Бизнес-контроль за контрактной системой

среда, 10 декабря, 2014

Проблемы противодействия коррупции в сфере публичных закупок имеют большую общественную значимость, а коррупционные проявления вызывают серьезную озабоченность как руководства России, так и рядовых граждан страны.
Среди тем, поднятых на московской II Международной конференции «Контрактная система: власть и бизнес против коррупции», рассматривалась и тема выработки и применения антикоррупционных механизмов закона о контрактной системе и помощи бизнесу в доступе к закупкам. Об этом говорил президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин, принявший участие в этом мероприятии.

Стало традицией, что в начале декабря, когда Организацией Объединенных Наций был учрежден Международный день борьбы с коррупцией, Правительство Москвы выносит для рассмотрения на своей конференции столь актуальные проблемы.

И это не случайно. Коррупционные проявления в сфере публичных закупок вызывают серьезную озабоченность.

ТПП РФ активно взаимодействует с Департаментом города Москвы по конкурентной политике. Мы высоко ценим именно участие представителей Департамента в работе Комитета ТПП РФ по развитию системы закупок, в выработке общих подходов по совершенствованию законодательства о контрактной системе и анализе практики его реализации.

ТПП РФ с самого начала поддержала переход на контрактную систему, участвовала в подготовке целого ряда изменений и дополнений Закона № 44-ФЗ на стадии его рассмотрения в Государственной Думе,многие из наших предложений учтены. И мы со своей стороны чувствуем ответственность за реализацию Закона и его антикоррупционную направленность.

В своей работе Палата пытается объединить всех участников контрактной системы закупок – заказчиков, поставщиков, банковский сектор, электронные площадки. Именно форму совместного сотрудничества мы считаем показательной и главный проект в этой части, который сейчас активно реализуется Палатой–создание в регионах Единых центров сопровождения контрактной системы (ЕЦСКС).

Такие центры уже открыты в Перми и Краснодаре. Кроме того, соглашения о создании аналогичных Центров подписаны с правительством Красноярского края и администрацией Санкт-Петербурга.

Основная задача их создания — доступность торгов в рамках 44-ФЗ для малого и среднего бизнеса. Центры реализованы по принципу «одного окна», где бизнес может получить полный спектр финансовых и банковских услуг для участия в торгах в рамках не только 44-ФЗ, но и 223-ФЗ, а также консультационную помощь, решить технические вопросы включения в систему электронных торгов.

В них работают как представители территориальных ТПП, так и Единой электронной торговой площадки (далее – ЕЭТП) и Банка Москвы. За прошедшие месяцы работы зарегистрировано более 700 обращений в ЕЦСКС.

Объединение ресурсов и знаний представителей Палаты, Банка Москвы и ЕЭТП позволяют позиционировать ЕЦСКС как профессиональную структуру во всех вопросах госзакупок, как «единый центр» знаний, оказывающий всестороннюю поддержку.

Полагаю, что открытие таких центров будет способствовать снижению административных барьеров для субъектов малого предпринимательства при вхождении на рынок государственных закупок.

Хочу заметить, что новый Закон значительно увеличил потребность в квалифицированных специалистах для сферы торгов.

В этой связи свою функцию Палата видит в проведении совместно с ведущими российскими образовательными центрами работы по обучению предпринимателей и заказчиков (особенно это важно для субъектов малого предпринимательства и органов местного самоуправления), а также специалистов системы торгово-промышленных палат в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе. Обучение проводится в большинстве регионов, в том числе и в Москве.

Экспертными структурами системы торгово-промышленных палат разработаны и реализуются программы подготовки и переподготовки специалистов в сфере закупок, совместно с Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» проводится обучение экспертов по программе «Экспертные услуги в сфере федеральной контрактной системы закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд». Прошедшие обучение эксперты вносятся в Реестр экспертов ТПП РФ в сфере государственных и муниципальных закупок.

Кроме того, утверждены методические рекомендации о порядке проведения экспертизы при приемке товаров, работ, услуг, оказываемых при выполнении поставок по контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В свою очередь, проведение экспертизы в рамках контрактной системы является одним из основных направлений работы системы торгово-промышленных палат и одним из антикоррупционных механизмов в сфере закупок. На нем я остановлюсь более подробно.

Торгово-промышленные палаты располагают сегодня необходимой экспертной базой для проведения экспертизы. И мы готовы выступить экспертной площадкой по многим направлениям – как в области экспертизы технических заданий и начальных цен контрактов, так и результатов исполнения контракта, включая экспертизу качества това­ров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.

