ОНФ выявил завышение стоимости строительства детсадов в Сибири

четверг, 15 января, 2015

Согласно одному из майских указов президента Владимира Путина, к 2016 году в России должны быть ликвидированы очереди в детские сады. Многие регионы за счет строительства детских учреждений успешно справляются с поставленной задачей — в 2012 году в стране насчитывалось 1,2 млн детей в очереди, сейчас — 409 тыс. При этом цены в тендерах на строительство детских садов при очевидных сопоставимых площадях и вместимости значительно различаются — даже в одном регионе строительство приблизительно одинаковых детских садов может обойтись государственному бюджету с разницей в десятки миллионов рублей, что, в свою очередь, часто не соответствует нормам, утвержденным Федеральным агентством по строительству и ЖКХ.

Активисты проекта «Общероссийского народного фронта» (ОНФ) «За честные закупки» продолжили мониторинг закупок по строительству новых детских учреждений. Они выявили, что с 1 июня 2014 года было произведено более 40 закупок на сумму свыше 2 млрд рублей.

Руководитель проекта ОНФ «За честные закупки» Антон Гетта в разговоре с «Известиями» отметил, что результаты мониторинга закупок на строительство детских садов доказывают, что проблема, поднятая ОНФ в начале года, до сих пор актуальна. Напомним, что 18 ноября прошлого года на «Форуме действий» ОНФ активисты проекта «За честные закупки» доложили президенту Владимиру Путину о многочисленных фактах разной стоимости строительства детсадов, зачастую находящихся в одном или соседних регионах.

— ОНФ выступил с инициативой внедрения типовых проектов для уменьшения стоимости строительства детских учреждений. В итоге в послании Федеральному собранию президент дал наказ проводить строительство объектов социального назначения на основе типовых проектов. В следующем году в тесном взаимодействии с Минстроем мы возьмем на контроль реализацию этой инициативы, чтобы существенно снизить бюджетные потери от неэффективного расходования средств, — подчеркнул Антон Гетта.

Источник в правительстве рассказал «Известиям», что профильное Министерство строительства и ЖКХ цены на строительство не устанавливает.

— Саму цену Минстрой не устанавливает. Есть справочники по цене на стройматериалы. Иногда может быть дорогой проект, и это может быть обосновано — на это чиновники из ведомства не могут влиять. Хотя, конечно, когда есть существенная разница в цене на однотипные объекты в соседних регионах, это вызывает вопросы, — пояснил собеседник «Известий».

Рекомендуемая цена Минстроя России, к примеру, на типовой детский сад формируется за счет цены стройматериалов и их доставки, подключения к инженерным сетям, а также индивидуальных (климатических, сейсмических) условий региона, где планируется возвести объект. Для каждого региона России существует своя рекомендуемая цена. Она может возрасти, если, к примеру, власти региона за счет собственных бюджетных средств или частных инвестиций решили применить иные, более дорогие, строительные материалы или возвести дополнительное помещение.

— Если говорить не только о детских садах, а вообще об объектах капитального строительства, которые финансируются напрямую из федерального бюджета, а не через субсидии, Минстрой России сейчас активно работает над созданием единого технического заказчика в строительстве, что позволит упорядочить цену строительства по однотипным проектам. Создание такой структуры позволит значительно сэкономить государственные средства и пресекать разницу в стоимости однотипных проектов, — заявили «Известиям» в Минстрое.

Так, в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре был размещен заказ на выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Детский сад, п. Карымкары, Октябрьский район», рассчитанный на 75 мест, а цена контракта составляет 170,5 млн рублей. Общая площадь земельного участка, на котором возведут детский сад, достигает почти 1 га. Стоимость одного места 2,27 млн рублей при утвержденных нормах Федерального агентства по строительству и ЖКХ в 1 млн рублей.

Замначальника управления ЖКХ и строительства администрации Октябрьского района Людмила Черепкова пояснила «Известиям», что конкурс по строительству детского сада завершен.

— У нас там уже начали строительство. Определен подрядчик, забиты сваи. Конкурс выиграл строительный холдинг ХМАО — «Север-строй инвест» (город Белоярский), — добавила она.

На вопрос о том, почему стоимость строительства значительно отличается от норм, утвержденных Федеральным агентством по строительству и ЖКХ, Людмила Черепкова заявила, что не видит в этом ничего странного, поскольку у них «есть заключение ценовой экспертизы».

