Законодательство в сфере государственного оборонного заказа совершенствуется

среда, 15 апреля, 2015

9 апреля 2015 года Президент Российской Федерации внес проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» на рассмотрение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

В данный законопроект включены предложения, подготовленные ФАС России, которые направлены на обеспечение защиты интересов государственного заказчика государственного оборонного заказа, головного исполнителя, исполнителей, а также публичных интересов Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа.

Законопроект устанавливает запреты на действия (бездействие) головного исполнителя, исполнителей, которые приводят или могут привести к необоснованному завышению цены продукции по государственному оборонному заказу, неисполнению либо ненадлежащему исполнению государственного контракта, регламентируются функции и полномочия ФАС России как контролирующего органа в сфере государственного оборонного заказа, определяется порядок проведения ею проверок, порядок возбуждения, рассмотрения и обжалования дел о нарушении законодательства в сфере государственного оборонного заказа.

Кроме того, законопроект предусматривает внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающих дополнительную ответственность за совершение административных правонарушений в сфере государственного оборонного заказа и предусматривающих возможность проведения административного расследования таких правонарушений. Предполагается увеличение срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о государственном оборонном заказе до одного года, введение новых составов административных правонарушений, а также расширение круга лиц, которые вправе рассматривать дела об административных правонарушениях и возможность проведения административного расследования указанных правонарушений.

«Принятие законопроекта позволит предотвратить необоснованное повышение цен при выполнении государственного оборонного заказа, повысить эффективность осуществления контроля и надзора в указанной сфере и устранить существующие недостатки при осуществлении контроля за соблюдением норм законодательства Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа», – отметил начальник Юридического управления ФАС России Игорь Башлаков-Николаев.

Информатору - процент от взятки. Предложено премировать чиновников за сообщения о коррупции

вторник, 14 апреля, 2015

Новый законопроект предлагает премировать граждан за сообщения о коррупции. Если своевременный звонок помог разоблачить взяточника или растратчика, информатор сможет получить премию до трех миллионов рублей.

Такие предложения записаны в проекте закона "О защите лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях", разработанного министерством труда и социальной защиты. В ведомстве рассчитывают, что в середине года документ может быть внесен в Госдуму, и, если все пройдет удачно, то с 2016 года закон может вступить в силу. Тогда честное слово станет воистину золотым. Сейчас документ изучают в правительстве. Инициативу уже поддержал Институт законодательства и сравнительного правоведения при правительстве России - основное правительственное экспертное учреждение по правовым вопросам. При этом эксперты института уже подготовили свои предложения по доработке проекта.

В целом документ прописывает, как сделать безопасной жизнь человека, решившего раскрыть тайны коррупционных схем. Ведь осведомителю зачастую придется пойти против коллег или начальников, близких знакомых, партнеров по бизнесу. Как правило, это люди цивилизованные, грубое насилие они не приемлют. Но сделать жизнь "предателя" голодной и невыносимой могут вполне.

Его лишат всего - работы, дома, денег. Поэтому многие предпочитают молчать и делиться, чем говорить и бороться. В готовящемся законе предлагается прописать гарантии для тех, кто решится поднять голос против коррупционеров. Но все-таки одно из резонансных положений касается прежде всего материального поощрения тех, кто своим сигналом помог раскрыть коррупционеров. Информатору обещают премию в размере от 5 до 15 процентов от размера предотвращенного ущерба. Но не более трех миллионов рублей. Кроме того, в государственных ведомствах могут быть введены и другие поощрения информаторам: благодарственные письма, внесение в книгу почета с выдачей соответствующего свидетельства и прочее. Так что за честное слово и заплатят, и поблагодарят.

Как рассказывают в Институте законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ, подобные методы успешно себя зарекомендовали за рубежом. Например, по некоторым оценкам, в США благодаря таким премиям государство сэкономило более 30 миллиардов долларов в течение 20 лет на госзакупках и госконтрактах. Ведь воровать государственные деньги, в том числе накручивая цены на казенных контрактах, любят во всем мире. Но когда чиновник боится, что партнерам будет выгодней сдать его правоохранителям, чем поделиться с ним, в нем часто просыпается совесть. Или что-то тому подобное, мешающее беззастенчиво брать.

