Счетная палата обнаружила завышение стоимости госстроек на 20–45%

понедельник, 9 февраля, 2015

тоимость крупнейших госстроек, включая космодром Восточный и Приморский океанариум, была завышена на миллиарды рублей, потому что их нормативы создавали и контролировали одни и те же люди, выяснила Счетная палата

Сметные нормативы определяют, какова должна быть стоимость работ по строительным проектам. При разработке смет на строительство проектировщики обращаются к единой федеральной сметно-нормативной базе, где собраны нормативы для различных объектов, и таким образом аргументируют расходы на стройки. В России за их разработку и экспертизу отвечает федеральное автономное учреждение «Федеральный центр ценообразования в строительстве» (ФЦЦС) при Минстрое.
Счетная палата завершила проверку этой структуры (резюме материалов ведомства с выводами есть у РБК).

Выяснилось, что «ФЦЦС по существу не может осуществлять свою уставную деятельность – в организации нет квалифицированных кадров, утрачены информационные системы и архивы, часть бухгалтерских документов и отчетности», говорится в материалах аудиторов. Более того, фактически большинство индивидуальных и отраслевых нормативов были разработаны частными компаниями, имеющими признаки аффилированности с бывшим главой ФЦЦС Евгением Ермолаевым и его супругой (см. схему аффилированности, по версии Счетной палаты).

Изображение

Эти компании составляли сметные нормативы и предлагали сопутствующие услуги, «выступая зачастую от лица самого ФЦЦС», говорится в материалах Счетной палаты.

Те сотрудники, которые составляли нормативы, сами же готовили экспертизы, по крайней мере по некоторым из этих документов для ФЦЦС, сделали выводы аудиторы.

Стоимость разработки одного норматива может составлять сотни миллионов рублей. Например, только два норматива для «Росатома» и один для космодрома Восточный обошлись заказчикам в 994 млн руб. Всего в России действует более 150 подобных индивидуальных сметных нормативов, причем они «характеризуются направленностью на увеличение стоимости строительства», говорится в материалах аудиторов. Сколько по ним было построено объектов, не указывается.
Ранее Счетная палата сообщала о том, что она обнаружила увеличение сметной стоимости строительства объектов Восточного на 13,2 млрд руб. (примерно 20% от стоимости наземных объектов инфраструктуры космодрома). По оценке аудитора Счетной палаты Сергея Агапцова, чьи слова приводятся в материалах ведомства, по отдельным объектам увеличение сметной стоимости составляло 20–45%.
Эти нормативы применялись также при строительстве Приморского океанариума.

Как строили Приморский океанариум
«Мостовик» заключил контракт на строительство Приморского океанариума в 2010 году и должен был построить его к саммиту АТЭС-2012. Сроки сдачи объекта переносились несколько раз – в последний раз «Мостовик» перенес их на сентябрь 2014 года, но снова не справился. В середине ноября прошлого года во время визита президента Владимира Путина в океанариум научный руководитель проекта Андрей Адрианов говорил, что объект может быть сдан через 9–12 месяцев. Спустя неделю бывшего основного владельца «Мостовика» Олега Шишова и директора ФГУП «Дирекция по строительству и реконструкции объектов федеральных государственных органов» управделами президента Андрея Поплавского арестовали по подозрению в мошенничестве на сумму почти 2 млрд руб. Сам Шишов утверждал, что «Мостовик» потратил на объект больше, чем заплатило государство: 17,7 млрд руб. против 15,8 млрд. В конце декабря госконтракт с подрядчиком на строительство океанариума был расторгнут в судебном порядке.

Аудиторы обнаружили эту возможную аффилированность между ФЦЦС и разработчиками нормативов, проверяя стройку космодрома Восточный (госзаказчик – Роскосмос, генподрядчик – «Дальспецстрой» при Спецстрое России). Тогда выяснилось, что завышение сметы на той стройке образовалось из-за использования завышенных сметных нормативов. Их за пять дней и 230 млн руб. разработала компания «Госнорматив», рассказывает чиновник, знакомый с итогами проверки Счетной палаты. На сайте госзакупок обнаружить этот контракт не удалось. По его словам, договор с «Госнормативом» предусматривал, что нормативы будут не только разработаны, но и одобрены ФЦЦС, а затем попадут в федеральный реестр сметных нормативов. Это позволяло официально использовать их для расчетов сметы строительства. Минстрой лишь проверял комплектность документов при подаче, за их экспертизу отвечал ФЦЦС.
«Экспертизу ФЦЦС делал посредством заключения договоров на рынке со своими коммерческими структурами. С теми же самыми коммерческими структурами, которые осуществляли первичную разработку сметных нормативов. Это была абсолютно замкнутая схема. Извне туда никто не допускался. Фактически они давали заключение на разработку тех нормативов, которые сами же разрабатывали», – говорит чиновник. Источник, близкий к «Дальспецстрою», говорит, что, когда к ним спустились официальные сметы, в них было большое количество ошибок, потому что проекты делались в очень ограниченные сроки, «на коленке».