Вместе с тем, есть вопросы, которые требуют законодательных решений.

В первую очередь, это отсутствие на федеральном уровне общих, единых для всех заказчиков подходов к порядку проведения экспертизы с привлечением независимых экспертов. В законодательстве необходимо прописать положения об организации проведения экспертизы, о порядке взаимодействия заказчика и эксперта, экспертной организации при проведении экспертизы. И самое главное – об ответственности экспертов и экспертных организаций за качество и результаты экспертных заключений.

Кроме того, обязательному урегулированию в нормативных актах подлежат квалификационные требования, предъявляемые к экспертам в сфере госзакупок. Текущий «правовой вакуум» создает трудности по определению профессионализма экспертов, а также способствует возникновению экспертных фирм-однодневок.

Полагаем, что в решении вышеназванных вопросов по развитию и совершенствованию национальной негосударственной независимой экспертизы необходимо активное участие федеральных и региональных органов исполнительной власти, в первую очередь Правительства Москвы, представителей независимого экспертного сообщества, включая специалистов экспертной системы Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, при координирующей роли Правительства Российской Федерации. Результат совместных усилий по решению этих вопросов непременно скажется на повышении эффективности, результативности и прозрачности осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предотвращении коррупции и других злоупотреблений в сфере госзакупок, улучшении в целом делового климата в контрактной системе.

Деятельность системы торгово-промышленных палат в сфере закупок будет неполной без общественной составляющей. Задача палат, как некоммерческих организаций, представляющих интересы бизнес-сообщества, - активное участие в общественном обсуждении действующих нормативных актов и проектов НПА, а также в общественном контроле за исполнением и применением действующего законодательства.

В этой связи для целей организации мониторинга исполнения контрактной системы в ряде территориальных торгово-промышленных палат со­зданы общественные комитеты, где на постоянной основе заслушиваются итоги реализации контрактной системы на местах.

Кроме того, территориальные торгово-промышленные палаты направляют своих представителей в ведом­ствен­ные общественные советы, где имеют возможность пуб­лично отстаивать права предпринимателей.

Представители ТПП РФ и Комитета ТПП РФ по развитию системы закупок включены в состав Совещательных органов таких компаний как ОАО «Россети», ОАО «Зарубежнефть», ГК «Российские автомобильные дороги», ОАО «Объединенная судостроительная корпорация».

В то же время, Закон о контрактной системе предусматривает серьез­ные преферен­ции для малых предприятий. Имеется в виду, что не менее 15% годового объема заказов должно быть отдано небольшим фирмам и соци­ально ори­ентирован­ным некоммерческим организациям. Контроль за соблюдением данных квот, а также за предоставлением преференций для товаров российского происхождения,будет предметом особого внимания для всех российских торгово-промышленных палат.

Соратник Навального в Красноярске рассказал о заработке на госзакупках

среда, 10 декабря, 2014

В Красноярском крае председатель регионального отделения «Партии Прогресса» Алексея Навального Олег Безруких одновременно является стопроцентным владельцем ООО ПК «Линия производства», которое в последние три года выиграло по меньшей мере пять тендеров от министерств и ведомств региона на сумму один миллион 700 тысяч рублей.

«Линия производства» специализируется на рекламной и маркетинговой деятельности, в том числе на создании аудиовизуального медиаконтента. Олег Безруких подтвердил, что его компания выигрывала тендеры. Однако в последние годы компания в конкурсах не участвует, уверяет соратник Алексея Навального.

— Как-то не удается сейчас, а раньше, года 3–4 назад, мы участвовали в двух или трех конкурсах, делали телевизионные передачи пару лет, делали 2–3 серии социальных рекламных роликов, — говорит Олег Безруких. — Просто существует система, при которой конкурсы пишутся под конкретику и эта конкретика задается в техзадании, а мы просто не можем его удовлетворить.

Также Олег Безруких утверждает, что зачастую сами заказчики скрывают истинное задание тендера.

— Например, недавно был объявлен конкурс на создание 40 видеороликов. Конкурс на три миллиона рублей. Мы как профессионалы в этой области открываем этот конкурс, а там оказалось, что «серией роликов» назвали телевизионную передачу о Законодательном собрании, — поделился Безруких. — И естественно, что те условия, на которых делается телевизионная передача, нам просто не подходят. Я думаю, мы не будем участвовать.