"Но к тем, кто сообщает о коррупции, должны быть установлены строгие требования, - рассказывает директор Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ, вице-президент РАН Талия Хабриева. - Претендент на получение вознаграждения должен быть первоисточником информации высокого качества, которая предоставлена добровольно и привела к раскрытию преступления".

Когда речь идет об откатах, воровстве из бюджета и т.п., сумма ущерба ясна, и долю вычислить легко. Но как быть при взятках? Теоретически сами по себе они ущербом не являются. Как выяснить, сколько потеряло государство от того, что, скажем, пожарный за некоторую сумму закрыл глаза на нарушения в крупном офисе?

"Ущерб определяется путем оценки возможных материальных последствий совершения коррупционного преступления, - рассказывает Талия Хабриева. - Сумма предотвращенного ущерба должна быть установлена решением суда, Счетной палаты Российской Федерации или иного уполномоченного государственного органа. Раньше многие эксперты, предлагая те или иные методы противодействия коррупции, излишне увлекались запретительными или карательными мерами. Но сегодня очень важно внедрять меры, стимулирующие позитивные практики, препятствующие развитию коррупционных проявлений как в публичной, так и в частной сферах. Законопроект Минтруда России делает важный шаг в этой сфере".

Кстати, в некоторых ведомствах система была опробована и дала положительные результаты. Там, где вводились премии, число сообщений о фактах коррупции среди сотрудников резко возросло. Честным быть оказалось гораздо выгодней.

Очень важно наладить также каналы, по которым можно сигнализировать о коррупции и быть уверенным, что информация дойдет куда надо. Как рассказывают в Институте законодательства и сравнительного правоведения, в одних государствах такие каналы делаются максимально прозрачными, например система "красных телефонов" в США. В других странах конфиденциальность является ключевым элементом процедуры сообщения о фактах коррупции, особенно в тех случаях, когда законодательная база не обеспечивает полноценной гарантии защиты информаторов.

Кроме того, по мнению экспертов правительственного института, должны быть четко определены органы, а впоследствии и должностные лица, которые будут обеспечивать применение мер такой защиты. Также Институт законодательства предлагает расширить перечень лиц, которым может быть предоставлена защита. Согласно законопроекту под особую охрану попадают сотрудники среднего звена - госслужащие, работники госструктур и тому подобные лица. Законопроект предлагает распространить подобные меры и на вип-персоны, в том числе министров, аудиторов Счетной палаты, членов комитетов (комиссий) Госдумы, судей федеральных судов. Кроме того, такая защита, по мнению экспертов института, должна предоставляться работникам любых организаций, реализующих свои антикоррупционные политики, то есть, по сути, рядовым гражданам.

В особо опасных ситуациях информаторы могут попасть под программу защиты свидетелей. Но гораздо важнее дать гарантии в бытовой жизни, что с человеком ничего не случится. Законопроект не позволит увольнять без веских причин госслужащего в течение 3 лет после его заявления о коррупции. Если же начальство попытается как-то избавиться от него, скажем, сократить или перевести на другое место, будет проводиться заседание аттестационной комиссии с присутствием прокурора. Надзором за соблюдением прав граждан, сообщивших о коррупционных правонарушениях, будет заниматься Генпрокуратура.

Кстати, современные механизмы противодействия коррупции в конце апреля будут обсуждаться на четвертом Евразийском антикоррупционном форуме "Предупреждение коррупции: новые подходы", организуемом Институтом законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ, а также Счетной палатой РФ при поддержке Госдумы.

Одна из научных разработок, которая будет обсуждаться на форуме, - программы Международного научного мониторинга коррупции, разработанные учеными Института законодательства. По сути, с помощью научных исследований можно будет составить объективные международные рейтинги, в какой части мира царят честные порядки, а где процветает мздоимство.