Представитель Спецстроя России подтвердил, что документация, что была получена в 2012 году, «не в полной мере учитывала особенности строительства такого сложного объекта». В настоящее время создана аналитическая группа, которая работает на объектах строительства, ее задача – помочь «Дальспецстрою» произвести сверку взаиморасчетов, говорит представитель Спецстроя.

Представитель Роскосмоса ограничился фразой, что ведомство продолжает сотрудничать со Счетной палатой: «Проверки идут, и делать какие-либо выводы рано».

Как строили космодром Восточный
В начале сентября 2014 года президент Владимир Путин сообщил, что на строительство космодрома с 2011 года выделено уже более 100 млрд руб., а в 2015 году планируется потратить еще 50 млрд руб. Первые непилотируемые полеты с Восточного должны начаться уже этим летом, на 2018 год намечены запуски пилотируемых кораблей, с 2020 года космодром должен заработать в полном объеме. О проблемах, связанных с отставанием от графика строительства, неоднократно сообщалось в течение последних нескольких лет, в конце января вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил, что сроки нельзя сдвигать «даже на день». О проблеме с эффективностью трат на космодроме заявлял в апреле 2014 года премьер Дмитрий Медведев, в конце октября по обвинению в растрате на 1,8 млрд руб. был арестован экс-руководитель «Дальспецстроя» Юрий Хризман (покинул пост осенью 2013 года). А на прошлой неделе глава Счетной палаты Татьяна Голикова в интервью телеканалу «Россия» сообщила, что перерасход средств при строительстве наземной инфраструктуры космодрома Восточный составил 13 млрд руб.

Зона риска

Источник, знакомый с выводами Счетной палаты, говорит, что только в рамках этой проверки было обнаружено, что заключения ФЦЦС были даны на проекты, общая стоимость которых превышает 270 млрд руб. «Если предположить, что они могли быть завышены на 20%, соответственно, представьте, какова могла быть экономия», – говорит он. «Проектировщики завышают стоимость строительного объекта, чтобы строители могли заработать. Это в меньшей степени касается коммерческих объектов, хотя тоже встречается. Но в бюджетные объекты однозначно закладывается повышенная стоимость, потому что иначе не построишь», – рассуждает председатель совета московского городского отделения «Деловой России» Александр Левченко. Индивидуальные и отраслевые нормативы, за контроль качества которых должен был отвечать ФЦЦС, регулярно применяются госзаказчиками и компаниями с госучастием. Это, в частности, «Росатом», ФСК ЕЭС, РЖД (отраслевые нормативы), Спецстрой, следует из материалов Счетной палаты.

«Установлено, что данные нормативы применяются в том числе для реконструкции и строительства таких объектов, как аэропорты…, метрополитены», – делают выводы аудиторы. Источник РБК, близкий к Спецстрою, пояснил, что ведомство не выступало заказчиком разработки индивидуальных сметных нормативов. Однако, по его словам, их необходимость была вызвана тем, что многие сметные нормативы, действующие сегодня, не отвечают современным требованиям и не позволяют использовать современные инженерные и технические достижения при строительстве уникальных проектов, аналогов которых просто нет в России. «Мы нередко обращали внимание коллег на необходимость усовершенствования нормативно-сметной базы», – говорит он.