Получить разъяснения от представителей строительного холдинга «Север-строй инвест» на момент написания материала «Известиям» не удалось.

Для сравнения: в 2014 году в Сургуте, 32-й микрорайон, был введен в эксплуатацию современный садик «Снегирек» на 200 мест (с бассейном) стоимостью 220 млн рублей. Заказчик — управление капитального строительства Тюменской области. Стоимость одного места в этом детском учреждении — 1,1 млн рублей, что укладывается в утвержденные нормы для детских садов с бассейнами. В городе Нижневартовске, в квартале № 21, планируется строительство детского сада на 320 мест при цене одного места 818 тыс. рублей, что соответствует утвержденным нормам.

Вторым «дорогим» проектом детского сада стал объект, который планируется возвести в Хабаровске. Заказчиком конкурса выступила администрация города. Согласно конкурсной документации, трехэтажное здание будет рассчитано на 12 групп общей численностью 230 детей в возрасте от 2 до 7 лет. Окончание строительства намечено на конец декабря 2015 года. На выполнение работ выделяется 275,9 млн рублей. Таким образом, стоимость одного места составит 1,19 млн рублей при утвержденных нормах Федерального агентства по строительству и ЖКХ в 940 тыс. рублей. «Фронтовики» приводят в пример, что агентство государственного заказа Красноярского края планирует строительство детского сада на 270 мест в поселке Абан по цене 701 тыс. рублей за одно место.

Третий детский сад по завышенной стоимости региональные чиновники планируют возвести в Южно-Сахалинске. Управление капитального строительства Южно-Сахалинска объявило тендер на строительство детского сада на 220 детей. Исходя из конкурсной документации, двухэтажное здание площадью 5 тыс. кв. м построят в планировочном районе Новоалександровск. Строительство по документам должно быть завершено до середины декабря 2015 года. На выполнение работ выделяется 360,7 млн рублей. При расчете получается, что стоимость одного места 1,63 млн рублей при утвержденных нормах Федерального агентства по строительству и ЖКХ в 1,33 млн рублей. Представители ОНФ сравнивают этот объект с детсадом в Красноярске на улице Грунтовая, где стоимость одного места 542 тыс. рублей.

Согласно данным, опубликованным на сайте госзакупок, с 23 декабря 2014 года проведение конкурса по строительству детского сада в Южно-Сахалинске приостановлено Федеральной антимонопольной службой по Сахалинской области в соответствии с ч. 7 ст. 106 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» из-за жалобы снятого с конкурса участника.

Общество с ограниченной ответственностью «Стройград» обвинило администрацию Южно-Сахалинска в том, что конкурс готовился под одного участника, а муниципальный контракт на бюджетные деньги хотели заключить по максимальной цене без фактической конкуренции между подрядчиками. Поводом для жалобы стало то, что комиссия сняла «Стройград» с конкурса из-за того, что участник закупки якобы не предоставил информацию о товаре (товарный знак. — «Известия»), предлагаемом для выполнения работ. Представители компании просят контролирующие структуры установить факты нарушения законодательства о госзакупках, допустить «Стройград» к участию в аукционе, а также на период рассмотрения дела приостановить заключение контракта, в случае же если контракт уже необоснованно заключен, аннулировать результаты аукциона и контракт.

Руководитель проекта «Единой России» «Детские сады — детям», зампредседателя комитета Госдумы по образованию Алена Аршинова считает, что за расходование бюджетных средств на строительство детских садов отвечать должны персонально губернаторы.

— Ранее мы занимались мониторингом, у нас также «выскакивали» регионы, которые тратят средства за установленной планкой по максимуму. В списках были не только сибирские регионы, но и другие. Счетная палата проводила проверку, были вынесены предупреждения некоторым регионам. Губернаторы должны были объясняться по эффективности расходования этих средств, — рассказала она. — Относительно сибирских регионов понятно, что заранее делается просчет, что это холодные регионы, где затрат требуется больше, чем в Центральном федеральном округе. Но мы не можем строить дорогие детские сады, у нас очередь детей от 3 до 7 лет составляет 390 тыс., от 0 до 3 лет — свыше 1 млн детей. Исходя из этого, мы должны позволить по всем санитарным нормам, по регламенту Минстроя и ЖКХ построить определенное количество типовых детских садов при стоимости одного места до 1 млн рублей, чтобы устранить очереди.

