За нарушения при срыве оборонного заказа будет грозить национализация

четверг, 12 марта, 2015

Участие в госзакупках может стать рискованным бизнесом. Правительство предлагает национализировать имущество сорвавших контракты поставщиков по гособоронзаказу, а депутат – сажать на 12 лет расхитителей госсредств

одина потребует имущество

По данным Минобороны, в 2012 году поставщики сорвали 71 контракт в области оборонзаказа, в 2013 году – 34 контракта, в 2014 году – 47. За это время Минобороны направило поставщикам в общей сложности 4849 претензий на 161,2 млрд руб. (годовой объем гособоронзаказа составляет около 2 трлн руб.). Такие данные приводятся в пояснительной записке к законопроекту Минэкономразвития «О защите прав юридических лиц при обращении в федеральную собственность для нужд РФ отдельных видов имущества» (копии документов есть у РБК).

Законопроект, разработанный в рамках поручений президента и правительства от января 2014 года, описывает процедуру национализации имущества компаний, которые не выполнили условия контрактов по оборонзаказу. Под определение такого имущества подпадают недвижимость и оборудование, которое непосредственное используется для производства или ремонта вооружения или производства продукции, «необходимой для обеспечения обороноспособности и безопасности России».

Сама процедура описывается так: уполномоченное ведомство будет ходатайствовать в правительство об обращении имущества в госсобственность с обоснованием. Таковым будет являться «неисполнение или ненадлежащее исполнения поставок». На принятие окончательного решения законопроект отводит 10 дней. Разработчики обещают проводить национализацию только после «предварительного и равноценного возмещения его рыночной стоимости и убытков», отчет о его оценке можно будет оспорить в суде. Если с собственником не удастся договориться, чиновники смогут обратиться в суд через три месяца после вручения владельцу проекта соглашения.

«Реализация проекта позволит существенно сократить общее количество неисполняемых контрактов и объем потерь из бюджета», – говорится в пояснительной записке. Представитель Минэкономразвития не ответил на дополнительные вопросы РБК. Принятие законопроекта может привести к необоснованному ущемлению прав компаний, считает президент РСПП Александр Шохин (копия его письма в Минэкономразвития есть у РБК). Документ предполагает национализацию имущества любой компании, прямо или косвенно участвующей в выполнении оборонного заказа, даже при отсутствии его вины в срыве поставок, поясняет он.

«Действующее законодательство не содержит определения оборонно-промышленного сектора, а исполнителем может быть признан любой подрядчик, субподрядчик или поставщик головного исполнителя», – говорится в письме. Минпромторг ведет реестр компаний оборонно-промышленного комплекса, многие из них производят не только военную продукцию. Это такие компании, как КамАЗ, «Метровагонмаш», ОАО «ЛОМО», Калужский турбинный завод, перечисляет президент РСПП. Представители КамАЗа и «Трансмашхолдинга» (совладелец «Метровагонмаша») отказались от комментариев. Менеджер одной из компаний – крупного участника оборонзаказа обращает внимание, что крупные исполнители контрактов и так находятся в государственной собственности или имеют государство в той или иной форме в совладельцах.

Государство не потерпит воровства

Проблемами с исполнением гособоронзаказа обосновывается и другая инициатива в области госзакупок – председатель комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая внесла в Госдуму законопроект, ужесточающий ответственность для расхитителей средств при исполнении госконтрактов. В ее пояснительной записке цитируются слова президента из декабрьского послания Федеральному собранию: «Как прямой удар по национальной безопасности надо рассматривать нецелевое использование или хищение бюджетных ассигнований на государственный оборонный заказ и работать по таким фактам так же серьезно и строго, как по пресечению финансирования терроризма».

Инициатива Яровой, впрочем, распространяется не только на оборонный заказ. Она предлагает установить

СМИ: В России могут запретить госзакупки иностранной мебели

четверг, 12 марта, 2015

Правительство РФ прорабатывает вопрос о полном запрета на госзакупки иностранной мебели. Об этом сообщил директор департамента химико-технологического и лесопромышленного комплекса Минпромторга Владимир Потапкин.

«Качество отечественной мебели находится на уровне европейского, но рынку надо адаптироваться. Большинство наших производств модернизированы, но отдельные товарные ниши продолжают заполняться импортом из Италии, Германии, Белоруссии, Китая, Малайзии. Зависимость от него достигает 50%. Для наших мебельщиков развитие импортозамещения - резерв повышения объёмов производства», - рассказал он «Российской газете».

