Фонд «Здоровье» выявил завышение цен на ряд жизненно важных лекарств при госзакупках

понедельник, 2 марта, 2015

Эксперты Фонда независимого мониторинга медицинских услуг и охраны здоровья человека «Здоровье» провели анализ тендеров по закупке регионами в 2014 г. лекарств, включенных в федеральный перечень жизненно важных лекарственных препаратов (ЖНВЛП), и обнаружили, что стоимость одних и тех же лекарств, закупаемых в разных регионах, может различаться в десятки раз.

В рамках мониторинга было проанализировано 35 тендеров по закупке жизненно важных лекарственных препаратов в 20 регионах. Анализ закупок лекарств показал, что во многих субъектах РФ препараты были приобретены по завышенным ценам.

Наиболее показательны закупки препарата «Иматиниб» для лечения хронического миелолейкоза в Челябинской и Ярославской областях, состоявшиеся в ноябре 2014 г. В первом регионе препарат стоил в 35 раз дороже, чем во втором. В Челябинской области 80 упаковок (100 мг №120 капсулы) купили по цене 67 тыс. руб. за штуку, а в Ярославской области приобрели 96 упаковок, заплатив за штуку всего 1,8 тыс. руб.

Не такой серьезный, но все-таки также достаточно солидный разброс цен по лекарственному препарату «Трастузумаб» для лечения онкологических заболеваний. В Чувашской Республике он закупался по цене 84,2 тыс. руб. за упаковку (контракт от 3 декабря 2014 г. №486), в Новгородской области – по стоимости 79,7 тыс. руб., в Тульской области по контракту стоил 77,3 тыс. руб., Сахалинскому бюджету обошелся в 75,1 тыс. руб. за упаковку, а Костромской области удалось закупить его за 68,6 тыс. руб. (контракт от 21 сентября 2014 г. №2014.268922) за упаковку.

Еще один пример – лекарственный препарат «Лопинавир+Ритонавир» для лечения ВИЧ-инфекции (табл. 200 мг + 50 мг №120), который был приобретен Минздравом России по цене 6,6 тыс. руб. за пачку, а регионами – с разбросом цен от 6,8 тыс. до 7,5 тыс. руб.

«Понятно, что закупается не одна и не две упаковки. Но даже если учитывать стоимость лишь одной упаковки, в этом случае экономия бюджетных средств может составить от нескольких до десятка тысяч рублей, – подчеркнул Эдуард Гаврилов и добавил: – А с учетом реальных объемов годовых закупок лекарств из списка ЖНЛВП речь может идти о сотнях и сотнях миллионов сэкономленных рублей, в которых так нуждается сегодня сфера здравоохранения. Например, если бы Минздрав Тульской области приобрел жизненно важный для онкологических больных препарат за такую же цену, как его закупили в Костромской области, то экономия по контракту могла бы составить 2,9 млн руб. Для Чувашии эта цифра была бы 1,6 млн руб., в Новгородской области – 1,7 млн руб. По данным Фонда «Здоровье», общая экономия по 11 лекарственным контрактам на закупку препарата «Лопинавир+Ритонавир» для лечения ВИЧ-инфекции, в которых обнаружено завышение цены на препараты, могла бы составить более 32,1 млн руб.».

По мнению экспертов Фонда «Здоровье», усиление на этом направлении контроля со стороны Росфиннадзора, его территориальных управлений, а также контрольно-счетных палат в регионах и правоохранительных органов могло бы обеспечить позитивные изменения уже в самое ближайшее время.

«Еще одним системным шагом по улучшению ситуации в этой сфере могла стать централизация закупок медоборудования и лекарственных препаратов на региональном уровне. Централизация помогла бы обеспечить справедливость цен и не только сэкономить на закупках, но и избежать многомиллионных списаний просроченных дорогостоящих препаратов», – полагает Эдуард Гаврилов. Далее он указал, что «позитивный опыт такого подхода уже существует: ряд регионов, например Красноярский край, Кемеровская и Нижегородская области, применяют практику централизованного лекарственного обеспечения».

