Эксперты обсудили развитие института нормирования в сфере госзакупок

пятница, 5 декабря, 2014

3 декабря 2014 года в Москве состоялся круглый стол на тему «Проблемы и перспективы развития института нормирования в сфере госзакупок».

В мероприятии приняли участие представители федеральных органов исполнительной власти, общественных организаций и др.

Предметом обсуждения стало Постановление Правительства РФ от 13 октября 2014 года № 1047 «Об общих требованиях к определению нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами и муниципальных органов». Начальник Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Татьяна Демидова подчеркнула, что это Постановление Правительства является первым шагом регулирования в области нормирования госзакупок.

Также она указала на необходимость комплексно обсуждать этот вопрос совместно с заинтересованными органами власти и общественными организациями.

В свою очередь был приведен опыт субъектов Российской Федерации в вопросе нормирования госзакупок, который может применяться в дальнейшей работе ведомств.

В завершение круглого стола участники договорились о последующей работе над системой нормирования в сфере госзакупок.

УИН смогут не привлекать экспертов для экспертизы закупки у единственного поставщика

пятница, 5 декабря, 2014

Учреждения, исполняющие наказания (УИН), смогут не проводить обязательную экспертизу с привлечением экспертов, экспертных организаций при закупке у единственного поставщика сырья, материалов, комплектующих изделий для производства товара (выполнения работы, оказания услуги) в целях трудоустройства осужденных на основании договоров, заключенных с юридическими лицами, если приобретение указанных материалов осуществляется за счет средств, которые предусмотрены этими договорами.

Внесение таких изменений в п. 1 ч. 4 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ предусмотрено проектом федерального закона, подготовленным Минюстом России. Данный законопроект в настоящее время находится на этапе общественного обсуждения, с текстом можно ознакомиться, перейдя по ссылке: http://regulation.gov.ru/project/21025.html?point=view_project&stage=2&stage_id=14767.

Напоминаем, что обязанность своими силами провести экспертизу результатов исполнения контракта у УИН сохраняется (ч. 3 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).

Подробнее о проведении экспертизы результатов исполнения контакта см.: Путеводитель по контрактной системе в сфере госзакупок. Привлечение к осуществлению закупки специализированной организации и эксперта, экспертной организации.



http://www.consultant.ru/law/review/fed/fks2014-12-04.html
© КонсультантПлюс, 1992-2014

Путин: госкомпании должны отдавать часть заказа малому и среднему бизнесу

четверг, 4 декабря, 2014

Во время послания Федеральному собранию президент Владимир Путин поручил правительству расширить доступ малого и среднего бизнеса к закупкам госкомпаний. Нужно определить обязательный годовой объем закупок у госкомпаний, призвал президент: «Это [закупки госкомпаний] десятки и сотни миллиардов рублей, которые должны стать источником развития малого и среднего бизнеса».

Сейчас обязательная квота на закупки у малого и среднего бизнеса предусмотрена только для госзакупок (15% всех контрактов). Минэкономразвития предлагает ввести квоты и для госкомпаний. По версии ведомства, 18% их заказа с 2015 г. должно доставаться малому и среднему бизнесу, в том числе 10% — напрямую. Но введение квот второй год блокируют госкомпании. Некоторые из них предлагают сдвинуть сроки на 2016 г., рассказывает член генсовета «Деловой России» Сергей Фахретдинов, но перенос «больно ударит по малому и среднему бизнесу, который сейчас в связи с общей экономической ситуацией и повышением налоговой нагрузки, особенно уязвим».

Малый бизнес был услышан. На совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова в ноябре было решено ввести нормы с 1 июля 2015 г. для госкомпаний с выручкой более 10 млрд руб., а с 2016 г. — для всех остальных, следует из протокола совещания (есть у «Ведомостей»).

Сейчас малый бизнес не выходит на тендеры напрямую, рассказывает замруководителя рабочей группы Агентства стратегических инициатив Юрий Данилов: предприниматели не верят, что смогут конкурировать с крупными подрядчиками. В итоге заказ приходит к тем же малым компаниям, но уже на субподряд, сетует он: маржа минимальна, а иногда и вовсе близка к нулю.

Сейчас рынки сбыта сжимаются вместе с экономикой, констатирует Данилов: в такой ситуации доступ к долгосрочному заказу госкомпаний создаст для малого бизнеса необходимую стабильность.

Путин: госкомпании должны отдавать часть заказа малому и среднему бизнесу

четверг, 4 декабря, 2014

Во время послания Федеральному собранию президент Владимир Путин поручил правительству расширить доступ малого и среднего бизнеса к закупкам госкомпаний. Нужно определить обязательный годовой объем закупок у госкомпаний, призвал президент: «Это [закупки госкомпаний] десятки и сотни миллиардов рублей, которые должны стать источником развития малого и среднего бизнеса».