При этом глава компании заявил, что в данном тендере существует и этическая проблема, поскольку, по его мнению, передача о Заксобрании не может содержать критику в адрес власти. Как подчеркнул Безруких, именно поэтому его компания не собирается брать на себя задачи по тендеру.

Однако, как отметил активист «Партии прогресса», если в ближайшее время появятся новые интересные тендеры, «Линия производства» обязательно будет принимать в них участие. Олег Безруких считает правильным, что на государственные деньги работают профессионалы, независимо от их политической платформы.

LifeNews сообщал, что региональные власти вольно или невольно финансировали компании соучредителей «Партии прогресса». За последние годы десятки миллионов рублей перекочевали в карманы оппозиционеров из региональных бюджетов в результате тендеров, организованных госструктурами. Администрации субъектов федерации фактически спонсировали открытие филиалов партии Алексея Навального.

До этого LifeNews обнаружил доказательства закамуфлированной поддержки оппозиционера федеральной властью. Поддержка осуществлялась через тендеры. Компания Александрины Маркво, гражданской жены соратника Алексея Навального Владимира Ашуркова, с 2012 года заработала 100 миллионов рублей на гостендерах. Подтверждающие это открытие LifeNews документы находятся в открытом доступе.

Блогер Алексей Навальный получил известность благодаря публикациям компромата на высокопоставленных чиновников и федеральные структуры. Скептики давно высказывали предположения о наличии у Навального высоких покровителей, возможно, использующих оппозиционера в своих интересах. У многих, в частности, вызвал подозрения добавивший блогеру популярности эпизод в июле 2013 года, когда он был осужден на пять лет по нашумевшему делу «Кировлеса», взят под стражу, но уже на следующий день был отпущен под подписку о невыезде по неожиданно удовлетворенной жалобе прокуратуры.

Проект «Биржа торгов» сегодня запущен на ВДНХ

среда, 10 декабря, 2014

"Проект «Биржа торгов» должен стать действенным механизмом для борьбы с коррупционной составляющей в закупках, заявила заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Наталья Сергунина, давая старт проекту в рамках Второй международной конференции "Контрактная система Москвы: власть и бизнес против коррупции".

Она поздравила всех участников «Биржи торгов» со стартом проекта и выразила уверенность, что он будет востребован у представителей бизнеса.

«Открытость – наша главная цель. Власти не меньше бизнеса заинтересованы в прозрачности процедур, как на рынке закупок, так и на рынке инвестиционных предложений. Перед нами стоит задача доступным языком рассказать о том, как работает система, чтобы обеспечить более широкое вовлечение представителей бизнеса в процесс закупок и инвестиционных предложений.

В этом особенность проекта «Биржа торгов». Нам важно объединить всех участников процесса, дав им максимальный объем информации о проводимых городом процедурах. Поэтому новый проект необходимо рассматривать как механизм для борьбы с коррупционной составляющей в закупках и на инвестиционной рынке столицы", - отметила Н. Сергунина.

Площадка, объединяющая всех игроков городской системы закупок, стала логическим продолжением проекта «Информационный город», успешно стартовавшим в павильоне № 14 Выставки достижений народного хозяйства в августе 2014 года. Новый проект будет ориентирован в первую очередь на представителей бизнеса.

У посетителей «Биржи торгов» теперь будет возможность получить информацию об инвестиционных и контрактных предложениях Правительства Москвы, оформить все необходимые документы для участия в конкурсных процедурах.

«Биржа торгов» объединила всех значимых игроков и провайдеров столичной системы закупок. Партнеры проекта - основные крупные игроки московского рынка электронных торгов (ЭТП ММВБ, ЕЭТП, Сбербанк-АСТ), существующие электронные ресурсы (Портал поставщиков.

В первый день работы за 56 закупочными процедурами в режиме он-лайн смогут наблюдать посетители Биржи торгов в первый день ее работы, сообщил руководитель Департамента города Москвы по конкурентной политике Геннадий Дёгтев.

«В режиме реального времени можно будет посмотреть, как одномоментно на разных электронных площадках идут электронные аукционы на приобретение лекарственных препаратов, специальной дорожной техники, дизельного топлива. Кроме этого, посетители Биржи увидят, как реально идет конкурентная борьба за право заключения договоров на техническое обслуживание, благоустройство и подрядных работ по капремонту и строительству,» - сказал Геннадий Дёгтев.

Он также обратил внимание на то, что инвесторы смогут на Бирже торгов увидеть, как идут 17 электронных аукционов по аренде помещений и два молоточных аукциона.