«В рамках подготовки к Всероссийскому форуму по здравоохранению мы намерены с помощью наших региональных активистов промониторить практику закупок лекарств и медоборудования во всех регионах, а через рабочую группу Центрального штаба ОНФ «Социальная справедливость» привлечь к этой проблеме внимание ответственных лиц», – заключил Гаврилов.

Новые правила госзакупок: итоги года

понедельник, 2 марта, 2015

Мониторинг контрактной системы в течение года выявил недостатки в законодательстве, лазейки, которыми пользуются субъекты закупок, а также сильные стороны нового закона. Они обсуждались 28 февраля в ходе мозгового штурма «Государство как умный покупатель? Первый год по новым правилам государственных закупок», прошедшего под эгидой Открытого правительства в рамках Красноярского экономического форума.

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» вступил в силу 1 января 2014 года. В числе причин перехода к контрактной системе — необходимость эффективного расходования бюджетных средств, сокращения коррупционных рисков, повышения прозрачности закупок и эффективности общественного контроля, мониторинга закупок. Ранее премьер-министр Дмитрий Медведев поручил Экспертному совету при Правительстве РФ вести информационное и методологическое сопровождение внедрения контрактной системы на первом этапе.

Контрактная система постоянно совершенствуется, в нее вносятся изменения, сказал аудитор Счетной палаты Максим Рохмистров. За год контрольно-счетными органами в регионах выявлено около 2000 нарушений на 16,5 млрд рублей. Центральный аппарат проверил 280 контрактов на 1,3 трлн рублей, где выявлено нарушений на 272 млрд рублей. Счетная палата указывает также на перебои в работе сайта. В ведомстве считают, что система закупок должна развиваться согласно повестке, обозначенной Президентом РФ Владимиром Путиным, — в рамках антиофшорного законодательства и антикризисных мер. И здесь на первый план выходят закупки госкомпаний, работающих по 223-ФЗ.

Сегодня, мне кажется, стоят серьезные вызовы, когда государственные закупки могут и должны стать не только драйвером роста и поддержки малого бизнеса, но и более эффективного использования бюджетных средств. Вы знаете, 175 млрд рублей планировалось дать на строительство ЦКАД, дадут только 95. Можно за эти деньги построить? Я говорю — можно, если правильно и эффективно эти деньги использовать», — сказал Максим Рохмистров.

В Федеральной антимонопольной службе отмечают, что некоторые ведомства избегают более прозрачных процедур 44-ФЗ и спускают госзаказ в ГУПы и МУПы, работающие по 223-ФЗ. Предложение ФАС — досрочно перевести их на контрактную систему. Также ведомство считает необходимым как можно быстрее перевести все процедуры в электронный вид, указала представитель ФАС Диляра Баширова. И ФАС, и Торгово-промышленная палата сходятся во мнении о необходимости более четких правил для допуска малого бизнеса к госзаказу. Снизить для него залоги, создать реестр добросовестных поставщиков, унифицировать электронные площадки госкомпаний, допустить к гособоронзаказу — такие инициативы выдвинул глава ТПП Сергей Катырин.

Нарушений оказалось намного больше, нежели ожидал Росфиннадзор, — это ведомство получило контрольные полномочия в госзакупках в этом году. Несоответствие форм планов-графиков, их запоздалая публикация, объявление госзакупок вне этих планов, подозрительно краткие сроки исполнения контрактов — перечислил нарушения и «лукавства» замглавы ведомства Анатолий Чабунин.

Мы говорим: государство как умный покупатель. Если ты такой умный, почему такой бедный? Большинство заказчиков не применяют санкций к подрядчикам [за нарушения]!» — возмущался Анатолий Чабунин.

Он, однако, отметил, что многие проблемы связаны с задержкой в принятии подзаконных актов или с переходным периодом вступления в силу ряда положений закона.

Практика размещения "миллиардных" закупок показывает — общественный контроль заставил готовить документацию более качественно, но по ряду процедур заказчики обходят требования общественного обсуждения. За год эксперты обнаружили 19 извещений о крупных закупках без проведения обязательного общественного обсуждения. А это 51,7 млрд рублей. Протоколы обсуждений публикуются в недрах интернета, а не на специальном форуме, не соблюдаются процедуры обсуждения на одном из двух этапов, истекают сроки ответа на замечания и прочее», — сказал журналистам министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.

