ФАС рассказала о необходимых мерах для борьбы с коррупцией при госзакупках

понедельник, 16 марта, 2015

Для эффективной борьбы с коррупцией в сфере госзаказа необходимо, прежде всего, исправить недостатки действующего законодательства о контрактной системе, считает замруководителя управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Артем Лобов.


Действующий закон о контрактной системе дает возможность субъективно оценивать заявки участников конкурсов, а также предметы закупок, предусматривает в качестве основной формы подачу заявок в бумажной форме - в конвертах, что не обеспечивает прозрачности закупочных процедур, сказал он, выступая в пятницу на форуме-выставке "Госзаказ - За честные закупки".

Госдума уже рассмотрела поправки, которые обеспечат перевод более широкого спектра торгов в электронную форму, но необходимо перевести на электронные аукционы также типовое строительство, считает Лобов.

В прошлом году число электронных аукционов выросло на 30% до 1,75 млн, но их доля в общем числе торгов достигла 62%, свидетельствуют данные системы "СПАРК-Маркетинг". В среднем в аукционах, в отличие от других форм проведения торгов, принимают участие более 2 поставщиков, и именно на аукционы приходит почти 70% всех потенциальных участников. Для сравнения, на открытые конкурсы приходится 28% всех объемов объявленных закупок, но на них приходит лишь 1,6% всех потенциальных участников.

Число компаний, заключивших государственные контракты, составило в 2014 году 380 тыс. против 400 тыс. в 2013 году, свидетельствует анализ. Доля малых предприятий, если оценивать по объему контрактов, составила в прошлом году по стране всего 2,1%. На торги с одним участником пришлось 15% от общего количества проведенных торгов против 23% годом раньше.

Россия перешла на новое законодательство о госзакупках (44-ФЗ) с 1 января 2014 года, за год в рамках контрактной системы были размещены заказы на 5,5 трлн руб., что на 10% ниже уровня предыдущего года.

Челябстройзаказчик оштрафован на 100 тыс. за антиконкурентный сговор

пятница, 13 марта, 2015

Суд оштрафовал МУП «Челябстройзаказчик» на 100 тыс. рублей за участие в антиконкурентном соглашении – застройщик незаконно получил контракт на 12 млн рублей, передает корреспондент Агентства новостей «Доступ» со ссылкой на пресс-службу УФАС.

Управление капстроительства администрации Челябинска, МУП «Фирма «Челябстройзаказчик» и ЗАО «Евразийская строительная компания» договорились и позволили акционерному обществу без участия в торгах выполнить работы на 12 млн рублей.

Ранее ЗАО «Евразийская строительная компания» стало победителем аукциона на строительство центра по боксу для СДЮСШОР «Алмаз». Также компанию привлекли для выполнения дополнительных работ, не предусмотренных контрактом. Отсутствие конкурентной процедуры лишило возможности участия для других компаний.

УФАС признало непроведение Управлением капитального строительства администрации Челябинска торгов и совместные действия управления, МУП и ЗАО нарушением закона о защите конкуренции.

Арбитражный суд удовлетворил требования антимонопольного органа и оштрафовал МУП «Челябстройзаказчик» на 100 тыс. рублей.

В отношении других нарушителей также возбуждены административные дела.

Курганское УФАС уличило трех участников аукциона на газификацию села в сговоре

пятница, 13 марта, 2015

Курганское УФАС России признало в действиях трех коммерческих организаций наличие сговора, который привел к поддержанию цены на торгах на право заключения контракта на выполнение работ по газификации жилого сектора, следует из доклада руководителя регионального УФАС Ирины Гагариной.

Согласно докладу, размещенному на сайте ведомства, в сговор вступили три компании, участвовавшие в аукционе на право заключения муниципального контракта на выполнение работ но газификации жилых домов села Любимово Далматовского района.

Как отмечается, арбитражный суд Курганской области и Восемнадцатый апелляционный суд поддержали позицию ведомства.

Активисты ОНФ заподозрили правительство в нежелании повышать эффективность бюджетных трат в сфере госзаказа

четверг, 12 марта, 2015

Итоги первого года работы системы госзакупок по контрактной системе, проблемы внедрения института планирования и нормирования закупок на федеральном и региональном уровнях стали основными темами конференции «Шаг вперед или два шага назад? 44-ФЗ – итоги первого года. Планирование и нормирование закупок». Конференция состоялась в рамках Всероссийского форума-выставки «ГОСЗАКАЗ – За честные закупки», который в этом году проходит под лозунгом антикоррупционного проекта ОНФ «За честные закупки».

Участники конференции обсудили результаты работы контрактной системы, которая была введена с 1 января 2014 г. с принятием 44-ФЗ, и проблемы воплощения в жизнь ключевого нововведения контрактной системы – создания института нормирования и планирования затрат участников госзаказа на федеральном и региональном уровнях, а также осуществления общественного контроля в этой сфере.

Модератор конференции – заместитель председателя комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Госдумы, заместитель председателя Центральной ревизионной комиссии ОНФ Виктор Климов подчеркнул, что правительство явно не торопится с введением института нормирования.