Она напомнила, что в связи с большими очередями в детские сады государство с 2013 года выделяет дополнительные средства на строительство, реконструкцию и ремонт дошкольных образовательных учреждений. По ее словам, начало 2015 года ознаменовалось завершением срока освоения федеральных субсидий, выделенных в 2014 году на модернизацию региональных систем дошкольного образования. В прошлом году на эти цели было выделено 50 млрд рублей. В соответствии с принятыми соглашениями федеральные средства, выделенные 85 субъектам России, должны были быть освоены в полном объеме к 1 января 2015 года.

По данным Министерства образования и науки РФ, к настоящему времени освоено свыше 46,697 млрд рублей, что составляет 93,4% от выделенных средств. При этом 100% субсидии освоено в 57 регионах России.

Эксперт Национального антикоррупционного комитета (НАК) Илья Хандриков считает, что ситуация в сфере ценообразования при строительстве детских садов останется прежней, если не произойдет системных изменений.

— Тут нельзя сказать четко, виноват подрядчик или заказчик. Дело в том, что и заказчик, и подрядчик — это субъекты, которые находятся в одной коррупционной системе. Эта система и формирует такие правила. Не важно, кто там больше виноват — одни требуют откаты, другие завышают цену. Все играют по одним правилам. Это кормление всей системы снизу доверху, — добавил он.

Минэкономразвития придумало схему обхода правил ВТО при закупках

четверг, 15 января, 2015

В Минэкономразвития придумали, как обойти важный запрет ВТО на преференции отечественным товарам при закупках госкомпаний. Чиновники не будут вмешиваться в саму процедуру закупок, но станут стимулировать менеджмент покупать отечественное. Чем больше купят, тем выше станут показатели эффективности руководителей

Проект изменений в закон 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» министерство разместило на портале regulation.gov.ru.

Согласно тексту документа, Минэкономразвития предлагает отменить право Белого дома «устанавливать приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства». Это право зафиксировано п.1 ч.8 ст.3 этого закона.
Норму предлагается заменить более туманным указанием о том, что правительство будет «устанавливать особенности планирования и осуществления закупок "крупнейших заказчиков».

В эту среду документ обсуждался на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича. Его представитель подтвердил РБК, что на встрече у вице-премьера были доложены предложения по реализации нового положения, а ее участники договорились обсудить их на специальных совещаниях.

Как следует из пояснительной записки к законопроекту, действующую норму «реализовать не представляется возможным», так как правительственный акт, который установит преференции для отечественных товаров, может трактоваться как нарушение базовых правил ВТО.
Но сделать что-то нужно: соответствующее поручение Кремля было дано по итогам послания президента Федеральному собранию. Два источника РБК в правительстве объяснили, что изменения закона о закупках госкомпаний нужны, чтобы в дальнейшем изменить долгосрочные программы развития госкомпаний: они будут содержать в качестве одной из основных целей увеличение доли закупок отечественной продукции.
Главная стимулирующая мера – увеличение ее доли будет учитываться при определении ключевых показателей эффективности менеджмента.
Отраслевые ведомства совместно с Минэкономразвития и Росимуществом будут согласовывать предложения компаний по численным значениям таких индикаторов и ключевых показателей эффективности менеджмента при согласовании долгосрочных программ развития каждой компании. Окончательно они будут устанавливаться по итогам рассмотрения долгосрочных программ развития в правительстве специальным актом правительства.

Такой акт будет предусматривать и механизмы, обеспечивающие приоритет закупок отечественной продукции. Например, требование формирования программ поддержки госкомпаниями отечественных производителей.

Требования могут включать проведение конференций отечественных поставщиков, прямое участие заказчиков в капитале отечественных производителей комплектующих или трансферт технологий или передачу технической и технологической документации.

Предполагается, что будет создана информационная система заинтересованных представителей бизнеса о потребностях в товарах, работах, услугах. Это позволит им заблаговременно формировать необходимую производственную базу и снижать издержки до приемлемого уровня. Такие же требования будут распространяться и на закупки при реализации инвестиционных проектов, которым оказываются меры господдержки.

Это рабочая модель с технической точки зрения, считает адвокат компании «Деловой фарватер» Сергей Литвиненко. «Но только если в России производят ту продукцию, квоты на которые могут быть заложены правительством для заказчиков», – добавляет эксперт. Правда, по его мнению, ограничения ВТО полностью обойти не удастся, так как новая схема все равно предполагает издание правительственного акта, что так же, как и сейчас, может трактоваться как нарушение базовых правил ВТО.