РБК обнаружил в интернете сайт только одной компании – разработчика смет из перечисленных в материалах Счетной палаты, – ООО «Госстройсмета». Она зарегистрирована в 2005 году. Основной вид деятельности – разработка программного обеспечения и консультирование в этой области. Ее единственным учредителем является Олеся Фильчакова, которая фигурирует в материалах Счетной палаты как супруга Ермолаева. На главной странице сайта «Госстройсметы» приводятся логотипы и названия компаний, которые, как гласит подпись, пользуются программным комплексом «Госстройсметы». В этом списке в основном крупные компании с госучастием, в числе которых значится «РусГидро», а также два федеральных ведомства – Минобороны и Минпромторг.
Представитель «РусГидро» сказал РБК, что компания этот комплекс не использует, а свой логотип попросит с сайта «Госстройсметы» убрать. По словам представителя Минобороны, ведомство пользуется многими комплексами, есть ли в их числе комплекс «Госстройсметы», необходимо уточнять отдельно. «Строительством мы не занимаемся, у нас другие функции», – добавил он.
Представитель Минпромторга не смог оперативно предоставить комментарий. Сотрудник «Госстройсметы», ответивший на звонок РБК на номер телефона, указанный на сайте компании, подтвердил получение вопросов по электронной почте и сообщил, что компания даст официальный комментарий. В пятницу и в выходные комментарий не был предоставлен. Сотрудничает ли компания сегодня с ФЦЦС, в телефонном разговоре собеседник не уточнил.

Специалисты Центра электронных торгов B2B-Center по просьбе РБК проанализировали, в каких государственных тендерах участвовали компании, которые, по данным Счетной палаты, имеют признаки аффилированности с Ермолаевым. «Госнорматив» в 2014 году принимал участие в пяти торгах, из которых выиграл три (все они размещены Институтом по проектированию магистральных трубопроводов).
«Главстройсмета» получила право заключения договора на поставку программного обеспечения для нужд Ставропольского ПМЭС (филиал ФСК ЕЭС). В Ставропольском ПМЭС РБК подтвердили, что компания «Главстройсмета» действительно была «признана успешно прошедшей квалификационный отбор» на право заключения договора на поставку программного обеспечения. Был ли с компанией впоследствии заключен договор, представитель компании уточнить затруднился. Представитель Института по проектированию магистральных трубопроводов не смог оперативно предоставить комментарий.

Что дальше

Представитель Минстроя сообщил РБК, что системную работу ФЦЦС начали вести с конца 2013 года, когда было создано министерство. В прошлом году было принято решение об увольнении Ермолаева, «когда после нескольких проверок министерства стало очевидно, что выстроенная работа ФЦЦС неэффективна, непрозрачна и не отвечает государственным задачам по ценообразованию в строительстве с привлечением бюджетных средств».
Он подтверждает, что «при формировании основных факторов цены на строительство необоснованно привлекались коммерческие организации, объективность оценок которых и вызвала серьезные вопросы в Минстрое». Документы по деятельности Ермолаева уже находятся в правоохранительных органах, говорит представитель Минстроя.

Счетная палата направила обращение в Следственный комитет, говорится в материалах аудиторов. Получить комментарий в СКР в пятницу не удалось. Кроме того, на прошлой неделе на заседании правительства рассматривался вопрос о приостановке действия индивидуальных сметных нормативов в госстроительстве. Об этом РБК рассказали высокопоставленный участник заседания и чиновник правительства, знакомый с проектом протокола мероприятия. Минстрою поручено проработать и согласовать с Минэкономразвития совершенствование разработки и утверждения сметных нормативов и прогнозных индексов в строительной сфере. Правительство утвердило принципиально новый подход к ценообразованию в строительстве, подтверждает представитель Минстроя.

По его словам, основным изменением будет отказ от участия коммерческих структур при формировании как общих, так и индивидуальных индексов. Также обсуждается предложение, чтобы индивидуальные индексы рассчитывались только по решению правительства и использовались при реализации действительно уникальных строительных объектов.

Установлено ограничение на госзакупки некоторых медицинских изделий за рубежом

суббота, 7 февраля, 2015

Россия установила ограничение на госзакупки некоторых медицинских изделий за рубежом. Подписано Постановление Правительства РФ от 5 февраля 2015 г. № 102.

В документе содержится список изделий, которые можно закупать для государственных нужд только в России, Армении, Белоруссии и Казахстане. Исключение будет сделано лишь для случаев, когда в конкурсе на поставку изделий изъявят желание участвовать менее двух российских, армянских, белорусских или казахстанских производителей.

В список вошли медицинская одежда, многие реагенты, хирургические иглы, шприцы, специализированные холодильники, томографы с количеством срезов от одного до 64, рентгендиагностические комплексы, электрокардиографы, кардиомониторы, слуховые аппараты, глюкометры и многие другие изделия.