Согласно нормам Федерального закона №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», институт нормирования в сфере госзакупок должен был начать работать с 1 января 2014 г.

Этот срок правительство переносило уже трижды – сначала на 1 июля 2014 г., затем на 1 января 2015 г. и на 1 января 2016 г. В октябре 2014 г. были приняты два правительственных постановления – о нормировании услуг сотовой связи и закупках автомобилей и определении общих правил по определению нормативов затрат на закупку товаров и услуг. Но так и не решена проблема с введением нормирования. На данный момент еще четыре варианта правительственных постановлений, которые определяют различные требования к разработке и принятию ведомствами правовых актов в сфере нормирования, проходят различные этапы общественного обсуждения. При этом введение ключевых институтов госзаказа отодвигается всё дальше и дальше, несмотря на то, что это не только ключевые нововведения контрактной системы, но и важнейшие инструменты экономики: ежегодно в системе госзаказа тратится более 10 трлн руб., которые при эффективном расходовании можно использовать в том числе в ситуации выхода из кризиса.

«При принятии закона «О контрактной системе» на смену 94-ФЗ предусматривалось, что новый закон концептуально изменит ситуацию в сфере государственного и муниципального заказа посредством введения новых механизмов: планирования, нормирования закупок, создания специализированной информационной системы, в том числе в целях расширения общественного контроля. В связи с введением новых институтов, усилением контроля мы расширили инструментарий заказчиков.

Закон действует уже больше года. В то же время он не вышел за рамки 94-го закона, изменения несущественны. Все упомянутые инструменты до сих пор не внедрены. И реально этот институт сможет заработать не ранее 2017 г. Создание АИС также не проходит системно, функции заказчика от Минэкономики переданы Федеральному казначейству «на полпути». Всё это не способствует повышению эффективности расходования средств, выделенных на государственные и муниципальные закупки, считает Климов.

Он напомнил, что в абсолютных величинах нормируются лишь закупки автомобилей и мобильной связи, остальное нужно рассчитывать по формулам, понятным далеко не всем. При этом нормирование по приобретению автомобилей не затрагивает федеральных министров, председателя правительства, его заместителей и губернаторов.

«Мы не смогли взять на себя ответственность утвердить нормоположенность для премьера, членов правительства и губернаторов», – ответил заместитель начальника отдела методологии контрактных отношений департамента бюджетной методологии Министерства финансов РФ Александр Алексеев на вопрос Виктора Климова, почему их нет в списке служащих, на которых распространяются нормы закупок.

Алексеев добавил, что сейчас федеральные органы власти должны принять свои нормирующие документы, опираясь на постановления правительства. «Что касается предметного нормирования, то документы находятся на проработке в аппарате правительства, – пояснил он. – Это, прежде всего, параметры, которые определят излишние потребительские свойства и соответственно ограничат приобретение предметов роскоши». Однако он затруднился обозначить сроки введения нормирования, отметив, что по своей линии документы министерство подготовит не ранее чем в первой половине этого года.

Заместитель руководителя Контрольного управления президента РФ Валентин Летуновский подчеркнул, что контроль в сфере нормирования должен быть системным, необходимо «бить по коррупционным, аффилированным схемам». «Эффективность в этой сфере пока оставляет желать лучшего», – считает он.

Аудитор Счетной палаты РФ Максим Рохмистров сообщил, что только за один год контрольно-счетными органами регионов зафиксировано более 2 тыс. нарушений в сфере закупок на сумму более 2 млрд руб., были отменены 23 крупные закупки на сумму 60 млрд руб. Он предложил поставить вопрос о создании единого органа, который будет нести ответственность за функционирование контрактной системы.

Руководитель проекта ОНФ «За честные закупки» Антон Гетта подчеркнул, что нормирование необходимо прежде всего для того, чтобы исключить закупки роскоши. «Общественность уже давно не гонялась бы за дорогими автомобилями, если бы нормирование заработало», – сказал он.

Однако, по его словам, гораздо больше беспокоит то, что выработка столь важных документов проходит кулуарно. Министерства перекладывают ответственность за разработку документов о нормировании. А представители профильного ведомства –Минэкономразвития – вообще не проявили интереса к обсуждению данной проблемы, несмотря на приглашение.

Представители ОНФ выразили обеспокоенность затягиванием правительством принятия соответствующих документов, нежеланием обсуждать принимаемые решения в этой сфере с представителями общественности, экспертами, участниками госзаказа, другими заинтересованными лицами и приняли решение по результатам конференции направить доклад президенту РФ о состоянии дел с внедрением планирования и нормирования в системе госзакупок.

Тема планирования и нормирования затрат в сфере госзакупок уже поднималась ОНФ на круглом столе «Проблемы и перспективы развития института нормирования в сфере госзакупок» в декабре 2014 г. Участники мероприятия отмечали, что, решая вопрос нормирования затрат по госзакупкам, правительство действовало бессистемно, а также высказывали сомнение, что система нормирования заработает в сроки. На обсуждении присутствовал представитель Минэкономразвития, но не пришел представитель Минфина.

