В гособоронзаказе будут участвовать только фирмы с хорошей репутацией

вторник, 24 февраля, 2015

Минобороны подготовило постановление правительства, устанавливающее дополнительные требования к участникам гособоронзаказа (ГОЗ). Потенциальный поставщик должен будет подтвердить наличие необходимых финансовых ресурсов, производственных мощностей, опыта работы в данном направлении, а также квалифицированных кадров и положительной деловой репутации. В проекте постановления указаны 34 группы продукции, на которые будут распространяться дополнительные требования. Это, в частности, вооружение, военная техника и комплектующие, боеприпасы, ракеты, обмундирование и расходные материалы. Данные требования не распространят на контракты с единственными поставщиками.

— Цель данного постановления — исключить недобросовестных игроков на этапе конкурса или аукциона, — пояснили «Известиям» в Минобороны.

В военном ведомстве отмечают, что новые требования не повлияют на возможность участия в ГОЗе малого бизнеса. Тем не менее этим компаниям будет несколько сложнее, чем большим игрокам, у которых есть хорошая история и успешный опыт выполнения ГОЗа.

— Среди дополнительных требований — положительная деловая репутация потенциального поставщика, — отмечают в Минобороны. — Речь идет о добросовестном исполнении заданий по гособоронзаказу в прошлом. Поставщики, которые освоили средства и поставили продукцию, соответствующую требованиям к качеству, в срок, подпадают под понятие позитивной деловой репутации. Если потенциальный поставщик еще не участвовал в ГОЗе, он сможет принять участие в конкурсе наряду с другими компаниями.

— Отсечение посредников или цепочек посредников, которые долгие годы спекулировали на подобных сделках, — своевременная и целесообразная мера, — считает член комитета по безопасности и противодействию коррупции Госдумы Дмитрий Горовцов. — Информация о производственных мощностях позволит подсчитать, сколько продукции предприятие может реально поставить в рамках гособоронзаказа.

По словам Горовцова, требования о предоставлении информации о производственных мощностях в конкурсах и аукционах по ГОЗу раньше не было. В результате возникали спекулятивные цепочки, участники которых крупно наживались.

— Достаточно вспомнить историю с бывшим министром обороны Сердюковым и делом «Оборонсервиса», — рассказывает депутат. — Бюджетные средства через цепочки посредников утекали неизвестно куда и на какие цели.

Военный эксперт, член общественного совета при Минобороны Игорь Коротченко уточнил, что данное постановление в первую очередь коснется компаний, которые были созданы или включены в гособоронзаказ сравнительно недавно либо ранее в нем не участвовали.

— Если, скажем, новый коллектив разработчиков предлагает новые беспилотники — для него все эти требования будут актуальны, — поясняет Коротченко. — Применять их к предприятиям, которые выполняют гособоронзаказ десятилетиями, особого смысла нет. Возможно, под эти же требования попадут предприятия второго и третьего уровней кооперации.

Гособоронзаказ не раз оказывался под угрозой срыва из-за недобросовестных поставщиков. Так, в 2011–2012 годах разгорелся скандал вокруг поставки глубоководного водолазного комплекса (ГВК) для судов. В результате контракт с изначальным разработчиком — нижегородским ЦКБ «Лазурит», не осилившим производство ГВК, был расторгнут. Контракт передан московской компании «Тетис Про». В итоге, судно, которое планировали сдать в 2013 году, войдет в состав ВМФ только в текущем году.

В 2011 году были осуждены начальник главного ракетно-артиллерийского управления Минобороны Валерий Знахурко и замдиректора фирмы-поставщика ЗАО «Артесс» Татьяна Романова. По данным суда, они 6 лет поставляли в войска бракованные бронежилеты, которые легко пробиваются осколками и пулями.

Руководитель комитета по безопасности закупок Национальной ассоциации институтов закупок Кирилл Кузнецов считает, что оценить степень эффективности постановления можно будет лишь после того, как оно будет реализовано.

— Остается вопрос: кто будет определять, каких ресурсов достаточно для конкретной задачи, — рассуждает Кузнецов. — Возможно, рамки будут достаточно широкими и заказчик сам будет устанавливать пороги. Тогда есть риск перегибов. Например, могут появиться специфические, заточенные под кого-то правила, которые для других фирм будут невыполнимыми.