Сейчас обязательная квота на закупки у малого и среднего бизнеса предусмотрена только для госзакупок (15% всех контрактов). Минэкономразвития предлагает ввести квоты и для госкомпаний. По версии ведомства, 18% их заказа с 2015 г. должно доставаться малому и среднему бизнесу, в том числе 10% — напрямую. Но введение квот второй год блокируют госкомпании. Некоторые из них предлагают сдвинуть сроки на 2016 г., рассказывает член генсовета «Деловой России» Сергей Фахретдинов, но перенос «больно ударит по малому и среднему бизнесу, который сейчас в связи с общей экономической ситуацией и повышением налоговой нагрузки, особенно уязвим».

Малый бизнес был услышан. На совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова в ноябре было решено ввести нормы с 1 июля 2015 г. для госкомпаний с выручкой более 10 млрд руб., а с 2016 г. — для всех остальных, следует из протокола совещания (есть у «Ведомостей»).

Сейчас малый бизнес не выходит на тендеры напрямую, рассказывает замруководителя рабочей группы Агентства стратегических инициатив Юрий Данилов: предприниматели не верят, что смогут конкурировать с крупными подрядчиками. В итоге заказ приходит к тем же малым компаниям, но уже на субподряд, сетует он: маржа минимальна, а иногда и вовсе близка к нулю.

Сейчас рынки сбыта сжимаются вместе с экономикой, констатирует Данилов: в такой ситуации доступ к долгосрочному заказу госкомпаний создаст для малого бизнеса необходимую стабильность.

Станут ли госзакупки в России прозрачными?

четверг, 4 декабря, 2014

ОК-информ.ру: Подходит к концу год, в начале которого начала действовать новая контрактная система (ФКС). Она, напомним, призвана заменить несовершенную систему госзакупок. Ранее все регулировалось 94-ФЗ, с начала этого года - 44-ФЗ. По информации Минэкономразвития, ежегодный объем закупок органов власти различных уровней превышает 8 трлн рублей. Компании с государственным участием, унитарные предприятия, бюджетные и автономные учреждения также совершают госзакупки (это регулируется другим законодательным актом - 223-ФЗ). Их объем - более 9 трлн рублей. Итого 17 трлн - таков объем пирога, на который с объяснимым интересом смотрят потенциальные исполнители госзаказа. В том, насколько справедливо он делится, разбирался корреспондент OK-inform.

МИЛЛИАРДЫ ПОД КОНТРОЛЕМ

Сегодня любой желающий может наблюдать на сайте http://zakupki.gov.ru за тем, как распределяются народные средства. Например, в нашем регионе городской комитет по госзаказу выступает заказчиком строительства Лахтинско-Правобережной линии метрополитена от станции «Спасской» до станции «Морской фасад» (в том числе первого пускового комплекса от станции «Спасской» до станции «Большой проспект») на общую сумму 21,3 млрд рублей. 12 декабря 2014 года - последний день подачи заявки.

Но с этого года за госзакупками можно не просто наблюдать. Одной из важных новинок закона о ФКС стало обязательное обсуждение крупных закупок, то есть закупок на сумму свыше 1 млрд рублей (сумма определена до 2016 года). Эта процедура состоит из двух этапов. «Сначала закупка обсуждается на стадии ее планирования, т.е. размещения в плане-графике заказчика. Затем закупка проходит эту процедуру уже непосредственно на этапе размещения. В обоих случаях принцип общественного обсуждения один: заказчик сначала обсуждает закупку в специальном разделе сайта zakupki.gov.ru, а в случае плана-графика затем еще проводит очное обсуждение с заинтересованными участниками», - поясняют в Национальной ассоциацией институтов закупок (НАИЗ). По результатам мониторинга миллиардных контрактов, проведенного НАИЗ, за первую половину 2014 года на форуме официального сайта для общественного обсуждения было размещено 138 сверхдорогих закупок на общую сумму около 360 млрд рублей. Из них 79 прошли обсуждение на стадии планирования, а 59 - на обеих стадиях: и планирования, и размещения.

В этой связи интересны итоги опроса, который в этом году провел портал SuperJob среди своих пользователей. В исследовании приняли участие 1,6 тысячи респондентов. Оказалось, что более 60% из них вообще ничего не знают об этой возможности, а 92% опрошенных никогда не принимали участие в общественном контроле за госзакупками. Готовы это исправить 28% респондентов, в то время как 15% однозначно не собираются этого делать. Почти половина потенциальных участников контроля считают, что это «эффективное средство борьбы с коррупцией». Больше трети опрошенных предпочитают анализировать конкретные закупки и писать предложения.

Стоит отметить, что в «пилотном» режиме система общественного обсуждения крупных контрактов начала работать с августа 2012 года. А с 2014 года обсуждения стали обязательными. Полностью система должна заработать с начала 2016 года, когда будет введена единая информационная система и трехлетнее планирование закупок.