Это будет в большей степени неформальная работа с менеджерами госкомпаний, предполагает партнер юрфирмы «ЮСТ» Александр Боломатов. Так будет сложнее доказывать преференции российским производителям. «Но само по себе такое регулирование может вызвать возражения у партнеров по Евразийскому экономическому союзу. Полагаю, что Белоруссия и Казахстан захотят попасть в список «отечественных производителей», – прогнозирует юрист.

Если таким механизмом начнут злоупотреблять, правительство потонет в массе распоряжений, опасается руководитель антимонопольной практики «ГольцблатBLP» Николай Вознесенский. Поэтому применять механизм целесообразно только в исключительных случаях, чтобы решить проблему в конкретной отрасли. Кроме того, по его словам, возможны антимонопольные риски: в 2012–2013 годах в поле зрения ФАС попал «Газпром», покупавший продукцию российских компаний по подобному плану-графику. Тогда это повлекло череду антимонопольных расследований.

ОНФ: Правительство ХМАО должно пересмотреть условия конкурса на строительство перинатального центра в Сургуте

среда, 14 января, 2015

Эксперты проекта ОНФ «За честные закупки» обратили внимание на проводимый в Ханты-Мансийском автономном округе конкурс по возведению перинатального центра на условиях государственно-частного партнерства. Согласно условиям тендера, он обойдется государственному бюджету в 18,4 млрд руб. – вдвое дороже, чем оценивается госэкспертизой. Более того, заключить соглашение на строительство планируется до конца года с компанией, бенефициары которой зарегистрированы в офшорной и иностранной юрисдикции. ОНФ призывает власти региона воздержаться от заключения сомнительного контракта, противоречащего ключевым установкам последнего послания президента РФ, и пересмотреть его условия.

Условия проведения конкурса на строительство Центра, который должен размещать стационарно 315 больных и принимать до 165 человек в смену, были утверждены распоряжением правительства ХМАО от 7 ноября и подписаны губернатором. 18 ноября 2014 г. объявление о проведении открытого конкурса на право заключения соглашения о государственно-частном партнерстве по проектированию, строительству и оснащению перинатального центра в Сургуте было размещено на сайте Департамента здравоохранения ХМАО-Югры. На официальном сайте госзакупок никакой информации о проведении подобного тендера экспертами ОНФ не обнаружено.

Из конкурсной документации следует, что общий объем расходных обязательств ХМАО-Югры в лице департамента здравоохранения округа составит 18,389 млрд. руб. Хотя сметная стоимость строительства перинатального центра на уровне цен первого квартала 2014 г., утвержденная ранее государственной экспертизой, составляет сумму почти вдвое меньшую – 9,784 млрд. руб.

Дело в том, что из регионального бюджета предполагается выделить еще более 6 млрд руб. на финансовое возмещение части затрат по уплате процентов по договорам займа, которые заключит частный партнер для исполнения соглашения по строительству. Также пунктом 2.8.5 конкурсной документации предусмотрено, что предельные размеры обязательств ХМАО могут меняться. Например, из-за курсовой разницы, так как всё заложенное в смету медицинское оборудование – зарубежного производства (Германия, Италия, Швейцария, Япония). Таким образом, цена контракта может значительно увеличиться, считают эксперты ОНФ.

Но даже на данный момент стоимость Центра в Сургуте в несколько раз превышает стоимость аналогичных объектов в других регионах страны. Так, одно койко-место в Сургуте обойдется в сумму порядка 58 млн руб. – почти в три раза дороже, чем в Красноярске (21 млн руб.) или Нальчике (18 млн руб.), и в четыре раза дороже, чем в Москве (14 млн руб.).

Экспертов ОНФ настораживает, что часть работ уже была выполнена ранее в рамках программы «Сотрудничество» (договор между органами государственной власти Тюменской области, ХМАО-Югры и ЯНАО) в 2013–2014 гг.: проект стоимостью 40 млн руб. получил положительное заключение государственной экспертизы от 3 июня 2014 г. Но в конкурсной документации, размещенной 18 ноября, четко указано, что предметом конкурса является право на заключение соглашения о государственно-частном партнерстве «на проектирование, строительство, оснащение перинатального центра». Получается, что за проектные работы будут платить еще раз.