За нарушения при срыве оборонного заказа будет грозить национализация

четверг, 12 марта, 2015

Участие в госзакупках может стать рискованным бизнесом. Правительство предлагает национализировать имущество сорвавших контракты поставщиков по гособоронзаказу, а депутат – сажать на 12 лет расхитителей госсредств

одина потребует имущество

По данным Минобороны, в 2012 году поставщики сорвали 71 контракт в области оборонзаказа, в 2013 году – 34 контракта, в 2014 году – 47. За это время Минобороны направило поставщикам в общей сложности 4849 претензий на 161,2 млрд руб. (годовой объем гособоронзаказа составляет около 2 трлн руб.). Такие данные приводятся в пояснительной записке к законопроекту Минэкономразвития «О защите прав юридических лиц при обращении в федеральную собственность для нужд РФ отдельных видов имущества» (копии документов есть у РБК).

Законопроект, разработанный в рамках поручений президента и правительства от января 2014 года, описывает процедуру национализации имущества компаний, которые не выполнили условия контрактов по оборонзаказу. Под определение такого имущества подпадают недвижимость и оборудование, которое непосредственное используется для производства или ремонта вооружения или производства продукции, «необходимой для обеспечения обороноспособности и безопасности России».

Сама процедура описывается так: уполномоченное ведомство будет ходатайствовать в правительство об обращении имущества в госсобственность с обоснованием. Таковым будет являться «неисполнение или ненадлежащее исполнения поставок». На принятие окончательного решения законопроект отводит 10 дней. Разработчики обещают проводить национализацию только после «предварительного и равноценного возмещения его рыночной стоимости и убытков», отчет о его оценке можно будет оспорить в суде. Если с собственником не удастся договориться, чиновники смогут обратиться в суд через три месяца после вручения владельцу проекта соглашения.

«Реализация проекта позволит существенно сократить общее количество неисполняемых контрактов и объем потерь из бюджета», – говорится в пояснительной записке. Представитель Минэкономразвития не ответил на дополнительные вопросы РБК. Принятие законопроекта может привести к необоснованному ущемлению прав компаний, считает президент РСПП Александр Шохин (копия его письма в Минэкономразвития есть у РБК). Документ предполагает национализацию имущества любой компании, прямо или косвенно участвующей в выполнении оборонного заказа, даже при отсутствии его вины в срыве поставок, поясняет он.

«Действующее законодательство не содержит определения оборонно-промышленного сектора, а исполнителем может быть признан любой подрядчик, субподрядчик или поставщик головного исполнителя», – говорится в письме. Минпромторг ведет реестр компаний оборонно-промышленного комплекса, многие из них производят не только военную продукцию. Это такие компании, как КамАЗ, «Метровагонмаш», ОАО «ЛОМО», Калужский турбинный завод, перечисляет президент РСПП. Представители КамАЗа и «Трансмашхолдинга» (совладелец «Метровагонмаша») отказались от комментариев. Менеджер одной из компаний – крупного участника оборонзаказа обращает внимание, что крупные исполнители контрактов и так находятся в государственной собственности или имеют государство в той или иной форме в совладельцах.

Государство не потерпит воровства

Проблемами с исполнением гособоронзаказа обосновывается и другая инициатива в области госзакупок – председатель комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая внесла в Госдуму законопроект, ужесточающий ответственность для расхитителей средств при исполнении госконтрактов. В ее пояснительной записке цитируются слова президента из декабрьского послания Федеральному собранию: «Как прямой удар по национальной безопасности надо рассматривать нецелевое использование или хищение бюджетных ассигнований на государственный оборонный заказ и работать по таким фактам так же серьезно и строго, как по пресечению финансирования терроризма».

Инициатива Яровой, впрочем, распространяется не только на оборонный заказ. Она предлагает установить

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458 459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 476 477 478 479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 493 494 495 496 497 498 499 500 501 502 503 504 505 506 507 508 509 510 511 512 513 514 515 516 517 518 519 520 521 522 523 524 525 526 527 528 529 530 531 532 533 534 535 536 537 538 539 540 541 542 543 544 545 546 547 548 549 550 551 552 553 554 555 556 557 558 559 560 561 562 563 564 565 566 567 568 569 570 571 572 573 574 575 576 577 578 579 580 581 582 583 584 585 586 587 588 589 590 591 592 593 594 595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 629 630 631 632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 650 651 652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662 663 664 665 666 667 668 669 670 671 672 673 674 675 676 677 678 679 680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691 692 693 694 695 696 697 698 699 700 701 702 703 704 705 706 707 708 709 710 711 712 713 714 715 716 717 718 719 720 721 722 723 724 725 726 727 728 729 730 731 732 733 734 735 736 737 738 739 740 741 742 743 744 745 746 747 748 749 750 751 752 753 754 755 756 757 758 759 760 761 762 763 764 765 766 767 768 769 770 771 772 773 774 775 776 777 778 779 780 781 782 783 784 785 786 787 788 789 790 791 792 793 794 795 796 797 798 799 800 801 802 803 804 805 806