Заказчики в регионах отмечают — проблема во множестве контрольных органов и противоречии их толкований норм закона и в сложности процедур для бюджетных учреждений.

Резко отделить и продолжить закон писать для какого-то "крупняка", и отпустить регионы с их укропом и детскими штанишками. Давайте простые закупки оставим в стороне и оставим персональную ответственность!» — сказал Дмитрий Кипнис.

Персональная ответственность для физических лиц среди заказчиков должна быть введена, пока эта норма задерживается, напомнил Анатолий Чабунин.

Одним из приоритетов работы Открытого правительства также является внедрение механизмов общественного контроля. Этот процесс сопровождает рабочая группа Экспертного совета.

Если нашлось место для общественного контроля — это признак того, что система больна… Общественный контроль… ответит на принципиальный вопрос, который у нас в контрактной системе остался подвешенным, мы закупку зачем делали? Чтобы она была бизнесово, экономически эффективной и чтобы она была связана с обеспечением государственных нужд. Чтобы мы были уверены, что то, что государство тратит и закупает, людям нужно», — заметила председатель общественной коллегии НАИЗ Ольга Анчишкина.

Многие вопросы — и технологические, и антикоррупционные, и экономические — должны быть сняты с созданием единой информационной системы, автоматизацией всех закупок, подчеркнул модератор дискуссии, проректор ВШЭ Александр Шамрин.

Уверен, что многие проблемы будут решены совместными усилиями. Контрольные органы, общественные организации участвуют в этом. Согласен, закон пухнет. Давайте вместе работать, чтобы он не пух», — подвел итоги мозгового штурма эксперт.

Аэропорт Благовещенск сэкономил 2 млн рублей, возобновив по требованию ФАС конкурс на новый терминал

понедельник, 2 марта, 2015

ЗАО "Новая авиация" (Санкт-Петербург) готова разработать проект международного терминала для аэропорта Благовещенск (Амурская область) за 21 млн рублей, снизив тем самым на 2 млн рублей сумму, которая была назначена по итогам конкурса, отмененного по требованию антимонопольной службы.

Как пояснил агентству "Интерфакс-Дальний Восток" помощник директора ГУП "Аэропорт Благовещенск" Евгений Червяков, один из пяти участников конкурса на проектирование международного терминала, который состоялся в декабре, обратился с жалобой в антимонопольную службу.

"Один из участников посчитал, что баллы по итогам конкурса были подсчитаны неверно. Антимонопольная служба жалобу отклонила, посчитав необоснованной. Но при рассмотрении документов конкурса, в ФАС нашли несоответствия между конкурсной документацией и положением о закупках. Формальности в формулировках, но конкурс пришлось возобновлять", - пояснил Е.Червяков.

Как следует из материалов заказчика на сайте госзакупок, компания "Новая авиация", став единственным участником торгов, заявила о готовности разработать проектную документацию для реконструкции терминала внутренних авиалиний под международные за 21 млн 60 тыс. рублей при начальной цене контракта 26 млн рублей.

Как сообщалось, в декабре прошлого года эта же питерская компания стала победителем торгов. Но тогда была предложена сумма в 23,92 млн рублей (при начальной цене контракта 26 млн рублей). Всего в торгах приняли участие пять конкурсантов.

Второй претендент ООО ПСО "Благовещенскпроект" был готов взяться за подряд за 20,3 млн руб., третий, ООО "Системы и сети" (Благовещенск) - за 23,999 млн руб. Также в тендере участвовали ООО МПК "АТ-Инжиниринг" (Тюмень) с предложением в 19,9 млн руб. и ОАО "ПИИ воздушного транспорта "Дальаэропроект" (Хабаровск) с заявкой на 25,9 млн руб.

Ключевое значение при подведении итогов конкурса имели нестоимостные категории.

Победитель конкурса должен за 180 дней разработать проект реконструкции существующего терминала внутренних авиалиний под терминал международных линий (МВЛ) на 200 пасс/час.

Проектирование международного терминала будет идти в рамках программы региона "Развитие транспортной системы Амурской области на 2014-2020 годы".

ЗАО "Новая авиация" создано в 2011 году в Санкт-Петербурге. Ведет деятельность в сфере воздушного и космического транспорта, занимается эксплуатацией ВПП, ангаров и т.д. Принадлежит в равных долях Роману Алексееву и Владимиру Званцеву.

