при участии рабочей группы по созданию Международного финансового центра и Экспертного совета Кодекс корпоративного управления в ряде госкомпаний будет внедряться в приоритетном порядке.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458 459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 476 477 478 479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 493 494 495 496 497 498 499 500 501 502 503 504 505 506 507 508 509 510 511 512 513 514 515 516 517 518 519 520 521 522 523 524 525 526 527 528 529 530 531 532 533 534 535 536 537 538 539 540 541 542 543 544 545 546 547 548 549 550 551 552 553 554 555 556 557 558 559 560 561 562 563 564 565 566 567 568 569 570 571 572 573 574 575 576 577 578 579 580 581 582 583 584 585 586 587 588 589 590 591 592 593 594 595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 629 630 631 632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 650 651 652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662 663 664 665 666 667 668 669 670 671 672 673 674 675 676 677 678 679 680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691 692 693 694 695 696 697 698 699 700 701 702 703 704 705 706 707 708 709 710 711 712 713 714 715 716 717 718 719 720 721 722 723 724 725 726 727 728 729 730 731 732 733 734 735 736 737 738 739 740 741 742 743 744 745 746 747 748 749 750 751 752 753 754 755 756 757 758 759 760 761 762 763 764 765 766 767 768 769 770 771 772 773 774 775 776 777 778 779 780 781 782 783 784 785 786 787 788 789 790 791 792 793 794 795 796 797 798 799 800 801 802 803 804 805 806