Кроме того, чиновник отметил, что отечественные производители при госзакупках мебели смогут рассчитывать на преференцию в 15% по цене по сравнению с иностранными.

Россия в 2014 году снизила госзакупки на 10%

среда, 11 марта, 2015

Государственные закупки в России снизились в прошлом году на 10% до 5,44 трлн руб., или до 7,7% ВВП, свидетельствует анализ данных, проведенный на базе аналитической системы "СПАРК-маркетинг". В то же время, по данным Контрольного управления президента РФ, сумма государственных закупок вместе с закупками по 223 ФЗ на сегодняшний день составляет более 13 трлн рублей.

Сегодня в сфере госзаказа приходится отвечать на два вызова: это, во-первых, переход на новое законодательство о государственных закупках, в частности, на планирование закупок, и, во-вторых, это изменение ситуации в самой российской экономике, сказал замглавы Федеральной антимонопольной службы Андрей Цариковский на форуме-выставке "Госзаказ - за честные закупки", открывшемся в среду в Москве.

С 1 января 2014 года начало действовать законодательство о контрактной системе, которое радикально поменяло правило игры в сфере госзакупок, при этом в течение года, по словам экспертов, в 500-страничный закон было внесено 1200 поправок.

В условиях, когда нужно было учиться на ходу, объем закупок в начале года сильно упал. Так, суммарный объем контрактов, заключенных в первом полугодии 2014 года, оказался на 21% меньше, чем за аналогичный период 2013 года. Но уже во второй половине года ситуация улучшилась: в третьем квартале отставание уменьшилось до 9%, в четвертом - уже до 7%.

При этом падение произошло далеко не везде. Так, Мурманская область за счет крупных контрактов на строительство универсальных атомных ледоколов и развитие Мурманского транспортного узла увеличила объем закупок в 6 раз. В Чеченской республике объем заключенных контрактов увеличился на 128% благодаря крупным контрактам на строительство, в Московской области - на 17% за счет контракта на реконструкцию аэропорта "Домодедово", нескольких крупных контрактов на строительство и реконструкцию дорог.

В то же время у таких крупных закупщиков, как Москва, Тюменская и Новосибирская области, Башкирия, Хабаровский край, Санкт-Петербург и некоторых других объем закупок в 2014 году снизился. Так, объем контрактов, заключенных с регионом поставки в Москве, снизился на 10%, или почти на 180 млрд рублей. Для Тюменской области снижение составило 30%, или почти 73 млрд рублей, Башкирии - 43%, или почти 47 млрд рублей. Падение по большей мере было связано с оптимизацией расходов регионов.

По федеральным округам России только три округа достигли по итогам года прироста объема контрактов в 2014 году по сравнению с предыдущим годом: Северо-Западный (14%), Северо-Кавказский (11%) и Южный (1%).

Как и обычно, объем контрактов, заключенных в четвертом квартале по всем регионам, превышает, причем иногда весьма существенно, аналогичный показатель третьего квартала того же года. При этом в Москве и Санкт-Петербурге за последние три дня уходящего года было заключено 20% от объема всех контрактов четвертого квартала. В Красноярском крае эта цифра еще больше - около 30%. По остальным крупнейшим регионам за 3 дня было заключено от 6 до 16% от квартального объема.

В целом по объему госконтрактов лидирует строительная отрасль. Объем заключенных контрактов в этой отрасли в 2014 году составляет более трети от всех заключенных контрактов и превышает 2 трлн руб. Это выше уровня предыдущего года примерно на 10%.

Политика импортозамещения привела в прошлом году к более чем 50%-ному росту закупок продукции сельского хозяйства. Импортозамещение - одна из главных тем на форуме в этом году, сказал губернатор Алтайского края Александр Карлин.

В целом 2014 год был отмечен ростом доли электронных аукционов, что свидетельствует о повышении конкуренции в сфере госзакупок.

Путин поручил прописать в законе о госзакупках механизм офсетных контрактов

среда, 11 марта, 2015

Президент Владимир Путин поручил правительству ускорить подготовку поправок в закон о госзакупках, предполагающих включение в контракты офсетных обязательств по созданию производства в России.

Как сообщил "Интерфаксу" источник в финансово-экономическом блоке правительства, соответствующие поручения Путин дал после обращения мэра Москвы Сергея Собянина. В свою очередь, первый вице-премьер Игорь Шувалов поручил главе Минэкономразвития Алексею Улюкаеву, министру финансов Антону Силуанову и руководителю Минпромторга Денису Мантурову проработать вопрос к середине марта.