РЕМЕНЬ РЕМНЮ РОЗНЬ

Разумеется, разделить этот «пирог» на свой лад хотели бы многие, придумывающие многочисленные уловки. В прошлом году в отдел контроля госзаказа Ленинградского УФАС поступило свыше 1 тысяч жалоб (тогда недовольные жаловались еще на 94-ФЗ). Это вдвое больше, чем годом ранее. В основном недовольными оказывались потенциальные поставщики. Они отмечали, что заказчик некорректно формулировал конкурсную документацию. Например, для выполнения неких работ в сфере градостроительства заказчик указал, что компания-исполнитель в обязательном порядке должна иметь лицензию ФСБ России, что значительно сужает круг потенциальных участников процедуры. Впрочем, за те месяцы, в течение которых действует новый закон, достаточно опыта работы по этому документу не накопилось. Если судить по 94-ФЗ, он появится только в течение ближайшей пары лет. Хотя во многом новый документ дублирует положения прежнего закона, поясняют в Ленинградском УФАС.

А вот у их петербургских коллег статистика уже оформилась. С начала этого года в УФАС поступило свыше 2,8 тысячи жалоб на нарушение заказчиками 44-ФЗ. Специалисты провели 67 проверок и выявили 55 закупок с нарушениями. В свою очередь, заказчики за три квартала текущего года подали в Управление 303 обращения по поводу недобросовестных действий поставщиков и попросили внести последних в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Поясним: попадая в этот «черный список», исполнитель на довольно длительный срок отстраняется от участия в процедурах. Однако только 180 обращений были признаны обоснованными.

«Несмотря на введение нового закона, проблемы в сфере закупок остались те же, что и во времена 94-ФЗ, - признает заместитель руководителя Санкт-Петербургского УФАС Роман Лучников. - Чаще всего мы сталкиваемся с тем, что заказчик формирует техническое задание таким образом, что на этапе рассмотрения заявок на участие в аукционе отказывает в допуске всем участникам, кроме одного, что приводит к заключению контракта по максимальной цене и сильно ограничивает конкуренцию, а также способствует другим злоупотреблениям», - рассказывает он. Одним из самых распространенных нарушений является описание объекта закупки, которое носит необъективный характер. Например, в одной закупке на оказание услуг водителей содержались требования к температуре масла и площади пряжки ремня безопасности автомобиля.

На волне разговоров об импортозамещении у петербургских предприятия появилась надежда получить долгожданный заказ в приоритетном порядке. Однако антимонопольщики спешат внести ясность. «Безусловно, мы за развитие предпринимательской активности в Петербурге, но это не значит, что доступ к городским закупкам должен быть закрыт для предпринимателей из других регионов России. Тем более что Конституция РФ гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции и свободу экономической деятельности», - напомнил руководитель санкт-петербургского УФАС Вадим Владимиров.

СПРАВКА OK-INFORM

За первую половину текущего года заказчики разместили извещения и документацию по 59 сверхдорогим закупкам. В 16 из них эксперты НАИЗ обнаружили признаки того или иного ограничения конкуренции, самые популярные из них следующие: сжатые сроки поставки продукции, избыточные требования к наличию лицензий и отсутствие необходимой документации. По данным сайта http://zakupki.gov.ru/, в текущем году самым активным заказчиком стало Федеральное агентство связи, которое сделало закупку почти на 168,5 млрд рублей. На втором месте - Минпромторг с чуть более чем 105 млрд рублей. Замыкает тройку лидеров «Ростатом»: в этом году он закупился на 101,8 млрд рублей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458 459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 476 477 478 479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 493 494 495 496 497 498 499 500 501 502 503 504 505 506 507 508 509 510 511 512 513 514 515 516 517 518 519 520 521 522 523 524 525 526 527 528 529 530 531 532 533 534 535 536 537 538 539 540 541 542 543 544 545 546 547 548 549 550 551 552 553 554 555 556 557 558 559 560 561 562 563 564 565 566 567 568 569 570 571 572 573 574 575 576 577 578 579 580 581 582 583 584 585 586 587 588 589 590 591 592 593 594 595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 629 630 631 632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 650 651 652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662 663 664 665 666 667 668 669 670 671 672 673 674 675 676 677 678 679 680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691 692 693 694 695 696 697 698 699 700 701 702 703 704 705 706 707 708 709 710 711 712 713 714 715 716 717 718 719 720 721 722 723 724 725 726 727 728 729 730 731 732 733 734 735 736 737 738 739 740 741 742 743 744 745 746 747 748 749 750 751 752 753 754 755 756 757 758 759 760 761 762 763 764 765 766 767 768 769 770 771 772 773 774 775 776 777 778 779 780 781 782 783 784 785 786 787 788 789 790 791 792 793 794 795 796 797 798 799 800 801 802 803 804 805 806