Госзакупки реформируют загодя

понедельник, 2 марта, 2015

Новый конкурс для электронных бирж будет объявлен в апреле

Как стало известно "Ъ", в апреле 2015 года Минэкономики планирует объявить отбор операторов электронных торгов для размещения госзаказа в 2016-2020 годах. Вернуться к этой идее власти решили после того, как контрактную систему раскритиковали Владимир Путин и Счетная палата. Аффилированные с заказчиками площадки министерство предлагает запретить, установив при этом единые требования к площадкам не только для госзакупок, но и корпоративных торгов, которые проводят "Газпром", РЖД и другие госкомпании.

В распоряжении "Ъ" оказался проект постановления правительства о порядке и условиях отбора операторов электронных площадок. Минэкономики уже урегулировало спорные вопросы с ФАС и Минкомсвязи, рассчитывая на этой неделе согласовать документ с Минфином и внести его в Белый дом. Это уже третья версия проекта, разработка которого ведется с начала прошлого года, вызвав множество разногласий. В министерстве ожидают, что новые правила будут утверждены в ближайшее время и в апреле по ним будет объявлен отбор новой пятерки операторов для размещения госзаказа по закону о контрактной системе на пятилетний срок с 25 января 2016 года.

Таким образом, власти передумали сохранять рынок электронных торгов за отобранной в 2010 году пятеркой игроков — ЗАО "Сбербанк-АСТ", ОАО ЕЭТП, ЭТП ММВБ, ООО "РТС-Тендер" и АГЗ РТ, полномочия которых истекли 25 января, но были пролонгированы допсоглашениями еще на год (см. "Ъ" от 27 октября 2014 года). По данным Минэкономики, 42,8% проведенных ими госзакупок за 2014 год признаны несостоявшимися, а единственному поставщику на крупнейших площадках "Сбербанка-АСТ" и "РТС-Тендера" доставались соответственно 36,08% и 49,37% госконтрактов. В начале года о претензиях к системе госзакупок и контролирующим их чиновникам заявили Владимир Путин и Счетная палата. При этом Госдума 17 февраля приняла в первом чтении законопроект о полном переводе всех видов госзакупок на электронные торги, что может удвоить их объем, составивший в прошлом году более 2 трлн руб. Поэтому ротацию операторов решено не откладывать, а требования к ним — ужесточить. Одним из наиболее жестких фильтров станет запрет на аффилированность госзаказчика торгов и оператора. В пятерке операторов госзакупок это подконтрольная мэрии Москвы ЕЭТП (которая, впрочем, уже монополизировала и рынок электронных госзакупок в Санкт-Петербурге) и ГУП "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан" (АГЗ РТ).

Омбудсмен по закупкам Сергей Габестро, возглавляющий площадку "Фабрикант.ру" и Национальную ассоциацию институтов закупок, выступает против отбора "с непонятными критериями и статусом экспертной компании, которая будет проводить технологический аудит площадок". "Это коррупционноемкая и конфликтная схема. Опять идет закрытие рынка вместо того, чтобы создать модель угроз уязвимости площадок, жесткие критерии для игроков и систему контроля за их соблюдением. Преодолеть эти критерии должно быть позволено любому оператору".

Отсутствие перечня требований и документов позволит произвольно определить их "под конкретного участника" к моменту начала отбора, подтверждают операторы. Эксперты "Деловой России" отмечают: одинаковый вес всех критериев оценки заявок "приведет к дискредитации результатов отбора", при этом сами критерии могут привести к "выходу на рынок неблагонадежных операторов". В то же время привязка к максимальному числу проведенных аукционов и клиентов в ряде критериев дает очевидное преимущество крупнейшему оператору — "Сбербанку-АСТ", на долю которого в 2014 году приходился 51% объявленных торгов. Предусмотренный проектом запрет на наличие "финансовых обязательств" операторов перед иностранными и международными организациями отсекает всех, у кого есть контракты на закупку и обслуживание оборудования и программного обеспечения. В Минэкономики "Ъ" заявили, что это требование будет "уточнено".

