Неуставные подношения. Высокопоставленный чиновник Минобороны арестован по подозрению во взятках

вторник, 17 марта, 2015

В Минобороны произошел первый громкий коррупционный скандал, в центре которого оказался высокопоставленный чиновник, занявший свой пост после того, как ведомство возглавил Сергей Шойгу. В Москве был задержан, а затем арестован Александр Горшколепов, заместитель начальника департамента имущественных отношений (ДИО) — подразделения, которым ранее руководила Евгения Васильева, ныне находящаяся под судом по обвинению в миллиардных хищениях. Самому господину Горшколепову инкриминируются несколько эпизодов получения взяток.

Вчера стало известно о задержании замначальника ДИО Александра Горшколепова и возбуждении в отношении него уголовного дела по факту получения взятки. "Ъ" этот факт подтвердили в военном следственном управлении (ВСУ) по Москве и ГВСУ Следственного комитета РФ. Детали операции, в которой участвовали помимо следователей военные контрразведчики и спецназ, в правоохранительных органах не сообщают. Суд избрал задержанному меру пресечения в виде заключения под стражу, по некоторым данным, сейчас он находится в СИЗО "Лефортово". В следственных органах детали уголовного дела не разглашают. Впрочем, источник "Ъ" в аппарате министра обороны вчера сообщил, что чиновник ДИО на данный момент подозревается в восьми эпизодах получения взяток в особо крупном размере (ст. 290 УК РФ), а сам арестованный дал признательные показания. В военном ведомстве также подчеркнули, что "все необходимое содействие следствию оказывается".

Александр Горшколепов пришел в Минобороны сразу после назначения главой ведомства Сергея Шойгу в конце 2012 года и никакого отношения к команде экс-министра Анатолия Сердюкова не имеет. Сначала он занимал пост референта ДИО, а в мае 2013 года вошел в состав совета директоров ОАО "Оборонсервис" (ныне — ОАО "Гарнизон"), а также ряда его дочерних структур. По информации источников "Ъ", никаких нареканий у руководства его работа не вызывала. Поэтому неудивительно, что довольно быстро он получил повышение, заняв пост заместителя начальника ДИО Дмитрия Куракина. Как рассказал "Ъ" один из бывших сотрудников департамента, едва придя на работу в ДИО, Александр Горшколепов публично назвал всех чиновников, работавших под руководством экс-начальницы департамента Евгении Васильевой, "коррупционерами" и пообещал "навести порядок".

Между тем у надзорных и правоохранительных органов вскоре появились основания заинтересоваться самим господином Горшколеповым. Как рассказали "Ъ" источники, близкие к Минобороны, повод для расследования деятельности Александра Горшколепова в военном ведомстве появился в ходе проведенной осенью прошлого года проверки ОАО "Агропром", дочерней структуры "Оборонсервиса" (господин Горшколепов эту компанию курировал). В ходе проверки сотрудники Главной военной прокуратуры (ГВП) выявили четыре эпизода, которые, по их мнению, следовало квалифицировать по ч. 1 ст. 201 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями). Общая сумма причиненного "Агропрому" ущерба от этих злоупотреблений надзорным ведомством была оценена в 16,6 млн руб. Постановление о направлении материалов проверки "Агропрома" в ГВСУ СКР 5 декабря подписал первый заместитель главного военного прокурора генерал-лейтенант юстиции Андрей Никулищин.

По данным "Ъ", один из выявленных прокурорами эпизодов был связан с приобретением "Агропромом" предметов дизайнерской мебели и бытовой техники на 2,56 млн руб. По данным ГВП, закупка этих предметов была осуществлена в апреле 2014 года по просьбе курирующего "Агропром" Александра Горшколепова с целью оборудования служебных кабинетов сотрудников его департамента в Минобороны. "Эти товарно-материальные ценности в интересах и для нужд "Агропрома" не использовались, по месту его нахождения отсутствуют, образуя недостачу, незаконно безвозмездно переданы в другую организацию",— пояснил "Ъ" один из источников, знакомый с материалами проверки.