По словам эксперта, используемое в постановлении понятие «деловая репутация» также оставляет возможности для различных толкований.

— Деловую репутацию можно оценивать по-разному — начиная от опыта исполненных контрактов и заканчивая наличием рекомендаций, благодарностей и прочего, — поясняет Кузнецов. — В некоторых случаях смотрят на наличие и количество проигранных судебных споров. Если поставщик часто проигрывает судебные споры, в которых он выступает ответчиком, это считается серьезным минусом деловой репутации.

ФАС: Дорстрой стал лидером в антирейтинге картельных сговоров

вторник, 24 февраля, 2015

Дорожное строительство в России - самая проблемная сфера с точки зрения борьбы с картельными сговорами, сообщило сегодня руководство Федеральной антимонопольной службы.

На Дорстрой приходится до 40% всех ценовых сговоров - особенно при ремонте федеральных трасс.

Есть нарушения и на рынке лекарств: две крупные фармкомпании оштрафованы более чем на 400 миллионов рублей. На рынке продовольствия рост цен объясняется не сговором, а влиянием санкций, но ФАС предупредила участников этого сегмента, что контроль будет жестким.

Александр Кинев, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы России: "Всех, кто пытается вступить в картельный сговор и использовать непростое экономическое положение, в котором находится Российская Федерация, с целью получения каких-то дополнительных прибылей, мы бы хотели предостеречь: сегодня не то время и не та ситуация, когда необходимо стремиться вот к такому зарабатыванию дополнительных денег".

Как отметили в руководстве антимонопольного ведомства, за прошлый год контролеры выписали компаниям-нарушителям штрафов на три миллиарда рублей за картельные сговоры.

В Госдуме поддержали идею «монгольских комнат» для борьбы с коррупцией

пятница, 20 февраля, 2015

Зампредседатель комитета по противодействию коррупции считает, что появление таких комнат для встречи с гражданами снизит уровень взяточничества.

В Монголии внедрят так называемые комнаты правды, которые, по мнению властей, помогут в борьбе с коррупцией. Согласно новшеству, в мэриях городов и других организациях появятся специальные помещения для встречи чиновников с гражданскими лицами. Их оборудуют стеклянными дверями, установят камеры наблюдения и оснастят спецкомпьютерами. Все, что происходит в этой комнате, будет передаваться на телеэкран в холле у входа в данную организацию. При необходимости запись можно будет проверить.

В Госдуме России идею внедрения «комнат правды» по типу монгольских одобрили. По мнению зампредседателя комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции Олега Денисенко, появление таких помещений в организациях — это хороший способ борьбы с коррупцией. Об этом сообщает «Русская служба новостей».

— Для населения это некий сигнал к тому, что в стране идет борьба с коррупцией, что власти делают все для того, чтобы коррупционерам было труднее вымогать деньги, — заявил Олег Денисенко. — Я поддерживаю такие элементарные, простейшие нововведения, если они усложняют изымание денег с населения.

По мнению депутата, такой элемент борьбы с коррупцией «может быть приятным для населения». Но, как считает зампредседателя комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции, одних только комнат правды для полномасштабной борьбы будет мало.

Монгольские журналисты в свою очередь посчитали, что такой способ борьбы поможет искоренить не только коррупцию, но и снизить бюрократию. Если же должностное лицо встретилось с гражданами в другой комнате, то ему придется объяснить причины такого поступка.

В реестр контрактов - через budget.gov.ru

пятница, 20 февраля, 2015

budget.gov.ru - это адрес официального сайта Государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет". Об этом Федеральное казначейство сообщает в Письме от 16.02.2015 №07-04-05/12-111. Через эту систему согласно приказа Министерства финансов Российской Федерации от 24.11.2014 N 136н будет осуществляться взаимодействие заказчиков и Федерального казначейства в целях ведения реестра контрактов. В настоящее время приказ вместе с Порядком взаимодействия заказчиков и казначейства на регистрации в Минюсте.
В соответствии с пунктом 4 Порядка информация и документы, включаемые в реестр контрактов, должны быть сформированы в структурированном виде путем заполнения экранных форм веб-интерфейса системы, либо могут быть направлены в Федеральное казначейство в форме электронного документа, сформированного в соответствии с Порядком.
При этом доступ к информационной системе budget.gov.ru обеспечивается посредством следующих возможностей:
при переходе по ссылке, расположенной в разделе "Бюджет/Расходы/Реестр контрактов и договоров, заключенных заказчиками" Единого портала бюджетной системы Российской Федерации;
при переходе по ссылке "Реестр контрактов" в личном кабинете заказчика на Официальном сайте.
Как следует из надписи в шапке сайта, сейчас budget.gov.ru работает в тестовом режиме.