Министерство предложило ограничить и свободную конкуренцию в сфере закупок по закону 223-ФЗ, где по заказу инфраструктурных монополий и компаний с госучастием проводят торги 127 электронных площадок (половина из них — с объемом свыше 100 млн руб. в год). Объем проведенных ими закупок превысил 13 трлн руб. в год, сообщил первому вице-премьеру Игорю Шувалову замглавы Минэкономики Евгений Елин, но порядок электронных закупок по закону 223-ФЗ не установлен, министерство не может их контролировать. При этом ряд площадок не соответствуют требованиям информационной безопасности и аффилированы с крупными заказчиками, что "создает предпосылки для злоупотреблений". Минэкономики предлагает установить единые требования для площадок, проводящих торги по 44-ФЗ и 223-ФЗ, внеся в него соответствующие поправки. Идею уже поддержал "Газпром", говорится в письме, но Минфин выступает против ограничения площадок для госкорпораций.

Ранее предполагалось, что отобранным операторам госзакупок также достанутся торги по приватизации (в электронной форме пока не проводится) и банкротству. Эти предложения еще готовятся. Однако в декабре 2014 года арбитражные управляющие уже пролоббировали принятие поправок к закону о банкротстве, по которому торги в этом сегменте могут проводить операторы--члены саморегулируемой организации.

Губернатор Приморья отобрал у госкомпаний элитные авто

понедельник, 2 марта, 2015

В Приморском крае губернатор Владимир Миклушевский потребовал расторгнуть контракты на
покупку элитных автомобилей для нужд краевых предприятий – Примавтодора и Примводоканала,
сообщает корреспондент ИА REGNUM.
«У Владимира Владимировича жесткая позиция по этому вопросу – руководители государственных
учреждений должны думать о выполнении своих долж ностных обязанностей, а не о классе своего служеб-
ного автомобиля. Сегодня, когда в регионе реали зуется план по стабилизации экономической ситуации,
траты на роскошные автомобили просто недопустимы. Также глава региона подчеркнул, что в Приморье
будет усилен контроль за госзакупками», – отметила пресс-секретарь губернатора Альбина Охрименко.
Как сообщало ИА REGNUM, в конце 2014 года госкомпании Приморья приобрели в лизинг VIP
автомобили. Главному автодорожному предприятию края потребовался LEXUS LX570 MC 2014 года
выпуска, стоимостью 4 583 000 рублей. С учетом лизинга автомобиль обошелся Примавтодору более
6 миллио нов рублей. Приморский водоканал также объявил о покупке в лизинг за 5 121 606 рублей
Toyota Land Cruiser 200 2014 года выпуска.
Несмотря на то, что госконтракты о приобретении компаниями Приморья автомобилей в ли-
зинг уже заключены, сами автомобили куплены, а Примавтодор и Примводоканал уже приступили
к оплате лизинговых взносов, губернатор Владимир Миклушевский потребовал вернуть иномарки,
сообщает ИА REGNUM.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458 459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 476 477 478 479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 493 494 495 496 497 498 499 500 501 502 503 504 505 506 507 508 509 510 511 512 513 514 515 516 517 518 519 520 521 522 523 524 525 526 527 528 529 530 531 532 533 534 535 536 537 538 539 540 541 542 543 544 545 546 547 548 549 550 551 552 553 554 555 556 557 558 559 560 561 562 563 564 565 566 567 568 569 570 571 572 573 574 575 576 577 578 579 580 581 582 583 584 585 586 587 588 589 590 591 592 593 594 595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 629 630 631 632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 650 651 652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662 663 664 665 666 667 668 669 670 671 672 673 674 675 676 677 678 679 680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691 692 693 694 695 696 697 698 699 700 701 702 703 704 705 706 707 708 709 710 711 712 713 714 715 716 717 718 719 720 721 722 723 724 725 726 727 728 729 730 731 732 733 734 735 736 737 738 739 740 741 742 743 744 745 746 747 748 749 750 751 752 753 754 755 756 757 758 759 760 761 762 763 764 765 766 767 768 769 770 771 772 773 774 775 776 777 778 779 780 781 782 783 784 785 786 787 788 789 790 791 792 793 794 795 796 797 798 799 800 801 802 803 804 805 806