Основные претензии по итогам проверки "Агропрома" были предъявлены его экс-гендиректору Федору Зорову. Например, проверяющие установили, что он в декабре 2013 года подписал договор с ООО "Максима Медиа" на проведение тренинга сотрудников "Агропрома" по выработке навыков делового общения. На основании этого договора исполнителю было необоснованно перечислено 599,7 млн руб., поскольку, как установила проверка, тренинг проведен не был. Как пояснил сотрудникам ГВП сам господин Зоров, средства были потрачены на оплату праздничного вечера для сотрудников "Агропрома" и департамента имущественных отношений Минобороны, который состоялся 7 марта 2014 года в гостинице "Космос".

В ходе дальнейшего расследования и были выявлены эпизоды, которые были квалифицированы как получение взяток куратором "Агропрома" Александром Горшколеповым. Между тем источники "Ъ" в правоохранительных органах отметили, что не исключают появления в деле чиновника Минобороны по мере дальнейшего продвижения расследования не только 290-й, но и других "должностных" статей УК РФ.

Отметим, что после задержания господина Горшколепова на внеочередном собрании акционеров ОАО "Гарнизон" был избран новый состав совета директоров. На этот раз Александр Горшколепов в него не вошел.

Департамент имущественных отношений Минобороны и ОАО "Оборонсервис" получили широкую и одновременно скандальную известность в 2012 году, когда ГВСУ Следственного комитета РФ возбудило уголовное дело по фактам злоупотреблений при продаже имущества активов военного ведомства по заведомо заниженным ценам, которые, по подсчетам следствия, причинили ущерб в размере 3 млрд руб. Обвиняемыми в рамках "дела "Оборонсервиса"" стали Евгения Васильева, возглавлявшая ДИО при Анатолии Сердюкове (он проходит по делу свидетелем), а также бывшие руководители компаний, так или иначе участвовавших в реализации имущества Минобороны. Вскоре на процессе по этому делу должны состояться прения. Госпожа Васильева настаивает на своей невиновности, утверждая, что избавляла военное ведомство лишь от убыточных объектов. Выступая в суде в качестве свидетеля, Анатолий Сердюков поддержал бывшую подчиненную, заявив, что реализация имущества Минобороны проводилась строго в рамках закона.

Всероссийский вебинар Минэкономразвития России

вторник, 17 марта, 2015

Всероссийский вебинар Минэкономразвития России «Обзор нормативных правовых актов, принятых в целях реализации положений Закона № 44-ФЗ а также актов, обеспечивающих функционирование контрактной системы в 2015 году»
Уважаемые коллеги!
Приглашаем Вас на просмотр онлайн–трансляции
Всероссийского вебинара Минэкономразвития России
Антикризисные меры: изменения в системе закупок.
Дата: 20 марта 2015 года.
Время начала: 11.00.
Всероссийский вебинар проводится с целью разъяснения изменений, вносимых в законодательство, а также предоставления ответов на вопросы заказчиков и поставщиков.

Подробная информация представлена на сайте Ассоциации. Узнать подробнее >>
Перейти на форум для добавления комментария

Нецелевое расходование пиара. ОНФ ограничит местные власти в тратах на СМИ

понедельник, 16 марта, 2015

По сведениям "Ъ", движение ОНФ намерено поставить под законодательный контроль информационные ресурсы региональных и местных властей. Готовятся поправки к законодательству, которые конкретизируют, о чем именно за счет бюджетных средств смогут сообщить гражданам региональные и муниципальные органы власти. Скорее всего, возможности сведутся к информированию населения о госуслугах. СМИ, получавшим средства из бюджета на другие цели, придется искать иные источники финансирования.

Одной из тем второго дня форума "Госзаказ-2015", организованного движением ОНФ, стала закупка органами власти информационных услуг. По результатам обсуждения с журналистами из субъектов федерации, представителями региональных и муниципальных властей были выработаны рекомендации, часть которых ляжет в резолюцию форума. Согласно предложениям ОНФ, необходимо изменить законодательство так, чтобы строго регламентировать бюджетные расходы на информирование о деятельности органов власти. Общая сумма запланированных расходов на эти цели в 2015 году составляет 36 млрд 235 млн 288,3 тыс. руб. Согласно прошлогоднему анализу экспертов ОНФ, запланированные расходы на СМИ на 2014 год составили 33 млрд руб. Таким образом, траты регионов на информационные услуги вырастут более чем на 3 млрд руб.