Собянин, ссылаясь на соответствующий опыт московских властей, считает, что в законодательстве необходимо закрепить возможности заключения госконтрактов со встречными обязательствами поставщика по созданию или модернизации производства - так называемых офсетных контрактов.

Этот механизм был апробирован в Москве в рамках проекта по обновлению подвижного состава метрополитена с последующим техническим обслуживанием новых вагонов в течение всего срока их эксплуатации (уровень локализации производства вагонов должен составлять не менее 70%), отмечается в письме Собянина Путину.

При этом конкурс проходил в рамках законодательства о закупках юрлицами, а не напрямую - через закупки московскими властями. По мнению Собянина, для распространения механизма заключения таких контрактов в регионах нужны поправки в ФЗ о госзакупках, разрешающие такие сделки.

Учитывая, что подобный пункт уже содержится в антикризисном плане правительства, Собянин попросил президента ускорить подготовку и принятие таких поправок.

Правительство РФ смягчило условия исполнения контрактов при госзакупках

вторник, 10 марта, 2015

Правительство РФ приняло постановления, смягчающие условия заключения контрактов при проведении государственных закупок. Как сообщили ИА REGNUM в пресс-службе правительства, подписанные премьер-министром Дмитрием Медведевым постановления разработаны в рамках антикризисного плана и направлено на уменьшение финансовой нагрузки на хозяйствующие субъекты при исполнении ими контрактов, поддержание стабильности функционирования системы государственных закупок.

Так, в одном из постановлений перечисляются случаи, когда заказчик может не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта в извещении о закупке и проекте контракта. Среди них: проведение закупок, в которых участники — только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации; проект контракта содержит условие о банковском сопровождении контракта; проект контракта содержит условие о перечислении поставщику (подрядчику, исполнителю) авансовых платежей на счёт, открытый территориальному органу Федерального казначейства либо финансовому органу субъекта Федерации, муниципального образования в учреждениях Центрального банка; участник закупки является бюджетным учреждением или автономным учреждением и им предложена цена контракта, сниженная не более чем на 25% начальной (максимальной) цены контракта.

Другим постановлением утверждаются правила, которыми предусматривается возможность изменения по соглашению сторон существенных условий контрактов в отношении контрактов, срок исполнения которых свыше шести месяцев и исполнение которых по независящим от сторон обстоятельствам стало невозможным без изменения условий этих контрактов. Устанавливается, что федеральными государственными органами, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Федерации, местными администрациями в отношении закупок для соответственно федеральных нужд, нужд субъекта Федерации, муниципальных нужд утверждаются перечни товаров, работ, услуг, по которым возможно изменение условий контракта. При этом при закупках для федеральных нужд цена контракта должна превышать 1 млн рублей. Минимальная цена изменяемого контракта при закупках для региональных и муниципальных нужд устанавливается высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Федерации и местными администрациями соответственно. Изменение условий контрактов допускается в пределах доведённых заказчикам объёмов финансирования на принятие и (или) исполнение в 2015 году обязательств по контрактам.

Напомним, как ранее сообщало ИА REGNUM, одним из положений Антикризисного плана правительства РФ является эффективное применение инструментов промышленной политики, одним из которых являются государственные закупки.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458 459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 476 477 478 479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 493 494 495 496 497 498 499 500 501 502 503 504 505 506 507 508 509 510 511 512 513 514 515 516 517 518 519 520 521 522 523 524 525 526 527 528 529 530 531 532 533 534 535 536 537 538 539 540 541 542 543 544 545 546 547 548 549 550 551 552 553 554 555 556 557 558 559 560 561 562 563 564 565 566 567 568 569 570 571 572 573 574 575 576 577 578 579 580 581 582 583 584 585 586 587 588 589 590 591 592 593 594 595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 629 630 631 632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 650 651 652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662 663 664 665 666 667 668 669 670 671 672 673 674 675 676 677 678 679 680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691 692 693 694 695 696 697 698 699 700 701 702 703 704 705 706 707 708 709 710 711 712 713 714 715 716 717 718 719 720 721 722 723 724 725 726 727 728 729 730 731 732 733 734 735 736 737 738 739 740 741 742 743 744 745 746 747 748 749 750 751 752 753 754 755 756 757 758 759 760 761 762 763 764 765 766 767 768 769 770 771 772 773 774 775 776 777 778 779 780 781 782 783 784 785 786 787 788 789 790 791 792 793 794 795 796 797 798 799 800 801 802 803 804 805 806