ОНФ: Чрезмерные расходы чиновников на пиар в региональных СМИ снижают объемы социально важной информации

четверг, 19 февраля, 2015

Эксперты Центра правовой поддержки журналистов ОНФ и рабочей группы «Общество и власть: прямой диалог» провели мониторинг тендеров на информационное освещение деятельности региональных органов власти, размещенных в 2014 г. Выяснилось, что через систему госзаказа на пиар региональных властей потрачено более десятой части годового бюджета на СМИ субъектов РФ. Значительная доля закупок была спешно проведена под занавес года, что ставит под сомнение качество выполняемых работ и прозрачность закупок.

Проверка была проведена в 83 субъектах РФ (все регионы, за исключением Республики Крым и Севастополя). Общая сумма закупок по теме информационного освещения деятельности органов исполнительной и законодательной власти регионов составила 3 млрд 368 млн 210 тыс. руб., то есть порядка 10% от суммарных бюджетных трат регионов по статье «СМИ», запланированных на 2014 г. (33 млрд руб.). Эксперты ОНФ обращали внимание в основном на закупки, направленные на информирование населения о поездках, выступлениях, интервью конкретных чиновников региональных исполнительных и представителей законодательных органов. Закупки регионов информуслуг на темы социальной направленности и тендеры, связанные с публикациями официальных документов, экспертами ОНФ не анализировались.

Десятку субъектов РФ с самыми большими тратами по этому направлению возглавил Краснодарский край, который потратил в 2014 г. на эти цели почти 827 млн 238 тыс. руб. (79 закупок). На втором месте – Республика Татарстан с 399 млн 908 тыс. руб. (10 закупок). Замыкает тройку лидеров Москва, потратившая 238 млн 532 тыс. руб. (35 закупок). Далее идут Свердловская область – 154 млн 895 тыс. руб. (146 закупок), Ставропольский край – 111 млн 166 тыс. руб. (80 закупок), Московская область – 103 млн 629 тыс. руб. (13 закупок), Воронежская область – 100 млн 291 тыс. руб. (44 закупки), Приморский край – 93 млн 315 тыс. руб. (41 закупка), Ханты-Мансийский АО – Югра – 79 млн 452 тыс. руб. (18 закупок). Замыкает десятку рейтинга Сахалинская область с 74 млн 966 тыс. руб. (63 закупки).

Однако по тратам регионов на покупку информуслуг федеральных СМИ (ТВ, радиовещание, печатная пресса, информагентства), что и является главным критерием PR-закупок, ситуация выглядит несколько иначе. На эти цели 83 субъекта РФ потратили почти 836 млн 736 тыс. руб., то есть четверть всех денег по выявленным закупкам, маркированным как «информирование граждан о деятельности органов госвласти».

Краснодарский край (90 млн 205 тыс. руб.) по-прежнему на первом месте. Далее следуют Ханты-Мансийский АО – Югра (59 млн 496 тыс. руб.), Приморский край (51 млн 101 тыс. руб.), Республика Башкортостан (42 млн 150 тыс. руб.), Свердловская область (41 млн 280 тыс. руб.), Ставропольский край (31 млн 629 тыс. руб.), Московская область (29 млн 730 тыс. руб.), Псковская область (24 млн 524 тыс. руб.), Челябинская область (22 млн 533 тыс. руб.) и Ямало-Ненецкий АО (20 млн 618 тыс. руб.).

Любопытно, что ряд регионов потратил в 2014 г. даже больше, чем изначально заложили в своих бюджетах на раздел «СМИ». Так, Ставропольский край закупил информуслуг в 2014 г. на 76,81% больше, чем планировал, а Краснодарский край – на 5%.

О том, что данные услуги не являются жизненно важными, говорит тот факт, что многие регионы потратили на покупку PR-услуг мизерные суммы. Так, в шести регионах на цели информирования населения о действиях конкретных региональных чиновников и депутатов потрачено менее 1% от заложенных в бюджете трат по разделу «СМИ» (Красноярский край, Орловская область, Республики Адыгея, Коми, Чувашия, КБР).