Сейчас региональные и муниципальные администрации пользуются полной свободой — куда и на что направлять средства. После внесения поправок информировать граждан можно будет исключительно о государственных услугах, предоставляемых органами власти. Их перечень и порядок предоставления определяют федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и правительство. Также предложено ввести нормирование информационной деятельности, по которому органы власти не смогут "прятать" эти траты в других статьях бюджета. Кроме того, в ОНФ считают, что закон о СМИ должен обязывать органы госвласти маркировать материалы, которые оплачены за счет бюджета, по аналогии с рекламными материалами.

Также ОНФ предлагает правительству внести в критерии оценки эффективности руководителей субъектов РФ параметр "информационная открытость".

Отдельно ОНФ хочет попросить Счетную палату проверить траты на освещение деятельности органов власти ХМАО, ЯНАО, в Приморском крае и городе Мурманске. Как сообщал "Ъ", накануне ОНФ подробно проанализировал эту статью бюджета Московской области, упрекнув губернатора Андрея Воробьева в "тратах на пиар". Ранее ОНФ выдвигал подобные обвинения целому ряду региональных руководителей. Вчера заместитель главы подмосковного правительства Наталья Виртуозова сообщила участникам форума, что власти области слышат критику и в понедельник представят господину Воробьеву предложения по оптимизации. Однако она не исключила сокращений среди 11 тыс. человек, занятых в отрасли. По ее словам, значительная часть средств уходит на строительство собственной ГТРК, которой в отличие от других регионов не было в Подмосковье. Процесс был запущен еще до начала кризиса.

Представители региональных властей просят разделить понятия пиара и информирования, но не лишать местные власти средств на поддержку СМИ, для многих из которых эти средства являются основным средством к существованию. Вчера об этом говорили чиновники из Саратовской и Московской областей, Приморского края, Башкирии. "Был период, когда государство практически не дотировало СМИ, эту роль взяло на себя состоятельное промышленное лобби. Почему мы отказываем в этом праве органам власти?" — считает замминистра печати и информации Саратовской области Светлана Бакал.

Представители негосударственных СМИ, напротив, поддерживают абсолютный запрет региональным и муниципальным властям содержать СМИ. "Пусть лучше распределяют гранты, так будет честнее",— говорит Дмитрий Высоцкий из "Север-пост.ру", Мурманская область.

В контрольном управлении президента, представители которого впервые присутствуют на всех мероприятиях форума с участием ОНФ, считают, что необходимо заложить четкие критерии, лишающие органы власти субъективности в расходовании средств. Об этом заявил представитель контрольного управления президента Илья Ощепков.

Напомним, 20 января 2014 года Владимир Путин поручил главам субъектов до 1 февраля принять меры по оптимизации расходов на информационное освещение деятельности органов госвласти. Эти рекомендации содержатся в перечне поручений президента по итогам декабрьской конференции ОНФ. Главы регионов должны представить доклад о принятых мерах, а Минфин — обеспечить мониторинг.

Народная закупка. Мнение граждан предлагается учесть в муниципальных госзаказах

понедельник, 16 марта, 2015

Счетная палата, выявившая в 2014 году порядка 500 нарушений в сфере госзаказа, предлагает создать единого контролера за работой государственной контрактной системы. Кроме того, госаудиторы полагают, что в отношении муниципальных закупок следует законодательно закрепить право объединений граждан контролировать действия местных властей в этой сфере.

В 2014 году в ходе проверок Счетной палаты в сфере государственных и муниципальных закупок было выявлено 500 нарушений на общую сумму 130 млрд руб., сообщил в ходе форума «Госзаказ. За честные закупки» аудитор Счетной палаты (СП) Максим Рохмистров. Из этой суммы 16,3 млрд руб. пришлось на нарушения законодательства о размещении заказов и о контрактной системе.