Подозрительными кажутся слишком жесткие условия проведения тендера, которые фактически исключают возможность конкуренции. Чтобы принять участие в тендере, от компаний требовалось иметь чистые активы в размере 1 млрд руб., контрактная стоимость ранее спроектированных и построенных объектов должна была быть 20 млрд руб., а опыт привлечения банковских кредитов – на сумму не менее 10 млрд. руб. Конкурс проводился без предварительного отбора участников. Для подачи конкурсных заявок выделялся всего один месяц – за это время претендент должен был успеть рассчитать стоимость строительства и проектных работ, а также всех затрат по эксплуатации объекта. По мнению экспертов ОНФ, это может указывать на то, что условия конкурса формировались под «своего» исполнителя.

Им стала ООО «Вис Инфраструктура» из Ленинградской области. Ее владельцем является ООО «ПФ «ВИС», три из четырех бенефициаров которого («Тенко ессет лтд», «Ланмер стрэтеджиес инк» и «Кертон груп лтд») зарегистрированы на Британских Виргинских островах, а еще один («Конвис АГ») – в Швейцарии.

«Правительство ХМАО-Югры уже выделило на реализацию проекта в 2015 г. 2 млрд руб. Наши эксперты подсчитали, что если строить перинатальный центр, реализовывая тендер по 44-ФЗ, его затраты составят 10 млрд. руб. При строительстве же по нынешней схеме с привлечением частного партнера возведение медицинского центра обойдется в два раза дороже, и расплачиваться за займ по проекту регион будет 10 лет. Налицо – неэффективное расходование бюджетных средств. А учитывая очень жесткие требования, предъявленные к участникам конкурса, и то, что победитель оказался офшорной компанией, мы не исключаем в проведении тендера не только не соблюдения ключевых положений послания президента, но и российского законодательства», – отметил руководитель проекта ОНФ «За честные закупки» Антон Гетта.

Он напомнил, что в послании Федеральному собранию президент РФ Владимир Путин потребовал «окончательно закрыть, перевернуть офшорную страницу в истории нашей экономики и нашей страны», а также обеспечить ежегодную пятипроцентную экономию бюджетных средств.

«Мы призываем руководство ХМАО-Югры услышать эти слова главы государства. Считаем, что правительство региона как минимум должно отложить подписание контракта, запланированное на 31 декабря 2014 г., и пересмотреть форму реализации социальной программы по строительству перинатального центра в регионе», – заключил Гетта.