В Правительстве РФ поясняют, что импорт решено ограничить во исполнение принятого недавно антикризисного плана. Предполагается, что данное решение поспособствует развитию отечественного производства медицинских изделий.

Весной 2014 года Минпромторг России объявил о намерении полностью запретить госзакупки иностранной медтехники. Однако в июле было объявлено, что вместо полного запрета решено ввести ограничения.



ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/news/605716/#ixzz3R03kjIz1

МЭР может расширить круг банков, выдающих гарантии для обеспечения госконтрактов

пятница, 6 февраля, 2015

Минэкономразвития предлагает расширить круг банков, которые могут выдавать банковские гарантии в рамках системы госзакупок, для решения проблемы роста цен на гарантии и снижения их доступности малому и среднему бизнесу, сообщил «Интерфаксу» источник в финансово-экономическом блоке правительства. Он отметил, что предложения министерства были направлены первому вице-премьеру Игорю Шувалову.

Минэкономразвития отмечает, что из-за возросших рисков неисполнения контрактов банки в конце 2014 г. резко повысили вознаграждение за выдачу гарантий в обеспечение госконтрактов. Так, если раньше средний размер вознаграждения составлял 1-5% от суммы обеспечения контракта, то в конце года он вырос до 10%, а в отдельных случаях — сразу до 15-20%.

Это в свою очередь привело к увеличению цены контрактов, указал собеседник агентства. «Дорогостоящие гарантии становятся препятствием для участия малого и среднего бизнеса в государственных и муниципальных закупках», — сказал он. Источник рассказал, что Минэкономразвития предлагает установить дополнительные случаи, когда участники госзакупок не обязаны предоставлять банковскую гарантию в обеспечение исполнения контракта. Такой проект постановления уже подготовлен.

Кроме того, министерство хочет расширить список банков, которые могут выдавать компаниям гарантии для госзакупок. По закону такие гарантии могут выдавать банки из перечня Минфина, который ведется в целях налогообложения. Сейчас в этом списке находятся 353 банка из порядка 850 кредитных организаций, работающих в России.

Минэкономразвития предлагает установить пороговое значение начальной цены контракта, ниже которого может приниматься гарантия, выданная любым банком. Если сумма контракта выше пороговой цифры, то в обеспечение будут приниматься гарантии банков из перечня Минфина, сказал источник.

По его словам, министерство предлагает ввести отдельные банковские гарантии для обеспечения возврата аванса и надлежащего исполнения условий контрактов, а также гарантии, амортизируемые пропорционально объему исполнения контрактов. Кроме того, Минэкономразвития хочет снизить максимальный размер обеспечения контрактов, вносимого победителем конкурса или аукциона.

Если раньше размер обеспечения составлял 10-30% стоимости контракта, то сейчас планка ограничивается лишь 10%. Речь идет о госконтрактах на 2015 г. при условии отсутствия авансирования.

Казахстан: меры по поддержке национального поставщика

пятница, 6 февраля, 2015

Казахстан рассматривает возможность введения эмбарго на ввоз ряда российских товаров, которые сильно подешевели из-за девальвации и представляют угрозу внутреннему рынку страны

О том, что Казахстан настаивает на введении запрета или ограничений на поставки товаров из России, сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на источники в российском Минсельхозе, Евразийской экономической комиссии и на рынке пищевой продукции.
По информации издания, Астана требует ввести эмбарго на нефтепродукты, автомобили и аккумуляторы для них, строительную арматуру, мясо, куриные яйца, макароны, кондитерские изделия, муку и соки. Казахская сторона мотивирует свою позицию тем, что из-за девальвации рубля (российская валюта упала по отношению к тенге на 47%), казахские производители не могут конкурировать по ценам с российскими.
С просьбой ввести эмбарго и ограничения на российские товары к казахскому правительству обратились представители Национальной палаты предпринимателей Казахстана. Они просят установить полный запрет на ввоз куриного мяса из России, ввозная цена которого сократилась с 760 до 380 тенге (ниже себестоимости казахской курятины). Казахские бизнесмены предлагают запретить ввоз российской муки. Предполагается также установить квоту на ввоз в страну куриных яиц на уровне 500 млн штук.
По словам источника издания в Минсельхозе, Астана не предоставила «достаточных оснований» для введения эмбарго.
Сейчас российская и казахская стороны уточняют объемы и ценовые параметры импорта. Кроме того, по словам собеседника издания, Казахстан на полгода хочет ввести ограничение на ввоз нефтепродуктов. Из России. В отношении автомобилей из России может быть введена квота, возможно также введение лицензирования поставщиков машин.
В ноябре 2014 года Казахстан запретил продажу на территории республики некоторых марок водки и пива российского производства. Власти объясняли это «несоответствием требованиям пищевой безопасности». Запрет был снят уже через несколько дней после консультаций с российской стороной.