Программа предлагает совершенно новые подходы к измерению коррупции. В том числе на основе специальной системы индексов будет исследоваться так называемая латентная, то есть скрытая коррупция. Кроме того, разработанные методы позволят оценить также, насколько эффективны те или иные меры борьбы с коррупцией в разных странах. Бывает так, что законы вроде бы хорошие, а результат не тот.

Также на форуме обсудят международные стандарты предупреждения коррупции, электронные технологии как профилактика коррупции и т.п.

Планируется обязать заказчиков обосновывать невозможность закупки отечественного товара

вторник, 14 апреля, 2015

В Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ предлагается внести следующие изменения. Заказчики будут обязаны размещать в ЕИС (на официальном сайте) обоснование того, почему невозможно или нецелесообразно соблюдать установленные в отношения объекта закупки запреты (ограничения).

Такие изменения предусмотрены проектом федерального закона N 764677-6, который находится на рассмотрении Госдумы.

Напомним, что Правительством РФ установлен запрет на допуск к закупкам в том числе отдельных видов иностранных товаров машиностроения и легкой промышленности, а также ограничен допуск к закупкам некоторых иностранных медицинских изделий.

Подробнее об ограничениях допуска к закупкам отдельных товаров (работ, услуг) см.: Путеводитель по контрактной системе в сфере госзакупок. Заказчики и участники закупок.



http://www.consultant.ru/law/review/fed/fks2015-04-14.html
© КонсультантПлюс, 1992-2015

Счетная палата: Ожидаемого роста эффективности и доступности медицинской помощи не произошло

вторник, 14 апреля, 2015

8



Счетная палата проверила оптимизацию в сфере здравоохранения, культуры, образования и социального обслуживания. О ситуации в здравоохранении рассказал аудитор Счетной палаты Александр Филипенко.

По его словам, проверка Счетной палаты показала, что основные цели оптимизации сети медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения не достигнуты – ожидаемого роста эффективности и доступности медицинской помощи не произошло, сообщил на коллегии ведомства.

Планирование мероприятий по оптимизации проводилась каждым регионом самостоятельно при отсутствии единой методологии и общих подходов к оценке неэффективно работающих медицинских организаций, расчета потребности в объемах медицинской помощи по профилям и необходимых ресурсов, отмечается в докладе.

По словам аудитора, основа для планирования деятельности медорганизаций и финансирования медпомощи - территориальные программы госгарантий. В то же время анализ территориальных программ, утвержденных на 2015 г. и на плановый период 2016 и 2017 гг., показал несбалансированность их финансового обеспечения, в том числе по видам медицинской помощи. По сравнению с 2014 г. установлен рост дефицита средств территориальных программ за счет консолидированного бюджета региона. В 2014 г. дефицит был выявлен в 59 регионах в размере 102 млрд. рублей, а в 2015 г. - в 62 регионах в размере 127 млрд. рублей, в том числе по 5 регионам, не являющимися дотационными. Также на 2015 г. 9 регионов утвердили свои территориальные программы с дефицитом средств ОМС в общем объеме 4,93 млрд. рублей из-за неисполнения обязательств регионов по финансированию медпомощи, оказываемой сверх базовой программы ОМС.

Основными причинами дефицита территориальных программ остаются установление нормативов объема медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, и нормативов ее финансовых затрат ниже средних федеральных нормативов.

Кроме того, 58 регионах почти на 9 млрд. рублей превысили стоимость терпрограмм ОМС над утвержденными расходами на ОМС в бюджетах территориальных фондов. «Такие же нарушения мы выявляли и в 2014 году. Но до сих пор Минздрав не изменил методологию разработки терпрограмм и продолжает рекомендовать регионам включать в стоимость программ ОМС расходы на административно-управленческий персонал терфондов. По данному факту мы предлагаем вынести Минздраву предписание», - отметил Александр Филипенко.