50 из 280 крупных госконтрактов (превышающих 1 млрд руб.) на общую сумму 272,4 млрд руб. в 2014 году были заключены с организациями, зарегистрированными в иностранных юрисдикциях. В СП такую ситуацию называют недопустимой. Там полагают, что правительственный законопроект о запрете на участие офшорных компаний в госзакупках проблему не решает, поскольку не учитывает, что учредителем российской компании, с которой заключается госконтракт, может быть юридическое лицо, зарегистрированное в офшорной юрисдикции. По мнению Максима Рохмистрова, в России целесообразно создать единый государственный орган контроля за функционированием государственной контрактной системы.

Ужесточения предложены СП и для закупочной деятельности муниципальных заказчиков. «Они осуществляют закупки на основании своих положений о закупках, при этом особых законодательных ограничений к таким положениям не предусмотрено. В большинстве случаев в них устанавливается практически ничем не ограниченный перечень оснований для закупок у единственного поставщика»,— заявил на форуме аудитор СП Владимир Катренко. По его мнению, следует законодательно закрепить право объединений граждан контролировать закупки. Если конечными потребителями товаров и услуг при муниципальных закупках являются граждане, их мнение должно учитываться при проведении торгов, считает СП.

ФАС рассказала о необходимых мерах для борьбы с коррупцией при госзакупках

понедельник, 16 марта, 2015

Для эффективной борьбы с коррупцией в сфере госзаказа необходимо, прежде всего, исправить недостатки действующего законодательства о контрактной системе, считает замруководителя управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Артем Лобов.


Действующий закон о контрактной системе дает возможность субъективно оценивать заявки участников конкурсов, а также предметы закупок, предусматривает в качестве основной формы подачу заявок в бумажной форме - в конвертах, что не обеспечивает прозрачности закупочных процедур, сказал он, выступая в пятницу на форуме-выставке "Госзаказ - За честные закупки".

Госдума уже рассмотрела поправки, которые обеспечат перевод более широкого спектра торгов в электронную форму, но необходимо перевести на электронные аукционы также типовое строительство, считает Лобов.

В прошлом году число электронных аукционов выросло на 30% до 1,75 млн, но их доля в общем числе торгов достигла 62%, свидетельствуют данные системы "СПАРК-Маркетинг". В среднем в аукционах, в отличие от других форм проведения торгов, принимают участие более 2 поставщиков, и именно на аукционы приходит почти 70% всех потенциальных участников. Для сравнения, на открытые конкурсы приходится 28% всех объемов объявленных закупок, но на них приходит лишь 1,6% всех потенциальных участников.

Число компаний, заключивших государственные контракты, составило в 2014 году 380 тыс. против 400 тыс. в 2013 году, свидетельствует анализ. Доля малых предприятий, если оценивать по объему контрактов, составила в прошлом году по стране всего 2,1%. На торги с одним участником пришлось 15% от общего количества проведенных торгов против 23% годом раньше.

Россия перешла на новое законодательство о госзакупках (44-ФЗ) с 1 января 2014 года, за год в рамках контрактной системы были размещены заказы на 5,5 трлн руб., что на 10% ниже уровня предыдущего года.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458 459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 476 477 478 479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 493 494 495 496 497 498 499 500 501 502 503 504 505 506 507 508 509 510 511 512 513 514 515 516 517 518 519 520 521 522 523 524 525 526 527 528 529 530 531 532 533 534 535 536 537 538 539 540 541 542 543 544 545 546 547 548 549 550 551 552 553 554 555 556 557 558 559 560 561 562 563 564 565 566 567 568 569 570 571 572 573 574 575 576 577 578 579 580 581 582 583 584 585 586 587 588 589 590 591 592 593 594 595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 629 630 631 632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 650 651 652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662 663 664 665 666 667 668 669 670 671 672 673 674 675 676 677 678 679 680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691 692 693 694 695 696 697 698 699 700 701 702 703 704 705 706 707 708 709 710 711 712 713 714 715 716 717 718 719 720 721 722 723 724 725 726 727 728 729 730 731 732 733 734 735 736 737 738 739 740 741 742 743 744 745 746 747 748 749 750 751 752 753 754 755 756 757 758 759 760 761 762 763 764 765 766 767 768 769 770 771 772 773 774 775 776 777 778 779 780 781 782 783 784 785 786 787 788 789 790 791 792 793 794 795 796 797 798 799 800 801 802 803 804 805 806