«Молоточные аукционы по продаже двух объектов культурного наследия будут транслироваться на экранах Биржи торгов», - отметил Г. Дёгтев.

Он подчеркнул, что «Биржа торгов» обладает преимуществом перед любыми онлайн-площадками не только с точки зрения информирования потенциальных участников контрактных процедур о правилах, принципах и критериях проведения госзакупок в российской столице, но и проведения необходимых консультаций и обучения потенциальных молодых предпринимателей со всей страны, готовых участвовать в конкурсных процедурах на право поставки и оказания услуг для нужд города Москвы. Этим готовы заняться преподаватели Московского государственного университета управления.

Первый из цикла обучающих программ, направленных на расширение диалога московских властей с малым и средним бизнесом для реализации наиболее взвешенных и продуманных решений в области госзаказа, контрактных процедур, развития московской конкурентной среды и противодействия коррупции проведут предприниматель Антон Хреков и эксперт Фонда «Центр Политической Конъюнктуры» Павел Шведов.

Они готовы рассказать о том, почему объединение на площадке «Биржи торгов» всех значимых игроков и провайдеров городской системы закупок облегчит деятельность потенциальных подрядчиков и как прозрачный канал информации о действиях городских властей может способствовать оптимизации планирования деятельности малых предприятий города.

По словам заместителя мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Натальи Сергуниной , «общественным организациям предпринимателей надо активно включиться в проект, особенно это касается обучающих программ и бизнес-классов. Они должны выступить не только в качестве слушателей. Но и сами на площадке «Биржи торгов» проводить их. Таким образом, они смогут сформировать объективную картину о происходящем на рынке закупок».

Пройти обучение в игровой форме можно будет на Бирже торгов при помощи специально разработанной настольной игры компанией «Мосигра».

По мнению представителей бизнеса, открытие подобной площадки является прекрасным новогодним подарком Правительства Москвы бизнесу.

Потенциальная аудитория нового проекта – около семидесяти тысяч малых и средних компаний, зарегистрированных в Реестре субъектов МСП Москвы.

Саморегулирование в строительстве получило новый инструмент борьбы с торговлей допусками к работам

среда, 10 декабря, 2014

Саморегулирование в строительстве получило новый инструмент борьбы с торговлей допусками к работам. В конце ноября были приняты поправки в Градостроительный кодекс, которые дали возможность переместить контрольные функции с государства на игроков рынка, пояснил исполнительный директор Челябинского межрегионального союза строителей Юрий Десятков. Раньше периодически появлялись саморегулируемые организации, которые не проверяли компании, а просто продавали им допуски к работам. Бороться с такими фактами должен был Ростехнадзор. И он пытался, но постоянно проигрывал суды:

«Ему вменили это в обязанность, не добавив ни численности людей, ни специальных средств. Понятно, что для него это было обузой, и он этим занимался нехотя, не имея опыта. За пять лет мы, к сожалению, наплодили ряд недобросовестных СРО, которые торговали допусками. А когда на рынке возможны подобные факты, это дискредитирует само саморегулирование».

Теперь контролировать деятельность таких организаций в части выдачи допусков может объединение НОСТРОЙ, сообщил Юрий Десятков:

«Раньше у нас было три нацобъединения. Это изыскатели, проектировщики и строители. Недавно изыскатели и проектировщики объединились, у них прошел съезд. Они стали одним целым, и теперь будут вести свой реестр организаций. А строители будут вести свой. Реестры будут вестись в электронном виде, все будет доступно на сайтах. Самое главное, что теперь, согласовав исключение из реестра организации с Ростехнадзором, можно будет в досудебном порядке исключить ту СРО, которая допускает нарушения».

Регулярно будет собираться совет объединения, состоящий из 30 человек. Решение об исключении будут принимать прямым голосованием:

«После того, как НОСТРОЙ принял решение исключить компанию, он подает протокол заседания в Ростехнадзор. Ростехнадзор в течение пяти дней принимает решение – исключить или оставить. Если оба согласны, то просто исключают в досудебном порядке. Потом та организация, если считает, что по каким-то причинам ее незаконно исключили, уже подает в суд и пытается восстановиться, то есть все идет обратным путем. Раньше национальное объединение и технадзор не могли исключить, потому что не могли выиграть суды. Сейчас посмотрим, кто грамотнее окажется в этой ситуации».

В соответствии с принятыми изменениями, Ростехнадзор также получит право проводить плановые проверки саморегулируемых организаций, а Минстрой России – проверки нацобъединений.