Аудитор отметил, что по информации, представленной всеми регионами, под мероприятия по оптимизации подпадают 952 медицинских организации, из них 472 - в 2015 г. (49,6%). Из 952 медицинских организаций за 2014-2018 гг. предполагается ликвидировать 41 медицинскую организацию, реорганизовать в качестве филиалов 911 медицинских организаций. В 2014 г. в мероприятиях по оптимизации участвовало 359 медицинских организаций, из них было ликвидировано 26. 330 потеряли свою самостоятельность. До конца 2018 г. планируется закрыть еще 15 медорганизаций и реорганизовать 581. В основном это больницы и поликлиники. В результате к концу 2018 г. по сравнению с 1 января 2014 г. численность больничных организаций сократится на 11,2%, амбулаторно-поликлинических организаций – на 7,2%.

Кроме того, до 2018 г. регионы планируют сократить фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты (ФАПы), заместив их частично офисами врачей общей практики.

В ходе проверки были выявлены факты ограничения доступности медицинской помощи населению, в том числе первичной медико-санитарной помощи сельским жителям.

Согласно результатам проверки, в России 17 с половиной тыс. населенных пунктов вообще не имеют медицинской инфраструктуры, из них более 11 тыс. расположены на расстоянии свыше 20 км от ближайшей медорганизации, где есть врач. Причем 35% населенных пунктов не охвачены общественным транспортом.

Проверка также показала, что в ходе оптимизации регионы активно сокращают коечный фонд, закрывая в сельских больницах специализированные отделения и переводя эти виды помощи на уровень межрайонных и областных больниц. Всего на конец 2014 г. по медицинским организациям государственной и муниципальной систем здравоохранения регионов сокращено 33 757 коек. При этом сокращение коек районных больниц проводилось большими темпами, чем областных. В результате коечный фонд оказался несбалансированным и не соответствующим потребностям населения.

«Ожидаемой эффективности такая оптимизация не дала. Напротив, она привела к уменьшению числа пролеченных сельских жителей на 32 тыс. человек в то время, когда по городским жителям был установлен рост на 400 тыс. человек», - констатировал Александр Филипенко.

Согласно результатам проверки, рост внутрибольничной летальности был отмечен в 61 регионе. При этом в 49 регионах рост числа умерших происходит на фоне снижения числа госпитализированных больных. В основном увеличение внутрибольничной летальности отмечено в дотационных регионах, где был выявлен дефицит территориальных программ.

По данным федерального статистического наблюдения, в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения в 2014 г. умерло на 17,9 тыс. больных больше, чем в 2013 г. Внутрибольничная летальность увеличилась на 2,6%.Кроме того, по ряду регионов, в том числе в которых зарегистрирован рост внутрибольничной летальности, в 2014 г. отмечен рост числа умерших на дому, что свидетельствует о нарушении принципов маршрутизации пациентов.

Самое главное, что проведенная оптимизация не привела к запланированным результатам по снижению смертности, отмечается в докладе. Вместо предполагаемых 12,8 на 1000 населения по итогам 2014 г. смертность населения, по данным Росстата, составила 13,1 на 1000 населения. Если сравнивать показатели января-февраля 2015 г. с аналогичном периодом 2014 г., то рост смертности населения составил 2,2%.

По итогам контрольного мероприятия в очередной раз был отмечен рост в 2014 г. объема платных медицинских услуг - на 24,2% по сравнению с 2013 г. «В условиях снижения доступности медпомощи для населения рост платных медуслуг может свидетельствовать о замещении бесплатной медицинской помощи платной», - подчеркнул аудитор. Население по-прежнему остается плохо информированным о том, какие медицинские услуги должны предоставляться бесплатно, а какие за плату.

Проверка показала, что в ходе оптимизации регионы проводят активное сокращение численности медработников. «В ходе оптимизации сети мы отмечаем продолжающееся сокращение медработников. По данным Росстата, их число снизилось за год на 90 тыс. человек при сохранении высокого уровня совместительства – около 140%» - отметил Александр Филипенко.

Сокращение медицинских работников в регионах проводится без предварительного планирования и учета возможных последствий, отметил аудитор. Наибольшее сокращение коснулось врачей клинических специальностей – более 19 тыс. человек (без учета врачей, работающих в медицинских организациях Крымского федерального округа), отмечается в докладе.