НАИЗ предложил ряд мер по выполнению антикризисного плана

четверг, 5 февраля, 2015

Правительством РФ утвержден план первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году. Распоряжение от 27 января 2015 года № 98-р.

Утверждённый план подготовлен в целях обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности в период наиболее сильного влияния неблагоприятной внешнеэкономической и внешнеполитической конъюнктуры.

Ключевые направления действий Правительства Российской Федерации в течение ближайших месяцев включают в себя:

- поддержку импортозамещения и экспорта по широкой номенклатуре несырьевых, в том числе высокотехнологичных, товаров;

- содействие развитию малого и среднего предпринимательства за счёт снижения финансовых и административных издержек;

- создание возможностей для привлечения оборотных и инвестиционных ресурсов с приемлемой стоимостью в наиболее значимых секторах экономики, в том числе при реализации государственного оборонного заказа;

- компенсация дополнительных инфляционных издержек наиболее уязвимым категориям граждан (пенсионеры, семьи с несколькими детьми);

- снижение напряжённости на рынке труда и поддержка эффективной занятости;

- оптимизацию бюджетных расходов за счёт выявления и сокращения неэффективных затрат, концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития и выполнении публичных обязательств;

- повышение устойчивости банковской системы и создание механизма санации проблемных системообразующих организаций.

Так, для оптимизации бюджетных расходов НАИЗ предлагает внести следующие изменения в закон о контрактной системе:

- перевести все конкурентные процедуры закупок в «бумажной» форме в электронный формат (все виды конкурсов, запрос котировок, запрос предложений), что позволит существенно расширить доступ к процедурам закупок;

- принять комплекс технических и правовых мер по противодействию противоправного сговора участников закупок на процедурах закупок, направленного на заключение контрактов по начальной (максимальной) цене.

В настоящее время именно сговор участников закупки (нередко с участием заказчика) приводит к низкой экономии средств бюджета на электронном аукционе или ее имитации.

Так, ввести запрет на заключение контракта по начальной цене с участником, первым подавшим заявку на участие в аукционе, в случае если все допущенные к участию в аукционе участники уклонились от участия в аукционе;

- обеспечить размещение на площадках всех документов, подаваемых участниками через Единую систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ);

- ввести запрет требовать от участников закупок описания материалов, используемых при выполнении работ или услуг, что в настоящее время является основной причиной необоснованного отклонения заявок и часто приводит к заключению контракта с единственным участником по начальной цене контракта;

- отмена коррупционного критерия оценки заявок «качественные характеристики»;

- отменить коррупционные дополнительные требования к участникам закупки при проведении конкурса с ограниченным участием о наличии оборудования и недвижимого имущества, перечень которых заказчик произвольно определяет в каждом конкретном конкурсе под «своего» подрядчика;

- отменить обязательное представление обеспечения исполнения контракта (банковские гарантии или залог денежных средств) при небольших конкурсах и аукционах, что не позволяет принимать участие в закупках малому и среднему бизнесу, у которого нет возможности получать финансовое обеспечение контракта.

В свою очередь вышеперечисленные меры позволят сократить злоупотребления со стороны недобросовестных заказчиков, уменьшить количество необоснованно отклоненных заявок участников, расширить доступ добросовестных участников, особенно из числа субъектов малого предпринимательства, к государственным и муниципальным закупкам, а, следовательно, увеличить конкуренцию в закупках, что приведет к существенному росту экономии средств бюджета. Сэкономленные государством бюджетные средства можно будет направить на решение социальных и экономических задач.

«Также необходимо рекомендовать главам регионов перейти на централизованную систему закупок. Когда закупками занимаются профессионалы данной сферы, а не воспитатели детских садов», отметил Генеральный директор НАИЗ и Fabrikant.ru Сергей Габестро.