Процедура в тени закона

вторник, 9 декабря, 2014

Национальная ассоциация участников электронной торговли в девятый раз подвела итоги исследования Национальный рейтинг прозрачности закупок. В этом году рейтинг охватил переходный период в законодательстве о контрактной системе.

По мнению председателя оргкомитета рейтинга Антона Назаркина, работа по новому закону федеральных, региональных и муниципальных закупщиков внесла некоторую сумбурность в действия заказчиков и поставщиков, что отражается на их показателях. "Сравнивая 1-е полугодие 2014 года (работа по 44-ФЗ) и 1-е полугодие 2013 года (работа по 94-ФЗ), мы видим уменьшение уровня конкуренции во всех трех сегментах: федеральные закупщики - на 20,6%, региональные закупщики - на 30,5%, муниципальные закупщики - на 0,14%. Тенденция снижения не удивительна и ожидаема.

Менее всего она заметна в секторе муниципальных закупщиков, что связано в первую очередь с меньшим суммарным объемом годового заказа, а также с наработанной постоянной базой участников конкурентных процедур. Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что сегодня мы наблюдаем отрицательное действие нового законодательства в сфере закупок на уровень конкуренции", - говорит Антон Назаркин. Впрочем, по его словам, несмотря на количество и разнообразие новых видов конкурентных процедур на первом этапе адаптации заказчиков и поставщиков к 94-ФЗ, их общее число не превысило и 2,2% от общего числа опубликованных процедур. При этом объем размещенного заказа с использованием новых закупочных процедур превысил 135 млрд руб. при незначительном их количестве.

По мнению Андрея Черногорова, гендиректора Электронной торговой площадки Газпромбанка, в переходный период произошли значительные сдвиги в позициях участников рейтинга. "Не все госзаказчики одинаково адаптировались к новым правилам, а некоторые стали использовать существующие недоработки в 44-ФЗ и сопутствующих нормативных документах для снижения прозрачности своего заказа. Однако в целом, даже с переходом на новый закон, который дает больше полномочий заказчикам, прозрачность госсектора по-прежнему выше, чем в других секторах", - считает Андрей Черногоров.

По данным исследования, в этом году потери государства от закупок составили 278,2 млрд руб., что на 4,78% больше прошлогоднего значения (без учета уровня инфляции). Уровень завышения цен по госсектору в целом составил 6,3%, что на 0,8% больше аналогичного значения 2013 г. Наибольший уровень завышения закупочных цен имеет федеральный сегмент (9,2%). Уровень завышения в региональном сегменте оценивается в 5,4%, в муниципальном - в 4,5%. По мнению экспертов НРПЗ, увеличение потерь от завышенных закупочных цен связано как раз с изменениями правил и условий проведения закупок в этом году.

В исследовании отмечается, что после вступления в силу нового закона о закупках электронные аукционы сохранили свое первенство и сегодня являются основным конкурентным способом определения поставщиков, подрядчиков и исполнителей.

Электронный аукцион лидирует как по количеству опубликованных процедур, так и по объему заказа. По результатам исследования, в госсекторе доля электронного аукциона составляет более половины торгов (69,54%). По итогам года больше всего электронных аукционов проведено субъектами РФ - 46, 78% от общего количества.

Эксперты отмечают, что электронные аукционы стали самой часто используемой закупочной процедурой и ежегодно продолжает расти. За 2011-2014гг. доля электронных аукционов среди закупочных процедур за 1 год росла на 17%.

Запрос котировок занимает второе место по степени востребованности и составляет 26,26%. "Запрос котировок позволяет разместить заказ в сжатые сроки, чем привлекает многих заказчиков, и является наиболее простым, так как содержит минимум требований и позволяет сэкономить бюджетные средства", - поясняет Антон Назаркин. При этом эксперты отмечают снижение доли запроса котировок почти на 20%.

Аналитиками также отмечено снижение уровня конкуренции на торгах. В этом году среднее число участников в торгах в федеральном сегменте снизилось на 0,3 единицы по сравнению с прошлогодним значением и составило 2,8, что соответствует показателю 2009 года. Что касается регионального сегмента, там также наблюдается снижение значения этого показателя на 0,3 единицы, он составляет 3,1. Среднее число заявок, сделанных по всем объявленным процедурам, в федеральном сегменте оценивается на уровне 2,54 и в региональном - 2,36.