Мониторинг также зафиксировал, что многие регионы, в том числе и лидеры трат на информобеспечение, осваивают львиную долю выделенных на СМИ средств под конец года. Так, Воронежской области (7-е место в рейтинге ОНФ) из 100 млн 291 тыс. почти 98 млн руб. потрачено в последние два месяца. В ХМАО – Югре (9-е место в рейтинге ОНФ) это соотношение составило 79 млн 452 тыс. руб. и 76 млн 554 тыс. руб. соответственно.

В Мурманской области за весь прошлый год на информирование граждан через систему госзакупок было проведено 15 млн 935 тыс. руб. и почти 100% средств (на 15 млн 245 тыс.) были потрачены в ноябре – декабре. В Новгородской области объем трат составил 16 млн 412 тыс. руб., при этом закупки информуслуг в ноябре – декабре составили 14 млн 944 тыс. руб. Более 90% от своих годовых покупок в этот же период сделали Курганская и Тверская области, а также Красноярский край. То есть ни о каком стратегическом планировании трат денег в этой сфере говорить не приходится.

На расширенном заседании коллегии Счетной палаты в конце января этого года президент РФ Владимир Путин вновь обратил внимание на эту порочную практику госведомств концентрировать основные расходы в завершающем квартале финансового года, «буквально распихивать средства в последние недели уходящего года».

Председатель Счетной палаты РФ Татьяна Голикова подчеркнула, что практика контрактации во второй половине года, когда на исполнение контракта отводится либо месяц, либо половина месяца, явно свидетельствует о сговоре на рынке.

«О какой осмысленной работе, о каком внятном результате можно говорить при таком подходе, если на протяжении последних пяти лет треть государственных расходов осуществляется в IV квартале? Из них половина в спешном порядке тратится в декабре, по известному принципу: лишь бы освоить», – отметил глава государства.

Как подчеркнула сопредседатель Центрального штаба ОНФ Ольга Тимофеева, «проведенный экспертами ОНФ мониторинг выявил множество странностей в практике регионов закупок информационных услуг». «Очевидно, что они требуют более пристального взгляда профессионала, так как регионы, как правило, умело маскируют пиар чиновников под изготовление социальной рекламы или какое-нибудь «аппаратно-программное производство аудиовизуальных произведений». Продолжается практика заключения контрактов с местными рекламными и PR-компаниями, которые размещают как посредники такую информацию на федеральном уровне. При ближайшем рассмотрении понятно, что даже выявленные траты свидетельствуют о том, что закупочная деятельность регионов крайне далека еще от установок, которые дает президент: сокращение неэффективных расходов на 5%, оптимизация пиар-бюджетов, прекращение закупок в последние месяцы уходящего года. В рамках сотрудничества со Счетной палатой, осуществляемого по поручению Владимира Путина, мы направим наши наблюдения для изучения аудиторами, а также в Министерство финансов, которое непосредственно отвечает за исполнение поручения президента в сфере наведения порядка с тратами регионов на информационное обеспечение», – заключила Тимофеева.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458 459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 476 477 478 479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 493 494 495 496 497 498 499 500 501 502 503 504 505 506 507 508 509 510 511 512 513 514 515 516 517 518 519 520 521 522 523 524 525 526 527 528 529 530 531 532 533 534 535 536 537 538 539 540 541 542 543 544 545 546 547 548 549 550 551 552 553 554 555 556 557 558 559 560 561 562 563 564 565 566 567 568 569 570 571 572 573 574 575 576 577 578 579 580 581 582 583 584 585 586 587 588 589 590 591 592 593 594 595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 629 630 631 632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 650 651 652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662 663 664 665 666 667 668 669 670 671 672 673 674 675 676 677 678 679 680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691 692 693 694 695 696 697 698 699 700 701 702 703 704 705 706 707 708 709 710 711 712 713 714 715 716 717 718 719 720 721 722 723 724 725 726 727 728 729 730 731 732 733 734 735 736 737 738 739 740 741 742 743 744 745 746 747 748 749 750 751 752 753 754 755 756 757 758 759 760 761 762 763 764 765 766 767 768 769 770 771 772 773 774 775 776 777 778 779 780 781 782 783 784 785 786 787 788 789 790 791 792 793 794 795 796 797 798 799 800 801 802 803 804 805 806