Керченский мост будет поручен структуре Аркадия Ротенберга

среда, 14 января, 2015

Согласно проекту распоряжения правительства генеральным подрядчиком будет назначено ООО «Стройгазмонтаж»
Наконец определен генеральный подрядчик строительства моста через Керченский пролив — им станет ООО «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга. Об этом «Ведомостям» рассказали чиновник одного из ведомств, участвующих в обсуждении проекта, и два человека, близких к Минтрансу. Проект распоряжения правительства о назначении компании единственным исполнителем и проект соглашения с ней уже разосланы на согласование в заинтересованные министерства и ведомства, говорят собеседники «Ведомостей».
Найти генподрядчика для мегапроекта, смету которого Минтранс предварительно оценивал в 228,3 млрд руб., оказалось непросто. Обсуждалось назначение «Стройтрансгаза» Геннадия Тимченко или «Мостотреста», в числе владельцев которого — сын Аркадия Ротенберга Игорь. Было и предложение использовать схему с ФГУПом при агентстве Спецстрой, чтобы переложить на него генподрядные риски. Но у Спецстроя много проблем с другой стройкой века — космодромом «Восточный», «Мостотрест» — публичная компания с консервативным подходом к отбору проектов, а владелец «Стройтрансгаза» Тимченко под конец 2014 г. заявил, что боится взяться и не осилить керченский проект. Для «Мостотреста» также мог быть чувствителен риск санкций, отмечали участники обсуждения.
На генподрядчика такого проекта ложатся риски превышения сметы или срыва сроков, объясняет сотрудник одной из строительных компаний, это сложный технический объект, где нужна квалифицированная координация работ.
19-километровый мост пройдет через косу Тузла и будет включать автомобильный переход с двумя полосами движения в каждую сторону и два железнодорожных пути.
Выбор «Стройгазмонтажа» во многом обоснован именно тем, что у компании есть хоть какой-то генподрядный опыт, объясняет один из участников обсуждения. Например, «Стройгазмонтаж» выступил генподрядчиком на строительстве компрессорной станции «Русская» на «Южном потоке», говорится на ее сайте.
«Стройгазмонтаж» — крупнейший подрядчик «Газпрома» по строительству газопроводов. Согласно сайту «Стройгазмонтажа» среди его проектов — 13 газопроводов общей протяженностью 7460 км, среди которых Бованенково — Ухта (1100 км), Ухта — Торжок (972 км), «Южный коридор» (900 км) и др. Согласно регистрационным данным ЕГРЮЛ, «Стройгазмонтаж» занимается общестроительными работами. О строительстве дорог или мостов на сайте компании ничего не сказано.
Компания позиционирует себя как инжиниринговая, делающая крупные проекты под ключ, объясняет один из участников рынка. Даже если у нее не хватит собственной квалификации для строительства моста через Керченский пролив, то хватит средств для найма профессионалов, продолжает он: субподрядчикам она платит щедро.
Список субподрядчиков, которые будут работать вместе со «Стройгазмонтажом» на строительстве моста через Керченский пролив, пока окончательно не определен, говорит человек, близкий к Минтрансу. По его словам, чуть более половины работ возьмет на себя сам «Стройгазмонтаж», а остальное будет распределено между другими строительными компаниями.
Вопрос — какими именно, осторожны собеседники «Ведомостей»: речь может пойти как о региональных компаниях, так и о крупных игроках, но официально никто об интересе к проекту пока не заявлял.
Представители Минтранса, Рос¬автодора, вице-премьера Дмитрия Козака, курирующего проект, а также самого «Стройгазмонтажа» назначение генерального подрядчика не прокомментировали.

ФАС нашла нарушения при проведении аукциона по озеленению трех районов Петербурга

вторник, 13 января, 2015

Аукцион по озеленению трех районов Петербурга был проведен с нарушениями.

Как сообщили "Росбалту" в пресс-службе городского УФАС, комиссия рассмотрела жалобу ООО "Невская Инженерная Компания" ("НИК") на действия комитета по госзаказу Петербурга при проведении аукциона на выполнение работ по содержанию зеленых насаждений и озеленению Калининского, Красногвардейского, Невского районов в 2015 году. Начальная (максимальная) цена контракта составляет более 360 млн рублей.

По сообщению представителя заявителя, ООО "Невская Инженерная Компания" выиграла бы аукцион, но заявка организации была необоснованно отклонена. По мнению заказчика, в документах, представленных компанией, отсутствовала информация, подтверждающая полномочия лица, осуществляющего действия от имени ООО "НИК".

Комиссия установила, что заявка ООО "НИК" полностью удовлетворяет требованиям заказчика. Таким образом, в нарушение ч. 7 ст. 69 Закона о контрактной системе комитет по госзаказу неправомерно отклонил заявку организации.

Решается вопрос об обращении с иском в суд о признании торгов и заключенного по их результатам госконтракта недействительными.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458 459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 476 477 478 479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 493 494 495 496 497 498 499 500 501 502 503 504 505 506 507 508 509 510 511 512 513 514 515 516 517 518 519 520 521 522 523 524 525 526 527 528 529 530 531 532 533 534 535 536 537 538 539 540 541 542 543 544 545 546 547 548 549 550 551 552 553 554 555 556 557 558 559 560 561 562 563 564 565 566 567 568 569 570 571 572 573 574 575 576 577 578 579 580 581 582 583 584 585 586 587 588 589 590 591 592 593 594 595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 629 630 631 632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 650 651 652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662 663 664 665 666 667 668 669 670 671 672 673 674 675 676 677 678 679 680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691 692 693 694 695 696 697 698 699 700 701 702 703 704 705 706 707 708 709 710 711 712 713 714 715 716 717 718 719 720 721 722 723 724 725 726 727 728 729 730 731 732 733 734 735 736 737 738 739 740 741 742 743 744 745 746 747 748 749 750 751 752 753 754 755 756 757 758 759 760 761 762 763 764 765 766 767 768 769 770 771 772 773 774 775 776 777 778 779 780 781 782 783 784 785 786 787 788 789 790 791 792 793 794 795 796 797 798 799 800 801 802 803 804 805 806