По мнению Антона Емельянова, гендиректора Единой электроной торговой площадки, снижение уровня конкуренции на торгах связано с переходом на новый закон о контрактной системе. "В 2010-2011 гг. конкуренция возросла, потому что был переход к электронным торгам. Новая контрактная система уменьшила объемы процедур в электронном виде. Сегодня заказчик должен выбирать из "бумажных конкурсов". В этом году должны были вступить в силу поправки к закону, но этого пока не произошло", - говорит он. По его мнению, в первом полугодии 2015 года роста конкуренции на торгах ждать не придется.

По результатам рейтинга, в 2014 году совокупная доля корпоративных заказчиков на национальном рынке закупок составила 59,1%, в то время как доля закупок госсектора составила лишь 40,9%.

Самый низкий уровень прозрачности был отмечен в секторе частных коммерческих закупщиков. По результатам исследования в этом классе заказчиков отсутствуют участники, закупочная деятельность которых соответствует уровню "Гарантированная прозрачность". Доля участников в положительной области (гарантированная и высокая прозрачность) составляет всего 3%, в отрицательной - 87%.

"Крупнейшие компании, особенно из нефтяной отрасли, уже который год демонстрируют рекордную непрозрачность. Если взвешивать прозрачность по доходам игроков, то в целом весь корпоративный сектор "тянут вниз" именно нефтяные компании, которые расходуют свои средства исключительно закрытым для общественности способом. По идее, с ужесточением экономической ситуации государство должно предъявлять (через ФАС и ФСФР) гораздо более жесткие требования к отдельным акционерным обществам относительно эффективности корпоративного управления, в особенности к управлению затратами. В этом плане надежда есть, но с эффектом только к 2016 году", - поясняет Андрей Черногоров.

Наиболее прозрачными заказчиками в сегменте госзакупок стали Федеральная служба по тарифам, Государственная фельдъегерская служба, министерство труда и социальной защиты, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. Самый низкий показатель у министерства природных ресурсов и экологии, министерства энергетики, Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка и Федеральной таможенной службы.

Среди региональных государственных заказчиков наивысший балл у Москвы, традиционно занимающей лидирующую позицию в рейтинге, а так же Кировской области, республик Башкортостан и Татарстан, продемонстрировавших значительную динамику роста прозрачности закупок в 2014 году. Республики Тыва и Алтай, Ямало-Ненецкий автономный округ и Республика Дагестан имеют самый низкий показатель прозрачности в системе размещения заказа.

В классе муниципальных государственных закупщиков лидируют Архангельск, Петропавловск-Камчатский, Красноярск. А низкая прозрачность у городов Элиста, Сочи, Черкесск, Ульяновск.

Сегмент заказчиков, регулируемых федеральным законом 223-ФЗ, сектора корпоративных закупщиков возглавили "Мосгортранс", "Газпром", "Россети", "Ростелеком", "Российские автомобильные дороги". Низкие баллы оказались у "Энел ОГК-5", "Первого канала", РКК "Энергия" и "Почты России".

Сегмент коммерческих заказчиков сектора корпоративных закупщиков по прозрачности возглавляют "Татнефть", "СИБУР Холдинг", "Трансинжстрой". В числе аутсайдеров рейтинга оказались такие структуры, как авиакомпания "Уральские авиалинии", группа "Магнезит", "Евроцемент групп".

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458 459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 476 477 478 479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 493 494 495 496 497 498 499 500 501 502 503 504 505 506 507 508 509 510 511 512 513 514 515 516 517 518 519 520 521 522 523 524 525 526 527 528 529 530 531 532 533 534 535 536 537 538 539 540 541 542 543 544 545 546 547 548 549 550 551 552 553 554 555 556 557 558 559 560 561 562 563 564 565 566 567 568 569 570 571 572 573 574 575 576 577 578 579 580 581 582 583 584 585 586 587 588 589 590 591 592 593 594 595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 629 630 631 632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 650 651 652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662 663 664 665 666 667 668 669 670 671 672 673 674 675 676 677 678 679 680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691 692 693 694 695 696 697 698 699 700 701 702 703 704 705 706 707 708 709 710 711 712 713 714 715 716 717 718 719 720 721 722 723 724 725 726 727 728 729 730 731 732 733 734 735 736 737 738 739 740 741 742 743 744 745 746 747 748 749 750 751 752 753 754 755 756 757 758 759 760 761 762 763 764 765 766 767 768 769 770 771 772 773 774 775 776 777 778 779 780 781 782 783 784 785 786 787 788 789 790 791 792 793 794 795 796 797 798 799 800 801 802 803 804 805 806