Одна из целей оптимизации - рост зарплаты медработников. Как было отмечено на Коллегии, на уровень зарплаты медработников большое влияние оказывает высокий процент внутреннего совместительства, который составляет четверть от всего фонда оплаты труда. «Это означает, что рост уровня средней заработной платы медицинских работников вызван не фактическим увеличением размера оплаты его труда, а ростом нагрузки на одного работника, когда вместо положенных 8 часов врач работает 12 часов и более», - пояснил Александр Филипенко.

По его словам, до настоящего времени не завершены мероприятия по переводу медработников на эффективный контракт. По состоянию на 1 января 2015 г. на данный вид оплаты труда переведено чуть менее 40% медработников. Причем в 19 регионах перевод на эффективный контракт до настоящего времени так и не начался, подчеркнул аудитор.

ФАС России помогла привлечь к уголовной ответственности виновных в многомилионных хищениях и растратах

вторник, 14 апреля, 2015

Василеостровский районный суд г. Санкт-Петербурга вынес приговор бывшему руководителю Дирекции по эксплуатации зданий и финансово-хозяйственному обеспечению Российской академии художеств (Академия) и бывшему главе Управления капительного строительства Академии, признав их виновными в хищениях и растратах в особо крупном размере. Основой для расследования правоохранительных органов послужили материалы Федеральной антимонопольной службы (ФАС России), полученные в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

В апреле 2009 года ФАС России признала ГУ «Российская академия художеств» нарушившим Закон о защите конкуренции (п. 4 ч. 1 и ч. 2 ст. 17). Расследование дела проводилось в тесном взаимодействии с правоохранительными органами. Решение ФАС России было направлено в ФСБ России для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела.

С использованием материалов ФАС России правоохранительными органами было возбуждено несколько уголовных дел, по одному из которых в январе 2012 года был обвинительный приговор: за хищение денежных средств, выделенных на ремонт главного здания Академии и музея-усадьбы И.Е. Репина «Пенаты» директор по эксплуатации зданий получила 6 лет условно, директор строительной фирмы – 4 года условно. Наказание, не связанное с лишением свободы, было применено, учитывая чистосердечное раскаяние обвиняемых и помощь следствию.

В результате следствием была установлена причастность бывших руководителей Дирекции по эксплуатации зданий и финансово-хозяйственному обеспечению Академии и Управления капительного строительства Академии к хищениям бюджетных средств. Суд приговорил первого к пяти годам колонии общего режима и штрафу в размере 500 тысяч рублей. Бывший начальник Управления капитального строительства приговорен к четырем с половиной годам условно с испытательным сроком на пять лет и штрафов в размере 305 тысяч рублей.

«Наиболее важен тот факт, что уголовная ответственность наступает даже по истечении нескольких лет судебных разбирательств. Можно с уверенностью сказать, что неотвратимость наказания за нарушение антимонопольного законодательства – это уже реальность», - заявил заместитель руководителя ФАС России Александр Кинёв.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458 459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 476 477 478 479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 493 494 495 496 497 498 499 500 501 502 503 504 505 506 507 508 509 510 511 512 513 514 515 516 517 518 519 520 521 522 523 524 525 526 527 528 529 530 531 532 533 534 535 536 537 538 539 540 541 542 543 544 545 546 547 548 549 550 551 552 553 554 555 556 557 558 559 560 561 562 563 564 565 566 567 568 569 570 571 572 573 574 575 576 577 578 579 580 581 582 583 584 585 586 587 588 589 590 591 592 593 594 595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 629 630 631 632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 650 651 652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662 663 664 665 666 667 668 669 670 671 672 673 674 675 676 677 678 679 680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691 692 693 694 695 696 697 698 699 700 701 702 703 704 705 706 707 708 709 710 711 712 713 714 715 716 717 718 719 720 721 722 723 724 725 726 727 728 729 730 731 732 733 734 735 736 737 738 739 740 741 742 743 744 745 746 747 748 749 750 751 752 753 754 755 756 757 758 759 760 761 762 763 764 765 766 767 768 769 770 771 772 773 774 775 776 777 778 779 780 781 782 783 784 785 786 787 788 789 790 791 792 793 794 795 796 797 798 799 800 801 802 803 804 805 806