Централизации закупок позволит обеспечить:

• сократить бюджетные расходы на содержание государственных служащих и работников бюджетных учреждений, занятых в сфере закупок

• повысить профессионализм и эффективность закупок, снизить социальную напряженность

• повысить открытость и прозрачность закупок, снизить коррупционные риски, повысить доверие граждан к государству и к системе закупок субъекта РФ

• увеличение экономии средств бюджета, повышение качества закупок

• исключить конфликт интересов

Также, перечень первоочередных мероприятий содержит предложение по подготовке предложений о внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусматривающих механизм заключения долгосрочных государственных контрактов с условиями создания и развития российского производства соответствующей продукции.

«Создание механизмов долгосрочных контрактов в рамках развития контрактной системы, сможет стать стимулом для привлечений инвестиций в развитие регионов и экономику государств», отметил Сергей Габестро. Государство на сегодняшний день является крупнейшим заказчиком, обеспечивая стабильный спрос, в том числе на продукцию предприятий. Сегодня годовой объем государственных и муниципальных закупок составляет более 5 трлн. руб. Еще более 15 трлн. рублей – это закупки компаний с государственным участием, унитарных предприятий, автономных учреждений, таким образом более 30% ВВП перераспределяется через рынок государственных закупок и корпоративного сектора. Создание механизма долгосрочных контрактов является эффективной мерой по импортозамещению. «Принятие механизма позволит сократить государственные расходы на создание и содержание инфраструктуры, увеличить инвестиции и налоговые поступления в бюджет», подчеркнул Сергей Габестро.

Также, перечень первоочередных мероприятий содержит предложение: «Снижение избыточного антимонопольного контроля за счет: установления иммунитетов для предпринимателей, не обладающих значительной рыночной силой, в части запретов на злоупотребление доминирующим положением, заключения несущественных антиконкурентных соглашений; сокращения количества оснований, по которым антимонопольный орган вправе осуществлять внеплановые проверки соблюдения требований антимонопольного законодательства в отношении субъектов малого предпринимательства без согласования с прокуратурой».

О необходимости перестать называть малый бизнес «монополистом» неоднократно обращались бизнес-объединения и эксперты.

В настоящее время существует практика антимонопольного преследования малого и среднего предпринимательства (МСП), когда ФАС России, как орган государственной власти, призванный защищать потребителей и малый бизнес от крупных участников рынка, по некоторым оценкам до 80% своих усилий направляет на МСП и некоммерческие организации. Даже по самым боевым статьям (картель и злоупотребление доминирующим положением) доля дел МСП за 2013-2014 г. составила порядка 64% и 36% соответственно. Так, к примеру, в международной практике самым «маленьким» из фигурантов антимонопольных дел за последние годы стала компания, оборот которой в 2012 г. составил около порядка 45 млрд. рублей, когда как в России почти ежедневно возбуждаются дела против компаний с оборотом менее 1 млн. руб. и индивидуальных предпринимателей.

Принятие данной меры позволит прекратить практику антимонопольного преследования малого и среднего предпринимательства, улучшит условия для работы и развития малого предпринимательства.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458 459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 476 477 478 479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 493 494 495 496 497 498 499 500 501 502 503 504 505 506 507 508 509 510 511 512 513 514 515 516 517 518 519 520 521 522 523 524 525 526 527 528 529 530 531 532 533 534 535 536 537 538 539 540 541 542 543 544 545 546 547 548 549 550 551 552 553 554 555 556 557 558 559 560 561 562 563 564 565 566 567 568 569 570 571 572 573 574 575 576 577 578 579 580 581 582 583 584 585 586 587 588 589 590 591 592 593 594 595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 629 630 631 632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 650 651 652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662 663 664 665 666 667 668 669 670 671 672 673 674 675 676 677 678 679 680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691 692 693 694 695 696 697 698 699 700 701 702 703 704 705 706 707 708 709 710 711 712 713 714 715 716 717 718 719 720 721 722 723 724 725 726 727 728 729 730 731 732 733 734 735 736 737 738 739 740 741 742 743 744 745 746 747 748 749 750 751 752 753 754 755 756 757 758 759 760 761 762 763 764 765 766 767 768 769 770 771 772 773 774 775 776 777 778 779 780 781 782 783 784 785 786 787 788 789 790 791 792 793 794 795 796 797 798 799 800 801 802 803 804 805 806